Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Социализация в физическом воспитании и спорте. Спорт как фактор развития общества и. Вопросы для подготовки к экзамену |
1. Структура дисциплины Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин Семестр – 7, 8 Лекций – 8 ч. Семинаров – 8 ч. Самостоятельная работа – 104 часа Форма контроля – экзамен 2. Содержание дисциплины Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования 52.19.00 «Физическая культура» конкретизирует задачи социологического образования по подготовке специалистов физической культуры в системе определённых требований. В нем говорится, что специалист должен иметь научное представление о социальном подходе к личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов. Помимо основополагающей теории, изучающей общие закономерности функционирования и развития общества, социология включает в себя целый ряд частных, специальных дисциплин. К их числу относится и социология спорта. Курс социологии спорта занимает особое место в образовательном пространстве физкультурного вуза. Он опирается на полученные ранее знания в курсах общей социологии, философии, культурологии, политологии, а также теории, истории, педагогики и психологии физической культуры и спорта и предлагает особый, социологический, подход к исследованию своего объекта. Теоретико-методологические подходы, которыми располагает социология, являются весьма эффективными при анализе спорта как сложного и социально значимого феномена современного общества. Она изучает такие проявления спорта, которые в повседневной жизни обычно представляются простыми и очевидными, хотя на самом деле таковыми не являются. Социология спорта показывает ошибочность многих обыденных представлений о спорте, подвергает их критике. Это свидетельствует о большом познавательном значении социологии спорта для будущих специалистов. Социология спорта имеет и важное прикладное значение, так как позволяет сформировать профессиональный взгляд на сферу спорта, необходимый для эффективного управления данной сферой. Большое значение имеют и результаты конкретных социологических исследований, которые способствуют выработке адекватных стратегий развития и функционирования спорта в современной России. Выписка из образовательного стандарта (дидактические единицы). Цель и задачи учебной дисциплины Цель учебного курса «Социология спорта» - основываясь на теории и методологии социологической науки, сформировать у студентов глубокое и полное представление о социальной сущности спорта, его возникновении, развитии и функционировании как общественного явления. Курс способствует формированию у студентов знаний и умений, необходимых для осуществления следующих видов профессиональной деятельности: управленческой, организационной, информационно-аналити-ческой, научно-исследовательской, методической, образовательной. Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по курсу «Социология спорта» в вузе включает различные аспекты социологических знаний. В данный курс входит решение следующих задач: 1. Показать динамику спорта в контексте социокультурной эволюции обществ, его скрытые структурные параметры и роль в современной цивилизации. 2. Дать характеристику спорту как социальному институту, взаимосвязанному со многими сферами современного общества, его социальным функциям. 3. Раскрыть характерные особенности и механизмы воздействия спорта на процесс социализации личности. 4. Научить анализу и критическому оцениванию ключевых социальных проблем современного спорта. 4. Дать студентам информацию об отношении различных социально-демографических групп населения к спорту и физическому воспитанию (их потребности, интересы, ценностные ориентации, поведение, стиль, образ жизни и т.д.). 5. Сформировать у студентов навыки подготовки и проведения эмпирических социологических исследований в сфере физической культуры и спорта, умения использовать результаты этих исследований в своей научной и профессиональной деятельности. В ходе самостоятельной работы студенты изучают рекомендованную литературу, выполняют предусмотренные программой курса задания. Обязательная практическая работа заключается в разработке социологического исследовательского проекта - программы и инструментария конкретно-социологического исследования (анкетный опрос). Контроль за самостоятельной работой студентов проводится в виде семинаров, индивидуальных и групповых консультаций, собеседований, подготовки рефератов, докладов и т.д. Наименование тем курса Тема I . Социология спорта как научная и учебная дисциплина Социальная сущность спорта. Актуальность и специфика его социологического анализа. Функции социологии спорта. Место социологии спорта в структуре социологического знания. Социология спорта как социологическая теория среднего уровня. Проблема ее интеграции в систему социологического знания. Взаимосвязь социологии спорта с другими науками о спорте. Становление и развитие социологии спорта. Исторические корни социологии спорта. Научный статус социологии спорта, ее предмет, методы. Основные направления развития и современное состояние социологии спорта в России и за рубежом. Условия и причины выделения социологии спорта как самостоятельной научной дисциплины в рамках социологии. Функции социологии спорта. Основные понятия курса: «спорт» и «физическая культура», их соотношение и содержание на современном этапе развития российского общества и спорта. Этимологические корни понятия «спорт» и его современное значение. Уровни социологического анализа. Роль теоретических парадигм социологии в понимании феномена спорта, научной интерпретации этого понятия. Анализ спорта на основе уровней социального анализа Дж. Ритцера. Объективное и субъективное, макро- и микро измерение спорта. Тема 2. Социокультурная эволюция спорта Сущность понятий «общество», «культура», «социокультурная система», «эволюция». Взаимосвязь этих понятий со спортом. Классики социологии о прогрессе и эволюции общества. Этапы социокультурной эволюции спорта. Физические упражнения и состязания в обществе охотников и собирателей, в земледельческих и скотоводческих обществах. Физические упражнения и состязания в аграрных обществах. Возникновение спорта. Социальная организация соперничества в Древней Греции. Закат спорта и распространение христианства. Возрождение спорта в индустриальном обществе. Социальные предпосылки институционализации спорта в Англии и Европе в XIX - начале ХХв. Этика протестантизма как социокультурная основа спорта и соперничества в XIXв. Основные тенденции развития спорта в постиндустриальной цивилизации. Понятие глобализации. Международный спорт как глобальный социальный феномен. Зрелищность как один из критериев развития спорта. Процессы коммерциализации и профессионализации спорта. Современные направления развития спортивно-оздоровительной индустрии. Тема 3. Спорт как элемент общечеловеческой культуры Место спорта в системе общекультурных ценностей. Спорт как продукт культуры и фактор, влияющий на ее развитие. Спорт как воплощение эстетических ценностей и сфера самореализации личности. Причины ценностной амбивалентности спорта. Спорт и человеческое тело. Телесность человека в системе общекультурных ценностей. Спорт как игра и соревновательная деятельность. Игра и соревновательность как один из базовых моментов процесса самоидентификации человека. Основные формы и принципы организации соревновательного взаимодействия. Культурно-нормативная структура спорта. Культурные нормы как атрибуты социального порядка. Нормы спортивной конкуренции. Институциональные нормы спорта. Принципы Фэйр Плэй. «Надспортивные» нравственные нормы. Эстетическое содержание спорта. Формы эстетической деятельности, связанные с занятиями спортом. Роль и значение эстетических компонентов спорта. Спорт и искусство. Проблема интеграции спорта с искусством и пути ее решения. Нравственный потенциал спорта. Тема 4. Спорт как социальный институт Понятия «социальный институт», «система», «структура», «функция» и «дисфункция» в социологии. Институциональный подход к анализу спорта, его подсистем. Внутренняя структура института спорта: массовый спорт и фитнесс, спорт высших достижений и олимпийский спорт, профессионально-коммерческий спорт. Социологические данные о занятиях массовым спортом в России и зарубежных странах. Адаптивный спорт и проблема инвалидизации населения. Социально-демографические характеристики субъектов массового спорта. Большой спорт, его разновидности и социально-экономические характеристики. Влияние национального менталитета на функционирование спорта. Специфика американской модели спорта. Спорт в Европейском союзе. Российская и китайская модели спорта. Соотношение массового и большого спорта. Их сосуществование и развитие в современной России. Фитнесс как современная тенденция в мировом спортивно-оздоровительном движении. Социально-демографические характеристики посетителей фитнесс-центров. Клубный характер фитнесс-движения. Социальные и экономические функции фитнесс-движения. Тема 5. Институциональные взаимосвязи спорта Внешняя структура института спорта. Взаимосвязь спорта с институтами образования и здравоохранения. Спорт и СМИ: взаимовлияние и тенденции развития в ХХв. Доля различных СМИ в освещении спортивных событий. Роль СМИ в развитии зрелищных видов спорта. Основные направления в деятельности СМИ по пропаганде ценностей физической культуры и спорта. Участие государства в развитии спорта. Спорт как актор большой политики. Спорт как элемент экономической системы. Массовый спорт как сфера услуг в условиях рынка. Источники финансирования спорта. Тема 6. Олимпийское движение как социальный феномен Социально-культурное содержание древнегреческих и современных Олимпийских игр: сходства и различия. Олимпийские игры как инструмент международной политики. Олимпийское перемирие. Взаимоотношение олимпийского движения и других социальных движений, связанных со спортом. Олимпийское движение и социокультурные процессы в современной России. Перспективы и направления дальнейшего развития олимпийского движения и Олимпийских игр. Социальные функции современного олимпийского движения. Влияние профессионализации и коммерциализации спорта на социальную значимость олимпийского движения. Разногласия и противоречия в оценке гуманистической ценности современного олимпийского движения. Тема 7. Социальные функции и дисфункции спорта Универсальные функции спорта. Специфические функции массового спорта, спорта высших достижений, профессионально-коммерческого спорта. Возможность дисфункциональных проявлений в спорте. Спорт и международные конфликты. Миротворческая роль международного спорта и трудности ее реализации. Проблема соблюдения принципов Фэйр Плэй в современном спорте. Противоречия, определяющие неоднозначную ситуацию в развитии спорта высших достижений. Применение допинга, система договорных побед. Тема 8. Спорт и социализация личности Определение понятий «личность», «социализация». Личность как совокупность социальных и биологических качеств, воздействие спорта на каждое из них. Занятия спортом в системе ценностных ориентаций молодежи. Влияние ценностей общества на воспитательную ценность спорта. Волевые способности спортсмена. Детский спорт. Ранняя социальная зрелость и другие особенности положения человека в спорте. «Жизнь в спорте» и «жизнь вне спорта». Спорт как школа доминирующих социальных ценностей. Проблемный характер социализации в сфере спорта, вызванный амбивалентным воздействием спорта и соперничества на формирование личности. Спортивная карьера и этапы социализации. Кризисы спортивной карьеры. Основные противоречия, обуславливающие кризисы спортивной карьеры. Особенности «мужской» и «женской» спортивной карьеры. Социальная адаптация спортсменов и спортсменок после завершения спортивной карьеры. Тема 9. Спортивная субкультура Понятие субкультуры. Спортивные ориентации в молодежных субкультурах. Трансформация ценностей спорта в спортивной субкультуре. Девиантность субъектов спортивной деятельности. Проблема криминального поведения спортсменов-единоборцев. Результаты социологических исследований, посвященных проблемам девиантного и криминального поведения в спорте. Агрессия и насилие как атрибуты спортивной субкультуры. Социологические и социально-психологические теории агрессии. Насилие спортсмена над самим собой. Насилие одного спортсмена над другим. Насилие инструментальное и враждебное. Социологический и психологический подходы к исследованию агрессивного поведения спортсменов. Спорт и его аудитория. Фаны и болельщики в спорте, проблема их асоциального поведения. Насильственные действия болельщиков на трибунах. Феномен спортивного фанатизма. Социологические и социально-психологические детерминанты спортивного фанатизма. Спорт и допинг. Допинг как индивидуальная и системная проблема современного спорта. Основные аспекты проблемы допинга: медико-биологический, правовой, морально-этический и социальный. Проблема моральной легитимности допинга в среде спортсменов. Распространенность допинга в различных видах спорта. Санкционирующие и лимитирующие факторы распространенности допинга среди спортсменов. Проблема социальной ответственности спортсмена. Тема 10. Проблема гуманизации спорта Понятие гуманизма. Актуальность гуманизации современного спорта. Гуманистические образовательные программы в сфере спорта как средство нормативной коррекции спортивной субкультуры. Олимпийские идеалы и ценности. Основные положения социально-педагогической концепции основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена. Деятельность международной олимпийской академии. Олимпийское образование в России. Проект СпАрт. Проблема ориентации юных спортсменов на принципы Фэйр Плэй в спорте. Спортивно-гуманистические образовательные программы за рубежом, анализ их эффективности. Тема 11. Физкультурно-спортивная активность и ее социальные барьеры Ориентация личности на активные занятия спортом. Отношение различных социально-демографических групп населения к спорту и физическому воспитанию (потребности, интересы, ценностные ориентации, поведение, стиль, образ жизни и т.д.). Проблема пропаганды занятий спортом и здорового образа жизни. Уровень физкультурного образования населения. Мнение респондентов о ценности занятий массовым спортом, их субъективная оценка состояния своего здоровья и физической подготовленности. Место здоровья и других параметров физического состояния в системе основных ценностей современного человека. Пути и средства повышения физкультурно-спортивной активности населения (социологический анализ). Тема 12. Эмпирические социологические исследования, их методы и значение в исследовании спорта Общая характеристика методов социологии. Роль социологических методов в изучении физкультурно-спортивной сферы. Теоретические и эмпирические методы, их разновидности. Количественные (классические) и качественные методы, их основные методологические различия. Фундаментальные (научные) и прикладные исследования. Этапы и виды эмпирического социологического исследования. Методология и методика исследования. Основные этапы исследования: обоснование проблемы и разработка исследовательской программы, разработка инструментария, сбор первичных данных и их обработка, теоретический анализ и интерпретация данных. Разведывательные, описательные и аналитические исследования. Панельные и лонгитюдные исследования. Тема 13. Программа эмпирического социологического исследования Исследовательская программа, обоснование ее необходимости. Составные части программы. Методологическая часть: постановка и обоснование проблемы, формулировка цели, задач, объекта, предмета, гипотез исследования. Интерпретация основных понятий. Методическая часть: определение обследуемой совокупности, виды выборки в социологии. Понятие репрезентативности в социологическом исследовании. Характеристика методов исследования. Тема 14. Методика и техника составления социологической анкеты Композиция опросника: вводная, основная и демографическая части. Классификация вопросов по форме: открытые, закрытые, полузакрытые, прямые, косвенные, шкальные вопросы. Классификация вопросов по способу оформления: линейные, табличные, вопросы-рисунки. Классификация вопросов по функциям: основные, контрольные, функционально-психологические, вопросы-фильтры. Проверка анкеты. Проверка формулировок вопросов. Проверка композиции анкеты. Проверка графического оформления анкеты. Пилотажное исследование. Тема 15. Методы обработки первичной социологической информации Методы обработки полученных данных. Методы математической статистики в социологии спорта. Типовые распределения вероятностей, оценки параметров, выборочные распределения. Статистическое исследование данных социологического опроса. Практическая работа со стандартным пакетом статистических исследований Statgraphics Plus for Windows (SG). Основные формы графиков, диаграмм и обобщающих таблиц. 3. Требования к уровню освоения программы и формы контроля Требования к уровню освоения программы, формы текущего промежуточного и итогового контроля 2.4.1. Основные требования, предъявляемые к специалисту Студент должен знать: 1. Цель, задачи и организационную структуру социологии спорта как учебной и научной дисциплины; 2. Социальные функции физической культуры и спорта; 3. Социальные противоречия, определяющие направление конкретных социологических исследований в области физической культуры и спорта; 4. Особенности социализации личности спортсмена; 5. Социокультурный потенциал физической культуры и спорта; 6. Проблемы развития олимпийского движения; 7. Движущие силы, определяющие развитие физической культуры и спорта. Студент должен уметь: 1. Составить программу конкретного социологического исследования в области физической культуры и спорта; 2. Разработать анкету для социологического опроса; 3. Провести социологический анализ документов; 4. Организовать социологическое исследование на уровне малой социальной группы; 5. Проанализировать результаты исследования и выработать практические рекомендации. Вопросы для подготовки к экзамену 1. Социология спорта как наука. Ее объект, предмет и функции. 2. Становление и развитие социологии спорта. 3. Социология спорта в структуре социологического знания. 4. Социологическая интерпретация понятия "спорт". 5. Физические упражнения и состязания в примитивных обществах. 6. Спорт в аграрных обществах. Причины возникновения и упадка. 7. Факторы развития института спорта в индустриальном обществе. 8. Тенденции развития спорта в постиндустриальной цивилизации. 9. Спорт в системе общекультурных ценностей. 10. Социокультурный смысл спортивного соревнования. 11. Культурно-нормативное содержание современного спорта. 12. Характеристика спорта как социального института. 13. Спорт для всех как социальное явление. 14. Социальные и экономические функции фитнесса. 15. Социально-демографические характеристики субъектов массового спорта. 16. Большой спорт, его подсистемы и функции. 17. Проблема соотношения массового и большого спорта. 18. Спорт и глобализация. Международный спорт как глобальный социальный феномен. 19. Олимпийские игры античности и современности. Сходства и различия. 20. Спорт и национальный менталитет. Основные различия европейской и американской моделей спорта. 21. Спорт в современной России. Проблемы и перспективы развития. 22. Спорт и государство. Причины и формы вовлечения государства 23. Спорт как элемент экономической системы. 24. Спорт и СМИ. Формы и характер взаимодействия. 25. Универсальные и специфические функции спорта и его подсистем. 26. Дисфункциональные проявления в международном спорте. 27. Роль спорта в социализации личности. 28. Спортивная карьера. Кризисы спортивной карьеры. 29. Спортивная субкультура. 30. Агрессия и насилие в спорте. Социологический анализ проблемы. 31. Девиантность субъектов спортивной деятельности. 32. Спорт и его аудитория. Социально-психологические детерминанты спортивного фанатизма. 33. Допинг в спорте как социальная проблема. 34. Спорт и идеи гуманизма. Проблема гуманизации спорта и возможные способы ее решения. 35. Фэйр Плэй в спорте. Проблема соблюдения принципов Фэйр Плэй и основные подходы к ее решению. 36. Социальные барьеры физкультурной активности. Ориентация личности на оздоровление средствами спорта. 37. Методы социологии. Понятие эмпирического социологического исследования. 38. Этапы и виды социологического исследования. 39. Программа социологического исследования. Разделы программы. 40. Опрос как метод социологического исследования. Структура анкеты и виды вопросов. Перечень заданий для самостоятельной работы 1. Значимость физической культуры и спорта в образе жизни учащихся старших классов. 2. Использование запрещенных препаратов спортсменами-легкоатлетами (или др.). 3. Вредные привычки студентов СГАФКСТ. 4. Отношение студентов СГАФКСТ к олимпийскому движению. 5. Отношение студентов смоленских вузов к физическому самовоспитанию. 6. Студенты академии о современных компьютерных технологиях. 7. Уровень и качество жизни студентов СГАФКСТ. 8. Валеологическая культура студентов СГАФКСТ. 9. Участие студентов СГАФКСТ в общественной жизни академии. 10.Адаптация студентов СГАФКСТ к жизни в общежитии. 11.Двигательная активность и ее значимость в жизни смолян. 12.Проблема наркомании глазами студентов академии. 13.Анализ академической неуспеваемости студентов СГАФКСТ. 14.Отношение студентов СГАФКСТ к гуманистическим ценностям 15.Спортсмены-легкоатлеты (или др.) о проблеме завершения спортивной карьеры. 16.Проблема девиантного поведения среди студентов академии. 17.Отношение к принципам Фэйр Плэй студентов СГАФКСТ различных специализаций. 18.Активный отдых студентов академии. 19.Участие студентов СГАФКСТ в научной жизни академии. 20.Мнение студентов СГАФКСТ 1-го и 5-го курсов об учебе в академии. 21.Студенты СГАФКСТ о работе по специальности. 22.Стратификационные особенности смолян, посещающих фитнесс-клубы. 23.Эффективность функционирования спортивного клуба «Здоровье». 24.Активные формы проведения досуга в жизни смолян. Подготовка рефератов В рамках самостоятельной работы студентами производится написание реферата и/или подготовка сообщения по выбранной теме на основе методических указаний, приведенных в п.3.3.2. 1. Социология спорта как наука. 2. Спорт как феномен индустриального общества. 3. Физическая культура и спорт как социальный институт. 4. Физическая культура как часть культуры общества. 5. Физическая культура как социальный институт. 6. Социальные функции физической культуры. 7. Олимпийское образование и воспитание как инновационное направление спортивной педагогики. 8. Роль средств массовой информации в решении социологических проблем физической культуры. 9. Спорт и политика: социологический анализ. 10. Валеологическое воспитание молодежи. 11. Физическая культура и стиль жизни человека. 12. Роль спорта в социализации личности. 13. Допинг как проблема современного спорта. 14. Спорт как сфера антагонизмов и социальных конфликтов. 15. Социологические проблемы спорта высших достижений. 16. Спорт высших достижений в XXI веке: социологический прогноз развития. 17. Социологические проблемы современного олимпийского движения. 18. Любитель и профессионал в спорте. 19. Спорт и дети: социологический взгляд. 20. Проблема соблюдения принципов Фэйр Плэй в современном спорте. 21. Спортивная карьера и проблема социальной адаптации. 22. Социальная ответственность спортсмена. 23. Спорт как сфера социальной реабилитации инвалидов. 24. Спорт и гендер: социальная адаптация женщин в спорте. 25. Спорт и социальное неравенство. Практическая работа: «Подготовка и проведение конкретного социологического исследования в сфере физической культуры» Задания для самостоятельной работы: 1. Разработать программу конкретно-социологического исследования по свободно избранной теме из области физической культуры и спорта. 2. Определить виды и методы выборки, объем выборочной совокупности и обеспечить ее репрезентативность. 3. Проведите интерпретацию и операционализацию основных понятий. 4. Разработайте социологическую анкету по программе исследования. 5. Проверьте готовую анкету на правильность формулировок вопросов и композиции. Оцените графическое оформление анкеты. 6. Разберите ошибки составленной анкеты. 7. Проведите пробное исследование. *при составлении собственной программы социологического исследования используете в качестве примера программу, приведенную в п.3.3.1. Примерная тематика исследовательских работ: 25.Значимость физической культуры и спорта в образе жизни учащихся старших классов. 26.Использование запрещенных препаратов спортсменами-легкоатлетами (или др.). 27.Вредные привычки студентов СГАФКСТ. 28.Отношение студентов СГАФКСТ к олимпийскому движению. 29.Отношение студентов смоленских вузов к физическому самовоспитанию. 30.Студенты академии о современных компьютерных технологиях. 31.Уровень и качество жизни студентов СГАФКСТ. 32.Валеологическая культура студентов СГАФКСТ. 33.Участие студентов СГАФКСТ в общественной жизни академии. 34.Адаптация студентов СГАФКСТ к жизни в общежитии. 35.Двигательная активность и ее значимость в жизни смолян. 36.Проблема наркомании глазами студентов академии. 37.Анализ академической неуспеваемости студентов СГАФКСТ. 38.Отношение студентов СГАФКСТ к гуманистическим ценностям 39.Спортсмены-легкоатлеты (или др.) о проблеме завершения спортивной карьеры. 40.Проблема девиантного поведения среди студентов академии. 41.Отношение к принципам Фэйр Плэй студентов СГАФКСТ различных специализаций. 42.Активный отдых студентов академии. 43.Участие студентов СГАФКСТ в научной жизни академии. 44.Мнение студентов СГАФКСТ 1-го и 5-го курсов об учебе в академии. 45.Студенты СГАФКСТ о работе по специальности. 46.Стратификационные особенности смолян, посещающих фитнесс-клубы. 47.Эффективность функционирования спортивного клуба «Здоровье». 48.Активные формы проведения досуга в жизни смолян. Литература: 1. Аверьянов Л.Я. Искусство задавать вопросы: заметки социолога. - М., 1987. 2. Андреева Г.М. Лекции по методике конкретных социальных исследований. - М.: МГУ, 1972. 3. Батыгин Г.С. Основание научного вывода в прикладной социологии. - М., 1986. 4. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. - М., "Высшая школа", 1989. 5. Васильев Н.Н. Проблемы унификации основных понятий в физической культуре и спорте. - Минск, 1974. 6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований - М.: Изд-во МГУ, 1988. 7. Ермолаева Е.М. Язык респондента, язык анкеты. Журнал "Социология и спорт". - М., 1987, № 1. 8. Как провести социологическое исследование / Под. общ. ред. М.Л Горошкова и Ф.Э. Шеречи. - М.: Полит. лит-ра.1985. 9. Как провести социологическое исследование. Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. - М., Политиздат,1985. 10.Краткий словарь по социологии. - М,: Полит. лит-ра, 1989. 11.Маслов П.П. Статистика и социология. - М., Статистика, 1971. 12.Маслова О.М. Познавательные возможности открытых и закрытых вопросов. Журнал "Социология спорта". - М., 1984, № 2. 13.Мильштейн О.А., Прокопчук Ю.А. Анкетирование как средство общения социолога с респондентами в сфере физической культуры и спорта: Методические рекомендации для студентов института физической культуры. - Краснодар: ГЦОЛИФК, Краснодарский ГИФК.1991. 14.Моин В.Б. Форма вопроса, интерпретация ответа. Журнал "Социология и спорт". - М., 1987, № 5. 15.Новикова С. Методика составления социологической анкеты по физической культуре /курс Практической социологии/: Учебно-методическое пособие. - М.: РГАФК, 1996. 16.Новикова С. Методика составления социологической анкеты по физической культуре /курс практической социологии/: Учебно-методическое пособие. - М.: РГАФК, 1996. 17.Ноэль Н. Массовые опросы. Введение в технику демоскопии. - М., 1978. 18.Пирог А.В. Организация и методика проведения социологических исследований в спорте. Уч. пособие. - Смоленск, 1991. 19.Пирог А.В., Козлова Н.М. Конструирование социологической анкеты: Методические указания для студентов институтов физической культуры. - Смоленск: СГИФК, 1994. 20.Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. - Ереван, 1985. 21.Рабочая книга социолога /Под ред. Г.В. Осипова./ - М.: Наука, 1982, 22.Столяров В.И. Методические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. - М., ГЦОЛИФК, 1984. 23.Торопов Л.В. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине "социология физической культуры и спорта". - Челябинск, 1990. 24.Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных заведений. - М.: Логос, 1997. 25.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Изд-во "Самарский университет", 1995. Контрольные тесты (промежуточный контроль) 1) Социология – это: а) Наука, изучающая общество и общественные отношения, т.е. социальные формы жизни; б) Раздел философии, направленный на изучение практически важных для общества социальных проблем и процессов; в) Социокультурная система, представляющая собой результат взаимодействия культуры и общества; г) Социальный институт, выполняющий функцию трансляции общественно значимых знаний и культурного наследия. 2) Социальный институт – это: а) Совокупность общественных отношений, характерных для данного общества; б) Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку специалистов в области социологии; в) Организация, выполняющая функцию социальной защиты населения; г) Совокупность норм, предписаний и требований, посредством которых общество регулирует деятельность людей в важнейших сферах общественной жизни. 3) Физическая культура и спорт приобретают в России черты социального института: а) В конце 20-х годов XX столетия; б) В 30-е годы XX столетия; в) В 40-е годы XX столетия; г) В 50-е годы XX столетия. 4) Спорт – это: а) Часть физической культуры; б) Соревнование, состязание, игра; в) Социальный институт развития, распространения и освоения культуры двигательной активности человека и человечества; г) Средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации. 5) Задачами социологии физической культуры и спорта являются: а) Развитие массовости физкультурно-спортивного движения, анализ и разрешение социальных проблем спортивной деятельности; б) Анализ общественного мнения по отношению к физической культуре и спорту; в) Формирование в общественном сознании позитивного отношения к физической культуре и спорту; г) Анализ противоречий спорта высших достижений. 6) Адаптивный спорт – это: а) Спорт, основанный на высоких гуманистических идеалах олимпизма; б) Спорт для лиц с ограниченными возможностями; в) Спорт, направленный на достижение высоких спортивных результатов; 7) Физкультурное воспитание – это: а) Освоение ценностей физической культуры; б) Совокупность идей, методов и способов оздоровления населения; в) Совокупность идей, методов и способов достижения высоких спортивных результатов; г) Педагогический процесс формирования физической культуры личности. 8) Массовый спорт – это: а) Соревнования и состязания, проводимые с привлечением большого количества участников; б) Спорт, основанный на общечеловеческих ценностях; в) Спорт, направленный на достижение высоких спортивных результатов в основной массе спортсменов; г) Спорт как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации наряду с достижением высоких спортивных результатов. 9) Олимпийский спорт – это: а) Спорт для лиц с ограниченными возможностями; б) Спорт, направленный на достижение высоких спортивных результатов; г) Социальный институт, задачи которого адаптированы к потребностям конкретного общества. 10) Физическая культура – это: а) Учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физических упражнений в рамках соревновательной деятельности; б) Совокупность общественных идей (целей, форм, мероприятий), существенных для физического совершенствования человека; в) Специфическая философия жизни, включающая в себя духовное содержание спорта; г) Совокупность социально приобретенных навыков поддержания хорошей физической формы. 11) Здоровый образ жизни – это: а) Способ жизнедеятельности индивида, направленный на увеличение продолжительности жизни; б) Культурный феномен, выраженный в заботе о здоровье как высшей ценности; в) Способ жизнедеятельности, связанный с отказом от вредных привычек; г) Жизненная позиция, при которой активность индивида выражается в систематическом занятии физическими упражнениями. 12) Прикладная социология – это: а) Раздел социологии, направленный на изучение значимых для общества социальных проблем и процессов и выработку практических рекомендаций по устранению дисфункций; б) Научное знание, базирующееся на использовании определенных эмпирических приемов исследования; в) Инструмент научного познания общественной жизни; г) Система научного знания, устанавливающая закономерности развития социальных практик. 13) Социологическое исследование – это: а) Теоретический способ анализа социально значимых явлений; б) Практический способ анализа социально значимых явлений; в) Научно обоснованная деятельность, направленная на изучение существенных свойств и отношений социальной жизни; г) Опрос населения с целью изучения общественного мнения. 14) К теоретическим методам социологии относятся: а) Количественные методы; б) Качественные методы; в) Методы математической статистики; г) Методы логической интерпретации. 15) К эмпирическим методам социологии относятся: а) Системный анализ; б) Структурно-функциональный анализ; в) Опросные методы; г) Моделирование. 16) Основными социально значимыми функциями СМИ являются: а) Просветительская и воспитательная; б) Пропагандистская и просветительская; в) Агитационная и образовательная; г) Агитационная и пропагандистская. 17) Физическая культура как специфический вид социальной деятельности по своей природе: а) Однонаправлена; б) Полифункциональна; в) Монокультурна; г) Директивна. 18) Особенностями социализации в спортивной среде являются: а) Ускоренные темпы социализации; б) Замедленные темпы социализации; в) Приоритет физического развития над духовным; г) Не имеет никаких особенностей. 19) В основе классификации спортивной карьеры лежат: а) Переход на новые этапы обучения в выбранном виде спорта; б) Период достижения максимальных спортивных результатов; в) Получение профессионального образования; 20) Кризис начала спортивной специализации связан: а) С большим психологическим напряжением; в) С адаптацией к требованиям вида спорта, тренеру, спортивной группе; г) С изменением спортивного режима. Ключ: 1а,2г, 3а, 4в, 5а, 6б, 7г, 8г, 9в, 10б, 11б, 12а, 13в, 14г, 15в, 16а, 17б, 18а, 19г, 20в. Методические указания студентам Практическая работа заключается в создании программы и инструментария анкетного опроса по одной из научных или прикладных социологических проблем спорта, а также проведении пилотажного исследования. Метод опроса является одним из наиболее распространенных методов получения первичной социологической информации. Он позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации для того, чтобы выявить устойчивость склонностей, мотивов и т.п. субъективных состояний человека. Он является почти универсальным методом. Будучи, несомненно, лучшим источником знания о внутренних побуждениях людей, этот метод при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить надежную информацию о событиях прошлого или настоящего, о продуктах деятельности, короче - о чем угодно. Спрашивать можно обо всем, даже о том, чего самому ни увидеть, ни прочитать никоим образом не удастся. В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы - самый «легкий» для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос - это самый «трудный» метод социологического исследования. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Разработка программы и инструментария анкетного опроса позволяет студенту не только освоить теорию и практику анкетного опроса, но также развить свои навыки и способности ведения научно-исследовательской работы. Составление программы - необходимое условие успешности всей работы. Каковы общие требования , предъявляемые к программе? Первое требование - необходимость программы . Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно иначе. Второе требование - эксплицитность программы . Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Третье требование - логическая последовательность всех элементов программы. Все ее звенья связаны в логически стройную цепочку. Обрыв в одном звене немедленно влечет за собой ошибки в последующих операциях. Только после тщательной проработки программы следует приступать к разработке инструментария (социологической анкеты). Практическая работа включает в себя: 1. Титульный лист с указанием темы работы, фамилии и инициалов исполнителя, факультета и группы. 2. Программу социологического исследования : методологическая часть (постановка и обоснование проблемы, формулировка цели, задач, объекта, предмета, гипотез исследования, интерпретация и операционализация основных понятий); методическая часть (определение обследуемой совокупности, характеристика методов исследования). 3. Анкету , состоящую из вводной, основной и демографической части . Количество вопросов основной части анкеты – не менее 15. Вопросы должны быть разных типов 4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Список основной учебной литературы 1. Визитей, Н.Н. Курс лекций по социологии спорта: учеб. пособие / 2. Егоров, А.Г. Фэйр Плэй в современном спорте: учеб. пособие / 3. Жолдак, В.И. Социология менеджмента физической культуры и спорта / В.И. Жолдак, С.Г. Сейранов. - М.: Советский спорт, 2003. 4. Захаров, М.А. Социология спорта: учебно-методическое пособие / М.А. Захаров. - Смоленск: СГАФКСТ, 2007. 5. Козлова, B.C. Спорт и его аудитория. / В.С. Козлова. - Смоленск, 2003. 6. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие / Л.И. Лубышева. - М.: Изд. центр «Академия», 2001. 7. Новикова, С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: учебное пособие / С.С. Новикова. – М.: СпортАкадемПресс, 2000. 8. Пирог, А.В. Организация и методика проведения социологических исследований в спорте: учебное пособие / А.В. Пирог. – Смоленск, 1991. 9. Пономарчук, В.А. Институт спорта (история и реалии) / В.А. Пономарчук, В.С. Козлова. - Мн., 2002. 10. Столяров, В.И. Социология физической культуры и спорта: учебник / В.И. Столяров. - М.: Флинта: Наука, 2004. 11. Супиков, В.Н. Социальные проблемы спорта: курс лекций. / В.Н. Супиков. – Смоленск – Пенза, 2006. 12. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч.1. 13. Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта / сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. - М.: Физическая культура, 2005. - Ч.2. 1. http://ecsocman.edu.ru – образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». 2. http://www.fom.ru – фонд «Общественное мнение». 3. http://ihtik.lib.ru – электронная полнотекстовая научная библиотека. 4. http://www.i-u.ru/biblio - библиотека Российского гуманитарного интернет-университета. 5. http://www.ioa.org.gr - официальный сайт Международной олимпийской академии. 6. http://lib.socio.msu.ru – библиотека Социологического факультета МГУ. 7. http://lib.sportedu.ru - библиотека РГУФК. 8. http://lib.sportedu.ru/press/fkvot/ - архив журнала «Физическая культура: образование, воспитание, тренировка». 9. http://lib.sportedu.ru/press/tpfk/ - архив журнала "Теория и практика физической культуры". 10. http://www.olympic.ru - официальный сайт Олимпийского комитета России. 11. http://www.school.edu.ru - справочно-информационные источники. 12. http://socis.isras.ru - журнал «Социологические исследования». 13. http://soc.lib.ru/su (http://soclib.fatal.ru/lib.php) - библиотека «Социология, психология, управление». 14. http://sportcom.ru - Информационное спортивное агентство. 15. http://www.sportsovet.ru - официальный сайт Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму. 16. http://www.teoriya.ru/ - издательство «Теория и практика физической культуры». Научно-технологическое обоснование стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста В.В. Апокин, Сургутский государственный университет, Сургут Введение. Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека . Интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на младших школьников обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека . Известно, что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств. Теоретико-методической основой идеи использования краткосрочной стандартной тренировочной программы развития физических качеств стали исследования научных школ под руководством В.В. Петровского и В.К. Бальсевича. Отсутствие экспериментальных исследований о возможности применения стандартной тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей 9-10 лет послужило предпосылкой проведения настоящего исследования. Ведущими идеями исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности использования стандартной учебно-тренировочной программы (СУТП) стимулируемого развития быстроты в сенситивный период у школьников 9-10 лет в условиях физического воспитания в школе. Методы и организация. Разработка СУТП осуществлялась в пять этапов. На первом этапе обосновывался методологический подход к разработке инновационной технологии стимулируемого развития физического качества быстроты у детей, основанный на теории сенситивных периодов развития моторики ребенка и концепции пуловой тренировки. На втором этапе разрабатывались основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. На третьем этапе обосновывалось содержание учебно-тренировочного модуля как дидактической единицы при реализации стандартной программы развития быстроты у младших школьников. На четвертом этапе выявлялись особенности развития скоростных способностей детей в ходе реализации СУТП и учебно-тренировочного модуля пуловых тренирующих воздействий на обучающихся. На пятом этапе осуществлялась экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет. Для оценка физического качества быстроты применялись следующие тесты (см. рисунок): 1. "Челночный бег 10х5 м" - предназначен для оценки скоростных способностей и координации, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" . 2. "Частота постукиваний" - предназначен для оценки частоты движений рук, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" . 3. "Бег на месте" - предназначен для оценки частоты движений ног . 4. "Бег на 10 м со старта" - предназначен для оценки быстроты целостного двигательного действия. Проводится с высокого старта по правилам соревнований в легкой атлетике. Для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения тренировочных упражнений и в период восстановления применялся электронный спорттестер POLAR ELECTRO PЕ 3000 (Финляндия). Точность измерения ЧСС составляла ±1 уд/мин. Статистическая обработка результатов исследований проводилась с использованием методов, получивших широкое распространение в исследовательской практике. Осуществлялся расчет средних значений стандартного отклонения статистических ошибок. Достоверность различий двух средних совокупностей оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента. СУТП стимулируемого развития быстроты включала следующие упражнения: 1. "Челночный бег по 5-метровым отрезкам" с обязательным пересечением линий обеими ногами. 2." Хлопки в ладоши" прямыми руками над и под веревкой, натянутой на уровне груди. 3. "Бег на месте" с касанием бедром резинки, натянутой так, чтобы при касании ее бедром угол сгибания в тазобедренном суставе составлял 90°. Использование упражнений "Хлопки в ладоши" и "Бег на месте" продиктовано необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение "Челночный бег", по нашему мнению, должно способствовать развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволяет использовать их без большой предварительной подготовки. Анализ научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. СУТП включала выполнение 12 занятий для развития быстроты, проводимых через день в начале основной части урока. Дети распределялись на три группы и выполняли одно из предлагаемых упражнений ("Бег на месте", "Хлопки в ладоши" и "Челночный бег"). Каждое упражнение длилось 7 с и повторялось 3 раза, затем происходила смена выполняемого упражнения. Изменения показателей быстроты при реализации стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты (М±т)
Примечание. ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки, общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р<0,05, **- р<0,01 Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; КГ-1 - контрольная группа мальчиков; КГ-2 - контрольная группа девочек; ЭГ-1 - экспериментальная группа мальчиков; ЭГ-2 - экспериментальная группа девочек Результаты и обсуждение. Выявление особенностей развития скоростных способностей детей в период реализации СУТП и учебно-тренировочных модулей пуловых тренирующих воздействий на обучающихся осуществлялось в ходе реального процесса физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 45 учащихся третьих классов, среди которых были выделены экспериментальная и контрольная группы. В результате выполнения разработанной СУТП получено достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе по большинству показателей и по всем значениям прироста показателей во всех тестах, как у мальчиков, так и у девочек. Это свидетельствует о возможности применения разработанных упражнений СУТП для повышения эффективности процесса развития быстроты. При этом было отмечено снижение количества движений при выполнении четвертого повторения в каждой серии упражнений, которое достигало в отдельных случаях 10%. Значения ЧСС перед очередными повторениями значительно превосходили значения, на которые указывают работы В.В. Петровского , Б.Н. Юшко и других исследователей. Все это свидетельствовало о необходимости уточнения количества повторений в серии и длительности интервалов отдыха между ними. В результате поисковых экспериментов было выявлено, что наиболее адекватной нагрузка - использование в серии трех повторов упражнения с 2-минутными интервалами отдыха между ними. Экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет осуществлялась в процессе физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 95 учащихся параллели третьих классов, из которых были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы. Результаты тестирования показателей быстроты до эксперимента у мальчиков и девочек как контрольных, так и экспериментальных групп статистически достоверно не различались (p>0,05). Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Сергачская детско-юношеская спортивная школа» Роль ФКиС в социализации личности Составитель: Мухамедризаев Рамиль Анвярьевич, тренер-преподаватель по тайскому боксу Г. Сергач, 2014 г. Физическая культура и спорт представляют собой самостоятельный вид деятельности человека, значение которого в развитии общества весьма многообразно. Они оказывают определенное влияние на общественное производство, на формирование человека как личности, на развитие общественных отношений. Физическая культура – часть общей культуры общества, направленная на укрепление и повышение уровня здоровья. Она выполняет социальную функцию – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок. Процесс развития культуры состоит в том, что человек одновременно и создает, творит культуру, опредмечивая в ней собственные сущностные силы, и формирует себя в качестве общественного существа, осваивая, распредмечивая предшествующую культуру. И свести весь этот процесс только к чисто «духовной» деятельности, игнорировать аспекты физической культуры, физического его развития и воспитания - значит не только обеднить сам процесс, но и дать неверное толкование его сущности. Физическая культура-часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Это особая и самостоятельная область культуры. Она возникла и развилась одновременно с общей культурой человека. Физическую культуру можно рассматривать как специфическую реакцию на потребности общества в двигательной активности и способ удовлетворения этих потребностей.
Социальная природа физической культуры, как одной из областей социально необходимой деятельности общества, определяется непосредственными и опосредованными потребностями труда и других форм жизнедеятельности человека, стремлениями общества к широкому использованию ее в качестве одного из важнейших средств воспитания и заинтересованностью самих трудящихся в собственном совершенствовании. Раскрытие потенциальных возможностей человека способствует формированию таких личностных качеств человека, как уверенность в себе, решительность, смелость, желание и реальная возможность преодолеть трудности. Критерием такого развития применительно к трудовым актам является его соответствие тем требованиям производства, которые предъявляются к физической деятельности человека. Можно считать, что физические способности развиваются, если человек становится более универсальным с точки зрения расширения двигательной жизнедеятельности и возможности эффективного проявления им предметных операций в производстве. Физическая культура занимает в этом процессе ведущее место.
2. Подготовка к трудовой деятельности и защите Родины (повышение работоспособности, устойчивости против неблагоприятных условий труда, гиподинамии, профессионально-прикладная подготовка и т. п.). 3. Удовлетворение потребностей в активном отдыхе и рациональном использовании внерабочего времени (развлечения, игры, компенсация).
5. Для нормального функционирования человеку необходим определенный объем физических и социальных компонентов, таких, как пища, воздух, солнечный свет, отдых, движение и т. п. Физическая и умственная активность, нормальное функционирование способностей возможны в ограниченном диапазоне условий. Физкультура расширяет эти возможности, а также решает задачи поддержания необходимого равновесия между человеком и окружающей средой в двигательном, эмоциональном и других аспектах. Физические упражнения используются не только для укрепления здоровья, но и для того, чтобы адаптировать организм человека к различным потребностям общественной жизни, способствовать проявлению индивидуального творчества.
Дата публикации 28.12.2016 Физическая культура как один из факторов социализации личностиЛобков Глеб Русланович Аннотация:
Данная статья посвящена физической культуре как средству, способному развить и сформировать не только двигательные и физические качества, а также психические данные и навыки личности. В данной работе приведены и описаны основные механизмы спортивной социализации, психологическое влияние физической культуры на личность. Lobkov Gleb Ruslanovich
Abstract:
This article is devoted to physical education as the means of developing not only physical force and mobility but also psychological characteristics and skills of a personality. One can find in this work fundamental mechanisms of sports socialization and psychological impact of physical education on personality. Физическая культура в настоящее время является специфическим видом деятельности и формой проведения досуга, а также средством повышения социальной активности. Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, можно также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создаёт конкретные условия для адаптации в социуме и интеграции человека, при этом формируя определенный тип поведения. Важным является то, что высокий уровень физической подготовки и здоровья способны определить возможность освоения других ценностей и сторон человеческой жизни: нравственных и интеллектуальных качеств; трудовой деятельности; процесса самопознания; формирования собственной воли. Спорт, будучи одним из социальных факторов, модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и затем, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. Физическая культура, без сомнений, является одним из главных средств воспитания и отработки движений, их координации, и формированию необходимых физических качеств человека. Конечно, на этом возможности занятия спортом не ограничиваются. В процессе физического воспитания закаляется воля личности, формируется характер, совершенствуется умение управлять собой в сложных ситуациях. Поскольку занятия спортом обычно проводятся среди товарищей и связаны с соревнованием между соперниками, то обязательно формируется опыт человеческого общения, умение понимать друг друга. Постоянное осмысленное преодоление сложностей, непосредственно связанных с физической нагрузкой, таких как, борьба с утомлением и ощущениями боли, воспитывают в человеке уверенность в себе, сильную волю и способность чувствовать себя комфортно в коллективе. В любом виде спорта различные соревнования проводятся по строгим правилам, которые предопределяют не только сам ход соревнования, но и подготовку к ней. Правила определяют психологическую подготовку спортсмена, которые требуют от него каких-либо конкретных проявлений физических качеств, волевых усилий, определённых свойств мышления и допустимого уровня эмоционального возбуждения. Необходимость в неоднократном использовании этих свойств и качеств обязательно приводит к их развитию. Так спортсмен формирует способность действовать в полную силу, когда устал. Он учится управлять своим настроением, справляться с избыточным волнением, вызывать в себе чувство приподнятости и вдохновения, то есть овладевает умением самоконтроля собственных чувств и эмоций. И всё это спортсмен делает сознательно для достижения лучших результатов в соревнованиях. То есть, развиваясь в спорте, человек развивается всесторонне. Ошибочно считать, что самосовершенствование в спорте касается только лишь развития в физическом плане. В большинстве видов спорта одной выносливостью, силой, быстрой невозможно достигнуть наилучших результатов. Для успеха спортсменам необходимо уметь разгадать намерения соперника, навязать свою игру, продумать тактику, а при командных играх нужно распределить роли и активно общаться и совещаться со своей командой. Важно отметить, что все приобретённые навыки и приёмы в спортивной области могут активно использоваться и в деятельности, не имеющей спортивного уклона и никак не связанной с физической культурой. Так, например, во многих высших учебных заведениях с помощью преподавания физической культуры и занятий спортом способствуют формированию у студентов необходимых навыков, которые будут полезны в их профессиональной деятельности. Многие считают, что именно занятия физической культурой в системе образования являются таким фактором, который способен осуществлять не только творческую деятельность, но и сформировать общекультурные компетенции выпускников. Именно в этом проявляется значение физической культуры как ценности для общества и личности, имеющее, прежде всего, воспитательный и общекультурный характер. В процессе физического воспитания студенты перенимают лишь те ценности физической культуры, которые непосредственно приобретают для них необходимый жизненный и профессиональный смысл. И основываясь на этом, в сознании студентов формируется образ личности будущего специалиста. Усваивая и воплощая социально-групповые ценности, они строят собственную систему ценностей. Можно обозначить и разделить ценности, образующие систему как основу физической культуры:
Они проявляются при выполнении спортивной деятельности, профессиональной успешности и в целом жизнедеятельности. Так, например, по итогам проведения анкетирования студентов экономического университета, а именно факультета «Торговое дело», удалось выделить такие профессиональные компетенции специалиста данной сферы, на формирование которых средства физической культуры способны оказать положительное влияние. К таким отнесли: коммуникабельность, психическая и эмоциональная устойчивость, навык убеждения, выносливость, высокая работоспособность, быстрая реакция, аналитическое мышление, повышенное внимание, честность, уверенность. Особенную ценность для совершенствования личности специалиста и достижения успеха в своей профессиональной деятельности имеют свойства мышления, воображения, а также коммуникативные, волевые, организационные и эмоциональные качества. Среди таких психологических качеств, которые могут быть развиты при помощи физической подготовки, можно выделить:
Это показывает, что физическое воспитание в высших учебных заведениях является важным средством и фактором социализации, который ориентирован на формулирование тех самых профессиональных компетенций у студентов и развитие необходимых для будущего специалиста навыков. Можно сказать, что физическая культура действительно является одним из важных факторов социализации. И следуя из всего вышесказанного, нужно сказать, что спорт – это одна из множества социальных сфер, вхождение в которую напрямую связано с преодолением множества испытаний и трудностей, имеющих как ценностное или нормативное значение, так и связанных с физическими навыками человека, его волевыми способностями. Социализация в спорте – это всестороннее развитие человека и последовательное вхождение индивида в социум. Это видно и из того, что вузы используют данное физическое воспитание как средство социализации будущих специалистов, которые приобретают в ходе занятий качества и навыки, являющиеся крайне полезными не только в рамках спортивных организаций, но и в профессиональной деятельности. Список литературы1. Апциаури Л., Харитонашвили К. Система современного спорта как фактор социализации личности // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2008. - № 6. - С. 164-166. Спорт как фактор социализации подростков. СПОРТ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ. 2 ВВЕДЕНИЕ 2 РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ. 11 РАЗДЕЛ 2. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ 16 РАЗДЕЛ 3. ВОЗМОЖНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 19 РАЗДЕЛ 4. ВЛИЯНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В КОМАНДЕ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА СПОРТИВНУЮ МОТИВАЦИЮ. 28 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СПОРТЕ. 31 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ О СПОРТЕ. 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48 ПРИЛОЖЕНИЕ№1 51 ПРИЛОЖЕНИЕ№2. 52 Введение Актуальность работы Заключение Список литературы |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом