Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Особняк шехтеля на большой садовой как добраться. Городская усадьба архитектора Ф.О.Шехтеля. Архитектура и история дома |
Полотняный Завод неразрывно связан с именем Натальи Николаевны Гончаровой (1812-1863) — супруги Александра Сергеевича Пушкина. Поэт бывал здесь дважды — в 1830 и 1834 годах. Живописные пейзажи Калужской земли, величественный главный дом усадьбы Гончаровых, старинный парк — все это создает незабываемую атмосферу. В начале XVIII века в России возникла острая нужда в производстве парусного полотна, необходимого молодому российскому флоту. 7 марта 1718 года император Петр I издал указ, гласящий:
В этом же году предприимчивый калужский купец Тимофей Карамышев основал парусно-полотняный завод в погосте Взгомони на реке Суходрев. В 1720 году по именному указу Петра I рядом была открыта бумажная фабрика: в то время бумагу производили из отходов парусного производства. В 1732 году компаньонами Карамышева по полотняному и бумажному производству стали его племянник Григорий Иванович Щепочкин и калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров (прапрадед Натальи Гончаровой). После смерти Карамышева в 1735 году, наследники разделили предприятие. Гончарову отошли полотняная и бумажная фабрики, Щепочкину — только полотняная. Так здесь образовалось две усадьбы: Полотняный Завод Гончаровых и . Усадьба Гончаровых была заложена в первой четверти XVIII века при Афанасии Абрамовиче Гончарове. Были построены главный усадебный дом, корпуса полотняной и бумажной фабрик, церковь Спаса Преображения, Конный двор и Спасские ворота. Спасо-Преображенская церковь (утрачена, сейчас строится новая) и Спасские ворота В 1775 году Полотняный Завод, превратившийся в одно из самых современных на то время производств, посетила Екатерина Великая. Афанасий Абрамович Гончаров был награжден золотой медалью и стал «поставщиком двора Ея Императорского Величества». Императрица подтвердила за Гончаровыми право на потомственное дворянство. В честь этого события в Берлине у скульптора В.Мейера была заказана бронзовая статуя императрицы стоимостью 25 тысяч рублей серебром — большая по тем временам сумма. На её изготовление ушло около 3 тонн бронзы, высота памятника составляла 3,20 метра (с постаментом — 4,20 метра). Со статуей «Бронзовой бабушки», как называл её Пушкин, было связано немало перипетий. Наследникам она не понравилась и хранилась в подвале дома. Пушкин получил её в качестве приданого Натальи Николаевны Гончаровой для дальнейшей продажи на переплавку. После долгих скитаний и перепродаж она оказалась в Екатеринославе (современный Днепр, Украина). 26 сентября 1846 года памятник Екатерине Великой был торжественно открыт на Соборной площади города. После революции его перенесли во двор исторического музея. В ноябре 1941 года немецкая трофейная команда вывезла статую Екатерины из оккупированного Днепропетровска. С тех пор её следы теряются. По сохранившимся описаниям и фотографиям «бронзовой бабушки» была сделана миниатюрная копия, которая сейчас хранится в усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе. «Бронзовая бабушка» («Медная бабушка»), уменьшенная копия. Скульптор И.В.Макарова, 2009 год Во время владения усадьбой А.А.Гончарова, главный дом представлял собой нарядный дворец красного цвета, с белоснежным барочным декором. Его архитектор неизвестен, но некоторые исследователи предполагают, что им мог быть Б.Растрелли. В 1777 году дом был перестроен по проекту К.И. Бланка в типичном для последней четверти XVIII века стиле. В 1785 году, после смерти А.А.Гончарова, усадьба перешла к его сыну Николаю Афанасьевичу Гончарову, и в этом же году — к Афанасию Николаевичу Гончарову (деду Натальи Гончаровой). Наследники оказались не настолько предприимчивыми, как Афанасий Абрамович, но были вынуждены тратить огромные суммы на поддержание усадьбы. Тем не менее, строительство господского дома продолжилось. В 1787 году был надстроен третий этаж, а в 1792 году 14 комнат второго этажа были расписаны и отделаны лепниной. В 1811 году в Большой гостиной было сделано перекрытие, фасад приобрел классическую отделку. В работе принимали участие те же мастера, которые расписывали и дом Щепочкина в Полотняном Заводе. После Малоярославецкого сражения, с 15 по 17 октября 1812 года (по юлианскому календарю) в усадьбе размещалась главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего Михаила Илларионовича Кутузова. В память о том событии в комнате хозяйки выставлен портрет Кутузова работы Моисеенко с оригинала Дж.Доу 1820-х годов. Рядом с домом Гончаровых установлен памятный камень в честь этого события. С 1832 по 1860 год усадьба принадлежала Дмитрию Николаевичу Гончарову — внуку Афанасия Николаевича Гончарова, затем перешла к его сыну Дмитрию Дмитриевичу Гончарову. Дмитрий Дмитриевич Гончаров (1838-1900) К началу XX столетия усадьба Гончаровых в Полотняном Заводе пришла в некоторое запустение. Последней хозяйкой стала актриса Вера Константиновна Гончарова, вдова Д.Д.Гончарова. Усадьба Гончаровых в начале XX века. Экспозиция музея Огромный урон Полотняному Заводу был нанесен в 1920-1940 годы. В 1919 году была разрушена домовая Спасо-Преображенская церковь, вскрыт фамильный склеп Гончаровых. В 1960-е годы на месте храма построили столовую. До войны в усадебном доме Гончаровых размещалась средняя школа, курсы повышения квалификации работников писчебумажной промышленности. В Великую Отечественную войну, в первый день оккупации Полотняного Завода немцами, усадебный дом сгорел, остались лишь остовы стен. Стенд, посвященный истории усадьбы Гончаровых в Полотняном заводе, экспозиция музея В 1972 году начались реставрационные работы, которые возглавила архитектор В.А.Жилина — праправнучка С.Н.Гончарова, младшего брата Натальи Гончаровой. В июне 1999 года, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Пушкина, историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» был открыт. Предстоит восстановить еще немало объектов: Спасо-Преображенскую церковь, конный двор, корпуса парусно-полотняной мануфактуры, террасу западного фасада главного дома и другие постройки. Ждет своего часа и усадьба Щепочкина. К территории усадьбы примыкает Полотняно-Заводская бумажная фабрика, одно из старейших промышленных предприятий России. В настоящее время она входит в состав холдинга «Объединенные бумажные фабрики». К сожалению, как и другие предприятия Полотняного Завода, она — источник экологических проблем. Вход в музей находится со стороны фасада, обращенного в сторону Фабричного канала. Фасад дома Гончаровых со стороны Фабричного канала Панорама Полотняного Завода начала XIX века с усадьбами Гончаровых и Щепочкина. Реконструкция архитектора А.А.Кондратьева, 2000 год Фисгармония (Канада, Онтарио, Боуманвиль) в Бильярдной комнате В залах чувствуется некоторая пустота и новодел. Это неудивительно: дом был почти полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны, всё пришлось отстраивать заново. Вещей, принадлежащих Гончаровым, практически не сохранилось, собирали «с миру по нитке» — по разным музеям и коллекциям, принимали в дар от потомков Гончаровых и Пушкиных. Наталья Николаевна Пушкина (урожд. Гончарова). Компьютерная копия с оригинала А.П.Брюллова, 1832 год Столовый сервиз из английского фаянса первой половины XIX века Люстра в Столовой Стол из карельской березы. Россия, 1820-е гг. Мраморная спальня. Отделана А.А.Гончаровым специально к приезду Екатерины II 16 декабря 1775 года и отдаленно напоминало опочивальню императрицы в Царском Селе Выставка «Жизнь, отданная людям», посвященная 140-летию со дня рождения первого земского врача Полотняного Завода Дмитрия Николаевича Демидова (1877-1942) в Бежевом зале Рояль в Бежевом зале На первом этаже дома Гончаровых находится музейная почта, откуда можно отправить письмо. Несмотря на то, что рядом с усадьбой находятся фабричные корпуса, здесь очень живописные виды. От реки Суходрев отходит Фабричный канал, огибающий бумажную фабрику. Пешеходный мост через Фабричный канал С другого берега Фабричного канала открывается красивый вид на усадебный дом, к которому примыкают старинные фабричные корпуса Полотняно-Заводской бумажной фабрики. Рядом с усадебным домом расположено кафе Гончаровъ . Нам оно очень понравилось — и кухня, и интерьеры. Как утверждают, многие блюда приготовлены по рецептам Гончаровых. Напротив дома Гончаровых начинается аллея, ведущая в старинный парк. Усадебный парк, расположенный в излучине реки Суходрев, делился на регулярную и пейзажную зоны. В глубине парка расположены памятник Пушкину и беседка, но мы до них не дошли. Информация для путешественников:
При написании статьи использовались информационные материалы музея-заповедника «Полотняный Завод» pzapovednik.ru © , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены. Это вторая часть моего материала об Усадьбе Гончаровых в Яропольце! В усадьбе Александр Сергеевич Пушкин побывал 23-24 августа 1833 г. по пути в Поволжье и Оренбург и во второй раз в начале октября 1834 г. - заехал на один день по пути из Болдино в Петербург. Он приезжал в гости к хоязяйке усадьбы Наталье Ивановне Гончаровой - матери Натальи Гончаровой (Пушкиной). Мы уже осмотрели в первой части усадебную церковь Иоанна Предтечи. Во второй будет подробный рассказ об усадьбе, ее истории и немного о Пушкине, конечно... Мы уже начали осматривать архитектурный ансамбль усадьбы Гончаровых с церкви Иоанна Предтечи. Сейчас же мы вступаем в усадебный Парадный двор... До 1712 года Яропольцом управлял Московский Судный приказ, так как сыновья Дорошенко были несовершеннолетними. В 1717 году младший из них, Пётр, продал свою часть земель Г.П. Чернышёву, родоначальнику графов Чернышевых. Об этом имении уже есть готовый материал - Усадьба Чернышевых. Загряжские Создателем дворцово-паркового ансамбля является А.А. Загряжский. Внучка гетмана, Екатерина Александровна Дорошенко, принесла Ярополец в приданое своему мужу, генерал-поручику Александру Артемьевичу Загряжскому (1715-1786), который по матери был родственником князю Потёмкину. Александр Загряжский перестроил деревянные постройки усадьбы в камне. При нём сложилась общая усадебная планировка, дошедшая до наших дней. Архитектор, который вёл перестройку усадебного комплекса в 1780-х годах, не известен. По сообщения мемуаристов А. Арапова и М. Карцова о том, что строил Ярополец Растрелли, относятся к разряду семейных легенд. 04. Как отмечает А. Чекмарёв: «Происхождение проекта ансамбля усадьбы, сам дух его архитектуры связаны с московской архитектурной школой второй половины XVIII века». По мнению С. Торопова, строителем Яропольца мог быть кто-то из архитекторов «второго ряда»: И.В. Еготов, А. Бакарев, Е. Назаров. А. Седов, на основании стилистического анализа и сравнения с известными сооружениями и проектами, приписывал авторство Еготову. В сентябре 1775 года в гостях у Загряжского побывала императрица Екатерина II, а через несколько недель - великий князь Павел и его первая жена. Строительство усадьбы начиналось в то время, когда её хозяин ещё не входил в придворную элиту. Изменение статуса А.А. Загряжского, породнившегося с приближёнными императрицы, вероятно сподвигло его на перестройку усадьбы в 1780-1790-х годах. В результате в Яропольце не только были реконструированы здания усадебного комплекса, но и появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой, в которой были причудливо смешаны «классика» и «готика». Гончаровы В 1821 году усадьбу унаследовала внучка Александра Загряжского, Наталья Ивановна, которая в 1807 году вышла замуж за промышленника Н.А. Гончарова. "О происхождении матери Натальи Николаевны (Пушкиной) существует легенда. По семейному преданию, Наталья Ивановна - незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, - баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. Она была безумно красива. Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским (сбежав от своего собственного мужа и оставив сына). Но в России у Ивана Александровича была своя семья. И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет ее «обманутой жене». После сцен и объяснений Иван Александрович, уехал в Москву, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться»... А прекрасную Ульрику законная супруга в конце концов оставила в своем доме, обогрела, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем страдала в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет, оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права»… 10. После брака с Натальей Гончаровой, дочерью владелицы усадьбы, которая провела здесь свои детские годы, Ярополец дважды посетил А.С. Пушкин. Он писал о том, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце». Капители очень красивые. «…Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен…». 17. Среди ярополецких крестьян бытовало предание, что в 1833 году Пушкин посоветовал своему шурину И.Н. Гончарову построить новую часовню над могилой Дорошенко. Это сообщение со слов старожила Яропольца Смолина записал В. Гиляровский, побывавший в усадьбе в 1903 году. Второй раз в Яропольце Пушкин был 9-10 октября 1834 года. Парадная опочивальня главного дома в память визитов поэта получила название «Пушкинская комната», по преданию, он жил именно в ней. Гончаровы продолжали владеть усадьбой до самой революции. Последней обитательницей имения была вдова Николая Ивановича Гончарова (1861-1902), Елена Борисовна Гончарова (1864-1928), урождённая княжна Мещерская, которая способствовала открытию в 1915 году в Яропольце четырёхклассной земской школы. Благодаря последней хозяйке в 1918 году усадьба была принята на государственный учёт как памятник культуры. Гончарова добилась выдачи ей «охранной грамоты» от отдела по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе. В бумаге, в частности, указывалось, что «без разрешения означенного отдела вышеозначенное имущество вывозу и реквизиции не подлежит». На то, чтобы Елена Борисовна стала хранительницей усадьбы, дали своё согласие и местные жители. Однако на должность хранителя был назначен художник из Сергиева Посада Н.П. Яныченко. Интерьеры дома были украшены настенными росписями с изображением романтизированных парковых видов в орнаментальных бордюрах, выполненными ещё при Загряжских. Подобные пейзажи получили широкое распространение благодаря Юберу Роберу, пейзажные панно которого украшали два зала в Архангельском. Поздней осенью 1918 года Гончарова уехала из Яропольца. Известно, что Елена Борисовна в 1919-1920 годах работала в Наркомпросе. Умерла она в эмиграции 27 июля 1928 года во Франции. После Октябрьской революции На втором этаже усадебного дома разместилась школа II ступени с интернатом. На первом этаже в четырёх комнатах был организован музей. Некоторые ценные вещи из Яропольца были вывезены в январе 1919 года. Они попали в Национальный музейный фонд, отдел рукописей Румянцевского музея и другие организации. В усадьбе располагалось правление первого детского колхоза «Гигант». В 1920 году крестьяне Яропольца попросили у В.И. Ленина, приехавшего на открытие сельской электростанции, передать под школу всю усадьбу. В конце 1922 года музей под предлогом нехватки помещений для ночлега учеников был закрыт. «Пушкинскую комнату», благодаря настойчивости заведующего Ново-Иерусалимского художественно-исторического музея Н. Шнеерсона, удалось сохранить. Там, за оградой был когда-то большой регулярный парк... К 1924 году местные жители разобрали на кирпич вышивальню, мыльню, корпус, находившийся между двумя «фабриками» (суконной и полотняной), была демонтирована крыша оранжерей. В 1920-е годы оба Яропольца (Загряжских и Чернышёвых) были обследованы С.А. Тороповым и А. Н. Гречем. Благодаря их стараниям сохранились сведения о довоенном облике усадьбы. С конца 1941 и до февраля 1942 года село Ярополец находилось в оккупации. В ходе военных действий обе дворянские усадьбы Чернышевых и Гончаровых (Загряжских) Яропольца серьёзно пострадали. Постройки Яропольца Загряжских утратили кровли, перекрытия, заполнения оконных и дверных проёмов, часть декора фасадов. Северо-западная часть господского дома была разрушена взрывом немецкого склада боеприпасов. Около пятнадцати лет Ярополец находился в руинированном состоянии. За этот период местные жители разобрали всё, что могло пригодиться в качестве строительного материала. Пропали сохранившаяся часть оформления фасадов и интерьеры. В каком состоянии находилась усадьба в 1957 году, зафиксировано в художественном фильме «На графских развалинах», снимавшемся в Яропольце. Мавзолей Дорошенко, повреждённый во время войны, был разобран в 1953 году. До 1960 года в усадьбе действовала общеобразовательная школа. С 1959 года усадьбы Загряжских и Чернышевых были переданы МАИ для организации дома отдыха. Проект реставрации усадьбы Загряжских разрабатывался трестом «Мособлреставрация». Целью её было восстановление комплекса построек с учётом того, что впоследствии он будет использоваться в качестве дома отдыха. Восстановительные работы завершились к 1970 году, и усадебные постройки обрели довоенный вид. Но, как отмечает А. Чекмарёв: «…нельзя не отметить и отрицательные стороны этой реставрации - ряд архитектурных деталей возобновляли в других строительных материалах, что вело к их упрощению и огрублению, во всех зданиях, включая церковь, была кардинально изменена внутренняя планировка и созданы унылые безликие интерьеры». В господском доме был восстановлен интерьер «Пушкинской комнаты», в настоящий момент единственного помещения, проникнутого духом старого дворца Загряжских-Гончаровых. Деревянную колонну из «Пушкинской комнаты» обнаружили на чердаке одного из усадебных зданий, она стала образцом для шести новых колонн, ограничивающих альков. Убранство комнаты было известно по фотографиям 1937 года. При восстановлении были использованы результаты обследования подлинной расколеровки стен и остатков орнаментальной росписи. В комнате проходят литературно-музыкальные вечера Пушкинского общества МАИ, приуроченные к дням рождения Пушкина и его жен. Схема строений усадьбы Гончаровых в Яропольце
1. Главный дом с флигелями 2. Дом управляющего 3. Ограда с башнями 4. Церковь 5. Каретник 6. Парковый павильон 7. Ткацкие мастерские 8. Ограда двора 9. Конюшня Господский дом Удачей послевоенной реставрации можно считать восстановление внешнего облика господского дома. При перестройке в 1780-1790-х годах его соединили с двумя существующими флигелями прямыми одноэтажными галереями. Наиболее выигрышно все три объёма смотрятся со стороны двора. Шестиколонный коринфский портик дома с расположенной за ним полукруглой лоджией - главное украшение усадебного комплекса. Выход в парк также оформлен портиком. Неоштукатуренные стены из красного кирпича (ныне покрашены) эффектно контрастировали с белым декором. 50.Циркумференции Парадный двор (курдонёр) обрамлён металлической оградой с белокаменными столбами и замыкается циркумференциями (корпусами, дугообразными в плане). По торцам циркумференций, смотрящих на дом, поставлены двухэтажные корпуса, их архитектура повторяет архитектуру господского дома. Конюшня 53. Конюшня 54. Конюшня со стороны парка. Очевидно именно в этом здании находится котельная усадебного комплекса. У двух других торцов поставлены башенки со шпилями. Их основания, в плане квадратные, выдержаны в классическом духе, круглые верхние ярусы оформлены в ложноготическом стиле. Дугообразные корпуса - очень популярный мотив усадебных комплексов конца XVIII века. В циркумференциях располагались каретник и конный двор, их дуги с внешней стороны были оформлены открытыми аркадами.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом