Главная - Полы
Особняк шехтеля на большой садовой как добраться. Городская усадьба архитектора Ф.О.Шехтеля. Архитектура и история дома

Полотняный Завод неразрывно связан с именем Натальи Николаевны Гончаровой (1812-1863) — супруги Александра Сергеевича Пушкина. Поэт бывал здесь дважды — в 1830 и 1834 годах. Живописные пейзажи Калужской земли, величественный главный дом усадьбы Гончаровых, старинный парк — все это создает незабываемую атмосферу.

В начале XVIII века в России возникла острая нужда в производстве парусного полотна, необходимого молодому российскому флоту. 7 марта 1718 года император Петр I издал указ, гласящий:

…для делания полотен построить заводы в том месте, где проищет…, для оного завода сколько понадобится нанимать рабочих людей и покупать всякие нужные для того припасы; продавать оные полотна в Российском государстве и посылать также для продажи в чужие края, с платежом пошлин свободно…

В этом же году предприимчивый калужский купец Тимофей Карамышев основал парусно-полотняный завод в погосте Взгомони на реке Суходрев. В 1720 году по именному указу Петра I рядом была открыта бумажная фабрика: в то время бумагу производили из отходов парусного производства. В 1732 году компаньонами Карамышева по полотняному и бумажному производству стали его племянник Григорий Иванович Щепочкин и калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров (прапрадед Натальи Гончаровой).

После смерти Карамышева в 1735 году, наследники разделили предприятие. Гончарову отошли полотняная и бумажная фабрики, Щепочкину — только полотняная. Так здесь образовалось две усадьбы: Полотняный Завод Гончаровых и .

Усадьба Гончаровых была заложена в первой четверти XVIII века при Афанасии Абрамовиче Гончарове. Были построены главный усадебный дом, корпуса полотняной и бумажной фабрик, церковь Спаса Преображения, Конный двор и Спасские ворота.

Спасо-Преображенская церковь (утрачена, сейчас строится новая) и Спасские ворота

В 1775 году Полотняный Завод, превратившийся в одно из самых современных на то время производств, посетила Екатерина Великая. Афанасий Абрамович Гончаров был награжден золотой медалью и стал «поставщиком двора Ея Императорского Величества». Императрица подтвердила за Гончаровыми право на потомственное дворянство. В честь этого события в Берлине у скульптора В.Мейера была заказана бронзовая статуя императрицы стоимостью 25 тысяч рублей серебром — большая по тем временам сумма. На её изготовление ушло около 3 тонн бронзы, высота памятника составляла 3,20 метра (с постаментом — 4,20 метра).

Со статуей «Бронзовой бабушки», как называл её Пушкин, было связано немало перипетий. Наследникам она не понравилась и хранилась в подвале дома. Пушкин получил её в качестве приданого Натальи Николаевны Гончаровой для дальнейшей продажи на переплавку. После долгих скитаний и перепродаж она оказалась в Екатеринославе (современный Днепр, Украина). 26 сентября 1846 года памятник Екатерине Великой был торжественно открыт на Соборной площади города. После революции его перенесли во двор исторического музея.

В ноябре 1941 года немецкая трофейная команда вывезла статую Екатерины из оккупированного Днепропетровска. С тех пор её следы теряются. По сохранившимся описаниям и фотографиям «бронзовой бабушки» была сделана миниатюрная копия, которая сейчас хранится в усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе.

«Бронзовая бабушка» («Медная бабушка»), уменьшенная копия. Скульптор И.В.Макарова, 2009 год

Во время владения усадьбой А.А.Гончарова, главный дом представлял собой нарядный дворец красного цвета, с белоснежным барочным декором. Его архитектор неизвестен, но некоторые исследователи предполагают, что им мог быть Б.Растрелли. В 1777 году дом был перестроен по проекту К.И. Бланка в типичном для последней четверти XVIII века стиле.

В 1785 году, после смерти А.А.Гончарова, усадьба перешла к его сыну Николаю Афанасьевичу Гончарову, и в этом же году — к Афанасию Николаевичу Гончарову (деду Натальи Гончаровой). Наследники оказались не настолько предприимчивыми, как Афанасий Абрамович, но были вынуждены тратить огромные суммы на поддержание усадьбы.

Тем не менее, строительство господского дома продолжилось. В 1787 году был надстроен третий этаж, а в 1792 году 14 комнат второго этажа были расписаны и отделаны лепниной. В 1811 году в Большой гостиной было сделано перекрытие, фасад приобрел классическую отделку. В работе принимали участие те же мастера, которые расписывали и дом Щепочкина в Полотняном Заводе.

После Малоярославецкого сражения, с 15 по 17 октября 1812 года (по юлианскому календарю) в усадьбе размещалась главная квартира русской армии и ставка главнокомандующего Михаила Илларионовича Кутузова. В память о том событии в комнате хозяйки выставлен портрет Кутузова работы Моисеенко с оригинала Дж.Доу 1820-х годов.

Рядом с домом Гончаровых установлен памятный камень в честь этого события.

С 1832 по 1860 год усадьба принадлежала Дмитрию Николаевичу Гончарову — внуку Афанасия Николаевича Гончарова, затем перешла к его сыну Дмитрию Дмитриевичу Гончарову.

Дмитрий Дмитриевич Гончаров (1838-1900)

К началу XX столетия усадьба Гончаровых в Полотняном Заводе пришла в некоторое запустение. Последней хозяйкой стала актриса Вера Константиновна Гончарова, вдова Д.Д.Гончарова.

Усадьба Гончаровых в начале XX века. Экспозиция музея

Огромный урон Полотняному Заводу был нанесен в 1920-1940 годы. В 1919 году была разрушена домовая Спасо-Преображенская церковь, вскрыт фамильный склеп Гончаровых. В 1960-е годы на месте храма построили столовую. До войны в усадебном доме Гончаровых размещалась средняя школа, курсы повышения квалификации работников писчебумажной промышленности. В Великую Отечественную войну, в первый день оккупации Полотняного Завода немцами, усадебный дом сгорел, остались лишь остовы стен.

Стенд, посвященный истории усадьбы Гончаровых в Полотняном заводе, экспозиция музея

В 1972 году начались реставрационные работы, которые возглавила архитектор В.А.Жилина — праправнучка С.Н.Гончарова, младшего брата Натальи Гончаровой. В июне 1999 года, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Пушкина, историко-архитектурный и природный музей-усадьба «Полотняный Завод» был открыт.

Предстоит восстановить еще немало объектов: Спасо-Преображенскую церковь, конный двор, корпуса парусно-полотняной мануфактуры, террасу западного фасада главного дома и другие постройки. Ждет своего часа и усадьба Щепочкина.

К территории усадьбы примыкает Полотняно-Заводская бумажная фабрика, одно из старейших промышленных предприятий России. В настоящее время она входит в состав холдинга «Объединенные бумажные фабрики». К сожалению, как и другие предприятия Полотняного Завода, она — источник экологических проблем.

Вход в музей находится со стороны фасада, обращенного в сторону Фабричного канала.

Фасад дома Гончаровых со стороны Фабричного канала

Панорама Полотняного Завода начала XIX века с усадьбами Гончаровых и Щепочкина. Реконструкция архитектора А.А.Кондратьева, 2000 год

Фисгармония (Канада, Онтарио, Боуманвиль) в Бильярдной комнате

В залах чувствуется некоторая пустота и новодел. Это неудивительно: дом был почти полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны, всё пришлось отстраивать заново. Вещей, принадлежащих Гончаровым, практически не сохранилось, собирали «с миру по нитке» — по разным музеям и коллекциям, принимали в дар от потомков Гончаровых и Пушкиных.

Наталья Николаевна Пушкина (урожд. Гончарова). Компьютерная копия с оригинала А.П.Брюллова, 1832 год

Столовый сервиз из английского фаянса первой половины XIX века

Люстра в Столовой

Стол из карельской березы. Россия, 1820-е гг.

Мраморная спальня. Отделана А.А.Гончаровым специально к приезду Екатерины II 16 декабря 1775 года и отдаленно напоминало опочивальню императрицы в Царском Селе

Выставка «Жизнь, отданная людям», посвященная 140-летию со дня рождения первого земского врача Полотняного Завода Дмитрия Николаевича Демидова (1877-1942) в Бежевом зале

Рояль в Бежевом зале

На первом этаже дома Гончаровых находится музейная почта, откуда можно отправить письмо.

Несмотря на то, что рядом с усадьбой находятся фабричные корпуса, здесь очень живописные виды. От реки Суходрев отходит Фабричный канал, огибающий бумажную фабрику.

Пешеходный мост через Фабричный канал

С другого берега Фабричного канала открывается красивый вид на усадебный дом, к которому примыкают старинные фабричные корпуса Полотняно-Заводской бумажной фабрики.

Рядом с усадебным домом расположено кафе Гончаровъ . Нам оно очень понравилось — и кухня, и интерьеры. Как утверждают, многие блюда приготовлены по рецептам Гончаровых.

Напротив дома Гончаровых начинается аллея, ведущая в старинный парк.

Усадебный парк, расположенный в излучине реки Суходрев, делился на регулярную и пейзажную зоны. В глубине парка расположены памятник Пушкину и беседка, но мы до них не дошли.

Информация для путешественников:

  • Адрес усадьбы Гончаровых в Полотняном Заводе: Россия, Калужская область, Дзержинский район, городское поселение Поселок Полотняный завод, поселок городского типа Полотняный Завод, Трудовая улица, 1А
  • Телефон: +7 48434 7‑43-79
  • Сайт: pzapovednik.ru
  • Время работы: вторник-воскресенье с 9:30 до 18:00
  • Посещение усадьбы Гончаровых стоит совместить с осмотром усадьбы Щепочкина, также в Полотняном Заводе. Сейчас она находится в состоянии вялотекущего ремонта, иногда пускают внутрь, где сохранились старинные камины, росписи стен и потолков.

При написании статьи использовались информационные материалы музея-заповедника «Полотняный Завод» pzapovednik.ru

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.


Всего 76 фото

Это вторая часть моего материала об Усадьбе Гончаровых в Яропольце! В усадьбе Александр Сергеевич Пушкин побывал 23-24 августа 1833 г. по пути в Поволжье и Оренбург и во второй раз в начале октября 1834 г. - заехал на один день по пути из Болдино в Петербург. Он приезжал в гости к хоязяйке усадьбы Наталье Ивановне Гончаровой - матери Натальи Гончаровой (Пушкиной). Мы уже осмотрели в первой части усадебную церковь Иоанна Предтечи. Во второй будет подробный рассказ об усадьбе, ее истории и немного о Пушкине, конечно...


Мы уже начали осматривать архитектурный ансамбль усадьбы Гончаровых с церкви Иоанна Предтечи.
Сейчас же мы вступаем в усадебный Парадный двор...

До 1712 года Яропольцом управлял Московский Судный приказ, так как сыновья Дорошенко были несовершеннолетними. В 1717 году младший из них, Пётр, продал свою часть земель Г.П. Чернышёву, родоначальнику графов Чернышевых. Об этом имении уже есть готовый материал - Усадьба Чернышевых.
02.

Загряжские

Создателем дворцово-паркового ансамбля является А.А. Загряжский. Внучка гетмана, Екатерина Александровна Дорошенко, принесла Ярополец в приданое своему мужу, генерал-поручику Александру Артемьевичу Загряжскому (1715-1786), который по матери был родственником князю Потёмкину.
03.

Портрет приписывается Ф. Рокотову. Середина 1770-х годов.

Александр Загряжский перестроил деревянные постройки усадьбы в камне. При нём сложилась общая усадебная планировка, дошедшая до наших дней. Архитектор, который вёл перестройку усадебного комплекса в 1780-х годах, не известен. По сообщения мемуаристов А. Арапова и М. Карцова о том, что строил Ярополец Растрелли, относятся к разряду семейных легенд.

04.

Как отмечает А. Чекмарёв: «Происхождение проекта ансамбля усадьбы, сам дух его архитектуры связаны с московской архитектурной школой второй половины XVIII века». По мнению С. Торопова, строителем Яропольца мог быть кто-то из архитекторов «второго ряда»: И.В. Еготов, А. Бакарев, Е. Назаров. А. Седов, на основании стилистического анализа и сравнения с известными сооружениями и проектами, приписывал авторство Еготову.
05.

В сентябре 1775 года в гостях у Загряжского побывала императрица Екатерина II, а через несколько недель - великий князь Павел и его первая жена.
06.


Каретник
07.

Строительство усадьбы начиналось в то время, когда её хозяин ещё не входил в придворную элиту. Изменение статуса А.А. Загряжского, породнившегося с приближёнными императрицы, вероятно сподвигло его на перестройку усадьбы в 1780-1790-х годах. В результате в Яропольце не только были реконструированы здания усадебного комплекса, но и появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой, в которой были причудливо смешаны «классика» и «готика».
08.

Гончаровы

В 1821 году усадьбу унаследовала внучка Александра Загряжского, Наталья Ивановна, которая в 1807 году вышла замуж за промышленника Н.А. Гончарова.
09.


"О происхождении матери Натальи Николаевны (Пушкиной) существует легенда. По семейному преданию, Наталья Ивановна - незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, - баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского. Она была безумно красива. Ульрика уехала в Россию с первым любимцем князя Потемкина, Иваном Александровичем Загряжским (сбежав от своего собственного мужа и оставив сына). Но в России у Ивана Александровича была своя семья. И вот он привозит из Дерпта в Ярополец к своей жене, сыну и двум дочерям красавицу Ульрику и представляет ее «обманутой жене». После сцен и объяснений Иван Александрович, уехал в Москву, где, по отзывам современников, «живет на холостую ногу и, кажется, не упускает случая повеселиться»...


А прекрасную Ульрику законная супруга в конце концов оставила в своем доме, обогрела, приняла вскоре родившуюся у той дочь Наталью в свою семью. Ульрика между тем страдала в чужой обстановке и вскоре «зачахла как цветок» - умерла в 30 лет, оставив законной супруге на попечение маленькую дочь, которую та полюбила и воспитывала как родную, и с помощью своей влиятельной родни «приложила все старания, чтобы узаконить рождение Натальи, оградив все ее наследственные права»…
10.

После брака с Натальей Гончаровой, дочерью владелицы усадьбы, которая провела здесь свои детские годы, Ярополец дважды посетил А.С. Пушкин. Он писал о том, что тёща «живет очень уединённо в своём разорённом дворце».
11.

12.

Капители очень красивые.
13.


14.

15.


16.

«…Я нашел в доме старую библиотеку, и Наталья Ивановна позволила выбрать нужные книги. Я отобрал их десятка три, которые к нам и прибудут с варением и наливками. Таким образом, набег мой на Ярополец был вовсе не напрасен…».

17.


18.

Среди ярополецких крестьян бытовало предание, что в 1833 году Пушкин посоветовал своему шурину И.Н. Гончарову построить новую часовню над могилой Дорошенко. Это сообщение со слов старожила Яропольца Смолина записал В. Гиляровский, побывавший в усадьбе в 1903 году.
19.


Второй раз в Яропольце Пушкин был 9-10 октября 1834 года. Парадная опочивальня главного дома в память визитов поэта получила название «Пушкинская комната», по преданию, он жил именно в ней.
20.

21.

22.


23.


24.

Гончаровы продолжали владеть усадьбой до самой революции. Последней обитательницей имения была вдова Николая Ивановича Гончарова (1861-1902), Елена Борисовна Гончарова (1864-1928), урождённая княжна Мещерская, которая способствовала открытию в 1915 году в Яропольце четырёхклассной земской школы.
25.


26.

Благодаря последней хозяйке в 1918 году усадьба была принята на государственный учёт как памятник культуры. Гончарова добилась выдачи ей «охранной грамоты» от отдела по делам музеев и охране памятников старины при Наркомпросе. В бумаге, в частности, указывалось, что «без разрешения означенного отдела вышеозначенное имущество вывозу и реквизиции не подлежит». На то, чтобы Елена Борисовна стала хранительницей усадьбы, дали своё согласие и местные жители. Однако на должность хранителя был назначен художник из Сергиева Посада Н.П. Яныченко.
27.


Интерьеры дома были украшены настенными росписями с изображением романтизированных парковых видов в орнаментальных бордюрах, выполненными ещё при Загряжских. Подобные пейзажи получили широкое распространение благодаря Юберу Роберу, пейзажные панно которого украшали два зала в Архангельском.
28.


29.


30.


31.

Поздней осенью 1918 года Гончарова уехала из Яропольца. Известно, что Елена Борисовна в 1919-1920 годах работала в Наркомпросе. Умерла она в эмиграции 27 июля 1928 года во Франции.
32.


33.


34.

После Октябрьской революции

На втором этаже усадебного дома разместилась школа II ступени с интернатом. На первом этаже в четырёх комнатах был организован музей. Некоторые ценные вещи из Яропольца были вывезены в январе 1919 года. Они попали в Национальный музейный фонд, отдел рукописей Румянцевского музея и другие организации. В усадьбе располагалось правление первого детского колхоза «Гигант».
35.

В 1920 году крестьяне Яропольца попросили у В.И. Ленина, приехавшего на открытие сельской электростанции, передать под школу всю усадьбу. В конце 1922 года музей под предлогом нехватки помещений для ночлега учеников был закрыт. «Пушкинскую комнату», благодаря настойчивости заведующего Ново-Иерусалимского художественно-исторического музея Н. Шнеерсона, удалось сохранить.
36.

Там, за оградой был когда-то большой регулярный парк...
37.


38.


39.

К 1924 году местные жители разобрали на кирпич вышивальню, мыльню, корпус, находившийся между двумя «фабриками» (суконной и полотняной), была демонтирована крыша оранжерей. В 1920-е годы оба Яропольца (Загряжских и Чернышёвых) были обследованы С.А. Тороповым и А. Н. Гречем. Благодаря их стараниям сохранились сведения о довоенном облике усадьбы.
40.

С конца 1941 и до февраля 1942 года село Ярополец находилось в оккупации. В ходе военных действий обе дворянские усадьбы Чернышевых и Гончаровых (Загряжских) Яропольца серьёзно пострадали. Постройки Яропольца Загряжских утратили кровли, перекрытия, заполнения оконных и дверных проёмов, часть декора фасадов. Северо-западная часть господского дома была разрушена взрывом немецкого склада боеприпасов.
41.


42.

Около пятнадцати лет Ярополец находился в руинированном состоянии. За этот период местные жители разобрали всё, что могло пригодиться в качестве строительного материала. Пропали сохранившаяся часть оформления фасадов и интерьеры. В каком состоянии находилась усадьба в 1957 году, зафиксировано в художественном фильме «На графских развалинах», снимавшемся в Яропольце. Мавзолей Дорошенко, повреждённый во время войны, был разобран в 1953 году.
43.

До 1960 года в усадьбе действовала общеобразовательная школа. С 1959 года усадьбы Загряжских и Чернышевых были переданы МАИ для организации дома отдыха. Проект реставрации усадьбы Загряжских разрабатывался трестом «Мособлреставрация». Целью её было восстановление комплекса построек с учётом того, что впоследствии он будет использоваться в качестве дома отдыха.
44.

Восстановительные работы завершились к 1970 году, и усадебные постройки обрели довоенный вид. Но, как отмечает А. Чекмарёв: «…нельзя не отметить и отрицательные стороны этой реставрации - ряд архитектурных деталей возобновляли в других строительных материалах, что вело к их упрощению и огрублению, во всех зданиях, включая церковь, была кардинально изменена внутренняя планировка и созданы унылые безликие интерьеры».
45.

В господском доме был восстановлен интерьер «Пушкинской комнаты», в настоящий момент единственного помещения, проникнутого духом старого дворца Загряжских-Гончаровых. Деревянную колонну из «Пушкинской комнаты» обнаружили на чердаке одного из усадебных зданий, она стала образцом для шести новых колонн, ограничивающих альков. Убранство комнаты было известно по фотографиям 1937 года. При восстановлении были использованы результаты обследования подлинной расколеровки стен и остатков орнаментальной росписи. В комнате проходят литературно-музыкальные вечера Пушкинского общества МАИ, приуроченные к дням рождения Пушкина и его жен.

Схема строений усадьбы Гончаровых в Яропольце
46.

1. Главный дом с флигелями

2. Дом управляющего

3. Ограда с башнями

4. Церковь

5. Каретник

6. Парковый павильон

7. Ткацкие мастерские

8. Ограда двора

9. Конюшня

Господский дом

Удачей послевоенной реставрации можно считать восстановление внешнего облика господского дома. При перестройке в 1780-1790-х годах его соединили с двумя существующими флигелями прямыми одноэтажными галереями. Наиболее выигрышно все три объёма смотрятся со стороны двора. Шестиколонный коринфский портик дома с расположенной за ним полукруглой лоджией - главное украшение усадебного комплекса.
47.

48.

Выход в парк также оформлен портиком. Неоштукатуренные стены из красного кирпича (ныне покрашены) эффектно контрастировали с белым декором.

50.

Циркумференции

Парадный двор (курдонёр) обрамлён металлической оградой с белокаменными столбами и замыкается циркумференциями (корпусами, дугообразными в плане). По торцам циркумференций, смотрящих на дом, поставлены двухэтажные корпуса, их архитектура повторяет архитектуру господского дома.
52.



Конюшня
53.


Конюшня
54.


Конюшня со стороны парка. Очевидно именно в этом здании находится котельная усадебного комплекса.

У двух других торцов поставлены башенки со шпилями. Их основания, в плане квадратные, выдержаны в классическом духе, круглые верхние ярусы оформлены в ложноготическом стиле.
55.

56.

Дугообразные корпуса - очень популярный мотив усадебных комплексов конца XVIII века. В циркумференциях располагались каретник и конный двор, их дуги с внешней стороны были оформлены открытыми аркадами.
57.


Полуциркулярный корпус с башней. Каретник.



Село Ярополец, лежащее примерно в 15 километрах от Волоколамска, хорошо известно любителям истории благодаря двум великолепным усадьбам и первой в Подмосковье гидроэлектростанции.


В 1684-м году село Ярополец было пожаловано украинскому гетману П. Д. Дорошенко. В 1712-м году большое поместье было разделено между двумя сыновьями гетмана. Впоследствии одна часть имения перешла во владение рода Чернышёвых, а вторая стала собственностью Загряжских. В 1825-м году загряжскую усадьбу унаследовала Наталья Ивановна Гончарова, мать жены Пушкина. Поэт дважды приезжал в имение своей тёщи, и, видимо, по этой причине гончаровским владениям в новой истории повезло гораздо больше, чем чернышёвским.


После революции в гончаровском доме разместилась школа, в которой до самой войны существовала "Пушкинская комната" с полностью сохранившимися интерьерами и мебелью, а в чернышёвской усадьбе была больница. В войну обе усадьбы очень сильно пострадали, но гончаровские постройки с незначительными изменениями полностью восстановили в 1960-е г.г. В течение последующих десятилетий в усадьбе находился дом отдыха Московского авиационного института, который, надо отдать ему должное, исправно следил за состоянием усадьбы. Судьба же чернышёвского дома оказалась трагичной, и вот уже многие годы его жизнь висит на волоске.


Гончаровская усадьба, расположенная на высоком берегу речки Лама, начала строиться Загряжскими в середине 18-го века. Её окончательный облик сложился к концу того же столетия, когда на месте старого деревянного жилого дома вырос каменный. Результатом такого поэтапного строительства стало необычное сочетание зрелого классицизма и псевдоготики.


В центре симметричной композиции стоит классический главный дом.



Двухэтажное здание состоит из центрального корпуса и двух флигелей, объединённых крытыми галереями.




Фасад средней части украшен полуциркульной лоджией с портиком.





На красном фоне стен нарядно смотрится белокаменный и лепной декор.










При реставрации внутренняя планировка главного корпуса в основном была сохранена, а вот планировка флигелей изменена полностью.


Перед домом раскинулся просторный парадный двор, замкнутый полукругом конюшни и каретного сарая.






При реставрации 1960-х г.г. вместо ворот в конюшне и каретном сарае были сделаны окна.






Парадный двор был полностью окружён металлической оградой с тремя воротами.


За воротами, стоящими на главной оси всей композиции, стояли здания ткацких мастерских. Центральный двухэтажный корпус не сохранился, а два боковых одноэтажных дожили до наших дней.




Слева от главного жилого дома сохранился дом управляющего с конторой в первом этаже. Здание состоит из двух крыльев, соединённых ротондой.




С той же стороны от главного дома стоит и усадебный храм Иоанна Предтечи.




Миниатюрная церковь с колокольней была построена в середине 18-го века, но в начале следующего столетия она обросла приделами, портиками и стала выглядеть значительно солидней.




Вдоль берега Ламы протянулся пейзажный парк, планировка которого продиктована извивающейся лентой Ламы.


В парке сохранился полузаросший пруд, имеющий форму кольца с островом посередине.




Каких-либо садовых построек в гончаровском парке не было. Весь парк был окружён каменной оградой с башнями и встроенными прямо в ограду павильонами. Сейчас в полуруинированном виде сохранился всего один павильон, предположительно служивший оранжереей.


Гончаровский сад вплотную примыкает к чернышёвскому. К усадьбе Чернышёвых можно пройти и по дороге, но лучше у гончаровского дома спуститься к реке и прогуляться по тропинке, вьющейся вдоль живописного берега Ламы.






Минут через пятнадцать тропка приведёт к огромному пруду чернышёвской усадьбы.








Высоко на холме над прудом стоит некогда роскошный, а ныне находящийся в весьма плачевном состоянии дворец.






В 1970-х вроде бы даже начались работы по восстановлению усадьбы, но почему-то продвинулись они не далеко, и по-прежнему "пациент скорее мёртв, чем жив".








Хорошо хоть здание накрыли новой металлической крышей и обнесли крепким, тоже металлическим, забором.




Эта ярополецкая усадьба формировалась в 1760-е годы при фельдмаршале З. Г. Чернышёве. В отличие от живописно-романтического загородного дома Гончаровых чернышёвская усадьба - это скорее представительная резиденция важного и богатого вельможи.




Огромный дворец построен в стиле раннего классицизма. Двухэтажный с мезонином центральный корпус связан галереями с более низкими крыльями.




Парадный двор ограничен хозяйственными постройками и имеет трое ворот.




Парадные ворота оформлены двумя круглыми башнями.








Арочные боковые ворота ведут в расположенные симметрично относительно дворца замкнутые дворы, образованные скотным и конным дворами.






Углы каре служебных построек акцентированы квадратными башнями.






Группа строений слева от дворца уцелела лучше, а вот в правой от большинства зданий остались лишь одни фундаменты.




За пределами усадебного комплекса есть ещё несколько хозяйственных построек, но они давно потеряли первоначальный вид.




Через дорогу от дворца стоит необычная двойная церковь.






Этот двухкупольный храм в классическом стиле построен в 1798-м году.








В северной части находилась Казанская церковь, а в южной - усыпальница З. Г. Чернышёва.







Надо сказать, что выглядит храм ещё более удручающе, чем дворец.









Кирпичное здание с белокаменным и лепным узором имело деревянные внутренние опоры и перекрытия.






Одновременно с церковью началось и строительство колокольни, но её почему-то не закончили, и в 1869 / 1871 г.г. возвели новую отдельно стоящую колокольню.




От дворца к Ламе протянулся усадебный парк, состоявший из регулярного и пейзажного. Регулярный французский парк со стрижеными липами тремя террасами спускался к пруду.






Столько лет прошло, а липы всё ещё хранят следы шаровидной стрижки!






В центре этого террасного парка сохранился обелиск, установленный в память о посещении усадьбы Екатериной II.



Это единственное уцелевшее садовое сооружение, а было их в парке множество. Перспективу от главного дома через парк и пруд замыкала "Турецкая мечеть", на высоком холме над прудом стояла "Колонная беседка", овальной формы "Храм дружбы" окружали 16 колонн со сложными капителями, на аллеях стояли памятные обелиски, один из которых и сумел пережить все превратности судьбы этой роскошной подмосковной усадьбы.


Правее чернышёвского пруда, буквально в сотне метров от него, находится ещё один исторический памятник - одна из первых деревенских гидроэлектростанций.






14 ноября 1920-го года в деревне Кашино, что в восьми километрах от Яропольца, состоялось торжественное открытие деревенской теплоэлектростанции, на котором присутствовал Ленин.


В это же самое время в Яропольце представители 14 деревень собрались на совещание по вопросу строительства более мощной гидростанции, которая могла бы обеспечивать электроэнергией не только Ярополец, но и окрестные деревни. Узнав, что Ленин находится в Кашине, ярополецкие крестьяне послали к нему делегацию с приглашением приехать. Ленин приглашение принял и вечером того же дня приехал в Ярополец.


Идею строительства электростанции Владимир Ильич одобрил, а узнав, что крестьяне нуждаются в материалах, обещал помочь. Слово своё Ленин сдержал, через три дня яропольчане получили всё необходимое для строительства, и уже в начале 1921-го года электростанция начала свою работу.


Плотина на речке Лама почти примыкает к старому усадебному пруду.













В 1941-м году фашисты уничтожили электростанцию, но спустя два года силами самих колхозников она была восстановлена.


Сейчас электростанция, конечно, не функционирует, но находится в хорошем состоянии и впечатления полной заброшенности не производит.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS