Главная - Полы
Икона разделенная на четыре части. Икона четырехчастная, иконы Богородицы Умягчение злых сердец (Ченстоховская), Утоли моя печали, Избавление от бед страждущих, Взыскание погибших. Россия, Центр империи, XIX век. В чем помогает икона

К данной иконе прилагается документ - экспертиза Национального научно-исследовательского института экспертизы и оценки объектов истории и культуры «Рускультурэкспертиза».

Настоящая икона является неотъемлемой частью национального культурного достояния Российской Федерации и не подлежит вывозу за границу.

Время и место: Россия, Владимирские села, середина 19 века.

Размер: 32х24,9 см.

Техника и материалы

Икона: левкас, яичная темпера, природные минералы, сусальное серебро.

Доска: липа, две торцевые дубовые шпонки.

Четырехчастный Богородичный образ составлен иконописцем по желанию заказчика из икон Божьей Матери почитаемых избранных сюжетов.

  1. «Обет страждущих» - поясной образ Богоматери в короне, в мафории, с Младенцем на левой руке, правой рукой Она касается ножек Младенца. Благословляющая правая рука Младенца представлена на уровне шеи Богородицы. Левая Его рука сжимает свиток. Перед этой иконой молящиеся берут на себя обеты.
  2. «Богоматерь Троеручица» список (копия) с чудотворного образа Иоанна Дамаскина. Иконография образа Божией Матери «Троеручица» относится к типу «Одигитрия». Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы. Правой рукой Он благословляет, в левой Его руке свиток. В нижней части иконы изображается кисть руки Богородицы. «Третья рука» Богородицы символизирует покров и защиту, которую Она дарует молящимся. Левая рука Марии поднята к груди в указывающем на Сына жесте. У образа «Троеручица» молятся о защите от врагов при угрозе дому или семейному благополучию, об увеличении благосостояния, об исцелении от болезней, об исцелении безнадежно больных, о здравии родных и близких.
  3. «Умиление Пресвятой Богородицы» - Богоматерь прижимает Младенца Христа к своей щеке. Младенец сидит на левой руке Богородицы. Левая Его рука касается шеи Богородицы, правая опущена вниз. Правая рука Богородицы находится на уровне Её груди.
  4. «Утоли мои печали» - помощница в болезнях. Богоматерь изображена держащей левой рукой Младенца Христа, у которого в руках развернут свиток. Правую руку Богоматерь приложила к Своей голове, несколько склоненной на бок, будто Она прислушивается к молитвам всех обращающихся к Ней о печалях и скорбях. Молитва перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали» помогает избавиться от душевной скорби и губящих сердце страстей. Другое название иконы «Утоли моя болезни» говорит о ее большой исцеляющей силе.

Особенность четырехчастной иконы в том, что она является покровительницей женщин, молящихся перед Ней с просьбами к Богородице о помощи в рождении и воспитании детей, об их здравии и благополучии, икона помогает матерям и вдовам.

Художественные особенности образа позволяют отнести его к типу народной иконы. Об этом свидетельствует лаконичность композиционных решений, контрастная ограниченная цветовая гамма на основе красно-коричневого и черного цветов, тяготение к плоскостности, упрощение изображений фигур и схематичность облачений.

Икону можно отнести к произведениям ремесленного искусства, характерным для «расхожей продукции» Владимирских сел второй половины XIX века. За основу иконографии были взяты наиболее почитаемые московские образы.

Сохранность хорошая, живопись под первоначальной олифой. Икона не подвергалась реставрационным и иным вмешательствам в авторскую живопись.

Настоящая икона весьма характерный памятник иконописи Центральной Руси последней четверти 19 века, имеет коллекционную и музейную ценность.

Уникальная четырехчастная икона расположена на южной стене Благовещенского собора, рядом с местным чином иконостаса. Она представляет собой настоящий богословский трактат, раскрывающий содержание богослужебных текстов средствами древнерусской живописи.

Икона разделена на четыре равные части, каждая из которых имеет своё название. Их следует читать от левой верхней части против часовой стрелки. “И почи Бог в день седьмый” – левая верхняя часть, “Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся” – левая нижняя, “Во гробе плотски”, – правая нижняя, “Единородный Сыне и Слове Божий” – правая верхняя.
Левая верхняя часть иллюстрирует слова: «И почи Бог в день седьмый», то есть её иконография рассказывает о божественном сотворении мира.

Основная мысль всех частей иконы суть промысел Божий о человечестве, начиная от сотворения мира, к созданию человека, и, через распятие Христа, к Воскресению.

Четырёхчастная икона. Иконография

В верхнем регистре изображено небо, оно отделено от земли волнистой линией. В центральной части неба, в сферах, напоминающих сферы «Спаса в силах» из деисусного чина, находится Господь Саваоф, возлежащий на ложе в светлых одеждах, слева- Богоматерь Знамение, вверху – Святой Дух.

В левом верхнем углу иконы изображен Бог Отец, на его фоне крест и на фоне креста распятый Христос. Спаситель изображён с крыльями, подобно херувиму.

Справа ему вторит изображение Христа в неком миндалевидном нимбе. Отец как бы благословляет сына своего на его земной подвиг.

А в нижнем регистре первой части, на земле написаны сотворение Адама и Евы, изгнание Адама и Евы из рая и убийство Авеля Каином.

Нижняя левая часть, в которой также выделяются три регистра, иллюстрирует текст “Приидите, Трисоставному Божеству поклонимся”.

Здесь присутствует такое же разделение на небо и землю. В верхнем регистре изображено нечто, происходящее на небе.

В средней части – между небом и землёй, мы видим пришествие в мир Спасителя в сценах Благовещения, Рождества и Крещения.

А вот в нижней части трисоставному божеству поклоняются “в живе сущие”. Мы видим лики святых в молении: пророков, апостолов, мучеников, святителей, праведников. Здесь же написаны молодая женщина с младенцем на руках, а перед ней – молодой человек в короне. Эти изображения явно указывают на Ивана Грозного и его молодую жену Анастасию Романовну с наследником.


В следующей части мастер написал окончание земной жизни Спасителя и начало божественного спасения – это литургическая песнь: «Во гробе плотские, во аде же с душою яко Бог, в раю же с разбойником и с Отцем на престоле».

И действительно, «во гробе плотские», «во аде же с душою яко Бог» – в нижнем регистре изображена сцена «Сошествия во ад».

В среднем – ясно читается композиция «В раю же с разбойником», это сцена “Христос и Благоразумный разбойник”. В этом же регистре находятся люди (праведники), из пещеры выходящие.

В верхнем регистре третьей части помещена композиция «На престоле».

Четырёхчастная икона. Изображение Троицы

Такое изображение Новозаветной Троицы (“Запрестолье” – Отец и Сын показаны на престоле одновременно, а между ними Дух Святой в виде голубя) впервые появляется в русской иконографии именно на этой иконе.

Ранее на Руси изображали только Ветхозаветную Троицу – трёх ангелов перед Авраамом. Новозаветная Троица, как иконографический тип, появляется лишь в царствование Ивана Грозного. В целом вся эта икона представляет новое слово в сакральной живописи.
Последняя часть, расположенная справа вверху, иллюстрирует литургическую песнь «Единородный Сыне и Слове Божий».

В последней части, также как и в первой, показаны небо и земля. В центре средней части, на границе неба и земли, позади пустого гроба, изображен почивший Христос, его обнимает Богоматерь. Композиция называется «Оплакивание Единородного сына», такая иконография с древности существует в балканском сакральном искусстве.

Слева и справа в верхнем регистре показаны два архитектурных сооружения. Они возвышаются на скалистых вершинах земной зоны. Сооружение справа похоже на некое античное здание, слева от него ангел, несущий луну на голове. Слева – храм, рядом с ним ангел с солнцем. И на луне и на солнце есть лики.

Античное здание и ангела с личиной луны можно трактовать как ветхозаветную синагогу, они уподоблены Ветхому завету. Белый трёхглавый храм и ангел с личиной солнца олицетворяет новую церковь – небесную и земную и Новый завет. Именно поэтому лик Бога Эммануила в красном ореоле “славы” обращен к церкви, он указывает на неё рукой.
Нижние изображения соответствуют верхним. Под аллегориями Ветхого завета, справа, в черной пещере преисподней, царит смерть. Она написана в виде костлявого мертвеца с косой в руке верхом на апокалиптическом звере.

Под церковью – символом Нового завета – показана победа Христа над смертью и адом. В зияющей пропасти ада слева архангел Михаил в красном плаще поражает копьем падшего «князя тьмы» - сатану (персонификацию ада), бесовское воинство которого отступает в глубину пещеры. Здесь изображена победа над смертью и адом и торжество церкви: Архангел поражает смерть, убивает сатану и из тёмной пещеры, из ада выходят люди.

На краю этой пещеры (над Архангелом) сидит человек в доспехах, положив ногу на ногу. На самом деле на голове у него не шлем, а крестчатый нимб. Это изображение Христа – победителя смерти. Такое изображение Спасителя вызвало наибольший протест и возмущение. Но, тем не менее, икону одобрили.

Четырёхчастная икона. Споры об иконографии

Появление этой иконы вызвало жаркие богословские споры. Такие изображения породили отрицание в среде высокообразованных людей. Они обсуждали и осуждали саму возможность появления подобных священных сюжетов. Сразу после её написания дьяк посольского приказа, то есть, говоря современным языком, крупный чиновник министерства иностранных дел, Иван Висковатый написал прошение о возможности обсудить такое изображение на церковном соборе. Церковный собор собрался и, по решению митрополита Макария, её иконографи одобрили.

«Четырехчастная» икона - это подробный богословский «трактат о троичности божества» и, в то же время, краткое изложение основных событиях Ветхого и Нового заветов, включая Апокалипсис, раскрытый языком изобразительного искусства. Здесь изображены главные представители небесной и земной иерархии. В разной иконографии в каждой части иконы представлена Троица.

Скорее всего, в разработке сюжетов четырёхчастной иконы участвовал сам митрополит Макарий. Создали её псковские мастера в середине XVI века. Эта икона вошла в число тех, что появились в Благовещенском соборе после пожара 1547 года. Такой образ мог быть понятен лишь немногим «мудрствующим» богословам. Поэтому икона Благовещенского собора осталась уникальным созданием своего времени. Немногие списки делали лишь с и отдельных фрагментов этой иконы.



политического горизонта Москвы; на соборе 1667 года – по вопросу о некоторых изображениях, справедливо отвергавшихся Висковатым; наконец, в XIX и XX столетии он реабилитирован и по существу основных принципов своих иконографических рассуждений”.

Цитата и фотографии с православного форума .
Статья написана по материалам Кремлёвского лектория и статьи “Четырёхчастная икона” .

В православном мире существует множество икон, каждая из которых имеет определенный смысл и предназначение. Многие иконы связаны с евангельской историей или праздниками.

Четырехчастная икона — это не одна икона, а сразу четыре, причем на полотне может быть изображено сразу несколько сюжетов. Есть очень много видов четырехчастных икон, но самой распространенной является икона, которая обязательно должна быть у вас дома — «Материнство». Ее начали писать примерно в 6 веке в Византии.

История и описание иконы

На Руси эта икона появилась только во второй половине 17 века. Обретение произошло в районе Минска. По легенде, икона была найдена на дереве, а впоследствии на том самом месте был построен храм, посвященный празднику Успения Пресвятой Богородицы.

Эта икона довольно редкая даже по меркам обычных икон, а не четырехчастных. Если в христианстве и православии в частности заходит разговор о таких образах, то вспоминают именно икону «Материнство». Состоит она из нижеследующих икон.

«Взыграние Младенца» . Расположена внизу слева в четырехчастной иконе. На ней Младенец Иисус изображен играющим с Матерью. Он пытается дотянуться до лица Девы Марии.

«Воспитание». На этой иконе изображен Иисус, сидящий на левой руке своей Матери. Расположена внизу справа.

«Млекопитательница». Наверху слева расположена эта икона, на которой младенец Иисус питается молоком Матери.

«Поможение родам». Эта икона помогает женщинам в тяжелых родах. Пока ребенок во чреве, она оберегает любую мать от беды. На четырехчастной иконе она находится справа наверху.

Эти четыре иконы объединены в одну, чтобы сохранить любую мать и ее чадо от беды. Такую икону обычно дарят на свадьбу или когда узнают, что женщина забеременела. Однако ее преподносят в дар и матерям, у которых уже есть взрослые дети.

Еще на иконе есть распятие. Это обязательные составляющие такого сборного образа. Стиль написания может отличаться, но всё остальное всегда неизменно.

В чем помогает икона

Как уже было сказано выше, любая мать должна иметь дома такую четырехчастную икону, как «Материнство». Оно помогает буквально во всем, что связано с семьей и детьми. Молитвы за здравие перед такой иконой помогают детям избегать тяжелых болезней. Молитва «Живые помощи» поможет выносить ребенка без осложнений.

Помощь иконы всеобъемлющая. Это надежная защита вашего счастья. Лучше всего дарить такую икону на Успение Богородицы или на Рождество Богородицы.

Дата празднования иконы

Дата празднования иконы — 25 января. Можно подарить такую икону и в эту дату. Этот день должен быть неким аналогом дня матери для всех, кто о нем знает. Молите Бога о здравии ваших родителей и детей 25 января каждого года. Старайтесь не забывать этот день.

Молитва Божией Матери перед иконой

«Матушка Заступница, явись нам грешным, чтобы сберечь детей наших и матерей наших от всякого зла, ибо только они могут продолжить род наш. Прости нам наши грехи вольные и невольные во веки веков. Накрой покровом своим меня, дай детям моим благодать свою. Дай всем нам возможность прикоснуться к Тебе, Владычица, ибо каждый из нас — ребенок пред Тобою. Аминь».

Читайте эту молитву не только в день почитания иконы, 25 января, но и каждый день, вспоминая о том, какое счастье дарят нам наши дети. Пусть эта икона защищает вас всегда.

Это величайший сборный образ Божьей Матери, который должен быть у вас дома наряду с Казанской Божьей Матерью . Не поленитесь подарить икону близким людям или приобрести ее себе. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

05.12.2017 05:11

В православии есть множество икон, причем большинство из них посвящены Богородице и Иисусу Христу, изображенному...

Четырехчастная икона состоящая из образов Пресвятой Богородицы (слева-направо,сверху-вниз): «Млекопитательница», «Поможение родам», «Взыграние младенца», «Воспитательница».

Икона Божией Матери, именуемая «Млекопитательница»

Эта древняя икона является одним из лучших образцов византийской школы и имеет богатую историю. Она связана с именем святого Саввы Освященного - основателя лавры, расположенной некогда в 18 верстах от Иерусалима. Святой Савва отошел к Господу в 532 году, пророчески завещав икону знатному богомольцу из Сербии по имени тоже Савва. Через шесть столетий иноки дождались другого святого Саввы - архиепископа Сербского. «Млекопитательницу» он перенес в Хилендарский монастырь на Афоне, к основанию которого имел прямое отношение. В России «Млекопитательница» является иконой весьма редкой, хотя в 1860 году её список с Афона был послан в Курскую губернию и скоро обрел чудотворную силу.
Обретение другой российской «Млекопитательницы» состоялось в 1650 году - ее обнаружили на высоком дереве в двадцати верстах от города Минска. Именно на этом месте был построен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Осталось много преданий о чудотворной силе этой иконы, она помогала при избавлении от различных бед и недугов, спасала людей во время нашествия шведов. Икона редкая и мало распространенная в списках.

Чудотворная икона Богородицы «Поможение родам»

«Поможение родам» (или «Помощница в родах») – название чудотворной иконы, почитаемой в православной России. Когда была написана эта икона неизвестно, но с древних времен люди знают, что нет лучше помощи при сложных родах, чем помощь этой чудотворной иконы.Иконе «Поможение родам» приписывают множество чудес. Считается, что икона помогает бесплодным женщинам, исцеляя их от недуга, помогает рождению ребенка при сложном течении беременности. Известно множество случаев, когда после искренней молитвы беременной женщины перед святым образом, плод «неправильно» лежащий в утробе матери, перед самыми родами поворачивался головой вниз и роды проходили успешно.

икона Божией Матери «Взыграние младенца»

Икона Божией Матери «Взыграние Младенца» явилась 7 ноября 1795 года в восемнадцати верстах от Москвы и в шести с половиной верстах от станции Люберцы Московско-Казанской железной дороги, при деревне Гремячевой, в древнем Николо-Угрешском монастыре, основанном Димитрием Донским в честь победы на Куликовом поле в 1380 году.История создания обители связана с именем святого благоверного князя Димитрия Донского. Во время похода святого князя на Куликово сражение ему в 15 верстах от Москвы, в ветвях деревьев, неожиданно явилась икона святителя Николая Чудотворца. Увидев неведомо откуда появившийся образ, князь воспринял это как знак особого Божьего благословения и обрадовано воскликнул: «Сия вся угреша (согрело) сердце мое!» – и дал обет в случае победы создать на этом месте монастырь.

Так на карте России появился Угрешский монастырь с соборным храмом в честь святителя Николая, прозванный также Николо-Угрешским, в котором впоследствии явилась чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Взыграние».

На протяжении многих лет икона была одним из символов Николо–Угрешской обители (ныне г. Дзержинский Московской области).

После революции, во время разорения обители икона исчезла. До наших дней сохранился список чудотворной иконы 1814 года. В настоящее время этот древний образ является частью собрания Московского Государственного объединенного музея-заповедника. В 90-х годах XX века с него было выполнено несколько списков, один из которых был передан Николо-Угрешскому монастырю и ныне находится в музее-ризнице обители.

В обители находится ещё один чтимый образ иконы Божией Матери «Взыграние».

Как сообщает сайт Николо-Угрешской обители http://ugresha.org : «В начале XXI века в Николо–Угрешском монастыре произошло чудесное обретение еще одного образа Божией Матери «Взыграние». Промыслительным образом группа верующих людей, пожелавших остаться неизвестными, передала в нашу обитель список с иконы Пречистой Девы, который хотя стилистически и отличается от явленного Угрешского образа, но относится к тому же иконографическому типу. С крестным ходом братия обители, ее прихожане торжественно встретили у Святых врат икону «Взыграние Младенца». Образ занесли в Спасо–Преображенский собор, в котором он хранится и по сей день, по праву являясь одним из наиболее чтимых в монастыре».

Угрешский образ «Взыграние» отличается от наиболее распространённых вариантов этого образа под названием «Взыграние Младенца». В большинстве композиций этой иконы Младенец Иисус, сидящий на левой или правой руке Богородицы, изображён как бы играющим и порывисто тянется ручками к лику Своей Матери, касаясь Её подбородка или щеки, резко закинув назад голову.

Иконы с названием «Взыграние Младенца» распространены на Балканах и на Афоне. В России в день празднования Угрешского образа традиционно отмечается праздник всех икон Божией Матери «Взыграние».
«Взыграние» - русская икона древнего письма, писанная с греческого образца. В Византийской империи этот образ почитался древней чудотворной святыней. Иконы Богоматери того же имени имеются в Московском Новодевичьем монастыре и в Ватопедской обители на Афонской горе.

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Воспитание»

Эта икона - список с древней византийской иконы.
Бо­жия Ма­терь изо­бра­жа­ет­ся с Пред­веч­ным Мла­ден­цем, си­дя­щим на Ее ле­вой ру­ке. Пра­вая ру­ка Хри­ста про­стер­та вверх к ли­ку Пре­чи­стой Де­вы. До 1917 го­да свя­той об­раз по­ме­щал­ся в Ка­зан­ском со­бо­ре на Крас­ной пло­ща­ди, но по­сле его раз­ру­ше­ния был уте­рян, сей­час там на­хо­дит­ся спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, про­сла­вив­ший­ся по всей Рос­сии сво­и­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. На­зва­ние ико­ны го­во­рит са­мо за се­бя. Пе­ред ней ро­ди­те­ли мо­лят­ся за сво­их де­тей, про­ся у Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы взять их под Ее по­кров, по­слать им ра­зум и на­пол­нить серд­це пре­муд­ро­стью. Так­же до на­ших дней до­шла и крат­кая мо­лит­ва это­му об­ра­зу: «Вру­чаю ди­тя мое все­це­ло Гос­по­ду мо­е­му Иису­су Хри­сту и Тво­е­му, Пре­чи­стая, небес­но­му по­кро­ви­тель­ству».



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS