Главная - Прихожая
Псалтырь псалом 1. Псалтирь. О наследствующей. Псалом Давида

В еврейской, греческой и латинской Библиях именем Давида этот псалом не надписывается. Псалом не содержит указаний, по которым бы можно было узнать как писателя псалма, так время и обстоятельства его происхождения.

Во многих древнегреческих рукописях, когда кн. Деяний приводит место из настоящего второго псалма: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (; ), то говорит, что оно находится в первом псалме (ἔν τῷ πρότῳ ψαλμῷ ). Последнее указывает, что некогда настоящий первый и второй псалмы составляли один, первый псалом, почему и писателем последнего было одно лицо с писателем настоящего второго псалма, и написан он по одинаковому с последним поводу, т. е. во время Давида, Давидом, по поводу войны его с сиро-аммонитянами (см. Пс.2

Кто не поступает нечестиво, но всегда следует Закону Бога, тот блажен как дерево, посаженное при воде (1–3). Нечестивые же будут отвергнуты Богом (4–6).

. Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

"Блажен" – синонимично выражению «счастлив». Под последним нужно разуметь как внешнее земное благополучие (сл. 3 ст.), так и награду на суде Божием, т. е. духовное блаженство, небесное. "Муж" , часть вместо целого (метонимия) – вообще человек. "Нечестивы й» – внутренне разобщенный с Богом, имеющий и духовно живущий настроениями, несогласными с возвышенными заповедями закона: "грешны й» – упрочивающий свое дурное внутреннее настроение в соответствующих внешних поступках, «развратител ь» (евр. letsim, греч. λοιμνῶ – насмешник) – не только поступающий лично дурно, но и издевающийся над праведным родом жизни. «Не ходит, ...не стоит, ...не сидит» – три степени уклонения ко злу, в виде ли внутреннего, хотя и главенствующего, но не постоянного влечения к нему ("не ходит" ), или в упрочении в себе зла путем внешних поступков ("не стоит" ), или в полном уклонении к нему, доходящем до внешней борьбы с божественным учением и до пропаганды своих воззрений.

. но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

Характеристика праведника с положительной стороны. – «В законе Господа воля его» . – "Воля" – настроение, влечение праведного к "закон у Господа" , не только к тому, который выражен в десятословии Моисея, но ко всему Божественному откровению. "Размышля ть... день и ночь» – всегда согласовать свое поведение с этим откровением, для чего необходимо всегдашнее памятование о нем (см. ).

. И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Следствием внутреннего усвоения праведником закона и жизни по нему будет его внешнее благополучие и успех в делах. Как дерево, растущее при воде, имеет постоянно влагу для своего развития, а потому и бывает плодоносным, так и праведник «во всем, что он ни делает, успеет» , так как ему покровительствует Бог.

. Не так – нечестивые, [не так]: но они – как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных.

. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Не таково положение нечестивых. Они, как "прах" . Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут "устоят ь на суде" пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут («в собрании» ) праведники, так как Господь "знает" (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение ("путь" – деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога – на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл – Господь наградит только праведных.

История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. ; ).

Псалтирь начинается с псалма 1, текст которого знает каждый христианин, ведь он часто цитируется во время богослужения и именно с него начинается чтение Псалтыря в Великий пост. Несмотря на то, с него начинается Псалтырь, автором текста не является псалмопевец Давид. Текст наполнен размышлениями о праведности человека.

История написания

Авторство текста до сих пор не установлено, но это не был царь Давид, поскольку в еврейской, греческой и латинских Письменах он обычно подписывался под своими текстами. Поскольку псалом относится к типу песней-размышлений, нет в нем описаний каких-либо событий или отсылок к историческим периодам. Это мешает установить также время написания и исторический контекст.

Главной идеей псалма 1 является мысль, что праведник – блажен

Из-за более поздних отсылок (книга Деяний, например) исследователи приходят к выводу, что ранее первый и второй псалмы были одной песнью. Если это правильная догадка, тогда можно сказать, что два первых псалма были написаны Давидом, во времена его войны с сирийцами и аммонитянами, которые описываются в книге Царств.

Толкование псалма

Главной идеей текста является мысль, что праведник - блажен. Под словом «блажен» подразумевается слово счастлив, т.е. человек, который исполняет заповеди Божьи и ходит Его путями - счастливый. Имеет в виду не только земное благополучие, но и духовное состояние спокойствия и счастья. Под словом «муж» имеет в виду просто человек, а нечестивый тут - человек, который не имеет ничего общего с Господом и заповедями.

Более подробный разбор стихов даст лучшее представление о тексте:

  1. Первый стих описывает действия праведного человека: он никоим образом не сообщается с грешниками и неправедными. «Не ходит, …не стоит, …не сидит» - три вида уклонения от зла, несмотря на внутреннюю тягу к злому, человек всячески уклоняется от него и малейшего соблазна.
  2. Второй стих говорит о том, что праведник, вместо пребывания с неправедными, целый день погружен в мысли о вышнем. Праведник характеризуется с положительной стороны, каждое свое действие он соотносит с Божьей волей и Его законом. Воля тут - это влечение к «закону Господа», т.е. к Божественному.
  3. Третий стих описывает состояние праведного человека - последствие исполнения Божьего закона - это рост и благополучие человека как в духовной, так и материальной сфере. Для лучшего понимания идеи автор сравнивает такого человека с деревом у водоема.
  4. Стихи 4-6 сравнивают два типа людей, соблюдающих и не соблюдающих Закон. Автор дает характеристику грешникам - они как пыль, не могут устоять на месте, не имеют веса. Тут же идет речь о суде над такими, но до конца неясно, какой именно суд - небесный или суд при жизни.
Важно! Первая песнь является отличным текстом для размышления. Тут описывается истинно верующий человек, не религиозный, целью которого - неукоснительное соблюдение буквы закона, но желание и жажда Божьего слова.

Псалмопевец Давид обещает верному последователю успех в каждом начинании, ведь его покровителем становится Господь

Правила чтения

Псалом 1 входит в первую кафизму и читается на утренней службе, т.е. в субботу вечером в храме. Дома можно читать данный текст на русском языке или в современном переводе:

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

4 Не так - нечестивые, [не так]: но они - как прах, возметаемый ветром [с лица земли].

5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.

6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

  • сердце наполнено унынием;
  • вера пошатнулась в испытаниях и нуждается в поддержке;
  • перед началом сельскохозяйственных работ;
  • когда наступает период искушений.
Важно! В такие моменты, псалом перестает быть священным текстом и становиться молитвой человека, поэтому надо максимально сосредоточить свое внимание на словах и переживать их, а не просто заученно читать.

Псалтирь. Псалом 1

1:1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
Счастливым - назван человек, который НЕ имеет с плохими сообществами ничего общего. И для того, чтобы стать счастливым в этом веке, обязательно нужно соблюсти перечисленные условия.
Минимум для начала становления счастливым – это держаться подальше от всех, кто Богу не служит. И также от тех, кто говорит, что служит Богу, но делами своими от Него отрекается. Все они - плохое сообщество и развратители для желающих стать счастливым человеком.

Однако, лишь только избегать плохих сообществ - мало для счастья. Ведь можно и наедине с собою непонятно чем заниматься. Поэтому, разорвав для начала все связи с худыми сообществами, необходимо соблюсти ещё два условия:

1:2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
1) исполнять волю Бога (понятно, что без знаний о ней - и исполнять её не сможешь)
2) размышлять над словом Бога ДЕНЬ и НОЧЬ – вот он, источник знаний о воле Бога для человека.
Ищущему счастья в жизни правильно и любящему заповеди Бога - не нужен график для их изучения слова Божьего, и нет нужды никому следить за тем, когда он размышляет над делами рук Творца: счастливый в Боге делает это ВСЕГДА.

Если ни с кем из мира не иметь никаких дел и не общаться, но целыми днями, например, смотреть сериалы, загорать на море, играть в домино или читать художественную литературу - то не видать нам счастья: такое времяпровождение не способствует исполнению воли Бога.
Если, уединившись, вообще ничего не делать, кроме есть, пить, спать, гулять - жить для себя - тоже волю Божью не исполнишь и счастливым, выходит, не станешь.

1:3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Дерево у реки сильно отличается от дерева, растущего в пустыне - и внешним видом, и плодоношением, и устойчивостью ко всякого рода болезням.
Ч еловек, размышляющий день и ночь над словом Бога, не ходящий путями мира сего – не случайно сравнивается с деревом, посаженном при многих потоках вод (не у скудного ручейка, например). Это означает, что при помощи полноценного духовного питания от слова Божьего он имеет шанс быть успешным во всех делах своих даже в этом веке, ибо дела его - далеки от мирской суеты, совершаются с мудростью Божьей и прозорливостью. А в будущем веке такой счастливец будет жить вечно, не увядая.

1:4 Не так - нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром.
Нечестивым же участь другая: все видели прах под своими ногами.
Так вот, счастливый человек, процветая в будущем у Бога, будет разметать прах под ногами своими и думать: «а может в нём – останки бывшего нечестивого?». Как у Омара Хайама:
Сияли людям зори - и до нас!
Текли дугою звезды - и до нас!
В комочке праха сером, под ногою,
Ты раздавил сиявший в прошлом глаз.

1:5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.
Почему у нечестивых в КОНЕЧНОМ ИТОГЕ - такой исход в виде комочка праха сером под ногою праведника? (а совсем не в виде духовной субстанции, мучимой в огне адского пламени)
Потому, что даже во время суда Божьего - в Миллениуме – если и получит второй шанс нечестивый для обретения Бога (ну не сложилось, к примеру, в этом веке – не вписался во времени, пространстве и среде обитания, не повезло, не услышал слово Божье) – то нечестивый он и есть нечестивый, и нечестие его непременно выплывет наружу даже в благодатных условиях, если он не пожелает становиться счастливым в Боге праведником.

Даже если какое-то время и сможет нечестивый в собрании народа Бога замаскироваться, рано или поздно – всё равно натуру свою нечестивую проявит: неинтересно ему с Божьим народом, скучно, не их он поля - ягода, потому и не выдержит долгой маскировки. Или тягостно ему будет по всем заповедям жить и ничего не нарушать.
Как Иоанн писал: они вышли от нас, значит, такие просто не были НАШИ. Не устояли в среде чужеродных для них счастливых людей.

1:6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Господь знает, к чему приводит старание достичь праведности, и - что ожидает идущих путём нечестия.
Поэтому все слова этого Псалма, записанные под вдохновением Бога – истинная правда.
Спешим лучше к праведности и к счастью в Боге, а нечестие – с нами и родилось, от него избавляться нужно, а не спешить к нему.

Очень понравился современный перевод этого псалма:

1 Тот человек благословен, кто грешников не просит о совете,
кто не идет дорогою греха, не чувствует себя как дома среди не верующих в Бога.
[Или: "Счастлив тот, кто не внимает советам беззаконных, не обращается на путь греха и в доме у безбожника пристанища не ищет. "]
2 Добрый человек и чтит, и любит все законы Бога, и днем и ночью думая о них.
3 Лишь этот человек исполнен силы, подобно дереву на берегу реки, плоды которого не знают опозданья, листва которого не опадает. Такой лишь человек во всем успешен.
4 Не так меж беззаконных - они, как шелуха, влекомая ветрами.
5 Когда все добрые сойдутся для суда, они осудят грешников, и те получат наказанье по заслугам.
6 Поскольку добрых Бог хранит всегда и грешников уничтожает
.

Псалом 1.

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо, насажденое при исходящих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Псалом 2.

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Toгдa возглаголет к ним гневом Своим и яростию своею смятет я. Aз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящий земли. Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющийся Нань.

Псалом 3.

Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни. Господи, спаси мя, Боже мой: яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе, зубы грешников сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое.

Слава:

Псалом 4.

Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою. Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Векую любите суету и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго Своего: Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему. Гневайтеся, и не согрешайте, яже глаголете в сердцах ваших, на ложах ваших умилитеся. Пожрите жертву правды и уповайте на Господа. Мнози глаголют: кто явит нам благая? Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи. Дал ecu веселие в сердце моем: от плода пшеницы, вина и елеа своего умножишася. В мире вкупе усну и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси.

Псалом 5.

Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое. Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой, заутра предстану Ти, и узриши мя. Яко Бог не хотяй беззакония, Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь. Аз же множеством милости Твоея, вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их: языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих, по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающий на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящий имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи: яко оружием благоволения венчал еси нас.

Псалом 6.

Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь, исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя. И душа моя смятеся зело: и Ты, Господи, доколе? Обратися, Господи, избави душу мою: спаси мя ради милости Твоея. Яко несть в смерти поминаяй Тебе: в аде же кто исповестся Тебе? "Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих. Отступите от мене, вси делающии беззаконие, яко услыша Господь глас плача моего: услыша Господь моление мое, Господь молитву мою прият. Да постыдятся и смятутся вси врази мои, да возвратятся и устыдятся зело вскоре.

Слава:

Псалом 7.

Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, aщe воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. Да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит, воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратная, господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы Боже праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие Свое очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.

Псалом 8.

Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес, из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящыя стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.

Слава:

Молитва ко Пресвятой Богородице.

О, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Всемилостивая Заступнице и Покровительнице всех к Тебе с верою прибегающих! Призри с высоты небесныя славы Своея на рабов Божиих (имена) и на нас, припадающих ко подножию Твоему, услыши смиренную молитву нас, грешных и недостойных рабов Твоих, и принеси ю возлюбленнаго Сына Твоег; (просьба). О Преблагословенная Богородице! Ты, именуемая Скоропослушнице и всех скорбящих Радосте, услыши и нас, скорбных; Ты, именуемая Утоление печали, утоли и наши душевные болезни и печали; Ты, Купино Неопалимая, сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел вражиих; Ты, Взыскание погибших, не попусти нас погибнути в бездне грехов наших; Ты, Целительнице страждущих, исцели и нас, уязвленных от немощей душевных и телесных; Ты, Нечаянная Радосте, радостию спасения Твоего отъемли от нас страх грядущаго мучения; Ты Споручнице грешных, буди и нам, грешным, Благосердою Споручницею покаяния и спасения нашего. На Тебе по Бозе все наше упование возлагаем, буди нам выну Неусыпная Ходатаица и Всесильная Предстательница пред Сыном Твоим, Господом нашим Иисусом Христом; укрепи в нас веру в Него, утверди в любви Его, научи нас любити и славити и Тебя, Пресвятую Матерь Божию, Преблагословенную Марию; Вседержавному Покрову Твоему, Богородице, вручаем себе на вся веки. Аминь.

По 1-й кафисме, Трисвятое, Пресвятая Троице..., Отче наш....

И тропари сия, глас 1: В беззакониих зачався аз, блудный, не дерзаю взирати на высоту Небесную, но, дерзая на человеколюбие Твое, зову: Боже, очисти мя, грешнаго, и спаси мя. Аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный? Тяготы и зноя дневнаго не понесох, но с наемники единонадесятаго часа сопричти мя, Боже, и спаси мя.

Слава: Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих, Спасе, ныне обнищавшее мое да не презриши сердце. Тебе бо, Господи, умилением зову: согреших на Небо и пред Тобою.

И ныне: Упование христиан, Пресвятая Дево, Егоже родила еси Бога паче ума же и слова, непрестанно моли с горними силами дати оставление грехов нам всем и исправление жития, верою и любовию присно Тя чтущим.

Господи, помилуй (40) и молитва:

Владыко Вседержителю, Непостижиме, начало света и преумная сило, иже Ипостаснаго Слова Отец и Единосильнаго Твоего Духа испуститель: милосердныя ради милости и неизреченныя благости не презревый человеческаго естества, тмою греха содержимаго, но Божественными светы священных Твоих учений, законом и пророки светивый миру, последи же нам того Единороднаго Твоего Сына благоволивый плотию возсияти и ко осиянию нас Твоего просвещения наставите: да будут уши Твои внемлюще гласу моления нашего, и даруй нам, Боже, во бденном и трезвенном сердце, всю настоящего жития нощь прейти, ожидающым пришествия Сына Твоего и Бога нашего, Судии всех, да не возлежаще и спяще, но бодрствующе и воздвижени в делание заповедей Твоих обрящемся и в радость Его совнидем, идеже празднующих глас непрестанный, и неизреченная сладость зрящих Твоего лица доброту неизглаголанную. Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Этот псалом наставляет нас относительно добра и зла, раскрывая перед нами жизнь и смерть, благословение и проклятие, чтобы мы могли выбрать правильный путь, который ведет к счастью, и избегали того, что наверняка закончится бедой и гибелью. Различия в характере и состоянии благочестивых людей и нечестивцев - тех, кто служит Богу и не служит Ему - четко представлены в нескольких словах, и поэтому каждый человек, если только он будет справедлив к себе, сможет увидеть здесь свое собственное лицо и прочесть о своей участи. Подобное разделение между детьми человеческими на святых и грешников, праведных и неправедных, детей Божьих и детей нечестивцев, как в древние времена, так и с тех пор, когда началась борьба между грехом и благодатью, – между семенем жены и семенем змея – продолжается и до сих пор.

Подобное деление, а также подразделение на знатных и пренебрегаемых, богатых и бедных, свободных и рабов будет продолжаться, ибо по этим качествам будет определяться вечное положение человека, поэтому различия будут существовать, пока есть небеса и ад. Этот псалом показывает нам (I) святость и счастливое положение благочестивого человека (ст. 1-3),

(II) греховность и бедственное положение нечестивца (ст. 4,5),

(III) основание и причины для обоих (ст. 6). Тот, кто собрал псалмы Давида (возможно, это был Ездра), имел добрый повод поставить этот псалом первым как предисловие для всех остальных, ибо для того, чтобы наши молитвы были приняты, абсолютно необходимо быть праведными перед Богом (так как лишь молитва праведного благоугодна Ему). Поэтому мы должны иметь правильное представление о блаженстве и уметь правильно выбрать путь, который ведет к нему. Тот же, кто не идет добрыми путями, не годен, чтобы возносить хорошие молитвы.

Стихи 1-3 . Псалмопевец начинает этот псалом с описания характера и состояния благочестивого человека, чтобы вначале от него получили утешение те, которые являются таковыми. Вот оно.

I. Здесь приводится описание духа благочестивого человека и его пути, по которым мы должны оценить себя. Господь знает по имени тех, кто принадлежит Ему, а мы должны узнавать их по их характеру. Ибо вполне приемлемо находиться в состоянии испытания, чтобы иметь возможность изучить, соответствуем ли мы тому характеру, который является и повелением закона, которому мы обязаны повиноваться, и состоянием обетованным, к которому мы должны стремиться. Характер благочестивого человека здесь описан с помощью жизненных принципов, которые он выбирает и в соответствии с которыми себя оценивает. От того, какую дорогу мы выбираем вначале и затем при каждом следующем жизненном повороте – то ли это путь этого мира, то ли путь Слова Божьего, – зависит наше материальное положение. Ошибка в выборе знамени и лидера является основной и фатальной; но если мы поступаем правильно, то стоим на правильном пути.

1. Чтобы избежать зла, благочестивый человек абсолютно отказывается от сообщества нечестивых и не следует их путями (ст. 1). Он не ходит на совет нечестивых. Данная черта его характера стоит на первом месте, так как тот, кто хочет соблюдать заповеди Бога, должен сказать нечестивцам: «Удалитесь от меня…» (Пс 118:115). Мудрость начинается тогда, когда человек удаляется от зла.

(1) Он видит нечестивцев, окружающих его; весь мир кишит ими; они находятся по обе стороны. Здесь они имеют три характеристики: нечестивые, грешники, развратители. Обратите внимание, по каким ступеням люди достигают вершины бесчестия. Nemo repente fit turpissimus. – Никто не достигает вершины порока сразу. Вначале они становятся нечестивыми, отказываясь совершать свой долг перед Богом, но на этом не останавливаются. Когда служение религии оставлено в стороне, люди идут к грешникам, или, другими словами, они открыто заявляют о своем противодействии Господу, начинают служить греху и сатане. Пропуски богослужений открывают путь для нарушений закона, в результате чего сердце ожесточается и, в конце концов, они становятся развратителями, то есть открыто бросают вызов всему святому, высмеивают религию и шутя говорят о грехе. Таков путь беззакония, ведущий вниз: плохие становятся еще хуже, грешники начинают искушать других и пропагандируют Ваала. Слово, которое мы переводим как нечестивый, означает человека, который не утвердился в выборе, не стремится к определенной цели и не живет по определенному принципу, а следует по велению каждой похоти и приказанию каждого искушения. Слово, переведенное как грешник, означает человека, который выбрал грешный образ жизни и возводит его как свое ремесло. Развратители – это те, которые раскрывают свои уста против небес. На таковых благочестивый смотрит с грустью; они вызывают постоянное раздражение в его праведной душе.

(2) Благочестивый избегает их общества, как только видит их. Он не поступает так, как они; и, чтобы не быть похожим на них, не общается с ними.

Он не ходит на совет нечестивых, не присутствует на их собраниях и не советуется с ними даже в том случае, если они умны, хитры и образованны. Он не участвует в совете и в деле их и не говорит так, как они (Лук 23:51). Он не оценивает все их мерками и не поступает так, как они советуют. Нечестивцы всегда готовы высказаться против религии, и они совершают это так искусно, что у нас есть повод считать себя счастливыми, если мы избежали возможности быть запятнанными и попасть в ловушку.

Благочестивый не стоит на пути грешных; он избегает поступать так, как они; он не следует их путями; он не станет на этот путь и не последует по нему подобно грешнику, который становится на путь недобрый (Пс 35:5). Он избегает (насколько это возможно) быть в их присутствии. Чтобы не стать похожим на них, он не общается с грешниками и не делает их своими друзьями. Он не стоит на их пути, чтобы не оказаться в их компании (Прит 7:8), а держится от них как можно дальше, как от места или человека, зараженного чумой, боясь заразиться (Прит 4:14,15). Тот, кто хочет быть удержанным от зла, должен держаться подальше от злых путей.

Благочестивый не сидит в собрании развратителей; он не отдыхает вместе с теми, кто сидит спокойно, живя в пороке, и угождает себе, усыпляя свою совесть. Он не общается с теми, кто готовит заговоры, чтобы найти пути и средства, которые поддержали бы и продвинули царство дьявола, или открыто осуждают поколение праведных. Место, где собираются пьяницы, - это собрание развратителей (Пс 68:13). Блажен человек, который никогда не был там (Ос 7:5).

2. Благочестивый человек, чтобы делать добро и прилепляться к нему, подчиняется водительству Слова Божьего и изучает его (ст. 2). Именно это удерживает его от пути нечестивых и укрепляет в борьбе с искушениями. «…По слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя» (Пс 16:4). Мы не нуждаемся в дружбе грешников ни для наслаждений, ни для развития, пока у нас есть Слово Божье, общение с самим Богом и через Его Слово. «…Когда пробудишься, будут беседовать с тобою» (Прит 6:22). Мы можем судить о своем духовном состоянии, ответив на вопрос: «Что значит для меня закон Божий? Как я отношусь к нему? Какое место он занимает во мне?» Здесь отметьте (1) те чувства, которые испытывает благочестивый человек к закону Божьему, – но в законе Господа воля его1 . Он наслаждается им, несмотря на то, что это ярмо, так как это закон Бога, который свят справедлив и благ, и поэтому он соглашается с ним и по внутреннему человеку находит удовольствие в законе Божием (Рим 7:16,22). Тот, кто любит Бога, должен любить и Библию – откровение о Боге, о Его воле и о единственном пути к счастью, которое можно обрести в Боге.

(2) Глубокие познания в Слове Божьем, которые поддерживает благочестивый человек: о законе Его размышляет он день и ночь. Из этого следует, что он наслаждается законом, ибо мы часто думаем о том, что любим (Пс 118:97). Размышлять о законе Божьем означает иметь разговор с самим собой относительно великих истин, содержащихся в нем, когда разум поглощен и мысли сконцентрированы, пока эти мысли должным образом не повлияют на нас и мы не испытаем их влияние и силу в своих сердцах. Этим мы должны заниматься день и ночь. Мы должны иметь постоянную привычку обращаться к Слову Божьему как к руководству в своих поступках и источнику утешения и соответственно иметь его в своих мыслях применительно к каждой случившейся ситуации, то ли это день, то ли это ночь. Любое время подходит для размышления о Слове Божьем. Мы должны не только размышлять о Слове Божьем утром и вечером, в начале дня и в конце, но эти мысли также должны присутствовать в нас, когда мы занимаемся бизнесом и общаемся каждый день, когда мы отдыхаем или дремлем каждую ночь. «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою».

II. Уверенность в счастье благочестивого человека, которым мы должны ободрять себя, стараясь соответствовать данному характеру.

1. В общем значении он блажен (Пс 5:1). Бог благословляет его, и это благословение делает его счастливым. Благочестивому принадлежат всевозможные блаженства и благословения как верхних, так и нижних источников; и это делает его абсолютно счастливым; у него нет недостатка ни в одной составляющей счастья. Когда псалмопевец берет на себя обязанность описать блаженного человека, то описывает благочестивого, ибо лишь тот человек может быть истинно счастливым, который истинно свят; и мы более озабочены тем, чтобы познать путь к счастью, чем осознанием того, в чем это счастье будет заключаться. Более того, благочестие и святость являются не только путями к счастью (Отк 22:14), но и самим счастьем. Представьте, что после этой жизни нет другой, тем не менее счастлив тот человек, который придерживается правильного пути и исполняет свой долг.

2. В данном псалме блаженство иллюстрируется сравнениями (ст. 3): «И будет он как дерево…» – плодоносящее и расцветшее. Это результат (1) его благочестивой жизни. Он размышляет о законе Божьем, превращает его in succum et sanguinem, в сок и кровь, и это делает его похожим на дерево. Чем больше мы размышляем о Слове Божьем, тем лучше экипированы для всякого доброго слова и дела. Или же (2) это результат обетованных блаженств; он благословлен Господом и поэтому будет, как дерево. Божественные благословения производят действенные результаты, и в этом заключается счастье благочестивого человека.

Он насажден благодатью Бога. Эти деревья по своей природе были дикими оливами, и они оставались бы такими, пока их не привили бы по-новому и таким образом не пересадили благодаря силе свыше. Никакое хорошее дерево не может вырасти само по себе; оно является насаждением Господа, и поэтому Он должен быть прославлен в нем. Насаждения Господа полны жизненного сока (Ис 61:3).

О том факте, что благочестивый помещен благодаря средствам благодати, говорят слова «при потоках вод», которые веселят град Божий (Пс 45:5). Из них он получает дополнительную силу и энергию, но тайными, неразличимыми путями.

Всякая его деятельность принесет обильные плоды (Фил 4:17). В первую очередь Бог сказал тем, кого Он благословил: «Плодитесь…» (Быт 1:22), и до нынешнего времени утешение и почести от того, что ты приносишь плоды, являются компенсацией за затраченный труд. Предполагается, что те, кто наслаждается милостями благодати и в настроении разума, и в течение жизни, выполняют цели этой благодати и приносят плоды. И, обратите внимание, к славе великого Виноградаря, ухаживающего за этим виноградником, они приносят плоды (то есть то, что требуется от них) в должное время, когда стоит наилучшая пора и они необходимы, используя каждую возможность совершить благо, и совершить его в нужное время.

Исповедание праведника не будет иметь недостатков и сохранится от угасания: «…и лист которого не вянет». Относительно тех, кто приносит лишь листья исповедания, но не имеет добрых плодов, можно сказать, что их листья увянут и они будут стыдиться своего исповедания в той же мере, как и гордились им. Но если Слово Божье управляет сердцем, то оно будет поддерживать исповедание зеленым и для нашего утешения, и для нашей репутации; и венец, заработанный таким образом, никогда не увянет.

Это процветание будет сопутствовать благочестивому, куда бы он ни шел. Что бы он ни делал, следуя закону, его дело будет процветать; оно коснется его разума и превзойдет его надежду.

Воспевая данные стихи, должным образом повлиявшие на злостную и опасную природу греха, а также необыкновенные превосходства божественного закона, силу и эффективность Божьей благодати, благодаря которой мы имеем плоды, мы должны учить и увещевать себя и других быть бдительными ко греху и не приближаться к нему, побольше общаться со Словом Божьим, приносить изобильные плоды праведности и, молясь о них, искать Бога и Его благодати, которая бы укрепила нас против каждого злого слова и дела и экипировала нас для доброго слова и добрых дел.

Стихи 4-6 . В данных стихах приводится:

I. Описание нечестивцев (ст. 4).

(1) В общем смысле они являются полной противоположностью праведных и по своему характеру, и по положению: «не так нечестивые». Септуагинта выразительно повторяет эти слова: «Не так нечестивые»; они не таковы. То есть они руководствуются советом нечестивых, они стоят на пути грешных и сидят в собрании развратителей. Они не находят наслаждения в законе Божьем и даже не думают о нем; они не приносят добрые плоды, а лишь дикие ягоды Содома; они являются помехой для всего окружающего.

(2) Более детально: в то время как праведные подобны ценному, полезному и плодоносящему дереву, нечестивцы - как прах, возметаемый ветром. Они похожи на легчайшую шелуху – пыль, от которой владелец гумна стремится избавиться, так как она ни к чему не пригодна. Так стоит ли ценить нечестивцев? Стоит ли взвешивать их? Они подобны пыли и вообще не заслуживают, чтобы Бог обращал на них внимание, как бы высоко они сами себя ни ценили. Хотели бы вы знать настрой их разума? Они легкомысленны и поверхностны; в них нет ни сущности, ни твердости; они с легкостью поддаются любому веянию и искушению и не имеют стойкости. Знаете ли вы их конец? Гнев Божий будет увлекать их еще глубже погружаться в нечестие подобно тому, как ветер все дальше гонит шелуху, которую никто не собирает и которая никому не нужна. Какое-то время шелуха может находиться среди пшеницы. Но близится время, когда придет Тот, в Чьей руке лопата, и Он очистит гумно Свое. А те, которые собственным грехом и глупостью сделали себя похожими на шелуху, окажутся среди урагана и огня божественного гнева (Пс 34:5) и не смогут устоять или скрыться от него (Ис 17:13).

II. В стихе 5 мы читаем об участи нечестивцев.

(1) По приговору суда они будут изгнаны как осужденные изменники. Не устоят нечестивые на суде. То есть они будут объявлены виновными; со стыдом и смущением они склонят свою голову, а все их мольбы и оправдания будут отклонены как незначительные. Придет суд, на котором характер и дела каждого человека, как бы искусно они ни скрывались и маскировались, будут справедливо и абсолютно раскрыты, и они предстанут в своем истинном цвете. И в соответствии с этим будет определено посредством вынесения необратимого приговора будущее положение человека в вечности. Нечестивцы предстанут на этом суде, чтобы получить по делам, совершенным телесно. Они могут надеяться выйти из него благополучно, возможно, даже с почестями, но надежда обманет их. Не устоят нечестивые на суде. Против них будут выдвинуты четкие доказательства, а суд будет справедливым и нелицеприятным.

(2) Нечестивцы будут навечно отделены от общества блаженных. Они не будут присутствовать в собрании праведных, то есть во время суда среди тех святых, которые вместе со Христом будут судить мир, среди тех мириад святых, вместе с которыми Он будет творить суд над всеми (Иуда 14; 1Кор 6:2). Или здесь имеются в виду небеса. Очень скоро грешники смогут увидеть общее собрание Церкви первенцев, собрание праведных – всех святых, одних лишь святых, которые стали совершенными. Это будет собрание, подобного которому никогда не было в этом мире (2Фес 2:1). Но для нечестивцев не будет места в этом собрании. Ничто нечистое и неосвященное не сможет войти в новый Иерусалим. Они увидят праведников, вступающих в это царство, а себя, к их вечному недовольству, изгнанными (Лук 13:27). Здесь, на земле, нечестивцы и богохульники смеялись над праведниками и их собраниями, презирали их и избегали их общества, поэтому вполне справедливо они будут навсегда отделены от них и в вечности. В этом мире лицемеры, замаскировав свое истинное исповедание, могли пробраться в собрание праведных и оставаться там непотревоженными и неразоблаченными, но Христа нельзя обмануть, как Его служителей. Близится день, когда Он отделит овец от козлов и пшеницу от плевел (см. Мат 13:41,49). Этот «великий день», как называют его здесь халдеи, будет днем открытий, разграничений и окончательных разделений.

Тогда вы сможете дать ответ и различить праведных и нечестивых, что здесь иногда сложно сделать (Мал 3:18).

III. Истолковывается причина различных состояний благочестивых и нечестивцев (ст. 6).

(1) Богу должна принадлежать вся слава процветания и блаженства праведных. Они счастливы, потому что знает Господь путь праведных; Он избрал их для этого пути, склонил их избрать этот путь, ведет и направляет их на этом пути и предопределяет все их шаги.

(2) Грешники должны понести весь позор своей погибели. Нечестивцы погибнут, потому что путь, который они выбрали, ведет прямо к погибели; он по своей природе направлен к разрушению и поэтому должен заканчиваться гибелью. Или мы можем толковать этот стих так. Господь одобряет и Ему нравится путь праведных; и поэтому под влиянием Его милостивой улыбки этому пути сопутствует процветание, и он заканчивается хорошо. Но Господь гневается, взирая на путь нечестивых; все, что они делают, оскорбляет Его; и поэтому этот путь ведет к погибели, а грешники стоят на нем. Безусловно, что всякий человеческий суд исходит от Господа, и поэтому наше состояние до самой вечности – то ли мы благополучны, то ли нет – зависит от того, как относится к нам Бог. Так давайте поддерживать огорченный дух праведных, напоминая им, что Господь знает их путь и их сердца (Иер 12:3), знает их тайные молитвы (Мат 6:6), знает их характер и то, как часто люди порицают, хулят, очерняют их, и что очень скоро Он явит миру праведников и их путь к вечной радости и чести. И пусть знание о том, что путь грешников, хотя и приятный сейчас, в конце концов приведет к погибели, лишит нечестивцев спокойствия и веселья.

Давайте же, воспевая эти строки и молясь ими, исполнимся святого страха подвергнуться участи нечестивца и энергично выступим против него, имея твердое ожидание грядущего суда; давайте побуждать себя готовиться к нему со святой осторожностью, быть достойными во всем в глазах Бога, умоляя всем своим сердцем Его о благоволении.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS