Главная - Прихожая
Объединение православных церквей. Кому нужно объединение Русской православной церкви за рубежом и Московской патриархии? Когда началась активная фаза процесса объединения

Объединение русских православных церквей - личная победа и Владимира Путина, который приложил для этого немало усилий. К этому историческому событию русские священники шли долгих восемьдесят лет. Теперь их мечты стали явью. Сегодня Русская православная церковь (РПЦ) и Русская православная церковь за рубежом (РПЗЦ), разделенные в результате революции 1917 года и гражданской войны, объединяются. Об этом будет свидетельствовать Акт о каноническом общении РПЦ с РПЗЦ, подписанный в Москве, в храме Христа Спасителя 17 мая 2007 года.

Однако не стоит думать, что данное событие исключительно внутрицерковное. Ведь объединяется не только церковь, но и ее многочисленная паства, разбросанная по всему миру. По сути именно сегодня будет поставлена окончательная точка в гражданской войне, разделившей русский народ на "красных" и "белых".

А это значит, что усиливается не только русское православие, но и Россия в целом, чье влияние в мире, бесспорно, возрастет. Неудивительно, что у объединения русской церкви нашлись как сторонники, так и противники, из-за чего процесс объединения порой напоминал детектив.

Слово Патриарха

О необходимости примирения Русской православной церкви c церковью зарубежной впервые заговорил еще в начале 90-х годов Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Однако представители РПЗЦ предложение из Москвы встретили настороженно. Да и как могло быть иначе? Ведь они десятилетия боролись с церковью в СССР, обвиняя ее в служении безбожной власти и отходе от идеалов чистого православия.

И хотя в начале 90-х годов советская власть в России рухнула, а церковь поднималась с колен, иерархи РПЗЦ не спешили сближаться с Москвой. Даже несмотря на то, что многие из них могли сами увидеть, как в бывшей стране советов меняется отношение к церкви. Благо железный занавес рухнул и зарубежные священники стали наведываться на историческую Родину. Поначалу - инкогнито. Чтобы понять, не является ли возрождение церкви пропагандистской кампанией. К тому же надо было убедиться, что перемены в России всерьез и надолго.

Переломный момент

В 2000 году в Москве состоялся юбилейный Архиерейский собор РПЦ. Он произвел большое впечатление на зарубежных иерархов.

Во-первых, тогда к лику святых были причислены семья императора Николая II, царственных страстотерпцев (РПЗЦ канонизировала их еще в 1970-х годах) и более тысячи новомучеников российских.

Во-вторых, собор принял основу "Социальной концепции РПЦ", в которой были четко прописаны отношения церкви с государством. В документе, в частности, сказано: "Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении".

Кроме того, была осуждена богоборческая советская власть.

Перемены происходили и за рубежом. В 2001 году митрополит Виталий уступил пост первоиерарха РПЗЦ митрополиту Лавру, который был как раз одним из тех священников, кто инкогнито посещал Россию и думал о воссоединении.

Переговорный процесс

Однако за стол переговоров священники сели лишь 4 года назад. Во многом этому способствовала и российская власть. В сентябре 2003-го Владимир Путин встретился в Нью-Йорке (там находится штаб-квартира РПЗЦ) с предстоятелем зарубежной церкви митрополитом Восточно-американским и Нью-Йорским Лавром, и тот убедился, что верховную власть в России возглавляет не безбожник. А Путин, в свою очередь, пригласил митрополита Лавра посетить Россию. И от себя лично, и от Патриарха Алексия II.

Уже через два месяца в Россию впервые приехала официальная делегация РПЗЦ. А в мае 2004 года с официальным визитом в Москву пожаловал и митрополит Лавр. Тогда он участвовал в ежегодном богослужении Алексия II на Бутовском полигоне в Москве. В годы репрессий здесь расстреляли свыше 20 тысяч человек, среди которых были сотни священников. И тогда же Алексий II и Лавр освятили закладку храма в честь Новомучеников российских.

А в конце 2003 года с обеих сторон были созданы комиссии, которые начали готовить объединение.

Сопротивление

Сегодня, когда все бумаги оформлены, сторонники объединения могут вздохнуть спокойно. Хотя их противники постоянно пытались вставлять палки в колеса. Например, отошедший от управления РПЗЦ в 2001 году митрополит Виталий спустя время решил вдруг "вернуть" себе правящий пост и потеснить настроенного на сближение с Москвой митрополита Лавра. Однако Лавр сохранил свой пост. А Виталию и его сподвижникам удалось отколоть лишь несколько общин. В 2006 году митрополит Виталий скончался.

Тем не менее его последователи не унимались даже тогда, когда уже была объявлена дата объединения. Поскольку на кону стояли и немалые богатства, и серьезное идеологическое влияние, которое Россия получает в результате воссоединения русских церквей. Ведь разбросанная по всему миру паства РПЗЦ почувствует себя неотъемлемой частью исторической Родины. А Россия с ее помощью ощутит себя геополитически сильнее.

И Московскому патриархату наверняка будет легче противостоять попыткам Константинопольского патриархата оторвать от России украинские епархии и бороться с раскольникам русской церкви, которых поддерживает США.

В конце концов дело дошло до самых грязных технологий. Накануне исторического момента в газеты был запущен слух о смерти Алексия II, который, по некоторым данным, распустили для того, чтобы сорвать подписание примиряющего Акта. В нескольких американских газетах даже были опубликованы призывы к священникам сдавать билеты в Россию, поскольку "из-за смерти Патриарха объединение не состоится". Но Патриарх, слава богу, жив-здоров, а все попытки сорвать объединение русской церкви провалились.

Как все будет происходить?

Акт о каноническом общении РПЦ И РПЗЦ будет подписан в храме Христа Спасителя Патриархом Алексием II и митрополитом Лавром, после чего российские и зарубежные священники проведут первое совместное богослужение. Для праздничных торжеств в Москву прибыли более 70 священников зарубежной церкви.

По их просьбе во время службы Царские врата будут открыты даже во время причащения (как и в Пасхальную неделю). Это будет сделано, чтобы миряне могли видеть, как Патриарх Алексий II и митрополит Лавр впервые причастятся от одной чаши.

Завершатся торжества 20 мая богослужением в исторически главном кафедральном храме Руси - Успенском соборе Кремля, которое возглавит Алексий II. После этого зарубежные гости разъедутся по российским епархиям. Митрополит Лавр посетит Курск и Киев, а на Троицу совершит литургию в Троицком соборе Пачаевской лавры на Украине, который был построен первым главой РПЗЦ митрополитом Антонием Храповицким.

Что объединение сулит зарубежной церкви?

Согласно Акту о каноническом общении зарубежная церковь становится неотъемлемой частью Поместной Русской православной церкви, сохраняя самостоятельность в административных, хозяйственных, имущественных и гражданских делах.

Патриарх и Священный синод будут только утверждать избрание новых первых иерархов и епископов РПЗЦ. А архиереи РПЗЦ будут принимать участие в заседаниях Священного синода и Архиерейского собора РПЦ и на равных со своими собратьями из России решать все общецерковные проблемы.

Зарубежные священники также смогут служить литургию на горе Афон и на святой земле в Иерусалиме, чего раньше не могли. А символическая связь РПЦ и РПЗЦ будет выражаться в том, что на богослужениях за рубежом будет поминаться имя Патриарха Московского и всея Руси.

СПРАВКА "КП"

На сегодня у Русской православной церкви насчитывается 27 393 прихода. Половина из них - на территории России. Остальные - на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии...

По словам протоиерея Всеволода Чаплина, паства РПЦ составляет около 150 миллионов человек.

Русская зарубежная церковь - это около 300 приходов, расположенных в основном в США и Канаде, а также в Австралии и Южной Америке. В Западной Европе Русская зарубежная церковь имеет приходы в Германии, Франции и Великобритании.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Русская православная зарубежная церковь с самого начала называла себя "белой церковью", а ту, что осталась на Родине, - "красной". А начиналось все с того, что в 1919 году в Ставрополе было создано временное Высшее церковное управление юга России, охватывающее территорию, подконтрольную Белой армии. Когда белогвардейцы покидали Россию, вместе с ними эмигрировали и священники, решившие поддерживать русских изгнанников на чужбине. Так в 1920 году Высшее церковное управление оказалось в Константинополе. Затем, в 1921 году, Высшее церковное управление перебралось на территорию Соединенного Королевства сербов, хорватов и словенцев (впоследствии называвшегося Югославией). Сербский патриарх Димитрий предоставил русским архиереям свою резиденцию. А вскоре состоялось Всезарубежное церковное собрание, провозгласившее себя Всезарубежным собором, который выступил с политическим воззванием к верующим русским людям. В нем, в частности, говорилось о необходимости возвращения на престол царя из Дома Романовых. Поддержал собо
р и интервенцию против советской России.

После этого от Патриарха Тихона, который остался на Родине, требовали лишить сана зарубежных архиереев. Он этого не сделал. Но объявил, что их политические высказывания не отражают позиции Русской церкви.

В 1927 году (после смерти Тихона Русская церковь на долгие годы лишилась патриаршества) митрополит Сергий издал послание, которое стало окончательным яблоком раздора. В нем было заявлено, что церковь не вовлечена в политику, а в установлении советской власти действует не случайность, а десница Божия.

С тех пор зарубежная церковь прекратила все отношения с церковной властью в Москве.

Даже во время Великой Отечественной войны зарубежные священники открыто ликовали по поводу вторжения немцев в СССР.

Тогда как церковь на Родине разделила народное горе, а митрополит Сергий отлучил от церкви вставших на сторону фашизма священников. После этого в 1943 году Сергия принял Сталин и разрешил ему стать патриархом.

Но, несмотря на все разногласия, в действующем до сих пор положении о РПЗЦ от 1956 года говорится, что зарубежная церковь есть неразрывная часть Поместной Русской православной церкви, временно самоуправляющаяся до упразднения в России безбожной власти.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Россия станет сильнее

Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:

- Объединение Русской православной церкви - сверхпозитивное событие. Во-первых, оно позволит преодолеть многолетний раскол на "красных" и "белых". Фактически будет положен настоящий финал гражданской войне и коммунистическому правлению.

Во-вторых, объединение приведет к усилению политической роли Русской православной церкви. К тому же она станет более религиозной и чистой, так как в зарубежной церкви сохранились дореволюционные принципы.

В-третьих, становится возможным усиление российской внешней политики, поскольку у зарубежной церкви довольно много приходов. А это по сути неправительственные организации, которые играют серьезную роль в мире.

В общем, это объединение способствует укреплению единства страны и серьезному усилению России. И я считаю, что 17 мая 2007 года надо объявить праздником.

И еще я хотел бы отметить, что это большая личная победа Владимира Путина и его духовника протоиерея Тихона Шевкунова, которые выступили главными организаторами объединения.

Правда, эта победа может быть сбалансирована отколом Украинской церкви, который готовят Ющенко и Тимошенко. Эти процессы - часть большой политики, которая ведется против России.

Владыко МАРК, зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата:

- Мы рассматриваем это событие прежде всего как символическое. В социальном смысле церковь (то есть люди, которые ее составляют) была разъединена. Люди в разных странах, имея одну веру, не могли совершать совместные богослужения. Теперь такая возможность появится. То есть церковь, которая говорит о мире и примирении, сама является примером примирения.

С другой стороны, это событие имеет еще и народное значение. Как говорит Патриарх Алексий, церковь отделена от государства, но не отделена от народа. А народ наш был расколот. Была атмосфера недоверия между теми людьми, которые находились в разных общинах. И это церковное объединение означает духовное объединение людей в разных странах мира, считающих себя православными русскими.

Борис Кнорре , доцент факультета гуманитарных наук , - о том, как разделились и воссоединились церкви

В первые годы советской власти из всех религиозных организаций в России наибольшим гонениям подверглась именно православная церковь, которая считалась основной силой, поддерживавшей монархию. Другим религиозным группам поначалу даже была дана определенная свобода, потому что в них советская власть видела своих союзников. Видя, что происходит в России, архиереи нашей церкви, окормлявшие приходы за рубежом, а также те, которые оказались в эмиграции, объявили о создании временного Высшего Церковного Управления Русской православной церкви за рубежом.

Сначала это был еще не разрыв с оставшейся в России церковью. Но в 1927 году заместитель патриаршего местоблюстителя, епископ Сергий Страгородский, который тогда руководил РПЦ, издал специальную декларацию о лояльности церкви советской власти (впоследствии политика сотрудничества церкви с советской властью получила название сергианства). После этого Архиерейский Собор РПЦЗ постановил прекратить отношения с церковью в России, которая признавалась абсолютно несвободной и управляемой безбожной властью. Этот разрыв, однако, осознавался не как окончательный, а как временный и вынужденный, который должен закончиться с падением атеистического режима.

Объединение церквей не могло произойти сразу после распада Советского Союза, потому что за десятилетия советской власти между ними накопились разногласия. Основных расхождений было три.

Во-первых, сергианство. «Зарубежники» обвиняли священников из Советского Союза в сотрудничестве с советской властью и требовали покаяния в этом. Архиереи из московского патриархата отвечали, что церковь в России – выстраданная. Она, может, и не такая чистая, как зарубежная, зато «зарубежники» не претерпели тех страданий и гонений, какие пришлось вынести церковным деятелям в СССР, поэтому они не имеют права судить.

Во-вторых, экуменизм. Зарубежная церковь придерживалась более консервативной позиции в отношении экуменизма, то есть общения с инославными.

В-третьих, нежелание церкви в России прославлять святых мучеников XX века и, в частности, царскую семью («зарубежники» до конца оставались монархистами, а церковь в СССР, разумеется, от монархических идеалов отошла).

1991-1992 годы были как раз годами наибольшей конфронтации двух церквей, потому что «зарубежники» стали активно открывать в России свои приходы, усугубляя противостояние.

Но со временем ситуация стала меняться. Увидев, что в России идет реальное возрождение церковной жизни, и по масштабам оно совершенно не сопоставимо с тем, на что можно было рассчитывать в Европе и других странах, «зарубежники» начали постепенно менять свою позицию. Поворотным моментом был 2000 год, когда были прославлены новомученники, пострадавшие в XX веке, а потом и царская семья. Отказом от сергианства было сочтено одно из положений в социальной концепции Русской православной церкви, которое обязывает церковь «отказать государству в повиновении», «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям» (ОСК РПЦ, § III. 5).

И, наконец, «зарубежники» увидели, что экуменические тенденции спадают, набирает силу консервативное направление.

В восстановлении церковного единства были заинтересованы и светские власти в России, в частности Владимир Путин встретился в 2003 году с иерархами РПЦЗ и передал им приглашение от Патриарха Алексия II и от себя лично посетить Россию. Все это привело к тому, что в 2007 году главами церквей был подписан Акт о каноническом общении, который положил конец разделению.

Сейчас РПЦЗ существует как относительно автономная структура, но подчиняющаяся основным стратегическим решениям Русской православной церкви Московского патриархата. Правда, акт о каноническом общении захотели принять не все члены зарубежной церкви, поэтому до сих пор существуют независимые «осколки» РПЦЗ.

Мнение экспертов не является выражением позиции университета

История РПЦЗ (иначе ее называют «зарубежной», "карловацкой", или "синодальной", церковью), началась в годы гражданской войны, когда юг России был занят белой армией. В мае 1919 г. там состоялся Церковный Собор, учредивший Временное Высшее Церковное Управление, которое возглавил митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) как старейший русский иерарх. Первое заседание Управления состоялось в ноябре 1920 г. на пароходе, следовавшем из Крыма с беженцами в Константинополь - город, который решено было избрать местом своего пребывания.

Каноническим основанием существования РПЦЗ является Постановление Патриарха Тихона, Синода и Высшего Церковного Управления №362, выпущенный в условиях гражданской войны в 1920 году и позволявший епископам, оказавшимся вне связи с центральным церковным управлением, создавать временные объединения.

Однако вскоре решением Сербского Собора Епископов митрополиту Антонию был предоставлен патриарший дворец в Сремских Карловцах (Югославия), где в ноябре 1921 г. открылся Церковный Собор, открыто не признававший коммунистическую власть в России; в ответ на это под давлением большевиков был издан Патриарший Указ 348, упраздняющий Высшее Церковное Управление.

Последующий, в мае 1923 г., Архиерейский Собор (при личном участии 12 епископов и с письменными отзывами от шестнадцати других) постановил, что высшим органом РПЦЗ является ежегодный Собор под председательством митрополита Киевского Антония.

Окончательный разрыв отношений с Москвой произошел в конце 20х годов, когда, после принятия в 1927 году декларации митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти и возможности сотрудничества с ней, подписи под этой декларацией стали требовать и от находившихся за рубежом русских православных епископов, что, конечно же, было для них неприемлемо.

Параллельно с РПЦЗ за рубежом возникла также Архиепископия (экзархат) русских православных приходов в Западной Европе, основанная в Париже митрополитом Евлогием (Георгиевским) и вошедшая в юрисдикцию Вселенского (Константинопольского) Патриарха. Небольшая часть русских эмигрантов сохранила верность Московскому Патриархату.

Во время второй мировой войны новому руководству РПЦЗ пришлось перевести Архиерейский Собор в Мюнхен и пойти на сотрудничество с гитлеровскими властями.

В 1950 г. ее Заграничный Синод переехал в Нью-Йорк.

С Московской Патриархией РПЦЗ не имела полнокровных отношений ввиду разногласий, существующих еще с карловацкого периода. Представители зарубежной церкви называли два главных препятствия на пути к единству. В первую очередь это "сергианство" и "экуменизм» -- сотрудничество РПЦ с безбожной советской властью (декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г.) и участие РПЦ в экуменическом движении - движении к единству всех христианских конфессий, включая католиков и протестантовю Особой критике подвергается членство РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Представители же РПЦ считают, что уступки советской власти были единственно возможным условием сохранения церковного института в стране, а участие в экуменическом движении необходимо для свидетельства о православии во внешнем мире.

Процесс воссоединения Русской Церкви оказался непростым. Иерархи зарубежной церкви после распада СССР требовали от Московского Патриархата покаяния за годы сотрудничества с безбожниками, одновременно приняв в свою юрисдикцию ряд приходов на территории России, чем только усугубили раскол. Таким образом, несмотря на освобождение Церкви в России от коммунистического гнета, раскол Русской Церкви сохранился. Призывы к возвращению в лоно Матери-Церкви, неоднократно исходившие из Московской Патриархии, не были восприняты за рубежом.

1 апреля 2003 года Патриарх Алексий II отправил послание, адресованное иерархам, возглавляющим различные православные ветви русского происхождения. Таковых ветвей три: Русская Православная Церковь Московского Патриархата (РПЦ), Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) и Экзархат Константинопольского Патриархата для приходов русской традиции в Западной Европе.

Патриарх Алексий II предложил план, предусматривавший создание полунезависимого Митрополичьего округа, объединяющего все “ветви” Русской Церкви под формальным руководством Московской патриархии и с перспективой предоставления автокефалии в обозримом будущем.

Однако начавшийся вскоре диалог с РПЦЗ продвинулся гораздо дальше, чем застопорившийся процесс формирования митрополичьего округа в Западной Европе.

Ключевую роль в этом процессе сыграла дипломатическая миссия президента РФ В. Путина. Находившийся с визитом в Америке в сентябре 2003 года президент встретился с Первоиерархом РПЦЗ Митрополитом Лавром и членами Синода РПЦЗ и передал им приглашение от Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II посетить Россию и наладить диалог.

17 ноября 2003 года в Москву на встречу с патриархом Алексием II прибыли с официальным визитом архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Илларион и епископ Сан-Францисский и Западноамериканский Кирилл. Виднейшие иерархи РПЦЗ не в первый раз посещали российскую столицу, но этот визит состоялся по официальному приглашению патриарха и благословению главы зарубежной церкви митрополита Лавра.

18 ноября 2003 года состоялась закрытая встреча приехавших епископов с членами Священного синода РПЦ.

19 ноября 2003 года в патриаршей резиденции в Московском Даниловом монастыре завершился второй, расширенный раунд переговоров Патриарха Алексия II с архиереями Русской Православной Церкви за рубежом. В нем приняли участие все члены зарубежной делегации и члены Священного Синода РПЦ. Участники встречи обсудили проблемы сближения Русской Православной Церкви и Зарубежной Церкви, а также создали комиссии для работы над проблемами, мешающими объединению. Со стороны делегации Зарубежной Церкви "выражена просьба простить за все резкие высказывания в адрес Московского патриархата".

13 - 17 декабря 2003 года Зарубежная Церковь провела Архиерейский собор, главной темой которого стала дальнейшая судьба Русской зарубежной церкви и пути ее сближения с Церковью в Отечестве. В преддверии Собора патриарх Алексий направил его участникам специальное послание с призывом преодолеть трагическое разделение между двумя частями Русской церкви. Одновременно Его Святейшество выразил покаяние за те слова и дела, которые не содействовали примирению. Собор принял обращение к пастве и утвердил текст ответного послания патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

Участники заседания рассмотрели вопрос о сроках визита первоиерарха Зарубежной церкви митрополита Лавра в Россию.

Комиссиям, которые в декабре 2003 г. были учреждены священноначалием обеих сторон, поручено было выработать совместное понимание следующих тем: о принципах взаимоотношений Церкви и государства; о соответствующих традиции Церкви принципах взаимоотношений Православной Церкви с неправославными общинами, а также межконфессиональными организациями; о статусе РПЦЗ как самоуправляющейся части РПЦ; о канонических условиях для установления евхаристического общения.

С 14 по 28 мая 2004 года состоялся визит делегации РПЦЗ и эпохальная встреча и переговоры двух первосвятителей, глав Русской Православной Церкви Московского патриархата (РПЦ) патриарха Алексия II и Русской православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) митрополита Лавра. Главный их итог - удалось найти общий язык, согласовать подходы и выразить общее желание сторон к объединению. На переговорах было также признано необходимым продолжать общее научно-историческое изучение церковных событий ХХ века, в особенности подвига святых новомучеников и исповедников Российских и опыта существования Церкви в условиях гонений.

Паломничество делегации РПЦЗ к российским святыням - в Екатеринбург, Курск, Нижний Новгород и Дивеево - еще раз уверило зарубежных епископов и священников, что вера православная на Руси не исчезла. Итоговый визит патриарха Алексия и митрополита Лавра к президенту Путину, который принимал их в Новоогареве, укрепил переговорный процесс.

С 22 по 24 июня 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата на территории Свято-Даниловского монастыря в Москве, состоялась первая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. В работе комиссий принимали участие со стороны Русской Православной Церкви Московского Патриархата председатель комиссии архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон, протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали председатель комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука, протоиерей Георгий Ларин, и протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии.

Комиссии обсудили ряд вопросов в соответствии с договоренностями, достигнутыми во время официального визита делегации Русской Православной Церкви Заграницей, возглавляемой митрополитом Лавром в мае 2004 года. Были выработаны согласованные предложения по вопросам взаимоотношений церкви и государства, по отношениям с инославными и межконфессиональными организациями.

После июньской встречи было объявлено об урегулировании имущественных разногласий. Было объявлено, что в числе прочих подготовлен проект документа "О каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви".

Споры о прошлом двух ветвей российского православия были преодолены. На июньской встрече был поднят основной вопрос - евхаристического общения. Самое странное в ссоре двух православных церквей, которая длилась без малого 70 лет, - запрет своим прихожанам исповедоваться и причащаться друг у друга..

Документы, выработанные в ходе встречи, были одобрены 5 июля 2004 года на заседании Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви в Сан-Франциско, а 17 августа 2004 года - на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви (РПЦ) в Москве.

Кроме того, Синод РПЦ призвал прекратить судебные дела между двумя частями Русской Церкви и активизировать паломническую, издательскую и иную совместную деятельность священнослужителей и мирян.

В июле 2004 года на встрече митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла с архиепископом Сиднейским, Австралийским и Новозеландским Илларионом было заявлено, что Русская зарубежная церковь и Московский Патриархат собираются вести совместную пастырскую работу среди православных за пределами России.

С 14 по 16 сентября 2004 года в помещениях Собора Новомучеников и Исповедников Российских Русской Православной Церкви Заграницей в Мюнхене состоялась вторая рабочая встреча комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В работе комиссий принимали участие со стороны Русской Православной Церкви: председатель комиссии архиепископ Корсунский Иннокентий, архиепископ Верейский Евгений, протоиерей Владислав Цыпин, архимандрит Тихон, протоиерей Николай Балашов, секретарь комиссии.

Со стороны Русской Зарубежной Церкви участвовали председатель комиссии архиепископ Берлинский и Германский Марк, епископ Вевейский Амвросий, архимандрит Лука, протоиерей Николай Артемов и протоиерей Александр Лебедев, секретарь комиссии.
Комиссии продолжили работу, начатую на первой совместной встрече, состоявшейся в Москве с 22 по 24 июня 2004 года.

Итогом двух совместных заседаний стали согласованные проекты документов, затрагивающих весь круг порученных комиссиям вопросов, в частности, об отношениях Церкви и государства, об отношениях Православия с неправославными общинами и межконфессиональными организациями, о каноническом статусе Русской Зарубежной Церкви как самоуправляемой части Поместной Русской Православной Церкви, а также и о преодолении канонических препятствий к установлению евхаристического общения.

В ходе дальнейших совместных заседаний комиссий в Москве (17-19 ноября 2004 года) и в Париже (2-4 марта 2005 года) были подготовлены проекты ряда документов, одобренных впоследствии Священноначалием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

В соответствии с достигнутой договоренностью, утвержденной решениями Священного Синода Русской Православной Церкви (20 апреля 2005 года) и Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви (23 мая 2005 года) Комиссией Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссией Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом совместно было выработано четыре документа:

1. О совместной работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви.

2. Об отношении Православной Церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям.

3. Об отношениях Церкви и государства.

4. Комментарий к совместному документу "Об отношениях Церкви и государства".

21 июня 2005 года на официальных сайтах Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и РПЦЗ одновременно были опубликованы документы встречных комиссий по диалогу Московского патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) о восстановлении церковного единства.

В соответствии с проектом "Акта о каноническом общении" Русская Зарубежная Церковь станет самоуправляемой частью Московского патриархата, наподобие Украинской Православной Церкви.

Согласно проекту, Русская православная церковь за границей (РПЦЗ) будет самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах Русской зарубежной церкви будет осуществлять ее Архиерейский Собор.

При этом решения, выходящие за пределы компетенции Собора Зарубежной церкви, будут приниматься по согласованию с патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской православной церкви. Вышестоящей инстанцией церковной власти будут Поместный и Архиерейский Собор Московского патриархата - органы, членами которого станут архиереи Русской зарубежной церкви.

Кроме того, согласно документу, "Русская Зарубежная Церковь получает святое миро (особое священное масло) от Патриарха Московского и всея Руси" в знак своего единства со всей полнотой Русской Православной Церкви.

Члены комиссий Русской православной и Русской зарубежной церкви предложили также отказаться от всех взаимных упреков, прозвучавших за долгий период разделения, и признать утратившими силу все ранее изданные акты, которые препятствовали полноте канонического общения.

Акт о каноническом общении вступит в силу в случае принятия его Архиерейским Собором РПЦЗ и Синодом Русской Православной Церкви Московского Патриархата, который получил на это полномочия от Архиерейского Собора РПЦ, проходившего в 2005 году.

6-14 мая 2006 года в Сан-Франциско проходил IV Всезарубежный православный Собор Зарубежной церкви. Он был созван впервые за 32 года - специально для рассмотрения вопроса о готовности духовенства и мирян РПЦЗ к примирению с Церковью в Отечестве. Со всего мира собрались 127 депутатов, 11 архиереев. Среди духовенства и мирян — представители из Германии и Австралии, Южной и Северной Америки, Англии, Сибири и Украины.

IV Собор стал самым значимым по важности проблем, поднятых на нем. Свои приветствия ему прислали Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Сербский патриарх Павел, Болгарский патриарх Максим, Грузинский патриарх Илия, Экзарх Вселенского патриарха в Западной Европе архиепископ Георгий, монахи Афона и Оптиной пустыни.

Решающим стал третий день работы Собора. Отчет о проделанной за два года работе в согласительной комиссии сделал архиепископ Берлинский и Германский Марк.

12 мая 2006 года IV Всезарубежный собор в Сан-Франциско принял резолюцию о восстановлении евхаристического общения с Церковью в Отечестве. Резолюция была принята открытым голосованием, почти единогласно. Против высказались менее 5%.

Документ состоит из шести пунктов. Серьезные прения, как и ожидалось, вызвали пункты о взаимоотношениях Церкви и государства, или так называемом "сергианстве", и экуменизме (движении к единству христиан всех конфессий).

Восстановление евхаристического общения означает, что священнослужители РПЦЗ и Церкви в Отечестве смогут служить вместе, а верующие - причащаться на литургии из одной Чаши.

Окончательный Акт о каноническом общении РПЦЗ и Церкви в Отечестве должен принять Архиерейский собор Зарубежной Церкви, который состоится в Сан-Франциско 15-19 мая.

На Архиерейском Соборе РПЦЗ, как ожидается, будет принят Акт о каноническом общении, который затем будет подписан Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Лавром и Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и откроет путь к евхаристическому общению РПЦЗ и Церкви в Отечестве.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Два документа

РПЦЗ и РПЦ МП на смерть Сталина

ДОКУМЕНТ РПЦЗ


НА СМЕРТЬ ПАЛАЧА РУССКОГО НАРОДА СТАЛИНА

«Церковная Жизнь», Издание при Архиерейском Синоде РПЦЗ,
№№ 3-4, март-апрель, 1953 год, сс. 63-65.

Смерть Сталина – это смерть величайшего в истории гонителя веры Христовой. Преступления Нерона, Диоклетиана, Юлиана Отступника и др. нечестивцев бледнеют пред лицом его страшных деяний. Никто не может сравниться с ним ни в количестве жертв, ни в жестокости к ним, ни в лукавстве при достижении своих целей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась в этом человеке, который в еще большей степени чем фарисеи заслуживает названия сына диавола.

Православного человека особенно потрясает его подлинно сатанинская, жестокая и лукавая политика в отношении Церкви.

Сначала попытка к уничтожению ее как через убийство выдающихся пастырей и верующих, так и через внутреннее разложение ее с помощью искусственно созданных расколов. Потом вынуждение искусственно подобранных ее возглавителей поклониться ему и всей руководимой им безбожной сиcтеме. И не только поклониться, но и восхвалять гонителя Церкви, как якобы ее благодетеля, пред лицом всего мира называя черное белым и сатанинское Божиим.

Когда этого злейшего гонителя Церкви восхваляли падшие под тяжестью гонений архипастыри и пастыри при его жизни, это было знамением величайшего унижения Церкви. Утешением для нас могло служить то, что ложь эта посрамлялась подвигом безчисленных безстрашных мучеников и тайных христиан, отвергших все соблазны Сатаны.

Древние гонения тоже бывали причиной падения и иерархов и мирян. И в те времена бывали люди, которые, будучи не в силах выдержать мучения за Христа, или явно окрекались от Него, или делали вид, что приносят жертву идолам, окольными путями получая удостоверение в принесении жертвы, которую они на самом деле не приносили (либеллатики). Церковь осудила не только первых, но и вторых за их лукавое малодушие и отречение от Христа если не в сердце, то пред людьми.

Но история Церкви не знает другого примера создания целой церковной организации, во главе с Патриархом и Собором, которая была бы основана на преклонении колен перед явным врагом Божиим и прославлении его как якобы благодетеля. Кровь миллионов верующих взывает к Богу, но этого как бы не слышит иерарх, именующий себя Патриархом всея Руси. Он униженно благодарит их убийцу и осквернителя бесчисленных церквей.

Смерть Сталина привела этот соблазн к своему высшему кощунственному проявлению. Газеты сообщили, не только о поклонении Патриарха Алексея праху безбожного врага Христова, но и о совершении по нем панихид.

Можно ли себе представить что-нибудь более кощунственное, чем панихида по Сталине? Можно ли нелицемерно молиться о том, чтобы величайшего от века гонителя веры и врага Божия Господь учинил "в раи, идеже лицы святых и праведницы сияют яко светила". Воистину, молитва эта в грех и беззаконие не только по существу, но и формально, ибо Сталин, вместе с другими народными Комиссарами, был отлучен от Церкви Святейшим Патриархом Тихоном и сам Патриарх Алексей, как он ни кланялся перед Сталиным, никогда не решился объявить о снятии с него этой анафемы.

Молитва об упокоении со святыми нераскаянного отлученного от Церкви грешника есть кощунственная ересь, ибо является исповеданием того, что якобы можно стяжать на небе Царство Божие, гоня и истребляя сынов его на земле во имя уничтожения самой веры в Бога. Это есть смешение Царства Божия с царством тьмы. Это не меньший грех, чем явное отречение от Христа, вера в Которого т.о. исповедуется как необязательная для приобщения к Его Царству.

В этом акте Московской церковной власти получил самое яркое проявление тот лежащий в основе ее грех, который так убедительно с 1927 года отличали наши исповедники в России и поныне обличает наша Церковь заграницей.

ДОКУМЕНТ РПЦ МП


РЕЧЬ "СВЯТЕЙШЕГО" ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В.СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ
В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)

Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.

В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.

Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.

17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя (Москва) состоялась торжественная церемония подписания Акта о воссоединении Русской православной церкви за границей с Русской православной церковью Московского патриархата

Акт о каноническом общении подписали патриарх Алексий II и митрополит Лавр, первоиерарх Русской зарубежной церкви. Затем прошла первая после восстановления единства Русской православной церкви совместная литургия.

По церковному календарю на 17 мая текущего года, так же как и в 2007-м, приходится празднование Вознесения Господня. Участники событий 11-летней давности с лёгкой иронией вспоминают, что совпадение времени подписания Акта с празднованием Вознесения воспринималось тогда как нечто почти промыслительное. Ведь первоначально подписание планировалось в период празднования Пасхи. Дело в том, что зарубежники сохранили дореволюционную традицию служить на Пасху в облачениях белого цвета, в отличие от духовенства Московского патриархата, которое в этот период служит в красном. Представьте себе впечатляющую картину – через весь храм Христа Спасителя тянутся две колонны священнослужителей: одна – РПЦ, другая РПЦЗ, одни – в красном, другие – в белом. Слава Богу, во время спохватились и перенесли дату.

Были преодолены застарелая рознь и недоверие между православными христианами

Прошло 11 лет. Не всё оказалось так же легко поправить, как цвет облачения. Само подписание Акта о каноническом общении было венцом длительного и трудного процесса по налаживанию взаимодействия между двумя частями Русской церкви. После десятилетий ожесточенного противостояния, достигшего своего пика в 1990-е, когда РПЦЗ стала принимать под своё окормление патриаршие приходы на территории бывшего СССР, наступило время не простого, но всё же реального диалога. Циничный тон большинства аналитических материалов начала 2000-х, рассматривавших эти события исключительно с политической точки зрения, не смог всё-таки испортить радость от постепенного восстановления единства и полностью затмить церковный смысл события. Были преодолены застарелая рознь и недоверие между православными христианами. А это, что ни говори, свидетельствует о наличии жизни: в мёртвом теле такие раны не заживают.

Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом митрополит Лавр, президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Алексий II (слева направо) в храме Христа Спасителя во время торжественной церемонии воссоединения Московского патриархата и РПЦЗ. Фото: Дмитрий Астахов/РИАНовости

Бесспорным положительным результатом воссоединения стало восстановление евхаристического общения. Зарубежная церковь, разорвав некогда евхаристическое общение со всеми поместными церквями, кроме Иерусалимского патриархата, находилась в очень тяжёлом духовном положении. По существу, на границе Вселенского православия. Благодаря воссоединению с РПЦ она вернулась к полному евхаристическому и каноническому общению со всем православным миром.

Прихожане Зарубежной церкви выступают как деятельная, организованная и инициативная составляющая часть церкви

Зарубежники же, что было абсолютной новостью для многих из нас, смогли в значительной степени реализовать Определения о епархиальном и приходском управлении Поместного собора 1917–1918 годов. Конечно, не всегда последовательно, но всё-таки смогли. Причем сделали это в условиях современного плюралистического, секуляризованного общества массового потребления. Как Русский экзархат Константинопольского патриархата и как Сурожская епархия при митрополите Антонии (Блуме).

Более того, произошло невиданное: Московский патриархат, отступив от прежних своих требований о том, что через 5 лет с момента подписания Акта приходские уставы РПЦ и РПЦЗ должны стать унифицированными, оставил зарубежникам прежний устав, который продолжает приходской устав, принятый на Поместном соборе 1917–1918 годов. Прихожане Зарубежной церкви выступают как деятельная, организованная и инициативная составляющая часть церкви. Они во многом определяют ситуацию на приходах, чувствуют свою ответственность за приходские дела. А священник осуществляет своё служение, исходя часто из интересов, пожеланий, а иногда и требований прихожан. Со своей стороны прихожане воспринимают священника как человека, который вправе ожидать от них помощи. При хроническом дефиците духовенства в Зарубежной церкви священниками там дорожат.

Однако те, кто серьёзно отнесся к Акту восстановления канонического единства, испытывают сейчас чувство неудовлетворённости. По свидетельству активного участника переговорного процесса протоиерея Георгия Митрофанова, Акт в основном не оправдал их надежд. Ожидалось, что опыт Зарубежной церкви по организации приходской жизни на началах действительно соборных распространится постепенно хотя бы на некоторые приходы РПЦ МП. Не вышло.

То же самое можно сказать о епархиальном управлении, которое в Зарубежной церкви в гораздо большей степени определяется позицией духовенства и прихожан, чем архиереев. Опять-таки, соборные начала там присутствуют. Это облегчает деятельность и самих епископов. Хотя и ограничивает их произвол. И этого не случилось.

Наследие советчины до сих пор не только не преодолено, а расцветает пышным цветом

Представлялось очень важным то, чтобы мы восприняли от зарубежников чёткое понимание: в 1917 году наша страна пережила катастрофу. Причём, куда более очевидную, чем распад Советского Союза, который был обречён на распад именно тем, что произошло в 1917-м. И что контакты с зарубежниками, общение с ними, помогут нам преодолеть наследие коммунизма, наследие советчины. Но оно до сих пор не только не преодолено, а расцветает пышным цветом. Один вид бабушек в пилотках с красными звёздами на недавнем освящении храма в Левашове (место массовых расстрелов под Петербургом) чего стоит!

Митрополит Лавр и патриарх Московский и всея Руси Алексий II (слева направо на первом плане) в храме Христа Спасителя во время торжественной церемонии воссоединения Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Фото: Дмитрий Астахов/РИА Новости

Ожидалось, что благодаря зарубежникам будет осознана тупиковость пути церковного развития, который предложил митрополит Сергий (Страгородский). Это получилось лишь отчасти. Что будет развиваться почитание его оппонентов. И не просто на ритуальном уровне. А на уровне изучения их наследия, понимания того, что их ратование за свободную церковь в самом несвободном государстве было лучшим путём сохранения церковной жизни. Всё это осталось благопожеланием.

Была надежда, что они в значительной степени помогут нам направить процессы, которые происходили в нашей стране, в русло именно возрождения исторических, культурных традиций старой России (Российской империи), память о которых мы всегда высоко чтили. Но сейчас больше принято размышлять о том, что бы нам сохранить из советского периода, ну и дополнить это чем-то из Московской Руси. Так что и в культурном отношении, как и в церковном, результат воссоединения тоже оказался незначительным.

Они настроены на то, чтобы раствориться в той среде, в которую они попали: культурно, религиозно, общественно, как угодно

При этом, увы, реальное положение дел таково, что Зарубежная церковь всё больше и больше сдаёт свои позиции. Она, как, впрочем, и всё западное православие русской традиции, не справляется с последней волной русской эмиграции. Всё возрастающая инфильтрация наших эмигрантов последней волны в их приходы, появление там священников из этой среды, по существу, разрушают тот уклад приходской жизни, который у них был сохранён. Мы видим, как там постепенно происходит привнесение в церковную жизнь тех негативных элементов, от которых страдает наша церковная жизнь: обрядоверие, безответственность прихожан, потребительское отношение к церкви и т. д., которые несут новые эмигранты (или, если угодно, мигранты).

Русское зарубежье сходит на нет. Хотя количественно русская диаспора увеличивается, но она увеличивается за счёт тех людей, которые не собираются оставаться русскими, которые русскость свою вспоминают до тех пор, пока не адаптировались по настоящему в западном обществе. Которые мечтают, чтобы дети их были действительно природными гражданами той страны, в которую они переехали. Они не ощущают себя беженцами, русскими в изгнании, носителями русской миссии, и, соответственно, то, чем жила эмиграция первой волны, для них не имеет никакого значения. Они настроены на то, чтобы раствориться в той среде, в которую они попали: культурно, религиозно, общественно, как угодно. Таковых большинство.

С другой стороны, никто из зарубежников не вернулся на Святую Русь. Как сказал о. Георгию Митрофанову один священник Зарубежной церкви: «Не могут мои дети жить в Москве. Невыносимо. Жить в таких условиях, как в стране третьего мира, мы не можем». Вот они, вроде бы, и продолжатели эмигрантов первой волны, а по существу уже таковыми не являются. Никакого «весеннего похода» не состоялось.

«Все попытки реконструировать церковную жизнь той или иной эпохи в тех или иных этнокультурных условиях обрекают церковь на перерождение и вырождение»

О чём свидетельствует такое положения дел? О. Георгий Митрофанов считает, что Русская церковь и в России, и за рубежом переживает в настоящее время серьёзный кризис: «Я убежден в том, что доля влияния РПЦЗ на русское зарубежье и РПЦ на российское общество становится всё менее и менее значительной. Как кладезь ритуально-фольклорного наследия мы ещё интересны. Но никто не слышит наших слов о Христе. И никто не ждёт от нас этих слов. И вот это означает глубокий кризис как РПЦ, так и РПЦЗ.»

По мнению о. Георгия главным итогом нашего объединения может являться следующее: «Острое сознание того, что кризис, который переживает церковь, обусловлен не внешними обстоятельствами – на Западе или в России. А он существует внутри церкви и может быть преодолён только внутренними усилиями. Церковь должна вернуться ко Христу. Все попытки реконструировать церковную жизнь той или иной эпохи в тех или иных этнокультурных условиях обрекают церковь на перерождение и вырождение».

Пожалуй, соглашусь.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS