Главная - Прихожая
Колхозник конев василий викторович. Именной самолет в подарок от колхозника

Конечно, одной физической силы для победы мало: воздушный бой - это проверка всех моральных и физических качеств советского лётчика. Нужно обладать отличной техникой пилотирования, мастерством, а главное, теми моральными качествами, которые свойственны советскому воину. В минуту, когда, казалось, я теряю последние силы, меня поддерживала одна лишь мысль: «Я выполняю приказ Родины, воюю за правое дело Ленина - Сталина!» В бою советский истребитель дерётся до того мгновения, пока бьётся его сердце, пока не иссякло горючее в баках, пока не израсходован весь боекомплект, пока самолёт держится в воздухе. Владеет им и чувство боевого братства. Иногда после предельного напряжения в бою кажется, что ты не в состоянии драться, но взглянешь на товарищей, ведущих бой, и держишься: уходить с поля боя, когда друзья ещё дерутся, немыслимо.

Большой моральной поддержкой для меня был голос с земли. Когда, чувствуя крайнее нервное напряжение, я слышал по радио знакомый голос: «Держись!», то сразу ощущал прилив новых сил.

25. СЛОВО С ЗЕМЛИ

Слово с земли поддерживало нас и нередко играло решающую роль в выполнении боевого задания.

Заместитель командира авиасоединения подполковник Боровой, опытный боевой лётчик, прекрасно знал «по полёту» всех лётчиков соединения, которые летали на прикрытие наземных войск. Он следил за нашими действиями в воздухе, но его команды, своевременно подаваемые по радио, решали исход боя. Они мне очень помогали во время прикрытия войск.

Патрулирую над линией фронта. Напряжённо слежу за воздухом. Внизу идёт бой. Воздушный враг не появляется. Улетать без боя не хочется, а срок патрулирования уже истекает. Беру курс домой. Возбуждение, какое бывает перед боем, проходит, и только теперь ощущаю усталость: это уже третий вылет. Бесплодное ожидание противника иногда утомляет больше, чем бой.

Сокол тринадцать! Сокол тринадцать! Фашисты прилетели. Бей их, бей!

Боровой говорит спокойно, но быстро.

Молниеносно разворачиваюсь на сто восемьдесят градусов. Усталости как не бывало.

Вижу, к линии фронта приближаются девять «хейншелей» (двухмоторные вражеские самолёты) и четыре истребителя.

Я взглянул на бензомер - горючее на пределе. Можно дать короткий бой и дотянуть до аэродрома.

«Хейншели» начали выстраиваться в круг, готовясь штурмовать наши войска. Один уже заходил на штурмовку.

Командую Брызгалову, чтобы он с парой связал боем истребителей, а я с четвёркой сверху, сзади, стремительно бросаюсь на врага. Прицеливаюсь. Дистанция подходящая. Открываю огонь. Самолёт врага загорается и падает на территорию противника. Отхожу в сторону. Раздаётся спокойный голос Борового:

Внимание! Второй «хейншель» заходит на штурмовку. Бей! Не теряй ни секунды!

Разворачиваюсь. Точно так же заходит на штурмовку и второй «хейншель». Мне кажется, что передо мной первый «хейншель». Нет, это уже второй! Он упрямо намеревается тем же способом штурмовать наши войска.

Оглядываюсь - все мои лётчики на месте. Брызгалов и его ведомый мастерски навязывают бой истребителям врага.

И точно так же, как и в первом случае, стремительно захожу сверху, сзади, в хвост «хейншелю» и даю очередь с той же дистанции. Второй «хейншель» вспыхивает и падает неподалёку от первого.

Молодец, так их! Давай ещё! - кричит подполковник Боровой.

Вижу, Брызгалов отогнал истребителей противника. Мухин держится рядом со мной.

Разворачиваюсь. Вести бой не с кем: «хейншели» удрали.

Мы возвращаемся на свой аэродром. Это был решительный, скоротечный бой. В этом бою большую роль сыграло слово с земли.

26. ПЕРВОЕ МАЯ ЗА РУБЕЖОМ

Идут напряжённые воздушные бои. В воздухе с рассвета дотемна стоит гул авиационных моторов.

Появились вражеские самолёты, на бортах которых были намалёваны череда, кости и прочие эмблемы в этом же роде: фашисты всеми способами старались воздействовать на психику наших лётчиков.

На нас эта ерунда - назвать это иначе было нельзя, - понятно, не производила никакого впечатления, служила лишь поводом для насмешек.

Черепа и кости они, видимо, для себя заранее заготовили, - посмеивались лётчики.

Мы делаем по нескольку вылетов в день. Несмотря на напряжённую, изнуряющую обстановку в воздухе, дерёмся мы яростно, с неиссякаемой энергией. Радуют успехи каждого боя.

Попытка противника перейти в контрнаступление была сорвана при тесном и чётком взаимодействии наших наземных войск и авиации.

Мы - за рубежом.

Садимся на аэродром севернее Ясс. Безоблачный, ясный день. Жарко. Вокруг аэродрома - сады. Всё в цвету. Красиво. Но я многое бы дал, чтобы только взглянуть на заросшее осокой болотце у родной Ивотки…

Вечером, после трудного боевого дня, собираемся на командном пункте.

Заместитель командира по политической части читает нам первомайский приказ Верховного Главнокомандующего.

Здесь, за пределами Родины, мы, советские воины, испытывали какое-то особенно глубокое и радостное волнение, слушая слова сталинского приказа:

«…Красная Армия вышла к нашим государственным границам с Румынией и Чехословакией и продолжает теперь громить вражеские войска на территории Румынии».

И мы, советские лётчики, горды тем, что есть и наша доля в этой очередной победе наших войск.

27. САМОЛЁТ КОЛХОЗНИКА КОНЕВА

Полетите на тыловой аэродром. Получите там подарок от колхозника из Сталинградской области. Полетите с Брызгаловым на «По-2».

Я не стал расспрашивать командира. Взял парашют и отправился с Брызгаловым к «По-2».

В последний раз я поднимался на «По-2», когда сдавал испытания в аэроклубе. Много воды утекло с той поры!

Подлетая к аэродрому, я ещё издали заметил на стоянке в стороне от других новенький, поблёскивающий на солнце самолёт.

Меня и Брызгалова окружили корреспонденты.

Оказалось, что машина, которую командование поручило мне, была построена на личные сбережения колхозника Конева. Лётчик, пригнавший её, сказал, что самолёт хороший, облегчённого типа. Я быстро зашагал к самолёту, продолжая расспрашивать лётчика.

На хвосте самолёта стояло: № 14. На левом борту красными буквами было начертано: «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Н.», а на правом борту - «От колхозника Конева Василия Викторовича».

Ко мне подошёл представитель штаба нашего авиасоединения, пожал руку и сказал:

Вы уже, вероятно, прочли надписи на бортах машины. У неё замечательная история. Шестидесятилетний колхозник-пчеловод Василий Викторович Конев из колхоза «Большевик», Сталинградской области, внёс свои трудовые сбережения в фонд Советской Армии и попросил товарища Сталина о том, чтобы на них был построен самолёт имени Героя Советского Союза Конева. Просьба славного советского патриота выполнена. Василий Викторович Конев - односельчанин подполковника Конева, павшего смертью храбрых в неравном бою в начале войны. Вот послушайте, что пишет колхозник Конев…

Представитель штаба соединения вынул из планшета письмо Конева и прочитал его.

Колхозник Конев просил лётчика, которому будет вручён самолёт имени Героя Советского Союза Конева, беспощадно мстить фашистам за смерть героя Конева, бить врага до нашей окончательной победы.

Машина прислана в распоряжение командования нашего авиасоединения, - продолжал представитель штаба, - и оно решило дар сталинградского колхозника передать вам, капитан Кожедуб… Поздравляю вас, искренне желаю успехов!

В зале Победы - главном зале Центрального музея Вооруженных Сил России - на стенде, рассказывающем о боевом пути прославленных летчиков-истребителей трижды Героев Советского Союза А. И. Покрышкина и И. Н. Кожедуба, среди многих других реликвий помещена и фотография: молодой, улыбающийся Иван Кожедуб в кабине своего самолета. Этот снимок, помимо вполне понятной исторической ценности, замечателен еще и тем, что на фюзеляже боевой машины отчетливо видна надпись: «От колхозника Конева...»

Да, «Лавочкин-5», на котором летом 1944 года г. в небе над Прутом, в районе румынского города Яссы воевал замечательный советский летчик, был построен на личные средства Василия Викторовича Конева, колхозника сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области.

Иван Никитович Кожедуб узнал о том, какой самолет ему предстоит получить, только прибыв по распоряжению командования на тыловой аэродром. Встретивший его офицер штаба авиасоединения сказал, что шестидесятилетний пчеловод внес свои трудовые сбережения в Фонд обороны и попросил построить на них боевой самолет имени Героя Советского Союза летчика-истребителя подполковника Г. Н. Конева (подполковник Георгий Николаевич Конев - племянник В. В. Конева - тоже летчик-истребитель, незадолго до этого погиб на фронте).
Вскоре состоялась торжественная передача именного самолета. Об этом событии сообщала газета «Красная звезда» 3 июня 1944 г. в корреспонденции «Самолет колхозника Конева передан Герою Советского Союза Ивану Кожедубу». В ней говорилось: «На аэродроме авиачасти состоялся митинг. Боевой подарок советского патриота - «Лавочкин-5» вручен Герою Советского Союза капитану Кожедубу. На боевом счету героя-летчика 38 сбитых им вражеских самолетов».

Можно добавить только, что Ивану Никитовичу вручили в тот день и письмо знатного пчеловода. Василий Викторович Конев наказывал в нем летчику, которому будет передан построенный на его средства именной самолет, беспощадно мстить за смерть героя Конева, бить врага до окончательной победы.
По возвращении в родную часть Кожедуб написал ответ ветерану-колхознику, обещая выполнить его наказ.

А сдержать данное слово было совсем не просто. На их участке фронта появились фашистские асы-охотники, и к тому же новый самолет Кожедуба заметно выделялся среди других - на левом борту словно светилась белая надпись: «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева», на правом - «От колхозника Конева». Гитлеровские летчики сразу выделяли такие машины и старались в первую очередь сбить именно их.
В одном из первых боевых вылетов на подаренном самолете Иван Никитович сбил вражеский самолет.
Однако самую, пожалуй, суровую проверку и пилот, и его самолет прошли чуть позже. В то утро И. Кожедуб повел большую группу самолетов на прикрытие с воздуха наших наземных войск. Они разогнали две группы фашистских бомбардировщиков, сбив несколько «Фокке-Вуль-фов-190» и «Юнкерсов-87» и заставив остальных сбросить бомбы на свои же позиции. Бой был жестоким. Получив повреждения, наши самолеты один за другим выходили из боя. И так случилось, что в конце концов Иван Кожедуб оказался над линией фронта один: «Значит, пора возвращаться на родной аэродром»,- решил он. И тут в наушниках раздался голос командира, предупреждавшего о приближении третьей группы бомбардировщиков. А затем приказ: сбить ведущего.

Иван Кожедуб пошел в атаку. Гитлеровские бомбардировщики открыли по нему ураганный огонь. А он не отвечал, желая подойти к врагу как можно ближе, чтобы бить наверняка. И вот ведущий на прицеле, Огонь в упор - и вперед, сквозь строй «юн~ керсов».
Задание выполнено! Разворот на 180 градусов, курс - на свой аэродром. И тут началось!

На отважного советского летчика ринулись фашистские истребители прикрытия. Видно, решили взять реванш! Но выручили летное мастерство Кожедуба, его самообладание и высокие технические качества машины. Ошеломив гитлеровцев сложнейшими фигурами высшего пилотажа, он избежал пулеметных очередей и оторвался от противника. А тут на помощь подоспели краснозвездные «яки».
Вскоре в часть приехал корреспондент, желавший узнать подробности этой беспримерной схватки в воздухе. Но поговорить с Иваном Никитовичем ему не довелось, а командир на вопрос, какими качествами должен обладать летчик-истребитель, чтобы совершить то, что удалось сегодня Кожедубу, ответил:
- Качествами Ивана Кожедуба.
- И иметь на вооружении такую технику,- думается, можно было бы добавить.
А вечером того же дня Иван Никитович прочел на КП письмо Конева.

«Товарищ командир! - писал пчеловод.- Очень прошу Вас отпустить ко мне капитана Ивана Никитовича Кожедуба хотя бы на один день, конечно, если позволит военная обстановка,- в любой день на Ваше усмотрение. Я обниму Ивана Никитовича, как родного сына. Район приготовил центнер меду для летчиков Вашей части. Урожай в нынешнем году ожидается хороший. Рад сообщить Вам, что мои сыновья на фронте, и до меня доходят вести, что воюют они неплохо. Жду Вашего ответа, жду Ивана Никитовича в гости. Желаю всем его друзьям боевых успехов, и чтобы они с победой вернулись домой. В. В. Конев».

Конечно, в той обстановке отпуск Иван Кожедуб получить никак не мог - очень уж горячая была пора. Так и написал Коневу командир части. А летчик отправил ему свое очередное письмо:
«Дорогой Василий Викторович! Спешу сообщить, что на Вашем самолете я сбил восемь самолетов врага, из них пять хваленых «Фокке-Вульфов-190»...

Вскоре Кожедуб получил новое назначение. Перед тем как навсегда расстаться, а родной частью, Иван Никитович пошел, проститься со своим самолетом. На нем до конца войны летал друг Кожедуба Герой Советского Союза Павел Брызгалов.
Такова фронтовая биография этой замечательной боевой машины, построенной на средства обыкновенного пчеловода Василия Викторовича Конева.

На дворе мелодия Апрельской капели и тополёвый запах. Просыпается очередная послевоенная весна - мирная, спокойная, желанная. И я уже который раз иду в Центральный Дом авиации имени М. В. Фрунзе, что на Красноармейской улице в Москве. Иду на встречу с экспонатами с волнением в душе, как на встречу с родным человеком, с которым давно не виделся. Иду и с надеждой думаю: "Может, мне снова повезёт и я ещё что-нибудь узнаю о судьбе какого-то героя?"

Вхожу в зал. Здесь, как во всяком музее, - экспонаты. Их много, и каждый, будто мудрый старец, повествует о давно минувшем. Одни из них выкладывают всё начистоту, другие что-то таят, о чём-то умалчивают. И потому, наверное, подойдя к любому из них, я всегда думаю: "А что ещё за тобой таится кроме того, что о тебе уже знают и рассказывают экскурсоводы?" Ведь человеческая героика широка, что море, высока, что небо.

Вот фотография. Она опубликована ещё в 1944 году. С неё во весь рот улыбается трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. За спиной его виден самолёт - истребитель Ла-5. По правой стороне фюзеляжа белилами выведено: "От колхозника Конева Василия Викторовича".

Экскурсовод коротко говорит о том, что поведал ему экспонат: о колхознике Коневе, о том, что сделал на его самолёте Иван Кожедуб. А мне почему-то не верится, что экспонат открылся начистоту, поведал всё без утайки. Но как заставить его заговорить о большем?

По опыту знаю, что надпись на фюзеляже бывает с обеих сторон. Здесь, на правой, сказано, на чьи средства приобретён этот самолёт. А на левой стороне должно быть указано, кому из лётчиков или в знак чего была подарена боевая машина. Но как увидишь эту левую сторону, если самолет сфотографирован только справа. Это меня волнует, и волнует не случайно.

Ещё в войну мне доводилось встречаться с капитаном Георгием Коневым с Брянского фронта. Много тогда хорошего я о нём слышал. Не его ли отец этот колхозник? Не почему тогда он доверил свой самолёт не сыну? Одни за другим возникают вопросы. И не простое любопытство разбирает меня, а какое-то неотступное желание узнать, о чём молчит экспонат, желание раскрыть его тайну и рассказать о ней.

Я в Библиотеке имени Ленина. Газеты тех дней рассказали мне, что на другой стороне фюзеляжа надпись: "Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г. Н.". Рассказали, что Василий Викторович Конев, подаривший самолёт, - родственник Георгия Конева.

А затем я в архиве Министерства обороны. Передо мной письмо командующего 6-й Воздушной армией генерала Полынина. В Марте 1943 года оно пришло командующему Военно - Воздушными силами Красной Армии генерал - полковнику Новикову.

"Прошу вас, - писал Полынин, - ходатайствовать перед правительством об установлении персональной пенсии семье подполковника Георгия Николаевича Конева". Внизу приписка мелким чётким почерком: "Г. Н. Конев - выдающийся советский лётчик. Скромнейший из скромных, талантливейший офицер. Изумительный организатор партийной работы. Таким я его знал с 1938 года по совместной службе в авиаполку в Смоленске". Подпись неразборчива.

Читаю другие документы, разговариваю с однополчанами, и передо мной всё больше раскрываются страницы жизни этого незаурядного человека. И я точно сам вижу погожий Июньский день 1938 года и учебный воздушный бой истребителей над окраиной Смоленска.

На старт тогда пришёл высокий, подтянутый, с большими весёлыми глазами, русый человек. Он спросил, где командир полка, и, подойдя к нему твёрдым широким шагом, представился:

Товарищ майор! Старший лейтенант Конев прибыл во вверенный вам полк для прохождения дальнейшей службы!

У командира полка майора Старикова на груди были ордена Ленина и Красного Знамени. Он подал жилистую сильную, как и у Конева, руку и, указывая на новенький орден прибывшего, спросил:

Доброволец?

Доброволец.

Значит, китайский народ защищал? Это хорошо.,. Ну пойдём, перекурим, поговорим.

Они отошли в тень от санитарной машины. И что взбрело в голову молодому командиру полка Алексею Старикову? Только после перекура произошла сцена, похожая на встречу Тараса Бульбы с его старшим сыном Остапом. Помните: Тарас вместо приветствия вдруг стал пробовать, какой он есть в кулаке. "Получив изрядно тумаков, почувствовал в нём казака и только тогда стал им восхищаться".

Стариков, вместо того чтобы отправить Конева на отдых, а завтра попробовать, какой он есть в воздухе, не стерпел. Облачил новичка в чужую кожанку и шлем. И вот 2 И-15 взметнулись в небо и давай кружиться, кувыркаться вроде коршунов, не поделивших чего-то.

Моторы самолётов то сердито ревели, то притихали и ещё пуще ревели. Это командир и подчинённый, почти как у Гоголя, "друг другу насаживали тумаки и в бока, и в поясницу, и в груды".

Конев носился в этом воздушном вихре, позабыв и о жене, и о маленьком сыне, сидевших на чемоданах в штабе полка... Приземлились. В тот же день "новобранец" был зачислен помощником командира 2-й эскадрильи, а вскоре стал её командиром.

Время летело как птица. Разнотравье аэродрома, отливавшее золотом лютиков, запестрело цветами клевера, донника, горошка. Август давал о себе знать. Полк летал ночью.

Жена Конева, невысокая, ладная спортсменка, провожая на ночные полёты мужа, бросала на него лучистый взгляд, шутила:

Не забудь талисман, Жора!

Талисманом она называла бутерброд, без которого не отпускала мужа.

Ты, Настя, спи. А то я замечаю, как у меня ночные полёты, так в нашем окошке всю ночь свет не гаснет, - уговаривал Георгий жену, не особенно надеясь на успех.

Да, таков уж никем не писанный закон, по которому живут жёны и матери лётчиков. Особенно истребителей. Играют ли они у дома с детьми, идут ли по авиагородку - взор их в воздухе, думы на аэродроме. Кто знает, как он там взлетит, как сядет? Не столкнётся ли в воздушном бою, на полигоне? Вон с какой высоты камней летит на щит, стреляет по нему. А как знать, успеет ли вывести самолёт из пике? Не врежется в землю? Такое ведь бывает. Оттого Настя и ночник не гасит. Сидит у кроватки сына и вышивает или читает пьесу, готовит роль. Всё на душе легче, и рассвет как-то скорее приходит...

Да разве только Настя не гасит ночник? Разве спят жены и матери других, которые сегодня на ночных? Пройди-ка по авиагородку и по свету в окнах сразу узнаешь, кто на полётах...

Накануне войны полк первым перевооружился. Он получил новые истребители Як-1. Георгий Конев, быстро освоив новую машину, стал одним из слушателей созданных курсов. На курсы приехали немолодые, опытные лётчики. Каждому хотелось поскорее вылететь на "Яке", отработать технику пилотирования в боя. Но в первых полётах чувствовалась неуверенность, путаница в рычагах, кнопках.

Не по душе Коневу старинка. Машины новые, сложные, а методы обучения старые. Как-то чуть свет вышел на аэродром и вместе с техником Анисовым подвесил "Як" на козелки. Вскоре самолёт по-змеиному шипел сжатым воздухом, выпуская и убирая шасси и щитки - закрылки. В кабине с завязанными глазами сидел Конев, то и дело спрашивал:

Сколько?

Авиатехник, стоя на крыле, щёлкал секундомером и отвечал:

Две секунды! Секунда!

Много! - снимая повязку, заключил Конев. - В бою секунда жизни стоит, а мы на каждое движение рычага тратим две.

Так это ж вы вслепую, товарищ капитан, - возражал Анисов. - А другие - и зрячие, так пока найдут сектор газа, минута целая пройдёт.

Чепуха! Нужно все эти операции, вплоть до нажатия спусковых кнопок оружия, с завязанными глазами отработать. Довести их до автоматизма на земле! И потом только в воздухе - понял?! Так вот, передай инженеру о нашей с тобой затее. Пусть он распорядится подготовить машины, а я пойду к начальству.

Это было новым, и оно "помогло без аварий и поломок досрочно окончить лётную программу" - так было сказано в приказе командующего, объявившего благодарность Коневу.

В утренней молочной тишине неба купались 4 истребителя. Не всякий видевший понимал, что происходит. Уж если групповой воздушный бой, то надо бы хоть звеньями, как положено наставлением, а то - парами. Но это укоренялось новое, завоевывала право на жизнь та самая "пара", которая в войну стала основной тактической единицей.

Первый свои вылет на разведку в 3-й час войны Георгий Конев сделал в паре. В паре с Огурцовым над Тернополем он сбил первый Ме-109.

Война разгоралась. Враг лез, нахальный, жестокий, уверенный в скорой победе. Конев, не жалея себя, отстаивал Родину. Вскоре он стал заместителем командира полка по лётной подготовке, а называли его душою лётного состава. И не зря.

"С ним и в самом жарком бою не страшно", - вспоминают его ученики - Герои Советского Союза полковники Иван Мотуз, Алексей Дергач, Иван Сомов.

Шёл уже Февраль 1942-го. С Брянского фронта вылетели на Северо - Западный. На карте - древние земли, селения, раскиданные среди замысловатой вязи речек и озёр. Многих сёл уже и нет, спалены злобным фашистским огнём.

Сердце Конева сжалось от всего виденного. Всё больше накалялась ненависть к лютому врагу.

С Ильменя, с Ловати дули студёные ветры, мела колючая метель. Она выла у плоскостей самолётов, свиваясь жгутами, сугробилась по лётному полю.

Трактор с девушкой в полушубке за рулем тяжёлым бревенчатым клином медленно гладил волнистую взлётно - посадочную полосу. А вслед, пока не замело, с крыла на крыло качаясь, взлетали истребители. Взлетал и Конев.

Самолёты, нагружённые патронами, пушечными и реактивными снарядами, врезались в мглистую высь, уходили на Рамушево. Торопились заткнуть горловину, через которую питалась и дышала окруженная у Демянска 16-я немецкая армия фон Буша. На выручку этой армии пришёл фон Зейдлиц с войсками, собрался раскиданный по фронту Воздушный флот Рихтгофена.

Бои шли трудные, затяжные. В воздухе на одного нашего истребителя приходилось по 4 вражеских. За первые 2 месяца здесь Конев сделал 270 боевых вылетов - по 4 - 5 вылетов в день. Он исхудал, побледнел, но по-прежнему был энергичен и изобретателен.

Появилась группа фашистских асов. Шли слухи, что они дерутся на скоростных неуязвимых истребителях "Ме-115", что на "Яках" с ними не совладать. Некоторые наши лётчики, увидя красноносых "Мессершмиттов" асов, стали уклоняться от боя.

Конева это обеспокоило. Он знал, что боязнь, нерешительность - те же враги. От них те же потери в бою.

Вечером Конев пришёл в общежитие лётчиков. Крепкий ярославец Коля Ватутин подал ему гармонь.

Георгий Николаевич взял её с грустью - снова вспомнил Саню Серова, которому она принадлежала раньше. Славный был лётчик. Он погиб ещё на Брянском. Тогда Конев вот так жо зашёл в палатку. В углу на заправленной кровати Сани лежала осиротевшая гармонь. - Сыграйте, Георгий Николаевич, - попросили товарищи. - Санину любимую... Конев бережно взял гармонь, растянул, и из неё тихо, будто боясь разбудить навечно уснувшее Санино сердце, полилось: "Широка страна моя родная". Все умолкли. И только звуки колебали успокоившийся вечерний воздух да тревожили сердца друзей.

Теперь Конев не стал играть. Взяв гармонь из рук Ватутина, он поставил её на стол и решительно сказал:

Чепуха какая-то. У фрицев асы, а у нас что, нет их?! Вот Иван Мотуз, Николай Ватутин и Николай Шаров?

В полку шутили, что Шарова Конев подобрал из беспризорных. Для этой безобидной шутки имелись некоторые основания. Выходя однажды из кабинета командира дивизии, Конев заметил в углу коридора прикорнувшего лётчика.

Ты что тут делаешь?

Дремлю! - просто ответил Шаров.

Чепуха какая! Люди воюют, а он дремлет.

Так я ж просился, а меня посадили на связной "утёнок".

А хочешь ко мне на "Як" ?

Конечно! - оживился Шаров.

Конев тут же его оформил и увёл в полк. А там оттренировал до автоматизма на земле и без провозных выпустил в воздухю Так Шаров стал прекрасным истребителем.

Да мало ли у нас найдётся ребят почище фашистских асов? - продолжал Конев - Вот ты, Иван, пойдёшь ко мне в пару?

А як же, пиду, - согласился немногословный Мотуз.

И мы с Колей Ватутиным! - поторопился Шаров, будто боясь, что про них забудут.

Гитлеровские асы, чтобы нагнать страху, выкрасили носы своих самолётов в красный цвет - символ крови, - как бы заключал Конев. - А мы коки своих "Яков" сделаем голубыми. Пусть будут символом чистого неба. И небо мы очистим!

Правильно! - подхватили товарищи.

Так была образована первая группа охотников. На следующий день паре Конева довелось встретиться с вражескими асами. Дело уже шло к весне. На высоте 1200 метров с юго - запада к аэродрому медленно тянулись громады туч.

Пойдём вот сюда, - показывал на карте Конев маленькому, вёрткому в бою Мотузу. - Если тут никого, пройдём над "коридором". А обратно вот так...

Добре, Георгий Николаевич.

Пара "Яков" взметнулась в воздух и вскоре очутилась у края тучи. Как и предполагалось, "Мессеры" караулили. Два выскочили из-за тучи и бросились на Мотуза.

Конев круто развернулся и пошёл почти в лоб им, отсекая от напарника. Те не выдержали. Отвернув красные носы, они показали серо - грязные тонкие бока и ушли вверх. А оттуда вновь атаковали, стараясь втянуть в бой на вертикали. Конев разгадал их замысел и стал навязывать бой на виражах, зная конёк своего "Яка"...

Бой длился 5 минут. Наша пара навалилась на асов, и Конев сбил одного. Потом кинулся было за другим, но "Як" дернулся и сбавил скорость. Лётчик увидел на правом крыле выскочивший "солдатик". Он указывал, что вывалилась правая "нога". Попытался убрать её - механизм не сработал. И обоим лётчикам пришлось идти на посадку.

Так окончился первый бой с фашистскими асами и их новыми истребителями.

Вечером по этому поводу собрался митинг.

Ничего, мы отучим этих фрицев безнаказанно летать в нашем небе, - говорил Конев. - Подумаешь, асы, моща фашистская! Мы бы сегодня и другого сбили, да у моего самолёта лыжа вывалилась. А неуязвимость их нового самолёта - это чистейшая фашистская пропаганда. Эта машина всего - навсего модернизированный Ме-109. И бить его можно, особенно на виражах...

Конечно, этот истребитель по всем показателям был сильнее Ме-109, но нужно было поднять дух лётчиков. И в самом деле, робость ушла, они вскоре сбили ещё одного аса, и дело пошло.

Но истребителей в армии было мало. Их не хватало для сопровождения штурмовиков. И командование решило отработать технику воздушного боя штурмовиков с истребителями. Для этого нужен был не только опытный инструктор, на и хороший организатор. Выбор пал на майора Георгия Конева. И вот он - старший инспектор Воздушной армии.

Этот не засидится в штабе с бумагами, - говорил командующий армией.

И не ошибся. Тут же началась теоретическая подготовка, а потом и учебные воздушные бои "Илов" с "Яками". Вскоре наши штурмовики стали смело вступать в бой с "Мессерами" и нередко побеждать их.

А Коневу хотелось большего. Как-то пасмурным деньком над аэродромом бреющим пронёсся Ме-109. У границы аэродрома он взмыл ввысь и, развернувшись, пошёл на посадку. Техники и лётчики кинулись к "фрицу". А он, как у себя дома, зарулил на стоянку и выключил мотор. Все напряжённо ждали: что-то сулит этот необычный визит. А высунувшийся из кабины лётчик широко заулыбался.

Так это же майор Конев! - удивились бывшие однополчане.

Был майор, а теперь подымай выше - подполковник! - весело сообщил Конев.

Поздравляем, товарищ подполковник!

Ну, вот вам и Ме-109F... Раскапочивай-ка его, братва! Поглядим, каков он там внутри.

Проворно защёлкали замки капотов, и перед собравшимися оказался раздетый "Мессер". На нём потом Конев провёл сравнительные бои с "Илами" и "Яками". И лётчики убедились, что владеющему техникой боя этот истребитель не страшен. Особенно на виражах. На полный круг "Яку" требуется 18 секунд, а Ме-109 - все 20. А 2 секунды в бою - дело немалое.

Ну вот, - указал Конев на бронеспинку. - Фашисты на пушку нас брали, а мы раскисли. Смотрите, броня-то не толще, чем у "Яка". Крупнокалиберная бронебойка свободно прошивает её.

Конев никогда не чуждался черновой работы. Он любовно, как выращивают цветы, учил молодёжь искусству войны на земле, водил их в первый бой туда, где жарче. Как опытный калильщик, "в меру нагревал и в меру охлаждал", и оттого они выходили накрепко закалёнными воинами.

"Моя победа - победа моего учителя подполковника Конева", - писал в "Соколе Родины" лейтенант Городний. Да разве один Городний? Так мог сказать каждый, кто зал его.

Как-то в конце Июля перед вечером прошёл грозовой дождь. Пахло весной. Вместе с Николаем Ватутиным Конев отправился в столовую.

В углу на столе стояла начищенная артиллерийская гильза с полевыми цветами. Сели. Конев понюхал цветы и начал:

Слушай, комбат, тебе не надоело в одном полку?

Да отчего ж, Георгий Николаевич? Разве плохой полк - недоумевал добродушный Ватутин.

В том-то и дело, комбат, что хороший...

Слово "комбат" к Ватутину пристало ещё в 1941 году на Орловщине. Наши войска тогда с трудом сдерживали напиравшего врага. Конев и Ватутин вылетели на штурмовку, пришлось углубиться. По дорогам шли бронечасти. Истребители на бреющем выскочили из оврага н сбросили бомбы. Зашли и ещё сбросили. Шедшие параллельно друг другу танки и транспортёры смешались. От разрывов бомб одни, как ошалелые, кружились на месте, опрокидывались. Другие бросались в стороны, налетали друг на друга. Тёмные фигурки выскакивали из транспортёров, в страхе рассыпались и точно прилипали к земле. Потом эти фигурки оправлялись от страха и палили по "Якам".

Конев и Ватутин ещё раз, как бы подчищая свою работу, прошлись по ним из пушек и пулемётов и направились обратно.

Горючего бы хватило. А тут на пути попались фашистские орудия. Они стреляли по Орлу. И Конев не смог пройти мимо. Он качнул крылом, и самолёты, наклонив носы, пошли на батарею. Ещё заход - и та затихла.

Теперь не дотянуть до своего аэродрома. Под Орлом есть Становой Колодезь, там стояла авиация, пошли туда. Сели, кругом пусто: ни авиации, ни горючего. Последняя машина отправляется в город, где ещё задержался штаб.

Ты, Коля, поезжай с машиной в штаб, требуй горючего, а я тут оборону организую, - распорядился Конев.

Из отходивших групп бойцов и командиров Конев сформировал 2 батальона и занял оборону. Только окопались, на аэродром прискакал кавалерист. Он был без седла и в лётной форме. Это Ватутин. Он проворно соскочил с коня, доложил, что в городе ни штаба, ни горючего. А немцы уже на окраине Орла.

Чепуха какая-то, - сказал Конев. - Не спичку же под боевые самолёты? На всякий случай я с твоего самолёта бензин перелил в свой. Можем на одном улететь. Но я думаю так: ты остаешься командовать батальоном и вообще обороной, а я слетаю в Лианы, пополню боекомплект и привезу горючего. Самолёт фрицам не отдавать. В случае чего помогу с воздуха...

Они обнялись, и Конев улетел. Вскоре в сопровождении коневского "Яка" появился бомбардировщик. Из своих баков он заправил ватутинский самолёт, оружейник пополнил боекомплект, и наши истребители снова пошли в бой...

Этот и другие эпизоды пронеслись в их памяти, пока лётчики разговаривали в столовой.

Ну так как, комбат?

Да я не знаю, о чём вы, Георгин Николаевич? - всё ещё не понимал Ватутин.

А вот о чём, Коля. Мне предлагают полк, - он назвал номер. - Пойдёшь комэском?

Так это ж трудный пoлк, Георгий Николаевич.

А если бы не трудный, так зачем мы там нужны?

Конев принял командование полком. И тут его сразу полюбили, как и в прежнем. Но человек с боевой натурой, он не мог пользоваться правами командира полка: меньше летать самому - больше руководить с земли. Если он лично не побывал в бою, ему казалось, что день прожит бесцельно.

Никому не высказал тогда Конев, что у него на сердце. Как всегда, весёлый, добрый и строгий, он, в тот трагический день, садясь в самолёт, крикнул:

Ну, друзья, полетим, срубим пару фашистов в подарок Новому, 1943 году!

Срубим, товарищ подполковник! - поддержали лётчики.

И вот пары Конева и Ивана Сомова, разворотив морозный снег, ушли в небо. Сомов летел правее Конева метров на 200.

Иван, возьми повыше! - послышалась команда Конева в шлемофоне Сомова.

Сомов перешёл в набор высоты и вдруг увидел пару Ме-109. Они с принижением хищно шли прямо в хвост самолёту Конева.

Георгий! "Мессеры" на хвосте! - делая полупереворот, крикнул Сомов и бросился навстречу врагу, чтобы отсечь его от Конева.

Но было поздно. Сомов уже держал фашиста в прицеле, но тут из пушек "Мессера" вырвались снаряды и понеслись в самолёт командира. Сомов в ту же секунду нажал гашетки, сделал горку и увидел, как падает горящий враг. В этот миг и произошёл взрыв командирского самолёта.

Сомов осмотрелся. Парашютистов нет. Осколки взорвавшегося Ла-5, словно осенние листья, покоряясь судьбе, падали на припльменское междулесье. А с ними и чистая, не даром прожитая, 30-летняя жизнь человека, родившегося в русской деревеньке Кардаиловке, что близ Песок на Хопре - реке.

Ивану Сомову хотелось пойти вслед осколкам, в последний путь проводить своего командира. Но надо было драться, отомстить врагу. И бой продолжался...

Перед этим Георгий Конев писал жене:

"Натусик, я сейчас спешу. Времени нет ни минуты. Чувствую себя бодро и воинственно. Успешно уничтожаем фашистских бандитов. За муки людские и ваши с Волей я готов биться до конца - жить или умереть. Но мы победим и мы будем жить! Эх, как я соскучился, как бы я расцеловал вас!..."

Так верил он в победу и так любил народ свой, семью.

Вечер 31 Декабря 1942 года. Уже 6 часов, как нет в живых Георгия Конева. В завьюженной землянке полка собрались механики, оружейники, лётчики. Всегда тут было шумно: звенела гитара, переливались песни с шутками. Часто сюда заходил командир Конев. Он умел вложить в свою шутку и лёгкий дружеский упрёк, и остроту суровой командирской критики. Умел для каждого найти нужное слово. У одних оно вызывало дружный смех, у других смущение и краску на лице. А теперь тихо, точно сердце вынули из каждого. Казалось, даже дрова в печке потрескивали приглушённо.

Склонился над столом у аккумуляторной лампочки Ватутин. Дрожащим голосом читал коллективное письмо в газету "Сокол Родины":

"Мы его любили за прямоту, за откровенность, за то, что не терпел лжи и хвастовства. Бьп он прост и честен, отличался той покоряющей внутренней чистотой, которой обладает настоящий советский человек, хороший большевик, живущий для своего народа.

Если бы вздумалось кому писать книгу о герое нашего времени, то надо писать её с Георгия Конева - этого человека с красивой русской душой..."

Тяжело перенесли эту утрату родные, друзья и знакомые лётчика. Песковский райком партии и райком комсомола почтили память Конева митингом. А дядя лётчика Василий Викторович Конев продал всё, что мог, и внёс деньги на самолёт, который передали лучшему лётчику Ивану Кожедубу.

Вот какую великую и простую историю скрывал молчаливый экспонат.

"Вечная слава героям", - писали мы на могилах погибших. Пусть этот подлинный рассказ послужит памяти одного из таких героев.

Григорий Балыдин.

Герой Советского Союза, капитан Иван Никитович Кожедуб у истребителя Ла-5ФН, построенного на средства пчеловода В.В. Конева сельхозартели «Большевик» Бударинского района Сталинградской области.

В.В. Конев, передавая свои сбережения в Фонд обороны, попросил построить на них самолет имени своего племянника, летчика-истребителя, Героя Советского Союза Георгия Николаевича Конева, погибшего 30 декабря 1942 года. Поэтому помимо надписи на правом борту самолета — «От колхозника Конева Василия Викторовича», на левом борту была надпись «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева».

Самолет был передан Ивану Кожедубу в мае 1944 года. На нем он сбил 8 самолетов противника. После перевода Кожедуба в другую часть на этой машине летал сначала Кирилл Евстигнеев, а затем — Павел Брызгалов, одержавший на этом самолете 12 побед и к концу войны получивший звание Героя Советского Союза.

Самолет У-2 «Казанский комсомолец», переданный комсомольцами Казани в состав 930-го авиаполка.

В августе 1942 года комсомольцы Татарии на сбереженные средства приобрели шесть самолетов У-2 (По-2) и передали их в дар 930 ближнебомбардировочному авиаполку. Самолеты носили имена «Казанский комсомолец», «Комсомолец Татарии», «Пионер Татарии», «Кзыл Татарстан» и «Зеленодольский комсомолец».

Штурмовик Ил-2 с надписью «Герой Советского Союза Олег Кошевой» из состава авиаэскадрильи «Герои Краснодона», построенные по инициативе краснодонцев с участием всех трудящихся области, переданные 766-му штурмовому Краснознаменному ордена Кутузова авиаполку 3-й воздушной армии.

Истребители Як-7, построенные на средства жителей Новосибирской области. На переднем плане Як-7а с надписью «Новосибирский комсомол». В той же эскадрилье были самолеты Як-7а «Комсомол Колымы» и «Комсомол Кузбасса».

Передача самолета Пе-2 «Таганрогский пионер» 135-му гвардейскому Таганрогскому бомбардировочному авиационному полку.

Самолет был построен на деньги, собранные таганрогскими школьниками после освобождения города 30 августа 1943 года. Передача происходила 19 мая 1944 года в День пионерии на аэродроме Веселое в Крыму.

Первый экипаж составили летчик Петр Моисеев, штурман Владимир Пеший и стрелок-радист Владимир Монаев. Кроме Петра Моисеева, на самолете летали Андрей Заплавнов и Николай Бондаренко, написавший впоследствии книгу «Летим на разведку». Все экипажи пережили войну.

Всего «Таганрогский пионер» совершил 73 боевых вылета. Воевал в Крыму, Белоруссии, Литве, Восточной Пруссии. Использовался в основном для разведки. Был списан в 1949 году.

Бронепоезд «Смерть немецким оккупантам», построенный московскими рабочими.

Канадские офицеры у среднего танка Ram (Баран) Mk I, спроектированного на базе американского танка M3. В передней части танка закреплена латунная табличка с надписью «Дар граждан (городов) Китченер и Ватерлоо, Онтарио».

Этот танк был изготовлен в апреле 1942 года. В мае 1942 года Шестой бронетанковый гусарский канадский полк, на вооружение которого поступила эта машина, прибыл Великобританию. В октябре 1944 года танк был выведен из эксплуатации и законсервирован, а в начале 1945 года окончательно списан.

Танки данного типа никогда не принимали участия в боевых действиях, однако широко использовались в канадских и британских войсках в учебных целях.

Дважды Герой Советского Союза майор А.В. Алелюхин на истребителе Ла-7, подаренном ему трестом №41 НКАП (Народного комиссариата авиационной промышленности). Восточная Пруссия.

Алексей Васильевич Алелюхин — один из самых известных советских летчиков-асов. За войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел рекордное число боев — 258, сражался с самолетами немецкого, итальянского, польского, французского, румынского, голландского и английского производства, был ранен, горел, сажал подбитую машину на «вынужденную» и прыгал с парашютом, одержал за войну 57 только официальных побед. В последние месяцы войны летал на именном истребителе Ла-7 с надписью «Алексею Алелюхину от коллектива треста №41 НКАП».

Смотр эскадрильи «Чапаевцы». Эскадрилья Ил-2М3 «Чапаевцы» была построена на средства трудящихся города Чапаевска и передана 1-му Белорусскому фронту.

Летчики у истребителя Ла-5 №60 дважды героя СССР Е.Я. Савицкого эскадрильи «Валерий Чкалов» 159-го истребительного авиаполка, построенного на средства трудящихся Горьковской области. На заднем плане — транспортный самолет Як-6, выпущенный, по некоторым данным, серией 381 машина.

Экипаж советского танка Т-34-76 «Маршал Чойбалсан» (из танковой колонны «Революционная монголия») и приданный десант на отдыхе. Курская дуга.

На фото именной танк «Маршал Чойбалсан» из состава 112-й танковой бригады 6-го танкового корпуса 1-й танковой армии генерала Катукова. С началом боев на Курской дуге 112 тбр находилась во втором эшелоне обороны 1-й танковой армии. 112 тбр вступила в бой 8 июля 1943 года в районе хутора Сырцев.
Танковая колонна «Революционная Монголия» была создана на средства МНР. 12.01.43 г. колонну (32 Т-34, 21 Т-70) принимала 112-я Краснознаменная танковая бригада. Делегацию МНР возглавлял сам маршал Х.Чойбалсан. Один танк он передавал лично. На танковых башнях помимо названия колонны были нанесены надписи, от какого аймака(территориального образования) дарствуется данная машина.

Экипаж танка «Маршал Чойбалсан»: командир танка лейтенант И. М. Леушин, механик-водитель старшина П. Т. Токарев и радист-пулеметчик сержант П. М.Окунев.
Гвардии старший лейтенат, командир танкового взвода 44 гв.ТБР Леушин Иван Михайлович, 1918 года рождения, уроженец Кировской области сгорел в танке в Германии 2 марта 1945 года.

Леонид Утесов на крыле истребителя Ла-5Ф, построенного на средства его ансамбля «Веселые ребята». Момент передачи машины в войска.

Ла-5Ф с бортовым номером «14» бело-го цвета «Веселые Ребята» старшего лей-тенанта Александра Мастеркова, 5-й гвардейский истребительный авиаполк. На правом борту фюзеляжа сделана надпись «От джаз-оркестра Л. Утесова».

Это один из двух истребителей Ла-5Ф, пост-роенных на сбережения артис-тов джаз-банды Леонида Утесова. Само-леты были переданы летчикам 5-го ГИАП в ноябре 1943 г. Оба самолета летали в со-ставе 5-го ГИАП до самой Победы.

Самолет-истребитель Як-1Б в зимнем камуфляже. На борту самолета — дарственная надпись «Лётчику Сталинградского фронта Гвардии Майору тов. Ерёмину от колхозника колхоза „Стахановец“ тов. Головатого». На этом самолете летал Герой Советского Союза Борис Николаевич Еремин (1913—2005), который в годы войны совершил 342 боевых вылета, провел свыше 100 штурмовок позиций противника, участвовал в 70 воздушных боях, сбил 23 немецких самолета (8 лично, 15 в группе).

Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель».

Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.

На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин Нельсон Георгиевич Степанян (1913—1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза.

Огнеметный танк КВ-8С из танковой колонны «Трудовые резервы фронту». Лозунги, нанесённые на боевую машину, имеют важное морально-психологическое значение. В СССР на технику наносились надписи и политического, и личностного характера. В обязательном порядке «именными» становились танковые колонны и отдельные танки, построенные на средства как различных групп населения и коллективов, так и отдельных граждан.

В танке КВ-8 вместо спаренного с пушкой пулемета был установлен огнемёт поршневого типа АТО-41. Габариты огнемёта не позволяли конструкторам разместить его в башне КВ-1 с сохранением штатной 76,2-мм пушки. Поэтому вместо 76,2-мм пушки в танк устанавливали 45-мм орудие образца 1932/38 г. Тонкий ствол этого орудия маскировался ложным кожухом, имитирующим ствол штатной 76,2-мм пушки.

Выпуск КВ-8 начался в 1942 г. Основным преимуществом КВ-8 перед ОТ-34 (огнеметный Т-34) была почти в 5 раз большая ёмкость баков с огнесмесью. Танки КВ-8 и ОТ-34 выделялись в отдельные батальоны огнемётных танков (батальоны химических танков).

В отдельный батальон входили две роты КВ-8 (10 танков) и одна рота ОТ-34 (11 танков). После прекращения выпуска танков КВ-1, огнемётный танк КВ-8 строился на базе танка КВ-1С. В связи с этим, боекомплект пушки увеличили до 114 выстрела, а ёмкость резервуара с огнесмесью уменьшили до 600 литров (60 выстрелов). В ходе производства на танки стали устанавливать новый огнемёт АТО-42. Масса КВ-8с составила 43 тонны, экипаж - 5 человек.

Заместитель командира 12 ГИАП ПВО (6 ИАК ПВО) Филипп Тверезый у самолёта Як-9 с надписью «МАЛЫЙ ТЕАТР — ФРОНТУ», построенного на средства работников Малого театра.

Жительницы Ленинграда П.В. Баринова и ее дочь Е.П. Баринова вместе с пилотом капитаном Г.М. Паршиным, летавшим на самолете Ил-2, подаренным Бариновыми. В кабине штурмовика — воздушный стрелок старший сержант И.Г. Скрипников.

Перед войной семья Прасковьи Васильевны Бариновой состояла из шести человек: муж, три дочери и сын. В 1942 году в блокадном Ленинграде умерли муж Прасковьи Васильевны и младшая, пятилетняя дочь. Сын Виктор, воевавший в ополчении, пропал без вести в боях за оборону города.

27 января 1944 года, в день праздничного салюта в честь полного освобождения Ленинграда от блокады, мать и дочь Бариновы (они обе работали в 27-й Ленинградской поликлинике: мать — санитаркой, дочь Женя — медсестрой) внесли все свои сбережения (в том числе и наследство, оставленное их семье одним из родственников) в фонд обороны страны, и обратились с просьбой к правительству — построить на эти деньги самолет, назвав его «Месть Бариновых».

1 июня 1944 года новый самолет-штурмовик Ил-2 в присутствии Бариновых был торжественно передан лучшему летчику 943-го штурмового авиаполка 13-й воздушной армии Ленинградского фронта капитану Георгию Михайловичу Паршину. На левой стороне фюзеляжа была надпись «Месть Бариновых», на правой — «За Ленинград». На этом самолете Г.М. Паршин сделал более ста боевых вылетов, принимал участие в освобождении Эстонии, Латвии, Литвы, в штурме Берлина, сбил 10 самолетов, уничтожил большое количество техники и живой силы противника. Ему было дважды присвоено звание Героя Советского Союза — 19.08.1944 и 19.04.1945.

Г.М. Паршин погиб 13 марта 1956 года при выполнении испытательного полёта на самолёте Ил-28. П.В. Баринова умерла в 1974 году, ее дочь Евгения — в 1972.

Именной самолет в подарок от колхозника

В начале 1944 года полк, в котором служил Иван Кожедуб, вновь включился в военные действия, поддерживая наступление советских войск на Правобережной Украине. Это почти совпало со знаменательным событием в жизни прославленного летчика – 4 февраля 1944 года ему было впервые присвоено звание Героя Советского Союза за 146 боевых вылетов и 26 сбитых самолетов противника. В марте части Красной армии форсировали Южный Буг. Переправы и плацдармы снова нуждались в прикрытии истребительной авиацией. Но немцы, отступая, в первую очередь выводили из строя аэродромы, а полевые площадки были плохо пригодны для базирования самолетов – вовсю разгулялась военная распутица. Поэтому истребители не могли расположиться ближе к линии фронта и действовали на самом пределе своего летного радиуса. В лучшем положении находились подразделения Люфтваффе – бомбардировщики «Юнкерс-87» в такой ситуации летали практически безнаказанно, без прикрытия, в случае опасности выстраиваясь в оборонительный круг на малой высоте. В эти дни Кожедуб большое внимание уделял разработке тактики воздушного боя на малых высотах в условиях низкой облачности и серой, однородной местности без каких-либо видимых ориентиров.

Позднее он писал: «Когда нам удавалось встретиться с «юнкерсами», они становились в оборонительный круг, прижимались к земле. Отбивая атаки – причем не только стрелки, но и летчики стреляли из пушек, – постепенно оттягивались и уходили в район расположения своих зенитных батарей. Наблюдая за облаками, стелившимися над землей, я вспоминал бои, проведенные на малых высотах, и анализировал тактику действий истребителей, чтобы применить нужные приемы в условиях новой обстановки и борьбы с «юнкерсами». Я пришел к выводу, что разбить оборонительный круг можно внезапной атакой и надо сбить хотя бы один самолет – тогда образовывалась брешь. Проскакивая по прямой с небольшими отворотами, надо развернуться и стремительно атаковать с другого направления. Атаки нужно производить попарно. Опыт, уже приобретенный мной, позволял прийти к этому выводу».

14 марта 1944 года шестерка Ла-5 240-го истребительного авиаполка (ИАП) вылетела к переправам на расстояние, предельное для этого типа истребителей. С бреющего полета они атаковали над лесом девятку «Юнкерсов-87» – в лобовой атаке снизу Иван Кожедуб сразу сбил один бомбардировщик. Разогнав первую группу немецких машин, советские летчики напали на следующую девятку. Снова загорелся очередной «юнкерс» – остальные, поспешно сбросив бомбы, ушли назад. Был подбит и один из «Лавочкиных». Лейтенант Брызгалов, один из боевых товарищей Кожедуба, направился к ближайшему, брошенному фашистами аэродрому. Однако при посадке его самолет скапотировал, перевернулся «на спину» и зажал пилота в кабине. В сложившихся обстоятельствах Кожедуб приказал садиться еще двум летчикам, и сам показал пример, приземлившись «на живот» в жидкую грязь. Общими усилиями сослуживцы освободили своего товарища из нелепого положения. Летчики добрались до ближайшего армейского штаба, где им предоставили лошадей. На аэродром пилоты вернулись без самолетов, но на конях. Истребители вытащили из грязи на следующий день. На аэродром их доставили на прицепе у грузовиков. Этот эпизод, как и многие другие, был описан фронтовыми корреспондентами: Герой Советского Союза Кожедуб к тому времени уже пользовался огромной популярностью. Историй о его подвигах ждали как продолжения увлекательного героико-приключенческого романа.

Иван Кожедуб стал настоящей грозой для врага. Его пилоты принимали бой при любом соотношении сил. И, как правило, одерживали победы при минимальных потерях. 2 апреля 1944 года 240-й ИАП был перебазирован в Бельцы, в Молдавии. Выбор базы оказался не лучшим: близко линия фронта, рядом железнодорожная станция – прекрасные ориентиры для бомбардировщиков противника. Кроме того, в Бельцах совсем недавно базировались самолеты Люфтваффе, и их пилоты прекрасно знали особенности этого аэродрома. Неудивительно, что налеты на Бельцы германской авиации происходили часто и были довольно эффективны. Удары наносились как днем, так и ночью. 19 апреля Кожедуб перехватил группу из 15 бомбардировщиков «Хейнкель-111», летевших невиданным ранее строем – три кильватерных колонны. Удивление не помешало летчику сбить один бомбардировщик. 29 апреля Кожедуб провел бой с группой из десяти «Хеншелей-129» и четырех «Мессершмиттов-109». Он сбил два «хеншеля», один из которых взорвался в воздухе.

В мае 1944 года уже известному всей стране пилоту, одержавшему 38 воздушных побед, был вручен именной истребитель Ла-5ФН в дар от колхозника Василия Конева. Колхозник Конев, отец подполковника, просил командование вручить лучшему летчику фронта построенный на вырученные от продажи меда деньги истребитель. В течение недели Кожедуб уничтожил на нем 7 вражеских самолетов, включая четыре «Фокке-Вульф-190». В первом боевом вылете на «подарке» Кожедуб вел четверку Ла-5, которая прикрывала ударную шестерку Кирилла Евстигнеева. Со стороны Ясс появились «мессершмитты» и завязали бой с группой Евстигнеева. Внезапно со стороны солнца появилась еще одна пара «мессершмиттов». Разведка информировала летчиков о прибытии на этот сектор фронта группы немецких асов, самолеты которых были расписаны различной устрашающей символикой. Кожедуб вовремя обнаружил противника и сорвал атаку «охотников». Выпущенная вдогон одному из «мессершмиттов» очередь попала в цель, после чего он загорелся и рухнул на землю.

В июне 1944 года Иван Кожедуб вновь оказался на волосок от гибели, когда его эскадрилья приняла участие в крупном воздушном бою. Эскадрилья патрулировала над линией фронта, когда с румынской стороны подошли 20 «Фокке-Вульфов-190», которые попытались связать боем советские истребители. Кожедуб уклонился от боя, в это время показалась группа из 36 «Юнкерсов-87», которые шли под эскортом «мессеров». «Фокке-Вульфы» присоединились к истребителям сопровождения. Кожедуб со своими ведомыми атаковал бомбардировщики со стороны солнца. Он обстрелял несколько самолетов, но результат удара не наблюдал. Один самолет сбил летчик Амелин, а через несколько мгновений Ла-5 Амелина был поврежден истребителями эскорта, и Кожедуб приказал ему и его ведомому возвращаться домой. Бой продолжался. Внезапно Иван обнаружил, что он остался один посреди вражеских самолетов. Тут подошла еще группа «Юнкерсов-87», которую также прикрывали истребители. С земли поступила команда: «Атаковать!»

Кожедуб прорезал строй бомбардировщиков на встречном курсе, развернулся на 180 градусов и атаковал с задней полусферы. В этот момент на хвосте одинокого Ла-5 повисла группа грозных «Фокке-Вульфов-190». Ведущий звена немецких самолетов открыл огонь с дистанции 50 м. Резкими бросками самолета Кожедуб помешал противнику вести прицельный огонь. Помощь в виде группы «Яков» подошла очень вовремя, немецкие истребители отстали от Ла-5. В этот момент стрелка топливомера на приборной доске именного самолета Кожедуба подошла к красной черте – горючее было на исходе. Он вернулся на аэродром на последних каплях бензина. Здесь его ожидала приятная новость: наземные войска подтвердили падение ведущего второй группы «Юнкерсов-87» – Иван таки сбил его на встречном курсе.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS