Главная - Электрика
Предложение как основная единица синтаксиса. Предложение как основная синтаксическая единица. Односоставные предложения и их разновидности Понятие предложения как синтаксической единицы

Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации, обладающую такими свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план.

Кроме того, простое предложение – основная единица, участвующая в формировании сложного предложения и текста. Простое предложение состоит из словосочетаний и словоформ, имеет собственные грамматические характеристики: 1) оно образуется по специальному грамматическому образцу; 2) обладает языковыми значениями, формальными характеристиками, интонационной оформленностью и способностью к изменению (Краткая русская грамматика, с.405). Простое предложение так же, как и ранее изучаемые единицы языковой системы, входит в парадигматические отношения. Парадигматические отношения – формальные изменения самой конструкции (частные проявления общего категориального значения), выраженные специальными средствами. Частные грамматические значения простого предложения выражаются знаменательными или служебными словами, синтаксическими частицами, порядком слов и интонацией.

Простое предложение входит в синтагматические отношения – члены простого предложения сочетаются друг с другом по определенным правилам (там же, с.407)

Особенно сложна формальная и смысловая организация простого предложения. Каждое простое предложение построено по определенному формальному образцу, который называется предикативной основой или структурной схемой. Такие схемы являются абстракциями, отвлекаемыми от неограниченного множества конкретных предложений. Сравните примеры: Ребенок веселится. Поезд идет. Мальчик читает. Предложения построены по образцу: имя существительное + спрягаемый глагол, выражающему отношения процессуального признака и его носителя в том или ином временном плане.

Работы прибавляется. Воды убывает. – Род.п. сущ. + гл. в ф.3-го л.ед.ч. Схема выражает отношения процессуального состояния и его носителя.

Зима. Ночь. – Им.п. сущ. – констатирует факт наличия.

Формы слов, организующие предикативную основу, называются компонентами структурной схемы, главными членами, предикативным центром (Кр.русская грамматика, с.408)

Грамматическим значением простого предложения является предикативность – категория, которая целым комплексом формальных синтаксических средств соотносит сообщение с тем или иным временным планом действительности. Так, структурная схема предложения обладает грамматическими свойствами, которые позволяют обозначить, что то, о чем сообщается, либо реально осуществляется во времени (настоящем, прошедшем, будущем), то есть имеет реальный временной план, либо мыслится как возможное, должное, желаемое, то есть имеет ирреальный план, или временную неопределенность.

Значения времени и реальности/ирреальности слиты воедино, их комплекс называется объективной модальностью.

Таким образом, понятие предикативности как абстрактной синтаксической категории складывается из понятий: структурная схема, временной план сообщаемого и реальность/ирреальность сообщаемого (там же, с.409)

Главным средством формирования предикативности является категория наклонения, с помощью которой сообщение предстает в аспекте реальность/ирреальность.

Представление о сущности предикативности (как и сам термин) не является однозначным. Наряду с концепцией В.В.Виноградова (указ.статья) и его школы (Грамматика русского языка-54, -80) термином «предикативность» обозначают также свойство сказуемого как синтаксического члена двусоставного предложения. Понятие предикативности входит в состав понятий «предикативная связь», «предикативные отношения», которыми обозначают отношения, связывающие подлежащее и сказуемое, а также логического субъекта и предиката; в таком употреблении предикативность осмысляется уже не как категория наивысшей ступени абстракции (присущая модели предложения как таковой, предложению вообще, независимо от его состава), а как понятие, связанное с уровнем членения предложения, то есть с такими предложениями, в которых может быть выделено подлежащее и сказуемое (В.В.

Бабайцева, с.58).

Таким образом, важно различать эти понятия предикативности. При квалификации грамматического значения простого предложения термин «предикативность» понимается как синтаксическая категория.(См. литераратуру).

Семантическая структура. Предложение совмещает в одной своей грамматической форме несколько значений разных ступеней абстракции. Во-первых, сам структурный образец простого предложения имеет отвлеченное значение, общее для всех предложений, так называемая предикативность. Значение предикативности, заложенное в образце, переносится в конкретное предложение и модифицируется в парадигме предложения, то есть в разных его синтаксических формах, выражающих значения реальности и ирреальности. Но в конкретных предложениях есть еще одно значение, идущее от компонентов предикативной основы и от их отношений + лексическое значение слов. Например: Ученик пишет - субъект и его активное действие; Гром гремит – субъект и его наличие, существование; Светает – наличие бессубъектного действия; Много дел, мало радости – субъект и его количественный признак и т.д.

Все сказанное имеет отношение к семантике структурной схемы или к семантической структуре предложения (Кр.рус.гр., с.410).

Таким образом, семантическая структура – это то его языковое значение, которое создается взаимодействием семантики структурной схемы и лексического значения слов.

Категориями семантической структуры является предикативный признак, субъект – носитель предикативного признака и объект; на уровне предложения эти значения уточняются и дифференцируются. Предложения, имеющие разную грамматическую организацию, но близкую семантическую структуру, в некоторых исследованиях рассматриваются как трансформы, то преобразования одного в другое, например: Наступает вечер – Вечереет; Сын учится – Сын – учащийся.

Кроме значения предикативности и семантической структуры в предложении присутствует его функциональное значение, связанное с распределением коммуникативной нагрузки между его членами; это значение выражается актуальным членением, то есть членением на тему и рему, порядком слов и интонацией.

Предыдущие характеристики (аспекты) предложения: структурная схема, семантическая структура являются статистическими (см. В.А.Белошапкову, указ.раб.), а коммуникативный аспект является динамическим. Рассмотренное в статистическом аспекте предложение автономно и самодостаточно, все его свойства объясняются изнутри, его собственным формальным устройством. Рассмотренное в динамическом аспекте предложение выступает не само по себе, а как часть текста, то есть в том лингвистическом и экстралингвистическом контексте, в котором оно существует (см.лекцию1). Выделение статического и динамического аспектов предложения началось в 20-40-е годы нашего века почти одновременно в трудах ученых из разных славянских стран.

Наибольшее развитие коммуникативный аспект получил в Пражской лингвистической школе (В.Матезиус – основоположник актуального членения), позднее других, лишь во 2-й половине ХХ века как особый научный объект была выделена семантическая структура (одной из первых работ стала статья Ф.Данеша «О трех аспектах синтаксиса», Прага,1964). См.подробнее: И.П.Чиркина, ч.4, с.72-89).

В настоящее время достаточно большое внимание уделяется прагматическому аспекту предложения, которое обладает большим потенциалом. Язык предоставляет говорящему (пишущему) разнообразные возможности выразить в предложении свое отношение к предмету речи, к ситуации, о которой сообщается, к адресату. Эта прагматическая триада, реализующаяся в разных предложениях или полностью, или в какой-то своей части и взаимодействующая с его семантической структурой, делает предложение языковой единицей, обладающей глубоким и неодноступенчатым смысловым строением (см. Прагматика в ЛЭС).

Таким образом, предложение в понимании современной синтаксической науки – сложное, многоаспектное явление, которое вряд ли может быть до конца когда-нибудь изучено.

В. В. Виноградов дал такое определение предложения:

«Предложение - это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Следует добавить, что предложение выражает не только мысли, но и чувства: 1) -А ведь я на тебя похоронную получила.- Похоронную? Вот тебе и на! (Стельмах); 2) - Что с Иваном? Боже мой!-воскликнула она (Стельмах). В выделенных предложениях выражаются чувства: удивление, страх.

Выражение мысли или чувства - это одна сторона предложения, его семантика (значение). Но предложение - единица грамматическая, поэтому нужно выяснить, какие грамматические признаки свойственны предложению.

Основным грамматическим признаком, отличающим предложение от словосочетания, является категория предикативности. Предикативность выявляется в категориях модальности и синтаксического времени.

Содержание всякого высказывания всегда мыслится или как реальное или как нереальное, а только возможное, необходимое, желательное, т. е. предложение имеет определенное модальное значение, например: 1) Над зеленой землей - небеса голубые; 2) Пусть будут над зеленой землей небеса голубые. В первом примере содержание высказывания относится к действительности как реально существующий факт, здесь модальность реальная. Во втором примере содержание высказывания относится к действительности не как реально существующий факт, а только как факт желательный, здесь модальность ирреальная.

Значение реальности-ирреальности сообщаемого проявляется во временном плане: в настоящем, прошедшем, будущем, поэтому модальность предложения тесно связана с другим его грамматическими признаком - синтаксическим временем; ср.: быстро строить школу - не предложение, так как его содержание нельзя отнести ни к настоящему, ни к прошедшему, ни к будущему. Это словосочетание, номинативная единица языка. 1) Быстро строят школу; 2) Быстро строили школу; 3) Быстро будут строить школу. Это предложения, коммуникативные единицы языка. Содержание первого из них относится к настоящему времени, второго - к прошедшему, третьего - к будущему. Здесь синтаксическое время предложения совпадает с морфологическим временем глагола-сказуемого. Сегодня ночью мы выступаем. (Н. Никитин). В этом предложении глагол имеет форму настоящего времени, а содержание сообщения проецируется в будущее, что связано с наличием в составе предложения обстоятельства сегодня ночью, поэтому здесь синтаксическое будущее время. В безглагольных предложениях нулевая связка или нулевое сказуемое является показателем синтаксического настоящего времени: 1) Скромность - одна из величайших черт русского народа (Паустовский); 2) Между нами снега и снега (Сурков).

Все приведенные выше примеры - с синтаксическим индикативом (изъявительным наклонением), который устанавливает отнесенность содержания высказывания к определенному времени: настоящему, прошедшему, будущему.

В предложениях с повелительным и сослагательным наклонением содержание высказывания тоже проявляется во времени, но в данном случае налицо временная неопределенность. Например, в предложении Не смотри на дорогу, родная, И не жди в тополях у плетня (Фатьянов) содержание высказывания можно отнести и к настоящему, и к будущему.

А в предложении И все бы слушал этот лепет, Все б эти ножки целовал (Пушкин) содержание сообщения можно отнести и к настоящему, и к прошедшему, и к будущему.

Предикативность - это общая грамматическая категория, которая обозначает отношение содержащегося в предложении высказывания к действительности и выявляет это значение в частных грамматических категориях модальности и синтаксического времени.

Наконец, нужно указать еще на один важный признак предложения - интонационную оформленность.

Каждое самостоятельное предложение интонационно завершено и отделяется от другого предложения разделительной паузой.

Роль интонационной оформленности как обязательного признака всякого предложения наглядно выявляется в однословных конструкциях. Любое отдельное слово, если придать ему соответствующую интонацию предложения, может стать выражением целой мысли, т. е. высказыванием. Это обычно можно сделать в определенном контекстном окружении. Словоформы стол, стул, диван, воды не являются предложениями. Но вставим слова в такой контекст: Стол. Стул. Диван. В этой комнате живет мой брат. Эти слова, произнесенные с интонацией сообщения, приобрели синтаксическое настоящее время и реальную модальность, т. е. получили предикативность и стали предложениями.

«Воды!»- попросила больная. Словоформа воды, произнесенная с побудительной интонацией, приобрела характер предложения, так как получила значение предикативности, выраженной ирреальной модальностью, при которой содержание высказывания проецируется в настоящее или в будущее.

Итак, основными признаками предложения являются смысловая завершенность, интонационная оформленность и предикативность.

Предложения имеют различное коммуникативное назначение, разную модальность, структуру и т. д. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложения группируются в типы.

1. По коммуникативной целенаправленности высказывания выделяются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.

2. По наличию или отсутствию эмоциональной окраски - восклицательные и невосклицательные.

3. По характеру выражаемого в предложении отношения содержания к действительности - утвердительные и отрицательные.

4. По возможности или невозможности выделить в предложении один, два или более членов предложения - синтаксически членимые и синтаксически нечленимые.

5. По наличию одной предикативной единицы или двух и более - простые и сложные.

6. По наличию одного или двух главных членов предложения - односоставные и двусоставные.

7. По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения - распространенные и нераспространенные.

8. По наличию или отсутствию в составе предложения однородных либо обособленных членов, вводных слов, обращений - осложненные и неосложненные.

9. По признаку представленности в предложении всех или не всех членов предложения, необходимых для данного структурного типа,- полные и неполные.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

§ 1. Предложение как основная синтаксическая единица и его признаки

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по дисциплине Синтаксис современного русского языка

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.2 Мб

    Синтаксис как раздел грамматики. Предмет синтаксиса. Связи синтаксиса с лексикой, фонетикой, словообразованием. Современные направления в изучении синтаксиса. Основные единицы синтаксиса. Специфика

  • Лекции по Русскому языку

    | Лекция(и) | 2016 | Россия | docx | 0.08 Мб

  • Лекции по русскому языку

    | Лекция(и) | | Россия | docx | 0.08 Мб

    ПОНЯТИЕ ЗВУК РЕЧИ (1) ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. ОГЛУШЕНИЕ И ОЗВОНЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (2) ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ. СМЯГЧЕНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПЕРЕД СОГЛАСНЫМИ (3) ОРФОГРАФИЯ. ЕЁ РАЗДЕЛЫ.

  • Ответы к экзамену по современному русскому языку

    | Ответы к госэкзамену

    1. Предмет фонетики. Сегментные единицы речевого потока: фраза, синтагма, фонетическое слово, слог, звук. 2.Суперсегментные единицы русского языка и их признаки (ударение, интонация). 3.Фонетические

  • Ответы к экзамену по русскому языку и культуре речи

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.18 Мб

    1 Русский язык среди других языков мира. Русский язык в современном обществе. 2 Язык и речь в трактовке современных лингвистов. Уровневый характер языка. Функции языка. 3 Национальный язык и его

Синтаксис - раздел русского языка, который рассматривает построение связной речи. Предметом его изучения является словосочетание и предложение.

Односоставные предложения - что это такое?

Наверняка каждый из нас задавал себе этот вопрос. Человек выражает свою мысль, эмоции, вопрос, удивление, отрицание через слова, словосочетания, предложения. В этом проявляется соединение языка и мышления. Т. е предложение является минимальной единицей человеческой речи, в которой органически соединяются слова. Оно имеет законченную мысль и определенную интонацию. В науке известно более 200 различных определений предложения, но все они говорят о единстве мышления и его выражения через связанные между собой слова.

Рассмотрим предложения по составу

В русском языке бывают односоставные и двусоставные предложения. Такое разделение зависит от наличия грамматических центров. Если в предложении есть состав и подлежащего и сказуемого, то оно называется двусоставное предложение. Если же оно состоит из одного подлежащего или одного сказуемого, то односоставное.

Односоставные предложения

Мы выяснили, что наличие только одного главного члена в предложении делает его односоставным. Получается, что он - единственный организующий центр, показывающий предмет, действие или явление, выражающий свое отношение к происходящему. Второй центр в предложениях отсутствует, но и без него понятно, о ком или о чем идет речь, это лишь структурная особенность предложения. Сравните: "Студенты внимательно читают задание: выполняют контрольную работу". Предложение "...выполняют контрольную работу" неполное, нет подлежащего, но из контекста понятно, о ком идет речь. Или: "В новостях передали о последних достижениях науки". В этом предложении подлежащего нет, но и нет неполноты смысла, поскольку важно - не кто его сообщил, а само действие. В предложении: "Говорю тебе о любви" подлежащего нет, но его легко восстановить, та как сказуемое дано в 1 л, ед. ч.: (я) говор - ю.

Односоставные предложения и их группы:

1. Предложения с одним главным членом - сказуемым.

2. Предложения с одним главным членом - подлежащим.

Предложения с одним сказуемым

Односоставные предложения определенно-личные: в таких конструкциях сказуемое выражается глаголами повелительного наклонения: бегу, беги, бегите; везу, вези, везите, везем. Эти глаголы своими окончаниями указывают на определенное лицо -подлежащее (я, ты, вы, мы). Например: "Жду от тебя письма", "Пойдемте вместе", "Пришли посылку", "Уходим завтра утром".

Предложения неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Эти два типа близки друг к другу. Неопределенно-личные предложения употребляются с глаголами - сказуемыми, стоящими во множественном числе прошедшего времени. Указывают на действие, выполняемое неопределенным кругом лиц. Употребляются с глаголами 3 лица настоящего времени: "К кому-то громко постучали", "Наконец и нам принесли обед". Обобщенно-личное предложение показывает действие широкого обобщенного круга лиц. В нем глагол - сказуемое во 2 лице единственного числа: "Семь раз измерь, один раз отрежь". А также может быть в форме 3 лица множественного числа: "После драки кулаками не машут". Иногда встречается и в форме 1 лица множественного или единственного числа: "Простим им ошибку молодости", "Чужим помогу, себе не смогу". Чаще всего такие предложения встречаются в пословицах и поговорках.

Односоставные безличные предложения

В этих предложениях нет и не может быть подлежащего. "Небо светлеет" (личное предложение), "Светлеет уж в поле" - безличное, подлежащего нет. Кто совершает действие - неизвестно. Бывают еще инфинитивные безличные предложения. Здесь сказуемое выражается одной неопределенной формой глагола. Употребляется в разговорной речи: "Лучше этого выдумать невозможно", "Молчать!", "Встать!", "Помиловать нельзя".

Односоставные предложения с одним подлежащим

Назывное предложение. Состоит только из подлежащего или подлежащего и поясняющих его слов. Они утверждают о присутствии явления в настоящем времени, например:

"Весна. Цветы расцвели."

"Осень. Дни стали холоднее."

"Грохот, шум, гам! В школе началась учеба."

Односоставные предложения бывают распространенными или нераспространенными. Это зависит от наличия в предложении второстепенных членов, которые поясняют главный член.

Предложение: обладает смысловой и грамматической самостоятельностью, выражает относительно законченную мысль, характеризуется интонацией, имеет собственную цель высказывания и эмоциональную окраску.

Предложения классифицируются по нескольким признакам:

1) По цели высказывания:

Повествовательные (содержат сообщение);

Вопросительные (содержат вопрос);

Побудительные (содержат побуждение к действию).

2) по эмоциональной окраске:

Восклицательные (окрашены сильным чувством, имеют особую, восклицательную, интонацию);

Невосклицательные (ровные, спокойные по эмоциональной окраске).

3) по строению:

Простые (двусоставные, односоставные)

Сложные

Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Предложение соотносится с логическим суждением, однако не тождественно ему. Как справедливо указывал еще Аристотель, каждое суждение выражается в форме предложения, но не всякое предложение выражает суждение. Предложение может выражать вопрос, побуждение и т.д., соотносительные не с суждением, а с другими формами мышления. Отражая деятельность интеллекта, предложение может служить также для выражения эмоций и волеизъявления, входящих в сферу чувства и воли.

В науке нет единого определения предложения. В истории разработки русского синтаксиса можно отметить попытки определить предложение в плане логическом, психологическом и формально-грамматическом.

Определяя предложение с точки зрения логики, представитель первого направления Ф.И. Буслаев указывал, что «суждение, выраженное словами, есть предложение» («Историческая грамматика русского языка». М., 1858. § 110).

Сопоставляя предложение с психологическим суждением, т.е. соединением двух представлений, сторонник второго направления Д.Н. Овсянико-Куликовский давал следующее определение: «Предложение есть такое слово или такое упорядоченное сочетание слов, которое сопряжено с особым движением мысли, известным под именем «предицирования» («сказуемости»)» («Синтаксис русского языка». СПб, 1912. С. 50).

В русском языке существуют разнообразные типы предложений.

По цели высказывания и зависящей от этой цели интонации предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Каждое из предложений этих трех групп может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, выражающейся в особой восклицательной интонации.

Предложения считаются утвердительными или отрицательными в зависимости от указания в них на наличие или отсутствие связи между предметами и их признаками в реальной действительности.

Структурная характеристика предложений строится на основе учета различных признаков данной структуры. Так, предложения могут быть простыми и сложными в зависимости от количества предикативных единиц - одной или нескольких.

Простые предложения делятся на односоставные и двусоставные, т.е. имеющие один или два главных члена в качестве организующих центров предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов различаются предложения распространенные и нераспространенные.

Как односоставные, так и двусоставные предложения считаются полными, если налицо все необходимые члены данной структуры предложения, и неполными, если один или несколько необходимых членов данной структуры предложения опущены по условиям контекста или обстановки.

Отсутствие возможности членения некоторых видов предложений, т.е. выявления в их структуре отдельных членов, приводит к выделению особого типа предложений - нечленимых (слов-предложений).

При оформлении предложения большое значение имеет интонация, выполняющая как грамматическую функцию, так и стилистическую. При помощи интонации передается законченность предложения и осуществляется его членение на синтаксические единицы, выражается эмоциональность речи, волевые побуждения, а также различные модальные оттенки значений.

Работа над предложением занимает в обучении рус. языку центральное место потому, что на синтаксической основе осущ. усвоение морфологии, лексики, фонетики и орфографии. Предложение выступает в качестве той основной единицы речи, на фундаменте которой мл. школьники осознают роль в языке имен сущ., прил., глаг. и местоим.

Выделяют пять направлений работы над предложением:

1. Формирование грамматич. понятия «предложение».

2. Изучение стр-ры предложения (работа над пониманием сущности связи слов в словосочетаниях, осознание грамматич. основы предложения, особенностей главных и второстепенных членов, прямого и обратного порядка слов, распространенных и нераспростр. предложений.).

3. Формирование умения использовать в своей речи предложения, разные по цели высказывания и по интонации. Овладение правильным интонированием предложения.



4. Развитие умения точно употреблять слова в предложении.

5. Формирование умения оформлять предложения в письменной речи (употребление прописной буквы в начале предложения, постановка знаков препинания).

Классификация упражнений с предложениями:

1. Классификация в зависимости от преобладания анализа и синтеза (аналитические, синтетические, аналитико-синтетические).

2. Классификация в зависимости от самостоятельности и познават. активности (на основе образца, конструктивные, творческие).

Упражнения на основе образца предполагают практическое усвоение четких, правильно построенных синтаксических конструкций, понимание внутренних связей, их значения, а также их внешних связей в тексте. Среди упражнений этой группы значительное место принадлежит аналитическим, а также наблюдению, слушанию предложений, их чтению; составление упражнений по образцу (на основе подражания образцу).

Группа конструктивных упражнений включает задания на построение или перестройку предложений с обязательным выявлением и оформлением внутренних и внешних связей. Если упражнения по образцу не опираются на грамматич. теорию (или опираются лишь в частности), то конструктивные упражнения невозможны без опоры, хотя бы частичной, на грамматич. понятия и правила.

Творческие упражнения с предложениями предполагают в основном отсутствие каких-либо образцов или конструктивных заданий; школьник составляет предложение совершенно свободно.

Типы заданий к творческому составлении предложений:

1. Дается тема для сост. предложения («Составить предложение о реке» и т.д.).

2. Дается картинка – предметная или сюжетная; предложение сост. по картинке.

3. Даются 1-3 «опорных» слова, которые должны быть употреблены в сост. предложении.

4. Дается словосочетание или какой-либо оборот речи, обладающий особой выразительностью (например, фразеологизм).

Творческие упражнения наиболее ценны в развитии речи учащихся.

Виды упражнений для работы над предложениями:

1. Распространение предложения.

Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространирть.

2. Восстановление деформированного предложения.

Восстановление предл. начинается с основы предл., затем с помощью вопросов находятся словосочетания. например: грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких. Ставятся во росы, выясняется наиболее удачный порядок слов.

3. Деление сплошного текста на предложения.

Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.

4. Анализ предложения и составление его схемы.

При анализе предложения выделяются: основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения.

5. Составление предложения по данной схеме или вопросам.

6. Составление рассказа с последующим анализом предложенной структуры.

Выделяются предложения, которые начинаются с подлежащего, со сказуемого, с второстепенного члена.

Выясняется, почему такой порядок слов в предложении целесообразно использовать.

2) Методика работы с русской народной сказкой «Хаврошечка».

Уроки литературного чтения.

3) Анализ стр. 26-27 «Букваря» В.В. Репкина и др.

Система Эльконина-Давыдова.

Поэтапно отражено формирование общих способов письма и чтения как взаимообратных действий. Страницы включают не только упражнения и тексты для чтения, но и специально подобранные слова для письма. Много времени уделяется работе со звуками и одновременно с буквами.

Предложение – это грамматически и интонационно оформленная минимальная единица речи, передающая отношение высказывающегося к действительности. В суждении что-то о чём-то утверждается или отрицается, и в этом находит своё выражение так называемая предикация (предицирование), т.е. раскрытие содержания логического субъекта логическим предикатом.

Отношения между субъектом и предикатом в суждении находят свою параллель в предикативных отношениях между подлежащим и сказуемым в предложении, в которых выражается связь между предметом мысли, обозначенным подлежащим, и его признаком, обозначенным сказуемым. Например: Наступила весна; Доклад не состоится; Лекция была интересная.

Предикативные отношения могут быть только в двусоставном предложении, поэтому, хотя они являются существенным признаком предложения, их нельзя рассматривать как признак, присущий любому предложению (ср. односоставные предложения с одним главным членом). Таким общим, основным признаком предложения многие грамматисты считают предикативность, понимая под нею отнесённость содержания предложения к объективной действительности (его возможность или невозможность, необходимость или вероятность, реальность или нереальность и т.д.). Грамматическими средствами выражения предикативности являются категории времени, лица, наклонения и различные типы интонации (интонация сообщения, вопроса, побуждения и др.).

Так как, выражая свои мысли, чувства, волеизъявления, говорящий вместе с тем выражает и свое отношение к содержанию высказываемого (его желательность или нежелательность, долженствование или условность и т.д.), то существенным признаком предложения является также модальность. Средствами выражения модальности, как и предикативности в целом, является категория наклонения (изъявительное, повелительное, условно-желательное) и особые лексико-грамматические средства (так называемые модальные глаголы и модальные слова и частицы).

Наконец, существенным признаком предложения, который, наряду с предикативностью и модальностью, отграничивает предложение от словосочетания, является интонация. Различаются интонации сообщения, вопроса, побуждения и т.д.

Таким образом, основными признаками предложения являются модальность (отношение говорящего к высказываемому), предикативность (отношение содержания предложения к действительности), интонационная оформленность и относительная смысловая законченность.

Классификация предложений по цели высказывания: Повествовательное, побудительное, вопросительное. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Предложения утвердительные и отрицательные.



Повествовательными называются предложения, заключающие в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии и т.д. (утверждаемом или отрицаемом). Повествовательные предложения - наиболее распространенный тип предложений, они очень разнообразны по своему содержанию и структуре и отличаются относительной законченностью мысли, передающейся специфической повествовательной интонацией: повышением тона на логически выделяемом слове (или двух и более, но при этом одно из повышений будет наибольшим) и спокойным понижением тона в конце предложения: Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за ним. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду (П.).

Вопросительными называются предложения, имеющие своей целью побудить собеседника высказать мысль, интересующую говорящего, т.е. цель их познавательная. Например: Зачем тебе в Петербург? (П.); Что ты теперь скажешь себе в оправдание? (П.).

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса, например: Вы на Западном фронте были? (Сим.) (Ср.: Вы на Западном фронте были?; Вы на Западном фронте были?);

2) словорасположение (обычно в начало предложения выносится слово, с которым связан вопрос), например: Не град враждебный ли горит? (Л.); Но скоро ль возвратится он с богатой данью? (Л.);

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия, местоимения, например: Не лучше ли тебе отстать от них самому? (П.); Неужели нет на свете женщины, которой вы хотели бы оставить что-нибудь на память? (Л.); Зачем мы здесь стоим? (Ч.); Откуда зарево блестит? (Л.); А что ты делал в моем саду? (П.); Чем прикажешь заняться? (П.).

Побудительными называются предложения, выражающие волеизъявление говорящего, их цель - побуждение к действию.

Они могут выражать: 1) приказ, просьбу, мольбу, например: - Молчать!.. ты! - злым шепотом воскликнул Объедок, вскакивая на ноги (М. Г.); - Поезжай, Петр! - командовал студент (М. Г.); Дяденька Григорий... наклонись-ка ухом (М. Г.); А ты, голубчик, не ломай его... (М. Г.); 2.) совет, предложение, предостережение, протест, угрозу, например: Оригинальная баба эта Арина; вы заметьте, Николай Петрович (М. Г.); Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.); Смотри, чаще руки-то мой, - берегись! (М. Г.); 3) согласие, разрешение, например: Как хочешь, так и поступай; Можешь идти куда глаза глядят; 4) призыв, приглашение к совместному действию, например: Ну, вот и давай стараться во всю силу победить болезнь (М. Г.); Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.); 5) желание , например: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М. Г.). Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. По соотнесенности компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли) и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS