Главная - Гипсокартон
Самый быстрый в мире самолет скорость. Самый быстрый истребитель в мире

Американцы выпустили еще один из самых быстрых самолетов в мире. Но Saker S-1 - не просто очередная разработка ученых NASA. Это самолет, который способен творить чудеса.

Saker S-1 развивает скорость до 1207 километров в час. Хоть для боевой техники это относительно медленно, но этот аппарат не требует длинных взлетно-посадочных полос, поднимается почти на 14 километров и стоит всего 5 миллионов долларов. Такие деньги - огромная сумма, но для воздушного лайнера с такими характеристиками она вполне вменяема.

Это ощущается при сравнении с ценами других самолетов, например: палубный истребитель-штурмовик F/A-18 Hornet, который стоит 50 миллионов. Также правительство США публично заявило, что Saker S-1 может купить любой желающий гражданин Америки.

Мужской онлайн-журнал MPORT подобрал 10 самолетов, которые вошли в историю человечества благодаря своей невероятной скорости.

Туполев Ту-144

Туполев Ту-144 - не самолет, а сплошные рекорды. Это первый в мире сверхзвуковой летательный аппарат, который использовали в коммерческих целях. В 1969 году Ту-144 обогнал молекулярное распространение звуковых волн на высоте 11 тысяч метров. Максимальная скорость такого воздушного лайнера - 2500 км/ч. В том, что Туполев Ту-144 гордость нации, не возникает сомнений.

Источник: hiconsumption.com

F-15 Eagle

F-15 Eagle - американский тактический истребитель, который прошел не одно боевое крещение. Этот военный самолет участвовал в боях на Ближнем Востоке, в Югославии и Персидском заливе. А самое главное: его никто так и не подбил. Максимальная скорость: 2650 км/ч.

Источник: theawesomer.com

Aardvark F111

Хоть Aardvark F111 сегодня уже и снят из производства, но этот стратегический истребитель мог развивать скорость у земли до 1475 км/ч, что немаловажно для ведения тактического обстрела и уничтожения наземных противников. Максимальный разгон: 2655 км/ч.

Источник: 1oflimited.com

Миг-31

Миг-31 - один из самых быстрых самолетов. Максимальная скорость такого истребителя достигает 3000 км/ч. А самое главное: этот воздушный воин может воевать и разгоняться на максимум при любых погодных условиях.

Источник: gizmag.com

Миг-25

Миг-25 - не истребитель, а шедевр. Хоть он и снят с производства еще в 1985 году, но этот самолет до сих пор находится на вооружении ВВС России.

Источник: gizmag.com

ХВ-70 Валькирия

ХВ-70 Валькирия - гордость ВВС США. Этот бомбардировщик при полном боекомплекте способен разгоняться до 3187 км/ч. Забавно только то, что таких Валькирий в мире выпущено всего 2 единицы.

Источник: wordlesstech.com

Bell X-2 Starbuster

Зачем космические корабли? Американцы решили улететь в открытое пространство на самолете. Поэтому придумали Bell X-2 Starbuster. Этот испытательный лайнер способен подниматься на 38 километров, разгоняться до 3380 км/ч. Поэтому ученые сделали его из специальных сплавов никеля, меди и стали, пытаясь таким образом уменьшить трение о воздух. Жаль, что количество таких космических самолетов тоже не превысило 2 единиц, как и ХВ-70 Валькирий.

Облететь земной шар за 4-5 часов – возможно ли это? Возможно, если речь идет о пилоте сверхзвукового самолета. Авиационная инженерия стремительно развивается, и аппараты, способные преодолевать скорость звука, давно созданы. Какое же из творений инженеров получило звание самого быстрого истребителя?

1. МиГ-25

МиГ-25, неофициально именуемый «летучей мышью», удерживает звание самого быстрого реактивного истребителя в течение полувека. Военную машину спроектировали в СССР в 1964 году. В 1977 «летучая мышь» установила мировой рекорд высоты полета, поднявшись на 37 650 м. В целом творению российских ученых принадлежит 29 мировых рекордов.

Скорость с полным ракетным оснащением составляет 3 000 км/ч. Отсутствие ракет увеличивает возможности военной техники на 15%. Американские наблюдатели подтвердили, что МиГ-25 способен развить скорость до 3400 км/ч. Летучая мышь представлена в двух модификациях – разведчик и перехватчик (разведчики летают быстрее).

МиГ-25 использовался в Сирии, Ираке, неоднократно участвовал в разведывательных миссиях. Последующие модификации и усовершенствования позволили ему "переплюнуть" более поздние авиационные конструкции. Аппаратом интересовались страны СНГ, по состоянию на 2016 год используется военно-воздушными войсками Алжира и Сирии.

2. МиГ- 31

Будучи известнейшим двухместным истребителем-перехватчиком, МиГ-31 стал первым боевым самолетом 4 поколения, разработанным в СССР. Способен летать на различной высоте, поражать цель на больших и малых высотах.


Эта неуязвимая боевая машина разгоняется до 3 000 км/ч. Продолжительность полета с четырьмя ракетами составляет 3 000 км. МиГ-31 уступает конкурентам в скорости, однако впечатляет боевой мощью. Ему не страшны радиолокационные помехи, плохая видимость и экстремальные погодные условия. Техника допускает несколько вариантов вооружения, боевая нагрузка составляет 3 000 кг.

Использовался во время военной операции России в Сирии. Модификации МиГ-31 используются российскими и казахстанскими военными.

3. F-15 («Игл»)

F-15, или McDonnell Douglas, сконструировали в 1972 году разработчики ВВС и НАТО. Его главная задача – завоевывать превосходство в воздухе. Скорость F-15 равна 2 650 км/ч. Вооружается ракетами, 20-мм пушкой. Истребитель по состоянию на 2016 год находится на вооружении у Саудовской Аравии и Японии. Применялся для бомбардировки объектов в Ираке, Югославии, участвовал в воздушных боях в Персидском заливе.


В мире насчитывается 22 вариации бомбардировщика. Среди них – одноместные и двухместные воздушные суда. США планируют использовать F-15 до 2025 года.

4. Су-27

Су-27 – российский истребитель, поступивший в эксплуатацию в 1985 году. Сегодня это одна из основных боевых машин на службе ВВС России. Комплектуется ракетами, оружием ближнего боя. Допускается установка 30-мм автоматической пушки, выдающей 1 500 выстрелов в минуту. Максимальная скорость истребителя – 2 500 км/ч.


Летательный аппарат неоднократно сравнивали с F-15, акцентируя внимание на маневренности российской машины. Эксперты, сравнивая два соперника, часто присуждали победу СУ-27. Технике принадлежит три мировых рекорда.

Су-27 – ветеран войны в Абхазии, Южной Осетии (где СУ-27 и МиГ-29 совместно мониторили воздушное пространство). Модификации аппарата стоят на военных базах Китая, Индии и стран СНГ.

5. МиГ-29

Многоцелевой истребитель МиГ-29 создавался как воздушный соперник F-15 Eagle. Американская машина в конце 60-х годов превосходила истребители СССР, стоявшие на вооружении, и требовала достойного конкурента. Первый боевой прототип создали в 1977 году, но массовый выпуск стартовал на 5 лет позже.

Истребитель разгоняется до 2 450 км/ч. Боевая нагрузка составляет 2 180 кг. Комплектуется 30-мм пушкой, ракетами «воздух-воздух».

Миг-29 продемонстрировал свою мощь в боях на Ближнем Востоке, в Афганистане и Югославии. Аппарат стоял на вооружении в Чехии и Чехословакии, Румынии, Венгрии и Югославии. По состоянию на 2016 год используется военной авиацией стран СНГ, Ирана, Кубы, Польши, Сербии и Сирии.

6. F-22 «Раптор»

МиГ-29 дышит в спину F-22 «Раптор» - истребитель, разработанный для ВВС США. Аппарат должен был стать заменой F-15. Первый удачный полет датируется 1997 годом, через 4 года был запущен серийный выпуск. Машина преодолела скоростной барьер в 2 400 км/ч, разогнавшись до 2 410 км/ч.


В арсенале F-22 20-мм пушка, 480 снарядов, ракеты «воздух-воздух». Главный недостаток истребителя – критический запас топлива (8,2 тонны), что является предпосылкой дозаправок в воздухе. Впервые боевая машина проявила себя в Сирии. Использование истребителя ограничено из-за частых летных происшествий и сбоев системы подачи кислорода.

7. F-4 Phantom II

Истребитель F-4 Phantom II изначально проектировался с целью замены устаревшей авиатехники, но ловкость и скорость открыли новые перспективы применения. Машина способна атаковать цель на скорости 2 370 км/ч.


Эксплуатация F-4 началась в 1961 году. Аппарат прошел проверку на прочность во Вьетнаме. Находился в эксплуатации у ВВС Израиля, Ирана и Ливана. В 1970 году машина столкнулась с советским реактивным самолетом Ту-16, в результате чего потерпела неудачу. Несмотря на физический износ (выпуск прекратился в 1979 году), боевая машина по состоянию на 2016 год используется ВВС Японии, Турции, Египта.

Сверхбыстрые истребители – очередное достижение авиационной промышленности. В статье рассматривались истребители, запущенные в серийное производство и участвовавшие в военных действиях.

Стремительное развитие научного прогресса и появление новых истребителей вскоре подкорректирует рейтинг. Яркий пример – МиГ-35, способный разгоняться до 2560 км/ч. В распоряжение российских военных аппарат поступит в 2018 году. Американские ученые, по заверениям экспертов, уже приступили к разработке боевых машин 6 поколения.

По быстроте перемещения авиалайнеры отличаются между собой, ведь даже простой пассажирский борт разгоняется до 900 км/час. Этот показатель не так уж и велик. Реактивный истребитель летает со скоростью, которая втрое больше обычного пассажирского авиалайнера, и поэтому с легкостью способен обогнать такой борт. Но и подобные модели нельзя с полной уверенностью назвать самый быстрый самолет. Разберемся в этом вопросе и определим, какие борта сегодня достойны называться сверхскоростными.

На сегодняшний день благодаря науке и технике существуют летательные аппараты, способные развить скорость, превосходящую распространение звуковой волны. Такие модели называют гиперзвуковыми. Исследователями и конструкторами из разных стран мира еще не найдены единые критерии, по которым высокоскоростной летательный аппарат можно было бы отнести к этой категории.

Одни ученые считают, что отнести к разряду гиперзвуковых самолетов допустимо судно, которым управляет непосредственно человек. Вторая половина специалистов придерживается мнения, что беспилотные машины модернизированы лучше, потому и техническое оправдание преимущества таких модификаций уместно. Известно и другое спорное мнение – можно ли считать взлет с помощью катапульты или самолет – аппарат, который поднимается в небо самостоятельно. Различия подобных нюансов вызывают горячие дискуссии.

Единым мнением, где ученые сходятся, становится максимальная скорость самолета, которую тот развивает в воздухе. Именно по указанному критерию и устанавливается барьер, по которому специалисты относят конструкцию к разряду сверхзвуковых моделей. Начинающие авиалюбители интересуются, какова же скорость самого быстрого самолета в мире и кто по праву называются лучшими.

Сверхскоростные летательные беспилотныные аппараты занимают лидирующие позиции мирового рейтинга . Пилотируемые самолеты, используемые военными, традиционно отстают от первой категории бортов, но способны удивить обывателя. Кроме того, существуют и пассажирские лайнеры, быстрота полета которых поражает воображение. Рассмотрим характеристики и показатели названных категорий в деталях.

Лидеры среди беспилотников

Первое место по указанным параметрам заслужено занимает беспилотник Х-43А . Эта модель способна превзойти распространение звуковых волн в 9,6 раз. Скорость конструкции не ограничена отметкой в 11 231 км/час. Такие показатели сегодня по праву признаны лучшими.

Модель на протяжении десятка лет разрабатывали профессионалы из MicroCraft Inc, NASA и Orbital Sciences Corporation. В процессе работы проводились исследования возможностей двигателей, работающих на реактивном топливе, и оценивалась возможная величина показателя быстроты модели. На реализацию проекта затратили до 250 000 000 долларов, но итог разработки оправдал ожидания.

Несмотря на такую мощь, Х-43А – миниатюрная модель. Длина этой конструкции – порядка трех с половиной метров, а расстояние по размаху крыла едва доходит до отметки в полтора метра. Что касается двигателя, здесь ученые применили новейшую экспериментальную разработку.

Секрет такого новшества состоит в исключении трения между собой элементов в сердцевине мотора. Топливо здесь тоже используют специальное, смешивая водород с кислородом. На борту Х-43А нет емкостей для хранения О2, аппарат черпает его прямо из воздуха, что значительно облегчает степень подачи горючего, а также существенно влияет и на массу модели в целом. Подобный аппарат, который заслуженно называют самый быстрый в мире самолет, никак не загрязняет окружающую среду, ведь из двигателя благодаря реакции элементов топлива в атмосферу выделяется простой пар.

К разряду сверхскоростных моделей относят и еще один экземпляр – это Х-34 от Orbital Sciences Corporation. Эта стальная птица может набирать скорость в 12 144 км/ч. Несомненно, его ускорение выше предыдущего аппарата, но второе место он занимает не просто так. На тестировании обеих беспилотников Х-34 показал значительно меньший результат, хотя максимальный разгон борта намного больше, чем у Х-43А.

Аппарат увидел небо в 2001 году. До этого времени на его создание потратили семь долгих, кропотливых лет, и немалую сумму, измеряемую сотнями миллионов долларов. Окончательный успех разработка получила в две тысячи четвертом году. За это время модель оснастили и ракетой Pegasus, сделанной из твердых сортов топлива. Решение конструкторов позволило дать еще большего ускорения и маневренности.

Габариты у такого аппарата внушительные. Расстояние по крайним точкам крыльев модели составляет 8,85 м при высоте в три с половиной метра и длине аппарата в 17,8 м. Такие показатели влияют и на вес конструкции. Масса гиганта – 1 270 килограммов. Но эта модификация быстро летает и способна набрать высоту в 75 километров от взлетной полосы.

Рейтинг пилотируемых бортов

Известно немало других примеров, которые способны поразить быстротой передвижения. Узнаем, какие пилотируемые аппараты признаны по этому критерию в мире. Топ 10 наиболее мощных моделей, чья скорость существенно отличается от мелких авиалайнеров или других воздушных конструкций представлен вашему вниманию ниже. Такие конструкции попали десятку лучших лайнеров благодаря своим техническим характеристикам, заслужив всеобщее одобрение.

Мировой лидер

Первым по скоростным данным принято считать модель North American X-15 . Скорость аппарата достигает отметки в 8200,8 км/ч. Конструкция оснащена ракетным двигателем управляется пилотом и начинает полет со старта на борту бомбардировщика. X-15 создан специально для исследовательских целей с гиперзвуковыми полетами и активно принимал в них участие до 1970 года.

Скорость самого быстрого пилотиуемого самолета North American X-15 достигает отметки в 8 200,8 км/ч

Вторая позиция

На второе место по оцениваемым характеристикам, в том числе, и скорости, инженеры отнесли SR-71 Blackbird или «черный дрозд». Эта модель разрабатывалась для исследования стратегических объектов, разведывательных операций и других оперативных действий. Скорость черного дрозда составляет 4 102,8 км/ч. Такая машина воздушного назначения была очень востребована, поэтому SR-71 Blackbird насчитывалось примерно 32 штуки. Единственный минус конструкции – чрезмерный перегрев и невозможность длительное время находиться в воздухе.

Третья ступень

Третье место в рейтинге занимает аппарат Lokcheed YF-12 . За создание такой модели стоит благодарить известного авиаконструктора Кларенса «Келли» Джонсона. Хоть сборка этого судна велась вначале как создание прототипа лайнера, всего равно этот аппарат наградили несколькими почетными титулами и наградами. YF-12 схож по конструкции с Blackbird, их в какой-то степени даже можно назвать братьями – ведь идея создания, чертежи и схемы принадлежат одному и тому же человеку. Конечно, скорость полета двух аппаратов немного отличается, ведь YF-12 разгоняется в воздухе до 4 100,4 км/ч.

Четвертое место

Позицию с четвертым результатом занимает Миг-25 . Этот российский самолет сконструировали специально для военных действий и перехвата авиаразведчиков. В настоящее время он еще находится на службе у некоторых вооруженных сил. Благодаря уникальным способностям он пользовался большой популярностью. Всего в мире таких летательных аппаратов порядка 1100 штук. Миг-25 рассекает воздух со скоростью 3 916,8 км/ч и любую цель на высоте не выше 25 километров.

Пятая позиция

На пятое место мы поставили экспериментальный борт Bell X-2 Starbuster . Его задачей считалось исследование вариантов полета максимально возможных скоростей. Ученые прислушались к информации некоторых авиаслужб, и использование аппарата пришлось прекратить. Ведь по достижении максимальной скорости в 3 911,9 км/ч, человеку управлять таким летательным аппаратом невозможно. Хотя модель по праву считается пилотируемой конструкцией.

Шестой пункт

Это место занимает военная модификация XB-70 Valkyrie . Ускорение бомбардировщика достигает 3 672 км/ч. Модель разработана для доставки ядерного оружия в назначенный объект. Скорость этой воздушной машины рассчитывалась инженерами с условием возможности бомбардировщика легко маневрировать в небе и ускользать тем самым от противника.

Бомбардировщик North American XB-70A Valkyrie развивает скорость в 3 672 км/ч

Седьмое место

Миг-31 – еще один отечественный самолет, чья конструкция уникальна. Эту модель инженеры оснастили двумя мощнейшими в своем роде двигателями, которые позволяют самолету смело летать со сверхзвуковой скоростью и развивать ускорение на любой высоте. К сожалению, по неизвестным причинам, производство Миг-31 было остановлено к середине 90-х годов.

Мощнейший Миг-31 способен развивать скорость даже на предельной высоте полета

Восьмая позиция

Восьмое место занимает военный самолет McDonnell Douglas F-15 Eagle , находящийся на вооружении у ВВС США. Создание этого истребителя — было для Америки большим успехом и гордостью. На сегодняшний день, это единственный самолет, чье производство не остановлено, а наоборот планируется и в будущем. F-15 летает со скоростью 3 065 км/ч и выполняет поставленные задачи в любых погодных условиях.

Скорость военного самолета McDonnell Douglas F-15 Eagle достигает 3 065 км/ч

Девятая строка

Предпоследнее место в списке отдано тактическому бомбардировщику F-111 от фирмы General Dynamics. Как и некоторые другие модели, он списан из производства в 90-х годах, хотя и был первым самолетом, у которого получалось менять стреловидность крыла. Таким фактором до F-111 не обладал ни один другой самолет, это качество позволяло ему иметь значительное преимущество в воздухе над другими летательными объектами.

Тактический бомбардировщик F-111 обладал сверхзвуковой скоростью и изменял стреловидность крыла

Последнее место рейтинга

Если кто-нибудь спросит вас: «Какой самый быстрый пассажирский самолет в России?», вы без тени сомнения можете назвать борт, разработанный в России. Это Ту-144 , который стал первым пассажирским авиалайнером планеты, способным набирать гиперзвуковое ускорение. Впервые воздушный гигант вылетел в конце декабря 1968 года. Спустя год лайнер показал возможность набрать скорость в две с половиной тысячи километров в час на высоте 11 км. Это событие вошло в историю, ведь даже сегодня в мире нет аналогов пассажирских бортов, которые способны повторить подобный маневр.

Первым пассажирским лайнером российского производства, который достиг гиперзвуковой скорости, стал Ту-144

Как видите, когда речь идет о воздушном сообщении, скорость перемещения здесь значительно увеличивается в сравнении с наземным транспортом. И назвать предельно возможную величину затруднятся даже специалисты в этой области – постоянное техническое развитие способствует разработке новых, пока секретных моделей, которые в недалеком будущем займут достойное место в подобном рейтинге.

Скорость самого быстрого самолета превышает распространение звука, сегодня гиперзвуковыми лидерами стали беспилотные аппараты
Беспилотник Х-43А — самый быстрый в мире самолет
Летательный аппарат Х34 способен развивать ускорение до 12 144 км/ч
Скорость самого быстрого пилотиуемого самолета North American X-15 достигает отметки в 8 200,2 км/ч
SR-71 Blackbird занимает вторую позицию в топ-10 самых быстрых самолетов
Lokcheed YF-12 замыкает первую тройку лидеров
Самолет Bell X-2 Starbuster достигает скорости свыше 3 911 км/ч

Обычный пассажирский самолет летает со скоростью порядка 900 км/час. Реактивный военный истребитель может развивать примерно втрое большую скорость. Однако современные инженеры из РФ и других стран мира активно разрабатывают еще более скоростные машины — гиперзвуковые самолеты. В чем специфика соответствующих концепций?

Критерии гиперзвукового самолета

Что такое гиперзвуковой самолет? Под таковым принято понимать аппарат, способный летать со скоростью, многократно превышающий таковую для звука. Подходы исследователей к определению конкретного ее показателя разнятся. Распространена методология, по которой самолет следует считать гиперзвуковым, если он кратно превышает скоростные показатели самых быстрых современных сверхзвуковых аппаратов. Которые составляют порядка 3-4 тыс. км/ч. То есть гиперзвуковой самолет, если придерживаться данной методологии, должен развивать скорость от 6 тыс. км/ч.

Беспилотные и управляемые аппараты

Подходы исследователей могут разниться также в аспекте определения критериев отнесения того или иного аппарата к самолетам. Есть версия, что к таковым правомерно относить только те машины, которые управляются человеком. Есть точка зрения, по которой самолетом также можно считать и беспилотный аппарат. Поэтому некоторые аналитики классифицируют машины рассматриваемого типа на те, что подлежат управлению человеком, и те, которые функционируют автономно. Подобное деление может быть оправдано, поскольку беспилотные аппараты могут обладать намного более внушительными техническими характеристиками, например, в части перегрузок и скорости.

Вместе с тем многие исследователи рассматривают гиперзвуковые самолеты как единую концепцию, для которой ключевой показатель — скорость. Неважно, сидит ли за штурвалом аппарата человек либо машина управляется роботом — главное, чтобы самолет был в достаточной мере быстрым.

Взлет — самостоятельный или с посторонней помощью?

Распространена классификация гиперзвуковых летательных аппаратов, в основе которой — отнесение их к категории тех, что способны взлетать самостоятельно, либо тех, которые предполагают размещение на более мощном носителе — ракете либо грузовом самолете. Есть точка зрения, по которой к аппаратам рассматриваемого типа правомерно относить главным образом те, что способны взлетать самостоятельно либо при минимальном задействовании иных типов техники. Однако те исследователи, которые считают, что основной критерий, характеризующий гиперзвуковой самолет, — скорость, должен быть первостепенным при любой классификации. Будь то отнесение аппарата к беспилотным, управляемым, способным взлетать самостоятельно либо с помощью других машин — если соответствующий показатель достигает указанных выше значений, то значит, речь идет о гиперзвуковом самолете.

Основные проблемы гиперзвуковых решений

Концепциям гиперзвуковых решений — много десятилетий. На протяжении всех лет разработки соответствующего типа аппаратов мировые инженеры решают ряд существенных проблем, объективно мешающих поставить выпуск «гиперзвука» на поток — подобно организации производства турбовинтовых самолетов.

Основная сложность в конструировании гиперзвуковых самолетов — создание двигателя, способного быть в достаточной мере энергоэффективным. Другая проблема — выстраивание необходимой аппарата. Дело в том, что скорость гиперзвукового самолета в тех значениях, что мы рассмотрели выше, предполагает сильный нагрев корпуса за счет трения об атмосферу.

Сегодня мы рассмотрим несколько образцов удачных прототипов летательных аппаратов соответствующего типа, разработчики которых смогли значительно продвинуться вперед в части успешного решения отмеченных проблем. Изучим теперь наиболее известные мировые разработки в части создания гиперзвуковых летательных аппаратов рассматриваемого типа.

от Boeing

Самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, как считают некоторые эксперты, это американский Boeing X-43A. Так, в ходе тестирования данного аппарата было зафиксировано, что он достигал скорости, превышающей 11 тыс. км/час. То есть примерно в 9,6 раза быстрее

Чем особенно примечателен гиперзвуковой самолет X-43A? Характеристики данного летательного аппарата таковы:

Предельная скорость, зафиксированная на тестах, - 11 230 км/час;

Размах крыльев - 1,5 м;

Длина корпуса - 3,6 м;

Двигатель - прямоточный, Supersonic Combustion Ramjet;

Топливо - атмосферный кислород, водород.

Можно отметить, что рассматриваемый аппарат относится к самым экологичным. Дело в том, что используемое топливо практически не предполагает выделения вредных продуктов горения.

Гиперзвуковой самолет X-43A был разработан совместными усилиями инженеров NASA, а также компаний Orbical Science Corporation и Minocraft. создавался порядка 10 лет. В его разработку было вложено около 250 млн. долларов. Концептуальная новизна рассматриваемого самолета в том, что он был задуман с целью испытания новейшей технологии обеспечения работы двигательной тяги.

Разработка от Orbital Science

Компания Orbital Science, которая, как мы отметили выше, приняла участие в создании аппарата X-43A, успела также создать свой гиперзвуковой самолет — X-34.

Его предельная скорость — более 12 тыс. км/ч. Правда, в ходе практических тестов она не была достигнута — более того, не удалось достичь показателя, который показан самолетом X43-A. Рассматриваемый летательный аппарат ускоряется при задействовании ракеты «Пегас», функционирующей на твердом топливе. Машина X-34 была впервые испытана в 2001 году. Рассматриваемый самолет ощутимо больше аппарата от Boeing — его длина составляет 17,78 м, размах крыльев — 8,85 м. Максимальная высота полета гиперзвуковой машины от Orbical Science — 75 километров.

Летательный аппарат от North American

Еще один известный гиперзвуковой самолет — X-15, выпущенный компанией North American. Данный аппарат аналитики относят к экспериментальным.

Он оснащен что дает повод некоторым экспертам не относить его, собственно, к классу самолетов. Однако наличие ракетных двигателей позволяет аппарату, в частности, совершать Так, во время одного из испытаний в таком режиме он был протестирован пилотами. Предназначение аппарата X-15 — исследование специфики гиперзвуковых полетов, оценка тех или иных конструкторских решений, новых материалов, особенностей управления подобными машинами в различных слоях атмосферы. Примечательно, что была утверждена еще в 1954 году. Летает X-15 со скоростью более 7 тыс. км/час. Дальность его полета — более 500 км, высота превышает 100 км.

Самые быстрые серийные самолеты

Изученные нами выше гиперзвуковые аппараты фактически относятся к категории исследовательских. Полезно будет рассмотреть некоторые серийные образцы самолетов, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым или являющихся (по той или иной методологии) ими.

В числе подобных машин — американская разработка SR-71. Данный самолет некоторые исследователи не склонны относить к гиперзвуковым, поскольку его предельна скорость составляет порядка 3,7 тыс. км/час. В числе наиболее примечательных его характеристик — взлетная масса, которая превышает 77 тонн. Длина аппарата — более 23 м, размах крыльев — более 13 м.

Одним из самых быстрых военных самолетов считается российский МиГ-25. Аппарат может развивать скорость более 3,3 тыс. км/ч. Максимальный взлетный вес российского самолета — 41 тонна.

Таким образом, на рынке серийных решений, приближенных по характеристикам к гиперзвуковым, РФ — в числе лидеров. Но что можно сказать о российских разработках в части «классических» гиперзвуковых самолетов? Способны ли инженеры из РФ создать решение, конкурентное машинам от Boeing и Orbital Scence?

Российские гиперзвуковые аппараты

В данный момент российский гиперзвуковой самолет находится в стадии разработки. Но идет она достаточно активно. Речь идет о самолете Ю-71. Его первые испытания, судя по сообщениям в СМИ, были проведены в феврале 2015 года под Оренбургом.

Предполагается, что самолет будет использоваться в военных целях. Так, гиперзвуковой аппарат сможет при необходимости осуществлять доставку поражающих средств на значительные расстояния, вести мониторинг территории, а также задействоваться как элемент штурмовой авиации. Некоторые исследователи полагают, что в 2020-2025 гг. в РВСН поступит порядка 20 самолетов соответствующего типа.

В СМИ есть сведения о том, что рассматриваемый гиперзвуковой самолет России будет размещаться на баллистической ракете «Сармат», которая также находится на стадии проектирования. Некоторые аналитики считают, что разрабатываемый гиперзвуковой аппарат Ю-71 — это не что иное, как боеголовка, которая должна будет отделяться от баллистической ракеты на конечном участке полета, чтобы затем, благодаря высокой, характерной для самолета маневренности, преодолевать системы ПРО.

Проект «Аякс»

В числе наиболее примечательных проектов, связанных с разработкой гиперзвуковых самолетов, — «Аякс». Изучим его подробнее. Гиперзвуковой самолет «Аякс» — концептуальная разработка советских инженеров. В научной среде разговоры о ней начались еще в 80-е годы. В числе наиболее примечательных характеристик — наличие системы тепловой защиты, которая призвана защищать корпус от перегрева. Таким образом, разработчики аппарата «Аякс» предложили решение одной из «гиперзвуковых» проблем, обозначенных нами выше.

Традиционная схема тепловой защиты летательных машин предполагает размещение на корпусе особых материалов. Разработчики «Аякса» предложили иную концепцию, по которой предполагалось не защищать аппарат от внешнего нагрева, а впускать тепло внутрь машины, одновременно увеличивая ее энергоресурс. Основным конкурентом советского аппарат считался гиперзвуковой самолет «Аврора», создаваемый в США. Однако в связи с тем, что конструкторы из СССР существенно расширили возможности концепции, на новую разработку был возложен самый широкий круг задач, в частности, исследовательских. Можно сказать, что «Аякс» — гиперзвуковой многоцелевой самолет.

Рассмотрим более подробно технологические новшества, предложенные инженерами из СССР.

Итак, советские разработчики «Аякса» предложили использовать тепло, возникающее как результат трения корпуса самолета об атмосферу, преобразовывать в полезную энергию. Технически это могло быть реализовано посредством размещения на аппарате дополнительных оболочек. В результате формировалось что-то вроде второго корпуса. Его полость предполагалось заполнить неким катализатором, например, смесью горючего материала и воды. Теплоизолирующий слой, изготовленный из твердого материала, в «Аяксе» предполагалось заменить на жидкостный, который, с одной стороны, должен был защищать двигатель, с другой — способствовал бы каталитической реакции, которая, между тем, могла сопровождаться эндотермическим эффектом — перемещением тепла с наружной части корпуса внутрь. Теоретически охлаждение внешних частей аппараты могло быть каким угодно. Избыточное тепло, в свою очередь, предполагалось задействовать с целью повышения эффективности работы двигателя самолета. При этом данная технология позволяла бы генерировать вследствие реакции топлива и виды свободный водород.

В данный момент доступные широкой публике сведения о продолжении разработки «Аякса» отсутствуют, однако исследователи считают весьма перспективным внедрение советских концепций в практику.

Китайские гиперзвуковые аппараты

Конкурентом России и США на рынке гиперзвуковых решений становится Китай. В числе самых известных разработок инженеров из КНР — летательный аппарат WU-14. Он представляет собой гиперзвуковой управляемый планер, размещаемый на баллистической ракете.

МБР запускает летательный аппарат в космос, откуда машина резко пикирует вниз, развивая гиперзвуковую скорость. Китайский аппарат может монтироваться на разных МБР, обладающих дальностью от 2 до 12 тыс. км. Установлено, что в ходе тестов аппарат WU-14 смог развить скорость, превышающую 12 тыс. км/ч, превратившись, таким образом, в самый быстрый гиперзвуковой самолет по версии некоторых аналитиков.

Вместе с тем многие исследователи считают, что китайскую разработку не вполне правомерно относить к классу самолетов. Так, распространена версия, по которой аппарат следует классифицировать именно как боеголовку. Причем весьма эффективную. При полете вниз с отмеченной скоростью даже самые современные системы ПРО не смогут гарантировать перехвата соответствующей цели.

Можно отметить, что разработками гиперзвуковых аппаратов, задействуемых в военных целях, занимаются также Россия и США. При этом российская концепция, по которой предполагается создавать машины соответствующего типа, значительно отличается, как свидетельствуют данные в некоторых СМИ, от технологических принципов, реализуемых американцами и китайцами. Так, разработчики из РФ концентрируют усилия в области создания летательных аппаратов, оснащенных прямоточным двигателем, способных запускаться с земли. Россия планирует сотрудничество в этом направлении с Индией. Гиперзвуковые аппараты, создаваемые по российской концепции, как считают некоторые аналитики, характеризуются меньшей стоимостью и более широкой областью применения.

Вместе с тем гиперзвуковой самолет России, о котором мы сказали выше (Ю-71), предполагает, как считают некоторые аналитики, как раз-таки размещения на МБР. Если этот тезис окажется верным, то можно будет говорить о том, что инженеры из РФ работают сразу по двум популярным концептуальным направлениям в строительстве гиперзвуковых летательных аппаратов.

Резюме

Итак, вероятно, самый быстрый гиперзвуковой самолет в мире, если говорить о летательных аппаратах безотносительно их классификации, это все же китайский аппарат WU-14. Хотя нужно понимать, что реальные сведения о нем, в том числе касающиеся испытаний, могут быть засекречены. Это вполне соответствует принципам китайских разработчиков, которые часто во что бы то ни стало стремятся сохранить свои военные технологии в тайне. Скорость самого быстрого гиперзвукового самолета — более 12 тыс. км/ч. Его «догоняет» американская разработка X-43A — многие эксперты считают самым скоростным именно его. Теоретически гиперзвуковой самолет X-43A, а также китайский WU-14 может догнать разработка от Orbical Science, рассчитанная на скорость более 12 тыс. км/ч.

Характеристики российского самолета Ю-71 пока что не известны широкой публике. Вполне возможно, что они будут приближены к параметрам китайского летательного аппарата. Российские инженеры также ведут разработки по гиперзвуковому самолету, способному взлетать не на базе МБР, а самостоятельно.

Текущие проекты исследователей из России, Китая и США так или иначе связаны с военной сферой. Гиперзвуковые самолеты, безотносительно их возможной классификации, рассматриваются в первую очередь как носители вооружений, скорее всего, ядерных. Однако в работах исследователей из различных стран мира встречаются тезисы о том, что «гиперзвук», подобно атомным технологиям, вполне может быть мирным.

Дело за появлением доступных и надежных решений, позволяющих организовать серийное производство машин соответствующего типа. Использование подобных аппаратов возможно в самом широком спектре отраслей хозяйственного развития. Наибольшую востребованность гиперзвуковые летательные аппараты, вероятно, найдут в космической и исследовательской индустрии.

По мере удешевления технологий производства соответствующих машин заинтересованность в инвестировании в подобные проекты могут начать проявлять транспортные бизнесы. Промышленные корпорации, поставщики различных сервисов могут начать рассматривать «гиперзвук» как инструмент повышения конкурентоспособности бизнеса в части организации международных коммуникаций.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS