Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Произведения блока о родине. Тема родины в творчестве александра блока |
Русь! Русь! Какая непостижимая тайная сила влечет к тебе и почему слышится и раздается постоянно в ушах твоя тоскливая, несущая по всей длине и ширине твоей, от моря и до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовет и рыдает, и хватает за сердце? – Русь! Чего же ты хочешь от меня? Какая непостижимая связь таится между нами? . Н. В. Гоголь. Введение Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающее от того, что было до, и что настало после. Эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем Александра III и семнадцатым годом. Конец XIX - начало XX в. в России - это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Творчество Александра Блока принадлежит к числу замечательных явлений нашей национальной художественной культуры. Его стихи и поэмы – одна из вершин русской поэзии. Тема России – важнейшая в поэзии Блока. Это можно объяснить тем, что он творил в переломный момент истории. Блок пережил две революции, был свидетелем их предпосылок, последствий. В такие периоды жизни особенно остро стоит вопрос о дальнейшем развитии страны, о ее будущем. Основная часть В конце 1908 года поэт отправил необычайно важное по своему значению письмо К. С. Станиславскому, заинтересовавшемуся в то время драмой «Песня «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему- то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении – как стрела – прямой, как стрела – действенный. Может быть, только не отточена моя стрела. Несмотря на все мои уклонения, падения, сомнения, покаяния, - я иду. И вот теперь уже (еще нет тридцати лет) забрезжили мне, хоть и смутно, очертания целого. Недаром, может быть, только внешне неловко, внешне бессвязно, произношу я имя: Только в решении этой темы видит поэт возможность обновления жизни, и, утверждает он, если мы откроем ей сердце, то она «исполнит его восторгом, новыми надеждами, новыми снами, опять научит свергнуть его проклятое Неизменно связывая эту богатую тему с вопросом о положении и судьбе народа, Блок вдохновенно и неустанно разрабатывал ее и в лирике («На поле Поэт, проникнутый острым, неподдельным и всепоглощающим чувством родины, жил с нею одной жизнью, болел ее болями, радовался ее радостям. Его судьба – в судьбе родины, неотделима от нее, неразрывно связана с нею, и Мы – дети страшных лет России – Забыть не в силах ничего! Испепеляющие годы! Безумья ль в вас, надежды ль весть? От дней войны, от дней свободы – Кровавый отсвет в лицах есть. Есть немота – то гул набата Заставил заградить уста. В сердцах, восторженных когда-то, Есть роковая пустота… То, что открылось поэту в грозах революции, «переворачивало» его душу, и теперь он в новом свете увидел родину – во всей ее славе и силе, в ее суровой и бессмертной красоте, полностью и навсегда захватившей его сердце. В теме родины переплетается все – и личная страсть поэта, и чувство долга, и ненависть к «лживой жизни», и ощущение надвигающейся социальной бури, и вера в «новый век». Именно поэтому тема родины приобрела в творчестве Блока столь лирический характер: Так – я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету И в лоскутах ее лохмотий Души скрываю наготу. Стихотворения Блока – страстное излияние любви к России, жажда увидеть ее свободной и счастливой: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви!.. Пусть она бедна, пусть горька и безрадостна любовь к ней, униженной, скованной, - поэт прозревает в ней такую мощь, перед которой не устоять ее врагам. Блок воспринимает родину как живое существо, которое «живет и дышит» рядом с человеком. «Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм»: «…на каждый удар или укол она поднимает гневную голову, под каждой лаской становится нежной и страстной». Самый образ России принимает в стихах Блока глубоко своеобычное, новое для русской поэзии лирическое воплощение. Россия Блока – чаще всего даже не мать, какою она изображена русскими поэтами XIX века (этот аспект образа встречается и у Блока), а тоскующая жена, невеста или возлюбленная, и отношения поэта с нею напоминают настоящий любовный роман. «О Русь моя, жена моя!..», «О, бедная моя жена», «…невеста, Россия», «И пусть другой тебя ласкает…», «Помяни за раннею обедней мила друга, светлая жена…» – так обращается Блок к родине. Она предстает поэту то «статной царевной», которая «обнимает рукой» и оплетает косой», то прекрасной девушкой Нет, не старческий лик и не постный Под московским платочком цветным! Сквозь земные поклоны да свечи, Ектеньи, ектеньи, ектеньи – Шопотливые, тихие речи, Запылавшие щеки твои… В этом живом образе России оттенены и подчеркнуты типические черты женского характера. Черты эти – вечное «горение», высокое напряжение воли, неукротимая страсть, душевное беспокойство. В частности, всем этим щедро наделена Фаина – героиня драмы Блока «Песня Судьбы», олицетворенный образ Историчность художественного мышления Блока. Характер и идейный смысл национальной проблематики в творчестве Блока определялись историчностью его художественного мышления. Эта черта резко отличала поэта от подавляющего большинства русских символистов. Творчество зрелого Блока исторично прежде всего потому, что служит художественным отражением исторического процесса, а во-вторых, потому, что поэт ощущал себя самого участником этого беспрерывного, берущего начала в прошлом и обращенного в будущее процесса, связывая свою личную судьбу с судьбами своей страны, своего народа, своей культуры. Блоку было присуще необыкновенно живое, органическое ощущение «связи времен» – прошлого, настоящего и будущего. Чувство личного участия в историческом процессе приобретало в поэзии Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь… Живое ощущение прошлого, с тончайшим поэтическим мастерством переданное в стихах «На поле Куликовом», вырастает из множества конкретных, исторически локальных примет национальной поэтической стихии, составляющих Такое ощущение прошлого передано и одновременной циклу «На поле Здесь Герман – современный герой, заблудившийся на перепутьях тщетных интеллигентский исканий и пытающийся обрести прямые пути к России, к народу, - перекликается с древнерусским воином из цикла «На поле Но узнаю тебя, начала Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей. Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем, Теперь твой час настал. – Молись! Перекличка эта не случайна. И в стихах «На поле Куликовом» и в драме песня судьбы образы далекого прошлого были привлечены поэтом для решения актуальной современной проблемы, особенно глубоко волновавшей его, именно проблемы взаимоотношений народа и интеллигенции. Цикл «На поле Куликовом». В цикле «На поле Куликовом» страстно напряженное чувство сочетается с такою широтой раздумий, что голос поэта словно бы растворяется в голосе самой истории страны, у которой такое великое прошлое и огромное будущее, что захватывает дух. Однообразен ее простор, нет здесь ярких и радужных красок, не за что зацепиться взгляду; все так ровно, спокойно, безгранично, что кажется – так оно пребывало и будет пребывать во веки веков: Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога… Раздумья о судьбах родной страны плывут широким потоком, где слились воедино и скорбь, и гордость, и предчувствие каких-то великих перемен и радостных событий, ожидающих родину: О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь… Здесь и самый покой безграничных просторов оказывается мнимым: за ним Цикл стихов «На поле Куликовом» – это напоминание о подвиге, некогда воплощенном в битве света с тьмой, в одолении темного хаоса – ради свободы и счастья своей отчизны. Идет «вечный бой» – за Русь, за милого друга, за светлую жену, за все то, что дорого и свято, и нет отдыха в этой трудной и напряженной борьбе: Сквозь кровь и пыль… В пыли мчатся герои Куликова поля на битву с врагом, и самый закат перед ними, словно бы омытый кровью, прорывается сквозь нагромождения тяжелых и испуганных туч, сквозь суровые облака, отсвечивающие багрянцем и заволакивающие небо – от края до края… В первом собрании своих стихотворений Блок сопроводил цикл «На поле Как понимать эти слова о символическом значении освободительной битвы? Статья Блока «Народ и интеллигенция» (1908) раскрывает символику его лирического цикла: воинский стан Дмитрия Донского – это поэтический образ русского народа, находящегося в состоянии революционного брожения и готовности к наступающей битве, а «вражий стан» Мамая – это аналог оторвавшейся от народа и погруженной в мертвый «аполлинический» сон интеллигенции. Таким образом, Блок как бы переворачивает традиционные представления, привычные для либерального интеллигента, которому испокон века твердили, что народ «спит», а интеллигенция «идет вперед» и призвана «разбудить народ». У поэта же все приобретает иной смысл: «орда» интеллигенции хотя и шумит, но это – косная и уже мертвеющая сила, а народ – русская рать – готовится к великой решающей битве. Стихи цикла «На поле Куликовом» существуют, конечно, и вне такого понимания как гениальная поэзия родины, русской национальной стихии, не сводимая к частному вопросу о народе и интеллигенции. Но в них есть второй Драма «Песня Судьбы». Гораздо более резко прямолинейно публицистический смысл, который Блок вкладывал в тему России, выражен в драме «Песня Судьбы». Сама идея драмы очень значительна. Герой ее – поэт Герман (в нем легко угадать самого Я не могу и не хочу терпеть! Так вот каков великий пир Культуры! Там гибнут люди – здесь играют в гибель! Здесь песней золотою покупают Достоинство и разум, честь и долг… Так вот куда нас привели века Возвышенных, возвышенных мечтаний? Но он – человек, запутавшийся в сомнениях и противоречиях. Душа у него «как шумный водопад», но он не знает, «куда направить силу»: «Я не знаю! Знаю, сколько дела, и не умею начать…» Он полюбил Фаину (Россию), но ему еще не под силу пойти с нею вместе. «Ты любишь меня?» – спрашивает Обратно, в тихий «белый дом», Герману уже нет пути. Драма кончается тем, что бездомного и сбившегося с дороги Германа выводит из вьюги некрасовский коробейник (песня на слова Некрасова: «Ой, полна, полна коробушка…» и т. д. проходит аккомпанементом через всю последнюю сцену Блок возлагал на «Песню Судьбы» большие надежды: «Но камень-то, который я, может быть, не сумел отшлифовать в «Песне Судьбы», - он драгоценен» (письмо к Станиславскому от 9 декабря 1908 года). «Новая Америка». Следующий этап в осмыслении темы родины знаменует стихотворение «Новая Стихотворение открывается необъятно широкой и торжественной картиной: Праздник радостный, праздник великий, Да звезда из-за туч не видна… Ты стоишь под метелицей дикой, Роковая, родная страна… В стихотворении «Новая Америка» Блок утверждал, какими обманчивыми являются порою представления о России, - если ограничиться лишь тем, что бросается в глаза, и упустить из виду нечто гораздо более важное и существенное, хотя бы и неприметное с первого взгляда: Там прикинешься ты богомольной, Там старушкой прикинешься ты, Глас молитвенный, звон колокольный… За крестами – кресты, да кресты… Словно бы ничто не изменилось в этой Руси, и она такая же, как и столетия назад, но если взглянуть пристальней, то и поистине окажется, что Поэт говорит о России будущего как о «новой Америке», но вносит он в эти слова особый смысл: здесь «новая Америка» – это не США, не страна бизнесменов, биржевиков (о которых ни одного слова нет в стихотворении); здесь под «новой Америкой» подразумевается край огромных возможностей и талантливого, молодого духом народа, который сумеет претворить – и претворяет – эти возможности на живом, плодотворном деле. Самое главное, что следует подчеркнуть в стихотворении «Новая Если сравнить цикл «На поле Куликовом» с «Новой Америкой», то нельзя не заметить новой степени зрелости поэта, ибо в «Новой Америке» то, что несла с собой современность, раскрыто более конкретно, и картины злободневной действительности уходят в широкую, устремленную в будущее перспективу; здесь вера поэта в свой народ и его будущее обрела более прочную опору, ибо художник отдает себе уже ясный отчет в том, где заложены богатства и мощь родной страны, от кого именно можно ждать ее обновления, кто является носителем будущего, от кого зависит победа в борьбе за ее благо и процветание; все это и находит свое страстное и торжественное выражение в «Новой Америке» – гимне новой России, одно предчувствие которой преображало обыкновенный и будничный день в радостный и великий праздник. Россия – страна назревающей революции. На первый план в гражданственно-патриотической поэзии Блока выдвигается тема борьбы за будущую Россию. Из понимания того факта, что «Нам завещана в фрагментах русской литературы от Пушкина и Гоголя до Таких слов, проникнутых неподкупной любовью к народу и верой в революцию, в ее историческую справедливость, в годы реакции не произносил ни один из символистов и вообще ни один из представителей тогдашней литературы. Пусть представление поэта о надвигающейся революции было смутным, - в самом главном он не ошибался: в воле народа к победе за свободу, в его моральной правоте и неисчерпаемой творческой силе, в том, что правда на его стороне и будущее за ним: Народ – венец земного цвета, Краса и радость всем цветам: Не миновать Господня лета Благоприятного – и нам. Эта вера в Россию животворила Блока. Даже запечатлев с истинно реалистической беспощадностью отвратительный образ ханжи и стяжателя (в стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…»), поэт наперекор всему мужественно утверждает: Да. И такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне… Блок здесь ничего не любит и ни чем не любуется, напротив – все ненавидит «священной ненавистью». Но даже с такой Россией он не может Это – «Россия в мечтах». «Она глядит на нас из синей бездны будущего и зовет туда. Во что она вырастет – не знаем; как назовем ее – не знаем». Но мечты об этой будущей России помогали Блоку вынести «непроглядный ужас» и пошлость окружавшей его «лживой жизни», уберегли от отчаяния. Россия Блока Нет… еще леса, поляны, И проселки, и шоссе, Наша русская дорога, Наши русские туманы, Наши шелесты в овсе… Блоковские образы родины. Важно отметить, что образ родины в патриотической поэзии Блока не оставался неизменным. С течением времени он все больше и больше наполнялся реальным общественно-историческим содержанием. Сначала поэт вдохновенно воспевал романтически «необычайную», «почиющую в тайне» Русь – «нищую», колдовскую, «дремучую», с ведунами и ворожеями, с заветными «преданьями старины»: Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь. Дремлю – и за дремотой тайна, И в тайне – ты почиешь Русь. Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна, Где разноликие народы Из края в край, из дола в дол Ведут ночные хороводы Под заревом горящих сел, Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах… Где все пути и все распутья Живой клюкой измождены И вихрь, свистящий в голых прутьях, Поет преданья старины… Блок определял Россию двойственно – то как «нищую» и «прекрасную» Главное и основное в патриотической лирике Блока не умиленное любование «смиренной наготой» России, но представление о ней как о стране громадной, еще не выявленной вполне мощи и энергии, как о стране, неудержимо рвущейся к новой жизни. Она вся устремлена вперед – в бескрайную И невозможное возможно, Дорога долгая легка… Мотив дороги – «долгого пути», лежащего перед родиной, красной нитью проходит через всю патриотическую лирику Блока: «Выхожу я в путь, открытый взорам…», «И пойду путем-дорогой…», «И опять за травой колокольчик звенит…», «О Русь моя! Жена моя! До боли нам ясен долгий путь…», «Путь степной – без конца, без исхода…», «Но бежит шоссейная дорога…», «Наша русская дорога…», «Ты прошла ночными путями…» «Россия – буря», - говорил Блок, и это ощущение родины как могучей и свободной стихии он гениально передал в своей лирике, в самой ее образной ткани, в проходящих через все его стихи единых по своему внутреннему смыслу образах безудержного вихревого стремления, полета, вечного движения: ветер, вьюга, снежная метель, пожар, раздуваемый ветром, бегущие по небу тучи… Эта цепь образов тянется от ранних стихов до «Двенадцати», и вне этой символики для Блока не существует ощущения России, потому что он ощущает ее всегда – только в движении, только в полете, только в устремлении вперед, в будущее. и это свое ощущение бушующей повсюду «бури и тревоги» Блок выражал специфическими средствами стиха – лирически окрашенным пейзажем, самим ритмом и темпом стиховой речи: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! Образ родины, находящейся в вечном движении, в полете, в пути, преемственно связан в поэзии Блока с лирической патетикой Гоголя, с его необгонимой птицей-тройкой. Это ясно видно, например, из программы одного из творческих замыслов Блока: «И вот поднимается тихий замысел наших сомнений, противоречий, падений и безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли вы ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной равнины? Заключение Творчество Блока и поныне захватывает нас, является призывом к борьбе за переустройство жизни, за ту Россию, которая должна возникнуть перед нами во всей своей ничем не замутненной красоте. К этой Руси и шел поэт, ее видел в своей творческой мечте, ее воплощал в созданиях своего труда. Прекрасны стихи Блока о России, проникнутые нежностью и преданной любовью к родине, к ее славному прошлому, к красоте и очарованию ее природы, к ее далям и бесконечным дорогам, серым избам и ветровым песням… Список литературы: 1. Вл. Орлов «Александр БЛОК» 2. Борис Соловьев «Поэт и его подвиг» 3. Журнал «Литературное обозрение» (10, 1980) 4. Александр Блок «Стихотворения и поэмы» (вступительная статья Николая Крыщука) 5. Журнал «Молодая гвардия» (11, 1990) РепетиторствоНужна помощь по изучению какой-либы темы?
Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике. Тема родины в творчестве Александра Блока. «Рано или поздно все будет по-новому, потому что жизнь прекрасна», - писал Блок. Источником этой спасительной веры была для него Россия. К теме родной земли так или иначе обращались многие поэты, но каждый по-своему понимал знакомую для всех нас Россию. Не является исключением и Александр Блок. Тема родины - одна из важнейших в его поэзии. Блок не сразу нашел для себя эту тему. Этому предшествовали долгие годы нравственного становления. Прежде чем писать о России, поэт пережил многое, «напитался болью, состраданием и неисчерпаемой верой в свою страну». Обращение к теме родины явилось своеобразным итогом творчества Александра Блока. Тема России захватила поэта. Она прослеживается во всех его последующих произведениях, а вместе с ней и вся динамика блоковского развития. В стихотворении «Русь» перед нами предстает образ сказочной и таинственной страны: Где ведуны с ворожеями Чаруют злаки на полях, И ведьмы тешатся с чертями В дорожных снеговых столбах. Сказочные образы постепенно сменяются спокойным любованием родной природой: Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. Подобный образ России можно встретить у многих предшественников Блока. Он же отличался от них тем, что к образу родной земли, к се судьбе подходил не «как мыслитель с отвлеченной идеей, а как поэт - с чувством жгучей, интимной любви». Для Александра Блока характерно кровное единение с Россией. «В поэтическом ощущении мира нет разрыва между личным и общим», - писал он. Образ родины в русской литературе обычно ассоциировался с образом матери. Блок же явился новатором. Поэт не только наделяет Россию «прекрасными чертами», он любит ее, как раньше любил Прекрасную Даму. Родина представляется Блоку молодой красавицей, тоскующей невестой, женой. Родина у великого символиста - полная сил и страсти женщина, наделенная «разбойной красой». Вольная и немного дикая Россия обладает вечной красотой Прекрасной Дамы, поэтической и одухотворенной: И невозможное возможно. Дорога долгая легка, Когда блеснет вдали дорожной Мгновенный взор из-под платка… Но в свете романтического идеала родина предстает не только прекрасной и нетленной, но и нищей, обездоленной, забитой и обманутой. Мы видим богомольную Россию с острожной тоской и глухой песней ямщика, серые избы, расхлябанные дороги… Блок, рассуждая о своей любви к Родине, правильно отметил, что «душа хочет любить только прекрасное», поэтому сначала нужно почувствовать сострадание к родной земле, а «сострадание есть уже начало любви». Его необыкновенное чувство к России придало поэту уверенность в том, что у многострадальной родины есть будущее, что она преодолеет все тяготы и препятствия на своем пути. Раздумывая над судьбой своей страны, Александр Блок сравнивает ее с несущейся вдаль тройкой: «Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукой опрокинет демонского ямщика…» Для более зрелых произведений Блока характерно осмысление значения России, понимание своеобразия ее исторического пути. Его стихи наделены «отчетливой исторической памятью». Написаны они от лица сына «страшных лет России». В них прослеживается обостренное предчувствие будущего. Всем своим движением устремлена в будущее и поэзия Блока. Остается только пожелать всем нам научиться у Блока терпению и любви к Родине, а так же позаимствовать неисчерпаемую веру в светлое завтра нашей страны. Сочинение «Этой теме я сознательно и бесповоротно Посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь и смерть, Счастье или погибель…» Из письма А. А. Блока К. С Станиславскому А. А. Блок — удивительный писатель Серебряного века. Он оставил после себя довольно богатое поэтическое наследие. В его литературном багаже различные циклы, посвященные разным темам. Но, на самом деле, о чем бы ни писал поэт, все его творчество было посвящено Родине. Он сам об этом сказал на одном из поэтических вечеров. Во время чтения стихов его попросили прочесть стихи о России. «Это все о России», — ответил поэт. Особенно поэта затрагивает природа родной страны. Она — не только излюбленная тема его стихотворений, но и сквозной мотив всей лирики. Блок как бы мыслит образами природы. В ранних стихах Блока прекрасные мгновения и образы природы — символы божественной сущности мира. Заря, туманное утро, «сумерки вешние» — это лики Прекрасной дамы, вечной жены, божественной премудрости. Зрелое творчество поэта пропитано уже более осознанной любовью к России, к ее природе. Это можно очень ярко увидеть благодаря первым строчкам многих стихотворений поэта: «Бушует снежная весна…», «О, весна без конца и без краю…», «Свирель запела на мосту, и яблони в цвету…», «Вербы — это весенняя таль…», «Май жестокий с белыми ночами…» и так далее. Примечательны в этом плане и названия циклов: «Снежная маска», «О чем поет ветер». Тема родины явственно зазвучала в стихотворении «Осенняя воля». Это произведение открывает серию стихов Блока о России. Строка «Выхожу я в путь, открытый взорам» звучит как лермонтовское «Выхожу один я на дорогу». Но у Блока чувство трагического одиночества преодолевается любовью к бедной, невзрачной природе деревенской России: Битый камень лег по косогорам, Желтой глины скудные пласты. Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земля… Заканчивается стихотворение искренним восклицанием поэта: Приюти ты в далях необъятных! Как и жить и плакать без тебя! Во всем творчестве Блока явственно ощущается, что Россия для него — начало, к которому должен стремиться каждый поэт. Она для него вечно прекрасная, нестареющая возлюбленная, Невеста, Вечная Жена, которая все поймет и простит. Огромной любовью и нежностью пропитаны строки поэта: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, Как слезы первые любви… Поэт любит свою родину такой, какая она есть: нищей, серой. Тем не менее, Блок верит в Россию, верит в ее будущее, в приближающийся новый век. В цикле «На поле Куликовом» Блок пытается осмыслить исторический путь России от татарского ига до наших дней. Для него Куликовская битва — символическое событие, которому суждено повториться. Народная воля, накапливаясь под гнетом в глубине народной жизни, взрывается мятежом, битвой: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! В этих стихах нет самой битвы, показан только канун этого события. Блок дает понять, что и сейчас Россия находится накануне «невиданных перемен» и «неслыханных мятежей». Чувствуя свою неразрывную связь с Родиной, поэт часто называет ее «женой». Думаю, это связано с тем, что именно с женой человек проходит свой жизненный путь, разделяя общие невзгоды и радости. Поэтому и Блок чувствует единение своей судьбы с судьбой своей страны. Именно по этой причине тему Родины в творчестве Блока по праву можно назвать главной, лежащей в основе всей его поэзии. Чувство патриотизма далеко не каждому человеку присуще, оно формируется годами. Каждый поэт на протяжении всей своей жизни пытался осмыслить образ Родины в своих произведениях. Немало русских поэтов, таких как Пушкин , Лермонтов , Некрасов , которые славили, возвеличивали великую Россию.
Рассохиной Насти, 11 А. Образ Родины в творчестве Александра Блока. «У меня все стихи о Родине» Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России". Предчувствие "неслыханных перемен" и "невиданных мятежей" делало любовь А.Блока к России противоречивой и обостренной. Раннюю поэзию Блока пронизывают образы русской культуры, нередко в романтическом облике. Мир ранней поэзии А.Блока - это мир прекрасной мечты, и этой прекрасной мечтой окутан образ России. К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира в цикле стихов "Пляски смерти". Наиболее известное стихотворение этого цикла - "Ночь, улица, фонарь, аптека...", в котором подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг. Однако страшный мир - это не только мир вокруг поэта, а еще, на мой взгляд, это и мир в нем самом. Так, в стихотворении "Незнакомка" - лирический герой принадлежит двум мирам: миру мечты, поэзии, где все окутано дымкой тайны, а поэт - хранитель этой тайны. Но мы так же видим, что он же не отделяет себя и от низменного, пошлого мира "испытанных остряков", бездушной и мертвой природы, где и луна на небе превращается в мертвый диск. Недаром заканчивается стихотворение возвращением лирического героя от мечты к реальности. Страшный мир, созданный А. Блоком, - это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. В 1906 году А. Блок пишет стихотворение «Русь», где страна предстает перед нами как заповедная, сказочная: Русь опоясана реками И дебрями окружена С болотами и журавлями И смутным взором колдуна... Россия в этом произведении как бы спящее заколдованное царство, и лирический герой проникается ее тайной, его душа погружена в дремоту. Русь убаюкала ее на своих просторах. Итогом размышлений А.Блока о судьбах своей страны стал цикл стихов "Родина", который создавался с 1907 по 1916 год. Здесь мы видим и размышления о Руси как о заповедной стране, чья хозяйка - сказочная княжна, которую отличает традиционный облик русской красавицы - статной, с косой. Символом этой страны становится тихий дом в густой траве, покинутый героем ради тревог и битв. Здесь судьба России осмысливается через женскую судьбу, горькую и трагическую, и это тоже традиционно для русской поэзии. Одно из наиболее известных стихотворений цикла - "Россия" - "Опять, как в годы золотые...". Все яснее звучат в стихах поэта мотивы будущей трагической судьбы России. Однако тема трагического предвидения звучит в стихотворениях написанных в 1908 году и объединенных темой "На поле Куликовом". Я считаю, что этому стихотворению принадлежит особая роль в творчестве поэта. В 1912 году Блок писал: "Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". На мой взгляд, Этот цикл наиболее ярко и точно показывает чувства Блока к России. Первое стихотворение этого цикла «Река раскинулась…»: Река раскинулась. Течет, грустит лениво, И моет берега. Над скудной глиной же того обрыва В степи грустят стога. Оно посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет ("Закат в крови!"). В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России "О, Русь моя! Жена моя!", и, на мой взгляд, именно оно показывает высшую степень единения лирического героя с Россией. Стихотворения А.Блока, прозвучавшие в те годы, когда судьба России неуклонно приближалась к катастрофе, когда сама любовь к Родине обретала внутренний драматизм, звучат сегодня удивительно современно и дают нам образец той мужественной всевидящей преданности своей стране, которая была воспринята поэтом от лучших традиций классической русской литературы. В стихах о России Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, языческого, сказочного и исторического. Звучание стиха таково, что за этим писателем закрепилась слава самого музыкального поэта. Он создал особенный поэтический образ России.Ее необъятные просторы,песни ветровые,дороги дальние, тройки удалые, дали туманные – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.Он ее любил, ждал ее перемен, надеялся, что с приходом 1917 года свет одолеет тьму. Но от той реальности, которую он увидел после революции 1917 года, так не похожей на его мечту,он задохнулся. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом