Главная - Гипсокартон
Конспект урока «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Изъявительное наклонение глагола

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.

Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

Цель : 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.
3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д..
4. Развитие аналитического мышления учащихся.

Знат ь: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь : правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.

Ход урока :
1. Орг. момент.
2. Повторение.

  1. Вопросбол:

1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

  1. Задание 1. Переходные глаголы.

Учитель диктует глаголы (они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни..

Проверка выполненного задания.

  1. Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Работа с сигнальными карточками

Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.

Ход И м по городу, езд И м на автобусе, автобус отправля Е тся, держ И т курс, пересека Е т улицу, грохоч Е т грузовик, уезжа Е т пустой, тян Е тся колонна машин.

3. Изучение нового материала.

  1. Работа с параграфом №83. С. 201 Запись опорной схемы.
  2. Работа с текстом.

Учитель читает текст.

Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!

Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?

Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия?

Да, могут.

А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.

4. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. 482.

Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Дополнительное задание. Смешанные написания.

Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.

1.Как-то в лесу мы ночку по С...Д ели

И от страха чуть не по С...Д ели.

2. Под обстрелом по С...Д ели.

Было страшно – по С...Д ели.

3. Мы на грядках по С...Д ели –

Родители увидели, чуть не по С...Д ели.

4. Бабушка немножко с внуком по С...Д ела,

Но за это время чуть не по С...Д ела.

5. На фильме ужасов по С...Д ел.

За полтора часа я чуть не по С...Д ел.

2. Собери смысловой куст. (Каждой команде выдаётся нарисованный на бумаге куст, обязательно с корнями. В конверте – слова с одинаковыми корнями, но разным значением. Необходимо наклеить на куст РОДСТВЕННЫЕ слова)


6. Итог урока. Объявление оценок.

Что нового узнали о глаголе?

Что такое наклонение?

Какие наклонения есть у глагола?

Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

7. Домашнее задание.

Упр.483. с.202


6 класс

Тема урока : Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.(второй урок)

Цель : 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках.
2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола.
3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д..
4. Развитие аналитического мышления учащихся.

Знат ь: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь : правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.

Ход урока :
1. Орг. момент.
2. Повторение. Слайд 1.

    Вопросы:

1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)

2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)

3. Сколько существует глагольных времён? (три)

4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)

5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)

6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)

    Задание 1. Переходные глаголы.

Учитель диктует глаголы (они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни.. Слайд 2.

Проверка выполненного задания.

Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.

    Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Работа с сигнальными карточками

Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.

Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.

Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов. Слайд 3.

Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.

Ход И м по городу, езд И м на автобусе, автобус отправля Е тся, держ И т курс, пересека Е т улицу, грохоч Е т грузовик, уезжа Е т пустой, тян Е тся колонна машин.

3. Изучение нового материала.

    Работа с параграфом №91. С. 114 Запись опорной схемы.

    Работа с текстом. Слайд 4.

Учитель читает текст.

Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!

Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?

Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия? Слайд 5.

Да, могут.

А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.

4. Закрепление изученного материала.

1. Выполнение упр. 538.

Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.

(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)

Дополнительное задание. Смешанные написания. Слайд 6.

Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?

-СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно

по С...Д еть у телевизора! по С...Д еть.

1.Как-то в лесу мы ночку поС...Д ели

и от страха чуть не по С...Д ели.

2. Под обстрелом поС...Д ели.

Было страшно – поС...Д ели.

3. Мы на грядках поС...Д ели –

родители увидели, чуть не поС...Д ели.

4. Бабушка немножко с внуком поС...Д ела,

но за это время чуть не поС...Д ела.

5. На фильме ужасов поС...Д ел.

За полтора часа я чуть не поС...Д ел.

2. словарный диктант (повторяем пройденное) Слайд 7.

Оловянный солдат, кожаная куртка, гусиное перо, соломенная шляпа, организационный момент, кое-кто, некого, какой-нибудь, любить себя, его портфель, никто не придёт, оба ботинка, обе школьницы


6. Итог урока. Объявление оценок. Слайд 8.

Что нового узнали о глаголе?

Что такое наклонение?

Какие наклонения есть у глагола?

Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?

Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

7. Домашнее задание. Слайд 9.

Упр.540. с.115

Спасибо за урок!


УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ.Тема урока: Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.Цель: 1. Дать учащимся понятие о наклонениях глагола, их морфологических признаках. 2. Выработка умений и навыков по различию наклонений глагола. 3. Повторение и закрепление навыков правописания корней с чередованием –бер- - бир-, -пер- -пир-, и т.д.. 4. Развитие аналитического мышления учащихся.
Знать: об изменении глаголов в изъявительном наклонении.
Уметь: правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении.Ход урока:1. Орг. момент. 2. Повторение.
Вопросбол:
1. Какая часть речи называется глаголом? (Глагол – часть речи, которая отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и обозначает действие предмета)
2. Какого вида бывают глаголы? (Совершенного и несовершенного)
3. Сколько существует глагольных времён? (три)
4. Какие это времена? (Настоящее, прошедшее, будущее)
5. Что такое спряжение глагола? Каким оно бывает? (Изменение глаголов по лицам и числам; 1и2 спр.)
6. Какие глаголы называются переходными? (которые согласуются с именами существительными в винительном падеже без предлога)
Задание 1. Переходные глаголы.
Учитель диктует глаголы (они же спроецированы на экране). Учащиеся должны записать только переходные глаголы, проявляя корни.. Проверка выполненного задания.
Прочитать записанные слова, выделяя голосом корень.
Гулять, одевать, читать, любить, мешать, водить, иметь, хотеть, кормить.
Задание 2. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Работа с сигнальными карточками
Вот мы и у светофора, но у этого светофора всего два цвета: зеленый и красный.
Зеленый пропускает глаголы I спряжения, красный – глаголы II спряжения. Вот такие у них правила.
Предлагаю вам исполнить роль светофора. Но для этого вам необходимо вспомнить, когда пишется -е, а когда -и в личных окончаниях глаголов.
Итак, если пишется -е (Iспряжение) – красная карточка, -и (II спряжение) – зеленая.
ХодИм по городу, ездИм на автобусе, автобус отправляЕтся, держИт курс, пересекаЕт улицу, грохочЕт грузовик, уезжаЕт пустой, тянЕтся колонна машин.
3. Изучение нового материала.
Работа с параграфом №83. С. 201 Запись опорной схемы.
Работа с текстом.
Учитель читает текст.
Наблюдал я вчера картину. После дождя на асфальте осталась большая лужа. Около неё сидели несколько воробьёв. Птичек пять – шесть, не больше. Сидели они тихо, грелись на солнышке. Временами залезали в эту лужу, купались, плескались. Потом выходили из неё и подставляли свои пёрышки к солнышку, чтобы те сохли. И вдруг проходивший мимо мальчик кинул на асфальт маленький кусочек булки. Воробьи тут же забыли про свои прежние занятия и начали драться из –за этого кусочка. Такой шум подняли!
- Как вы думаете, то, о чём рассказывается в этом тексте? Могло ли это произойти на самом деле?
- Выпишите глаголы из этого текста и ответьте на следующий вопрос. Перечисленные вами глаголы (наблюдал, сидели, грелись, залезали, плескались, сохли, выходили, подставляли, кинул, купались, дрались, забыли, подняли) могут обозначать реальные действия?
Да, могут.
- А теперь сформулируем правило: Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле – это глаголы в изъявительном наклонении.
- Прочитать выписанные слова, выделяя голосом морфемы.
4. Закрепление изученного материала.
1. Выполнение упр. 482.
Выписать глаголы, обозначающие Танюшины «дела». Определить вид и время глаголов. Запишите глаголы в форме других времён. Укажите наклонение.
(помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, помогу)
Дополнительное задание. Смешанные написания.
Обратим внимание на глагол ПОСИДЕЛА из предложения
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
поСИДеть (СИДя) или поСЕДеть (СЕДенький)?
-СИД- или -СЕД-?

Хорошо с чашечкой чая Увидев эту трапезу, можно
поС...Деть у телевизора! поС...Деть.
1.Как-то в лесу мы ночку поС...Дели
и от страха чуть не по С...Дели.
2. Под обстрелом поС...Дели.
Было страшно – поС...Дели.
3. Мы на грядках поС...Дели –
родители увидели, чуть не поС...Дели.
4. Бабушка немножко с внуком поС...Дела,
но за это время чуть не поС...Дела.
5. На фильме ужасов поС...Дел.
За полтора часа я чуть не поС...Дел.
2.Собери смысловой куст. (Каждой команде выдаётся нарисованный на бумаге куст, обязательно с корнями. В конверте – слова с одинаковыми корнями, но разным значением. Необходимо наклеить на куст РОДСТВЕННЫЕ слова) Написать как можно больше
РОДСТВЕННЫХ слов с корнем:
дел
6. Итог урока. Объявление оценок.
- Что нового узнали о глаголе?
- Что такое наклонение?
- Какие наклонения есть у глагола?
- Какое действие обозначает глагол в каждом наклонении?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
7. Домашнее задание.
Упр.483. с.202


Приложенные файлы



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS