Главная - Двери
Развитие словаря в театрализованной деятельности детей. Опыт работы «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Развитие творческих способностей у детей

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" ДЕКАБРЬ 2017

МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №5 Воспитатель: Попова Ольга Анатольевна г. Озёры 2014г.

“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Б. М. Теплов)

Театр, как известно, любят и дети, и взрослые. Его возможности многообразны, а сила воздействия велика

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

В связи с этим, при работе с детьми дошкольного возраста нельзя недооценивать силу театрализованной деятельности. Данная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения, воспитания и всестороннего развития детей.

Детство – это радость, игра, слияние с природой. Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Если в дошкольном образовательном учреждении есть театр – значит, там сосредоточен феномен детства: радость, удивление, восторг, фантазия, творчество. Театр выступает своего рода маркером, критерием творческой деятельностной позиции педагогического коллектива и устойчивого развития детского сада.

Театр является традиционным видом искусства: объясняет мир, создает эмоциональные импульсы к различного рода деятельности, выполняет огромную воспитательную роль, поднимая различные вопросы, и тем самым способствует формированию качеств, необходимых для жизни в условиях того или иного общества (А. В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)

Занятия по театральной деятельностью в ДОУ дает возможность детям познавать окружающий мир, жить в гармонии с ним, позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом, развивают их способности в различных видах деятельностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость и пр. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образовательной, эмоциональной стороны речи. Это говорит о том, что в театрализованной деятельности решаются задачи всех образовательных областей и не только через воздействие на ребенка, но и через игру, в которой ребенок получает знания непроизвольно через практику действий. А также происходит и развитие интегративных качеств дошкольников. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил установить, что театрализованная деятельность способствует эмоциональному раскрепощению ребёнка, а самовыражение посредством искусства – существенный компонент творчества, способ эмоциональной разрядки

Так же театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость.

Перед педагогами возникают проблемы:

Как же разбудить в детях интерес к миру и к самим себе?

Как заставить их душу трудиться?

Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?

Как научить детей сопереживать, понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром?

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства, а это может дать театр.

А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать»

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А. Волковой (И. №4) по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.) . Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений.

Яркие, положительные эмоции - основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка». Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередование функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.

Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение шестилетнего ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений) .

Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Совместно с инструктором по физической культуре разрабатываются сценарии физкультурных праздников и досугов. На совместных с психологом занятиях проводятся различные игры и упражнения, направленные на сплочение детского коллектива, раскрепощение стеснительных и замкнутых детей.

Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.) . Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей) .

Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!

«Преодоление трудного начинается с легкого,
осуществление великого начинается с малого,
ибо в мире трудное образуется из легкого,
а великое – из малого».
Лао-Цзы

Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей.

Психолог-логопед: Смольникова А.Ф.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у умственно отсталых детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Создание спектакля с младшими школьниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

Социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;

Креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;

Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

Начинать работу следует с более простых видов театра, коротких и простых по содержанию сказок. Для более успешного усвоения, исследователи разработали этапы разучивания сказки:

1 этап – чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. Обсуждение настроения главных героев сказки, выбор настроения действующих персонажей, пересказ сказки.

Так, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?»
После чтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, показать иллюстрацию с лисой и спросить» «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили?» Или при чтении отрывка из сказки спросить: «Вы согласны, что это песенка принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся…») Почему вы так думаете?» Отвечая, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.
2 этап – показ инсценировки сказки воспитателем. Обсуждение кто из героев, каким голосом говорит.

В начале фрагменты из сказок использовала как упражнения, например: детям предлагала попроситься в теремок, как лягушка или медведь. После чего спрашивала у детей, кто из детей был более похожим по голосу, манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняла задания, предложив одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей. Так, дети ненавязчиво и непринуждённо учились словесному перевоплощению, стараясь передать характер персонажа, его голос.
Для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, грусть, печаль, страх, злость и др.) и способами невербального и вербального выражения.
Для решения этой задачи можно использовать упражнения типа «Разные настроения, чтения произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (Л. Толстой «Лев и собачка», Н. Носов «Живая шляпа»), упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу когда…» и т.д.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

3 этап – разучивание слов к сказке. Действий с персонажами театра.

На данном этапе проводила работу разучивания слов, а также действий персонажа с каждым индивидуально, а когда слова были разучены проводили общую репетицию все персонажи вместе.

4 этап – дети сами показывают сказку, действуя с персонажами, воспитатель за автора.

На данном этапе персонажи сами показывали сказку, а воспитатель лишь помогал, произнося слова автора.

5 этап - заключительный – дети сами говорят слова автора.

Вывод : коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Бухолова Валентина Саввична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад им. А.Я.Овчинниковой
Населённый пункт: село Чаппанда Нюрбинского района Республики Саха(Я)
Наименование материала: публикация
Тема: "Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр"
Дата публикации: 26.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Бухолова Валентина Саввична

воспитатель МБДОУ детского сада им. А.Я.Овчинниковой с.Чаппанда

Нюрбинского района Республики Саха(Якутия)

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста

посредством театрализованных игр

Аннотация: в данной статье раскрывается тема развития словаря детей

старшего дошкольного возраста через театрализованные игры, основаны на

пробуждение желаний вступать в контакт: научиться общаться, поддерживать

процессе

достижения

Делается

театрализованная игра является средством развития словаря детей.

Ключевые слова: ФГОС ДО коммуникативные навыки детей,развитие

театрализованные,

организация

коммуникативные

способности дошкольников, руководство театрализованной игрой.

Актуальность

исследования.

Дошкольное

образовательное

учреждение

ответственное

образования.

Овладение

является

приобретений ребенка в дошкольном детстве. Из-за сензитивности возраста к

усвоению речи процесс речевого развития рассматривается в дошкольном

образовании как общая основа воспитания и обучения детей. В общей системе

обогащение

закрепление

активизация занимают очень большое место. Ведь словарная работа в детском

планомерное

расширение

активного

незнакомых или трудных для них слов.Её важность связана с тем, что судить

о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его

речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет

исключительное значение. С развитием словаря связано формирование как

личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому

определение

направлений

развития

относится

к числу важнейших педагогических задач. Эта проблема является одной из

актуальных.

Известно,

развитие

дошкольников

одновременно

ознакомлением

окружающей

действительностью,

воспитанием

правильного отношения к окружающему. Вычленяя обогащение, закрепление

и активизацию словаря как главные задачи словарной работы, М.М. Конина

писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения

детей новым словам и оборотам речи, а с активизации имеющегося у них

словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей». Слово -

основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно

без расширения словарного запаса ребенка старшего дошкольного возраста.

В детском саду старшие дошкольники, усваивая родной язык, овладевают

важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его

понимание

активизация

развивается

постепенно.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, развитие словарного

запаса и умение с его помощью доводить свои мысли до других людей, вот

важнейшая задача для воспитателей детей старшего дошкольного возраста.

Чем больше словарный запас ребенка, тем выше его возможности при умении

пользоваться.

познавательное

развитие,

развитие

понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих

усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания

представления.

эффективных

активизации

дошкольников

служит театрализованная

способствует общему развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву

для успешной деятельности в реальной жизни.

помогает повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению

речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует

с л о в а р ь

п о п о л н я е т

р а с ш и р я е т

з н а н и я

об окружающих их предметах и явлениях.

Объект

исследования: процесс

развития

старшего

дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие словаря детей старшего дошкольного

возраста посредством театрализованных игр.

Цель исследования: выявлениеэффективности театрализованных игр в

активизации

словарного

старшего

дошкольного

возраста

Гипотеза

исследования. Развитие

старшего

дошкольного

возраста

посредством театрализованных

осуществляться

эффективно, если:

организовать

Маленькая

коммуникативно-деятельностного подхода, реализации принципов речевого

действия, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

Разработать картотеку театрализованных игр;

Систематически проводить театрализованные игры на природе.

Задачи исследования:

Проанализировать

психолого-педагогическую

литературу

проблеме исследования.

2. Изучать уровень развития

словаря у детей старшего дошкольного

возраста.

Обосновать

экспериментально

проверить

комплекс

театрализованных

развитию

старшего

дошкольного

возраста.

Теоретико–методологической

основой исследования являются труды

Выготского, А.В.

Запорожца, А.А.

Люблинской,

Смирновой,

Урунтаевой,

Эльконина;

педагогической направленности процесса развития речи детей дошкольного

возраста М.Н. Алексеевой, А.М. Бородич, Л.С. Выготский, Т.Н. Гризик, Ф.А.

А.Н.Гвоздев

подчеркнуть

Республики Саха (Якутия) И.И.Каратаева, Т.В.Старостину, П.В.Неустроеву,

Л.С.Ядрихинскую, М.Н.Саввину, М.П.Андросову, Ю.Н.Трофимову.

М е тод ы

и с с л е д ов а н и я: теоретический

психолого–

педагогической

методической

литературы

исследования,

педагогический эксперимент, тестирование, изучение педагогического опыта

ДОО, обработка результатов.

Новизна

исследования связана

разработкой

развитию

старшего

дошкольного

возраста

посредством

театрализованных игр.

Практическая

значимость

исследования:

разработанные

эффективные

методы развития словаря детей дошкольного возраста могут

быть использованы педагогами, психологами ДОО и родителями в работе

по данной проблеме.

Экспериментальная

база

исследования:

Овчинниковой с. Чаппанда Нюрбинского улуса Республики Саха (Якутия).

Методологической основой методики развития речи является положение

материалистической

философии

продукте

общественно

исторического развития как важнейшем средстве общения и социального

взаимодействия

мышлением.

опирается

мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения

языковой

обоснования

методики

лексической работы требуются знания о физиологической и психологической

особенностях

количественного

качественного

развития

смысловой

детского

лексикона.

предлагаются

фрагменты

Кольцовой,

изучавшей

формирования обобщений и А.Р. Лурии, анализировавшего развитие значений

слов в онтогенезе, а также работы ряда ученых – методистов, которые по

материалам

педагогических

исследований

характеристику

особенностей усвоения детьми разных тематических групп и пластов лексики.

Обогащение

жизненного

усложнение

деятельности

расширение

окружающими

приводит

постепенному

количественному росту словаря. В литературе приводятся некоторые данные в

отношении объема словаря детей.

развития

дошкольников

эффективно

применение театрализованных игр.

Театрализованная

представляет

многоплановое,

многофункциональное

педагогическое

является

средством

всестороннего

воспитания

личности

обучения,

и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью детей. Это –

самый распространенный вид детского речевого творчества.

Театрализованная игра как средство развития словаря детей старшего

дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

Активизирует словарь

Формирует навыки точного выбора слова при формулировании мысли

и правильного его употребления;

Вводит детей в жизненные ситуации;

Учит их действовать по правилам, развивает коммуникативные навыки;

Закрепляет речевые умения.

структура театрализованной

содержит

следующие

компоненты:

мотивационный

потребности,

интересы,

определяющие

желания детей принимать участие в игре;

Ориентировочный - выбор средств игровой деятельности;

исполнительный

действия,

операции,

позволяющие

реализовать

поставленную игровую цель;

контрольно-оценочный

коррекция

стимулирование

активности

игровой деятельности.

В театрализованных играх перед детьми ставятся те или иные задачи,

решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия,

осмыслить

последовательность

действий,

преодолеть

трудности. Они содействуют развитию у детей активного словаря, умений

беседовать на различные темы, общаться в паре, использовать мимику и

формированию

представлений,

усвоению

возможность

разнообразным

экономным

рациональным

способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их

развивающая роль.

Структурным

элементом театрализованной

является

осуществляемая

деятельности.

коммуникативная

отражают

взаимосвязь

обучения

постановки

занятиях

осуществляется

определяет

действия,

становится

возбуждает

потребность

решить ее, активизирует игровые действия. Наличие коммуникативной задачи

подчеркивает обучающий характер такой игры, направленность обучающего

возраста.

Театрализованная игра в ДОО – это творческая деятельность, которая

служит важнейшим средством развития у детей эмпатии, т.е. способности

распознавать

эмоциональное

состояние

человека

интонации,

различных

ситуациях,

находить адекватные способы содействия.

Театрализованная

действия

заданной

художественным

произведением или заранее оговоренной сюжетом реальности, т.

е. она может носить репродуктивный характер.

Театрализованная

сюжетной

Сюжетно-ролевая

театрализованная

структуру:

проявляется

передаёт

в изображаемом действии, художественно передаёт замысел, варьирует своё

поведение

по-своему

использует

предметы

заменитель

Различие между сюжетно-ролевой и театрализованной игрой состоит в том,

сюжетно-ролевой

отражают

жизненные

театрализованной

литературных

произведений.

сюжетно-ролевой

конечного

продукта,

результата

а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль,

инсценировка.

В работе с дошкольниками важно, чтобы новое слово вошло в активный

словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено

воспроизведено

воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии

участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – еще

мускульно-двигательный

кинестетический

анализаторы.

должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли

употреблять их в нужных случаях.

Особенностью

активного

дошкольников

является

значительно меньший его объем по сравнению со словарем взрослого, так как

объем накопленных сведений об окружающем значительно уступает объему

взрослого

человека. Следует

обращать

внимание

уточнение

значения слов на основе противопоставления антонимов и

сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков

значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной

речи, в речевой практике.

Эти особенности позволяют определить задачи работы по развитию

словаря старших дошкольников.

Обеспечить

количественное

накопление

необходимых

2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов.

Решение этой задачи предполагает:

овладение

значением

соотнесения

к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

освоение

обобщающего

значения

выделения

существенных признаков предметов и явлений;

в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

3. Активизация лексикона, т.е. не только знание слов, но и введение

их в практику общения.

Особенности

активного

дошкольников

словарной работы определяют принципы, на которых строится программа

и методика словарной работы.

Прежде всего, используется опора при активизации словаря старших

дошкольников

активное

действенное

познание

окружающей

действительности.

В структуре программы детского сада этот принцип реализуется таким

словарной

включено

посвященные

деятельности

деятельность).

Следующим принципом является связь содержания словарной работы

постепенно

развивающимися

возможностями

познания

ребенком

окружающего

словарной

усложняется при переходе от одной возрастной группы к другой.

Усложнение

программы

словарной

проследить в трех следующих направлениях.

1. Расширение лексикона ребенка на основе ознакомления с постепенно

увеличивающимся кругом предметов и явлений.

Введение

обозначающих

качества,

свойства,

отношения,

на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Введение

обозначающих

элементарные

различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти направления словарной работы имеют место во всех возрастных

прослеживаются

ознакомлении

объектами

явлениями

предметами

материальной

культуры,

явлениями общественной жизни и т.д.

дошкольном

возрасте

продолжают

формировать

характеризующий качества и свойства предметов и материалов. Усложнение

занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так,

дети обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла

цветного

пластмассы,

закрепляют

и углубляют значения уже известных слов, узнают новые слова.

Активизация словаря старших дошкольников заключается в том, что

детей учат различать, называть и использовать части предметов (части тела у

животных, человека; части у предметов обихода: рукава и карман у платья,

крышка у чайника и т.п.); контрастные размеры предметов; некоторые цвета,

некоторые

вкусовые

качества;

некоторые

физические

качества

(холодный, гладкий) и свойства (бьется, рвется).

Активный

старшего

дошкольника

пополняется

названиями

предметов,

которыми

сталкиваются

действуют

затрудняются

допускают

назывании

предметов

игрушек),

транспортных

средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, не дифференцированностью

восприятия

представлений

существенное

значение

возрастном

приобретают

ознакомление

с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний

предметах.

дошкольников

знакомят

названиями

предметов,

с их назначением, особенностями строения; учат различать материалы (глина,

древесина),

вычленять

качества

свойства

твердый);

определять

соответствие,

которого

его назначению. Рассматривая с детьми предмет, педагог помогает определить

и назвать его размер, цвет; воспитывает умение ориентироваться во времени и

пространстве, умение использовать соответствующий словарь.

В круг задач развития словаря старших дошкольников входит также

такая задача: учить детей различать сходные предметы по существенным

признакам отличия и точно обозначать их словом. Под руководством педагога

дети учатся группировать предметы по одному существенному признаку –

по назначению. К концу года они могут осваивать элементарные понятия

обозначающие

(игрушки,

продукты,

Группировка

предметов по комплексу существенных признаков (двум-трем) им еще не

доступна. Одним из важных методов, которые используется для закрепления и

активизации словаря являются театрализованные игры.

Особенность театрализованной игры – литературная или фольклорная

зрителей. В

театрализованные

вовлекаются

личности

дошкольников:

двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе этой игры активно

работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые

проявления. Постепенно коммуникативные действия сокращаются, и ребенок

начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Игровое общение

способствует

переходит

мышлению

и представлениях. В таком игровом общении формируется характер старшего

дошкольника,

появляются

эффективные

в общении со сверстниками.

Формирование

смысловых

отношений,

составляющих

во внутренней речи и обеспечивается не только словами и фразами, а также

единицами универсального предметно-изобразительного кода (масками).

дошкольников

выделяется

игра-драматизация.

драматизация – это разновидность театрализованных игр. Игра-драматизация

является эффективным

средством

развития

навыков монологической речи,

в ней старшие дошкольники усваивают нормы и правила общения, учатся

полноценно

сотрудничать

партнером,

помогать

содействовать

находясь с ним на равноправных, содержательно сопряженных позициях.

признаком,

отличающим

большинство

является

сознательный

характер.

играющим

ставится

выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя

определенных

способов

достижения,

позволяют

играющим

выбирать

находить

сообразно

возможностям

зависимости

постоянно

меняющейся

ситуации. Воспитателям важно творчески подходить к проведению игр детей

и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания.

Развитие

лексических

представлений

дошкольников

направлено на подведение детей к пониманию значения слов, обогащение их

по активизации в словаре детей названий предметов, их качеств, свойств,

действий (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).

расширение,

углубление

обобщение

предметном

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний, соответствующий

словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение

со взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле-

и радиопередач и т.п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики,

в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в

дошкольного

достаточно

и выразительной.

Эффективным

средством

развития

дошкольников

является театрализованная

Многие театрализованные игры не имеют

сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих

черпается

представлений

окружающем

задачами

речевого

развития.

вводится

художественный образ, например, загадки загадывает сказочный персонаж.

применение театрализованной

принципах

развития

дошкольников

предоставляет

педагогам

широчайшие

возможности

совершенствования

деятельности. Театрализованная игра как материал для речевого общения

позволяет

постановку

самостоятельное

разрешение

ребенком

развития

дошкольников

активизируется

лексический

развивается

познавательный интерес. В условиях театрализованных игр дети совместно

с педагогом закрепляют сознательное употребление слов в речи.

Таким образом театрализованные игры позволяют не только обогатить

старшего

дошкольника

количеством

отобранных,

соответствующим

организованных

активизировать словарь, формировать словообразовательные знания и умения,

повышать качество рассказывания, перессказывания. Развитие словаря у детей

является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает

пронизывает

отношения,

является

развивающейся личности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному

языку дошкольников – М.: Академия, 2008. - 400с

Алексеева

развитие

дошкольников.

Академия, 2009. - 106с.

Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития

речи детей дошкольного возраста. - М.: Академия, 2007. - 560с.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1988. -

Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Просвещение, 1994. –

Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и

обучения в детском саду. - М.: Мозаика - Синтез, 1983. - 32с.

Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. - М.: Речь, 2007. -322с.

Аннотация: В статье изложен опыт работы по использованию театральной деятельности в логопедической группе с ОНР.

Различные виды театров позволяют в игровой форме закреплять знания детей по постановке звуков и расширять их словарный запас и в целом способствовать грамотной и красивой речи у детей. Также театрально – игровая деятельность развивает коммуникативные качества у детей логопедической группы умение общаться со сверстниками, договариваться в постановках. Развивает эмоционально-волевые качества у детей. Статья будет интересна логопедам, воспитателям и родителям.

В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

У детей имеющих нарушения речевого развития, ОНР можно выделить ряд общих проблем:

  1. в первую очередь – это нарушение общения,
  2. во-вторых, следствием этого, отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни такого ребёнка.

Чтобы помочь ребёнку в решении его проблем, необходимо к проблеме подходить целостно. При исправлении и обучении правильной речи, нужно задумываться о том, а как ребёнок будет пользоваться в свободной речи, тем, чему его научили. Уютно, комфортно ли он себя будет чувствовать при общении с окружающими. Свободно, легко ли будет произноситься из его уст, то, в чём раньше он испытывал трудности.

Речевая деятельность, как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Чаще всего нарушения речи у детей сопровождаются отклонением поведения, нарушением эмоционально-волевой сферы. скованностью, зажатостью, повышенной активностью или наоборот пассивным
поведением.

Театрально-игровая деятельность – это не только игра, но и перевоплощение ребёнка в сказочного персонажа данного сюжета. А использование ещё и сказочного сюжета — это заинтересованность ребёнка, концентрация внимания и ненавязчивое осуществление поставленных коррекционных задач логопедом.

В своей работе основной целью мы ставим:

  1. Создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов
  2. Задачи, которые ставят педагоги нашей группы, тесно переплетаются с развитием речи у Ребёнка в целом и отдельных её компонентов.

Задачи:

  • пополнять и активизировать словарь детей;
  • расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;
  • закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;
  • продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;
  • совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;
  • совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Виды театральной деятельности, используемые на логопедических занятиях для развития интонационной выразительности речи:

  • артикуляционная гимнастика;
  • упражнения для эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • Лого ритмические упражнения без музыкального сопровождения;
  • развитие мелкой моторики рук (пальчиковая гимнастика);
  • упражнения на развитие выразительной мимики, жеста, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • игры-драматизации.

Тематика и содержание логопедических занятий с использованием театральной деятельности включается в недельное тематическое планирование логопеда и воспитателя.

Разные виды театров, используемые в работе

В нашей группе широко как на занятиях, так и в режимные моменты используются разнообразные виды театров.

Театрально-игровая деятельность включает разные виды театров: «Пальчиковый», «Конусный», «Плоскостной», «Кукольный», «Театр масок», «Театр смешариков»,«Настольный театр».

Разнообразие различных ярких предметов, кукол, красочных эстетически оформленных пособий формирует у детей желание заниматься. Играя в театр, дети учатся правильно произносить поставленные звуки в речи, происходит автоматизация поставленных звуков в словах, в предложениях, скороговорках и связной речи.

Театрально-игровая деятельность на занятии

Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя:

  • Работа по звукопроизношению
  • Развитие лексико-грамматических категорий речи
  • Развитие связной речи
  • Развитие творческих способностей у детей

Театрально-игровая деятельность в режимные моменты

  • Разыгрывание сценок
  • Разыгрывание диалогов
  • Проговаривание потешек, стишков, чистоговорок
  • Заучивание ролей и показ спектаклей
  • Театрально игровая деятельность на занятие включает в себя

Развитие звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Используем театр «Киндер игрушек» для отработки поставленных звуков. Передвигая по игровому полю игрушки, дети разыгрывают мини-сценки. «В Стране сказочных фигур», «По дорожке вместе с тигром», «Жужжим, шипим, стрекочем».

Развитие лексико-грамматического строя речи

Развитие лексико-грамматических категорий речи мы отрабатываем на занятиях с элементами игр — драматизаций. Используя пособие Н.А.Гурьевой, по блочным темам разработаны занятия по сказкам «Пых», «Колосок», «Заюшкина избушка».

Работу по данному направлению представляю на примере белорусской сказки «Пых».

Работа по сказке «Пых»:

  1. Предварительное чтение сказки с воспитателями
  2. Обсуждение на занятиях
  3. Игра-драматизация на занятие
  4. Отработка лексико — грамматических категорий речи на занятие
  5. Логического мышления на занятие

В ходе отработки темы «Дикие животные» поставлены кукольные спектакли «Машенька и медведь», «Заюшкина избушка», «В гостях у Степашки» и используются отрывки сценки на занятие и в свободное время детьми.

Пальчиковый театр

В нашей работе мы активно используем пальчиковый театр. На наш взгляд, пальчиковый театр решает следующие задачи: стимулирует развитие речи, внимания, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Пальчиковый театр обладает психокоррекционным и психотерапевтическим эффектом.

В своей работе мы используем пальчиковый театр с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в предложениях, стихотворных текстах. Разыгрываем наши мини – пьесы в режиме работы группы.

Театр вязаных игрушек Особенно детям нашей группы нравится разыгрывать представления из театра вязаных игрушек. Вязаные игрушки мягкие, красивые, приятные на ощупь привлекают внимание детей.

Работа по данной деятельности включает:

  • Артикуляционную гимнастику
  • Работа над дикцией
  • Игры-монологи
  • Стишки, чистоговорки.
  • Составление творческих диалогов между сказочными героями
  • Кукольные представления

Поставлены мини-спектакли «Репка», «Колобок», «Теремок», «Красная шапочка».

Конусный театр «Колобок»

Конусный театр «Колобок» изготовлен руками детей группы и поэтому особенно нравится детям рассказывать данную сказку при помощи конусных фигурок.

В работе над сказками мы используем разные виды театров, что позволяет детям поддерживать интерес к рассказыванию русских — народных сказок.

Плоскостные театры используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности детьми. Работа над сказкой «Теремок» включает в себя:

  • Рассказывание сказки по цыпочке
  • Зарисовка схем мнемо — таблиц к данной сказке
  • Рассказывание по ролям
  • Игры драматизации
  • Показ плоскостного театра
  • Отработка лексико-грамматических категорий речи на занятиях «Посчитаем животных», «Назови какой, какая».
  • «Угадай, кто отзывается».

Очень важно для детей логопедической группы почувствовать себя артистами.

В ролях дети раскрепощаются, произношение звуков улучшается, в целом речь становится более выразительной. Артистами нашей группы были поставлены и показаны для детей младших групп следующие спектакли «Лесная аптека», «Красная шапочка на новый лад», «Репка». Дети с удовольствием играли данные сказки для детей младших групп. После показа сказок наши дети рассказывали стихи о лекарственных растениях. Наши спектакли носят, и обучающий компонент знакомим детей детского сада с лекарственными растениями, с повадками диких животных, с работой на огороде. Кроме этого формируется нравственный компонент взаимовыручки в трудных обстоятельствах, умение прислушиваться к другим и поступать правильно в сложных ситуациях.

Элементы драматизации мы активно применяем и на занятиях по обучению грамоте. По обучению грамоте были проведены следующие занятия:

  1. «В гостях у Мальвины и Буратино»,
  2. «Научим Незнайку различать буквы».

На данных занятиях дети закрепили символы букв. Научили Буратино выкладывать схему слов из звуков и букв. Правильно научили Буратино составлять предложения и выговаривать чисто говорки, развили музыкально — ритмические движения, поучаствовали в конкурсе «Узнай по движению героя».

Развитие творческих способностей у детей

Развитию творческих способностей детей нашей группы способствует проведение праздников «Правильной речи», «День смеха», «День сказочных персонажей».

На этих праздниках каждый из детей группы может перевоплотиться в сказочного героя, движениями показывать его манеру говорить, двигаться как он.

Соревновательный момент этих мероприятий способствует концентрации внимания детей. Более правильным ответам. Интерес поддерживается на протяжении всего мероприятия. Речь детей становится более чистой и выразительной. Дети стараются следить за правильным произношением звуков в самостоятельной речи.

Вывод: положительными результатами работы можно смело назвать то, что: использование «театрально-игровой деятельности в логопедической работе с детьми» помогает изменить не только негативное отношение ребёнка к своему речевому дефекту, но и сделать его более инициативным, эмоциональным, коммуникабельным.

Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.

  • Несмотря на некоторые недочёты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения плавными и согласованными с речью.
  • Такая форма работы объединяет и заинтересовывает даже равнодушных и безразличных родителей.
  • Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педагогического коллектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя.
  • А самое главное – в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация и дифференциация звуков, закрепление их в речи.

Речь ребёнка становится связной, грамотной, лексически обогащённой.

У ребёнка появляется своеобразная раскрепощённость и комфортность при общении с другими детьми.

Литература:

  1. Н.А.Гурьева «Игры-занятия с детьми»
  2. В.А. Лапковская Н.П. Володькова «Речевые развлечения в детском саду»
  3. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду»
  4. И.Г.Выгодская Е.Л Пеллингер «Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуаци

Залойко Т.В.,
учитель-логопед

Артемьева И. В.

методист МБОУ ДПО (ПК) ЦРО г. о. Самара

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребёнка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим нормам и ценностям, закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – это и важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу.

Сегодня весь мир стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Современные дети всё чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов, и всё реже читают книги. А ведь художественная литература играет большую роль в личностном развитии каждого человека. Нам, взрослым, надо понять: чтение для дошкольника – самый естественный и спокойный, психологически комфортный способ узнавать мир и человека. Книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий.

Чтение художественной литературы – одна из форм совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми. Эта деятельность не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно или перейти в их свободную деятельность, так как они не умеют свободно читать и зависят от взрослого.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать круг детского чтения, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с ребёнком о прочитанном, быть искренним в выражении своих чувств.

Особым потенциалом для приобщения дошкольников к чтению художественной литературы обладает театрализованная деятельность. Она поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети обычно принимают в них участие.

Театрализованные игры в дошкольном возрасте представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни – сюжетом игры.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнёром в игре и предлагает ребёнку проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

На основе работ Антипиной Е. А. и Чуриловой Э. Г. можно выделить несколько этапов по приобщению дошкольников к театрализованной деятельности.

Первый этап работы связан с выбором произведения художественной литературы. Далее педагог читает произведение детям и проводит беседу по его содержанию, обращая внимание на мелкие детали.

Второй этап включает: деление пьесы на эпизоды, обсуждение кандидатур на роли персонажей произведения, пересказ по ролям.

На третьем этапе ведётся работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Сначала участниками этюдов становятся самые активные дети, затем привлекаются все остальные. Можно с куклами импровизировать поступки и диалоги героев.

На четвёртом этапе детей знакомят с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать во время театрализации. Яркие музыкальные образы помогают детям найти соответствующее пластическое решение. Сначала дети просто импровизируют движения под музыку. Затем они двигаются, превращаясь вкакой-либо персонаж, меняя походку, позы, жесты, наблюдая друг за другом.

Пятый этап предполагает постепенный переход к тексту произведения. На репетициях один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями, что позволяет детям довольно быстро выучить практически все роли. На этом этапе уточняются предлагаемые обстоятельства каждого эпизода (где, когда, в какое время, почему, зачем) и подчёркиваются мотивы поведения каждого действующего лица (для чего? с какой целью?). Дети, наблюдая за действиями в одной роли разных исполнителей, способны оценить, у кого это получается естественнее и правдивее.

Шестой этап связан с работой над ролью. Ребёнок в силу возрастных особенностей всегда играет самого себя, он ещё не способен перевоплощаться, играть чувства другого человека. Ни в коем случае нельзя навязывать дошкольникам логику действия другого человека или свои конкретные образцы поведения. Лучше подсказать, помочь ребёнку вспомнить какой-то жизненный эпизод, когда ему пришлось пережить чувства, похожие на ощущения героев произведения. Только в этом случае поведение детей на сцене будет естественным, подлинным. Очень важно добиваться взаимодействия с партнёрами, умения слышать и слушать друг друга и, соответственно, менять своё поведение. Работая над выразительностью и чёткостью речи, надо выявлять речевые характеристики героев произведения. Разные составы исполнителей могут предлагать свои варианты, некоторые наиболее удачные мизансцены целесообразно закрепить для дальнейшей работы над спектаклем.

На седьмом этапе проводится репетиция отдельных картин в разных составах. Надо следить, чтобы дети не повторяли поз, жестов, интонаций других исполнителей, а искали свои собственные варианты. Необходимо учить детей размещаться по сцене не сбиваясь, не загораживая друг друга. Всякую находку, новое удачное решение необходимо поощрять, это с успехом делают зрители, дети, не занятые в данный момент в репетиции.

Восьмой этап – самый непродолжительный по времени. Репетиции всей пьесы целиком. Используются подготовленные для спектакля декорации, бутафория и реквизит, а также элементы костюмов, которые помогают в создании образа. Репетиция идёт с музыкальным сопровождением, уточняется темпоритм спектакля. На этом этапе закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций. Количество общих репетиций всего спектакля может быть от одной до трёх.

Девятый этап – премьера спектакля – является одновременно генеральной репетицией, поскольку до этого момента дети ни разу не действовали в костюмах. На следующий день после показа спектакля проводится беседа. Педагог совместно с детьми старается указать на основные промахи и недостатки в спектакле. Но, в то же время, педагог старается похвалить детей и отметить наиболее удачные и интересные моменты выступления.

Заключительный этап – повторные показы спектакля. Работу над постановкой и каждый спектакль желательно фиксировать (стенды с фотографиями, выставки детских рисунков, видеозапись). Очень интересно сравнивать видеозаписи нескольких спектаклей.

Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Задача педагога – раскрыть индивидуальность ребёнка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям (Э. Г. Чурилова).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным творчеством. Постоянное общение с книгой активно развивает читательский интерес, а также творческие способности и наклонности, которые успешно под руководством и с помощью педагога реализуются в ролевых играх, по сюжетам литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов.

Мы должны понимать, что заботясь о воспитании читательского интереса, мы заботимся об интеллектуальном, нравственном, духовном потенциале нашей страны, о её культурном, творческом развитии, экономическом и политическом благополучии, национальной безопасности.

Список литературы

1. Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005. – № 4. – С. 24 – 26.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – Москва, 2003.

3. Балакирева, Т.Эмоции и дети // Дошкольное воспитание, 2005. – № 1. – С. 65 – 68.

4. Горшкова, Е. В. О «говорящих» движениях и чудесных превращениях. – Москва: Дрофа, 2007. – 79 с.

5. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребенок. – Москва: ACT Астрель, 2005. – 294 с.

6. Клименкова, О.Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание, 2002. – № 4. – С. 7 – 19.

7. Маханёва, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. – Москва: ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

8. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие. – Великий Новгород:НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

9. Петрова, Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2001. – № 4. – С. 32 – 39.

10. Сорокина, Н. Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети». – Москва: АРКТИ, 2004.

11. Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.

12. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – Москва:Владос, 2001.

1. Эти идеи и послужили толчком к использованию театрализованных игр для развития речи детей. В своей педагогической деятельности я стремлюсь к тому, чтобы дети комфортно чувствовали себя в любой обстановке, в любой речевой ситуации. Чтобы они могли легко вступать в диалог, могли с достоинством и уважением к другому аргументировать свою точку зрения, были внимательными слушателями и доброжелательными собеседниками. Театрализованные игры всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Ребята смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. В процессе театрализованной деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к творчеству импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, можно показать по-разному. В театрализованных играх я поощряю желание придумывать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста. Так, на занятиях по художественной литературе дети с удовольствием участвуют в драматизации таких сказок как «Колобок», «Теремок», «Репка» и другие. Разыгрывают сказки с театральными куклами. Это позволяет им глубже усвоить содержание полюбившегося произведения, дает возможность проявить творчество. Также предлагаю сочинять небольшие сказки, песенки. Большинство детей довольно легко справляются с заданием. Постепенно в действие ввожу шумовые инструменты (бубен, барабан, погремушки, колокольчики), которые придают сочиненной ребенком песенке новое звучание, создают праздничную атмосферу, развивают чувство ритма.Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. Так, на занятиях по грамоте с помощью театрализованных игр учу детей правильному произношению звуков.Итак, с уверенностью могу сказать, что применение театрализованных игр на занятиях повышает эффективность педагогического процесса. А также способствуют развитию речи, памяти, мышление, оказывают огромное влияние на умственное развитие ребенка. Проведение занятий с элементами театральной педагогики, помогает каждому ребенку проявить свои умения, склонности к творчеству, быстрее и качественнее усвоить материал.

2. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Поэтому даже самые робкие, неуверенные в себе дети стали принимать в них участие.

3. Анализируя свою работу, могу сказать, что театрально-игровая деятельность обогатила детей новыми впечатлениями, знаниями, развила интерес к литературе, а также активизировала словарь, совершенствовалась связная речь, звуковая сторона речи и ее выразительность. А самое главное, благодаря именно театрализованным играм, дети стали более раскрепощенными.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS