Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Пчелы и муравьи общественные насекомые. Поведение и разделение на касты |
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Цели урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
Знания, которыми должны овладеть ученики в итоге урока:
Ход урока I. Организационный момент (5 минут) Учитель приветствует учеников, отмечает отсутствующих в журнале. II. Актуализация знаний по ранее изученной теме: “Типы развития насекомых”. (10 минут) Фронтальный опрос: Как происходит развитие насекомых с полным превращением? Чем отличается развитие с неполным превращением от развития с полным превращением? Насекомые какого типа развития имеют большее преимущество и почему? III. Изучение нового материала Изучение нового материала начинается с темы урока. На традиционном уроке тему урока учитель обычно записывает на доске в начале занятия, т.е. дает в готовом виде. Целью проблемного урока при постановке темы является творческая деятельность учащихся. Уже с самого начала изучения нового материала ученик должен думать, анализировать, рассуждать. Попытаемся сделать так, чтобы ученик, отвечая на вопросы, сам сформулировал тему урока. Для этого изначально разобьем тему урока на две подтемы:
Данные подтемы ученикам в готовом виде не сообщаются, мы их сформулировали для себя, чтобы в дальнейшем четко продумать вопросы, подводящие учеников к данным подтемам. Разрабатываем диалог, побуждающий учеников к осознанию темы урока. Подводящий к теме диалог, создание проблемной ситуации: Задание 1 (5 минут) Ученикам предлагается перечень слов, определенным образом характеризующих какое-то насекомое. В данном случае это пчелы и муравьи. Учитель: Перед вами два ряда слов, каждый из них характеризует определенное насекомое. Предлагаю вам разбиться на пары и подумать: Что это за насекомые? Что вы знаете о данных насекомых?
После того, как ученики пришли к правильному ответу, им предлагается выполнить следующее задание: Задание 2 (10 минут) Для создания проблемной ситуации предлагаю сравнить иерархию общественных насекомых с иерархией, существующей в нашей школе. Для этого на доске ученикам предлагается три схемы: Ученикам предлагается посмотреть на данные схемы и ответить на вопрос: Что общего между представленными схемами? Учитель: Перед вами представлены схемы (см. Приложение), на которых изображена иерархия в пчелиной, муравьиной семьях и иерархия нашей школы. Что общего между этими тремя схемами? Ученики: Что у насекомых, что и у людей существует распределение обязанностей. Учитель: Правильно. Давайте подумаем, что такое общество в целом? Ученики: Это объединение людей. Учитель: А что их объединяет? Ученики: Какая-либо деятельность. Учитель: Правильно. Общество-это группа людей, объединенная коллективной деятельностью. Как вы думаете, у муравьев и пчел существует совместный труд? Если да, то почему вы так думаете? Ученики: Потому, что у них существует распределение обязанностей, они работают совместно и образуют семью. Ученики: Можно. Учитель : Правильно. Записываем первую тему сегодняшнего урока: “Пчелы и муравьи – общественные насекомые”. Учитель: Ребята, кто из вас знает, что такое муравейник и что такое улей? Ученики: Муравейник-это жилище муравьев, а улей-жилище пчел. Учитель: Как вы думаете, все ли муравьи образуют семью, или существуют муравьи, которые живут по одному? Ученики: Нет, все муравьи образуют семью. Учитель: А почему муравьи не могут жить по одному? Ученики: Они погибнут, т.к., к примеру, матка не может одновременно производить кладку яиц и охранять муравейник. Учитель: А теперь подумайте и ответьте на мой вопрос: Как вы думаете, если пчелы тоже относятся к общественным насекомым, то распределение обязанностей будет такое же или другим? Ученики: Распределение обязанностей будет аналогичным. Задание 3 (10 минут) Ученикам предлагается поработать с текстом учебника и составить таблицу, в которой будет более подробно отражены состав пчелиной и муравьиной семей, а так же функции, которые они выполняют в семье. Предварительно схемы, представленные на доске необходимо убрать, для того, чтобы организовать поисковую деятельность учеников, а так же задействовать их память, посмотреть, как хорошо они запомнили то, что ранее видели на доске. Учитель: ребята, откройте учебник на странице 135 (табл. 5). Предлагаю вам придумать и заполнить таблицу, в которой вы должны определить состав пчелиной и муравьиной семей, а так же указать роль, выполняемую ими в семье. Подсказкой вам может служить схема, которую вы видели на доске в начале урока. Таблица. Состав муравьиной и пчелиной семей:
Во время выполнения задания учитель следит за тем, чтобы весь класс включился в работу, подходит к ученикам, смотрит за ходом выполнения задания, при необходимости вносит поправки. После выполнения задания учитель задает вопросы к классу:
Если возникают вопросы, то учитель делает соответствующие пояснения и дополнения. Если все ученики справились с заданием, и вопросов не возникло, то учитель приступает к следующему заданию, а качество выполнения таблицы проверяет в конце урока при закреплении изученного материала. Задание 4 (15 минут) При выполнении данного задания организуется поисковая деятельность учащихся. Учащихся делят на три группы (деление можно произвести согласно рядам в классе). Каждому ряду учеников учитель задает по одному проблемному вопросу. После чего ученикам дается время на размышление и записи в тетради ответа на вопрос. Учитель спрашивает у учеников, как они могут ответить на этот вопрос, выслушивает все мнения. Далее раздает текст на карточках, с помощью которого ученики должны найти ответ на поставленный вопрос. Ответы ученики записывают в тетради, после этого организуется работа по обмену информацией, в завершении подводятся итоги и формулируются выводы. Карточка №1 Проблемный вопрос: Какие преимущества дает общественный образ жизни муравьям и пчелам? Семьи общественных насекомых обычно строят крупные жилища, создание которых не под силу одиночным видам. Наличие такого жилища, иногда к тому же весьма прочного (термитники), повышает защищенность как самих насекомых, так и, что намного важнее, их потомства и запасов пищи, которые можно в таком жилище хранить. За счет совместной деятельности общественные насекомые (пчелы, муравьи) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам. Важные преимущества дает возможность совместных действий. Вместе можно защищаться от более крупных врагов, овладеть более крупной добычей, недоступной для одиночного насекомого такого же размера (муравьи). Карточка № 2 Проблемный вопрос: Зачем муравью муравейник? Муравейник – это гнедо, дом муравьиной семьи. Свои гнезда-купола муравьи используют для улавливания солнечных лучей и накапливания тепла. Муравейники состоят из хвоинок, мелких веточек, кусочков коры и растительного мусора. На первый взгляд кажется, что весь этот мусор набросан беспорядочно. Однако оказывается, что даже в самый сильный дождь муравейник практически не промокает. Высота муравейников обычно составляет 0,5-0,7 м, но иногда они достигают высоты 1,5 м. Началом для постройки гнезда зачастую служит старый пень. Население средних гнезд насчитывает около 500 000 особей, а в крупных бывает до миллиона муравьев. Каждая семья владеет обособленной, охраняемой территорией, в пределы которой другие муравьи не допускаются. На ней муравьи прокладывают “запаховые” дороги, по которым транспортируют пищевые продукты и строительный материал. Муравьи очень сильны и успешно доставляют в муравейник не только мелких насекомых, но и превосходящих по массе. Если же добыча очень велика, то они транспортируют ее коллективно. При наблюдении за ними может показаться, что они не помогают, а только мешают друг другу – каждый тащит в свою сторону. Однако, поскольку общее стремление у всех муравьев одно, добыча, в конце концов, оказывается в муравейнике. Таким образом, совместный образ жизни позволяет муравьям строить крупные жилища, которые повышают защищенность как самих насекомых, так и их потомства и запасов пищи. За счет совместной деятельности муравьи (общественные насекомые) могут поддерживать в своих жилищах оптимальный микроклимат (температуру, влажность), что недоступно одиночным видам. Карточка № 3 Проблемный вопрос: Как общаются муравьи? Текст (http://edu.zelenogorsk.ru/projs/eko/bespozv/nas35.html): При общении друг с другом муравьи используют разнообразные сигналы, в основном путем прикосновения друг к другу усиками, ногами, головой. Используются также и химические сигналы. Всем известно, что потревоженные муравьи принимают оборонительную позу: поднимаются высоко на задних лапках и направляют конец брюшка вперед. И сразу чувствуется резкий запах. Это муравей выбрызнул жидкость, состоящую из муравьиной кислоты и вещества тревоги – ундекана. Нужно заметить, что у большинства муравьев, хотя они и относятся к жалоносным перепончатокрылым, жала нет. Однако ядовитые железы на конце брюшка у них сохранились. Как же они их используют? У муравья мощные челюсти, которыми он при нападении или защите кусает врага. Одновременно он подгибает брюшко так, что его конец оказывается возле головы, и выбрызгивает яд в нанесенную челюстями ранку. Если рядом находятся другие муравьи, то запах выбрызнутой жидкости воспринимается ими как сигнал тревоги, и они немедленно присоединяются к первому муравью. А на дорогах, по которым муравьи бегут из муравейника и к муравейнику, они выделяют другие, так называемые следовые, вещества, которые позволяют им не сбиваться с пути. Все муравьи из одного гнезда имеют общий запах, позволяющий им узнавать друг друга и не допускать муравьев из чужих гнезд в свое гнездо. Учитель : Как вы думаете, поведение общественных насекомых сложное? Ученики : да. Учитель : означает ли это, что данные насекомые обладают разумом? Ученики : наверно означает. Учитель : А кто-нибудь из вас знает, что такое инстинкт? Ученики высказывают свое мнение. Таким образом возникает проблема и выдвижение различных гипотез. Данную проблему ученикам предлагается разрешить с помощью учебника. Учитель : что бы разрешить данную проблему, давайте обратимся к учебнику, и запишем, что же такое инстинкт, и действительно ли насекомые обладают разумом. Ученикам предлагается открыть страницу 137, найти и записать информацию о том, что такое инстинкт. Примерная запись в тетради: Инстинкт – совокупность врожденных моментов поведения, закрепленных наследственно и свойственных определенному виду животных. Поведение пчел, муравьев и некоторых других животных настолько сложно и удивительно, что наталкивает людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны. Учитель : Ребята, как вы думаете, насекомые полезны или вредны? Ученики : Полезны. Учитель : Записываем в тетради вторую подтему нашего урока: “Полезные насекомые”. (10 минут) Учитель : Каких полезных насекомых вы знаете? Ученики : муравьи, пчелы, жуки, шелкопряд. Учитель : А какую пользу приносят данные насекомые? Ученики : мед, шелк, поедают вредных насекомых… Учитель : А кто-нибудь из вас знает, кто такой тутовый шелкопряд и чем он известен? Ученики высказывают свои версии, после чего им предлагается обратиться к тексту учебника и ответить на следующие вопросы: Где в природе встречается тутовый шелкопряд? (вопрос на внимательность, ученики должны ответить, что тутовый шелкопряд полностью одомашненное животное и в природе не встречается).
IV. Рефлексия. (5 минут) Фронтальный опрос учащихся:
V. Домашнее задание. Параграф 28, вопросы после параграфа, записи в тетради; Ответить письменно на вопросы: Взрослая бабочка тутового шелкопряда не питается. У нее не развиты ротовые органы. Как же живет это насекомое? Как пчелы добывают мед? Учебная литература Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко: под ред. проф. И.Н. Пономаревой, - 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф. 2009. – 160 с.: ил. Некоторые виды насекомых ведут общественный, или социальный образ жизни. Это значит, что они живут большими сообществами, от нескольких десятков до сотен тысяч особей. При этом, насекомые вовлечены в коллективные действия, которые направлены на поддержание жизни и интересов целого сообщества. Общие черты общественного устройства насекомыхДля любого социального насекомого характерно:
Полиморфизм - это наличие в сообществе разных форм, не только мужских и женских, но и лишённых способности к размножению. При этом не размножающиеся особи приспособлены к работам по:
Таким образом, во всех сообществах насекомых выделяют следующие формы:
Самцы и самки выполняют только функцию размножения. Сами добывать пропитание и защищать семью они не способны. Эту функцию выполняют рабочие особи, которые составляют основную массу семьи и не размножаются. МногообразиеБольшинство общественных насекомых относится к отряду перепончатокрылых:
Также социальными насекомыми являются представители отряда термитов . ШмелиСоциальность шмелей наиболее примитивна. Семьи некоторых видов не превышают 50 особей. Матка откладывает яйца в земляной норе и первое время сама ухаживает за ними. Потом появляются рабочие особи и самка перестаёт вылетать из гнезда за пищей и только откладывает яйца. Полиморфизм выражен слабо. ТермитыСемья термитов может содержать до миллиона особей. Многие виды термитов строят дом из цементированной глины. Рис. 1. Термитник. Такое сооружение может быть воздвигнуто только коллективным трудом. Полиморфизм термитов подразумевает наличие трёх типов особей:
Все формы внешне различаются. Солдаты крупнее рабочих и имеют более мощные челюсти. У некоторых видов воины могут быть двух-трёх типов. Они могут использовать разное «оружие», например, химическое. Самец и самки выделяют особые вещества, феромоны, подавляющие деятельность половой системы остальных термитов. При гибели короля и королевы солдаты и рабочие становятся способными к размножению. ОсыСоциальность ос схожа со шмелиной. В семье имеется матка, откладывающая яйца, и рабочие осы. У некоторых видов яйца могут откладывать несколько самок. ПчёлыСемья пчёл включает:
Рис. 2. Члены пчелиной семьи. Рабочие, в отличие от самок и самцов, имеют органы для защиты семьи (жало) и сбора цветочной пыльцы. Самцы и самки имеют более крупное брюшко. Разное развитие пчёл обусловлено разным кормом и даже разной формой ячеек, где развиваются личинки. МуравьиЕсли у указанных выше групп насекомых встречаются и социальные, и одиночно живущие виды, то все муравьи живут только сообществами. Рабочие особи муравьёв делятся по строению и выполняемым функциям:
Предполагают, что социальность возникла как приспособление для прокорма потомства. Рабочие особи развивались при недостаточном кормлении, и перешли на заботу о личинках. . Всего получено оценок: 78. 1. Какие особенности поведения и образа жизни характерны для обитателей муравейника? ОТВЕТ: Большую часть живущих в муравейнике муравьев составляют бескрылые рабочие особи - это бесплодные самки. Число их иногда достигает миллиона. Кроме них в муравейнике живет царица. У нее тоже нет крыльев. Она обламывает их после брачного полета. Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, кормят личинок и царицу, обороняют муравейник в случае нападения врагов. Раз в год, в начале лета, в муравейнике из куколок появляются крылатые самки и самцы, которые отправляются в брачный полет. После спаривания самцы погибают, а самки сбрасывают крылья и основывают новый муравейник. Большинство муравьев - хищники. Некоторые питаются сладкими выделениями тлей. Для этого муравьи сохраняют, «пасут» этих насекомых, кормящихся на растениях, иногда строят для них укрытия. Другие виды муравьев разводят в подземных камерах для питания грибы, принося туда измельченные листья растений. Есть растительноядные муравьи. Муравьи общаются, прикасаясь друг у другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует «химический язык» - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов. 2. Охарактеризуйте состав пчелиной семьи и функции каждой группы пчел. ОТВЕТ: Крупная семья пчел насчитывает до 100 тыс. особей, которые живут в улье. В улье большинство насекомых - рабочие пчелы. Это бесплодные самки, у которых измененный яйцеклад служит жалом. Они чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут они только один сезон (около года). В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца - до 2000 в сутки. Живет она около пяти лет. Весной, в мае-июне, в пчелиной семье из куколок появляется новая матка и несколько десятков самцов, которых называют трутнями: никакого участия в работе они не принимают, а основная их задача - оплодотворение матки. Старая самка с частью рабочих пчел покидает улей - происходит роение. Пчеловоды собирают рой и поселяют его в новом улье. Осенью рабочие пчелы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают. 3. Почему муравьев и пчел относят к общественным насекомым? Поясните их значение в природе и в жизни человека. ОТВЕТ: Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Пчелы и муравьи организуют сообщества, которые представляют собой одну большую семью. В семье есть отдельные группы, которые выполняют разные функции. Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые: муравьи, пчелы, шмели, осы, термиты. Общественные насекомые живут организованными группами (семьями). Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. В семье есть отдельные группы, которые выполняют разные функции : собирают пищу, делятся ею друг с другом, ухаживают за личинками, охраняют гнездо. Члены семьи не способны жить изолированно друг от друга. Рыжие лесные муравьи Рыжие лесные муравьи живут большими семьями в муравейниках, состоящих из надземной части и подземного гнезда. Самое многочисленное население муравейников составляют бескрылые рабочие муравьи (бесплодные самки). Число их иногда достигает миллиона. Они добывают корм, ремонтируют и чистят муравейник, ухаживают за коконами с куколками, кормят личинок, обороняют муравейник в случае нападения врагов. Муравьи общаются, прикасаясь друг к другу усиками, ножками и головой. Кроме того, у них существует «химический язык» - они выделяют особые вещества, которыми метят свои дорожки. По запаху муравьи узнают родственников и врагов. Образ жизни муравьев свидетельствует о том, что им свойственны инстинкты . Инстинкт - цепь сложных рефлексов. В глубине гнезда находится самка - царица. У нее нет крыльев (она обламывает их после брачного полёта). Всю жизнь она откладывает яйца, а вся забота о муравейнике лежит на рабочих муравьях. Раз в год, в конце весны-начале лета из куколок выходят молодые крылатые самки и самцы и совершают брачный лёт. После спаривания самцы погибают, а самки опускаются на землю, сбрасывают крылья и основывают новое гнездо. Нередко они попадают в тот муравейник, в котором проходило их развитие. Медоносная пчела К общественным насекомым относится и медоносная пчела . Медоносную пчелу издавна разводит человек. Человек получает от пчёл воск, мёд, различные лекарственные препараты (прополис, пчелиный яд, пчелиное молочко). Медоносные пчелы живут большими семьями (до 100 тыс. особей), которые живут в улье . Пчелиная семья состоит из плодной матки (самки, которая откладывает до 2000 яиц в сутки), самцов (трутней) и большого числа рабочих пчёл (бесплодных самок). Рабочие пчёлы строят соты, чистят ячейки, кормят личинок, вентилируют улей, собирают нектар, охраняют улей от врагов. Семью пчел называют роем . Матка живет около пяти лет, рабочие пчёлы - около года. Весной, в мае-июне, в пчелиной семье из куколок появляются новая матка и несколько десятков самцов - трутней (самцы не принимают участия в работе, их задача - оплодотворение матки). Старая самка с частью рабочих пчёл покидает улей - происходит роение . Пчеловоды собирают рой и поселяют его в новом улье. Осенью рабочие пчёлы изгоняют оставшихся трутней из улья, и они погибают. Пчёлы общаются друг с другом, как и муравьи, при помощи прикосновений и выделяемых веществ. У пчёл ещё имеется «язык танца ». При помощи особых телодвижений и перемещений одна пчела может сообщить другим, где находятся богатые нектаром цветущие растения. Поведение общественных насекомых настолько сложное, что наводит многих людей на мысль, что оно разумно. Однако эти действия животных инстинктивны, бессознательны. Сложное поведение общественных насекомых называется инстинктивным , потому что инстинкт - совокупность врожденных форм поведения, закрепленных наследственно и свойственных определённому виду животных. |
Параграф 28. Общественные насекомые - пчелы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых
Задание 1 . Характеристика особей пчелиной семьи
Задание 2 . Пользуясь учебником и дополнительной литературой, заполните таблицу Характеристика особей муравьиной семьи Задание 3 . Рабочая медоносная пчела за 1 минуту посещает до 12 цветков, а за день около 7200. В сильно пчелиной семье бывает до 50 тыс. рабочих медоносных пчел (в слабой - около 10 тыс.). Подсчитайте и запишите, сколько цветков могут опылить пчелы одной пчелиной семьи в течение одного дня. 7200 х 50 = 360000 цветков может опылить за день пчелиная семья . Задание 4
.
Задание 5 Рой пчел, вылетевший из улья, поместили в дупло дерева. Пчелы выжили, построили соты и начали выращивать потомство. Тутовый шелкопряд, переселенный в естественные природные условия, погиб. Выскажите предположение: в чем причина разной жизнеспособности насекомых. Пчелы используют для питания и изготовления меда пыльцу любых цветущих растений, сами производят воск, необходимый для строительства. Тутовый шелкопряд питается только листьями шелковицы, а найти место, где есть питание, эти бабочки не могут, т.к. у них недоразвитые крылья и летать они не могут. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом