Главная - Двери
Эссе мое отношение к идеалам эпохи просвещения. Вольтер и еще три великих мыслителя эпохи просвещения. Величайшие достижения эпохи Просвещения

Тип: Эссе | Размер: 26.57K | Скачано: 32 | Добавлен 21.12.16 в 17:45 | Рейтинг: 0 | Еще Эссе


В XVII-XVIII столетиях произошло множество разного рода изменений в развитии науки и промышленности: наконец общество начало восходить на путь всеобщего технического прогресса, а разуму и знаниям было отведено центральное место во всеобщем сознании. Эти преобразования привели к необходимости создания «практической философии», которая помогла бы человечеству стать хозяевами природы, обратить ее на служение людям. Но, как не сложно догадаться, для переустройства социума и природы были необходимы знания, что и утверждали многие ученые-философы XVIII столетия в своих работах. Именно благодаря данной политике, стремящейся к всеобщему умственному развитию, XVIII век и стал называться веком Просвещения.

Самыми первыми в эпоху Просвещения вступили англичане. Английские философы (такие, как М.Тиндаль, Д.Локк, Д.Толанд) стремительно пытались разрушить сложившуюся религиозную философию и усердно пытались утвердить деизм, который не отрицал существование Всевышнего, однако говорил, что после сотворения природы Бог не вмешивался в природу. Деизм считался невероятным прорывом на пути к науке.
Во Франции Просвещение носило демократический характер (тогда как для Англии оно было, скорее, аристократическим). Была даже создана книга под названием «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел», доступно знакомившая читателей с важнейшими научными прорывами и открытиями (составлена она была самыми знаменитыми французскими учеными и философами).

В Германии же философия эпохи Просвещения доступно излагала систему знаний о мире и, собственно, научно объясняла сотворение мира. Немецкие ученые выпускали учебники, служивших пособием для множества Европейских стран. Наиболее известным немецким философом Просвещения считается Х. Вольф.

Больше внимание уделяют философы Просвещения вопросам социально-политического характера, в частности, юридической всеобщности. Например, значимыми считались идеи Вольтера о том, что никто не может лишить человека жизни, свободы или же собственности; огромную популярность получили работы Д.Локка, где говорилось о равенстве прав индивидов и о «естественном праве». Юридическая всеобщность, по мнению философов XVIII века, предполагала некую согласованность между интересами граждан и обществом. Они предполагали, что это даст возможность развитию просвещения. Это утверждение, в конце концов, определило становление “философии истории” XVIII века. Самыми знаменитыми представителями ее стали Кондорсе (Франция) и Гердер (Германия).

Кондорсе видел причину развития общества в активности разума, которое стремится понять и как можно точнее систематизировать все окружающее. Направляющими социального прогресса философ считал движение к истине и добру. Большой значимостью он наделяет так же книгопечатание, которое раскрывает невероятные возможности для распространения науки. Однако Кондорсе считал, что социальное неравенство имеет место в современном социуме, правда, он говорил, что его необходимо ограничивать.

Гердер рассматривал историю человечества как продолжение истории природы. Общественное развитие философ связывал с возрастанием гуманности, которую считал естественным качеством (т.к. она встречается и у животных). Движущей силой же данного прогресса он определял популяризацию различных наук. Деспотизм для Гердера был главным виновником общественного регресса. Гердер, ко всему прочему, отмечал важную роль преемственности в социальном развитии. А этот идеал гуманности он связывал с достижением богоподобного человека: доброго, бескорыстного, любящего труд и знание.

Таким образом, можно выделить несколько важнейших характерных черт философии эпохи Просвещения:

Развивается глубокая вера в науку и ее возможности в познании мира;

Деистические представления о мире приводят к такому философскому учению, как материализм;

История социума связывается с научным прогрессом просвещением масс.

Философия эпохи Просвещения интересна тем, что она во многом повлияла на философию XIX века и основные ее течения. Можно так же заявить, что благодаря веку Просвещения современные люди так же высоко оценивают значимость разума и научных открытий, которые стали для нас основой и главным ориентиром. Однако как в XVIII столетии, так и сейчас многих беспокоит судьба человечества, которая может сильно видоизмениться благодаря техническому развитию.

Литература:

1) Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. - М.: Институт философии РАН, 1993. - 213 с.

Если Эссе, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Эпоха Просвещения - одна из замечательных страниц в истории западноевропейских культур. Просветителями называют идеологов XVIII века, философов и писателей, выступивших с критикой феодальных порядков. Просветители были убеждены в том, что именно разум, идеи, знания правят миром, они осуждали деспотизм и высмеивали суеверия общества. Вера в интеллект человека, в его способность перестроить мир на разумных основаниях побуждала их к распространению научно-естественных знаний и отказа от религиозного толкования явлений. Просветители мечтали о будущем царство разума и справедливости, которое казалось им совершенно близким. Философы, писатели, ученые считали, что несут людям свет новой истины. Вот почему их называли просветителями, а всю сутки - Просвещением.

Некоронованные монархи Европы Свифт, Дефо, Вольтер, Шиллер, Гете (известнейшие представители Просвещения) призвали человечество до разумных действий, поступков, образов жизни. Дидро, например, хотел "изобразить общую картину усилий человеческого ума во всех сферах знания и во все времена. Вольтер утверждал, что государственные интересы должны стоять выше личных, превалирующий у человека разум и его законы, всю жизнь объясняется с позиций разума. Человек - совершенная существо, которое природа одарила разнообразными талантами и способностями. Она сама должна отвечать за свои поступки, а поступки должны быть свободными - без учета возмездие за добро или наказания за возможные ошибки.

Правитель должен руководить не как деспот, признает только собственную волю, а как "просвещенный монарх", то есть разумно и справедливо, согласно законам. Появляется новое понимание смысла жизни.

Просветителя казалось, что старые отношения между; людьми были просто неумные и неестественные. И элементарный разум, и сама природа, по мнению просветителей, подсказывают, что все люди равны от рождения. В XVIII в. стала очень популярной идея "естественного человека". Ликвидации феодальных отношений (и установление буржуазного строя) просветители рассматривали как возвращение к природе, как раскрытие в человеке его нормальных, естественных качеств. "Естественная человек", нормальный человек противопоставлялась дворянину, с его искаженным представлениям о себе, о своих правах. Такой взгляд на человека во многом определял и художественный метод писателей XVIII в. Классическими образцами для пись-менникив-просветителей были замечательные произведения древнегреческого и древнеримского искусства. Вместе с тем следует отметить, что общественно-политическое устройство страны той эпохи не соответствовал разумным понятиям о нормальных отношений между людьми, поэтому в произведениях многих писателей развивались критические темы и мотивы.

Английские писатели Даниэль Дефо ("Робинзон Крузо"), Джонатан Свифт (& #;. Он начал сентиментализм во французской литературе. Его влияние на современников был почти магическим. В "Исповеди" идет речь о счастливой путешествие Руссо с госпожой вараны, которая воскликнула, увидев синий цветок барвинка среди кустов: "Ох! Да это же барвинок цветет! "Руссо любил эту женщину, но жизнь разлучила их. И вот через 18 лет, то увидев барвинок, он вспомнил тот миг, свою любовь и воскликнул: "И я жил". Эти два высказывания стали крылатыми.

Главное место в творчестве выдающегося английского романиста, журналиста, поэта, общественного деятеля Даниэля Дефо принадлежит романа. Это прежде всего "Жизнь и необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо" За свою жизнь Дефо написал целый ряд романов: "Мемуары кавалера", "Капитан Карлтон", "Приключения капитана Синглтона", "Радости и горе знаменитой Молль Флендерс" и др. Роман "Робинзон Крузо" прославил имя Дефо. Во всем мире книга вызвала многочисленные подражания, переработки и переводы. В произведении рассказывается о моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у американского побережья, недалеко от устья большой реки Ориноко, оказавшись на берегу после аварии корбаля. Эта история под пером Дефо превращается в гимн человеку, его неисчерпаемым возможностям и способности преодолеть любые трудности на пути самоутверждения. Немецкая литература эпохи Просвещения - это произведения Готгольда Лессинга, Иоганна Гете, Фридриха Шиллера и др. "Наибольший из немцев" Иоганн Гете стоял в центре эпохи, его трагедия "Фауст", по словам Пушкина, - "огромное творение поэтического духа". Фауст и Мефистофель олицетворяют два начала человеческого бытия - безграничное стремление идти вперед и критический сомнение. Испытав множество вариантов познания смысла жизни, Фауст приходит к выводу: Лишь тот жизни и судьбы достоин, Кто бьется с каждым днем их. Эти слова великого Гете остаются на века торжественным гимном силе, уму и труда, гимном человечеству, которое стремится к вершинам счастья, мира и радости.

Гете служил министром у герцога Карла Августа Саксен-Веймарского, был тайным советником и членом государственного совета, руководил военными и финансовыми делами. Он надеялся на проведение прогрессивных реформ, но со временем убедился в невозможности их осуществления и все отходил от государственных дел, больше времени уделяя творчества, науке. До последнего дня своей жизни И. В. Гете продолжал литературную и научную деятельность. Он говорил: "Пока не кончился день, будем высоко держать голову, и пока мы в состоянии творить, не падать духом.

Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII — начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука — эти три понятия выходят на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека. Восемнадцатое столетие — это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. В начале этого столетия в Европе не было романов — их не существовало в нашем, современном понимании этого слова. Широко были популярными рыцарские романы с фантастикой, необыкновенными приключениями. Этот жанр гениально высмеял Сервантес в своем «Дон Кихоте». Позднее появляются так называемые романы-отчеты Даниэля Дефо и Джонатана Свифта — это произведения о выдуманных и не совсем выдуманных путешествиях. Именно от этих писателей и началась просветительская работа: писатели хотели вложить в свои книги как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах.

Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо… Целое разнообразие жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: «Все жанры красивы, кроме скучного».

Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. И именно на такое благородное дело были направлены мысли писателей. Так, Руссо напишет свой роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», Вольтер создает произведения в виде дневников, мемуаров. Писателей интересует сам человек, его психология, его физические возможности, естественные наклонности и взаимодействие всего этого человеческого субъекта с жизнью в обществе.

Писателем первой величины этого периода есть Вольтер. Именно о нем сказал Виктор Гюго, который это не человек, это ЭПОХА. Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в «Философских письмах» Вольтера? Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема. Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Человек должен была пользоваться собственным умом, а не полагаться на фатум или волю Божью, так как иначе пришлось бы признать, что от человека ничего не зависит, все в руках Божьих. Нет! — утверждали просветители. Человек должен быть активным, мыслящим существом и собственными руками строить судьбу. Хотя в «Простаке» Вольтер все — таки показал Геркулеса, которого подчинила себе цивилизация. Здравый смысл настоящего человека не смог победить таких «достижений цивилизации», как бесчестие, кощунство, лицемерие.

«Ум сформировал человека, но в жизни им руководит чувство», — твердил Жан Жак Руссо. Что же важнее — ум или чувства? Об этом спорили выдающиеся умы эпохи. Замечательным ответом на вопрос «Что такое Просвещение?» являются слова Канта: «Просвещение — это выход человека из несовершеннолетнего возраста». До определенному времени человек находится под влиянием своих воспитателей, учителей. Но приходит время — и он должен стать самостоятельным и в дальнейшем свободно и публично пользоваться собственным умом. Правда, для этого ему придется сразиться с двумя врагами: леностью и трусливостью. К чему же, в конце концов, приводит человека свобода слова, развитие воображения и ума? Правильно. К революции. Ведь свободное проявление мыслей дает возможность развивать себя, стремиться совершенствоваться во всем, и человек не хочет жить по-старому, он, стремится к новому, лучшему. Возникает исторический конфликт — революция. Просветители хотели достучаться к человеческому сознанию и растолковать, что умом можно решить все конфликты. Но энергия масс была высвобождена и часто становилась неуправляемой, поэтому приводила к насильственным методам изменения социального устройства. Гете и Шиллер иллюзорно мечтали, что общество можно переработать с помощью искусства… Идея прекрасная, но на практике не реализовалась.

В завершение хотелось бы обратиться к эпохальному произведению Вольфганга Гете — «Фауст». Это величайшее произведение мировой литературы о значении человека и смысле его существования на земле. У человека всегда были свои особенности — он часто недоволен тем, что имеет, всегда стремится в поиски идеала. И Фауст готов заложить душу, лишь бы еще раз пройти жизненным путем. К чему это приводит? Найден ли идеал? Можно ли достичь счастья, не принося кому-то несчастье? Много вопросы поставлены философом перед человечеством, и ответа на них человек ищет уже не одно тысячелетие. В «Фаусте» заложен целый комплекс политических, социальных, теософских, философских проблем. В этом произведении автору удалось показать и изменение исторических формаций на земле, и модель мира.

Большое значение имела малая эпоха Просвещения для развития человечества, для его самопознания. Просветители приблизились к интересам человека, поставили ее в центр Вселенной.

Величайшие достижения эпохи Просвещения

Другие сочинения по теме:

  1. Дефо шел уже шестидесятый год, когда в уюте села Сток-Ньюингтон, близ Лондона, он начал писать свой первый роман под пробным...
  2. Форма урока: комбинированный урок. Цель: сформировать у учащихся понимание значения творчества Шардена во французском искусстве XVIII века. Задачи: 1. Формирование...
  3. Выяснить понятие «Просвещение» и ведущие идеи этой эпохи; раскрыть их отголосок в творчестве Свифта, Дефо, Вольтера, Руссо, Шиллера; подать основные...
  4. Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается...
  5. ХІХ ст. в истории человечества было эпохой настолько же судьбоносной, настолько динамической и противоречивой. Начиналось оно под грохот наполеоновской артиллерии,...
  6. Литература XVIII века, вдохновленная идеями Просвещения, представляет собой замечательное явление. Писатели Просвещения обогатили классическую эстетику идеалом «естественного человека», который руководствуется...
  7. Но никто не поможет, когда перед тобой чистый лист бумаги. Особенно, когда, кажется, что начинаешь повторяться и все давно написанное...
  8. Классицизм — художественное направление в западноевропейском искусстве и литературе, который стал доминирующим в XVII ст., в эпоху становления абсолютистских государств,...
  9. Тысячелетия, которые отделяет Древний мир от Нового времени, в истории человеческой цивилизации называют «Средними веками». Понятие «средние века» ввели в...
  10. Перевод — одна из форм выражения взаимосвязей между литературами. Ему принадлежит важная роль в восприятии одной литературой наследия другой. Украинская...
  11. Словосочетание «серебряный век» в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX — начала XX ст. Название так по...
  12. Заслугой Лоэнштейна является разработка характеров, особенно женских. В трагедиях «Ибрагим Паша» (1653), «Клеопатра» (1663), «Софонисба» (1680) Лоэнштейн дал ряд выразительных...
  13. Безусловным достижением являлось создание в начале века единой государственной системы образования. Кроме того, преемственность учебных программ всех ступеней школы, бесплатность...
  14. Роман «Евгений Онегин» — реалистическое произведение. А. С. Пушкин изобразил в нем современное ему дворянское общество 20-х годов XIX века,...

«Эпоха Просвещения – это триумф разума и время невероятных интеллектуальных достижений западного мира, ускоривших формирование европейских наций. С какими идеями ассоциируется эта эпоха у Вас и были ли, на Ваш взгляд, в истории человечества аналогичные периоды, когда решительные прорывы в науке, технике и/или философии приводили к стремительным изменениям социального, политического и культурного ландшафтов целых регионов?»

Первые ассоциации, которые вызывает эпоха просвещения, — это новые люди, новое общество, это развитие философии и появление неотъемлемых прав и свобод у человека.Еще во времена эпохи Возрождения внутренние человеческие устои начали изменяться, и господствующие в средневековье религиозные понятия и принципы об обществе начали кардинально меняться. А время эпохи просвещения стало продолжением Ренессанса и все больше и больше начало развивать тему философии свободы человека и подвергало религию критике. По-прежнему идет активное развитие художественной деятельности, но, несмотря на то, что основными стилями все еще являлись классицизм и барокко, этот период дарует миру искусства такие новые стили, как рококо и сентиментализм. Также за счёт нового осознания мира в целом и нового понятия о человеке и его роли в обществе, появились первые нормативно-правовые нормы, законы и построение новой политической системы, которая пришла на смену феодализму.

Одним из самых знаменитых законов является «Декларация прав человека и гражданина», написанная в 1789 году во Франции. Она содержала в себе понятия о естественных и неотъемлемых правах каждого человека, дарованных при рождении. И эта декларация послужила одним из главных документов Великой Французской революции (1789-1799). Эта революция была полной трансформацией политической и общественной системы Франции, где республиканская форма правления пришла на смену абсолютной монархии. Великая французская революция имела большое международное значение, так как она способствовала активному продвижению свежих взглядов на общество и политическую систему.

Также, говоря об этом времени, нельзя не упомянуть научную революцию, благодаря которой мы имеем науку в привычном нам виде. Во время научной революции, длившейся с конца эпохи Возрождения до конца 18 века, активно происходили открытия в математике, физике, химии, биологии, анатомии. Благодаря этой революции человечество получило целостную концепцию мира, где все науки взаимосвязаны.

История хранит в себе немало примеров эпох, когда прогресс в науке стимулировал к развитию и изменял общественно-политические и внутренние устои человечества. И, если говорить об эпохе Просвещения, нельзя не упомянуть время Ренессанса, с которого и началось все это продвижение гуманизма и изменение средневековых взглядов на мир.

Эти две эпохи безусловно имеют сходства, и одна вытекает из последствий другой, в каждой из них присутствуют идеи человека как высшего существа, что каждый человек должен иметь права и свободы. Также в них активно развивается наука и искусство, даруя нам необыкновенные открытия, здания, картины, произведения и скульптуры.
Эпоха Просвещения — один из важнейших периодов в истории всего мира. В это время происходили великие открытия в области науки и искусства, появлялись первые попытки нового осознания общественно-политической мысли, создания экономической мысли и концепция переосмысленного общества в целом. Именно поэтому этим временем восторгаются умы разных времён и народов, и оно сыграло огромную роль в формировании современного мира.

XVIII столетие - одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями - так называемой «славной революцией» в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией 1789-1795 гг.,- именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи - прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости. Но оно не было узкоидеологическим движением буржуазии, направленным против феодализма - и только, как это иногда утверждают. Знаменитый философ XVIII столетия, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи, И. Кант, в 1784 г. посвятил Просвещению специальную статью «Что такое Просвещение?» и назвал его «выходом человека из состояния несовершеннолетия». Основные идеи Просвещения носили общечеловеческий характер. Одной из важных задач просветителей была широкая популяризация идей: недаром важнейшим актом их интеллектуальной и гражданской деятельности был выпуск в 1750-х гг.

Энциклопедии, пересматривающей прежнюю систему человеческих знаний, отвергающей убеждения, основанные на невежестве и предрассудках. Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом. Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» - таково распространенное наименование XVIII в. Но отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждения в безграничных возможностях человеческого ума, в отличие от рационализма XVII столетия, считающего единственно достоверным рассудочное познание мира, мировоззрение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, ощущением, чувством. Просветительский оптимизм порой совмещался с иронией и скепсисом, а рационализм сплетался с сенсуализмом. Вот почему в эту эпоху одинаково часто встречаются и «чувствительные души» и «просвещенные умы». Вначале они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга. «Чем разум человека становится просвещеннее, тем сердце его - чувствительнее», - утверждают французские энциклопедисты. По мере движения века к его последней трети развиваются «руссоистские» идеи, противопоставляющие «природу» и «цивилизацию», «сердце» и «ум», «естественного» человека и человека «культурного», значит - неискреннего, «искусственного». Точно так же меняется на протяжении века характер и степень просветительского оптимизма, веры в разумное и гармоничное устройство мира. Поначалу успехи научной революции, особенно открытие Ньютоном закона всемирного тяготения, сформировали представление о вселенной как о едином и гармоничном целом, где все в конечном счете направлено к добру и благу. Этапным событием, которое внесло значительные сомнения в эти убеждения, было землетрясение в Лиссабоне в 1755 г.: город был разрушен на 23, 60 тысяч жителей его погибло. Беспощадность стихии стала предметом горьких размышлений многих просветителей, в частности Вольтера, посвятившего печальному событию, изменившему его представление о вселенной, «Поэму о Лиссабоне». Уже по одному этому примеру видно, что XVIII в. был эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в ученых трактатах, но и в художественных произведениях - поэтических, прозаических. Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам. В этот «философский», как его справедливо называют, век философия расходится с религией, происходит процесс «секуляризации мысли». Получает распространение своеобразная светская форма религии - деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь. Эта жизнь развивается по твердым, раз и навсегда установленным законам, познать которые могут здравый смысл и наука. Но не стоит думать, что эпоха Просвещения была скучным, сухим «ученым» веком: люди этого времени умели, по словам О. Мандельштама, «ходить по морскому дну идей, как по паркету», ценили увлекательность и остроумие, любили, когда смешивается «глас рассудка с блеском легкой болтовни» (Бомарше), а с другой стороны, высоко ставили чувствительность, эмоциональность, не стеснялись слез. Разнообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось в ее основных стилях и направлениях. Главным из них являются классицизм, рококо и сентиментализм.

Классицизм XVIII столетия по-прежнему стремится развивать идеи «правильного искусства», старается добиться ясности языка и стройности композиции. Упорядочивая действительность в художественных образах, классицизм интересуется прежде всего нравственными проблемами гражданской жизни. Напротив, литература рококо (это слово образовано от фр. наименования морской раковины - рокайль) обращена к частной жизни человека, его психологии, проявляет гуманную снисходительность к его слабостям, ищет легкости, непринужденности и изящества художественного языка, предпочитает остроумно-иронический тон повествования. Сентиментализм делает акцент на изображении чувств человека, его эмоциональной жизни, уповает на искренность и сочувствие, утверждает превосходство «сердца» над «умом», в конце концов противопоставляет рассудочности чувствительность. В зависимости от этого складывается и система жанров каждого из направлений: так, классицизм особенно прочно удерживается в «высоких» жанрах - трагедии, эпопее; рококо предпочитает любовно-психологическую комедию, сентиментализм развивается в новом «смешанном» жанре драмы. Но во всех направлениях на первый план выходят разнообразные прозаические жанры - новелла, роман, философская повесть. Несмотря на то что в этот период развивается и поэзия - поэмы, элегии, эпиграммы, баллады, все же эпоха Просвещения заслужила репутацию «века прозы». В отличие от предшествующего литературного этапа, когда основные художественные направления - барокко и классицизм - выразительно противостояли друг другу, эстетические течения XVIII в. часто смешиваются, переплетаются, образуют компромиссное единство. К тому же картина литературной жизни столетия усложняется и тем, что в нее вплетаются различные просветительские и непросветительские идейно-художественные устремления. Просветительское движение дало толчок развитию разнообразной публицистики, особое значение приобрели с начала XVIII в. газеты и журналы, многие писатели этой эпохи были одновременно журналистами или начинали свою деятельность как журналисты. Центральным явлением литературной жизни Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего - роман воспитания. Именно в них просветительская тенденциозность, пафос преобразования человека, назидательность находят наиболее яркое выражение. Эпоха Просвещения была временем более тесного, чем раньше, общения и взаимодействия национальных литератур и культур. Результатом этого стало создание единой европейской, а затем и всемирной литературы. Знаменитыми стали слова великого немецкого просветителя Гёте, подводящего итог культурного развития XVIII в.: «Сейчас мы вступаем в эпоху мировой литературы».



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS