Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Средства синхронного и асинхронного электронного обучения |
В процессе электронного обучения обратная связь преподавателя и студента затруднена. В результате возникает вопрос о возможности эффективного электронного обучения в случае, когда взаимодействие со студентом не является таким эффективным, как при проведении обучения в аудиторной форме. Как следствие одним из наиболее существенных компонентов системы дистанционного обучения становится модуль общения (коммуникаций) между студентами, преподавателями и администраторами системы. В электронном обучении можно использовать 2 вида коммуникаций:
Рис. 7.4 Асинхронные коммуникации Наиболее технически сложными являются синхронные коммуникации (т.к. они осуществляются в реальном времени). Существует несколько видов синхронных коммуникаций:
Для успешного применения технологий синхронного общения, как правило, требуется локальная или мощная корпоративная межофисная сеть или высокоскоростное соединение с Интернет. Рис. 7.5. Синхронные коммуникации Рассмотрим инструменты коммуникаций более подробно.
Рис. 7.6. Схема осуществления совместного доступа к приложениям
Евгения Скиба, главный редактор Trainings.ru В педагогике есть понятие синхронного и асинхронного обучения. Согласно Википедии, синхронное обучение описывает деятельность группы людей, которые работают над приобретением одинаковых знаний или навыков в одно и то же время. Этот тип педагогики в основном практикуется в довузовском образовании. В системе высшего образования распространенным остается один методологический тип синхронного обучения - лекции. В современной практике обучения взрослых о синхронных и асинхронных методах обучения принято говорить по отношению к электронному обучению. Его бурное развитие позволило взглянуть на эти два типа обучения с другого ракурса. Итак, синхронное электронное обучение предполагает взаимодействие преподавателя/тренера/тьютора с аудиторией в режиме реального времени. Тьютор имеет возможность оценивать реакцию обучаемых, понимать их потребности, реагировать на них: отвечать на вопросы, подбирать темп, удобный для группы, следить за вовлеченностью обучаемого в процесс и «возвращать» его в группу при необходимости. При асинхронном обучении ответственность за прохождение курса, чтение литературы и т. п. целиком ложится на плечи учащихся. Преподаватель/тренер/тьютор остается «за кадром», зато появляется преимущество self-paced learning, когда учащийся может проходить курс в удобное ему время, и в том режиме, в котором комфортно лично ему. В категорию технологий асинхронного электронного обучения попадают самые популярные на российском рынке традиционные электронные учебные курсы . Не зависимо от того, каким образом происходит доставка учебного курса до учащегося: на диске или через систему управления обучением (LMS), связь с преподавателем разорвана во времени. Подкасты - это еще одна разновидность технологий асинхронного обучения, кстати, хоть в небольшой мере, но используемая в России. Подкастинг (от англ. podcasting - производное от слов iPod, популярного mp3-плеера от Apple и broadcasting, что означает широковещание) представляет собой новый формат распространения аудио и видеоконтента через интернет. Подкасты, как и аудио книги, удобно слушать в машине, в метро, во время утренней пробежки. Подкасты могут использоваться как в целях корпоративного обучения, так и при решении маркетинговых задач. При подходе, когда сотрудники сами создают подкасты, они становится классическим элементом веб 2.0. Таким образом, сотрудники могут выражать свое видение чего-либо или создавать непосредственно обучающие подкасты и выкладывать их на внутренний сайт компании, обучающий портал (learning portal) или в LMS (система управления обучением). Существует точка зрения (Professor Dr. Wolfgang Jager и Cristian Meser из немецкой компании DJM Consulting, по материалам www.hrm.de), что использование подкастов в обучении (речь идет о любом подходе) - лишь дань моде и никак не отражается на эффективности. Тем не менее, по данным исследования Bersin & Associates, в США за год использование подкастов в корпоративной жизни возрастает примерно на 10%. Переключимся на категорию синхронного обучения. Из-за сравнительной молодости e-learning в нашей стране, в России используется весьма ограниченное количество средств и технологий, позволяющих взаимодействовать участникам процесса обучения в режиме реального времени. По моим данным, в той или иной мере российскими компаниями «укрощены» аудио, видеоконференции и виртуальный класс. Видеоконференции позволяют транслировать видеоизображения на любые расстояния. Это может быть трансляция реальной конференции в отдаленный офис компании. Можно транслировать слайды презентации напрямую с компьютера спикера с голосовым сопровождением, т. е. собственно выступлением. Видеоконференции активно использует компания Ростелеком при проведении семинаров для своих региональных офисов. Занятия, проводимые через виртуальный класс (virtual class), - хороший пример для категории синхронного обучения: преподаватель/тьютор дает учащимся информацию, упражнения, отвечает на вопросы аудитории, оценивает усвоение знаний и т. д. через виртуальное общение. В связи с ростом популярности совместного/коллаборативного обучения (collaborative learning) среди элементов (технологий) виртуального класса выделилась группа, которую условно можно назвать - средства коллаборативного синхронного обучения. К ним относятся: Whiteboard (дословно: белая доска. Электронный аналог школьной доски) - электронная панель, выполняющая функции доски для совместной работы, - считает Википедия. Словами компании-разработчика программного обеспечения для виртуального класса WebSoft, whiteboard - это доска, для рисования, где преподаватель управляет правами доступа к доске: может рисовать на ней сам или вместе с обучаемыми. Как правило, есть стандартный набор инструментов для рисования как в Paint: линия, круг, прямоугольник, текст, загрузка картинки и т. п. Виктор Жуков , руководитель отдела корпоративного контента компании Competentum, считает, что whiteboard представляет собой эволюцию классной доски для нужд e-learning. Она позволяет преподавателям и студентам совместно использовать область экрана, где можно размещать слайды и картинки, рисовать, делать пометки. Информация обновляется в реальном времени на компьютере каждого из участников. Каждый участник процесса имеет возможность работать с контентом на доске в одном режиме с другими участниками процесса, а именно добавлять свои комментарии к схемам на доске, а также дорисовывать, исправлять, наглядно объяснять коллегам, находящимся удаленно, свою точку зрения. Поэтому whiteboarding отлично подходит для мозгового штурма, участники которого находятся в разных местах. Whiteboarding относится к технологиям wiki. Этот тип взаимодействия часто включается в программное обеспечение для проведения видео конференций. «Доски» помогают обучающимся сконцентрироваться на некоторых идеях или процессах. Пример «виртуальной доски»: Рис. 1. Kerika’ s graphical Wiki approach Breakout rooms (дословно - комнаты прорыва) - виртуальные комнаты для работы в малых группах, оснащенные технологиями для совместной работы с текстовым и видео материалом. Часто включающие в себя технологию whiteboarding, технологию совместной работы с презентациями power point и другие технологии для совместной работы. Breakout room также является элементом виртуального класса. Преподаватель может использовать «комнаты» для работы в малых группах. При этом каждую малую группу он помещает в отдельную breakout room, например, для решения кейса, или для обсуждения контраргументов в подготовке к дискуссии. По словам Алексея Королькова , генерального директора WebSoft, обучаемые внутри комнаты видят и слышат друг-друга, рисуют на доске (whiteboard), общаются в чате, но не видят участников других групп. Преподаватель может наблюдать и модерировать работу в каждой из комнат. По решению преподавателя обучаемые из комнат могут собраться в общей сессии и обсудить результаты своей групповой работы. Breakout rooms бывают не только виртуальными. Физическая «комната прорыва» выглядит примерно так: Рис Совместная работа с приложениями - инструмент когда преподаватель или другой пользователь виртуального класса с соответствующими правами, начинают демонстрацию экрана своего компьютера (всего экрана или отдельного программного продукта) всем остальным обучаемым. В некотором случае преподаватель может передать управление своим компьютером обучаемому или наоборот показать определенные действия обучаемому на его компьютере, сопровождая их комментарием. Интерактивные опросы позволяют быстро собрать мнения участников обучения по той или иной теме. Технология позволяет быстро создавать опросник, редактировать его, размещать, например, в виртуальном классе и других синхронных электронных средствах обучения. Вебтуры (webtours) - совместный веб-серфинг. Технология, позволяющая совместно «путешествовать» по веб-сайтам. Совместная работа с powerpoint - единовременная совместная работа над презентациями в powerpoint сразу нескольких членов команды или рабочей группы. Обычно имеется в виду удаленная работа. Вебинар, или погоня за двумя зайцамиТакое средство обучения как вебинар (веб+семинар) «убивает сразу двух зайцев», т. е. может принадлежать к обеим категориям: как к категории синхронного, так и асинхронного электронного обучения. В том случае, если вы участвуете в «живом» вебинаре (онлайн вебинаре), т. е. слушаете спикера в режиме реального времени и можете задать ему вопрос через чат, то вы имеете дело с синхронным обучением. Если же вы скачали запись вебинара, прошедшего пару недель назад, то перед вами - асинхронный тип электронного обучения. Вебинары удобны как раз тем, что после их живого проведения остается «сухой остаток», который может быть еще более востребован людьми, нежели оригинал. Помимо, собственно, средств обучения существуют средства общения/взаимодействия , которые могут быть использованы, в том числе и в целях обучения, получения/передачи информации. Больше того, такие средства общения важны для самого обучения, так как позволяют обучающимся чувствовать свою связь с преподавателем и группой и в оперативном режиме решать возникающие проблемы и вопросы. К таким средствам относятся мессенджеры (ICQ, SKYPE, чаты). Обычно преподаватели/тьюторы используют мессенджеры для поддержания постоянной связи с учащимися и оперативного реагирования на их вопросы. Иногда чаты могут быть встроены в виртуальные классы, вебинары и т. п. Отнесу к асинхронным средствам общения и электронную почту . А вот социальные сети позволяют быть в контакте с преподавателем и обучаемыми как в синхронном режиме, так и во временном разрыве, если собеседник не в статусе online. В категорию асинхронных средств общения, в том числе используемых для обучения, попадают форумы . На мой взгляд, этот тип взаимодействия имеет свои плюсы и минусы. Большой минус заключается в медленном темпе процесса взаимодействия: на форуме никогда нельзя предположить, как скоро получишь ответ на свою реплику или вопрос. Плюс - в индексации содержания форумов поисковыми машинами (Яндекс, Рамблер, Google): можно найти форум с обсуждением схожей темы и отыскать там ответы на свои вопросы. Поговорим о том, что в России пока не используется или используется в очень маленьких количествах. На самом деле многообразие средств электронного обучения, используемых в мире, поражает даже самую смелую фантазию. Есть популярные технологии, завоевавшие внимание и доказавшие свою эффективность. Есть множество мелких разработок, применяемых малым количеством компаний. ВыводМировые специалисты не сомневаются: наибольшей эффективности обучения можно достичь при использовании подхода смешанного обучения: некоторые модули программы проводятся в формате e-learning, некоторые - в обычном очном формате, собирая участников процесса в аудитории. Интересно, что существует термин blended E-learning (смешанное электронное обучение), который подразумевает, что программа обучения строится как из элементов синхронного электронного обучения, так и из элементов асинхронного. Другими словами, часть учебного материала может быть реализована в виде учебных курсов, а часть в виде занятий в виртуальном классе и т. д. Благо, технологий на рынке существует масса, и они интересны своими возможностями для взаимодействия и совместной работы. Вообще, совместная работа как подход к обучению (collaborative approach) - это тренд современной индустрии обучения и развития. Начался этот бум с идеи о том, что новое поколение Y (рожденное после 1980 года), пополняющее ряды рабочей силы, имеет другие потребности как в содержании обучения, так и в методах его доставки. Это поколение моложе компьютера, и оно не представляет свою жизнь без постоянной виртуальной связи с друзьями и родными. Но, как выяснилось, технологии виртуального взаимодействия важны не только для молодежи. Многие специалисты постоянно обмениваются ссылками и закладками на интересные сайты или конкретные статьи, пользуются википедией, регистрируются в социальных сетях и пользуются множеством других сервисов веб 2.0. Подход веб 2.0 оказался интересным и удобным, причем не только для общения, но и для решения рабочих вопросов и профессионального развития. Общие тенденции развития электронного обучения таковы : использование e-learning растет, а использование очного обучения постепенно снижается (хотя, надо признать, что оно никогда не будет вытеснено окончательно). Важно, что рост e-learning сейчас происходит за счет небольших компаний, начавших инвестировать в технологии. К настоящему моменту осуществляется подключение учебных заведений к глобальной сети Интернет, что открывает новые возможности применения средств коммуникационных технологий в отечественной системе образования, использования распределенных информационных и образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе. Всемирная информационная сеть Интернет становится не только источником информации, но и средой интерактивного информационного взаимодействия как между различными пользователями (учитель–ученик, учитель–родители т.д.), так и между пользователями и информационным Web–ресурсом. Именно благодаря сервису WWW (англ. World Wide Web – всемирная паутина) большинству пользователей Интернет обеспечивается легкий доступ к нужному ресурсу всемирной сети. В учебном процессе могут быть использованы следующие информационные ресурсы Интернет: информационные справочные системы, базы данных (базы данных библиотек, научных и учебных организаций), телевизионные программы. На занятии можно организовать просмотр информации с удаленных видеокамер, использование дисков CD-ROM или DVD, которые установлены на другом компьютере подключенном к Интернет. Всемирная мультимедийная среда позволяет осуществлять поиск информации, представленной в любом виде (звук, аудио, графика, анимация, видеоинформация и пр.), воспроизводить текстовую или графическую информацию, передавать звук, видеоизображение, работать с компьютерными моделями, проводить тестирование, голосовую или видеосвязь с другими пользователями сети в синхронном или асинхронном режиме. Различия между синхронными и асинхронными средствами общения во многом определяют методику их использования в процессе обучения. Рассмотрим вопросы использования в учебно-воспитательном процессе асинхронных и синхронных средств и систем для организации информационной деятельности и информационного взаимодействия между учителями, учениками и распределенными информационными ресурсами Интернет. Асинхронные средства обеспечивают связь с задержкой по времени. К этим средствам относят: факсимильную связь, электронную почту и электронные конференции, которые получили к настоящему времени наиболее широкое распространение в системе образования за счет простоты использования и наименьшей стоимости. Асинхронные системы основаны на следующих технологиях: WWW, FTP, E-mail, Listserv, Forum. Синхронные средства позволяют организовать доступ пользователя к информации в режиме реального времени. Синхронные коммуникации являются наиболее современными средствами информационного взаимодействия, основанными, в основном на технологиях IRC, ICQ, MOO, MUD. Синхронные средства общения позволяют организовать доступ к электронным учебным материалам, тестирующим системам, электронным дискуссиям в чатах, семинарам, конференциям. На занятиях в режиме реального времени ученики принимают участие в круглых столах, в обсуждении сложных тем и разделов, в дистанционных лекциях и лабораторных занятиях в режиме видеоконференций. 1В сфере образования все большую нишу занимает дистанционное обучение, постепенно наращивая свой потенциал. Это обусловлено тем, что в современном обществе важными критериями эффективности получения знаний являются, экономия времени, гибкость и качество образования. Конечно, немаловажным, а иногда и первоочередным фактором является стоимость, которая почти всегда более привлекательна по отношению к классическому обучению. При всех положительных преимуществах, у дистанционной системы образования есть и слабая сторона - общение и обратная связь. Большинство систем создавались не с целью обучения, а самообразования обучаемых. Иными словами обучаемый (далее «студент») получает базис знаний в виде электронных книг, лабораторных практикумов и систем тестирования знаний. Это дает основу для дальнейшего самостоятельного изучения. Однако такой односторонний подход без диалога между преподавателем и студентами не дает возможности полноценно осваивать материал, обмениваться мнением и дополнять информацию. Решением такой проблемы являются средства коммуникаций. Асинхронные - средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести:
Синхронные - это средства коммуникаций, позволяющие обмениваться информацией в реальном времени. Данный тип обратной связи между участниками учебного процесса, является наиболее перспективным, предоставляя возможность непосредственного общения.
Голосовые и видео конференции. Общение проходит в непосредственном контакте с преподавателем и студентами. С видео связью грань между личным присутствием в аудитории и дистанционным обучением стирается. Фактически, такой метод получения знаний сочетает в себе все положительные качества от классического очного обучения и от дистанционного. Достоинства и недостатки средств коммуникаций Несомненно, какими бы ни были электронные книги, с использованием анимации, красочных иллюстраций и графиков, ничто не сможет заменить непосредственное общение между преподавателем и студентами. Именно это является одним из самых важных элементов системы дистанционного обучения. Рассматривая синхронные и асинхронные средства коммуникаций, стоит выделить их главные преимущества и недостатки. Эмоциональный контакт. Преимущества асинхронных средств коммуникаций в дистанционном образовании связаны с накоплением знаний и обменом информации. С психологической точки зрения, студенты могут ощущать себя более свободно, находясь в неформальной обстановке вне учебного заведения, свободно излагать и заранее формулировать свои мысли, не боясь быть неправильно воспринятыми. Независимость от времени и места является важным преимуществом, однако, часто сказывается отрицательно, когда речь идет о контроле и дисциплине. В асинхронных средствах коммуникаций отсутствует непосредственная связь. Студенты не имеют возможности удовлетворить потребность в эмоциональном контакте. Последнее заключается в смене негативных переживаний, связанных с неопределенностью процесса обучения, на установление доверительного общения участников. В диалоге всегда присутствует некоторая компонента невербального контакта, который вполне может перейти в эмоциональную зависимость. При его полном отсутствии многие учащиеся испытывают психологический дискомфорт и сталкиваются с трудностями сосредоточения. Отсюда появляется новая проблема с усвоением материала; на процесс обучения уходит значительно больше времени. Для решения такой задачи обойтись без синхронных средств коммуникаций становится затруднительно. Необходимо комплексное использование всех типов диалога для получения максимальной эффективности. Рационально свести к минимуму обезличенную коммуникацию для эмоционального насыщения. Добиться этого можно путем представления максимальной информации о преподавателях, включая личные качества. Можно создать личные профили, доступные публично, с фотографиями, видеоматериалами, научными трудами и описаниями произошедших событий с их участием, а так же постоянно находясь в контакте посредством синхронных средств коммуникаций. Иллюзия общения. Бытует мнение, что интерактивные технологии или игровые методы обучения смогут легко заменить или приблизить к живому общению с преподавателем. Возможно, когда-нибудь это действительно станет реальностью при наличии искусственного интеллекта, только тогда сам интеллект заменит преподавателя. Однако сейчас интерактивность ограничена набором заранее продуманного функционала в системе дистанционного обучения, основанного на вопросах и ответах, выраженных будь то игрой или какими-то действиями. В данный момент можно говоришь лишь о вспомогательных свойствах интерактивности, а не замене обратной связи. Процесс обучения с применением мультимедийных и интерактивных технологий, как для получения знаний,так и для тестирования, делает систему дистанционного обучения увлекательной и эффективной, внося новизну и инновационный подход к преподаванию. Тем не менее, ряд проблем, связанных с пониманием учебного материала, организации обучения, обменом мнений со студентами и преподавателем складывается из-за одностороннего подхода к разработке и применению систем дистанционного обучения. Так, например, при локальном использовании системы, невозможно проконсультироваться по возникшему вопросу или обсудить новые идеи с соучастниками обучения. Составители базисов знаний имеют определенный уровень знаний и, составляя электронные курсы, могут использовать специфические термины, либо в сокращенной форме излагать суть предмета, что влечет за собой массу вопросов со стороны студентов. Недопонимание материала - это одна из важных проблем, которые могут возникнуть только лишь при использовании локальных систем дистанционного обучения. В полной мере решить такие задачи способен комплексный подход, используя все инструменты обучения, включая средства коммуникаций. Эффект присутствия. Только личный контакт, непосредственно, с преподавателем и всеми участниками учебного процесса может способствовать полноценному получению знаний и обмену опытом. Здесь стоит рассмотреть синхронные средства дистанционного обучения, способные создать эффект присутствия в аудитории, независимо от удаленности всех участников друг от друга. Использование голосовых и видео конференций позволяет ощутить личный контакт, как с преподавателем, так и другими студентами. Преимущества конференций в отличие от живого общения, опять же, заключаются и в психологическом аспекте - в любой момент можно отключить показ своего видео изображения, отключить звук или текстовый чат, либо ограничить общение только с определенным кругом лиц. Контроль диалога, посредством конференции, дает больше уверенности студенту и позволяет ему сосредоточиться на изучаемом материале. Дисциплина и мотивация. Несмотря на все положительные стороны дистанционного образования, существуют проблемы дисциплины и мотивации. Предоставленная свобода выбора инструментов обучения, времени и места является, несомненно, большим преимуществом, однако преимущество является и недостатком. При локальном использовании систем дистанционного обучения, или с применением асинхронных способов, процесс освоения материала расслабляет студентов, позволяя отложить на более поздний срок. Здесь свойственны человеческие факторы: ответственность и мотивация. Решением проблемы может служить использование синхронных средств коммуникаций, преимущественно видео конференций. Это поможет мотивировать студентов к изучению материала, обсуждению текущих вопросов и установить контроль над обучением. Достаточно установить определенные временные рамки, когда участники процесса начинают и заканчивают видео трансляцию. Контроль времени и установление личного контакта «лицо в лицо» позволит повысить внимание к изучаемой дисциплине, сделать организованными и контролируемыми проведение лекций и семинаров. В свою очередь, осуществляя проверку знаний у студентов, преподаватель может быть уверен, что ведет диалог именно с тем, кого видит. Визуальный контакт практически исключает вероятность злоупотребления использования системой дистанционного обучения. Информационные технологии. Основой средств коммуникаций дистанционного обучения являются информационные технологии. Их развитость влияет на использование тех или иных инструментов. Для осуществления полноценной передачи материала по дисциплине и осуществления видео конференций необходима скорость не менее 384 кб/с, что требует использования широкополосного интернет канала, либо локальной сети. Распространение высокоскоростного интернета в России все еще находится на недостаточном уровне для использования всех преимуществ электронного образования. По данным аналитического агентства «J´son & Partners» за первое полугодие 2008 г., которые также соотносятся с выводами ВЦИОМ, ежемесячная аудитория пользователей российского сегмента интернета за указанный период составила около 25 миллионов человек или около 18% россиян. Наиболее активная ее часть, которая использует интернет не реже раза в неделю, составила 14 миллионов человек. В дальнейшем основным катализатором роста внимания к интернет станет развитие широкополосного интернет доступа в регионах. В I полугодии 2008 г. проникновение в России составило 8,3 миллиона домохозяйств, а к 2010 г. оно достигнет 17,5 миллионов, то есть чуть менее 40 миллионов человек будут регулярно пользоваться интернетом. Развитость информационных технологий важна не только для установления диалога между участниками дистанционного обучения, но и передачи больших объемов информации. Мультимедийные характеристики содержания дистанционного обучения постоянно улучшаются. Видео становится высокоточным (Full HD), изображения увеличивают свой размер и сохраняются с наименьшими потерями, звук становится менее сжатым, что увеличивает объем контента до десятков, а иногда сотен гигабайт. Оперирование таким информационным потоком требует в свою очередь большой производительности технических устройств и коммуникаций. Перспективы развития Перспективность и востребованность средств коммуникаций в дистанционном обучении очевидна. Развитие информационных технологий, необходимость большей гибкости образования, качества и сохранности данных требуют новых подходов. Видео и голосовые конференции, а так же комплекс асинхронных средств коммуникаций способствуют установлению межличностного диалога непосредственно друг с другом, с возможностью публичного обсуждения и вовлечение в дискуссию любого из участников процесса. Это благоприятно сказывается на подаче и освоении материала, а так же укреплению дисциплины и личностных качеств. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Работа представлена на IV общероссийскую научную конференцию, «Современные проблемы науки и образования», г. Москва, 17-19 февраля 2009 г. Поступила в редакцию 03.02.2009 Библиографическая ссылкаМальцев А.О. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Фундаментальные исследования. – 2009. – № 3. – С. 106-109;URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=2327 (дата обращения: 26.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» ) мы рассматривали вопросы взаимодействия с серверами БД с помощью SQL и веб- и EJB-компонентов. Тогда речь шла о синхронном взаимодействии клиентов и серверов. Обеспечивает возможность обработки сообщения требуемым образом в процессе доставки; Позволяет выбрать альтернативные маршруты доставки и/или оптимальный (в определенном смысле) маршрут; Обеспечивает долговременное хранение сообщения после его отправки - допустим, чтобы гарантировать надежность доставки или осуществить «отложенную» доставку; Размножает сообщение для доставки его не одному, а нескольким получателям. Синхронный и асинхронный режимы взаимодействия могут быть реализованы с использованием различных транспортных протоколов. Применительно к Java-технологиям очень часто синхронный вызов называют «вызовом в стиле RPC» (Remote Procedure Call), а асинхронный - «отправкой сообщения» (по-английски - messaging). Простота использования API; Гарантированная доставка сообщений; Возможность получения сообщений без создания серверных приложений. На уровне использования языка Java формализацией интерфейсов такого взаимодействия является технология JMS - Java Messaging Service. Основные понятия JMS
JMS и Geronimo/WAS CE
Properties props = new Properties(); props.setProperty(Context.INITIAL_CONTEXT_FACTORY, Context initContext = new InitialContext(props); Если после этого для полученного контекста вызвать метод list(), например: NamingEnumeration enum = initContext.list(““); то выводимая информация будет иметь следующий вид: QueueConnectionFactory: org.activemq.ActiveMQConnectionFactory Как видно, созданы три фабрики соединений (одна - общего назначения, одна - только для топиков и одна - только для очередей). Кроме этих администрируемых объектов созданы два дочерних контекста - dynamicTopics и dynamicQueues. С точки зрения прав доступа JNDI эти контексты доступны только для чтения. Тем не менее поместить в них информацию (объектные ссылки на очереди и топики) все-таки можно. Запуск брокера сообщений в WAS CE
0.0.0.0 Брокер сообщений ActiveMQ поддерживает различные протоколы взаимодействия. Консоль администратора (см. рисунок) позволяет увидеть список протоколов и соответствующие параметры настройки (в колонке навигации выбран элемент JMS Server). Это вполне функциональный и мощный брокер сообщений, возможностей которого вполне достаточно для большинства реальных приложений. О том, как создавать администрируемые объекты с помощью консоли администратора, вы сможете прочитать в полной версии статьи на «Мир ПК-диске». |
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом