Разделы сайта
Выбор редакции:
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
Реклама
Слова на правило безударная гласная в корне слова проверяемая ударением. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением слова. Безударные гласные Слова в которых гласные проверяются ударением |
Безударные гласные вызывают затруднения в правописании, потому что произносятся неясно, но обозначаются теми же буквами, что и ударяемые звуки. Часто при этом получается расхождение между произношением слова и его изображением на письме. Например, мы говорим [гълΛва], [мълΛд’эош], а пишется го лова, мо ло дежь. Чтобы не делать ошибок в правописании в таких случаях, нужно сомнительную гласную проверять. Способы проверки безударных гласных 1. Измените форму слова: а) число существительного гора - горы, река - реки, стена - стены, часы - час; б) падеж существительного: вода - воду, полей - поле, весна - весен; в) род у глаголов прошедшего времени: взяла - взял, вела - вел; г) время глагола: боролся - борется, показал - покажет, несет - нес. 2.Образуйте краткую форму прилагательного: седой - сед, зеленый - зелен. 3. Подберите непроизводную основу той же части речи: полковник - полк. 4. Подберите однокоренное слово другой части речи: непереводимый - перевод, удалиться - даль, непримиримый - мир, воссоединение - единый. Примечания. 1. Исключения составляют слова с чередующимися гласными в корне (заря - зорька )и глагольные корни с о ,которые нельзя проверить формами несовершенного вида на -ивать (-ывать): говорить - уговаривать, опоздать - опаздывать. 2.В некоторых словах иноязычного происхождения написание безударной гласной нельзя проверить однокоренным словом, если проверяемая или проверочная гласная входит в состав суффиксов разного происхождения. Например: абоне мент, (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу), ангаже мент, хотя ангажи ровать; аккомпане мент, хотя аккомпани ровать. Сравните также в составе иноязычного корня: дезинфици ровать, хотя дезинфе кция. Сохраняется та же гласная в словах прое кция - прое цировать и некоторых других, так как здесь гласная входит в состав корня. 3. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию: посве тить (фонарем), посвя тить (жизнь науке); приме рять (платье) - прими рять (рассорившихся друзей); разве вается (флаг) - разви вается (промышленность); распе вать (песни) - распи вать (чай); се деть (становиться седым) - си деть (на диване); ума лять (уменьшать значение чего-либо) - умо лять (упрашивать). Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Например, слово до лина имеет общий корень со словом до л ,ане да ль, глагол благосло вить образован от сочетания «благое слово», а не «благая слава». Неправильное толкование таких слов искажает их написание. Непроверяемые безударные гласные В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной. Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю. К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: балалайка, бокал, корова, капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др. Как видно из примеров, многие слова с непроверяемыми безударными гласными заимствованы из европейских языков. Написание гласных в таких словах основано на традициях. Чередование гласных в корне В некоторых корнях наблюдается чередование гласных а - о, е - и, например: заря - зорька, умереть - умирать. Чередование а-о 1. В корнях гар- - гор- о (зага р - заго релый). 2. В корне зар- - зор- а (за рево, за рница, оза рять - зо рька). 3. В корне кас- - кос(н) пишется о, если за ним следует согласный н , а в остальных случаях пишется а (ко снуться - ка саться). 4. В корне клан- - клон- под ударением пишется та гласная, которая слышится, без ударения - о (скло ниться - кла няться, покло н - накло ниться). 5. В корне лаг- - лож- перед г пишется а , перед ж пишется о (предла гать - предло жить) Исключение: полог. 6. Корень мак- пишется в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость» (ма кать кисть в краску); корень мок- пишется в глаголах со значением «пропускать жидкость: вымо кнуть под дождем, непромо каемый плащ). 7. В корне плав- гласная а может быть ударяемой и безударной (плавать, плавучесть); корень плов- пишется в словах пло вец, пло вчиха. 8. Корень равн- пишется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне» (сравнить, поравняться); корень ровн- пишется в словах со значением «ровный, прямой, гладкий» (заровнять). Исключение: равнина. 9. В корне раст- - рос- пишется а перед сочетанием cm и буквой щ, в остальных случаях пишется о (расти, наращение - выросший, заросли, поросль). Исключения: отрасль (хотя нет cm); Ростов, росток, Ростислав (хотя есть cm). 10. В корне скак- - скоч- перед к пишется а , перед ч пишется о (скакать - подскочить). 11. В корне твар- - твор- под ударением пишется а, без ударения - о (тварь - творчество, творить). Исключение: утварь. Примечание. При образовании видовых пар некоторых глаголов происходит чередование в корне звуков о - а: опоздать (глагол совершенного вида) - опаздывать (глагол несовершенного вида), уколоть - укалывать, усвоить - усваивать. Иногда в современном русском языке параллельно используются варианты: обусловливать - обуславливать, сосредоточивать - сосредотачивать, уполномочивать - уполномачивать. Написание таких глаголов затруднений не вызывает, так как гласный звук находится под ударением. Следует иметь в виду, что формы с о присущи книжному стилю речи, формы с а - разговорному, для некоторых пар форма на о устарела (оспоривать -устар., оспаривать -общеупотребит. Ср.: ...И не оспоривай глупца. - П.) Чередование е-и В корнях бер- - бир-, пер- - пир-, дер- - дир-, тер- - тир-, мер- - мир-, жег- - жиг-, стел- - стил-, блеет- - блист-, чет - - чит пишется и, если после корня следует суффикс -а , в других случаях пишется е (соберу - собирать, запереть - запирать, удеру - удирать, вытер - вытирать, замер - замирать, выжег - выжигать, расстелю - расстилать, недочет - вычитать). Исключения: сочетание, сочетать, чета (от корня чёт-). Необходимо отличать слова с корнями мер- - мир-, в которых происходит чередование гласных, от слов с корнями мер- - мир-, проверяемыми ударением. Всегда пишется и в словах, однокоренных со словом мир: примирение, мировой. Всегда пишется е в словах, однокоренных с глаголом мерить: измерение, примерка, измерять. Похожая информация. Наверное, самые частые ошибки школьников - это ошибки в безударных гласных в корне слова. Ведь они встречаются очень часто, а проверяются не всегда легко! Как писать безударные гласные в корне?Правило очень просто и опирается на основной принцип русской орфографии, который ученые называют фонематическим. Он гласит, что в слабой позиции надо писать ту же букву, что и в сильной. Для гласной слабая позиция - безударная. В ней гласная и короче, и звучит неясно. Сильная позиция для гласного - под ударением. Поэтому надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы в нем сомнительная гласная стояла под ударением: для обозначения безударной в корне используется та же буква, что и для ударной в том же корне на том же месте. Как подобрать проверочное слово?Можно попробовать поставить слово в единственное число (если оно во множественном) или наоборот: леса - лес; лиса - лисы. Если перед нами существительное, образовать прилагательное, или наоборот: вода - водный; смешной - смех. Во всяком случае, надо начинать с того, что найти корень слова и осознать его значение. Это сделать необходимо, так как существует немало омофоничных (одинаково звучащих) корней, которые имеют разное значение и по-разному пишутся. Такие случаи мы рассмотрим ниже. Ошибки возможны и в том случае, если корень не найден или найден ошибочно. Например, первую гласную в слове «растеряться» ученик пишет неправильно («ростеряться»), так как проверил словом «рост», ошибочно предположив, что это корень. Иногда трудно подобрать проверочное слово. Тогда правописание лучше запомнить. Проблемы, возникающие с подбором проверочных словПравописание безударных гласных в корне слова иногда вызывает затруднения и у тех, кто хорошо знает правила. Основные проблемы:
Разберем их по порядку. Явление омонимии - омофония. Омофонами называют слова, которые слышатся одинаково, а пишутся по-разному. Это иногда сбивает пишущего с толку, так как требует рассуждения, так как надо решить, какое проверочное слово использовать. Например , слово «сп…ши». Вне контекста мы не можем определить, какую букву надо вставить на месте пропуска. А вот в контексте все становится ясно: «спиши слова (список)» и «спеши на вокзал (спешка)». На явлении омонимии писатели и публицисты часто основывают свои шутки, которые называются каламбурами. Чередующиеся корни также могут создавать проблемы, так как проверять гласные в таких корнях обычным способом нельзя. Например, слово «предполагать» нельзя проверить словом «предположим», так как правописание гласной в таких корнях зависит от правила. Подробнее в главе «Чередование». Наконец, из общего правила существует исключение : нельзя проверять глагол совершенного вида глаголом несовершенного вида с суффиксом -ыва- (-ива) (выкопать - выкапывать); необходимо подобрать проверочное слово другой части речи (раскопки). Непроверяемые безударные гласные в корнеИногда бывает и так, что подобрать проверочное слово невозможно: просто нет однокоренных слов, в которых нужная гласная была бы под ударением. Часто это относится к заимствованным словам, но возможны такие примеры и среди исконно русских. Примеры : пенал, картина, традиция и т.п. Правописание таких слов надо запоминать или проверять по словарю. Корни с чередованиемНа протяжении веков язык претерпевал различные изменения. Поэтому в современном своем состоянии он содержит ряд корней, имеющих варианты написания. Самое знаменитое чередование (-оро- – -ра- и -оло- – -ла-) основано на том, что в древности наряду с устным русским языком использовался письменный церковнославянский; первому свойственны полногласные сочетания (-оро-, -оло-), а второму - неполногласные (-ра-, -ла-). Корни с чередованием можно спутать, но лучше этого не делать, так как тогда возникнет ошибка. Например, слово «ворота» нельзя проверять словом «привратник». Надо запомнить и правописание чередующихся корней из таблицы ниже.
Кроме перечисленных, стоит запомнить также корни -равн- (равный)/-ровн-(ровный), -мак- (макать в жидкость)/-мок- (мокнуть, пропитываться водой) и -плав-/-плов-/-плыв- (пишется А, кроме слов «пловец», «пловчиха», «плывуны»). Что мы узнали?Из статьи мы узнали, что проблемы с написанием безударной гласной в корне слова могут быть омофоничными (когда корни звучат одинаково), могут возникнуть, если не знать о чередовании гласных в корне и при проверке слова глаголом. Также мы узнали, что правописание гласной в корне в большинстве слов проверяется однокоренным словом, в котором безударный звук становится ударным. Тест по темеОценка статьиСредняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 258. Комментарии преподавателя по изучаемому материалу
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение. В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением: насл..ждение - сладость; объед..нение - единство. Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на -ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется): опоздать - нельзя проверять словом опаздывать ; раскроить - нельзя проверять словом раскраивать. Оснащение - снасть. Распространять - пространство. Затянувшийся - затянутый. Просвещение - свет. Чередующиеся гласные в корне В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы. От чего зависит правописание гласной в корне:
1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения: ЗАР-, -ПЛАВ-, -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, -ЧИН-, -ЖИМ-, -МИН-, -НИМ- Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал. В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например зо́рька, за́рево; скло́н, кла́няться и т. д.). В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:
Тв о рить - безударный корень -ТВОР-. Нач и нать - безударный корень -ЧИН-. Заг о рел - безударный корень -ГОР-. З а ря - безударный корень -ЗАР-. Зан и мать - безударный корень -НИМ-. Попл а вок - безударный корень -ПЛАВ-. Вспом и нать - безударный корень -МИН-. Наж и мал - безударный корень -ЖИМ-. 2. Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной: -СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ- Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.
Поск а кал - вариант -СКАК-. выск о чка - вариант -СКОЧ-. Ск а чок - исключение. Выр а сти - вариант -РАСТ-. Выр о сли - вариант -РОС-. Пол а гать - вариант -ЛАГ-. Пол о жить - вариант -ЛОЖ-. 3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а- 3.1. Корни -бер / бир-â; тер / тир-â; пер / пир-â; дер / дир-â; стел / стил-â; блест / блист-â; чет / чит-â; жег / жиг-â; мер / мир-â. Наст..лать; уп..реться; уд..рал; бл..стающий. Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня. Наст и лать - после корня идет суффикс -а-. Уп е реться - после корня отсутствует суффикс -а-. Уд и рал - после корня идет суффикс -а-. Бл и стающий - после корня идет суффикс -а-. 3.2. Корень -КОС- / -КАС- Прик..сновение; к..снуться; по к..сательной; к..саться. Прик о сновение К о снуться - после корня отсутствует суффикс -а-. По к а сательной - после корня идет суффикс -а-. К а саться - после корня идет суффикс -а-. 4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения 4.1. Корни -РАВН- и -РОВН- Выр..внять (дорогу); ср..внить отрезки. Выр о внять (дорогу) - сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-). Ср а внить отрезки - провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-). 4.1. Корни -МАК- / -МОК- Обм..кнуть в чай; пром..чил ноги; вым..кнуть. Обм а кнуть в чай - опустить в жидкость. Пром о чил ноги - пропустить жидкость через одежду. Вым о кнуть - пропустить жидкость. Правописание проверяемых согласных в корне Проверяемые согласные подразделяются на два типа: сомнительные и непроизносимые. Подру..ка; голлан..ский; чудес..ный; салфе..ка.
Подру ж ка - подруженька. Голлан д ский - Голландия. Чудесный - чудеса. Салфе т ка - салфеточка. Правописание словарных слов Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными. С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир. Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре. Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку. CИрень, интеллИгенция, воКзал, паСсажир. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ Правописание слов с безударными гласными в корне Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Это так называемые «словарные» слова. Они подчиняются историческому принципу орфографии и пишутся по традиции. Среди них есть слова исконно русские, но в большинстве своем подобные слова пришли из других языков. Написание их определяется по словарю и запоминается. (Применяют разные приёмы запоминания таких слов: можно крупно написать слово цветными фломастерами на карточке и повесить на видное место или пропеть по слогам на любимую мелодию: кто-то лучше запоминает глазами, кто-то на слух ): со бака, ко рова, ви не грет, ди ри жёр, ине й и др. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением Чтобыправильно написать букву в корне слова, нужнонайти проверочное слово - изменить данное слово или подобрать однокоренное так, чтобы безударный гласный оказался в сильной позиции (под ударением) и произносился четко: но винка - нó вый , се ление - сё ла , прила скать - лá ска. Чтобы не перебирать множества однокоренных слов, надеясь хотя бы в одном из них найти гласный в сильной (ударной) позиции, хорошо знать приёмы, одинаковые для проверки многих слов. Существует несколько практических приемов быстрого нахождения проверочного слова. Они могут быть полезны для большинства слов с безударными проверяемыми гласными. Типовые приемы проверки Подбор проверочного слова нужно начинать с форм того же слова (т.е. нужно изменить данное слово). Это самый простой способ. 1. Для имени существительного: а) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит в единственном числе, следует поставить существительное в форму множественного числа: зе мля (ед.ч.) - зé мли (мн. ч.), но га - нó ги, ре ка - рé ки и др. б) если имя существительное с безударным гласным в корне стоит во множественном числе, следует поставить слово в форму единственного числа: ле са (мн.ч.) - ле с (ед.ч), сне га - сне г, де ла -дé ло и др. в) можно изменить падеж существительного: ве щей (Р.п.) - вé щи (И.п.), де тей - дé ти, до черей - дó чери и др. 2. Для имени прилагательного: безударный гласный часто проверяется постановкой прилагательного в краткую форму мужского рода: до рогóй - дό рог, ря бóй - ря б, зе лёный - зé лен и др. 3. Для глагола: а) поставить глагол в форму 3-го лица настоящего или будущего времени (он, она, они) : ва рить - вá рит, то птала – тό пчет, пи сали – пú шет, све тить - свé тит и др.; б) поставить глагол в форму прошедшего времени мужского рода: заве ду - завё л, нагре бла - нагрё б, наме ло - намё л и др. в) поставить глагол в неопределенную форму (инфинитив): бро сали - брó сить, вста ёшь - вста ть, натя нул - натя гивать и др. Если изменение слова не помогает найти проверочное слово, нужно подобрать однокоренное слово, являющееся другой частью речи: а) глагол можно проверить отглагольными существительными: сме яться - сме х, вздо хнула - вздо х, весе литься - весé лье и др. б) хо лодный (прилаг.) – хó лод (сущ.) , о сенний (прилаг.) - ó сень (сущ.) ; в) чи стота (сущ.) – чú стый (прилаг.), ча стота (сущ.) - чá стый (прилаг.). Иногда нужно подобрать другое однокоренное слово, являющееся той же частью речи: тро пинка – трó пка , в е ршина – ве рх , до мишко - дó мик , ко стяной - кó стный , ста ринный - стá рый. Внимание! 1. Нельзя пользоваться правилом нахождения проверочного слова при написании слов, в которых есть чередование гласных в корне: прила гать - нельзя прилóжен (это корни с чередованием лаг-/лож -); подра стёшь - нельзя подрóс (корни раст-/рос-); бли стать - нельзя блеск (корни с чередованием блист-/блеск- ). Когда ударение падает на звук, то этот звук проверять не нужно, и такая позиция звука в ударном слоге называется сильной. Безударные же гласные звуки при произношении слышно неотчетливо. Такие звуки нужно либо проверять, либо запомнить. В нашем случае нужно записать такие слова, к которым можно подобрать проверочные.
Подберем проверочные слова к словам с безударными гласнымиБезударные гласные корня проверяются чаще всего ударением. Если слово нельзя проверить ударением, то скорее всего оно является словарным. То есть нам нужно подобрать такие однокоренные слова, в которых безударная гласная из первого слова будет ударной.
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Зодиак убийца. Кто он? Под какими знаками зодиака родилось больше всего серийных маньяков |
Новое
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны
- Учет расчетов с бюджетом