Главная - Санузел
Иоганн Вольфганг фон Гете: биография, фото, произведения, цитаты. Гёте, Иоганн Вольфганг фон: биография, произведения, личная жизнь Узы брака или очередной роман

Выдающийся немецкий поэт, писатель, ученый, государственный деятель. Один из основателей и идеологов культурного движения «Буря и натиск». Классик немецкой и мировой литературы.

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в зажиточной семье имперского советника, бывшего адвоката. Воспитывался в строгости и получил весьма разностороннее, хотя и несколько несистематическое, начальное образование. Еще в детстве выучил французский, латынь, греческий и итальянский языки, что позволило Гете прочесть в оригинале сочинения греческих и римских поэтов. Сам стал писать примерно в 8-ми лет. В 1765 году отец отправил юного Гете в Лейпцигский университет для обучения юриспруденции. Однако право мало интересовало Гете, он много времени проводил в библиотеке, интересуясь медициной и литературой. Одновременно он изучает горное дело, минералогию, анатомию, ботанику, физику, химию и многие другие естественные науки.

То, что не начато сегодня – не закончить завтра.

Гёте Иоганн Вольфганг фон

За время обучения в университете (1765-1768) Гете написал немало стихотворений, драматургических сочинений. Позже поэт уничтожил все свои сочинения того времени за исключением цикла стихов, посвященного его первой любви, и пасторальной комедии «Капризы влюбленного». В 1768 году Гете серьезно заболел и почти полтора года провел в постели. В 1770 году по настоянию отца, недовольного столь затянувшимся обучением, Гете переехал в Срасбург, где и получил степень доктора права. В Страсбурге Гете знакомится с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска». Гете, проникшись идеями Гердера, быстро становится одной из центральных фигур в движении. Юридической практике поэт уделяет мало внимания, сосредоточившись на литературе и естественных науках. К этому периоду относится начало работы Гете над трагедией «Фауст».

Чего не понимают, тем не владеют.

Гёте Иоганн Вольфганг фон

В 1774 году выходит в печать роман «Страдания юного Вертера». Роман, во многом автобиографический, пользуется огромным успехом. Фигура главного героя рождает целую волну подражания вплоть до совершения самоубийства. Гете становится знаменитым и в 1775 году его приглашает ко двору наследный принц, герцог Саксонии-Веймара Карл Август. Переехав в Веймар, Гете становится советником и близким другом принца, занимаясь довольно большим кругом вопросов: управляет военной коллегией, руководит дорожным строительством, становится смотрителем многих памятников и музеев, а также придворного театра. Помимо этого

Гете ведет активную светскую жизнь, устраивая многочисленные балы, праздники, карнавалы, охоты. В это время поэт все больше времени уделяет изучению естественных наук, занимается физикой, ботаникой, анатомией. В 1786 году, видимо устав от многочисленных политических обязанностей, которые мешали его литературным и научным трудам, Гете буквально сбегает из Веймара и полтора года проводит в Италии. В Веймар Гете окончательно вернулся только в 1789 году и с этого времени был освобожден от большинства общественных дел.

Не жалуйся на врагов, хуже было бы, если бы они стали друзьями, которым твоя личность была бы вечным, тайным упреком.

Гёте Иоганн Вольфганг фон

В этом же году начинается сожительство поэта с Кристианой Вульпиус, работницей цветочной мастерской (официально вступили в брак в 1806). В середине 90-х годов XVIII века Гете знакомится с Шиллером и их дружба продолжается вплоть до смерти последнего. В 1808 году Гете встречается с Наполеоном и император награждает поэта орденом Почетного легиона. В этом же году закончена первая часть трагедии «Фауст». Все это время Гете не оставляет государственной службы и в 1815 году получает должность Первого государственного министра. В 1825 году поэт начинает работу над второй частью «Фауста», которую он закончит только в 1831 году, незадолго до своей смерти. Между тем Гете пережил и свою супругу (скончалась в 1816 году от инсульта) и единственного сына (умер в 1830). Сам Гете скончался в 1832 году в Веймаре и похоронен в усыпальнице Веймарских герцогов рядом со своим другом Фридрихом Шиллером.

Юмор - один из элементов гения.

Гёте Иоганн Вольфганг фон

Интересные факты из жизни

В социальной психологии есть такое понятие как «эффект Вертера» (или «синдром Вертера») - массивная волна подражающих самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещенного по телевидению или других СМИ.

В 1784 Гете открыл межчелюстную кость у человека.

Все было бы очень хорошо, если бы все наши поступки можно было бы совершать дважды.

Гёте Иоганн Вольфганг фон

Награды писателя

Кавалер Большого креста Ордена Гражданских заслуг Баварской короны (Бавария)
Кавалер Ордена Святой Анны 1-й ст. (Российская империя)
Кавалер Командорского креста Австрийского Императорского ордена Леопольда (Австрия)
Кавалер Большого креста Ордена Почетного легиона (Франция)

Библиография

Большое Веймарское издание сочинений Гёте насчитывает 143 тома. В частности, им написано более 3000 стихотворений.
Основные художественные произведения.
Страдания юного Вертера (1774)
Фауст (1774–1831)
Ифигения в Тавриде (1779–1786)
Торквато Тассо (1780–1789)
Эгмонт (1788)
Римские элегии (1790)
Годы учения Вильгельма Мейстера (1795–1796)
Поэзия и правда (1811–1833)
Западно-восточный диван (1814–1819)
Годы странствий Вильгельма Мейстера (1821–1829)

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Вольфганг фон Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832) – поэт, писатель и драматург, основоположник немецкой литературы Нового времени. Гёте является одним из самых ярких представителей романтического литературного направления «Буря и натиск». Вершина творчества Гёте – всемирно известная трагедия «Фауст» (1808–1832). В период 1786–1788 годов великий литератор жил в Италии, впечатления о которой вдохновили его на создание классических драм «Ифигения в Тавриде» (1787), «Торквато Тассо» (1790).

Гёте всегда был в окружении прекрасных женщин. Щедрый и заботливый любовник, он привлекал их своей красотой и пылкостью. Представительницы прекрасной половины человечества были для него идеалом, путеводной звездой, стихией. По мнению некоторых биографов, первой любовью поэта была Гретхен. Образ Гретхен озарял творчество Гёте в дни юности, сопровождал его мечты в зрелом возрасте, а на закате жизни воплотился в самую привлекательную героиню творчества Гёте, фаустовскую Гретхен.

А познакомился юный Вольфганг с очаровательной Гретхен так. Однажды в кругу веселых друзей он засиделся за полночь. Средства для шумных празднеств добывались различными способами: молодые люди подделывали векселя, находили поэту заказы на стихи для разных торжественных случаев.

Приглашенная на вечеринку Гретхен была старше Гёте на год, она великодушно принимала поклонение молодого поэта, однако старалась не давать ему повода для некорректного поведения. Большую часть время занимала светская беседа, которая затянулась в этот раз надолго. Гретхен заснула, положив хорошенькую головку на плечо своего кавалера, который гордо и счастливо сидел, стараясь не шелохнуться. Казалось, ничто не могло помешать сближению молодых людей, но полиция узнала о проделках веселой компании. На допросе Гретхен заявила, что действительно встречалась с Гёте, и, хотя свидание было для нее большим удовольствием, тем не менее их отношениях являлись чисто платоническими. Откровения Гретхен ранили молодого поэта в самое сердце. Он считал себя уже взрослым мужчиной, а не мальчишкой, на которого смотрят сверху вниз.

Кто хотя бы раз был влюблен в юности, знает, как сладостны, но, увы, мимолетны первые увлечения. Через два года, когда Гёте уже учился в Лейпциге, его сердце пленила такая же очаровательная, но более близкая ему по духу девушка. В доме трактирщика Шенкопфа поэт часто проводил свои свободные вечера. Молодым людям прислуживала дочь хозяина трактира, которая подавала гостям вино. Это и была Анна-Катерина, или попросту Кетхен, которую Гёте в своих ранних сборниках называет то Анхен, то Аннетой.

19-летняя девушка обладала приятной внешностью. Об этом можно судить по письму Горна, одного из друзей Гёте. «Представь себе девушку, – писал он, – хорошего, но не очень высокого роста, с круглым, приятным, хотя не особенно красивым личиком, с непринужденными, милыми, очаровательными манерами. В ней много простоты и ни капли кокетства. Притом она умна, хотя и не получила хорошего воспитания. Он ее очень любит и любит чистой любовью честного человека, хотя и знает, что она никогда не сможет быть его женой». Кетхен не осталась равнодушной к чувствам молодого поэта и ответила ему взаимностью.

Однако любовная идиллия длилась недолго. Вольфганга начали одолевать беспочвенные приступы ревности, которые в конце концов надоели гордой девушке, и ей пришлось оставить Гёте и больше никогда к нему не возвращаться. Только после разрыва поэт понял, как сильно любил свою Анхен.

Чистый образ Кетхен Гёте пытался утопить в вине и кутежах, чем основательно подорвал здоровье. Для того чтобы его поправить, создатель «Фауста» уехал домой, во Франкфурт, но образ очаровательной девушки преследовал его и там. Два года спустя Гёте сообщили, что Кетхен выходит замуж, причем за его доброго знакомого, доктора Канне, будущего вице-бургомистра Лейпцига. Потрясение было настолько сильным, что Вольфганг слег от легочного кровотечения. В многочисленных письмах, написанных в этот период, Гёте высказывал сожаление о потерянном счастье: «Вы мое счастье! Вы единственная из женщин, которую я не мог назвать другом, потому что это слово слишком слабо в сравнении с тем, что я чувствую».

В душевных муках родилась известная пастораль «Капризы влюбленного». В ее героях, проводящих время в беспрерывных ссорах, легко узнаются Гёте и Кетхен. Сюжетами его произведений часто становились события из его собственной жизни. По этому поводу великий поэт говорил: «Все мои произведения – только отрывки великой исповеди моей жизни».

После выздоровления Гёте направился в Страсбург для изучения юриспруденции. Шумная и праздничная атмосфера Страсбурга помогла Вольфгангу забыть о Кетхен. Гёте начал брать уроки танцев у местного учителя, у которого было две дочери – Люцинда и Эмилия. Красота последней, Эмилии, пленила его, однако поэт не мог рассчитывать на взаимность: так случилось, что стрела Амура пронзила сердце второй сестры.

Люцинда, как настоящая француженка, пыталась добиться взаимности. Однажды она обратилась к гадалке, и та сказала ей, что она не пользуется расположением человека, к которому неравнодушна. Люцинда стала бледна как мел, и гадалка, догадавшись, в чем дело, заговорила о каком-то письме, но девушка прервала ее словами: «Никакого письма я не получала, а если правда, что я люблю, то правда также, что я заслуживаю взаимности». Расстроенная девушка убежала в свою комнату, и никакие просьбы не могли заставить ее открыть двери. Эмилия, видя, какие муки доставляют сестре свидания с поэтом, предложила Гёте прекратить уроки танцев и чистосердечно призналась ему, что любит другого и связана с ним словом. Подчинившись горькой необходимости, поэт удалился.

Особо следует отметить связь Гёте с дочерью зозенгеймского пастора Бриона, Фридерикой. В то время доброй, поэтичной Фридерике было всего 16 лет. Поэт встретил ее случайно и был поражен девственной красотой дочери пастора. В ту встречу Фридерика была одета в коротенькую юбку и черный фартук; глаза ее сияли и, казалось, вопрошали, что такой блестящий господин делает в забытом богом городке. Незнакомца охватила страсть молодого влюбленного человека, вдохновение сквозило в каждом его взоре и движении. Юная Фридерика ответила с той же страстью, и на следующий день молодые люди уже гуляли вдвоем. Как тяжела была минута расставания! Гёте уезжал во Франкфурт почти в качестве жениха, хотя помолвки не было, поскольку первую встречу поэта с возлюбленной и высшее проявление любовного пыла – признание – разделяло всего два дня. Простая деревенская девушка сыграла важную роль в развитии творческого потенциала Гёте, для которого после встречи с Фридерикой мир заиграл новыми красками.

Конец бурного романа Гёте был не таким радужным, как его начало. Поэт так и не женился на Фридерике, хотя фактически уже считался ее женихом. Да и сам Гёте понимал, что девушка из провинции не может стать женой поэта с мировой славой. Гёте продолжал ее любить, скучал по ней, но ясно сознавал: разлука неизбежна. Со своей стороны Фридерика хранила верность Гёте до последних дней жизни. Предложения следовали одно за другим, но она оставалась к ним равнодушна. «Кто был любим Гёте, – сказала однажды Фредерика своей сестре, – не может любить никого другого».

После мучительной разлуки с любимой девушкой поэт пытался найти утешение в работе. К этому периоду принадлежат несколько известных произведений, в том числе нашумевшая пьеса «Гец фон Берлихинген», которая сделала ее автора главой направления «Буря и натиск». В это же время поэт набросал план «Прометея» и «Фауста», обессмертившего его имя.

С мая по сентябрь 1772 года Гёте провел в Вецлагере, где проходил адвокатскую практику в Имперской судебной палате. Вольфганг быстро снискал себе славу философа и покорил всех своим острым умом. Прекрасные девушки сами искали знакомства с ним. В Вецлагере 23-летний поэт познакомился с Шарлоттой Буфф, дочерью управляющего имениями Немецкого рыцарского ордена. Влияние любви Гёте к Шарлотте Буфф (он называл ее Лотта) трудно переоценить. Если бы не было в жизни поэта этой прекрасной и чистой женщины, возможно, он никогда и не создал бы свое произведение «Страдания молодого Вертера». В этой повести читатель легко может угадать Лотту. Позднее ее нежная красота была запечатлена на полотне Каульбаха. «Пройдя через двор к красивому зданию и взобравшись вверх по лестнице, я отворил дверь; моим глазам предстало самое восхитительное зрелище, когда-либо виденное мной. В первой комнате шестеро детей от одиннадцати до двухлетнего возраста крутились около красивой, среднего роста девушки, одетой в простенькое белое платье с розовыми бантами на груди и на рукавах. Она держала черный хлеб и отрезала порции окружавшим ее малюткам, сообразуясь с возрастом и аппетитом каждого, и подавала с такой приветливостью!»

Несмотря на снедавшее поэта чувство, он не мог сблизиться с Шарлоттой, так как она была помолвлена с другим. Поэтому Гёте решил уехать из города, даже не простившись со своей возлюбленной.

Поклонники творчества знаменитого поэта наверняка знают, какое место в его жизни занимала Лили, или, точнее, Анна Элизабет Шенеман. Лили была невестой Гёте и едва не стала его женой. Поэт посвятил ей несколько стихотворений: «Парк Лили», «Тоска», «Блаженство печали», «Осенью», «Лили», «Новая любовь, новая жизнь», «Белинде», «Золотому сердечку, которое он носил на груди». Лили представляла собой полную противоположность Гёте. Богатая, веселая и легкомысленная, она праздно проводила время в окружении светского общества. Даже ближайшие друзья и приятели не допускали мысли о браке между ними.

Знакомство Гёте с Элизабет Шенеман произошло в конце 1774 года в доме ее родителей во Франкфурте. Лили тогда было всего 16 лет. Она сидела за роялем и играла сонату. Позже в автобиографии Гёте так описал нахлынувшие чувства: «Мы взглянули друг на друга, и, не хочу лгать, мне показалось, что я почувствовал притягательную силу самого приятного свойства». Даже такой мимолетной встречи для пылкого поэта было достаточно, чтобы тотчас же написать стихотворение и излить свои чувства.

Лили, как и любой другой кокетливой женщине, нравилось принимать сердечные излияния Гёте. Дело, возможно, кончилось бы браком, если бы не различие социальных статусов их семей. Корнелия, сестра Гёте, всеми силами старалась расстроить их брак, так как знала, какая буря поднимется в доме Гёте, если об этом опрометчивом решении узнает их отец. Но поэт не хотел ничего слушать.

Одна из «благодетельниц», девица по имени Дельф, взяла на себя трудную задачу устроить дело. Она сообщила влюбленным, что родители согласны на этот брак, и велела подать друг другу руки. Так состоялось обручение, после которого все же ничего не последовало. Во время поездки Гёте в Швейцарию окружение Лили стремилось убедить ее, что жених более не проявляет к ней прежних пылких чувств. В результате молодые люди расстались. Вскоре после разрыва Лили вышла замуж за страсбургского банкира, а Гёте, уезжая в Италию, оставил в своей записной книжке следующее: «Лили, прощай! Во второй раз, Лили! Расставаясь в первый раз, я еще надеялся соединить нашу судьбу. Теперь же решено: мы должны порознь разыграть наши роли. Я не боюсь ни за себя, ни за тебя. Так все это кажется запутанным. Прощай».

В возрасте 39 лет Гёте находился в зените славы. Герцог Веймарский почитал за честь принимать его у себя и даровал поэту дворянское звание и в придачу чуть не все самые высокие должности и награды крошечного государства. По сути, Гёте стал национальным героем Веймара.

В это время в его жизнь вошла Христиана Вульпиус – маленькая, ничего особенного собой не представлявшая цветочница 23 лет, которая имела весьма скромный достаток. К тому же она была необразованна, не умела читать и писать. Но тем не менее Христиана привлекала своей свежестью и чистотой. У нее была мягкая кожа, ясный взгляд, румяные щеки, красивые каштановые локоны, которые падали на лоб. Для того чтобы помогать матери содержать семью, она пошла на фабрику работать цветочницей и изготавливала из шелковых лоскутков искусственные цветы, которые потом украшали шляпы и декольте прекрасных веймарских дам.

Их роман был, наверное, даже больше чем мезальянс, однако Гёте благодарил судьбу за то, что она преподнесла ему такой подарок. Итак, Гёте и Христиана встретились в Дворцовом парке в Веймаре.

По мнению биографов, Христиана в тот же день стала возлюбленной Гёте, поскольку оба ежегодно отмечали 12 июля годовщину своего союза. В «Римской элегии» можно найти строфы, которые, несомненно, посвящены Христиане: «Милая, каешься ты, что сдалась так скоро? Не кайся: помыслом дерзким, поверь, я не принижу тебя», – так начинается третья элегия. Спустя некоторое время Христиана оставила работу на фабрике и посвятила все свое время Гёте, став его тайной любовницей, существование которой он всячески скрывал.

Но скрывать было бесполезно: новость быстро облетела весь город. Местным кумушкам казалось, что поэт просто аморален, раз выбрал в качестве любовницы простую цветочницу. В июле 1790 года, чтобы прекратить разговоры о своей порочности, он официально объявил об отношениях с Христианой. Однако даже такой смелый в глазах общества того времени поступок не спас девушку от нападок. Друг Гёте, Шиллер, бывая в домике на Фрауэнплане, просто не замечал Христиану. В 1800 году в творчестве Гёте наметился некоторый спад, и Шиллер полагал, что это следствие его совместной жизни с Христианой.

Для Гёте Христиана была отдушиной, человеком, с которым можно было забыть о высоких требованиях светского общества, интеллектуальных упражнениях и чопорной атмосфере двора. Поэт называл свою возлюбленную «дитя природы» и «мой маленький эротикон». Видимо, только в домашней атмосфере он находил столь необходимый для него островок любви и понимания.

В течение 17 лет Христиана оставалась всего лишь сожительницей Гёте. Поэт решил узаконить их отношения только в 1806 году, при французских оккупационных властях. Даже когда Христиана стала матерью его сына Августа, появившегося на свет на рождественской неделе 1789 года, поэт не помышлял о браке. Семейная жизнь Гёте не походила на идиллию, им выпало пережить немало драм, которые, конечно же, не могли не оставить следа в характере самой веселой из девушек-цветочниц.

Несмотря на сложные проблемы, Христиана на все трудности отвечала смехом. В сущности, она являлась воплощением чувственного тепла и женской непосредственности, по выражению самого Гёте «ein Lieb mit allen seinen Prachten» («плоть во всем своем великолепии»). Герцог Вюрмбергский не противился браку Гёте с Христианой, а Карл Август охотно дал согласие стать крестным отцом сына поэта, Августа. Конечно же, сама мать ребенка не присутствовала на крестинах сына, Гёте не мог допустить появления своей возлюбленной в высшем свете.

После бракосочетания двери многих известных гостиных открылись перед Христианой, однако пользоваться своим «возвышением» долго ей не пришлось. Под конец жизни она очень сильно располнела, поэтому предпочитала не показываться на людях. К тому же Христиана страдала уремией, отчего все ее тело отекало. Гёте, всегда боявшийся болезней и упоминаний о смерти, не проявлял к жене особого участия. Христиана умерла в одиночестве, он не держал ее руку в своей в последние мгновения.

Жизнь Гёте сплошь состояла из бурных, но непродолжительных романов. Христиане удавалось довольно долгое время удерживать поэта возле себя, но даже после женитьбы он не перестал увлекаться другими женщинами.

Яркой, безудержной страстью в его жизни была Беттина. По свидетельствам современников, эта женщина обладала неуемным демоническим желанием. Сначала влюбленная «гарпия» просто забрасывала его цветами, а затем она приехала в Веймар, бросилась поэту в объятия и, как она сама рассказывала, при первом же свидании заснула у него на груди. Для Гёте такая плотская, даже животная, любовь была откровением, и он ожил, невольно поддавшись ее очарованию. Но разрыв был неизбежен: великий поэт не мог долго выносить постоянные сцены ревности и обвинения, которые предъявляла ему Беттина.

Когда поэту было уже 65 лет, он встретился с очаровательной женой банкира Виллемера, Марианной. Их страсть была настолько сильной, что, читая записки Гёте, относящиеся к тому периоду, кажется, что их автор – совсем еще молодой человек, который торопится насладиться неизведанным дотоле чувством. Влюбленные вели переписку в течение 17 лет и всячески поддерживали друг друга. За месяц до своей смерти Гёте вернул Марианне ее письма и ее стихотворение «К западному ветру».

Последняя любовь поэта вспыхнула, когда ему было уже 75 лет. Ульрика Левецов полюбила Гёте искренней, пылкой любовью, не иссякавшей в ее душе до самой смерти. Она хранила ему верность в течение всей своей жизни, поскольку так и не нашла человека, который мог бы занять в ее сердце место, принадлежавшее Гёте.

В конце концов возникает вопрос, почему Гёте был так любим женщинами. Прекрасным ответом будут слова Генриха Гейне: «В Гёте мы находим во всей полноте ту гармонию внешности и духа, которая замечается во всех необыкновенных людях. Его внешний вид был так же значителен, как и слова его творений; образ его был исполнен гармонии, ясен, благороден, и на нем можно было изучать греческое искусство, как на античной скульптуре. Этот гордый стан никогда не сгибался в христианском смирении червя: эти глаза не взирали грешно-боязливо, набожно или с елейным умилением: они были спокойны, как у какого-то божества. Твердый и смелый взгляд вообще признак богов. Этим свойством обладали и глаза Наполеона; поэтому я уверен, что он был богом. Взгляд Гёте оставался таким же божественным в глубокой старости, каким он был в юности…»

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Кухня века автора Похлёбкин Вильям Васильевич

Вольфганг Пук Популярный повар в гурманских кругах США в конце 90-х годов. Работает в Калифорнии. В США весьма распространена временная мода на поваров точно так же, как и на популярных хоккеистов, бейсболистов или боксеров. Но проходит она даже быстрее, чем мода на видных

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

ГЁТЕ (1749–1832) На его смерть русский поэт Евгений Баратынский отозвался так: Погас! но ничто не оставлено им Под солнцем живых без привета; На все отозвался он сердцем своим, Что просит у сердца ответа; Крылатою мыслью он мир облетел, В одном беспредельном нашел ей

Из книги История человеческой глупости автора Рат-Вег Иштван

Из книги «Моссад» - первые полвека автора Кунц И

Вольфганг Лотц Лотц родился в 1921 году в Германии, в Мангейме. Его мать Елена была еврейской актрисой, а христианин-отец Ганс - директором театра в Гамбурге, затем менеджером берлинского театра. К счастью для Вольфганга, в детстве он не был подвергнут обрезанию. После

автора Згурская Мария Павловна

Гете Иоганн Вольфган (Род. в 1749 г. – ум. в 1832 г.) Немецкий поэт, прозаик, драматург, мыслитель. Романы «Страдания молодого Вертера», «Годы учений Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера»; драмы «Ифигения», «Эгмонт»; трагедия «Фауст»; поэмы «Поэтическое

Из книги История человечества. Запад автора Згурская Мария Павловна

Моцарт Вольфганг Амадей Полное имя – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт (род. в 1756 г. – ум. в 1791 г.) Выдающийся австрийский композитор, клавесинист, органист, дирижер, один из величайших представителей мировой музыкальной классики. Его творческое наследие

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

7.5.8. Эпоха «бури и натиска» и творчество Гёте Немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832) родился в состоятельной семье. Он учился в Лейпцигском и закончил Страсбургский университет, получив степень доктора права. Гёте знал

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Нация Гёте и Бетховена В освобожденные от коммунистов окрестности Ленинграда европейцы принесли культуру. Как? Да как всегда: разрушили прекрасные дворцы в Петергофе, Пушкине, Гатчине, Павловске, украли Янтарную комнату. Что не смогли увезти, изуродовали на месте.В

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Наводнение, 1777 год Вольфганг Крафт, Иоганн Георги, Екатерина II В историю города 1777 год вошел прежде всего как год катастрофического по своим масштабам наводнения. О том, насколько поднялась вода, свидетельствует табличка, установленная под аркой Невских ворот

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Гете Илья Бузукашвили «Благороден будь, скор на помощь и добр» – такова была его формула счастья. Он искал ее долгие годы. Всю свою жизнь.Иоганн Вольфганг Гете родился «в полдень, с двенадцатым ударом колокола» 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. Роды были трудными.

Из книги Супружеские измены автора Иванова Наталья Владимировна

Иоганн Вольфганг фон Гёте Вольфганг фон Гёте Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749–1832) – поэт, писатель и драматург, основоположник немецкой литературы Нового времени. Гёте является одним из самых ярких представителей романтического литературного направления «Буря и

Из книги Повседневная жизнь французов при Наполеоне автора Иванов Андрей Юрьевич

Из книги Стратегии гениальных мужчин автора Бадрак Валентин Владимирович

Из книги Знаменитые писатели автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Иоганн Вольфган Гете (28.08.1749 – 22.03.1832) Немецкий поэт, прозаик, драматург, мыслитель.Романы «Страдания молодого Вертера», «Годы учений Вильгельма Мейстера», «Годы странствий Вильгельма Мейстера»; драмы «Ифигения», «Эгмонт»; трагедия «Фауст»; поэмы «Поэтическое призвание

Из книги MMIX - Год Быка автора Романов Роман

Немецкий писатель, мыслитель, естествоиспытатель, почетный член Петербургской АН (1826).

В 1775 по при-гла-ше-нию Кар-ла Ав-гу-ста, бу-ду-ще-го ве-ли-ко-го гер-цо-га Сак-сен-Вей-мар-ско-го и Эй-зе-нах-ско-го, Г. пе-ре-ехал в Вей-мар. С 1779 тай-ный со-вет-ник, с 1782 ка-мер-пре-зи-дент, в этом же го-ду воз-ве-дён в дво-рян-ст-во. Соб-ст-вен-но ху-дож. твор-че-ст-во для Г. в это вре-мя ото-шло на вто-рой план: од-но-вре-мен-но с адм. и хо-зяйств. дея-тель-но-стью в Вей-ма-ре Г. за-ни-мал-ся ес-теств. нау-ка-ми: круг его ин-те-ре-сов вклю-чал зоо-ло-гию и бо-та-ни-ку [«Ме-та-мор-фо-за рас-те-ний» («Die Metamorphose der Pflanzen», 1790)], ос-тео-ло-гию и ана-то-мию (в 1786 Г. от-крыл меж-че-лю-ст-ную кость у че-ло-ве-ка), оп-ти-ку и тео-рию цве-та («Beiträge zur Op-tik», 1791-92; «Zur Farbenlehre», Bd 1-2, 1810), ме-тео-ро-ло-гию, гео-ло-гию и ми-не-ра-ло-гию. Пред-став-ле-ние о ми-ре как о жи-вой це-ло-ст-но-сти рас-кры-ва-ет-ся в та-ких по-ня-ти-ях на-тур-фи-ло-со-фии Г., как «мор-фо-ло-гия» [впер-вые вве-дён-ный им тер-мин для обо-зна-че-ния уче-ния о фор-ме (Gestalt), фор-ми-ро-ва-нии и пре-об-ра-зо-ва-нии («ме-та-мор-фо-зе») ор-га-нич. тел, рас-те-ний и жи-вот-ных], «пра-фе-но-мен» [об-на-ру-жи-вае-мая в об-ли-ке кон-крет-ной ве-щи (напр., «пра-ра-сте-ния») сущ-ность це-ло-го клас-са ана-ло-гич-ных яв-ле-ний], «по-ляр-ность» (ди-на-мич. един-ст-во про-ти-во-на-прав-лен-ных сил в их взаи-мо-обу-слов-лен-но-сти). Об-ра-ще-ние к на-тур-фи-ло-соф-ским про-бле-мам обу-сло-ви-ло из-ме-не-ния в его ли-ри-ке: в сти-хо-тво-ре-ни-ях «Зим-няя по-езд-ка в Гарц» («Harzreise im Winter», 1777), «Бо-же-ст-вен-ное» («Das Göttliche», 1782), «Иль-ме-нау» («Il-me-nau», 1783), двух «Ноч-ных пес-нях стран-ни-ка» (1776, 1780) субъ-ек-тив-ное на-ча-ло ус-ту-па-ет ме-сто кос-мич. чув-ст-ву со-под-чи-нён-но-сти че-ло-ве-ка при-ро-де. Та-ин-ст-вен-ная ма-гия при-ро-ды вос-пе-та Г. в зна-ме-ни-тых бал-ла-дах «Ры-бак» («Der Fi-scher», 1778) и «Лес-ной царь» («Erlkönig», 1782).

Ус-тав от слож-ных взаи-мо-от-но-ше-ний при Вей-мар-ском дво-ре, Г. 3.9.1786 тай-но от-пра-вил-ся в пу-те-ше-ст-вие по Ита-лии. Впе-чат-ле-ния от этой по-езд-ки лег-ли в ос-но-ву эс-те-ти-ки вей-мар-ско-го клас-си-циз-ма; они так-же от-ра-зи-лись в «Рим-ских эле-ги-ях» («Römische Elegien», изд. в 1795), вдох-нов-лён-ных лю-бов-ной ли-ри-кой др.-рим. по-этов (Ка-тул-ла, Ти-бул-ла, Про-пер-ция, Ови-дия) и свя-зан-ных с Кри-стиа-ной Вуль-пи-ус, с ко-то-рой Г. по-зна-ко-мил-ся по воз-вра-ще-нии из Ита-лии в 1788 (ста-ла же-ной Г. в 1806). В 1788 за-кон-че-на и вы-шла в свет тра-ге-дия «Эг-монт» («Egmont»), в 1790 опуб-ли-ко-ва-на дра-ма «Тор-ква-то Тас-со» («Torquato Tasso»), став-шая, как и тра-ге-дия «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де» («Iphi-genie auf Tau-ris», 1787), яр-ким сви-де-тель-ст-вом об-ра-ще-ния Г. к иде-аль-ной «пре-крас-ной гу-ман-но-сти». Вто-рое итал. пу-те-ше-ст-вие (1790) при-нес-ло раз-оча-ро-ва-ние, что про-яви-лось в иро-нич-но-по-ле-мич. «Ве-не-ци-ан-ских эпи-грам-мах» («Vene-zia-nischen Epigramme», 1796). Франц. ре-во-лю-ция по-на-ча-лу бы-ла вос-при-ня-та Г. в ко-мич. клю-че [ко-ме-дии «Ве-ли-кий Коф-та» («Der Groß-Cophta»), 1792; «Гра-ж-да-нин ге-не-рал» («Der Bürgergeneral»), «Мя-теж-ные» («Die Aufgereg-ten»), обе 1793]. В сти-хотв. эпо-се «Гер-ман и До-ро-тея» («Hermann und Dorothea», 1797) Г. со-еди-нил идил-лич. кар-ти-ны сель-ской жиз-ни с изо-бра-же-ни-ем дра-ма-тич. судь-бы эмиг-ран-тов. Ве-ли-чие ре-во-лю-ции как со-бы-тия, от-крыв-ше-го но-вый пе-ри-од ми-ро-вой ис-то-рии, бы-ло осоз-на-но Г. в пе-ри-од во-ен. кам-па-нии во Фран-ции в 1792-93. Свои мыс-ли о франц. по-хо-де Г. за-фик-си-ро-вал в ав-то-био-гра-фич. соч. «Кам-па-ния во Фран-ции» («Cam-pagne in Frank-reich 1792») и «Оса-да Майн-ца» («Bela-gerung von Mainz», оба 1822). В 1794 Г. по-лу-чил от Ф. Шил-ле-ра при-гла-ше-ние при-нять уча-стие в но-вом ж. «Оры» («Die Horen»), что при-ве-ло к пло-до-твор-ной друж-бе двух по-этов. В этом же го-ду вы-шел в свет са-ти-рич. жи-вот-ный эпос «Рей-не-ке-лис» («Reineke Fuchs»). В 1794-95 в «Орах» опуб-ли-ко-ван ро-ман в но-вел-лах «Раз-го-во-ры не-мец-ких эмиг-ран-тов» («Un-terhaltungen deuts-cher Ausge-wan-der-ten»), по-стро-ен-ный в осн. на об-ра-бот-ке тра-диц. ев-роп. по-ве-ст-во-ва-тель-ных сю-же-тов.

В ро-ма-не «Го-ды уче-ния Виль-гель-ма Мей-сте-ра» («Wilhelm Meisters Lehr-jah-ren», изд. в 1795-96), вы-звав-шем бур-ную дис-кус-сию (с уча-сти-ем Ф. Шил-ле-ра, К. В. фон Гум-больд-та, К. Г. Кёр-не-ра, Ф. Шле-ге-ля, Но-ва-ли-са, Жан По-ля), дан клас-сич. об-ра-зец нем. «ро-ма-на вос-пи-та-ния», вос-соз-даю-ще-го ис-то-рию со-ци-аль-но-го и нравств. ста-нов-ле-ния лич-но-сти. В 1797 Г. и Шил-лер опуб-ли-ко-ва-ли яз-ви-тель-ные «Ксе-нии» («Xenien»), при-мер лит. по-ле-ми-ки вей-мар-ско-го клас-си-циз-ма. В 1797 Г. на-пи-сал и опуб-ли-ко-вал ряд по-лу-чив-ших ми-ро-вую из-вест-ность бал-лад: «Кла-до-ис-ка-тель» («Der Schatzgräber»), «Уче-ник вол-шеб-ни-ка» («Der Zauberlehrling»), «Ко-ринф-ская не-вес-та» («Die Braut von Korinth»), «Бог и бая-де-ра» («Der Gott und die Ba-jadere»). Сле-дуя при-ме-ру Шил-ле-ра, Г. из-да-вал жур-на-лы «Про-пи-леи» («Pro-pyläen», 1798-1800) и «Об ис-кус-ст-ве и древ-но-сти» («Über Kunst und Alter-thum», 1816-28), с 1804 - «Иен-скую все-об-щую ли-те-ра-тур-ную га-зе-ту» («Jenai-sche Allgemeine Literaturzeitung»).

В 1808 Г. при-нял уча-стие в Эр-фурт-ском кон-грес-се и бе-се-до-вал с На-по-ле-о-ном I. В это же вре-мя, не-смот-ря на не-бла-го-при-ят-ные внеш-ние об-стоя-тель-ст-ва (тя-го-ты во-ен. вре-ме-ни, вы-зван-ные втор-же-ни-ем На-по-ле-о-на в Гер-ма-нию), за-кон-че-ны 1-я часть тра-ге-дии «Фауст» (изд. в 1808), ро-ман «Из-би-ра-тель-ное срод-ст-во» («Die Wahlverwandtschaften», Bd 1-2, изд. в 1809); на-чат ав-то-био-гра-фич. труд «По-эзия и прав-да. Из мо-ей жиз-ни» («Dichtung und Wahrheit. Aus meinem Leben», Bd 1-4, изд. в 1811-33). В «Из-би-ра-тель-ном срод-ст-ве» Г. дал но-вую, сим-во-лич. ин-тер-пре-та-цию про-бле-мы бра-ка и взаи-мо-от-но-ше-ний ме-ж-ду по-ла-ми: тон-кий пси-хо-ло-гич. ана-лиз от-те-ня-ет-ся ана-ло-гия-ми из хи-мич. нау-ки. «По-эзия и прав-да» ох-ва-ты-ва-ет ран-ний пе-ри-од жиз-ни Г. (до пе-ре-ез-да в Вей-мар), кри-ти-че-ски оце-ни-вая субъ-ек-ти-визм и бун-тар-ст-во «Бу-ри и на-тис-ка». С 1813 Г. ра-бо-та-ет над но-вым ав-то-био-гра-фич. со-чи-не-ни-ем - «Италь-ян-ское пу-те-ше-ст-ви-е» («Die Italienische Reise», Bd 1-3, изд. в 1816-29), в цен-тре ко-то-ро-го - идея «вто-ро-го ро-ж-де-ния» Г., осоз-на-ние се-бя как ар-ти-ста, ху-дож-ни-ка и пи-са-те-ля. С 1814 по 1819 Г., вдох-нов-лён-ный Ха-фи-зом в пе-ре-во-де Й. фон Хам-ме-ра и лю-бо-вью к Ма-ри-ан-не фон Вил-ле-мер, соз-да-ёт по-этич. цикл «За-пад-но-вос-точ-ный ди-ван» («West-östlicher Divan», изд. в 1819), со-про-во-див его за-ме-ча-ния-ми и ком-мен-та-рия-ми («Noten und Abhandlungen zu besserem Verständnis des West-östlichen Divans», 1819). Ори-ен-таль-ная те-ма, во мно-гом иду-щая от ро-ман-ти-ков, ис-тол-ко-ва-на Г. в ду-хе сбли-же-ния куль-тур За-па-да и Вос-то-ка. Не ме-нее ва-жен ав-то-био-гра-фич. мо-тив об-ре-те-ния влюб-лён-ным по-этом вто-рой юно-сти (об-ра-зы Ха-те-ма и Зу-лей-ки). Идил-лич., пат-ри-ар-халь-ный Вос-ток - «край люб-ви, ви-на и пес-ни» («Хид-жра») - пред-ста-ёт у Г. как жи-вое, гар-мо-нич-ное един-ст-во люб-ви, по-эзии и ре-ли-гии. С 1816 Г. воз-вра-тил-ся к ра-бо-те над «Фау-стом» (2-я часть). В 1823 лю-бовь к Уль-ри-ке фон Ле-вет-цов при-ве-ла к соз-да-нию «Ма-ри-ен-бад-ской эле-гии» («Elegie von Marienbad», 1823) - ше-дев-ра позд-ней ли-ри-ки Г., ко-то-рая в це-лом тя-го-те-ет к на-тур-фи-ло-соф-ской от-вле-чён-но-сти, иро-нии и ди-дак-ти-ке [«Пер-во-гла-го-лы. Уче-ние ор-фи-ков» («Urwor-te. Orphisch», изд. в 1820); «Дорн-бург-ские сти-хо-тво-ре-ния» («Dornburger Ge-dichte», 1828, из-да-но посм. в 1833)]; в ней про-яв-ля-ет-ся тен-ден-ция к цик-ли-за-ции [«Ки-тай-ско-не-мец-кие вре-ме-на го-да и дня» («Chine-sisch-deutsche Jahres- und Tages-zeiten», 1827, изд. в 1830)]. В 1829 из-дан ро-ман «Го-ды стран-ст-вия Виль-гель-ма Мей-сте-ра» («Wilhelm Meisters Wan-der-jahren, oder Die Entsagenden»), в ко-то-ром тес-но пе-ре-пле-те-ны важ-ней-шие для Г. те-мы: прак-тич. кол-лек-тив-ной дея-тель-но-сти на бла-го об-ще-ст-ва, стран-ст-вия, от-ре-че-ния от субъ-ек-тив-ных же-ла-ний и уст-рем-ле-ний, со-пут-ст-вую-ще-го про-цес-су дея-тель-но-го вос-пи-та-ния, ду-хов-но-го воз-рас-та-ния лич-но-сти. Пуб-ли-ци-сти-ка позд-не-го Г. от-ли-ча-ет-ся ис-клю-чит. ши-ро-той ин-те-ре-сов: он от-кли-ка-ет-ся на осн. со-бы-тия лит. жиз-ни Ев-ро-пы, со-сто-ит в пе-ре-пис-ке с ве-ду-щи-ми ев-роп. жур-на-ла-ми, ин-те-ре-су-ет-ся разл. нац. ли-те-ра-ту-ра-ми, вы-со-ко оце-ни-вая твор-че-ст-во Дж. Бай-ро-на, Т. Кар-лей-ля, Ф. Р. де Ша-тоб-риа-на, В. Гю-го, П. Ме-ри-ме, А. Манд-зо-ни, В. А. Жу-ков-ско-го и др. Ин-тен-сив-ные лит. кон-так-ты зре-ло-го и позд-не-го Г. при-ве-ли его к фор-ми-ро-ва-нию кон-цеп-ции все-мир-ной лит-ры как еди-ной «кро-ве-нос-ной сис-те-мы» совр. куль-ту-ры. Идея все-мир-ной лит-ры Г. свя-за-на с его кон-цеп-ци-ей клас-си-че-ско-ро-ман-тич. син-те-за, по-ни-мае-мо-го им как спор и диа-лог двух ти-пов твор-че-ст-ва. В це-лом не при-ни-мая ро-ман-тизм как тен-ден-ци-оз-ное, ма-нер-ное, «боль-ное» иск-во, Г. обя-зан ро-ман-ти-кам не толь-ко ин-те-ре-сом к Вос-току, но и ув-ле-че-ни-ем ср.-век. нем. иск-вом и ар-хи-тек-ту-рой (со-труд-ни-че-ст-во в 1810-е гг. с кол-лек-цио-не-ром и пи-са-те-лем С. Бу-ас-се-ре).

В 1831 Г. за-вер-шил 2-ю часть «Фау-ста», соз-дав од-но из са-мых зна-чит. про-из-ве-де-ний ми-ро-вой лит-ры. Г. вос-при-нял из-вест-ный сю-жет о чер-но-книж-ни-ке и ма-ге че-рез приз-му нар. книг 16-17 вв. и пьес для ку-коль-но-го те-ат-ра, из-ме-нив под влия-ни-ем Про-све-ще-ния трак-тов-ку центр. пер-со-на-жа: Фа-уст у Г. оп-рав-дан без-ус-лов-ной во-лей к со-зи-да-нию. Дея-тель-но-му Фау-сту на про-тя-же-нии всей тра-ге-дии слу-жат де-мо-нич., ма-гич. си-лы при-ро-ды, во-пло-щён-ные в фи-гу-ре Ме-фи-сто-фе-ля, ко-то-рый сво-им от-ри-ца-ни-ем и скеп-си-сом при-зван бес-по-ко-ить и по-бу-ж-дать Фау-ста к но-вым свер-ше-ни-ям и к са-мо-пре-одо-ле-нию. Ком-по-зи-ци-он-но тра-ге-дия со-сто-ит из «По-свя-ще-ния», «Те-ат-раль-но-го всту-п-ле-ния», «Про-ло-га на не-бе» и двух час-тей. 1-я, го-ти-че-ски-ср.-век., часть тра-ге-дии вклю-ча-ет две осн. сю-жет-ные ли-нии: ис-то-рию Фау-ста как учёно-го (мо-ти-вы не-до-воль-ст-ва схо-ла-стич. ср.-век. учё-но-стью, по-ис-ков но-вой жиз-нен-ной муд-ро-сти; са-ти-ра на фи-ли-сте-ров от нау-ки в об-ра-зе Ваг-не-ра) и лю-бов-ную ис-то-рию Фау-ста и Грет-хен (мо-ти-вы столк-но-ве-ния с тра-диц. мо-ра-лью, по-гру-же-ния в мир эле-мен-тар-ных ин-стинк-тов, по-ис-ка «веч-но жен-ст-вен-но-го»). 2-я часть тра-ге-дии, со-стоя-щая из пя-ти ак-тов, вы-во-дит ге-ро-ев на про-стор ми-ро-вой ис-то-рии, по-зво-ляя Фау-сту с по-мо-щью Ме-фи-сто-фе-ля реа-ли-зо-вы-вать свои дерз-кие по-мыс-лы. Брак с Еле-ной - сим-во-лич. ото-бра-же-ние идеи клас-си-че-ско-ро-ман-тич. син-те-за - за-кан-чи-ва-ет-ся тра-ги-че-ски: гиб-нет сын Еле-ны и Фау-ста Ев-фо-ри-он (в нём уга-ды-ва-ют-ся чер-ты Бай-ро-на), Еле-на ос-тав-ля-ет Фау-ста, воз-вра-ща-ясь в не-дос-ти-жи-мый мир клас-сич., ан-тич-но-го идеа-ла. В 5-м ак-те Фа-уст, по-лу-чив в дар от им-пе-ра-то-ра кло-чок су-ши на бе-ре-гу мо-ря, стре-мит-ся осу-ще-ст-вить иде-ал «сво-бод-но-го тру-да на сво-бод-ной зем-ле», по-пут-но об-ре-кая на ги-бель пат-ри-ар-халь-но-идил-лич. па-ру - Фи-ле-мо-на и Бав-ки-ду. Ос-ле-п-лённый За-бо-той, Фа-уст до кон-ца про-дол-жа-ет ру-ко-во-дить стро-ит. ра-бо-та-ми; фи-наль-ная сце-на пред-став-ля-ет со-бой по-срам-ле-ние Ме-фи-сто-фе-ля и три-умф Фау-ста, ис-тол-ко-вы-вав-ший-ся разл. об-ра-зом: как яв-ле-ние Бо-же-ст-вен-ной бла-го-да-ти, тор-же-ст-во «веч-но жен-ст-вен-но-го», «все-об-щее спа-се-ние» в ду-хе бо-го-слов-ской кон-цеп-ции Ори-ге-на или как сви-де-тель-ст-во творч. не-уда-чи ав-то-ра.

Про-из-ве-де-ния Г. пе-ре-во-ди-лись в Рос-сии с 1780 («Кла-ви-го» в пер. О. П. Ко-зо-дав-ле-ва). Сре-ди пе-ре-во-дчи-ков Г. - В. А. Жу-ков-ский, М. Ю. Лер-мон-тов, Ф. И. Тют-чев, К. С. Ак-са-ков, Н. П. Ога-рёв, А. А. Фет, А. К. Тол-стой, К. Д. Баль-монт, И. Ф. Ан-нен-ский, Вяч. И. Ива-нов, В. Я. Брю-сов, М. А. Куз-мин, С. М. Со-ловь-ёв, Б. Л. Пас-тер-нак, Н. А. За-бо-лоц-кий, Д. С. Са-мой-лов и др. Наи-бо-лее из-вест-ные пе-ре-во-ды «Фау-ста» при-над-ле-жат Н. А. Хо-лод-ков-ско-му (1878) и Б. Л. Пас-тер-на-ку (1-я часть - 1949, 2-я часть - 1952); его пе-ре-во-ди-ли так-же А. А. Фет (1882-83) и В. Я. Брю-сов (1919-20).

Гёте один из тех писателей и мыслителей, которые изменили мир. Его произведения полны духовности и эстетичности. Иоганн Вольфанг Гёте одинаково хорош был в прозе, поэзии и драматургии, что является доказательством его литературного таланта.

Путь к славе начался с написания стихов. В течении жизни им было написано около 1500 стихов! Роман «Страдания юного Вертера» принёс Гёте всемирную славу. Самым известным его произведением считается трагедия «Фауст», в которой он выразил свои духовные и художественные изыскания.

Краткая биография

Родился в 1749 году в городке Франкфурте-на-Майне. Дом, где жил Гёте до сих пор сохранилс. В нынешнее время он является музеем писателя. Дед Гёте сначала держал портняжную лавку, затем открыл трактир.

На его деньги жил сын и внуки. Иоганн Каспар Гёте, отец писателя, служил юристом, а мать, Катарина Элизабет Текстор, являлась дочерью верховного судьи. Иоганн Вольфанг получил вместе с сестрой Корнелией хорошее домашнее образование. Его обучением занимались восемь репетиторов.

В обучающую программу входило изучение семи иностранных языков, естественные науки, игра на музыкальных инструментах, езда на лошади, фехтование и танцы . Мать привила своим детям любовь к чтению, а бабушка подарила домашний кукольный театр.

Со своими друзьями юный Иоганн разыгрывал пьесы по своему сценарию. В семейной библиотеке Гёте насчитывалось около 2 тысяч экземпляров книг. В одной из них рассказывалось о докторе Фаусте, в будущем послужившим прототипом к его книге «Фауст».

В возрасте 16 лет Иоганн отправился в Лейпциг изучать юриспруденцию, но окончить университет ему не удалось из-за болезни. У него обострился туберкулёз. Отец семейства был раздосадован, что увеличило непонимание между ним и сыном.

В 1770 году Гёте возобновил обучение юриста в Страсбурге. Здесь он находит себя как поэт, завязывает дружбу с литераторами, которые станут в будущем видными деятелями своей эпохи.

После окончания обучения занимается адвокатской практикой и публицистикой. В 1775 году Гёте был помолвлен с Лили Шёнеман, но свадьба не состоялась по причине разногласий по религиозным вопросам с будущим зятем. В отчаянии Иоганн принимает предложение от герцога Карла Августа жить при дворе.

Гёте многое сделал в сфере реформ, что дало возможность получить дворянский титул. К 33 годам он достиг небывалых высот во многих областях науки . Заниматься литературной деятельностью не хватало времени. В середине 1780 его начинает тяготить придворная жизнь.

Практически тайно ото всех Гёте выезжает за границу. Он побывал во многих странах Европы. После возвращения поэт завязывает отношения с Кристианой Вульпиус. Девушка не была вхожа в высший свет, поэтому отношения не были с ней зарегистрированы.

Она родила Гёте много детей. Брак Иоганн заключил с Кристиной 18 лет спустя. Поэт прожил долгую насыщенную событиями жизнь. Умер Иоганн Гёте в 1832 году.

Герой трагедии «Фауст» - личность историческая, он жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы. Но под пером Гете драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы.

Книга содержит полную версию «пьесы для чтения» «Фауст» крупнейшего немецкого поэта И. В. Гете (1749-1832). В издании помещены избранные иллюстрации немецкого художника Морица Рецша, которые Гете видел и нашел искусными и «остроумными».

Вступительная статья и примечания Н. Вильмонта.

Перевод с немецкого Б. Пастернака

БВЛ - Серия 1. Книга 50. Герой трагедии «Фауст» - личность историческая, он жил в XVI веке, слыл магом и чернокнижником и, отвергнув современную науку и религию, продал душу дьяволу. О докторе Фаусте ходили легенды, он был персонажем театральных представлений, к его образу обращались в своих книгах многие авторы. Но под пером Гете драма о Фаусте, посвященная вечной теме познания жизни, стала вершиной мировой литературы. Книга содержит полную версию «пьесы для чтения» «Фауст» крупнейшего немецкого поэта И. В. Гете (1749-1832). В издании помещены избранные иллюстрации немецкого художника Морица Рецша, которые Гете видел и нашел искусными и «остроумными». Вступительная статья и примечания Н. Вильмонта. Перевод с немецкого Б. Пастернака

Вниманию читателей предлагается книга великого немецкого поэта, философа и естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гёте (1749–1832), содержащая его учение о цвете. Автор начинает свой труд с рассмотрения различных физиологических и природных явлений, влияющих на зрительное восприятие человеком окружающего мира, а затем переходит к историческому анализу учения о цвете, обращаясь как к теориям древнейших времен, так и к учениям Нового времени, в частности, рассматривает и подвергает критике учение Ньютона о цветах. Кроме того, в книге в разделе, озаглавленном «Теория познания», содержатся статьи и наброски разных лет, а также афоризмы И. В. Гёте, которые помогают создать портрет личности великого поэта и мыслителя.

Книга будет интересна как специалистам - физиологам, психологам, философам, искусствоведам, так и широкому кругу читателей.

Книга Страдания юного Вертера отражает промежуток жизни автора романа - Иоганна Вольфганга Гете, а именно пережитые им чувства любви и переживаний. История героя носит трагический характер. Молодой человек, испытывающий высокие, но безответные чувства, находится в дисбалансе с обществом, и пребывает в состоянии меланхолии. Его мысли чаще останавливаются на варианте самоубийства, которое потом будет толковаться, как проявление свободы воли. Такой образ героя крепко устоится в мировой литературе, и будет порождать подражание и дополнение себя. После выхода произведения в свет, появился термин вертеризм, обозначающий конфликт человека с миром.

«Фауст» – бессмертная трагедия гениального немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте, ставшая одним из шедевров мировой литературы. «Фауст» был создан на основе средневековых немецких сказаний. Но под пером Гете маг и чернокнижник Иоганн Фауст превратился в ученого, уставшего от бесплодности собственной жизни и томления духа. Чтобы найти смысл и ценность человеческого существования, он решается заключить сделку с коварным посланцем преисподней. Гениальное творение, посвященное познанию жизни, творческой силе человеческого духа, противостоянию Бога и сатаны, Гете создавал на протяжении всей своей жизни.

Пересказанная поэма о Рейнеке-лисе представляет собой реалистическую панораму жизни разных сословий в условиях феодального строя.

Дорогие юные читатели!

Я думаю, что кое-кто из вас знает, что свое прославленное произведение «Рейнеке-лис», созданное в 1794 году, великий немецкий поэт написал не прозой, а стихами.

Поэма эта переводилась и на русский язык. Последний русский стихотворный перевод также принадлежит мне.

Почему же я переработал свой стихотворный перевод и предлагаю вам, школьникам среднего возраста, прозаический пересказ поэмы Гёте?

Дело вот в чем. Поэма написана стихотворным размером гекзаметром, тем самым, каким написаны «Илиада» и «Одиссея» Гомера и другие произведения древних. Писали гекзаметром и русские поэты-классики.

Современные поэты редко пользуются этим размером, а наша школьная молодежь, кроме тех, кто специально интересуется поэзией, гекзаметрические тексты читает с некоторым затруднением. Затруднение это вызывается тем, что строка гекзаметра, состоящая в основе своей из шести равномерных отрезков (стоп), по три слога в каждой стопе и с ударением на первом из трех слогов, очень часто усекается, теряет один или несколько слогов, и это как бы нарушает плавное течение стиха.

Так вот: чтобы не затруднить большинству из вас, дорогие юные читатели, первое знакомство с великим произведением Гёте, которое не только увлечет вас своим содержанием и доставит вам немало веселых минут своим блестящим остроумием, но и послужит художественной иллюстрацией при изучении вами на уроках истории европейского феодализма, я и решил пересказать вам «Рейнеке-лиса» прозой.

Все же я надеюсь, что со временем многие из вас захотят пополнить свои впечатления и заинтересуются полным стихотворным переводом гениальной сатирической поэмы великого Гёте. А те, кто, повзрослев, будет достаточно хорошо знать немецкий язык, может быть, обратятся и к самому немецкому оригиналу поэмы.

Лев Пеньковский Иллюстрации Вильгельма Каульбаха.

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe ) - крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Свое творчество он называл «фрагментами огромной исповеди». Автобиографические его произведения, в т.ч. Поэзия и правда (Dichtung und Wahrheit), рассказывающая историю детства и юности поэта вплоть до 1775; Путешествие в Италию (Italienische Reise), отчет о поездке в Италию в 1786–1788; Французская кампания 1792 (Die Campagne in Frankreich 1792) и Осада Майнца в 1793 (Die Belagerung von Mainz, 1793), а также Анналы и Дневники (Annalen и Tag- und Jahreshefte), охватывающие период от 1790 до 1822, – все были опубликованы в твердой уверенности, что невозможно оценить поэзию, не поняв прежде ее автора.
Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Д. Недовича), – писал он в одном из поздних стихотворений. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Не слишком строгое домашнее обучение под наблюдением отца, а потом три года студенческой вольницы в Лейпцигском университете оставляли ему достаточно времени, чтобы удовлетворить тягу к чтению и испробовать все жанры и стили эпохи Просвещения, так что к 19 годам, когда тяжелая болезнь вынудила его прервать учебу, он уже овладел приемами версификации и драматургии и был автором довольно значительного числа произведений, большинство которых впоследствии уничтожил. Специально сохранен был стихотворный сборник Аннетте (Das Buch Annette, 1767), посвященный Анне Катарине Шёнкопф, дочери владельца лейпцигского трактира, где Гёте обычно обедал, и пасторальная комедия Капризы влюбленного (Die Laune des Verliebten, 1767).
В Страсбурге, где в 1770–1771 Гёте завершил юридическое образование, и в последующие четыре года во Франкфурте он был лидером литературного бунта против принципов, установленных И.Х.Готшедом (1700–1766) и теоретиками Просвещения.
В Страсбурге Гёте встретился с И.Г.Гердером (1744–1803), ведущим критиком и идеологом движения «Бури и натиска», переполненным планами создания в Германии великой и оригинальной литературы. Восторженное отношение Гердера к Шекспиру, Оссиану, Памятникам старинной английской поэзии Т. Перси и народной поэзии всех наций открыло новые горизонты перед молодым поэтом, чей талант только начал раскрываться. Он написал Гёца фон Берлихингена (Götz von Berlichingen) и, используя шекспировские «уроки», начал работу над Эгмонтом (Egmont) и Фаустом (Faust); помогал Гердеру собирать немецкие народные песни и сочинил множество стихов в манере народной песни. Гёте разделял убежденность Гердера в том, что истинная поэзия должна идти от сердца и быть плодом собственного жизненного опыта поэта, а не переписывать давние образцы. Эта убежденность стала на всю жизнь его главным творческим принципом. В этот период пылкое счастье, каким его наполняла любовь к Фридерике Брион, дочери зезенгеймского пастора, воплотилась в яркой образности и задушевной нежности таких стихов, как Свидание и разлука (Willkommen und Abschied), Майская песнь (Mailied) и С разрисованной лентой (Mit einem bemalten Band); укоры же совести после расставания с нею нашли отражение в сценах покинутости и одиночества в Фаусте, Гёце, Клавиго и в ряде стихотворений. Сентиментальная страсть Вертера к Лотте и трагическая его дилемма: любовь к девушке, уже обрученной с другим, – часть собственного жизненного опыта Гёте. Стихи к Лили Шёнеман, молодой красавице из франкфуртского общества, рассказывают историю его мимолетного увлечения.
Одиннадцать лет при веймарском дворе (1775–1786), где он был другом и советником молодого герцога Карла Августа, коренным образом изменили жизнь поэта. Гёте находился в самом центре придворного общества – неустанный выдумщик и устроитель балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Он стал членом герцогского Тайного совета, а позднее – государственным министром; ведал прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д. и многие годы провел, изучая геологию, минералогию, ботанику и сравнительную анатомию. Но более всего пользы принесло ему продолжительное ежедневное общение с Шарлоттой фон Штайн. Эмоциональность и революционное иконоборчество периода «Бури и натиска» отошли в прошлое; теперь идеалами Гёте в жизни и искусстве становятся сдержанность и самоконтроль, уравновешенность, гармония и классическое совершенство формы. Вместо великих гениев его героями становятся вполне обычные люди. Свободные строфы его стихов спокойны и безмятежны по содержанию и ритмике, но мало-помалу форма становится жестче, в частности Гёте предпочитает октавы и элегические двустишия великой «тройки» – Катулла, Тибулла и Проперция.
Многочисленные служебные обязанности Гёте серьезно препятствовали завершению начатых им крупных произведений – Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meister), Эгмонта, Ифигении (Iphigenie) и Тассо (Tasso). Взяв полуторагодичный отпуск, он едет в Италию, занимается там лепкой, делает более тысячи пейзажных набросков, читает античных поэтов и историю античного искусства И.И.Винкельмана (1717–1768).
По возвращении в Веймар (1789) Гёте не сразу перешел к «оседлому» образу жизни. В течение следующих шести лет он предпринял второе путешествие в Венецию, сопровождал веймарского герцога в его поездке в Бреслау (Вроцлав), участвовал в военной кампании против Наполеона. В июне 1794 он установил дружеские отношения с Ф.Шиллером, который просил помощи в издании нового журнала «Оры», и после этого жил главным образом в Веймаре. Ежедневное общение поэтов, обсуждение планов, совместная работа над такими замыслами, как сатирические Ксении (Xenien, 1796) и баллады 1797, были для Гёте прекрасным творческим стимулом. Были опубликованы сочинения, лежавшие у него в столе, в т.ч. Римские элегии (Römische Elegien), плод ностальгии по Риму и любви к Кристиане Вульпиус, которая стала в 1806 женой Гёте. Он закончил Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre, 1795–1796), продолжил работу над Фаустом и написал ряд новых произведений, в т.ч. Алексис и Дора (Alexis und Dora), Аминт (Amyntas) и Герман и Доротея (Hermann und Dorothea), идиллическую поэму из жизни маленького немецкого городка на фоне событий Французской революции. Что касается прозы, то Гёте написал тогда сборник рассказов Беседы немецких эмигрантов (Unterhaltungen deutscher Ausgewanderten), куда вошла и неподражаемая Сказка (Das Märchen).
Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу. В этот период он писал сонеты к Минне Херцлиб, роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) и автобиографию. В 65 лет, надев восточную маску Хатема, он создал Западно-восточный диван (West-östlicher Diwan), сборник любовной лирики. Зулейка этого цикла, Марианна фон Виллемер, сама была поэтессой, и ее стихи органично вошли в Диван. Притчи, глубокие наблюдения и мудрые раздумья о человеческой жизни, нравственности, природе, искусстве, поэзии, науке и религии озаряют стихи Западно-восточного дивана. Те же качества проявляются в Разговорах в прозе и в стихах (Sprüche in Prosa, Sprüche in Reimen), Орфических первоглаголах (Urworte. Orhisch, 1817), а также в Разговорах с И.П.Эккерманом, опубликованных в последнее десятилетие жизни поэта, когда он заканчивал Вильгельма Мейстера и Фауста.
Умер Гёте в Веймаре 22 марта 1832.
ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ФОН ГЁТЕ
ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Гёц фон Берлихинген с железною рукою (Götz von Berlichingen mit der eisernen Hand, 1773), навеянный историческими хрониками Шекспира, дает яркую реалистическую картину Германии 16 в., рисуя конфликт старого имперского порядка, представленного его рыцарством и крестьянством, и новых сил, конфликт князей и городов, которым суждено определять современную жизнь. В основу пьесы Клавиго (Clavigo, 1774) положен эпизод из мемуаров П.О.К. Бомарше; в противоположность Гёцу это композиционно простая современная трагедия из жизни среднего сословия, поднятая Гёте на уровень проблемной пьесы, где каждый персонаж по-своему прав. Герой Эгмонта (Egmont, 1788) – нидерландский штатгальтер (наместник) времен Филиппа II, казненный испанцами во время борьбы Нидерландов за освобождение от испанского ига. Свобода – главная тема трагедии. Использование оркестра, сопровождающего в последнем акте аллегорическое видение богини Свободы, вызвало в то время резкую критику, но позднее к этому приему прибег и Шиллер – так был сделан первый шаг на пути к вагнеровским музыкальным драмам, увертюра Бетховена к Эгмонту продолжила эту традицию. Ифигения в Тавриде (Iphigenie auf Tauris, 1787) – поистине прекрасный гимн Гёте женщине. В противоположность Ифигении Еврипида, хитрой интриганке, героиня Гёте, поставив перед собой высокую цель снять семейное проклятие, достигает этой цели отказом от кровной мести, ни при каких обстоятельствах не изменяет себе и живет чистой безгрешной жизнью, уверенная в том, что боги одобряют ее человеколюбие. Торквато Тассо (Torquato Tasso, 1790) – потрясающая до глубины души и, при всех ограничениях, налагаемых возвышенностью стихотворного языка и классической формой, – реалистическая и убедительная трагедия гения, которому грозит безумие. Роман Избирательное сродство (Die Wahlverwandtschaften, 1809) подробно и непредвзято разбирает проблемы развода.
Опубликованный в 1774 сентиментальный психологический роман в письмах Страдания молодого Вертера (Die Leiden des jungen Werthers) принес автору мировую славу. Первая его часть содержит более или менее точные обстоятельства несчастной влюбленности Гёте в Шарлотту (Лотту) Буфф, невесту его друга Г.К.Кестнера, летом 1772 в Вецларе. В основе второй части – незадачливая судьба К.В.Иерузалема, брауншвейгского полномочного секретаря: презираемый аристократическим обществом Судебной палаты, изводимый начальством и влюбленный в жену коллеги, он в октябре 1772 покончил с собой. Кристаллизация этих материалов и персонажей, однако, состоялась под действием тягостного инцидента, который случился с Гёте в феврале 1774 в доме ревнивого мужа Максимилианы Брентано.
Небывалый успех романа нельзя отнести лишь за счет непревзойденного искусства, с каким Гёте облекает заурядную историю любви в эпистолярную форму. Тут кредо целого поколения, восставшего против примитивного оптимистического рационализма отцов, которые в дивном изобилии природы усматривали действие умозрительных законов, в ее таинственном Творце – своего рода часовщика, в событиях жизни – набор моральных прописей, а в окольных тропах потерь и обретений – торный путь к счастью, достижимому разумным поведением. Вопреки всему этому Вертер провозгласил право сердца.
Вильгельм Мейстер – главный персонаж гётевской дилогии Годы учения Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Lehrjahre) и Годы странствования Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters Wanderjahre). По жанру это роман воспитания (Bildungsroman), раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта. Первая редакция романа – Театральное призвание Вильгельма Мейстера (Wilhelm Meisters theatralische Sendung, написана в 1777–1786) – обнаружилась в Швейцарии в 1910 и была опубликована в 1911. Роман замечателен реалистическим описанием актерского быта, жизни бюргеров и аристократов и поистине уникален в оценках немецких, французских и английских драматургов, в частности Шекспира. Годы учения Вильгельма Мейстера (1795–1796) были вдохновлены дружеским участием Шиллера; шесть книг Театрального призвания вошли в первые четыре книги новой редакции, но подверглись пересмотру с более зрелых позиций автора. Согласно новому плану, Мейстера нужно было привести к более универсальной, гуманистической жизненной концепции, которой можно было достигнуть, лишь общаясь с аристократами. Театр безусловно сохраняет свое воспитательное значение, но только как окольный путь в направлении идеала, а не как цель сама по себе. Годы странствования, написанные в последние годы жизни (опубл. 1829), вновь демонстрируют перемены в философии и манере письма, что характерно для Гёте, всегда стремившегося идти в ногу с меняющимся временем. Промышленная революция, по своим последствиям много более важная, чем скоротечная Французская революция, подтвердила, насколько радикально изменились времена с тех пор, как были завершены Годы учения. Примечательно, что по окончании своих европейских путешествий Вильгельм с семьей и группой друзей эмигрировал в Америку, где они намеревались создать демократическое братство тружеников.
Фауст – центральная фигура многих легенд, не раз встречающаяся в истории литературы. Гёте понадобилось более 60 лет, чтобы завершить обработку легенды по генеральному плану, составленному в 1770. Первая часть вышла в свет лишь в 1808. Вторая часть – за исключением величественной трагедии Елены в III акте, начатой в 1800 и опубликованной в 1827, – главным образом творчество последних лет жизни писателя (1827–1831); завершена незадолго до смерти Гёте и опубликована в 1833.
Два великих антагониста мистериальной трагедии – Бог и дьявол, а душа Фауста – лишь поле их битвы, которая непременно окончится поражением дьявола. Эта концепция объясняет противоречия в характере Фауста, его пассивную созерцательность и активную волю, самоотверженность и эгоизм, смирение и дерзость, – дуализм его натуры автор мастерски выявляет на всех этапах жизни героя.
Трагедию можно разделить на пять актов неравной величины, в соответствии с пятью периодами жизни доктора Фауста. В акте I, завершающемся договором с дьяволом, Фауст-метафизик пытается разрешить конфликт двух душ – созерцательной и деятельной, которые символизируют соответственно Макрокосм и Дух Земли. Акт II, трагедия Гретхен, завершающая первую часть, раскрывает Фауста как сенсуалиста в конфликте с духовностью. Часть вторая, уводящая Фауста в свободный мир, к более высоким и чистым сферам деятельности, насквозь аллегорична, это словно сновидческая пьеса, где время и пространство не имеют значения, а персонажи становятся знаками вечных идей. Первые три акта второй части образуют единое целое и составляют вместе акт III. В них Фауст предстает художником, сначала при дворе Императора, потом в классической Греции, где он соединяется с Еленой Троянской, символом гармоничной классической формы. Конфликт в этом эстетическом царстве возникает между чистым художником, занимающимся искусством для искусства, и эвдемонистом, ищущим в искусстве личного наслаждения и славы. Кульминация трагедии Елены – брак с Фаустом, в котором находит выражение синтез классики и романтизма, какого искал и сам Гёте, и его любимый ученик Дж.Г.Байрон. Гёте отдал поэтическую дань Байрону, наделив его чертами Эвфориона, отпрыска этого символического брака. В акте IV, завершающемся смертью Фауста, он представлен как военачальник, инженер, колонист, деловой человек и строитель империи. Он на вершине своих земных свершений, но внутренний разлад по-прежнему мучит его, потому что он не в силах достичь человеческого счастья, не разрушая человеческой жизни, равно как не в силах создать рай на земле с изобилием и работой для всех, не прибегая к дурным средствам. Дьявол, всегда присутствующий рядом, на самом деле необходим. Этот акт заканчивается одним из самых впечатляющих эпизодов, созданных поэтической фантазией Гёте, – встречей Фауста с Заботой. Она возвещает ему близкую смерть, но он надменно игнорирует ее, до последнего вздоха оставаясь своевольным и неблагоразумным титаном. Последний акт, вознесение и преображение Фауста, где Гёте свободно использовал символику католических небес, – завершает мистерию величавым финалом, с молением святых и ангелов за спасение души Фауста милостью благого Бога.
Влияние Фауста на немецкую и мировую литературу огромно. Поэтической красотой с Фаустом не сравнится ничто, а по цельности композиции – разве что Потерянный рай Мильтона и Божественная комедия Данте.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS