Главная - Санузел
Анализ рассказа Астафьева «Людочка. Астафьев виктор петрович

Год издания книги: 1989

Рассказ Астафьева «Людочка» впервые был опубликован в 1989 году в одном из московских периодических изданий. Идея произведения возникла у автора после того, как он услышал историю одной женщины, которая надолго врезалась в память писателю. Работа «Людочка» Астафьева быстро стала популярной среди читателей и отчасти и благодаря ей писатель по сей день занимает высокое место среди .

Рассказа «Людочка» краткое содержание

Около пятнадцати лет назад автор услышал историю, которая поразила его до глубины души. Он точно не помнил, как зовут женщину, с которой переключились все эти события, поэтому решать назвать главную героиню простым именем Людочка. Родилась она в маленькой деревне под названием Вычуган в семье колхозников. Её отец, не выдержав тяжёлой работы, очень быстро пристрастился к алкоголю и изрядно поглупел, а через несколько лет после рождения дочери решил уйти из семьи. Без него им с матерью зажилось намного легче и свободнее.

Если читать рассказ «Людочка» Астафьева кратко, то узнаем, что через какое-то время некий тракторист, приехавший из леспромхоза, располагавшегося неподалеку от деревни, остался помочь по хозяйству. Он задержался на всю весну, да так после этого и остался жить с матерью Людочки. Пришло время, и Людочка закончила школу. Тогда мать сказала ей что для того, чтобы не угробить свою жизнь, девочка должна переехать в город. Женщина обещала помогать Людочке в первое время – до того, как девушка может найти себе нормальную работу.

Приехав в город, Людочка не знала, куда пойти, и поэтому вынуждена была ночевать на вокзале. Как только наступило утро, она отправилась в центр для того, чтобы зайти в парикмахерскую и сделать себе прическу. Однако парикмахерша, которая работала там уже несколько лет, отговорила девочку делать завивку, поскольку ее волосы и так выглядели достаточно слабыми. Несмотря на это, Людочка осталась в цирюльне и на протяжении всего дня помогала старой женщине, заметая помещение и принося все необходимые приборы. Вечером же Людочка обратилась к работнице и попросила сделать ее своей ученицей.

Парикмахершу звали Гавриловна, и Людочка чем-то пришлась ей по душе. Женщина попросила документы девушки и уже на следующий день оформила ее как свою ученицу. Поскольку жить главной героине было негде, старушка решила оставить ее у себя. Однако на долгое проживание женщина не была настроена – она сразу же предупредила свою ученицу, что как только она получит работу, то должна будет въехать в ближайшее общежитие.

На протяжении всего обучения Людочка внимательно слушала хозяйку парикмахерской, но делать прически у нее так и не получалось и по прошествии нескольких месяцев она не смогла сдать окончательный экзамен. Однако Людочка все же осталась в цирюльне в качестве уборщицы. Иногда она, правда, брала в руки машинку и стригла призывников и школьников. Кроме того, девушка постоянно тренировалась бесплатно делать модные и стильные причёски тем, кто собирался на местные дискотеки. За то, что девушка помогала Гавриловне по дому, делая все хозяйственные дела, женщина решила оформить ей прописку и переписать свой дом на ее имя.

Единственное, что доставляло большое неудобство для девушки, это дорога домой. Первую часть пути Людочка проезжала на местном трамвае. Однако потом она вынуждена была идти в дом через старый разрушенный парк Вэпэрзэ. Он был обустроен ещё в тридцатые годы, однако уже через двадцать лет его состояние полностью испортилось. Дело в том, что кому-то пришло в голову пустить через весь парк огромную трубу. Теперь она лежала не закопанной посреди парка, постоянно шипела источала пар. Спустя некоторое время труба изрядно подпортилась и из неё стала вытекать вода в виде горячие реки с большими ядовитыми кольцами мазута и большим количеством мусора. Однако, чтобы не лишать людей и данного кусочка природы, власти решили не уничтожать парк полностью, и даже соорудили там бетонные лавочки.

Именно на них в тёплое время года собиралась местная шпана. Там молодые люди играли в карты, употребляли алкоголь и развлекались с друг с другом. Самым главным среди них был юноша по имени Артём – молодой человек со светлыми кудрявыми волосами. Людочка знала его потому, что он часто захаживал к ней в парикмахерскую на стрижку. Однако не это было его главной целью – как-то раз в цирюльне произошла такая ситуация: молодой человек нагло полез к девушке, в результате чего она сильно ударила его машинкой для бритья. Из головы Артёма пошла кровь, и после этого он не только никогда не лез к Людочке, но и запретил всем своим друзьям издеваться над девушкой.

Как-то раз из тюрьмы вышел на свободу молодой человек, которого все местные называли Стрекач. С самого детства он занимался разбоем, отбирая у малышей сладости. Уже в средней школе стрекач стал нападать на людей, угрожая им ножом и забирая деньги. Как-то раз он изнасиловал почтальоншу, из-за чего впервые отправился за решетку на три года, о чем можем прочитать в рассказе Астафьева «Людочка». Анализ всех его предыдущих действий показал, что молодой человек уже никогда не сможет вести порядочный образ жизни. Поэтому, вернувшись из заключения, Стрекач всё также продолжал шантажировать местных людей. И вот, снова вернувшись из тюрьмы, Стрекач сидел в парке и кричал во весь голос о том, чтобы ему как можно быстрее привели какую-нибудь женщину. Тогда все молодые люди говорили, что сейчас должна закончится дискотека, и, когда девушки будут возвращаться домой, злоумышленник сможет выбрать себе жертву. В этот момент мимо скамейки проходила Людочка. Артём попытался остановить Стрекача, однако тот не стал его слушать. Он словил девушку и изнасиловал ее, а, чтобы не быть единственным виноватым, заставил всех остальных молодых людей тоже принять в этом участие. Как только девушка вырвалась, она мигом побежала домой, однако даже не смогла подняться наверх. Очнулась она в доме у Гавриловны, куда старая женщина сама затащила Людочку. Вместо того, чтобы пожалеть девушку, старушка предложила ей выпить, чтобы залечить душевные раны. Людочка ужасно себя чувствовала и не могла находиться больше в этом городе. Она приняла решение возвращаться обратно в деревню к своей маме.

Как только девушка приехала, она увидела, что ее мать беременна. Женщина сразу поняла, что именно произошло с его дочерью, однако и там ждало героиню рассказа Астафьева – Людочку, равнодушие от близких людей. Матери было сильно тяжело – вынашивать ребенка в таком возрасте достаточно сложно, да и дела по дому отнимают немало сил, поэтому ей было некогда жалеть дочь. Через несколько дней девушка решила, что пришла пора вернуться обратно в город. Мать помогла собрать вещи, и вместе с утренней электричкой главная героиня покинула свой дом.

Уже в городе Гавриловна рассказала Людочке о том, что Стрекач приказал девушке молчать, о том, что произошло тем вечером в парке. В противном случае он сказал, что убьет Людочку, а дом парикмахерши сожжет. Для того, чтобы обезопасить старую женщину, Людочка решает переехать в общежитие. Далее в произведении Астафьева «Людочка» краткое содержание рассказывает, что в тот момент Людочке вдруг вспомнился случай, который произошел с ней, пока она находилась в больнице несколько лет назад. Там она увидела молодого парня, который из-за местной медсестры находился при смерти. Теперь из-за халатности врачей он вынужден был медленно умирать на носилках в узком коридоре больницы. Как только Людочка заметила юношу, она тут же подошла к нему и положила свою руку ему на лицо. Просидев так несколько часов, Людочка решила отправиться к себе в палату. И тогда она увидела, что по щеке парня текут слезы. Он понимал, что все его предали и теперь ему придется умирать здесь в холодном коридоре в полном одиночестве. Девушка стояла возле Гавриловны и осознавала, насколько окружающие могут быть равнодушными и жестокими к другим людям.

Гавриловна решила оставить девушку у себя и научила ее, как возвращаться с работы домой, полностью избегая территории парка. Однако Людочку уже ничего не пугало, и она спокойно продолжала возвращаться темными вечерами домой через парк. Тем более она даже желала встретиться со Стрекачом. Ежедневно девушка носила с собой в сумке бритву, надеясь при встрече отрезать достоинство своему насильнику. Как-то раз ее заметила местная шпана, однако Стрекача с ними не было. Молодые люди стали угрожать девушке, желая изнасиловать ее. Людочка же спокойно ответила им, что должна переодеться после работы и, если парни немного подождут, то через несколько часов она снова вернется к ним в парк. Шпана поверила ей, пригрозив, что, если это была шутка, она еще об этом пожалеет. Вернувшись домой девушка переоделась, взяла с собой веревку и вышла на улицу. Людочка зашла в парк и нашла там огромный тополь. Она накинула на сук веревочку, сформировала петлю надела ее себе на шею. Мысленно простившись со своей матерью, отчимом и попросив прощения у Бога, она оттолкнулась ногами. Уже через несколько минут, как у главной героини , ее сердце перестало биться.

Далее в произведении Астафьева «Людочка» читать можем о том, что шпана, которая ждала Людочку, начала подозревать, что девушка их обманула. Они отправили одного из парней на разведку, и через несколько минут от прибежал к ним, сказав разбегаться в разные стороны. Немного позже он рассказал, что видел, как Людочка умирала в петле. Парни решают скрыться на время и хотят сообщить Стрекачу о случившемся.

После похорон девушки ее мать долго не могла прийти в себя. Отчим также не находил себе места. Как-то раз он решил отправиться в парк и застал там Стрекача. Недолго думая, он подошел к нему и швырнул негодяя в канаву. Увидев, что мужчина настроен достаточно решительно, остальная шпана в ужасе разбежалась. Сильные ожоги, которые получил Стрекач, свалившись в канаву, были совершенно несовместимы с жизнью. После этого отчим направился к тому дереву, на котором повесилась Людочка. Подойдя к суку, на котором еще висел кусок веревки, он немного дернул за него и тот обвалился. Мужчина подумал, что жаль, что сухой сук не сломался тогда, когда это было так необходимо. Тем временем УВД, которое задержало Артёма, за неимением улик вынуждено было отпустить его на свободу. Тот решил сразу же изменить свою жизнь – поступил в техникум, после которого нашел работу, женился и завел ребенка. Позже начальник УДВ, который вскоре должен был выйти на пенсию, составляя сводку по кварталам, не захотел портить статистику и не вставил дела по Людочке и Стрекачу, оформив их смерть как обычное самоубийство.

Рассказ «Людочка» на сайте Топ книг

Рассказ Астафьева «Людочка» читать настолько популярно, что это позволило ему занять высокое место среди . Но интерес к нему носит сезонный характер, что объясняется наличием произведения в школьной программе. Поэтому в дальнейшем рассказ «Людочка» Астафьева будет появляться среди лишь периодически.

Рассказ Астафьева «Людочка» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Гумманизм Астафьева, его непримиримость ко всякому злу и его светлая любовь и восхищение красотой Земли, которая должна поднимать души человеческие, делая их прекрасными, проявляется в каждом его произведении.

"Нравственность есть Правда", - писал Василий Шукшин. Правда и нравственность в литературе неотделимы. Астафьев "по натуре своей – моралист и певец человечности", в судьбах своих героев "выделяет этические моменты, какие понятны всякому времени, и нынешнему, и завтрашнему" - отмечает критик А. Макаров.

В сентябрьском номере журнала "Новый мир" за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие. Мать давно привыкла к устройству своей жизни. Отчим Людочки никак не относился к ней. "Жил он, жила она в одном доме и только".

Девушка чужая в родном доме. Чужая среди людей. Сегодня всем ясно, что наше общество больно. Но чтобы его правильно лечить, нужен верный диагноз. Над этим бьются лучшие умы страны. Очень точный диагноз одной из страшных болезней, поразивших страну, поставил Астафьев. Главную трагедию героини своего рассказа "Людочка", в образе которой отразились как две капли воды боли подавляющего большинства наших соотечественников, он увидел в душевном одиночестве. Рассказ легко вписывается в литературный процесс современности.

Одна из главных особенностей таланта Виктора Петровича - умение охватить проблемы, волнующие многих писателей: бесхозяйственность, падение нравственности, распад деревни, рост преступности. Астафьев показывает нам будничную, серую, самую обыкновенную жизнь: дом - работа - дом. В этом круге живёт Гавриловна, потерявшая здоровье в парикмахерской, её товарки, как должное принимающие всё горести и удары судьбы. В этом круге должна быть и главная героиня рассказа Людочка. И она, не сопротивляясь, ползёт по этому кругу, и мечта-то у неё самая обыкновенная, как у всех молоденьких девушек: выйти замуж, научиться работать. Речь героев Астафьева убедительным образом иллюстрирует это положение социальной психологии. "Покуль ты ученицей будешь – живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай, бог даст, и жизнь устроишь", – наставляла Гавриловна девушку.

Биография главной героини даётся писателем в самом начале повествования. "Людочка родилась в небольшой угасающей деревне" "слабенькой, болезненной и плаксивой". При помощи эпитетов автор создаёт у читателя соответствующий психологический настрой на развитие основной сюжетной линии. Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке. Цинизм, бездуховность – первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт – экологическая катастрофа. Картины природы в произведении – не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Мы видим деревню, "задыхающуюся в дикоросте", прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её "ароматы". Оба эти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, это стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг.

В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко "оперировать" судьбами тысяч людей. Но не хватало внимания к конкретным судьбам. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать – предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, покуда беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Им, живым, не его боль, не его жизнь, им своё сострадание дорого, и они хотят, чтоб скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучиться. "Живые не хотели приносить себя в жертву умирающему. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно, тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению". Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу.

Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов ("золотко моё", "голубонька сизокрылая", "ласточка", "касаточка"). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а "выразитель всех сил умственных и нравственных". "Плохие" выписаны со смаком. Остаётся только поаплодировать писателю за великолепное знание жаргона ("рвём когти", "кореши", "отвали", "пахан"). Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи ("втемяшилось в голову", "гнуть спину", "работала как конь").

Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как "деревня задохнулась в дикоросте", "испустившего резиновый дух крокодила Гену") используется множество сложных, полных эпитетов и метафоров, создающих отдельную картину ("пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце", "серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака"). Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым.

Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда "Людочка и мать метали стог", а потом девушка "в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху" с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим". Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

Посмотрите вокруг: раздоры, злость, гордыня мучают и терзают нашу землю. "Если не мы, то кто прорвёт этот замкнутый круг". Поэтому особенно актуальны проблемы в свете сегодняшнего дня, поднятые В. Астафьевым. Думая о Людочке, о её судьбе, о той растлевающей, гнетущей обстановке, в которой живут её ровесники и их близкие, невольно хочется воскликнуть: "Это хуже правды!" На это, и существует настоящий, большой художник, ярко показавший нам нашу мерзость и заставивший нас оглянуться вокруг и задуматься о том, как мы живём.

Героиню звали Людочка, родители были обычные люди, но вот отец спился от ужасной работы, а мама все переживала за будущее. Девочка росла, в негативной атмосфере, так как отец постоянно пил. Она редко улыбалась, радовалась жизни, училась она удовлетворительно, ничего ее не радовало. Как то раз, отец совсем исчез из жизни семьи, но им жилось так лучше. Не было никаких неурядиц, пьяных выступлений.

Когда Людочка будучи закончив школу, захотела уехать в город. Вот только денекг не было, но она решилась, первую ночь она провела на вокзале. Все свои сбережения она решила все таки потратить на себя, она зашла в солидную парикмахерскую, сев в кресло сказала что бы ей сделали причёску, и покрасили, но старая парикмахерша сказала, что не следует, так как волосы очень тонкие и ещё хуже будут выглядеть.потом она потребовала сделать ей маникюр. Сказав спасибо она вышла из парикмахерской. Она решила подкараулить эту старую парикмахершу, и попросилась к ней в ученицы. Парикмахерша осмотрела ее, попросила документы, и пошла устроила на работу. Она позвала Людочку жить к себе, го поставила некоторые условия, не пить, не курить, не водить парней, приходить домой в 11 и слушать во всем хозяйку.

Людочка во всем слушалась свою хозяйку, ну а работа ей давалась уж очень туго, она стригла мужчин под машинку, это удавалась ей отлично.

Как то все заходил к ней паренёк Артемка, как толко она не пыталась уложить кудри Артёмки, все бесполезно, ну а он не ради кудрей ходил к ней.

Тут как то приехал всем известный Стрекач, увидел Людочку и давай к ней приставать, а она испугалась и давай бежать сломя голову, прибежала к дому, упала и потеряла сознание. Людочка пришла в себя и решила ехать домой, к маме. Помогла там маме и отчиму и обратно в город. Девушка вспомнила одну историю, что она не помогла одному человеку и теперь винит во всем себя.

Людочка боялась ходить через парк, ведь тот случай, когда стрекач с пацанами подкараулили ее не даёт ей покоя, у неё с собой есть бритва на всякий случай.

Что то произошло и пошла она к тополю, навязала верёвку, попрощалась с родными. Пацаны уже как бы ругали ее, один пошёл на разведку и увидел дрожащее тело Людочка. Побежал все рассказывать друзьям, они скрылись.

Картинка или рисунок Людочка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кошка, которая гуляла сама по себе Киплинга

    В далекие времена все животные были дикими. Они бродили, где им вздумается. Одним из таких животных был кот. Он ходил, где хотел в полном одиночестве.

  • Краткое содержание На краю света Лескова

    В этом произведении описана подлинная история из жизни и работы архиепископа Иркутского, а затем и Ярославского, Нила, рассказанная прозаиком публицистом Николаем Семеновичем Лесковым.

  • Краткое содержание Чехов Медведь

    Елена Ивановна Попова жена помещика. Она имеет несчастье стать вдовой. Женщина находится в глубокой скорби, но реальность заставляет ее оторваться от своей скорби.

  • Краткое содержание Четвертая высота Елены Ильиной

    Книга основана на реальных событиях, где говорится о девушке, которая за короткое время своей жизни смогла достичь многого. Первые страницы произведения показывают нам судьбу простой семьи, проживающей в Москве.

  • Краткое содержание Чехов Дуэль

    Рассказ об отношениях молодого человека Ивана Лаевского и замужней даму Надежды Федоровны. Некоторое время тому назад, они бежали на Кавказ, оставив мужа Надежды Федоровны в Петербурге

В. Астафьев — рассказ «Людочка». В этом рассказе ав­тор представляет нам трагическую историю деревенской де­вушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиг­раф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские стро­ки: «Что в имени тебе моем?». Вступление наполнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручаю­щей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?».

И далее он разворачивает перед читателем эту простую ис­торию о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяю­щейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, зам­кнутой, по-крестьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с матерью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает в посе­лок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерс­кую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.

Рассказ о жизни героини в этом поселке предваряется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы ви­дим запустение, разорение, издевательство человека над при­родой. В парке выкопана канава, по которой течет горячая бурда — грязь и мазут. Вокруг «дурнолесье» и «дурнотравье»: растут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник. Место полностью захламлено человеком: всюду бутылки, мусор, сло­манные скамейки. С этой ужасной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: «Ленинизм живет и побежда­ет!», «Слава советскому народу, народу-победителю!». Так пи­сатель, используя прием контраста, говорит об огромной дис­танции между планами государства и реальной жизнью. И в деревне Вычуган, и в поселке — всюду разруха, пьянство, ни­щета, нравственная деградация общества. С большой ирони­ей, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозун­гами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, «имали девок». Вот как Астафьев описы­вает танцы в этом парке: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному», «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».

Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек, способный на любую подлость и гнус­ность. Именно он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк. Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятелями. Свое отно­шение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях — едких и саркастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и примитивный тип. Став жертвой насилия, героиня тяжело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Однако все остаются равнодушными к ее горю. В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в больнице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою ост­рую вину перед ним. В простой душе этой девушки живут силь­ные и глубокие чувства.

После всего произошедшего Людочка испытывает глубо­кое чувство вины, стыда, отчаяния, одиночества. «Никто ни о чем не спрашивал — никому до меня нет дела!» — думает она. И она решает покончить с собой, повесившись на дереве. Горь­кое восклицание автора словно продолжает мысли его герои­ни: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простень­кой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»

Самоубийство девушки вызывает неоднозначную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, от­чим Людочки расправляется со Стрекачом. В поселке же все остается по-прежнему. Астафьев замечает: «Угнетенные, ог­рабленные, царапанные, резанные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодорожного поселка вздох­нут теперь освобожденно и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взра­щенного». С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это «темное царство» погубило невин­ную душу.

А каковы же истоки этих бед? По мысли писателя, корень этого зла — в разрыве связей народа со своей историей, в ги­бели русской деревни, в губительной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов.

Виктор Астафьев

Ты камнем упала.

Я умер под ним.

Вл. Соколов

Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад.

Я никогда не видел ее, ту девушку. И уже не увижу. Я даже имени ее не знаю, но почему-то втемяшилось в голову - звали ее Людочкой. «Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный…» И зачем я помню это? За пятнадцать лет произошло столько событий, столько родилось и столько умерло своей смертью людей, столько погибло от злодейских рук, спилось, отравилось, сгорело, заблудилось, утонуло…

Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце? Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?


Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец - колхозником. Отец от ранней угнетающей работы и давнего, закоренелого пьянства был хилогруд, тщедушен, суетлив и туповат. Мать боялась, чтоб дитя ее не родилось дураком, постаралась зачать его в редкий от мужних пьянок перерыв, но все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой, болезной и плаксивой.

Она росла, как вялая, придорожная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо-старательная и до сплошных двоек не опускалась.

Отец Людочки исчез из жизни давно и незаметно. Мать и дочь без него жили свободнее, лучше и бодрее. У матери бывали мужики, иногда пили, пели за столом, оставались ночевать, и один тракторист из соседнего леспромхоза, вспахав огород, крепко отобедав, задержался на всю весну, врос в хозяйство, начал его отлаживать, укреплять и умножать. На работу он ездил за семь верст на мотоцикле, сначала возил с собой ружье и часто выбрасывал из рюкзака на пол скомканных, роняющих перо птиц, иногда за желтые лапы вынимал зайца и, распялив его на гвоздях, ловко обдирал. Долго потом висела над печкой вывернугая наружу шкурка в белой оторочке и в красных, звездно рассыпавшихся на ней пятнах, так долго, что начинала ломаться, и тогда со шкурок состригали шерсть, пряли вместе с льняной ниткой, вязали мохнатые шалюшки.

Постоялец никак не относился к Людочке, ни хорошо, ни плохо, не ругал ее, не обижал, куском не корил, но она все равно побаивалась его. Жил он, жила она в одном доме - и только. Когда Людочка домаяла десять классов в школе и сделалась девушкой, мать сказала, чтоб она ехала в город - устраиваться, так как в деревне ей делать нечего, они с самим - мать упорно не называла постояльца хозяином и отцом - налаживаются переезжать в леспромхоз. На первых порах мать пообещала помогать Людочке деньгами, картошкой и чем Бог пошлет, - на старости лет, глядишь, и она им поможет.

Людочка приехала в город на электричке и первую ночь провела на вокзале. Утром она зашла в привокзальную парикмахерскую и, просидев долго в очереди, еще дольше приводила себя в городской вид: сделала завивку, маникюр. Она хотела еще и волосы покрасить, но старая парикмахерша, сама крашенная под медный самовар, отсоветовала: мол, волосенки у тебя «мя-а-ах-канькия, пушистенькия, головенка, будто одуванчик, - от химии же волосья ломаться, сыпаться станут». Людочка с облегчением согласилась - ей не столько уж и краситься хотелось, как хотелось побыть в парикмахерской, в этом теплом, одеколонными ароматами исходящем помещении.

Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому-то мыло развела, кому-то салфетку подала и к вечеру вызнала все здешние порядки, подкараулила у выхода в парикмахерскую тетеньку под названием Гавриловна, которая отсоветовала ей краситься, и попросилась к ней в ученицы.

Старая женщина внимательно посмотрела на Людочку, потом изучила ее необременительные документы, порасспрашивала маленько, потом пошла с нею в горкоммунхоз, где и оформила Людочку на работу учеником парикмахера.

Гавриловна и жить ученицу взяла к себе, поставив нехитрые условия: помогать по дому, дольше одиннадцати не гулять, парней в дом не водить, вино не пить, табак не курить, слушаться во всем хозяйку и почитать ее как мать родную. Вместо платы за квартиру пусть с леспромхоза привезут машину дров.

Покуль ты ученицей будешь - живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай. Бог даст, и жизнь устроишь. - И, тяжело помолчав, Гавриловна добавила: - Если обрюхатеешь, с места сгоню. Я детей не имела, пискунов не люблю, кроме того, как и все старые мастера, ногами маюсь. В распогодицу ночами вою.

Надо заметить, что Гавриловна сделала исключение из правил. С некоторых пор она неохотно пускала квартирантов вообще, девицам же и вовсе отказывала.

Жили у нее, давно еще, при хрущевщине, две студентки из финансового техникума. В брючках, крашеные, курящие. Насчет курева и всего прочего Гавриловна напрямки, без обиняков строгое указание дала. Девицы покривили губы, но смирились с требованиями быта: курили на улице, домой приходили вовремя, музыку свою громко не играли, однако пол не мели и не мыли, посуду за собой не убирали, в уборной не чистили. Это бы ничего. Но они постоянно воспитывали Гавриловну, на примеры выдающихся людей ссылались, говорили, что она неправильно живет.

И это бы все ничего. Но девчонки не очень различали свое и чужое, то пирожки с тарелки подъедят, то сахар из сахарницы вычерпают, то мыло измылят, квартплату, пока десять раз не напомнишь, платить не торопятся. И это можно было бы стерпеть. Но стали они в огороде хозяйничать, не в смысле полоть и поливать, - стали срывать чего поспело, без спросу пользоваться дарами природы. Однажды съели с солью три первых огурца с крутой навозной гряды. Огурчики те, первые, Гавриловна, как всегда, пасла, холила, опустившись на колени перед грядой, навоз на которую зимой натаскала в рюкзаке с конного двора, поставив за него чекенчик давнему разбойнику, хромоногому Слюсаренко, разговаривала с ними, с огурчиками-то: «Ну, растите, растите, набирайтесь духу, детушки! Потом мы вас в окро-о-ошечку-у, в окро-ошечку-у-у» - а сама им водички, тепленькой, под солнцем в бочке нагретой.

Вы зачем огурцы съели? - приступила к девкам Гавриловна.

А что тут такого? Съели и съели. Жалко, что ли? Мы вам на базаре во-о-о какой купим!

Не надо мне во-о-о какой! Это вам надо во-о-о какой!.. Для утехи. А я берегла огурчики…

Для себя? Эгоистка вы!

Хто-хто?

Эгоистка!

Ну, а вы б…! - оскорбленная незнакомым словом, сделала последнее заключение Гавриловна и с квартиры девиц помела.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS