Главная - Мебель
Запятые при вводных предложениях и вводных словах. Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.) Что значит запятые при вводном слове

Знаки препинания при вводных словах нередко вызывают затруднения. Да и как вообще понять, какие слова в предложении – вводные? Как распознать их и как выбрать, где запятую поставить необходимо, а где без нее можно и обойтись? Мы поможем вам разобраться. Внимательно изучите эту инструкцию и скопируйте себе – она не раз выручит вас при выполнении домашних заданий и будет полезной при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Что такое вводные слова

Вводные слова не вступают с членами предложения в синтаксическую связь и сами не являются членами предложения. Служат для выражения определенного отношения к сообщению или его характеристики. А так же могут служить средством логического оформления мысли, отсылкой к источнику и т. п.

В роли вводных слов могут выступать:

  • глаголы (инфинитивы, личные формы);
  • деепричастия;
  • существительные;
  • местоимения;
  • наречия;
  • союзы.

Признаки вводных слов:

  • К ним нельзя задать вопросы от других членов предложения.
  • Можно заменить другим вводным словом или конструкцией.
  • Можно легко изъять из предложения без потери смысла.

Все вводные слова можно разбить на смысловые группы согласно их роли и значению в предложении. Для удобства мы объединили группы вводных слов в таблицу:

Вводные слова, которые выражают уверенность/неуверенность
  • конечно;
  • разумеется;
  • бесспорно;
  • кажется;
  • вероятно;
  • наверное.
Вводные слова, передающие эмоции и выражающие личную оценку
  • к счастью;
  • к сожалению;
  • к удивлению;
  • к общей радости;
  • как ни странно;
  • к несчастью.
Вводные слова, которые указывают на источник информации
  • по сообщению;
  • по словам;
  • по мнению;
  • по информации;
  • по-моему;
  • как говорят.
Вводные слова, которые служат для обозначения порядка мыслей, построения логической связи между частями предложения
  • во-первых;
  • во-вторых;
  • наконец;
  • например;
  • значит;
  • напротив;
  • наоборот;
  • итак.
Вводные слова, которые служат средством для оформления мыслей
  • одним словом;
  • иначе говоря;
  • лучше сказать.
Вводные слова, которые предназначены привлечь внимание, а также являются своеобразными формами вежливости
  • пожалуйста;
  • простите;
  • извините;
  • позвольте;
  • согласитесь.

От выбора того или иного вводного слова в предложении зависит многое. Например, его интонация и характер сообщения. Сравните одно и то же предложение, если подставить в него вводные слова действительно и наверное .

  • Действительно , дети добились успеха.
  • Наверное, дети добились успеха.

Большинство слов, в зависимости от контекста, могут выступать и в роли вводных, и в роли обычных членов предложения. Примеры помогут вам лучше понять, как именно следует поступать с вводными словами.

Запомните слова, которые никогда не бывают вводными: будто, как будто, между тем, словно, якобы, как раз, притом, все-таки, почти, примерно, вдруг, даже, как бы, вдобавок, мало-помалу, как бы, ведь, вот, вредя ли, именно, обязательно, только.

Запятые при вводных словах (простые случаи)

Если два вводных слова стоят рядом, между ними ставится запятая.

  • Тем не менее, как ни странно, именно он и оказался прав.

Если вводное слово однако стоит вначале простого предложения, оно не является вводным и по этой причине не отделяется запятыми.

  • Однако они сильно ошибались.

Аналогичное правило действует и в том случае, когда однако начинает часть сложного предложения или служит средством связи для однородных членов в предложении. В таком случае оно приобретает значение противительного союза но , не является вводным и не должно выделяться запятыми.

  • Все ждут весну с нетерпением, зачеркивают в календаре последние дни зимы. Однако уже март, а снег на улицах все еще не растаял.

Если однако располагается в середине или конце предложения, оно выступает в роли вводного слова и должно быть обособлено запятыми.

  • А жизнь, однако , налаживается!

Кстати, очень похожее значение и роль в предложении играет и вводное слово впрочем .

Если вводное слово наконец имеет значение в итоге, в результате и т. п., его не надо отделять запятыми.

  • Катя много училась и наконец смогла сдать этот сложный экзамен успешно.

Вводное слово наконец отбивается запятыми, если оно стоит после перечисления, подводит итог, а так же если по значению приравнивается к словам и еще .

  • Женя играл на скрипке, ходил в секцию тхэквондо, хорошо рисовал и, наконец , писал отличные рассказы.

Кстати, вводное слово вообще хоть не самоочевидно, но также имеет опосредованное отношению к перечислениям. Правда чаще всего на уровне нескольких предложений: подводит итог и суммирует несколько высказанных ранее мыслей и приводит их к общему знаменателю.

  • Вообще , говорить об этом можно долго и подробно, но лучше один раз увидеть все своими глазами.

Вводное слово значит отделяется запятыми в значении следовательно, стало быть .

  • Ну, раз уже даже мама эту идею поддержала, значит , так и надо поступить.

Вводное слово главным образом выделяется запятыми, когда имеет значение самое главное .

  • Марк говорил быстро, горячо, перебивая сам себя, торопясь не просто донести свою мысль до слушателей, а, главным образом , пытаясь сделать ее понятной и очевидной для каждого.

Если итак пишется слитно, то это вводное слово, которое надо отделять запятыми. Если это союз + частица и так , вводной эта конструкция не является и обособляться запятыми не должна.

  • Итак , приступим к уроку.
  • И так будет с каждым, кто пойдет против нас.

Запомните, что частица бывало всегда выделяется запятыми.

  • Она, бывало , часами сидела у окна и наблюдала за причудливой и разнообразной жизнью по ту сторону оконной рамы.

Вводное слово в сочетании с обособленным оборотом

Если вводное слово в предложении стоит перед обособленным оборотом, запятые ставятся перед вводным словом и после оборота. Между вводным словом и обособленным оборотом запятых ставить не нужно.

  • Эта традиция быстро распространилась и даже сегодня еще жива во многих местах, в частности в отдаленных деревнях и небольших поселках .

Если вводное слово находится внутри обособленного оборота, он выделяется запятыми с двух сторон. Все знаки, которыми должен быть отбит обособленный оборот, при этом тоже сохраняются.

  • Все происходящее, по моему глубокому убеждению или, лучше сказать, вере, можно объяснить исключительно рациональными причинами.

Если вводное слово располагается после обособленного оборота, запятые ставятся перед оборотом и после вводного слова. Само же вводное слово отдельно запятыми не выделяется.

  • Так и тянет в путешествие, к далеким и теплым странам, на тропический остров например.

Запомните, что если обособленный оборот от остального предложения отделен не запятыми, а скобками, внутри них вводное слово отбивается запятыми по общему правилу.

  • Была у меня как-то глупая идея (или гениальная, может быть ) объехать вокруг земного шара за 80 дней.

Если вводное слово стоит перед обособленным оборотом, который начинается со слов как, чтобы , оно отбивается запятыми по общему правилу.

  • Учитель на мгновение замолчал, вероятно, чтобы перевести дух.

Запомните, что для вводных слов вернее, точнее приемлемы два варианта постановки знаков препинания:

Сами вводные слова выделяются запятыми, а стоящие после вернее, точнее члены предложения запятыми не обособляются.

  • Тебе, вернее , твоей семье я обязан своим положением.

В художественной литературе нередко наблюдается другой подход к постановке знаков препинания – уточняющие члены предложения обособляются запятыми. Слова вернее, точнее стоят в начале обособленного оборота и не отделяются от него запятыми.

  • Анализировать прошлое, вернее – дурное в прошлом , имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее. (В. Некрасов)

Вводное слово в сочетании с союзом

Отделять или нет вводные слова и конструкции от союза, который стоит в предложении перед ним, определяет контекст.

Запятая ставится, если вводное слово можно опустить или переместить без потери смысла.

  • Я привыкла все важные решения принимать сама, но, как известно , иногда дружеский совет просто необходим.

В противном случае запятую ставить не нужно. Часто это правило применяется к таким сочетаниям вводного слова и союза а , как: а значит, а следовательно . Или вводного слова и союза но: но стало быть.

  • День перевалил за середину, а значит , уже скоро зажгут уличные фонари.

Если предложение начинается с присоединительного союза, за которым следует вводное слово, запятая не ставится.

  • И в самом деле , почему я так расстроился?

Однако если интонация предложения в этом месте предполагает паузу между союзом и вводным словом, запятую надо поставить.

  • И, к моему большому стыду , она наклонилась и выхватила из моих рук испорченную только что книгу.

Вводное слово в сочетании с однородными членами и/или частями сложного предложения

Вводные слова не отделяются запятыми от следующих за ними слов и предложений, к которым они относятся, если расположены рядом с однородными членами или на границе между частями сложного предложения.

  • Что-то гулко бухнулось об пол в прихожей, должно быть это кошка спрыгнула со шкафа.

Вводные предложения по смыслу имеют примерно такое же значение, что и вводные слова. В предложении обособляются запятыми, в некоторых случаях – тире.

  • За мной, как любил говаривать мой дедушка , не заржавеет.

Заключение

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Ставятся всегда. Однако следует обратить внимание на то, что нередко у учеников и тех, кто уже давно окончил общеобразовательную школу, возникают большие трудности с такой пунктуацией. С чем именно это связано, рассмотрим в данной статье.

Общие сведения

О том, что вводное слово выделяется запятыми, знают практически все. Однако дать определение данной части предложения могут лишь единицы.

Итак, вводными словами называют те, которые формально никак не связаны с членами предложения. Более того, они ими не являются, а только выражают их характеристику и отношение к сообщаемой информации.

Какими частями речи представляются?

Мало знать, где запятая для выделения вводных слов ставится, а где нет. Ведь для того чтобы применить правила пунктуации, следует найти то самое выражение. А это не всегда является простой задачей. С грамматической точки зрения, такие слова могут быть представлены местоимениями и существительными (без предлогов и с предлогами), различными глагольными формами (инфинитивами, личными формами, деепричастиями), а также именными фразеологизмами (иногда глагольными) и наречиями.

Какие существуют сложности?

Как известно, запятые при вводном слове ставятся всегда. Однако следует отметить, что при их определении нередко возникают большие сложности. В чем именно они заключаются?

  • Среди вводных слов и аналогичных сочетаний довольно мало таких, которые используются в предложениях только как вводные, а следовательно, всегда обособляются. Приведем пример: с позволения сказать, по-моему, во-первых и проч. В большинстве случаев совершенно одинаковые слова могут употребляться и в качестве вводных, и в качестве членов предложения (обстоятельств или сказуемых), и в качестве служебных слов, то есть частиц или союзов. Чтобы различить их, необходимо прочесть всё предложение или абзац. Ведь вводные слова проявляются лишь в контексте.
  • Второй трудностью, с которой сталкивается большинство учеников, является то, что пунктуационное оформление вводных слов зависит от их окружения.

Для чего необходимы вводные слова?

Запятые в вводных словах следует ставить лишь тогда, когда они являются в предложении таковыми. Но как же их различить?

Как правило, вводные слова используются в тех или иных предложениях для:

  • Указания на степень достоверности факта или сообщения (в самом деле, возможно, безусловно, верно, бесспорно, известно, наверное, вернее сказать, в сущности, видимо, естественно, действительно и проч.).
  • Указания на степень обычности какой-либо информации (как всегда, бывает, по обыкновению, бывало, по обычаю, как водится, случалось, случается).
  • Выражения эмоциональной оценки того, о чем ведется разговор или сообщается (к изумлению, грешным делом, к несчастью, известное дело, к стыду, как на беду, как ни странно, как назло, по несчастью, к досаде, к прискорбию, к счастью, к сожалению, к радости, к удивлению, некоторым образом, странное дело и проч.).

  • Указания на тот или иной источник сообщения (думаю, вижу, как полагаю, как известно, как говорили, говорят, как помню, известно, помнится, как помнится, по словам, как слышно, по сообщениям, на мой взгляд и проч.).
  • Способа выражения мысли (вообще говоря, вернее, как говорится, виноват, между прочим, грубо выражаясь, другими словами, мягко выражаясь, иными словами, лучше сказать, иначе говоря, словом сказать, как говорят, откровенно говоря, как ни говори, словом, как угодно, короче говоря, собственно и проч.).
  • Указания на экспрессивный характер того или иного высказывания (нечего сказать, без лести сказать, по правде сказать, если сказать правду, не к ночи будь сказано, кроме шуток, по правде говоря, между нами, прямо скажем, между нами говоря, уверяю вас, правду говоря, по совести и проч.).
  • Указания на отношения между определенными частями высказывания (во всяком случае, в довершение всего, главное дело, в конце концов, во-первых, выходит, главным образом, вместе с тем, итак, в общем, значит, к примеру и проч.).
  • Призвания к вниманию (пожалуйста, верите (ли), как хотите, видите (ли), понимаете (ли), послушай(те), не поверите, вообрази(те), помилуй(те), если хотите, можешь (себе) представить, вы понимаете, не поверишь и проч.).
  • Выражения ограничения или уточнения какого-либо высказывания (по крайней мере, без преувеличения, по меньшей мере, в той или иной степени).

В каких случаях запятые не ставятся?

Запятые при вводном слове следует ставить всегда. Однако определить их сразу довольно сложно. К примеру, существует глубокое заблуждение, что следующие слова являются вводными: едва ли, авось, вдобавок, будто, небось, буквально, именно, вдруг, вряд ли, ведь, всё-таки, в конечном счете, между тем, вроде бы, исключительно, даже, как бы, как будто (будто), к тому же, по решению (чьему), как раз, якобы, по постановлению (чьему), приблизительно, почти, просто, примерно, решительно. Но это не так. Данные выражения не являются вводными, а следовательно, их не надо выделять запятыми.

Вводные предложения

Помимо вводных слов, в тексте нередко используются целые вводные предложения. Как правило, они имеют значение, которое очень близко к значениям вводных слов или аналогичных сочетаний. В любом случае такие предложения (в зависимости от расположения в тексте) должны выделяться запятыми (реже тире).

Примеры заданий

Чтобы закрепить материал о вводных словах и их обособлениях, учителя очень часто дают своим ученикам практическое задание. Как правило, оно направлено на то, чтобы выявить, усвоил ли тему ребенок или требуется повторить ее снова.

Итак, приведем пример одного из таких заданий:

Необходимо внимательно прочесть нижеприведенные предложения, которые содержат в себе нумерацию. Далее требуется выписать все цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

  • Девочка вернула в библиотеку учебник (1) вероятно (2) даже (3) не прочитав ее.
  • Небо заволокло тучами. Скоро (1) вероятно (2) пойдет ливень.
  • Ему следует передать утром важное и (1) должно быть (2) грустное письмо.
  • Что (1) может быть (2) важнее лекарства против рака?
  • Конечно (1) она хотела вознаградить за годы труда (3) прежде всего (3) себя.

Знаки препинания при вводных словах нередко вызывают затруднения. Да и как вообще понять, какие слова в предложении – вводные? Как распознать их и как выбрать, где запятую поставить необходимо, а где без нее можно и обойтись? Мы поможем вам разобраться. Внимательно изучите эту инструкцию и скопируйте себе – она не раз выручит вас при выполнении домашних заданий и будет полезной при подготовке к ГИА и ЕГЭ.

Что такое вводные слова

Вводные слова не вступают с членами предложения в синтаксическую связь и сами не являются членами предложения. Служат для выражения определенного отношения к сообщению или его характеристики. А так же могут служить средством логического оформления мысли, отсылкой к источнику и т. п.

В роли вводных слов могут выступать:

  • глаголы (инфинитивы, личные формы);
  • деепричастия;
  • существительные;
  • местоимения;
  • наречия;
  • союзы.

Признаки вводных слов:

  • К ним нельзя задать вопросы от других членов предложения.
  • Можно заменить другим вводным словом или конструкцией.
  • Можно легко изъять из предложения без потери смысла.

Все вводные слова можно разбить на смысловые группы согласно их роли и значению в предложении. Для удобства мы объединили группы вводных слов в таблицу:

Вводные слова, которые выражают уверенность/неуверенность
  • конечно;
  • разумеется;
  • бесспорно;
  • кажется;
  • вероятно;
  • наверное.
Вводные слова, передающие эмоции и выражающие личную оценку
  • к счастью;
  • к сожалению;
  • к удивлению;
  • к общей радости;
  • как ни странно;
  • к несчастью.
Вводные слова, которые указывают на источник информации
  • по сообщению;
  • по словам;
  • по мнению;
  • по информации;
  • по-моему;
  • как говорят.
Вводные слова, которые служат для обозначения порядка мыслей, построения логической связи между частями предложения
  • во-первых;
  • во-вторых;
  • наконец;
  • например;
  • значит;
  • напротив;
  • наоборот;
  • итак.
Вводные слова, которые служат средством для оформления мыслей
  • одним словом;
  • иначе говоря;
  • лучше сказать.
Вводные слова, которые предназначены привлечь внимание, а также являются своеобразными формами вежливости
  • пожалуйста;
  • простите;
  • извините;
  • позвольте;
  • согласитесь.

От выбора того или иного вводного слова в предложении зависит многое. Например, его интонация и характер сообщения. Сравните одно и то же предложение, если подставить в него вводные слова действительно и наверное .

  • Действительно , дети добились успеха.
  • Наверное, дети добились успеха.

Большинство слов, в зависимости от контекста, могут выступать и в роли вводных, и в роли обычных членов предложения. Примеры помогут вам лучше понять, как именно следует поступать с вводными словами.

Запомните слова, которые никогда не бывают вводными: будто, как будто, между тем, словно, якобы, как раз, притом, все-таки, почти, примерно, вдруг, даже, как бы, вдобавок, мало-помалу, как бы, ведь, вот, вредя ли, именно, обязательно, только.

Запятые при вводных словах (простые случаи)

Если два вводных слова стоят рядом, между ними ставится запятая.

  • Тем не менее, как ни странно, именно он и оказался прав.

Если вводное слово однако стоит вначале простого предложения, оно не является вводным и по этой причине не отделяется запятыми.

  • Однако они сильно ошибались.

Аналогичное правило действует и в том случае, когда однако начинает часть сложного предложения или служит средством связи для однородных членов в предложении. В таком случае оно приобретает значение противительного союза но , не является вводным и не должно выделяться запятыми.

  • Все ждут весну с нетерпением, зачеркивают в календаре последние дни зимы. Однако уже март, а снег на улицах все еще не растаял.

Если однако располагается в середине или конце предложения, оно выступает в роли вводного слова и должно быть обособлено запятыми.

  • А жизнь, однако , налаживается!

Кстати, очень похожее значение и роль в предложении играет и вводное слово впрочем .

Если вводное слово наконец имеет значение в итоге, в результате и т. п., его не надо отделять запятыми.

  • Катя много училась и наконец смогла сдать этот сложный экзамен успешно.

Вводное слово наконец отбивается запятыми, если оно стоит после перечисления, подводит итог, а так же если по значению приравнивается к словам и еще .

  • Женя играл на скрипке, ходил в секцию тхэквондо, хорошо рисовал и, наконец , писал отличные рассказы.

Кстати, вводное слово вообще хоть не самоочевидно, но также имеет опосредованное отношению к перечислениям. Правда чаще всего на уровне нескольких предложений: подводит итог и суммирует несколько высказанных ранее мыслей и приводит их к общему знаменателю.

  • Вообще , говорить об этом можно долго и подробно, но лучше один раз увидеть все своими глазами.

Вводное слово значит отделяется запятыми в значении следовательно, стало быть .

  • Ну, раз уже даже мама эту идею поддержала, значит , так и надо поступить.

Вводное слово главным образом выделяется запятыми, когда имеет значение самое главное .

  • Марк говорил быстро, горячо, перебивая сам себя, торопясь не просто донести свою мысль до слушателей, а, главным образом , пытаясь сделать ее понятной и очевидной для каждого.

Если итак пишется слитно, то это вводное слово, которое надо отделять запятыми. Если это союз + частица и так , вводной эта конструкция не является и обособляться запятыми не должна.

  • Итак , приступим к уроку.
  • И так будет с каждым, кто пойдет против нас.

Запомните, что частица бывало всегда выделяется запятыми.

  • Она, бывало , часами сидела у окна и наблюдала за причудливой и разнообразной жизнью по ту сторону оконной рамы.

Вводное слово в сочетании с обособленным оборотом

Если вводное слово в предложении стоит перед обособленным оборотом, запятые ставятся перед вводным словом и после оборота. Между вводным словом и обособленным оборотом запятых ставить не нужно.

  • Эта традиция быстро распространилась и даже сегодня еще жива во многих местах, в частности в отдаленных деревнях и небольших поселках .

Если вводное слово находится внутри обособленного оборота, он выделяется запятыми с двух сторон. Все знаки, которыми должен быть отбит обособленный оборот, при этом тоже сохраняются.

  • Все происходящее, по моему глубокому убеждению или, лучше сказать, вере, можно объяснить исключительно рациональными причинами.

Если вводное слово располагается после обособленного оборота, запятые ставятся перед оборотом и после вводного слова. Само же вводное слово отдельно запятыми не выделяется.

  • Так и тянет в путешествие, к далеким и теплым странам, на тропический остров например.

Запомните, что если обособленный оборот от остального предложения отделен не запятыми, а скобками, внутри них вводное слово отбивается запятыми по общему правилу.

  • Была у меня как-то глупая идея (или гениальная, может быть ) объехать вокруг земного шара за 80 дней.

Если вводное слово стоит перед обособленным оборотом, который начинается со слов как, чтобы , оно отбивается запятыми по общему правилу.

  • Учитель на мгновение замолчал, вероятно, чтобы перевести дух.

Запомните, что для вводных слов вернее, точнее приемлемы два варианта постановки знаков препинания:

Сами вводные слова выделяются запятыми, а стоящие после вернее, точнее члены предложения запятыми не обособляются.

  • Тебе, вернее , твоей семье я обязан своим положением.

В художественной литературе нередко наблюдается другой подход к постановке знаков препинания – уточняющие члены предложения обособляются запятыми. Слова вернее, точнее стоят в начале обособленного оборота и не отделяются от него запятыми.

  • Анализировать прошлое, вернее – дурное в прошлом , имеет смысл только в том случае, когда на основании этого анализа можно исправить настоящее или подготовить будущее. (В. Некрасов)

Вводное слово в сочетании с союзом

Отделять или нет вводные слова и конструкции от союза, который стоит в предложении перед ним, определяет контекст.

Запятая ставится, если вводное слово можно опустить или переместить без потери смысла.

  • Я привыкла все важные решения принимать сама, но, как известно , иногда дружеский совет просто необходим.

В противном случае запятую ставить не нужно. Часто это правило применяется к таким сочетаниям вводного слова и союза а , как: а значит, а следовательно . Или вводного слова и союза но: но стало быть.

  • День перевалил за середину, а значит , уже скоро зажгут уличные фонари.

Если предложение начинается с присоединительного союза, за которым следует вводное слово, запятая не ставится.

  • И в самом деле , почему я так расстроился?

Однако если интонация предложения в этом месте предполагает паузу между союзом и вводным словом, запятую надо поставить.

  • И, к моему большому стыду , она наклонилась и выхватила из моих рук испорченную только что книгу.

Вводное слово в сочетании с однородными членами и/или частями сложного предложения

Вводные слова не отделяются запятыми от следующих за ними слов и предложений, к которым они относятся, если расположены рядом с однородными членами или на границе между частями сложного предложения.

  • Что-то гулко бухнулось об пол в прихожей, должно быть это кошка спрыгнула со шкафа.

Вводные предложения по смыслу имеют примерно такое же значение, что и вводные слова. В предложении обособляются запятыми, в некоторых случаях – тире.

  • За мной, как любил говаривать мой дедушка , не заржавеет.

Заключение

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Повторим теорию! Вводные слова и сочетания – это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Пример. Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем. Вводные слова и сочетания: не являются членами предложения грамматически не связаны с членами предложения. В устной речи они выделяются интонационно, в письменной – пунктуационно: запятыми.

3 слайд

Описание слайда:

Вводные слова и замечания делятся на группы по выражаемому им значению. Эмоции, чувства, оценка К счастью, к радости, к несчастью, к огорчению, к досаде, к сожалению, к стыду, к удивлению, к изумлению, на счастье, на радость, на удивление, по счастью, по правде, по совести, по справедливости. Степень достоверности,возможности,уверенности Без сомнения, без всякого сомнения, несомненно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, конечно, видимо, по-видимому, наверное, верно, возможно, вероятно, по всей вероятности, пожалуй, кажется, должно быть, может быть, может, надо полагать, можно полагать. Источник сообщения По сообщению, по сведениям, по мнению, по слухам, в соответствии с, говорят, сообщают, передают, по-моему, по моему мнению, на мой взгляд, помнится, вспоминается.

4 слайд

Описание слайда:

Последовательность изложения, связность речи Следовательно, итак, таким образом, значит, наконец, стало быть, далее, кстати, к слову сказать, впрочем, между прочим, в общем, в общих чертах, в частности, кроме того, наоборот, напротив, например, к примеру, во-первых, с одной стороны Приёмыформулирования, способы выражения мысли Словом, одним словом, иначе говоря, другими словами, точнее, точнее говоря, короче, коротко говоря, откровенно говоря, правду говоря, мягко выражаясь, называя вещи своими именами, если можно так сказать, с позволения сказать. Активизация внимания собеседника Понимаешь(-ете), знаешь(-ете), видишь(-ите), пойми(-те), поверь(-те), послушай(-те), согласись(-тесь), представь(-те), представь(-те) себе, вообрази(-те).

5 слайд

Описание слайда:

Не путайте вводные слова с омонимичными им членами предложения. К счастью, мама не спросила, во сколько я вернулся, и неприятного разговора не было. К счастью – вводное слово, выделяется запятой, не является членом предложения. Посуда бьётся к счастью К счастью – дополнение, синтаксическая связь - управление: бьется (к чему?) к счастью.

6 слайд

Описание слайда:

Сравни! Помни, что вводные слова и сочетания могут быть опущены без нарушения синтаксических связей и структуры предложения. Вводное слово Член предложения Может быть, брат станет музыкантом. Брат может быть музыкантом: у него абсолютный слух. Ты, верно, с Севера? Ты решил задачу верно. Возможно, он позвонит сегодня. Статью возможно написать за неделю. Видишь,мы не опоздали, ты напрасно волновалась. Ты видишь дорожный знак?

7 слайд

Описание слайда:

Внимание! Вводными словами не бывают слова: вдруг, будто, как будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, якобы, даже, именно, ведь, непременно, вот, ведь, всё-таки, вроде, обязательно, исключительно, по решению, по предложению, по постановлению, в довершение, в конечном счете и др. подобные. Они никогда не выделяются запятыми. Пример: Непременно приходи! Мы будем тебя ждать.

8 слайд

Описание слайда:

Обращение - это слово или слова, которые называют того, к кому обращаются с речью. Примеры: Серёжка, за уроки! Господа, внимание! Оформление обращения знаками препинания обязательно. Для этого используется запятая или восклицательный знак.

9 слайд

Описание слайда:

Внимание! Перед обращением часто употребляются частицы и междометия. Их следует различать, поскольку пунктуация при них различна. Междометия выделяются запятой или восклицательным знаком, а частицы нет. Примеры: Эх, сынок, ты совершаешь ошибку! (Эх – междометие, оно выделяется интонацией и отделяется от обращения паузой и запятой) О царь! Спроси меня сто раз! Сто раз отвечу: - Я влюблена! (А.Н. Островский, Снегурочка) (О – частица, она не выделяется интонацией, не отделяется паузой и знаком препинания)

10 слайд

Описание слайда:

Образец задания 10 ОГЭ. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. Много раз школьники абсолютно спокойно смотрели на то,(1) как силы покидали её с каждым ударом. Но Агния никогда не сдавалась. Она падала,(2) она поднималась или не могла подняться,(3) но не сдавалась она никогда. Поэтому били её всегда очень жестоко. А в этот раз всё должно быть ещё хуже,(4) наверное. Ответ. 4.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове. Вдруг Федя сказал: – Что-то здесь пчёл много! – Правда,(1) здесь пчёл много,(2) – сказал и Ваня. – Всё время гудят. – Эй,(3) ребята,(4) – закричал издали Гринька,(5) – поворачивай обратно! Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят! Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации,(6) сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики. Ответ: 1

13 слайд

Описание слайда:

2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. По улицам мчалась «скорая помощь». Куда она мчалась? К человеку,(1) попавшему в беду? Или возвращалась на стоянку? Голос сирены нарастал. Он,(2) казалось,(3) то взлетал под облака,(4) то стремительно падал. Он звучал,(5) как сигнал боевой тревоги. Ответ: 23

14 слайд

Описание слайда:

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах). Ему казалось,(1) что телефон дрожит в конвульсиях,(2) словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога. Где-то не работал светофор,(3) где-то на обочине чинили сломанную машину,(4) где-то надрывно ревела сирена «скорой помощи» – и все эти людские беды,(5) которые плотно окружили его,(6) произошли,(7) казалось,(8) только потому,(9) что он положил в карман чужой телефон. Ответ: 78

15 слайд

Описание слайда:

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. На уроках,(1) когда его поднимали,(2) он вставал,(3) растерянный,(4) не знающий,(5) что сказать,(6) и ребята уже начали похихикивать над ним,(7) тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. Но Фёдор,(8) казалось,(9) и этого не слышал. Ответ: 89

16 слайд

Описание слайда:

5.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. В одном месте на просеку выдался небольшой бугорочек,(1) сплошь затянутый бледнолистым доцветающим черничником. Зелёные пупырышки будущих черничных ягод выпустили чуть заметные серые былиночки-лепестки,(2) и они как-то незаметно осыпались. Потом ягодка начнёт увеличиваться,(3) багроветь,(4) затем синеть и,(5) наконец,(6)сделается чёрной с седоватым налётом. Ответ: 56

17 слайд

Описание слайда:

6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Вадик,(1) постой! Вадимка обернулся: Николай Егорыч – колхозный ветеринар,(2) давний приятель отца. – Ты вот что,(3) ступай к деду Борису – охотнику. У него Сильва ощенилась,(4) восемь штук принесла. Может,(5) возьмёт старик твоих-то. Окрылённый,(6) мчался Вадимка к дому охотника... Ответ: 5

18 слайд

Описание слайда:

7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах). Солнечные лучи,(1) легко пронзая белые занавеси,(2) веером разлетаются по комнате. Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? Может,(3) буду помогать маме собираться на дачу. На даче,(4) в двух шагах от застеклённой веранды,(5) висит удобный,(6) глубокий гамак,(7) в который так хочется поскорее залезть,(8) что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи,(9) плывущей над сосновым лесом. Ответ: 3

19 слайд

Описание слайда:

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Дед не стал есть гостинец,(1) а отнёс его в шалаш. До чего же он жадный,(2) этот дед! Совсем,(3) видно,(4) одичал со своими пчёлами. Он специально спрятал корж,(5) чтобы не делиться и потом спокойно жевать его,(6) макая в липкий гречишный мёд. Ответ: 34

20 слайд

Описание слайда:

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Гриша не лёг,(1) а сел в постели,(2) дожидаясь своего часа. И вот когда,(3) наконец,(4) из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание,(5) он поднялся и пошёл. Свет в кухне зажёг,(6) встал возле кровати,(7) чувствуя,(8) как охватывает его невольная дрожь. Ответ: 34

21 слайд

Описание слайда:

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Они стояли,(1) прижавшись друг к другу,(2) – молоденький парень и девушка. Ни меня,(3) ни старика они,(4) казалось,(5) не замечали. И ещё я увидел окна. Настежь распахнутые окна в соседних домах. Ответ: 45

22 слайд

Описание слайда:

11.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Люди тогда уже привыкли к смерти, и,(1) казалось бы,(2) что им ещё одна? Но город взбурлил,(3) имя Нины стало известно всем,(4) а равнодушных не было. Всюду,(5) куда ни приди,(6) слышалось: – Ну как там наша Нина? Спасут ли... вот горе! Ответ: 12

23 слайд

Описание слайда:

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Я первая добежала до деда и,(1) ослепнув от горя,(2) уткнулась в карман его тяжёлого добротного пальто. Дед сдался: звук моих рыданий,(3) без сомнения,(4) действовал безотказно. Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными,(5)утопающими в сугробе лапами,(6) он твёрдо уселся на неё,(7) поднял воротник и замер наподобие статуи. Ответ: 34

24 слайд

Описание слайда:

13. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. А по возвращении домой навестил меня вскоре один мой товарищ и вытаскивает из сумки книгу. «Вот,(1) я нашёл»,(2) – говорит. Смотрю,(3) а это двадцать шестой том,(4) новенький совсем,(5) золото на нём так и сияет. Конечно,(6) я взяла книгу,(7) поблагодарила,(8) а о собственном своём приобретении ничего не сказала,(9) чтобы не огорчать друга: он ведь радовался,(10) что выполнил мою просьбу. Ответ: 6

25 слайд

Описание слайда:

14.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Яркая земля,(1) однотонно-зелёная,(2) и синее-синее небо,(3) свежее,(4) чистое и ясное. Закаты и восходы были добротно алыми,(5) и это,(6) конечно,(7) не было детским неуменьем найти полутона,(8) цветовые переходы,(9) раскрыть секреты светотени. Ответ: 67

26 слайд

Описание слайда:

15.В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции. И вот однажды,(1) когда волки,(2) как обычно,(3) дёргали сетку,(4) она не выдержала напора,(5) разорвалась,(6) и два серых хищника пролезли в клетку к росомахе. Ответ: 23

Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически, интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Сравните два предложения:

Этот вопрос , казалось, затруднил гостя.

Лицо его казалось спокойным .

И в том и в другом примере употребляется слово казалось , но только во втором случае это слово входит в состав членов предложения: там оно является частью составного именного сказуемого.

В первом же примере слово казалось служит лишь для выражения отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. Такие слова называются вводными; они не являются членами предложения и могут легко быть пропущены, например: Этот вопрос... затруднил гостя . Обратите внимание, что во втором предложении пропустить слово казалось невозможно.

Сравните еще несколько примеров в таблице:

Захватите с собой, кстати , наши книги.
Фраза эта, между прочим , напомнила мне одну старую шутку.

Эти слова сказаны кстати .

Эта фраза была сказана между прочим.

Слова, выделенные запятыми, можно удалить из предложения, не разрушив его смысла.

К слову КСТАТИ из первого предложения можно задать вопрос КАК?
К словосочетанию МЕЖДУ ПРОЧИМ можно поставить вопрос КОГДА?

Многие слова могут быть использованы в качестве вводных. Но есть группа слов, которые никогда вводными не бывают. Прочитайте два предложения:

В этом году, очевидно, будет хороший урожай;
В этом году непременно будет хороший урожай.

В первом предложении использовано слово очевидно , во втором – непременно . Хотя эти слова по значению очень близки, выделяется запятыми и является вводным только слово из первого предложения. Слова, представленные ниже, необходимо запомнить: они очень похожи на вводные, но ими не являются и запятыми не выделяются:

АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.

Вводные слова могут передавать пять различных типов значений:

    Чаще всего с помощью вводных слов говорящий передает различную степень уверенности в том, о чем он сообщает. Например: Вы, несомненно, хорошо сдадите экзамен или Вам, кажется, нужно больше заниматься. К этой группе относятся слова:

    КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ.

    Вводные слова могут также передавать чувства и отношение говорящего к тому, о чем он сообщает. Например: Вы, к сожалению, сдали экзамен не очень хорошо.

    К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ.

    Иногда вводные слова указывают на источник информации , которую сообщает говорящий. Вводные словосочетания в этом случае начинаются словами ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ. Например: Вам, по мнению врачей, нужно на время прервать тренировки.

    Источником сообщения может быть также сам говорящий (ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ) или источник может быть неопределенным (ГОВОРЯТ, СЛЫШНО). Например: Вам, говорят, придется прервать тренировки.

    ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО-ВАШЕМУ.

    Вводные слова используются также для упорядочения мыслей и указания их связи между собой. Например: Во-первых, это причастие образовалось от глагола совершенного вида; во-вторых, оно имеет зависимые слова. Следовательно, в нем должно быть две буквы Н.

    ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ.

    Встречаются также предложения, где вводные слова указывают на способ оформления мыслей . Например: Одним словом, все прошло хорошо.

    ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ.

К вводным также относят слова, служащие для привлечения внимания собеседника:

ЗНАЕШЬ (ЗНАЕТЕ), ПОНИМАЕШЬ (ПОНИМАЕТЕ), ПОСЛУШАЙ (ПОСЛУШАЙТЕ), ВИДИШЬ (ВИДИТЕ) и другие.

Эти же значения могут быть выражены не только вводными словами, но и аналогичными предикативными конструкциями (вводными предложениями). Сравните: Снегопад, вероятно, скоро кончится и Снегопад, я думаю, скоро кончится. Кроме запятых, для выделения вводных предложений могут быть использованы скобки или тире. Так поступают в том случае, когда вводная конструкция сильно распространена и содержит дополнительные замечания или пояснения. Например:

Вот проезжаем мы раз через нашу деревню, лет тому будет – как бы вам сказать, не солгать – лет пятнадцать. (Тургенев)
Алексей (читатель уже узнал его) между тем пристально глядел на молодую крестьянку. (Пушкин)

Правило обособления вводных слов и предложений имеет несколько очень важных примечаний.

    Если перед вводным словом стоит союз А или НО, то запятая между вводным словом и союзом ставится не всегда. Сравните пару предложений:
    Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит.
    Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

    Вводное слово можно переставить или убрать без союза только в первом случае, поэтому между вводным словом и союзом необходима запятая. Во втором предложении это сделать невозможно, а значит, запятая не cтавится.

    Очень часто трудности возникают в предложениях со словами ОДНАКО и НАКОНЕЦ. Слово ОДНАКО выделяется только в том случае, когда его нельзя заменить на союз НО. Сравните два предложения:
    Однако мы понимаем, что этот показатель все еще низок (ОДНАКО = НО). Пока, однако, у нас еще нет четкой картины происходящего (ОДНАКО – вводное слово).

    Слово НАКОНЕЦ является вводным только в том случае, когда не имеет пространственного или временного значения, а указывает порядок мыслей. Например:
    Надеюсь, что в ближайшее время этот проект наконец будет реализован. И, наконец, последнее, на что хотелось бы обратить внимание.

    Вводные слова могут начинать собой обособленную конструкцию, например уточняющий оборот. При этом запятая после вводного слова не ставится (иначе говоря, запятая, которая должна была «закрывать» вводное слово, переносится в конец обособленного оборота).

    Я увидел, точнее почувствовал, что она ко мне неравнодушна.

    Кроме этого, запятая не ставится перед вводным словом, расположенным в конце обособленного оборота.

    На праздники мы решили куда-нибудь съездить, в Коломну например.

    Если же вводное слово стоит в середине обособленной конструкции, то оно выделяется запятыми на общем основании.

    Я решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она ко мне неравнодушна.

    Если вводные слова расположены перед оборотом, начинающимся словами «как» или «чтобы», то они выделяются запятыми.

    Прожитый день показался ей бессмысленным, в сущности, как и вся жизнь.
    Он на мгновение задумался, вероятно, чтобы подобрать нужные слова.

Упражнение

  1. Портреты висели_ напротив зеркала.
  2. Напротив_ он даже не изменился в лице.
  3. С одной стороны_ я с вами полностью согласен.
  4. С одной стороны_ на монете был изображен двуглавый орел.
  5. Правда_ всегда лучше лжи.
  6. Я_ правда_ был несколько удивлен этой новостью.
  7. Весной_ возможно_ наводнение.
  8. Весной_ возможно_ будет наводнение.
  9. Уже все в нашем городе_ говорят_ об этом.
  10. В Греции_ говорят_ все есть.
  11. Может быть_ вы изволили выразиться так для красоты слога? (Гоголь).
  12. По сообщениям синоптиков_ на следующей неделе будет похолодание.
  13. Как говорят ученые_ нас ожидает глобальное потепление.
  14. Поезд отправляется через час_ следовательно_ нам нужно выходить из дома.
  15. К счастью_ Печорин был погружен в задумчивость (Лермонтов).
  16. Мы собрались здесь_ во-первых_ для того, чтобы решить вопрос о сроках работы.
  17. Он застрелиться_ слава богу_ попробовать не захотел… (Пушкин) .
  18. Конечно_ вы не раз видали уездной барышни альбом (Пушкин).
  19. Вы_ одним словом_ легко отделались.
  20. Итак_ теперь можно сделать вывод.
  21. Вы ничуть не мешаете мне, – возразил он, – извольте себе стрелять, а_ впрочем_ как вам угодно; выстрел ваш остается за вами; я всегда готов к вашим услугам (Пушкин).
  22. Она очень долго страдала после разлуки, но_ как известно, время лечит любые раны.
  23. Ветер_ однако_ был сильный.
  24. Федя принес цветы_ однако_ Маше это не понравилось.
  25. Сильный, однако_ теплый ветер дул в окно.
  26. Хорошее воспитание_ как известно_ получается в пансионах (Гоголь).
  27. Впрочем_ бывают разные усовершенствования и изменения в методах… (Гоголь).
  28. Вы_ непременно_ должны к нам приехать.
  29. Я взял со стола_ как теперь помню_ червонного туза и бросил кверху (Лермонтов).
  30. Впрочем_ и сам генерал Хвалынский о своем служебном поприще не любил говорить; на войне он_ кажется_ не бывал (Тургенев).
  31. Одичаешь_ знаете_ если будешь все время жить взаперти (Гоголь).
  32. Вероятно_ он был человек признательный и хотел заплатить этим за хорошее обращение.
  33. Вы_ якобы_ должны были явиться к нему в кабинет и доложить о поездке.
  34. Да_ признаюсь_ я сам так думал.
  35. Я_ все-таки_ решил поступить по-своему.
  36. Иван Петрович_ знаете ли_ был человеком необыкновенным.
  37. Никто к нему_ разумеется_ не ездил (Тургенев).
  38. Глеб_ насколько я знал_ хорошо учился в брянской гимназии (Паустовский).
  39. Но_ быть может_ читателю уже наскучило сидеть со мною у однодворца Овсянникова, и потому я красноречиво умолкаю (Тургенев).
  40. Мой приход_ я это мог заметить_ сначала несколько смутил гостей.
  41. Однако_ политический процесс стал развиваться иным путем.
  42. В прошлом своем отчете я поторопился сообщить Вам, что эту проблему нам_ наконец-то_ удалось решить.
  43. Опыты превращений, вокруг нас бывших, имели_ без сомнения_ сильное влияние на мысли большей части людей, ими занимающихся (М. М. Сперанский).
  44. Группа пограничников во главе с офицером направилась к нарушителям с намерением, как это_ бывало_ ранее, заявить протест и потребовать, чтобы они покинули территорию.
  45. Доработка соглашения займет_ видимо_ еще несколько месяцев.
  46. Во-вторых_ в сфере международного туризма немало злоупотреблений.
  47. Впрочем_ если оставаться приверженным духу и букве этого документа, иного и быть не могло.
  48. Мы все хорошо знаем, и здесь все хорошо знают, что на западном, или_ как говорят_ втором фронте, было сосредоточено около 1,5 млн. войск союзников и где-то 560 тыс. немецких войск.
  49. Этот скромный, символический жест_ мне кажется_ исполнен глубокого смысла.
  50. К счастью_ упомянутые выше примеры - исключение, а не правило.
  51. Повышенная ценность багажа_ может быть_ заявлена на определенные виды предметов.
  52. Основание сему_ очевидно: когда разум начинает распознавать цену свободы, он отметает с небрежением все детские_ так сказать_ игрушки, коими забавлялся он в своем младенчестве (М. М. Сперанский).
  53. Правда_ говорил со мной вежливо, не принуждал ни к чему, и у меня, помню, было такое впечатление, что он на все эти обвинения смотрит несерьезно.
  54. Но в нашем деле_ правда_ быстро вышла наружу, и нас вскоре освободили.


 


Читайте:



Как рассчитать вращательный момент

Как рассчитать вращательный момент

Рассмотрев поступательное и вращательное движения можно установить аналогию между ними. В кинематике поступательного движения используются путь s...

Методы очистки золей: диализ, электродиализ, ультрафильтрация

Методы очистки золей: диализ, электродиализ, ультрафильтрация

Применяют, в основном, 2 метода:Дисперсионный метод – используют дробление твердого вещества до частиц, размером, соответствующих коллоидам....

«Чистое искусство»: Ф.И. Тютчев. Поэзия «чистого искусства»: традиции и новаторство Представители чистого искусства в русской литературе

«Чистое искусство»: Ф.И. Тютчев. Поэзия «чистого искусства»: традиции и новаторство Представители чистого искусства в русской литературе

На правах рукописи ПОЭЗИЯ «ЧИСТОГО ИСКУССТВА»: диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук Орел – 2008 Диссертация...

Как приготовить говяжий язык в домашних условиях

Как приготовить говяжий язык в домашних условиях

Кулинария предлагает большое количество деликатесов, которым под силу удовлетворить гастрономические потребности любого человека. В их числе и...

feed-image RSS