Реклама

Главная - Советы дизайнера
Дом бахрушина на новокузнецкой. Знаменитые московские дома: неоготический особняк Бахрушиных на Зацепском Валу. Дом бесплатных квартир братьев Бахрушиных на Софийской набережной

В доме истории театра тысячи интересных, неожиданных и красивых вещей. Музей имени Бахрушина - это крупнейшая в Европе театральная коллекция. Его шедевры начинаются с отпечатка грима Томмазо Сальвини на перчатке и заканчиваются роялем, под аккомпанемент которого пел Федор Шаляпин. Алексей Александрович Бахрушин был не просто гостеприимным хозяином дома, а и владельцем галереи.

Особняк Алексея Бахрушина

Известный строитель Карл Карлович Гиппиус, из под чертежей которого вышел Московский зоопарк и китайский фасад чайного дома Перловых на Мясницкой, по совместительству был семейным архитектором Бахрушиных. Он построил не просто дом - музей Бахрушина, но еще сам этого не знал. 1895-1896 гг. Гиппиус самостоятельно работал над проектом псевдоготического двухэтажного особняка на улице Зацепский Вал, 12.

Кроме английской готики, это было сочетание еще двух стилей: русского и мавританского. Из-за великолепия и роскоши дома его назвали Версалем. А так как особняк расположен на Зацепском Валу, то его стали называть Версалем на Зацепе.

В 50-60-е годы прошлого века из-за ремонта пострадала часть внутреннего интерьера, но парадная осталась такой же, какой была первоначально.

Особняк для молодого Бахрушина, который только что женился, был не единственной работой Гиппиуса для семьи.

Династия благотворителей Бахрушина

Сейчас среднестатистическому россиянину мало что известно о династии московской семьи купца, кроме фразы «Театральный музей им. Бахрушина». Но до 1917 года они были известны как благотворители.

Первое упоминание о будущей семье меценатов было еще в 17 веке. Мужчина по имени Бахруш крестился, и в церкви к его имени приписали фамилию Бахрушин. Основателем московской линии был Алексей Федорович с женой Екатериной Ивановной. Семья переехала в Москву без денег. За несколько лет они открыли завод, что потребовало колоссальных средств.

В 1848 г. Алексей Федорович умирает и оставляет жене и трем сыновьям много невыплаченных долгов. Дети решают развивать дело отца и в 1860 году Бахрушины расширяют семейное производство. С доходами они выделяют средства на медицину, культуру.

В 1887 году семья строит больницу для бедных. Качество медицины было настолько высоко, что там лечились даже богачи (но, в отличие от нищих, за деньги). Далее они строят приют, где можно получить образование. А в 1895 г. - дом для вдов и сирот с медицинскими, культурными и образовательными центрами. Потом еще 6 училищ, 8 церквей и 3 театра, итого больше, чем 100 строений.

Третье поколение прославили Алексей Петрович и Алексей Александрович. Первый коллекционировал российские старинные вещи, второй - Именно из его коллекции вырос музей Бахрушина.

Основатель и гордость музея

Бахрушин Алексей Александрович родился 31 января 1865 года в Москве, в зажиточной, но скромной семье. С детства ему прививали любовь к искусству. Его дед писал стихи, а все близкие что-то коллекционировали. С шести лет мальчик ходил в Большой и Малый театры. Сам участвовал в спектаклях. В молодые годы изучил семейное дело, но в результате хобби вытеснило все другие занятия.

Но не сразу Алексей Александрович стал коллекционировать экземпляры, что впоследствии вошли в музей Бахрушина. Поначалу он увлекся редкими вещами с Востока. Затем собирал все связанное с Наполеоном.

Интересы, растянувшееся на века

Существует легенда, что толчком к коллекционированию театральной старины стал спор с купцом-собирателем Н. А. Куприяновым. Он хвастался перед Бахрушиным сборником театральных афиш, на что второй сказал, что его собрание будет шире. Тогда Алексей выиграл не только спор, а хобби на всю жизнь. И с 1890 года в особняк Бахрушина начали стекаться различные театральные предметы.

В начале его увлечение смешило всю Москву. Федор Шаляпин даже однажды оставил автограф на салфетке и сказал, что перешлет ее Бахрушину.

А он продолжал собирать вещи из московских, петербургских и парижских театров.

30 мая 1894 года Бахрушин впервые показал свою коллекцию коллегам и друзьям. А 29 октября представил собрание публике. Тогда родился музей Бахрушина в Москве. После этого состав пополнялся подарками от актеров, которые поддержали его увлечение.

Коллекционер по наследству

По одной из версий, именно двоюродной брат Алексей Петрович Бахрушин вдохновил Алексея Александровича на хобби. Он давал полезные советы о коллекционировании. Советовал не тратиться в дорогих магазинах, а покупать экземпляры на рынках и на Сухаревке.

Сначала экспонаты были только в цокольной части дома, но со временем перекинулась и на верхние комнаты. Коллекция увеличивалась. Так складывался будущий ведущий Государственный центральный театральный музей имени Бахрушина.

Музей в подарок

Когда в особняке осталось свободных от театра всего три комнаты, Алексей Александрович решает передать галерею бесплатно и полностью под опеку государства.

Видимо, по еще одному совету двоюродного брата он отдает свое сокровище. Совет звучал так: “не передавать коллекцию детям, поскольку те не оценят труда и распустят музей”.

Он обращается в Государственную думу, но там ему отказывают, основываясь на нехватку средств в бюджете города.

Музей взял под свое крыло Константин Константинович Романов (президент Академии наук). По его решению, галерея перешла под контроль Академии. Это произошло 25 ноября 1913 г.

Даже после революции Театральный музей им. Бахрушина носил свое "буржуазное имя".

С приходом новых властей жизнь ухудшилась. Семья тяжело работала, чтобы отопить комнаты с экспонатами.

Умер благодетель 7 июня 1929 года в Малые горки. Похоронен на Алексей Александрович до последнего дня оставался главой музея.

Путешествие по особняку Алексея Бахрушина

Московский музей имени Бахрушина гордится своей коллекцией.

Один из выдающихся экспонатов - портрет Федора Шаляпина, что написан в 1909 году. Это мастер русской оперы. В свое время был солистом Метрополитен-оперы, Большого и Мариинского театров. Имеет свою звезду на Аллее славы в Голливуде. Портрет - работа Александра Яковлевича Головина, художника, сценографа и артиста. Шаляпин в образе Мефистофеля.

Этот портрет висит перед кабинетом Алексея Александровича, другой - на выходе из музея. На этот раз в образе Бориса Годунова. Автор картины - Николай Василевич Харитонов.

Сам Федор Иванович был частым гостем галереи и другом владельца, поэтому определенная доля истории о нем - оставленное им самим.

Кабинет основателя

Музей Бахрушина в Москве имеет в своих рядах и личные вещи наибольшего поклонника. В центре кабинета - его портрет и письменный стол. Как и у любого творческого человека, стол заставлен тысячами мелочей. У каждой своя история. Среди них есть отлитый из серебра кулак. Существует теория, что его вылили для чиновника актеры Малого театра и таким образом просили, чтобы он ослабил свой контроль над ними.

В кабинете - работы А. Л. Роллера, О. А. Кипренского, И. Е. Репина, К. П. Брюллова, Сорина, З. Е. Серебряковой, А. В. Фонвизина и многие другие.

Уникальна коллекция афиш, выполненных известными мастерами: А. М. и В. М. Васнецовыми, А. Я. Головиным, С. Ю. Судейкиным, И. Я. Билибиным, Л. С. Бакстом.

Есть витрина, что посвящена балету. Коллекция балетных туфелек показывает эволюцию этого искусства.

Зал рождения театра

Дом Бахрушина рассказывает историю В выставочном зале все экскурсии начинаются с портрета который создал постоянный русский театр и считается его основателем. В коллекции есть официальный Указ 1758 года Елизаветы II о создании первого государственного искусства. Также есть настоящая дворянская грамота, которую он получил от царицы Екатерины II.

Музей имени Бахрушина богат и на необычные коллекции, например такие, как реквизиты из Театра крепостников графа Шереметьева и вертепы кукольных арен. Есть зал, посвященный первой половине 19 века, где уголок отведен Александру Сергеевичу Пушкину. Выставка богата письмами поэта, портретами актеров того века, их личными вещами.

Много территории отведено под образцы из любимого храма Мельпомены основателя - Малого театра. Есть макет здания 1840 года.

Часть вещей - благодарность актерам от поклонников. Эмоциональными письмами, именными подарками полон музей Бахрушина. Выставки рукописи драм, автографы исполнителей - все это в особняке.

Дорога экспонатов в музей

Часто Алексей Александрович хитрил. Приглашал к себе актера, подводил его к витрине с именем гостя, предварительно убрав с полки несколько интересных экземпляров, и жаловался на бедность представления. И театралы сразу же засыпали его своими личными вещами, которые могут быть полезны коллекции. Так пополнялся музей Бахрушина.

Многое он покупал на рынках. Именно на Сухаревке он купил за 50 рублей 22 портрета крепостных актеров Шереметьевского театра. Позже оказалось, что картины были похищены. Также там он научился торговаться. Искал интересную вещь и спрашивал о цене соседней. Продавец, увлекшись клиентом, расхваливал товар и набивал цену. Бахрушин, будто невзначай, спрашивал цену рядом находившегося товара, продавец, не обращая внимания, называл низкую сумму. Тогда мужчина покупал нужную вещь по дешевке.

По Москве ходил анекдот о том, что Бахрушин быстрее могильщиков. Ведь как только на тот свет отходил мужчина забирал его вещи в свою коллекцию. Экземпляры отдавали ему со спокойной душой, ведь знали, как бережно относится к ним этот человек.

На сегодняшний день галерея включает в себя девять филиалов - это мемориальные дома, квартиры известных деятелей русского театра, а также выставочный зал.

Многие хотят приобщиться к миру искусства. Время от времени в этой заведении появляются свободные вакансии. Музей Бахрушина рад принять в свой коллектив человека, который ценит и уважает историю театра.

Участок на углу нынешней Новокузнецкой улицы, 27/6 и Первого Новокузнецкого переулка приобрел в 1891-м году Константин Петрович Бахрушин, который приходился сыном известного купца I гильдии Петра Алексеевича Бахрушина - хозяина двух крупных Товариществ, занимавшихся выделкой кожи и производством сукна.

На тот момент во владении стояло небольшое жилое строение в 2 этажа, построенное около 1803 года и принадлежавшее купчихе П.А. Тумановой. Здание изрядно повредилось в пожар 1812 года и вплоть до 1819-го находилось в неприглядном виде. Во время его реконструкции оно было расширено, а непосредственно во владении возвели ряд строений из камня под размещение служб.

В 30-е, а затем в 70-е годы девятнадцатого столетия владение находилось в собственности представителя купечества П.А. Карцева, а потом и А.А. Еремеевой - московской почетной гражданки.

История особняка и его перепланировка

В период с 1895 по 1896 годы особняк на Новокузнецкой, 27 подвергся глубокой перестройке и реконструкции. Работами руководил , после чего здание получило пышные эклектические формы. Фасадные плоскости были окрашены в ярко-голубые тона и декорированы оригинальной лепниной беловатого цвета.

Парадный подъезд архитектор выстроил с устройством сеней и балконной площадки с цветочными вазонами. В центральной части появился фронтон, оформленный монограммой К.П. Бахрушина и указанием на год строительства.

Непосредственно перед особняком устроили внушительный по размерам палисадник с цветочной клумбой.


Использованы только собственные фотографии - дата съемки 14.12.2014 и 17.01.2015

Проезд: м."Павелецкая"

Новокузнецкая улица
Названа по имени чёрной Кузнецкой слободы, располагавшейся возле храма святителя Николая (угол Новокузнецкой и Вишняковского переулка) в Новокузнецких (до 1954 г. - Спасоболвановских) переулках.
Храм свт. Николая, предположительно, основан в XV в., первые письменные упоминания о нем и о Кузнецкой слободе датированы 1625 г.
В те годы существовали два храма Николы в Кузнецах; второй - это нынешний храм Святителя Николая в Котельниках на левом берегу реки Москвы. Есть версия, что именно с левого берега в Замоскворечье и переселились кузнецы. В записях 1657 г. церковь числится деревянной.
Каменный храм впервые построен в 1681-1683 г.г., и полностью перестроен в 1805 г. Храм не закрывался, будучи единственным действующим в Замоскворечье в период после 1922 г.
Трамвайная линия существует с 1909 г. Новокузнецкая улица и продолжающий её к северу Садовнический проезд - последние улицы исторического Замоскворечья, на которой сохранился трамвай.

Старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины поповцев Рогожского согласия
Построен в 1908-1911 гг. в псевдовизантийском стиле. Архитектор В.П.Десятов. Росписи в интерьере выполнила иконописная мастерская Я.А.Богатенко, специализировавшаяся на старообрядческом иконописании.
После провозглашения в 1905 г. манифеста о веротерпимости началось активное строительство новых старообрядческих церквей, в том числе и в Москве. В 1908 г. в Замоскворечье на средства Ф.Е.Морозовой был приобретён участок земли, на котором и был заложен храм для местной старообрядческой общины.
В начале 1930-х г.г. священник Ферапонт Лазарев был арестован и расстрелян. Церковь закрыли.
Сначала здесь находилось отделение Осоавиахима, а с 1970-х г.г. в здании располагался ОРС Метростроя.
В 1990 г. здание было передано Русской древлеправославной церкви, а в 2000 г. сюда из Новозыбкова была перенесена кафедра предстоятеля Церкви.
Сейчас принадлежит старообрядцам Новозыбковой патриархии (беглопоповцы) - старообрядцы, приемлющее священство.

Храм Спаса Преображения на Болвановке
Первоначально в XV в. на месте будущего храма располагалось золотоордынское подворье, где селились татарские баскаки (некоторые исследователи объясняют этим древнее название Болвановки, туда во время татарского ига послы привозили деревянного болвана на поклонение).
В 1465 г. царь Иоанн III на этом месте разбил и втоптал в землю ханскую басму, свергнув постыдное татарское иго. Россия перестала платить дань монголам. В воспоминание великого события Иоанн III приказал поставить на этом месте храм во имя Преображения Господня.
Первый храм был деревянным. Ныне существующий каменный храм был сооружен в 1749–55 гг.
В 1839 г. стараниями Московского купца А.И.Озерского с помощью прихожан храм перестраивают под руководством архитектора Козловского, перестроены трапезная и колокольня.
Бывший левый Скорбященский престол был переосвящен во имя св. мц. Татианы, с разрешения митрополита Филарета, принявшего во внимание желания жены Озерского Татьяны Ивановны и главного жертвователя титулярного советника И.В. Путилова - его тогда уже умершая жена также звалась Татьяной Ивановной.
Храм закрыт в 1930 г., в 1956 г. снесена колокольня и трапезная с приделами, в здание храма размещаются учреждения, в 1980 г. переоборудуют под мастерские.
Возвращен Русской православной церкви в 1991 г.

Новокузнецкая ул., 26/8 стр.1 - двухэтажный дом с деревянным вторым этажом
Дом настолько же не типичен для современной Москвы, насколько типичен для Москвы старой. Это образец распространённого в русской архитектуре типа полукаменного жилого дома. Такие дома во множестве строились на окраинах Москвы и в других русских городах. Хозяевами и жителями таких домов чаще всего бывали люди среднего достатка. Сегодня полукаменных домов в Москве так мало, что их можно пересчитать по пальцам.
Этот кирпичный, первоначально одноэтажный дом был построен в первой половине XIX в. как флигель в большой усадьбе. В 1875 г. над каменным флигелем архитектор К.А.Козьмин надстроил деревянный этаж для нового хозяина усадьбы, купца, потомственного почётного гражданина Т.Т.Волкова.
Надстройка делалась для устройства новых квартир, предназначенных под сдачу в наём. С этого времени дом мало изменился. До 1960-х г.г. в четырёх квартирах дома жило несколько десятков человек. Дом подвергся капитальному ремонту в 1990-е г.г. и содержится в хорошем состоянии.
Главный дом владения тоже сохранился. Это трёхэтажное здание в глубине участка, за парадным двором. Дом дошёл до нас в перестройке 1891 г. Старый ампирный двухэтажный дом с мезонином был капитально перестроен и перепланирован под квартиры. Вместо мезонина над ним появился полноценный третий этаж. Очень часто новые хозяева переделывали доставшиеся им старые господские особняки под квартиры. Так дом в конце XIX – начале ХХ в. давал больше дохода.

Улица Бахрушина
Улица Бахрушина (до 1922 г. - Лужнецкая улица, в 1922-1959 г. - Лужниковская улица).
Историческое Лужнецкая (Лужниковская) название дано по заливным лугам, примыкавшим к старице реки Москвы (современный Водоотводный канал). Лужнецкая улица - главная улица бывшей дворцовой слободы Большие Лужники.
Современное - дано в 1959 г. в честь А.А.Бахрушина (1865-1929) - московского купца, мецената, собирателя театральной старины, создателя частного литературно-театрального музея. В доме Бахрушина, на углу Садового кольца, находится основанный им в 1894 г. Театральный музей имени А.А.Бахрушина. Все ветви рода Бахрушиных жили в Замоскворечье.

Сад у дома А.А.Бахрушина на Лужнецкой ул. (сейчас ул.Бахрушина)


Построен в 1879 г. Дом относится к числу выявленных объектов культурного наследия.

Новокузнецкая ул., 42 стр.2. Особняк купца Т.Я.Кудрявцева.


Новокузнецкая ул., 42 стр.2. Особняк купца Т.Я.Кудрявцева.


Новокузнецкая ул., 42 стр.2. Особняк купца Т.Я.Кудрявцева.


Новокузнецкая ул., 42 стр.1. Одноэтажный деревянный дом


Новокузнецкая ул., 42 стр.1


Новокузнецкая ул., 42 стр.5

Новокузнецкая ул., 40. Особняк П.А.Бачуриной-И.Е.Смирнова (1890-е г.г., архитектор С.В.Шервуд; 1913 г.). В 1990-х г.г. здесь был «Дом приёмов ЛогоВАЗа» Б.Березовского. В 1994 г. здесь же было совершено покушение на предпринимателя - взорвалась его машина.


Новокузнецкая ул., 40


Новокузнецкая ул., 38. Старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины поповцев Рогожского согласия


Новокузнецкая ул., 36/2

Новокузнецкая ул., 36/2

Новокузнецкая ул., 36/2, стр.2

Новокузнецкая ул., 34, стр.1. Бывший доходный дом Л.А.Энгельбрехта. Построен в 1913 г. архитектором А.Прамнеком


Новокузнецкая ул., 34, стр.1


Новокузнецкая ул., 33, стр.1. Бывший доходный дом М.П.Макарова. Построен в 1914 г. Именно в этом доме жила Катя Иванова (актриса Светлана Карпинская), героиня известного кинофильма «Девушка без адреса» (1957 г.). Правда, она только входит в подъезд этого дома, внутри всё снималось в другом доме.

Новокузнецкая ул., 33, стр.1


Новокузнецкая ул., 30, стр.2. В этом доме жил и был убит в 1995 г. телеведущий Владислав Листьев. Дом построен в 1929 г.


ул. Бахрушина, 18. Бывшая усадьба В.Ф.Михайлова (вид со стороны ул.Бахрушина). Главный дом построен в 1893 г., сохранились ограда и ворота. Надстроен двумя этажами.

2-й Новокузнецкий пер., 10 стр.1. Храм Спаса Преображения на Болвановке - памятник позднего барокко

2-й Новокузнецкий пер., 10 стр.1. Храм Спаса Преображения на Болвановке

Колокольня храма Спаса Преображения на Болвановке

Новокузнецкая ул., 26/8 стр.3. Деревянная двухэтажная застройка


Новокузнецкая ул., 26/8 стр.3


Новокузнецкая ул., 26/8 стр.1. Дом с деревянным вторым этажом (см. описание выше). Постройка усадьбы Т.Т.Волкова

Новокузнецкая ул., 26/8 стр.1. Постройка усадьбы Т.Т.Волкова

Новокузнецкая ул., 26/8 стр.5. Главный усадебный дом усадьбы купца Т.Т.Волкова

Новокузнецкая ул., 29. Дом Свешниковой (1913 г., архитектор С.Ф.Воскресенский)

Вишняковский пер., 15. Храм святителя Николая в Кузнецкой Слободе

Новокузнецкая ул., 23а

Новокузнецкая ул., 25. Дом с каменным низом и бревенчатым верхом

Новокузнецкая ул., 27. Бывший Главный дом городской усадьбы К.П.Бахрушина. Построен в конце XVIII - начале XIX в.в. Перестроен в 1895–1896 г.г. по проекту архитектора К.К.Гиппиуса. Объект культурного наследия.

Новокузнецкая ул., 27. Бывший Главный дом городской усадьбы К.П.Бахрушина.


ул. Бахрушина, 14/2. Одноэтажный дом XIX в.

ул. Бахрушина, 16 стр.1. Построен в 1899 г. Архитектор Б.Н.Кожевников.

ул. Бахрушина, 15 стр.1. Бывшая городская усадьба XVIII-XIX в.


ул. Бахрушина, 17. Бывшая городская усадьба М.Ф.Михайлова. Построена в 1900 г. Архитектор Н.Г.Фалеев.

ул. Бахрушина, 17. Бывшая городская усадьба М.Ф.Михайлова.


Михайловский парк - парк усадьбы М.Ф.Михайлова


Михайловский парк


ул. Бахрушина, 17 стр.2. Кирпичный жилой дом. Построен в 1887 г.


ул. Бахрушина, 19 стр.1. Кирпичный жилой дом. Построен в 1887 г.


ул. Бахрушина, 21. Двухэтажный дом XIX в. Перестроен в 1901 г. архитектором Л.А.Херсонским.


ул. Бахрушина, 23 стр.2. Двухэтажный дом. Построен в 1880 г.


Противотанковая 45-мм пушка образца 1937 г. принадлежала 17 Кировской дивизии народного ополчения. Обнаружена под Новгородом, пролежав во фронтовой земле 60 лет. Отреставрированная руками поисковиков, она заняла это место в 2001 г.


ул. Бахрушина, 24 стр.1. Школа № 525 им.Ролана Быкова. На этом месте находилась церковь Николая Чудотворца, что в Конюхах (в Больших Лужниках). В 1933 г. церковь была снесена. Школа начала работать в 1936 г. На стене школы висит меориальная доска в память об учениках школы погибших в боях за Москву в 1941 г. В этой школе учился Р.Быков.

Часовня во дворе школы №525 сооружена в 2003 г. на месте снесённого Храма Живоначальной Троицы в Больших Лужниках.

ул. Бахрушина, 23 стр.1. Двухэтажный особняк. Построен в 1893 г. Архитектор Г.А.Кайзер.


August 17th, 2018 , 07:22 pm

Пятиэтажный жилой доходный дом с магазинами на первых двух этажах построен на участке, принадлежавшем Товариществу «А. Бахрушина сыновья», архитектором Карлом Гиппиусом в 1900-1901 годах.


Карл Гиппиус - крупный московский архитектор, много строивший для семьи Бахрушиных в разных их владениях. В его творчестве присутствуют разные течения, мотивы модерна. В этом доходном доме явно присутствуют мотивы французского ар нуво. Его фасад имеет причудливый сочный декор - один из характерных образцов московского модерна. Самым запоминающимся декоративным элементом дома являются металлические ограждения балконов - тонкие стебли с качающимися венчиками цветов.

Два эркера по бокам фасада поддерживаются короткими колонками с капителями в виде женских масок с развивающимися волосами - лорелеями.

По всему фасаду на уровне 4 этажа тянется балкон, в кронштейнах которого тоже лорелеи, они же подпирают козырек дома в центре. Вообще это самый богато декорированный дом архитектора Гиппиуса.

Тверская улица 1911—1917, Россия, Москва,

.
Купцы Бахрушины ведут свой род из Касимова. В Москву родоначальник их Алексей Федорович Бахрушин пришел с супругой и тремя сыновьями из Зарайска. Они обосновались сначала на Таганке, а потом создали крупное кожевенное производство в Кожевнической слободе, куда и переселились. Там им принадлежало два крупных производства - кожевенный завод и суконная фабрика, а так же половину улицы Кожевнической занимали их жилые дома. Вырабатывали они разные виды кож, от грубой невыделанной кожи до сафьяна и лайковых перчаток. Имели свой клеевой завод.
.

После неожиданной смерти Алексея Федоровича осталось много долгов, и на семейном совете братья решили никогда не делить дело, не брать деньги в долг и часть ежегодной прибыли пускать на благотворительность. Чему и следовали вплоть до революции. Их в Москве называли даже «професиональными благотворителями».

Бахрушин, Алексей Александрович (31 января (12 февраля) 1865 — 7 июня 1929) — русский купец, потомственный почётный гражданин, мануфактур-советник, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея.

Ими построены и содержались Вдовий дом или дом бесплатных квартир для вдов и курсисток на Софийской набережной,
.

Дом бесплатных квартир братьев Бахрушиных на Софийской набережной



больница для неизлечимых больных на Стромынке,

Сокольники. Больница и дом призрения имени братьев Бахрушиных на Стромынке



детский приют или убежище для детей, покинутых родителями.

Село Алексеевское. Московский городской сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Алексеевичей Бахрушиных



Бахрушинский приют был основан в 1896 году в подмосковном селе Алексеевское (ныне в черте Москвы). В его Уставе было сказано: «приют имеет целью бесплатно давать религиозное, нравственное и физическое воспитание и практическое ремесленное образование бедным детям мужского пола, покинутыми родителями». На него Бахрушины пожертвовали 600 тысяч рублей. Из них 150 тысяч предназначались непосредственно на строительство, а остальная сумма (450 тысяч) была положена под проценты на содержание приюта. Здесь дети жили с 4-6 лет, получали общее образование и овладевали профессией.

Кроме того они учреждали стипендии учащимся 5 учебных заведений - Московского университета Духовной академии, Коммерческого интститута и гимназии. Они давали деньги многим городским попечительствам о бедных, о народной трезвости и другим благотворительным заведениям.

На деньги А.А. Бахрушина и при его деятельном участии был выстроен Введенский народный дом на Введенской пл, теперь площадь Журавлева. Всего на дела благотворительности по грубым оценкам с 1882 года по 1917 год ими было потрачено почти 6 млн. рублей.

Введенский народный дом 26 марта 1906 года


.
Многие Бахрушины являлись известными коллекционерами. Алексей Алексанрович Бахрушин создал удивительный театральный музей, который передал Императорской Академии Наук.
.
Его кузен Алексей Петрович Бахрушин был самым известным и фанатичным в Москве коллекционером старинных книг и предметов. После его смерти вся коллекция передана в Исторический музей.

.

За долгие годы своего существования здание в основном сохранило свою первоначальную конструкцию, а также основные стилистические характеристики и композицию фасадов.
.

За этим доходным домом семьи Бахрушиных по Тверской, 12, со стороны Козицкого переулка, выстроено еще четыре строения той же направленность - предоставление внаем меблированных квартир. Этот комплекс зданий имеет огромную историко-культурную ценность, как образец московского доходного домостроения на изломе XIX-XX столетий. Кроме этого объекты принадлежат к лучшим образцам творчества архитектора К.К. Гиппиуса.

Комплекс дом для «Товарищества А. Бахрушин и сыновья» в Козицком пер., д.2

.
В апреле 2012 года на заседании специальной группы при Правительстве города Москвы было принято решение рекомендовать включить в реестр московского культурного наследия весь архитектурный ансамбль.
.

Дом имеет и богатую историю. Так, после окончания строительства первый этаж был арендован под магазин известных в столице братьев Пате, занимавшихся здесь продажей модных тогда патефонов и фонографов.

Магазин Братьев Пате. Москва, Тверская. 1903-1910г.

Магазин фирмы братьев Пате на Тверской левее булочной Филиппова


Витрина магазина братьев Пате

Генеральная компания фонографов, синематографов и точных аппаратов, одна из крупнейших в России фирм, занимавшихся производством фильмов и их прокатом, продажей кино- и фоноаппаратуры. Учреждена во Франции в 1897 году, ответственное агентство в России открыто в 1909 году в Москве на Тверской (сейчас дом 12) улице левее булочной Филиппова.

.
На этом же уровне располагалась и фотостудия «Отто Ренар».

Фотостудия Отто Ренар на Тверской.1901-1911

.
В годы советской власти в доме разместили кабинеты Центропечати, в помещениях которых, в 1921 году, Владимир Ильич Ленин надиктовал несколько своих речей на граммофонную запись.

Ленин среди сотрудников Центропечати. Июль 1919 г.


В начале 1919 года вновь созданный отдел Центропечати «Советская пластинка» приступил к записи речей В. И. Ленина, которые производились в специально оборудованном помещении в Кремле. До 1921 года было записано около тринадцати его выступлений. Последняя запись была сделана в здании самой Центропечати.

Однако выпуск граммофонных пластинок не занимал заметного места в работе Центропечати. В середине 1919 года фабрика «Братья Пате» прекратила производство и полностью перешла на сборку граммофонных аппаратов. После реорганизации Центропечати в «Товарищество на паях контрагентства печати» в конце 1921 года отдел «Советская пластинка» был ликвидирован. С 1922 года производством пластинок занимался Госпросснаб.


.

В 70-е годы прошлого столетия по адресу Тверская улица, 12, строение 1 располагался знаменитый магазин по продаже ювелирных изделий «Березка».


Магазин "Берёзка" на улице Горького.1962

Улица Горького. Магазин "Берёзка".1962. Москва

Магазин не Внешпосылторговский!

Карл Гиппиус - крупный московский архитектор, много строивший для семьи Бахрушиных в разных их владениях.

Карл Карлович Гиппиус /1864 - 1941/ — московский архитектор, мастер эклектики и модерна - родился в Санкт-Петербурге, в профессорской семье.

В период с 1882 по 1889 гг. молодой человек проходил учёбу в училище живописи, ваяния и зодчества. По окончании учебного заведения получил звание «классного художника» архитектуры с вручением Большой серебряной медали.

Первые годы работал на архитектурную фирму Романа Клейна, но уже тогда вошёл в круг исполнителей подрядов от купеческих семей Бахрушиных и Перловых.

Одна из первых самостоятельных работ Карла Карловича Гиппиуса - перестройка фасада чайного магазина Перловых в «китайском» стиле /ул. Мясницкая, д. 19/.

В это же время он строит особняк для семьи Алексея Александровича Бахрушина на Зацепском Валу в псевдоготическом стиле. Замысел дома рождался совместными усилиями архитектора и владельца, которые были ровесниками.
.

К концу 1897 г. дом был построен. К Новому 1898 г. Бахрушины переехали в особняк. Красивое здание вскоре получило у современников название «Версаль на Зацепе». Его интерьеры также были созданы по проектам Карла Карловича Гиппиуса.

Сохранился уникальный акварельный рисунок особняка Бахрушиных с автографом К. К. Гиппиуса, он храниться в запасниках театрального музея А. А. Бахрушина.



.
Наряду с появлением новых построек в стиле «неогрек» и в русском стиле, неоготика занимала видное место в системе эстетических предпочтений состоятельных горожан. Таким образом, очевидно, что выбор Бахрушиным и Гиппиусом неоготических форм органично вписывался в круг современных московских построек, принадлежавших родовой аристократии и самым богатым и просвещённым купеческим семьям. Выбирая эти формы, Алексей Александрович Бахрушин безмолвно обозначал свою принадлежность к деловой и интеллектуальной элите Москвы.
.


Оригинальный дверной звонок особняка Бахрушиных

Испытанием для особняка Бахрушиных стали времена после революции 17-го года. Два года до 1919 года стоял вопрос о сохранении театрального музея в принципе. Затем усилиями Луначарского музей был передан в Наркомпрос, директором музея все-таки назначили А. А. Бахрушина и стали выделять хоть какие-то средства. Особняк национализировали, а семье Бахрушина выделили две небольшие комнаты, где раньше жила гувернантка. А. А. Бахрушин был директором музея до 1929 года и до последнего своего дня являлся гарантом сохранения своего собрания. А далее директором поставили идеологически правильного руководителя. И он стал брать возрастающую год от года арендную плату с жены А. А. Бахрушина, Веры Васильевны, которая ютилась в тех же комнатках для гувернатки. Это было не лучшее время для супруги А. А. Бахрушина, которая прожила здесь до 1949 года. Капиталистическая сущность музея не давала покоя пролетариату и рабочие национализированных в округе фабрик писали письма наверх с требованием перепрофилировать музей в клуб. До клуба дело не дошло, но лепнину отбить пришлось. Потом появились идеи снести здание особняка, ведь все равно его помещений не хватает для размещения собранных коллекций, и построить многоэтажное новое здание в стиле сталинизма вдоль Садового кольца с площадью в десятки раз превышающей площадь особняка. Решение об этом уже было принято, но помешала война. В войну в здании особняка разместили почти сотню солдат войск ПВО, которые защищали Павелецкий вокзал от немецких налетов. Здание не отапливалось и было разрешено сжигать в буржуйках мебель и предметы интерьера, и здесь осуждать солдат никак нельзя, это было действительно тяжелое время. После войны здание стояло разоренное, настолько разоренное, что когда его предложили передать под представительство Латвийской ССР, то последовал отказ от бывшей братской республики. Страна залечила раны, музей восстановили и он получил своих почитателей. Но испытания на этом не кончились, грянула перестройка, финансирование музея опять практически прекратилось. Мало того, господин Березовский, офис которого — дом приемов Логоваз находился недалеко от места расположения музея, решил заполучить особняк в собственность, обещая его отремонтировать. Но бог миловал. Если бы это случилось, то все интерьеры, которые пережили даже войну, были бы окончательно и безвозвратно утрачены, зачем новым русским раритетная рухлядь. В 2015 году в бывшем особняке Бахрушиных наконец началась первая за 120 лет реставрация. Правда денег хватило только на фасады, выходящие на Зацепский Вал и ул. Бахрушина, со стороны внутреннего двора фасады не ремонтировались. Справедливости ради надо отметить, что реставрация была проведена действительно профессиональная, все окна были не заменены, а тщательно отреставрированы, т. е. основой окон осталось дерево прошлого века. Фасадам возвращены именно те украшения и краски, которые были задуманы и исполнены архитектором К. К. Гиппиусом. Восстановлена строго по эскизам К. К. Гиппиуса чугунная ограда здания со стороны ул. Бахрушина. Летом прошлого года бывший особняк Бахрушиных во всей своей первоначальной красе предстал перед посетителями. В планах, правда далеких, закончить реставрацию всех фасадов и начать реставрацию внутренних интерьеров, но при этом надо будет закрывать музей для посетителей. Так что это очень сложный вопрос.



 


Читайте:



Учет расчетов с бюджетом

Учет расчетов с бюджетом

Счет 68 в бухгалтерском учете служит для сбора информации об обязательных платежах в бюджет, отчисляемых как за счет предприятия, так и...

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

feed-image RSS