Главная - История ремонта
Мифы древней греции цербер. Что такое Цербер в мифологии

Трехголовая собака Пушок

Изображение

  • Подобрал картинку:Смаилов Ерсаян
  • Разместил:Смаилов Ерсаян

Этимология

Трёхголовая собака (англ. Three-headed dog) - очень редкое волшебное существо огромного размера.Имеет три головы.Каждая голова трёхголового пса имеет свой характер.

Внешний вид

"Им в глаза смотрел гигантский пес, заполнивший собой весь коридор от пола до потолка. У него было три головы, три пары вращающихся безумных глаз, три носа, нервно дергающихся и принюхивающихся к незваным гостям, три открытых слюнявых рта с желтыми клыками, из которых веревками свисала слюна." (Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Философский камень")

Происхождение

Родина Пушка- Греция, в Англию попал щенком. Вырастил его Рубеус Хагрид.

Место обитания

Замок Хогвартс, третий этаж, коридор. Впоследствии Пушок был отпущен в Запретный лес, а затем его оправили на родину в Грецию.

Родственники

Особенности характера и привычки

Пёс засыпает при любой музыке. Даже плохо сыгранной.Отличительной особенностью трёхголовой собаки является обилие слюноотделения.

Интересы

Охраняет люк к подземельям, в которых хранился Философский камень.

Друзья

Рубеус Хагрид- лесничий.Профессор Дамблдор.

Враги

Профессор Квиррелл и внедрившийся в его затылок Волан-де-Морт

Характерные фразы, цитаты

  • Цепи, удерживающие собаку за три ошейника, остановили её лишь в нескольких метрах от Гарри.
  • Внутри комнаты гигантская чёрная зверюга издала многоголосый вой. Из трёх зубастых пастей полетели капли белой слюны.
  • Её зачаровали не есть учеников, а просто выплёвывать их за дверь.
  • Раз оно похоже на Цербера из магловской легенды про Орфея и Эвридику, то нам нужно спеть, оно уснёт, и мы сможем пройти…
  • Трёхглавое чудовище рухнуло на пол.

Образ в искусстве

Произведения, в которых встречается существо

  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Философский камень"
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Тайная комната"
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Кубок Огня"
  • Джоан Роулинг "Фантастические звери и места их обитания"
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер и Дары Смерти" (В черновиках)
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер. Рождение легенды"
  • Джоан Роулинг "Гарри Поттер. Мир волшебства. История легенды"
  • Джоан Роулинг "Волшебный мир Гарри Поттера"

Фильмография

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

  • Три огромные собаки,с огромными глазами (у первой-как чайные чашки, у второй-что мельничные колеса, у третьей- что башни).Они охраняют сокровища в сундуках, выполняют желания солдата.Один удар по огниву - исполняет желание первая, два удара-вторая собака, три удара- третья. Они похожи на Пушка огромными размерами, помогают людям Г.Х. Андерсен "Огниво" ,
  • Лежа в пещере своей, в три глотки лаял огромный

Цербер, и лай громовой оглашал молчаливое царство.

Видя, как шеи у пса ощетинились змеями грозно,

Сладкую тотчас ему лепешку с травою снотворной

Бросила жрица, и он, разинув голодные пасти,

Дар поймал на лету. На загривках змеи поникли,

Всю пещеру заняв, разлегся Цербер огромный.

Сторож уснул, и Эней поспешил по дороге свободной Вергилий "Энеида", книга шестая, стих 415

  • Эврисфей приказал Гераклу спуститься под землю и совершить похищение Цербера, трехголового пса - стража царства мертвых. Герою пришлось спуститься в Аид, откуда никто никогда не возвращается.Цербер был так могуч и страшен, что от одного его вида леденела кровь. Кро­ме трех отвратительных голов, пес имел хвост в виде огромной змеи с разверстой пастью. Вот такого пса на­до было не только одолеть, но и живым вывести из под­земного мира.Мифы о Геракле, 12 подвиг Геракла "Похищение Цербера"

Творческая работа

В этом разделе размещается творческая работа команды: цифровая история (I этап), инфографика (II этап), видео (III этап)

Цербер - чудовище из древнегреческих мифов, второй сын от союза Тифона с Ехидной. Это пёс с тремя головами и ядовитой слюной. Он был охранником врат Аида, не позволял душам покинуть царство мёртвых.

Цербер представлялся в виде химероидного существа: пса о трёх головах со змеиным хвостом, столь же жутким, как и мать-Ехидна. Число голов его может доходить до сотни - в зависимости от того, какой автор описывает монстра. Пиндар и Гораций пишут о сотне голов, а Гесиод - о пятидесяти. Классическая эллинская мифология останавливается на двух-трёх.

Некоторые легенды изображают его как атлета-кинокефала , то есть человека с собачьей головой. В одной руке он держал бычью голову, а в другой - козлиную. Первая голова источала ядовитое дыхание, а вторая - убивала взглядом. На вазах порождение Тифона и Ехидны нередко изображали двухголовым. Цербер отличался гигантскими размерами и чудовищной силой. Иногда средняя голова его изображалась львиной, а живот, спину и лапы покрывали змеи.

В древнейших текстах описано, что хвост существа приветствует новоприбывших мертвецов, а тех, кто пытается сбежать, он разрывает на куски. Позднее Цербер обрёл привычку пробовать души на вкус, и, чтобы умерший не был проглочен псом, вместе с телом в гроб опускали медовый пряник. Чтобы помочь Энею спуститься в мир мёртвых, прорицательница Сибилла накормила стража лепёшкой, пропитанной вином и снотворными травами.

Братом Цербера был пёс о двух хвостах и двух головах - Орф, охранник красных коров Гериона. Сестра его - Лернейская Гидра , змея с множеством голов. Орфа и Гидру уничтожил Геракл. Вторая сестра - трёхголовая Химера с козлиной, львиной и змеиной головами. Химеру убил Беллерофонт. Из всего потомства Тифона и Ехидны лишь Цербер избежал гибели от рук героев - Геракл не убил его, а Орфей лишь очаровал пленительными мелодиями.

Образ пса-стража в различных культурах

Цербер имеет весьма древнее происхождение - индоевропейское и египетское . «Цербер» также может читаться как «Кербер» или «Керберос» - а это один из гончих псов Ямы, брахманского бога смерти. Скандинавский пёс-страж Гарм также родственен ему. Иногда Церберу приписывают две пары глаз, как у псов того же Ямы. Брахманизм и буддизм описывают ад населённым псами, что после гибели начинают терзать души грешников. Схожие функции имеет и Цербер.

Египетские корни монстр унаследовал от стража египетских врат в царство мёртвых - Амта, и от пожирателя грешников на суде Осириса. У этого стража львиное и собачье тело совмещаются с крокодильей головой и бегемотьим крупом. Впервые греческий страж Аида был упомянут ещё Гесиодом, но Гомер уже был о нём осведомлён.

Со временем имя чудовища стало нарицательным, и так стали называть излишне суровых и неподкупных охранников. Кроме этого, Цербер оставил след в современной культуре, но об этом немного ниже.

Цербер и герои

До того как спуститься в Аид, Геракл прошёл посвящение в Элевсинские мистерии, после чего Кора (она же Персефона, жена Аида) стала считать его братом. Гермес и Афина помогли Гераклу одолеть Цербера, после чего герой взвалил пса на плечи и вынес в мир людей. Он настолько отвык от солнечного света, что его стошнило. Пена, что капала из пасти чудовищного пса, стала ядовитой травой аконит. По легендам, аконит на дух не переносят оборотни.

После победы Геракл получил венок из листьев серебристого тополя. Эврисфей от вида Цербера пришёл в ужас и спрятался под трон. Геракл этим удовлетворился и отпустил адского пса назад в преисподнюю. Помимо Геракла, с ним смог сладить лишь сын Аполлона, легендарный певец Орфей. Он смог усмирить Цербера своими песнями.

Мыс Тенар , расположенный на полуострове Пелопоннес, может похвастать пещерой, в которой, как считали греки, Геракл нашёл вход в царство Аида и вывел оттуда Цербера. По другим легендам, это произошло близ Коронеи (Беотии) , или трезенского храма Артемиды , или трезенского храма Хтонии . Ахерусийский полуостров у Гераклеи тоже претендует на звание входа в Аид. Главный признак такого места - густые заросли аконита.

Цербер и христианство

Самым известным христианским произведением с присутствием Цербера является «Божественная комедия» Данте . Для Данте он стал не просто стражем врат в мир мёртвых, он превратился в демона-мучителя. Он находится на Третьем круге, месте обитания обжор и чревоугодников. Их наказание – вечно гнить и разлагаться под лучами палящего солнца и постоянными дождями.

Можно сказать, что обитатели Третьего круга вполне безобидны - они достаточно заняты своими муками. Именно обитателю Третьего круга, Чакко, посочувствовал Данте. Чакко в благодарность предсказал будущее Данте.

В некоторых экранизациях «Божественной комедии», таких, как «Ад Данте: Инферно» Цербер предстает трехголовым чудовищем с зубами вместо глаз, пожирающим грешников. В теле монстра и находится Третий круг. Там пожранных ждут вечные мучения и терзания.

Цербер и современный мир

Современные игры, эксплуатирующие мифологию древних греков, значительно повлияли на то, чтобы Цербер стал одним из рядовых монстров. За редким исключением, где он предстает одним из боссов. Цербер остается одним из самых узнаваемых монстров.

Cerbera manghas

Цербер оставил след и в ботанике - цветковые растения, населяющие Африку, Азию, Австралию и Океанию были названы Карлом Линнеем «Cerbera» . Их отличительный признак - высокий уровень содержания токсинов. По сути, эти растения являются ядовитыми.

Некоторые художники пытались создать 3D модель скелета существа. Полученные результаты далеки от совершенства, но это тоже указывает на то, что история трехглавого стража врат не закончена. Из греческих легенд он перекочевал в средневековые бестиарии, а из бестиариев - в интернет, книги, игры и на обложки альбомов металл-групп.

Цербер столь же популярен, как и Сфинкс, сатиры, кентавры и прочие персонажи легенд. Но, если эти существа могут выступать как злыми, так и доброжелательными персонажами, он сохраняет свою главную функцию: защищать врата. И, как и тысячи лет назад, это зачастую врата в Подземный мир.

Цербер - чудовище из древнегреческих мифов, второй сын от союза Тифона с Ехидной. Это пёс с тремя головами и ядовитой слюной. Он был охранником врат Аида, не позволял душам покинуть царство мёртвых.

В статье:

Облик, функции и родня Цербера

Цербер представлялся в виде химероидного существа: пса о трёх головах со змеиным хвостом, столь же жутким, как и мать-Ехидна. Число голов его может доходить до сотни - в зависимости от того, какой автор описывает монстра. Пиндар и Гораций пишут о сотне голов, а Гесиод - о пятидесяти. Классическая эллинская мифология останавливается на двух-трёх.

Некоторые легенды изображают его как атлета-кинокефала , то есть человека с собачьей головой. В одной руке он держал бычью голову, а в другой - козлиную. Первая голова источала ядовитое дыхание, а вторая - убивала взглядом. На вазах порождение Тифона и Ехидны нередко изображали двухголовым. Цербер отличался гигантскими размерами и чудовищной силой. Иногда средняя голова его изображалась львиной, а живот, спину и лапы покрывали змеи.

В древнейших текстах описано, что хвост существа приветствует новоприбывших мертвецов, а тех, кто пытается сбежать, он разрывает на куски. Позднее Цербер обрёл привычку пробовать души на вкус, и, чтобы умерший не был проглочен псом, вместе с телом в гроб опускали медовый пряник. Чтобы помочь Энею спуститься в мир мёртвых, прорицательница Сибилла накормила стража лепёшкой, пропитанной вином и снотворными травами.

Братом Цербера был , охранник красных коров Гериона. Сестра его - Лернейская Гидра , змея с множеством голов. Орфа и Гидру уничтожил Геракл. Вторая сестра - трёхголовая Химера с козлиной, львиной и змеиной головами. Химеру убил Беллерофонт. Из всего потомства Тифона и лишь Цербер избежал гибели от рук героев - Геракл не убил его, а Орфей лишь очаровал пленительными мелодиями.

Образ пса-стража в различных культурах

Цербер имеет весьма древнее происхождение - индоевропейское и египетское . «Цербер» также может читаться как «Кербер» или «Керберос» - а это один из гончих псов Ямы, брахманского бога смерти. Скандинавский пёс-страж Гарм также родственен ему. Иногда Церберу приписывают две пары глаз, как у псов того же Ямы. Брахманизм и буддизм описывают ад населённым псами, что после гибели начинают терзать души грешников. Схожие функции имеет и Цербер.

Египетские корни монстр унаследовал от стража египетских врат в царство мёртвых - Амта, и от пожирателя грешников на суде Осириса. У этого стража львиное и собачье тело совмещаются с крокодильей головой и бегемотьим крупом. Впервые греческий страж Аида был упомянут ещё Гесиодом, но Гомер уже был о нём осведомлён.

Со временем имя чудовища стало нарицательным, и так стали называть излишне суровых и неподкупных охранников. Кроме этого, Цербер оставил след в современной культуре, но об этом немного ниже.

Цербер и герои

До того как спуститься в Аид, Геракл прошёл посвящение в Элевсинские мистерии, после чего Кора (она же Персефона, жена Аида) стала считать его братом. Гермес и Афина помогли Гераклу одолеть Цербера, после чего герой взвалил пса на плечи и вынес в мир людей. Он настолько отвык от солнечного света, что его стошнило. Пена, что капала из пасти чудовищного пса, стала ядовитой травой аконит. По легендам, аконит на дух не переносят оборотни.

После победы Геракл получил венок из листьев серебристого тополя. Эврисфей от вида Цербера пришёл в ужас и спрятался под трон. Геракл этим удовлетворился и отпустил адского пса назад в преисподнюю. Помимо Геракла, с ним смог сладить лишь сын Аполлона, легендарный певец Орфей. Он смог усмирить Цербера своими песнями.

Мыс Тенар , расположенный на полуострове Пелопоннес, может похвастать пещерой, в которой, как считали греки, Геракл нашёл вход в царство Аида и вывел оттуда Цербера. По другим легендам, это произошло близ Коронеи (Беотии) , или трезенского храма Артемиды , или трезенского храма Хтонии . Ахерусийский полуостров у Гераклеи тоже претендует на звание входа в Аид. Главный признак такого места - густые заросли аконита.

Цербер и христианство

Самым известным христианским произведением с присутствием Цербера является «Божественная комедия» Данте . Для Данте он стал не просто стражем врат в мир мёртвых, он превратился в демона-мучителя. Он находится на Третьем круге, месте обитания обжор и чревоугодников. Их наказание – вечно гнить и разлагаться под лучами палящего солнца и постоянными дождями.

Можно сказать, что обитатели Третьего круга вполне безобидны - они достаточно заняты своими муками. Именно обитателю Третьего круга, Чакко, посочувствовал Данте. Чакко в благодарность предсказал будущее Данте.

В некоторых экранизациях «Божественной комедии», таких, как «Ад Данте: Инферно» Цербер предстает трехголовым чудовищем с зубами вместо глаз, пожирающим грешников. В теле монстра и находится Третий круг. Там пожранных ждут вечные мучения и терзания.

Цербер и современный мир

Современные игры, эксплуатирующие мифологию древних греков, значительно повлияли на то, чтобы Цербер стал одним из рядовых монстров. За редким исключением, где он предстает одним из боссов. Цербер остается одним из самых узнаваемых монстров.

Цербер оставил след и в ботанике - цветковые растения, населяющие Африку, Азию, Австралию и Океанию были названы Карлом Линнеем «Cerbera» . Их отличительный признак - высокий уровень содержания токсинов. По сути, эти растения являются ядовитыми.

Некоторые художники пытались создать 3D модель скелета существа. Полученные результаты далеки от совершенства, но это тоже указывает на то, что история трехглавого стража врат не закончена. Из греческих легенд он перекочевал в средневековые бестиарии, а из бестиариев - в интернет, книги, игры и на обложки альбомов металл-групп.

В древнегреческой мифологии одним из самых жутких чудовищ считается трёхглавая собака по кличке Цербер (по-гречески Кербер), которая охраняет вход в Ад, и служит Аиду (богу Царства мёртвых). В туманную и мрачную преисподнюю разрешено входить духам мёртвых, но никому не позволено оттуда уйти. В древности собаки, как дикие животные, бродили по окраинам городов, видимо, поэтому такой образ появился в мифологии. Но образ Цербера ужасен ещё и тем, что у него на спине и голове змеи, а хвост дракона. Эта странная смесь нескольких существ в одном представляет кошмарное зрелище.

«Цербер» происходит от греческого «Kerberos», что означает «пятнистый». Цербер был чудовищным трёхголовым псом или дьяволом с хвостом змеи, змеями вместо гривы и когтями льва. По одним источникам, его три головы представляют прошлое, настоящее и будущее. Другие источники предполагают, что головы символы детства, молодости и старости. Наиболее убийственным был взгляд Цербера. Любой, на кого он только взглянет, сразу же превращался в камень. У Цербера зубы были острые, как бритва, а укус ядовитый. Там, где из трёх пастей капала на землю слюна, вырастали ядовитые растения, известные, как волчья отрава.

Лодка Харона, Хосе Бенльуре-и-Хиль, 1919 год

Отцом Цербера был Тифон, в греческой мифологии могущественный и смертоносный монстр, подобный богу. У него были сто голов дракона, сто крыльев, огненные светящиеся глаза. Его испугались олимпийские боги. Везде, где появлялся Тифон, распространялся страх и бедствия. Его миссия была в том, чтобы уничтожить мир, и создать препятствия для Зевса на пути в Царство Небесное.

Матерью Цербера была Ехидна, наполовину женщина, наполовину змея. Она известна в греческой мифологии, как мать всех монстров. Она имела чёрные глаза, голову и половину туловища красивой женщины, а нижняя часть была телом змеи. В пещеру, где она жила, своим телом она заманивала мужчин, и съедала их заживо.

Основной задачей Цербера было сторожить греческий подземный мир и верно служить богу Аиду. Цербер на берегу реки Стикс, образующей границу между Землёй и Преисподней, охранял врата ада и сторожил души мёртвых от побега обратно. Цербер ласково вилял хвостом всем входящим душам мёртвых, но жестоко разрывал на куски любого, кто пытался пройти обратно через ворота и вернуться на землю к живым.

Легенда об Орфее и Эвридике

Цербер фигурирует, как «сторожевой пёс ада», во многих мифах.

Один из мифов, когда Орфей, величайший музыкант греческой мифологии, пробирается в подземный мир, убаюкивая звуками лиры агрессивного Цербера. Фракийский певец Орфей, почитаемый в Греции, был счастливо женат на нимфе Эвридике. Но, однажды, её укусила змея, и Эвридика умерла. Орфей был так поражён горем потери, что перестал петь и играть. Он решил рискнуть своей жизнью и отправился в отчаянное путешествие в подземный мир, чтобы спасти Эвридику. Своей игрой на лире (инструмент подобный арфе) Орфей очаровал перевозчика Харона.

Харон перевозил через реку Стикс только души мёртвых, но согласился взять Орфея, хотя он был живой. При входе Орфей столкнулся с трёхглавым монстром Цербером, который при звуках лиры тоже покорно лёг, и Орфей смог пройти в преисподнюю.

Орфей спасает Эвридику, картина Жана Батиста Камиля

Аид и его жена Персефона разрешили Эвридике идти обратно с Орфеем в верхний мир при одном условии: Эвридика должна будет идти за Орфеем, но ему будет запрещено оглядываться на неё. Прежде, чем они достигли поверхности, Орфея настолько одолела страсть, что он обернулся посмотреть на Эвридику. Певец тут же превратился в призрак и навсегда остался в преисподней.

И Геи), трёхголовый пёс, у которого из пастей течёт ядовитая смесь (Теогония 310; Гигин. Мифы 151 ). Цербер охранял выход из царства мёртвых Аида , не позволяя умершим возвращаться в мир живых. Однако это удивительное по силе существо было побеждено Гераклом в одном из его подвигов .

Цербер имел вид трёхглавого пса со змеиным хвостом, на спине головы змей, такой же жуткий, как и его мать. По другим описаниям, у него 50 голов , или 100 голов, а в другой мифологии он изображён с человеческим мощным телом и руками и одной головой безумной собаки. В одной из рук отрубленная голова быка, которая убивала своим дыханием, а в другой руке голова козла, которая своим взглядом поражала жертвы . В произведениях вазовой живописи иногда изображался двуглавым .

Перед спуском в царство мёртвых Геракл был посвящён в Элевсинские мистерии , затем Кора приняла его как брата . Геракл одолел Цербера с помощью Гермеса и Афины . Цербера стошнило от дневного света, и от пены из его пасти появилась трава аконит . Геракл, когда вывел Цербера, был увенчан листвой серебристого тополя . Геракл, выведя его из Аида, показал Еврисфею , но затем вернул обратно. Именно после этого подвига Еврисфей отпустил Геракла на волю .

Этимология

По одной из версий, древнегреческое Kerberos может соответствовать санскритскому सर्वरा sarvarā , эпитету одного из псов бога Ямы , от праиндоевропейского *ḱerberos «пятнистый» .

Другая этимология предложена Брюсом Линкольном . Он сближает имя Цербера с именем собаки-стража Гарма (др.-сканд. Garmr ), известного из скандинавской мифологии , возводя оба имени к праиндоевропейскому корню *ger- «рычать» (возможно, с суффиксами -*m/*b и -*r ). Братья и сёстры. Орф , брат-близнец, двуглавый и двухвостый пёс. Орф сторожил скот Гериона и был убит Гераклом во время его похищения. Гидра (Лернейская гидра) - чудовище, рождённое Тифоном и Ехидной, имеет сотню змеиных голов, побеждена Гераклом. И Химера, чудовище, имеющее три головы: львиную, козью и змеиную, рождённое Ехидной и Тифоном. Была убита Беллерофонтом.

В литературе, искусстве и науке

Напишите отзыв о статье "Цербер"

Примечания

  1. в русский язык в XVIII веке вошла форма Цербер в соответствии с позднелатинским произношением; однако начиная с 1920-х годов в переводах с древнегреческого и антиковедческих исследованиях доминирует форма Кербер
  2. Мифы народов мира. М ., 1991-92. В 2 т. Т.1. С.640
  3. Примечания М. Л. Гаспарова в кн. Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980. С.480
  4. Гесиод. Теогония 769-774
  5. Гесиод. Теогония 312
  6. Гораций. Оды II 13, 33
  7. Примечания В. Г. Боруховича в кн. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л. , 1972. С.154; Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С.351
  8. Ликофрон. Александра 1327
  9. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 25, 1; 26, 1
  10. Еврипид. Геракл 613-615
  11. Гомер. Одиссея XI 623-626, у Гомера трёхглавость не упомянута, у Жуковского неточно
  12. Овидий. Метаморфозы VII 419; Первый Ватиканский мифограф I 57, 2
  13. Феокрит. Идиллии II 120; Примечания М. Е. Грабарь-Пассек в кн. Феокрит. Мосх. Бион. Идиллии и эпиграммы. М ., 1998. С.253
  14. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека II 5, 12; Гигин. Мифы 30
  15. Павсаний. Описание Эллады II 31, 2; 35, 11
  16. Страбон. География VIII 5, 1 (стр.363)
  17. Павсаний. Описание Эллады IX 34, 5
  18. Ксенофонт. Анабасис VI 2, 2
  19. Вергилий. Энеида VI 417-423
  20. The Oxford Introduction to Proto-Indo-European and the Proto-Indo-European World. - Oxford University Press, 2006. - P. 411. - ISBN 0199287910 .
  21. Lincoln Bruce. Death, war, and sacrifice: studies in ideology and practice. - Chicago: University of Chicago Press, 1991. - P. 289. - ISBN 9780226481999 .
  22. Схолии к Гомеру. Одиссея XIX 518 // Лосев А. Ф. Мифология греков и римлян. М ., 1996. С.126
  23. Феофраст, фр.113 = Страбон. География X 4, 12 (стр.478)
  24. Гекатей, фр.27 Якоби = Павсаний. Описание Эллады III 25, 5
  25. Палефат. О невероятном 39
  26. Гераклит-аллегорист. О невероятном 33
  27. См. Фульгенций. Мифологии I 6

Литература

  • Kretschmar, Freda. Hundestammvater und Kerberos, Bd 1-2. - Stuttgart: Strecker und Schröder, 1938. (нем.)

Отрывок, характеризующий Цербер

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?



 


Читайте:



Как приготовить говяжий язык в домашних условиях

Как приготовить говяжий язык в домашних условиях

Кулинария предлагает большое количество деликатесов, которым под силу удовлетворить гастрономические потребности любого человека. В их числе и...

Лосось, запеченный в духовке

Лосось, запеченный в духовке

Запеченный в духовке лосось - красивое праздничное блюдо. Хотите узнать, как вкусно его приготовить, тогда читайте секреты и смотрите вкусные...

К чему видеть мышей во сне?

К чему видеть мышей во сне?

по соннику животныхХтонический символ, означающий силы тьмы, беспрестанное движение, бессмысленное возбуждение, суматоху. В христианстве...

Сон идти по морю. К чему снится море? Сонник купаться в море. Неспокойное море во сне

Сон идти по морю. К чему снится море? Сонник купаться в море. Неспокойное море во сне

Если во сне мы видим воду, будь то водопад, река, ручей или озеро, это всегда так или иначе связано с нашим подсознанием. От того, чистая эта вода...

feed-image RSS