Главная - Мебель
Когда включат отопление в детских садах и школах? Отопление и энергосбережение в детских садах Включение отопления в детских садах

С приходом осени близится начало отопительного сезона. В связи с этим все государственные предприятия должны быть уведомлены о точных сроках начала подключения дополнительного обогрева. Особенно это касается детских образовательных учреждений, поскольку организм детей крайне уязвим к переменам температурного режима.

В России и других странах СНГ официально действуют определенные нормы, по которым разработаны специальные документы, регулирующие допустимые условия для комфортного пребывания детей в детских садах и школах.

Известно, что отопительный сезон начинается в период середины осени, когда погодные условия заметно ухудшаются, и начинается холодная и дождливая погода. Однако, несмотря на общепринятые нормы включения отопления в детских образовательных учреждениях, правительство разрешает региональным властям регулировать сроки включения отопительного сезона в индивидуальном порядке. Так происходит потому, что в каждом регионе погодные условия могут отличаться, поэтому в одной части стране похолодание может наступить гораздо раньше по сравнению с другой.

От чего зависит когда включают отопление по нормам в детских садах

Уже несколько десятилетий подряд правительство России и других стран СНГ руководствуются определенными правилами, согласно которым регулируются нормы температурного режима для детских государственных учреждений, таких, как, например, детские сады. Они были разработаны специально для того, чтобы поспособствовать максимально комфортному пребыванию детей в детских садах.

В ходе научных исследований было установлено, что для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21°C, рекомендуемая температура составляет 24°C. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18°C, рекомендуется довести температуру до 22°C. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже 14°C.

Известно, что слишком высокая температура в помещении может сделать окружающий воздух более сухим, что скажется негативно на общем состоянии здоровья детей. Однако и холодный воздух также может вызвать различные воспаления у маленьких детей. Помимо этого возможны такие заболевания:

  1. Гайморит.
  2. Тонзиллит.
  3. Бронхит.
  4. Отит.
  5. Воспаление легких.
  6. Аллергические заболевания дыхательных путей.

Доказано, что самыми важными и значимыми показателями, которые стоит принимать во внимание, обеспечивая детские образовательные учреждения определенными температурными условиями, являются такие как влажность и свежесть воздуха.

При реконструкции систем отопления в детских дошкольных учрежденях возникает огромное количество проблем, которые решаются только полной заменой схемы системы отопления, разводки труб и приборов отопления. Причиной данных проблем является:

  • износ труб и приборов отопления;
  • перепланировка помещений;
  • утепление наружных стен здания;
  • ужесточение норм и правил при проектировании;
  • переход на независимую систему теплоснабжения от тепловых сетей.

Наиболее оптимальная для детских садов система отопления – горизонтальная поэтажная тупиковая. Если горизонтальные трубы невозможно проложить в конструкции пола или стен и требуется огромное количество проходов сквозь капитальные стены, то можно применить стояковую двухтрубную схему отопления.

Не допускается, в качестве теплоносителя, применение незамерзающей жидкости с добавками вредных веществ 1-го – 4-го классов опасности.

Система монтируется из металлопластиковых труб. Трубы, прокладываемые открыто вдоль стен, должны быть закрыты гипсокартонными коробами. Трубы прокладываются в теплоизоляции, обеспечивающей температуру поверхности не более 40 гр.Ц,

В качестве отопительных приборов оптимальны биметаллические секционные радиаторы. При этом радиаторы должны быть закрыты гипсокартонными коробами с решётками (для отопительных приборов) из дерева или других термостойких материалов. Длина радиатора должна быть не менее 75% ширины оконного проёма. Радиатор допускается устанавливать на высоте 50мм от уровня пола. Все приборы отопления необходимо оснащать терморегулирующими клапанами с устройством для балансировки системы. Приборы отопления рассчитываются с учётом проветривания. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более 2-4 гр.Ц. Проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа.

На первых этажах, для помещений групповых, спальных и раздевальных, требуется устройство тёплого пола, монтируемого из металлопластиковых труб или труб из сшитого полиэтилена. В зимний период температура поверхности пола должна быть не менее 22 гр.Ц,

Как правило, в детских садах паровое отопление не допускается. Для вновь строящихся и реконструируемых зданий детских садов печное отопление не применяется.

Проектирование системы отопления детского сада следует выполнять согласно следующим нормативным документам:

  • СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”;
  • СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”;
  • СП 60.13330.2012 “Отопление, вентиляция и кондиционирование”.
Технико-экономические показатели системы отопления детского сада
Наименование показателя Значение
Плотность сетей трубопроводов отопления средняя
Удельная максимальная потребляемая мощность на 1 м.кв. от общей площади объекта 60 Вт*ч/м.кв.
Удельный годовой расход тепловой энегрии на 1 м.кв. от общей площади объекта 0,136 ГКал*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта теплогенерирующими компаниями при стоимости 1 Гкал - 1100 руб. 149,6 руб.*год/м.кв.
Удельный расход топлива на теплоснабжение системы отопления объекта природным газом 19 м.куб.*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта природным газом при стоимости 1 м.куб. - 4 руб. 76 руб.*год/м.кв.
Удельный расход топлива на теплоснабжение системы отопления объекта дровами 53 кг*год/м.кв.
Удельные финансовые затраты на теплоснабжение системы отопления объекта дровами при стоимости 1 кг. - 3,4 руб. 180,2 руб.*год/м.кв.

Качественный проект отопления детского сада выгодно заказать без посредников в инженерной студии Киселёва - проектировщика вентиляции, отопления и кондиционирования

Контроль за условиями содержания детей в детских садах и школах осуществляется государственными регулирующими органами. Их главная задача состоит в соблюдении установленных нормативными документами норм. Согласно правительственным постановлениям были разработаны специальные документы, определяющие допустимые условия в учреждениях для детей.

Допустимые и рекомендуемые нормы содержания детей в учебных заведениях, которые попали в нормативные регулирующие документы, были установлены еще несколько десятилетий назад. Нормы были определены на основе научных исследований. Условия, определяемые нормами, наиболее способствуют сохранению детского здоровья. Правильность требований нормативных документов была подтверждена долгой историей наблюдений, при отклонении от норм в отдельных учреждениях неизбежно наблюдается всплеск заболеваемости у посещающих их детей. Таким образом, любое детское учреждение должно стремиться максимально придерживаться установленных норм.

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются:

Стоит отметить, что нормы по этим показателям приблизительно одинаковы на всей территории бывшего Советского Союза. Это является следствием не только общей физиологии детей, но и того, что новым государствам достались в наследство все нормативные документы Советского Союза, с тех пор не произошло их особой коррекции. Таким образом, эта статья является актуальной для всего СНГ и нескольких других стран по состоянию на текущий год и следующий 2019-й.

Требования к показателям в детских садах

Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Из прочитанного может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях детского сада, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых комнат максимально допустимая температура составляет 24 градуса Цельсия, а для спален – 22 градуса.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Это весьма прискорбно, так как приборы для определения уровня влажности не являются тяжело доступными или сложными в обращении и эксплуатации. Тем не менее следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей.

Для свежести воздуха не указаны точные количественные нормы, однако отмечено, что проветривания должны проводиться регулярно. Именно проветривания являются основным и единственным фактически доступным в большинстве детских садов способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха.

Согласно нормативам, проветривание должно осуществляться периодически в течение всего дневного времени суток. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой перед тихим часом в спальнях сквозное проветривание заканчивается за полчаса до прихода группы детей.

Одностороннее проветривание рекомендуется проводить и во время самого тихого часа, когда воздух прогреется после двухстороннего проветривания. Однако важно помнить, что сквозное проветривание должно быть прекращено за полчаса до начала тихого часа, а одностороннее – за полчаса до его конца. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно как в дневное, так и в ночное время суток.

К сожалению, нормы состояния воздуха во внутренних помещениях детских садов систематически нарушаются в большинстве учреждений. За влажностью воздуха никто, по сути, не следит, проветривания проводятся с разной частотой, но практически всегда с недостаточной. Температура в помещениях, как правило, намного выше рекомендуемых норм, нередко она превышает уровень в 30 градусов Цельсия и редко когда бывает ниже 28 градусов.

Высокая температура и эпизодичность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в детских садиках. Последнее обстоятельство не сильно заботит руководство учреждений хотя бы потому, что оно вообще не следит за показателями влажности. Найти в детском саду гигрометр (прибор для измерения уровня влажности) – большая редкость. Слишком низкая влажность воздуха в детских садах представляет собой большую проблему, которая способствует высокой заболеваемости простудными заболеваниями.

Интересно, что зачастую руководство детских учреждений использует превышающую норму температуру воздуха как средство борьбы с заболеваемостью среди детей. На самом же деле, температура выше рекомендуемой, высушивая воздух, только увеличивает заболеваемость. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Слизь на дыхательных путях выполняет важную функцию, она обеспечивает местный иммунитет. Если она высохнет, то уязвимость организма к заболеваниям резко вырастет. Высохшая слизь теряет свои иммунные свойства, в то же время она является отличной питательной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Напротив, на увлажненных слизью дыхательных путях болезнетворным микробам тяжело закрепиться, даже если они смогут зацепиться, то сразу же подвергнутся воздействию местного иммунитета.

Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. Не стоит недооценивать опасность сухого воздуха, по научным сведениям именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний:

  1. Гайморит.
  2. Тонзиллит.
  3. Бронхит.
  4. Отит.
  5. Воспаление легких.
  6. Аллергические заболевания дыхательных путей.

Таким образом, сухой воздух может привести к появлению у ребенка астмы и прочих малоприятных заболеваний.

Дополнительные осложнения вызывает то, что дети намного хуже взрослых переносят жару. Обмен веществ и, соответственно, теплообразование у детей более интенсивные, при этом отдача тепла в окружающую среду происходит главным образом посредством выдыхания воздуха.

Таким образом, для детей комфортная и безопасная температура окружающего воздуха более низка, чем для взрослых. Высокая температура окружающей среды приводит к излишней потливости, загустеванию крови, неблагоприятным условиям работы внутренних органов. Так как теплоотдача происходит преимущественно посредством выдыхания воздуха, то дыхательные пути у детей пересушиваются еще сильнее, чем у взрослых.

Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере. Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе.

Способы достижения идеальных параметров

Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.

Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.

Как грамотно составить договор об отоплении детского сада и как действовать руководству при возникновении перебоев с теплоснабжением, - рассказываем в статье. Дадим ответ, какие системы отопления выбрать для детских садов.

По вопросам обеспечения отопления в детском саду заведующий взаимодействует, в первую очередь, с органами местного самоуправления либо с теплоснабжающими организациями, которые по поручению данных органов оказывают услуги теплоснабжения на территории муниципального образовательного учреждения.

Организации, поставляющие отопление детским садам

Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями детских садов, по закону обязаны создавать условия для обеспечения нормальной жизнедеятельности ДОУ, в том числе заботиться об отоплении.

Полномочия по организации теплоснабжения возлагают на органы местного самоуправления поселений и городских округов (первого уровня) и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (второго уровня).

Детским садам по вопросам отопления своих помещений нужно обращаться к теплоснабжающим организациям. В соответствии с Законом № 131ФЗ органы местного самоуправления для организации теплоснабжения могут создавать специальные предприятия и учреждения. В то же время отоплением ДОУ, расположенных на территории поселений и городских округов, могут заниматься не муниципальные, а иные (государственные или частные) теплоснабжающие предприятия на основании муниципальных контрактов.

КАК НЕ ЗАМЕРЗНУТЬ ЗИМОЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Раздайте карточки с поручениями каждому сотруднику и проверьте выполнение по электронным чек-листам в журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения»

Готов ли ваш ДОО к зиме?

Заключение договора об отоплении в ДОУ

Детский сад от имени юридического лица заключает специальный договор с теплоснабжающей организацией на поставку тепловой энергии (теплоснабжения). При заключении данного договора для избежание негативных последствий руководителю необходимо обратить внимание на следующие моменты.

    В договоре об отоплении должно быть указано количество тепловой энергии, которое теплоснабжающая организация обязуется поставлять ДОУ. Важный момент: общий объем тепловой энергии лучше разбить по месяцам. В таком случае руководству будет проще отслеживать работу исполнителя и предъявлять претензии в связи с ненадлежащим исполнением.

    В договоре об обеспечении теплоснабжения будет правильным установить требования к температурному режиму в помещениях ДОУ. Этот пункт особенно актуален, если в детском саду нет теплового счетчика и каким-то другим способом невозможно определить количество поставленной тепловой энергии. Требования прописываются на основании п. 2.6 СанПиН.

    Финансированием детского сада преимущественно занимается собственник (учредитель). От него зависит, насколько своевременно и в полном объеме ДОУ оплачивает оказанные услуги. В связи с этим из договора об отоплении желательно исключить штрафные санкции (штрафы, пени, неустойки и т.д.) в отношении учреждения за несвоевременную или не в полном объеме оплату услуг теплоснабжения. В противном случае детскому учреждению придется отвечать за нарушение установленных договором сроков (или объемов) оплаты услуг теплоснабжения, хотя нести ответственность должен учредитель.

    В договоре об отоплении между ДОУ и теплоснабжающей организацией будет разумным предусмотреть порядок снижения оплаты за недопоставленную тепловую энергию или поставленную не в полном объеме.

    В договоре о теплоснабжении детского сада можно также определить порядок привлечения поставщика тепловой энергии к материальной ответственности за нарушении обязательств по соглашению. Однако, сделать это удается крайне редко.

Цену договора теплоснабжения детского сада определяют исходя из установленных местных тарифов на тепловую энергию по разделу “бюджетные потребители”.

Перебои в теплоснабжении детского сада: порядок действий руководителя

На практике довольно часто случаются ситуации, когда детский сад остается без теплоснабжения (например, при аварии на теплосетях или приостановлении поставки тепловой энергии в одностороннем порядке). Заведующий в этом случае должен приложить все усилия для защиты законных интересов и соблюдения прав дошкольного учреждения и всех участников образовательного процесса.

Информацию о перебоях в теплоснабжении руководитель незамедлительно передает учредителю, органам местного самоуправления, органу управления образованием. Сведения также подаются в теплоснабжающую организацию и диспетчерскую службу (при наличии таковой). Такая оперативность позволит восстановить теплоснабжение в детском саду в короткие сроки.

Дошкольное учреждение обязано приостановить свою деятельность, если в результате ограничения или отключения тепловой энергии температура воздуха в помещениях опустилась ниже границ, допустимых СанПиН, и нет возможности обогревать помещения альтернативными источниками тепла.

В противном случае учреждение либо его руководитель понесут административную ответственность и будут обязаны выплатить штраф. В соответствии со ст. 6.7 КОАП РФ "Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения", учреждение заплатит штраф в размере от 20 000 до 30 000 рублей, а руководителя могут оштрафовать на сумму от 2000 до 3000 рублей.

Детский сад относится к первой категории надежности теплоснабжения, то есть не допускает перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже предусмотренных ГОСТ 30494.

Для детских садов установлены следующие нормы отопления:

    для спален в ясельных группах - 21 градус, в дошкольных группах - 19 градусов; допустимая более низкая температура для спален - 18 градусов;

    температура в групповых помещениях и раздевалках дошкольных групп - 21 градус;

    для туалетов яслей оптимальная температура - 22 градуса, для дошкольных групп - 20 градусов;

    в музыкальных и гимнастических залах - 19 градусов;

    в бассейнах - 29 градусов;

    в медицинском кабинете - 22 градуса;

    в отапливаемых переходах - 15 градусов.

Указанные нормы отопления в детских садах обязательны для местностей со средней температурой в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Обязанности компании, осуществляющей теплоснабжение детского сада

Иногда происходят перерывы в теплоснабжении по вине теплоснабжающей компании. В таком случае компания возмещает дошкольному учреждению убытки в порядке, установленном законодательством и договором об отоплении.

Таким образом, если в период отсутствия центрального теплоснабжения детский сад использовал альтернативные источники тепла (например, электрические обогреватели), расходы, связанные с их приобретением и эксплуатацией, оплачивает теплоснабжающая организация.

Кроме того, теплоснабжающая организация обязана компенсировать убытки, понесенные дошкольным учреждением, в том случае, когда приходится временно закрывать детский сад из-за отсутствия теплоснабжения и возвращать часть родительской платы за этот период.

Порядок оплаты за отопление в детском саду

Дошкольные учреждения освобождены от обязанности оплачивать тепловую энергию с применением авансовых платежей. То есть детские сады могут оплачивать услуги теплоснабжения по окончании расчетного периода (месяца, в котором услуга была фактически оказана). Об этом говорится в п. 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 № 294.

Теплоснабжающая организация по требованию ДОУ обязана выставлять счета за фактически принятое учреждением тепло, и делать перерасчет платы за тот период, когда теплоснабжение подавалось с перебоями или фактически отсутствовало.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о договорных отношениях, требованиях к оснащению и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа Административно-хозяйственная деятельность .

Реконструкция систем отопления детских садов

При реконструкции систем отопления в детских садах возникает масса проблем, связанных с

    износом труб и приборов отопления;

    перепланировкой помещений;

    утеплением наружных стен зданий;

    ужесточением норм и правил при проектировании;

    переходом на независимую от тепловых сетей систему теплоснабжения.

Зачастую эти проблемы можно решить только полной заменой схемы системы отопления. Для детских садов наиболее оптимальной является горизонтальная поэтажная тупиковая система отопления.

В качестве отопительных приборов допускается использовать биметаллические секционные радиаторы. Это самый оптимальный вариант на сегодня. Радиаторы отопления, установленные в детском саду, должны быть закрыты коробами из гипсокартона с решетками (для отопительных приборов) из дерева или других термостойких материалов. При использовании радиатора необходимо проветривать помещение каждые 1,5 часа по 10 минут.

На первых этажах, для групповых, спальных и раздевальных помещений рекомендуется устройство теплого пола. Поверхность пола зимой должна быть не менее 22 градусов.

В детских садах, как правило, не допускается паровое отопление. Для вновь строящихся и проектируемых зданий дошкольных учреждений не используется печное отопление.

Система отопления детского сада проектируется согласно следующим нормативным документам:

    СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”;

    СП 118.13330.2012 “Общественные здания и сооружения”;

    СП 60.13330.2012 “Отопление, вентиляция и кондиционирование”.

Подводя итоги, можно отметить, что ДОУ для защиты своих интересов в отношениях с теплоснабжающей организацией необходимо иметь грамотно составленный договор на поставку тепловой энергии и приборы учета (тепловые счетчики).

По словам вице-премьера Ольги Голодец, с каждым годом в нашей стране растет число детей, которым необходимо место в детском саду. Так, в 2002 г. в России было зарегистрировано 6,7 миллиона детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2012-м — 7,6 миллиона, а к 2015 году их будет уже 8,4 миллиона. «И это не прогноз, а фактические данные, поскольку эти дети уже родились, — уточняет Ольга Голодец. — В очереди в детский сад стоят порядка двух миллионов ребят».

С другой стороны, количество самих дошкольных образовательных учреждений сократилось вдвое по сравнению с 1990 годом.

Наиболее активные мамы детей дошкольного возраста еще год-два назад собирали митинги, лейтмотивом выступлений и агитплакатов которых был призыв «Верните детям детские сады!» Речь шла о выселении из бывших зданий дошкольных учреждений всевозможных муниципальных служб, занявших их в 1990-е, а также о расселении семей, которым некоторые бывшие детские сады отдали под жилье (нередко его получали врачи и учителя). Тем не менее, если хоть немного разобраться в ситуации, то окажется, что выселение государственных и муниципальных служб из вчерашних детских садиков проблему не решит.

«Подавляющее большинство построенных до 1990 гг. дошкольных учреждений не соответствуют современным строительным нормативам и положениям закона «Об энергосбережении» , а потому требуют серьезных капиталовложений в реконструкцию, — считает директор ООО «Теплосеть» Сергей Пономарев (г. Бийск Алтайского края). — Минимум, который сегодня решает эту проблему в действующих дошкольных учреждениях, — установка пластиковых окон с тройным остеклением, приборов учета, средств теплоавтоматики, в некоторых случаях — утепление фасадов. Возвращение старых зданий детских садов, которые сегодня заняты госслужбами и жильем, потребует реконструкции и в строительной, и в энергетической части: наличие только пластиковых окон и металлопластиковых стояков отопления проблему не решит. С экономической точки зрения гораздо дешевле построить новые здания, обеспечив их современным энергосберегающим оборудованием» . «Замена изношенных труб в действующих учреждениях социальной сферы, установка пластиковых окон и другие подобные мероприятия, безусловно, важны, но не играют приоритетной роли при решении задач создания комфортного микроклимата и теплосбережения, — соглашается Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс ». — Без комплексной автоматизации и использования современного энергоэффективного инженерного оборудования этих вопросов не решить. К тому же, опыт показывает: какими бы дорогими не казались на первый взгляд эти решения, они окупаются в среднем за 2-3 года» . Необходимость создания комфортных условий для детей является сегодня еще одной проблемой дошкольных учреждений. Несбалансированный микроклимат в помещениях детских садов становится одной из основных причин роста заболеваемости малышей. «Когда получили место в детском саду — радости не было предела. Но очень быстро она сменилась разочарованием: сын проходил в детский сад всего неделю — и заболел, — рассказывает Анна Кудрявцева, мама 4-летнего Максима из Бийска (Алтайский край). — Оказалось, ничего удивительного в этом нет, и дело отнюдь не в адаптации ребенка. Один воспитатель заставляет детей теплее одеваться, не проветривает помещение, полагая, что таким образом он спасает их от простуды, а другой, наоборот, заводит разгоряченных детей с прогулки, хотя форточки в группе еще не закрыты».

Как можно видеть из примера, нередко комфортный уровень температуры в помещении оценивается воспитателем или педагогом исходя из собственных ощущений и мнения о том, каким должен быть оптимальный для ребенка микроклимат. Тем более что работникам детсадов, как правило, приходится самостоятельно регулировать температуру в помещениях детского сада (главным образом, открывая и закрывая форточки), поскольку автоматизация этого процесса устаревшими проектами не предусмотрена. В частности, знакомство с Федеральным банком данных проектирования объектов капитального строительства и наиболее экономически эффективных проектов повторного применения на сайте Минрегиона РФ (например, Москвы, Томской области и Алтайского края) повергает в уныние — представленные здесь проекты детских садов вряд ли можно назвать в полной мере теплосберегающими. В лучшем случае документация предусматривает использование водяных теплых полов и установку пластиковых окон.

Между тем, сегодня есть успешные реализованные проекты, доказывающие, что современные решения для систем отопления и водоснабжения способны дать ответы сразу на все существующие вопросы. Как отмечает Антон Белов («Данфосс »), в подавляющем большинстве случаев решение задач создания комфортного микроклимата и энергосбережения достигается благодаря использованию автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодной компенсацией. Одна из особенностей этого решения заключается в том, что автоматика позволяет задавать различные режимы работы отопительной системы. Например, можно запрограммировать снижение температуры воздуха в помещениях в ночное время и выходные дни, когда детей в садике нет. А в остальное время — поддерживать температуру на требуемом санитарными нормами уровне. Таким образом одновременно решаются задачи поддержания здорового микроклимата и экономии тепла.

Существенную роль в создании комфортных условий в помещениях детских садов играют также автоматические радиаторные терморегуляторы, устанавливаемые на отопительных приборах. Для детских учреждений специалисты рекомендуют применять терморегуляторы с газонаполненным датчиком, как наиболее чувствительные к перепадам температуры воздуха.

Существуют и еще более прогрессивные решения. Например, в Томске успешно функционирует энергоэффективный детский сад категории «А», где для обеспечения в группах комфортного микроклимата центральное отопление не используется вовсе. Основу системы теплоснабжения детского сада составляют тепловые насосы Danfoss, позволяющие на каждый затраченный киловатт питающей их электроэнергии получить от 4 до 6 кВт тепловой энергии. Другими словами, от 75 до 84 процентов тепловой энергии оказывается бесплатной, если сравнивать систему отопления нового детского сада с классической схемой теплоснабжения. Интересно, что подобные решения в Томске окупают себя еще на стадии строительства, поскольку подключение к городской теплосети стоит дороже полностью смонтированной «под ключ» системы на базе теплового насоса. Полученный опыт муниципальные органы планируют тиражировать на новые социальные объекты, возводимые в городе.

Не менее интересен пример детского сада № 347 в Перми: здесь энергосервисная компания за собственный счет установила энергосберегающее оборудование датского концерна, с тем, чтобы вернуть затраченные средства за счет экономии на потреблении топливно-энергетических ресурсов. Причем уже на следующий год она составила 54% от суммы затрат на модернизацию детского сада.

Примечательно, что оба проекта — и в Томске, и в Перми — позволяют не только говорить о значительной экономии ресурсов и финансовых средств на их оплату, высокой окупаемости инвестиций, но и о формировании комфортного климата в помещениях детских садов. Руководители учреждений отмечают, что воспитанники меньше болеют, а проблемы с регулированием температуры в помещениях у них не стало вовсе.

Решая вопрос нехватки детских дошкольных учреждений, нельзя забывать и о сопутствующих задачах — создании комфортного для малышей микроклимата и энергосбережении. Как показывает практика, они не только не противоречат друг другу, но являются звеньями одной неразрывной цепи: экономить тепло можно без ущерба для здоровья, в первую очередь — самых маленьких граждан нашей страны.



 


Читайте:



Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

Афоризмы и цитаты про суицид

Афоризмы и цитаты про суицид

Перед вами - цитаты, афоризмы и остроумные высказывания про суицид . Это достаточно интересная и неординарная подборка самых настоящих «жемчужин...

feed-image RSS