Реклама

Главная - Стены
Свет во дворе дома и. Как самостоятельно оборудовать освещение во дворе. Нормы освещения уличных территорий

Где права сила, там бессильно право

Японская пословица

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат .

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления .

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4 ): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» - территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим - вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу : «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: « Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории . При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно .

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на или воспользоваться формой ниже.

У каждого хозяина возникает желание организовать освещение двора, придомовой территории так чтобы было удобно, красиво, а еще чтобы не приходилось оплачивать очень большие счета за электричество. Задача непростая, но реально выполнимая. При наличии элементарных навыков работы с электрикой все можно сделать самостоятельно. Но чтобы спланировать уличное освещение своими руками правильно, надо учитывать многие нюансы.

Освещение — это не только безопасность, но и красота

Уличное освещение дома состоит из нескольких составных частей, прием обычно они обособлены, включаются и выключаются независимо друг от друга. Чтобы правильно разработать схему наружного освещения, необходимо заранее продумать где и какого типа светильники лучше расположить, как провести к ним питание, как управлять этим освещением. Ставят светильники в следующих местах:


Как видите, система действительно сложная и сделать уличное освещение своими руками — совсем непростая задача.

Способы управления

Разрабатывая уличное освещение своими руками, продумайте как оно будет включаться/выключаться. Самый распространенный и привычный способ — ручное управление. В доме устанавливаются выключатели или рубильники, которые вручную включаются или выключаются. Это вполне надежно, практически не требует затрат (только на приобретение рубильника, выключателя) и часто используется для включения декоративной подсветки. Когда надо — включили, надоело или пора спать — выключили.

Но такой тип управления охранного освещения или подсветки дорожек удобен только в том случае, если в доме постоянно кто-то находится (и не страдает забывчивостью). Если же периодически в доме никого нет, или возвращаться с работы приходится поздно, такой способ управления доставляет дискомфорт: свет можно включить только по темноте войдя в дом (или гараж). Эта проблема решается автоматизацией включения/отключения уличного освещения.

Для автоматизации управления наружным освещением частного дома или дачи используют:

  • Реле времени.
  • Датчики движения.
  • Светочувствительные датчики (освещенности).

Эти устройства включаются в цепь последовательно. В нормальном состоянии их контакты разомкнуты, питание на светильники не подается. При сработке контакты замыкаются и подают электропитание на осветительные приборы.

Место установки зависит от принципа работы. Датчики освещенности и движения ставят на улице, обычно недалеко от светильников, а реле времени целесообразнее поставить в доме.

Какие же устройства лучше использовать? Зависит от типа наружного освещения. Например, на подъездной аллее стоит установить сразу и датчики движения, и освещенности. Светочувствительные датчики сработают когда наступят сумерки, но свет не появится до тех пор, пока в зоне действия не появится движущийся объект (машина). Чтобы освещение не выключалось сразу как машина отъедет, датчик движения должен быть с задержкой отключения. Удобно и экономно, но не без недостатков. Недостаток в том, что неправильно настроенные датчики могут «несанкционированно» включать свет. Иногда такое случается в пасмурную погоду, иногда за машину или человека принимают собак, кошек и даже птиц.

Подсветка дорожек и лестниц может включаться по такому же принципу, а можно поставить реле времени. Но этот вариант не очень удобен, так как настройки периодически приходится менять — с каждой сменой сезона, а то и чаще. Разрабатывая уличное освещение своими руками, продумайте и способы включения/выключения чтобы потом не пришлось переделывать.

Лампы для уличного освещения

В уличном освещении используются разные виды ламп. Идеальных источников света пока не придумали, но есть неплохие варианты. Чтобы спланированное своими руками уличное освещение было красивым и экономичны, надо правильно подобрать лампы. Именно от них зависит количество расходуемой электроэнергии.

Привычные варианты

Лампы накаливания в наружном освещении применять нецелесообразно. Их основное достоинство -невысокая цена, но это не лучший выход — у них малый срок эксплуатации и низкая энергоэффективность. Всем известно, что они имеют невысокий КПД, из-за чего при большом потреблении электроэнергии выдают мало света. А так как для освещения на улице требуются источники света больших мощностей, счета за свет будут приходить большие.

Люминесцентные. Они стоят дороже ламп накаливания, но имеют в несколько раз больше срок эксплуатации и в 3 раза меньше потребляют электроэнергии. Так что в долгосрочной перспективе они помогут сэкономить. Есть у этого решения серьезный недостаток: при низкой температуре люминесцентные лампы могут не зажигаться.

Газоразрядные

Используются уже более полувека. Их можно встретить на улицах, в торговых центрах, на стадионах. Они популярны, так как потребляют мало электроэнергии, имеют длительный срок службы и излучаемый ими свет остается стабильным не тускнеет. Для освещения жилья не применяются, так как шумят и моргают при работе.

Но и они имеют ряд недостатков:


Потому газоразрядные лампы постепенно вытесняются другими видами. Еще более экономичными и имеющими более простую конструкцию и значительно больший срок эксплуатации.

Дуговые ртутные лампы

Дуговые ртутные лампы имеют один существенный недостаток — содержат пары ртути. Тем не менее, они популярны из-за высокой светоотдачи при малом потреблении электроэнергии. Могут быть трех видов:


Дуговые ртутные лампы обычно используют там, где необходим мощный источник света: на столбе, освещающем улицу возле ворот, сами ворота или двор. Для подсветки дорожек, на фонарях возле входа в дом, баню чаще ставят другие источники света.

Светодиодное освещение

На настоящий момент это, пожалуй, лучший выбор для уличного освещения дома и участка. Они экономичны (по сравнению с лампами накаливания дают больше света в 7-10 раз), имеют очень продолжительный срок службы — от 30 000 часов до 80 000 часов, не искажают светопередачу, могут иметь разные оттенки свечения.

Недостаток светодиодов — они работают от напряжения 12 В или 24 В, что предполагает наличие преобразователя. Есть лампы со встроенным трансформатором, они вкручиваются непосредственно в светильник, подключенный к сети 220 В. Второй минус — высокая стоимость.

Еще один минус — со временем свечение становится более тусклым. Но срок службы светодиодовуказывается до того момента, когда излучение снижается до 50% от первоначального. А это — около 30 лет. Так что, примерно, 10-15 лет изменений вы не заметите.

Технические требования

Еще до начала работ необходимо четко себе представлять порядок и объемы работ, а без знания технических требований это невозможно. Вот как сделать правильно:


Это самые основные моменты, которые обойти нельзя. Только так уличное освещение своими руками будет правильным и работоспособным. И еще совет: не надейтесь на свою память, составьте подробный план прокладки кабелей, с привязкой к местности, крупным строениям и т.п. Чем больше информации сохранится, тем проще будет разобраться при возникновении проблем.

Как платить за освещение участка меньше

Сразу скажем что речь не о том, как «намудрить» со счетчиком, а о том, как легальными способами сделать так, чтобы счета были небольшими. Не важно, будете вы делать уличное освещение своими руками или наймете специалистов, концепцию вы можете предложить сами.

Выбираем экономичные лампы

Старайтесь для освещения участка не использовать лампы накаливания. Они «тянут» слишком много электричества. В остальном выбор за вами. Все остальные источники света являются более экономичными.

Используем светильники на солнечных батареях

Уменьшить счета за освещение участка можно используя фонари на светоэлементах. Их установка вообще проблем не вызывает. Каждый фонарь — самостоятельное устройство, которое не нуждается в подключении к сети. Просто закопали в нужном месте и все. Освещение работает.

недостатком таких систем считается их зависимость от солнечной погоды. Да, в тех регионах, где солнце — редкий гость такое освещение неэффективно, но в остальных очень даже хорошо работает. И у качественных светильников с мощными солнечными батареями простоев по причине плохой погоды практически не бывает, и светят они далеко. Не так, как дешевые китайские фонарики, которые можно применять только для декоративной подсветки, так как света дают они очень и очень мало.

Основная проблема в том, что хорошие мощные уличные светильники на солнечных батареях стоят дорого. Зато они имеют встроенный аккумулятор большой емкости, который обеспечит лампу (светодиодную, кстати) энергией на несколько суток. Так что в этом случае период плохой погоды нестрашен.

Для тех же, кто все равно опасается длительных периодов без солнца, можно установить резервное освещение, которое работает от сети. Включать его только когда светильники на солнечных батареях дают сбой. Такое уличное освещение своими руками сделать сложнее, но все возможно.

Для того чтобы точно узнать кто заботиться о работоспособности дворовых фонарей придётся обратиться к ФЗ No131 .

В нём чётко прописано, что все улицы, дороги, а также аллеи находятся под покровительством органов местного самоуправления ровно, как и дворы.

Организация освещения двора многоквартирного дома ночью, вечером, а также рано утром является вопросом местного значения. Таким образом, за это отвечает окружная администрация.

Но несмотря на это непосредственная обязанность поддержания осветительных приборов в рабочем состоянии ложиться на плечи самих жильцов.

Именно заинтересованные в освещении граждане должны в обязательном порядке заключить договор с администрацией или иными организациями, которые в состоянии организовать электроэнергию для питания фонарей.

Что касается ремонта, эксплуатации и поддержания в рабочем состоянии линий электропередач, то этими вопросами занимаются всё те же компании, которые специализируются на этом. Они будут исправно выполнять свои обязанности если с ними вовремя заключить договор.

Однако дворы, о которых идёт речь не являются территориями общего пользования. Они попадают в категорию придомовой территории, а это немного другое понятие.

Если верить статье 162 ЖК РФ , то жильцами дома заключается договор с определённой организацией роль, которой могут сыграть органы управления кооператива жилищного или потребительского типа, застройщик.

Последний случай регламентирован статьёй 161 ЖК РФ .

В таком договоре прописываются обязанности организации, которыми является различные услуги и действия по подобающему уходу и техническому обслуживанию имущества принадлежащего дому. Ещё сюда могут быть включены коммунальные услуги.

Все эти услуги оказываются не просто так. Жильцы должны в ежемесячном режиме оплачивать их. Это тоже регламентировано ЖК РФ, а именно статьёй 154 .

Таким образом, оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в квитанции, которые приходят жильцам каждый месяц.

Нормы освещения

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома устанавливаются в соответствии с , а именно:

  • на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
  • на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
  • основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
  • проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.

Вдобавок существуют заранее разработанные варианты освещения. Ими предусмотрено определённое размещение осветительных приборов и их соответствующий тип. Варианты бывают следующие:


Когда перед жильцами встаёт задача спроектировать освещение своего двора, то кроме финансовой составляющей они должны учесть такие факторы, как устойчивость фонарей к хулиганам и защищенность от падающих сосулек в зимний период.

Какой бы вариант ни выбрали граждане, проживающие в доме, они в первую очередь должны руководствоваться осветительными нормами, которые приняты в России.

Они придуманы не просто так и несоответствие им может повлечь не только ответственность перед законодательством, но и некоторые человеческие жертвы.

Что делать, если нет света?

Если свет во дворе отсутствует по какой — либо причине, жильцы дома недовольные таким положением дел могут на законных основаниях прийти с претензиями в администрацию местного значения.

Перед тем как делать пламенные высказывания в адрес сотрудников вышеупомянутого административного органа нужно внимательно прочитать ФЗ No131, в котором написано, что организовать уличное освещение обязаны органы местного самоуправления и никто другой.

Ещё в России существует специальный ГОСТ, который закрепляет требования к порядку, в котором организуется освещение.

Жалобы в письменном виде должны подаваться в администрацию, которая занимается муниципальным образованием. Как ни странно, заниматься поддержанием освещённости улиц должны именно они.

При составлении жалобы нужно руководствоваться ФЗ, который упоминался выше.

В нём чётко перечислены все обязанности, которые возлагаются на органы, занимающиеся самоуправлением местного значения.

Именно в число их обязанностей входит организация энергоснабжения всего населения.

К письменной жалобе для пущей убедительности нужно приложить подписи всех жильцов недовольного дома. Это придаст ей коллективный порядок и в течение месяца её обязательно рассмотрят и примут меры.

Если администрация отказывается принимать меры, то жильцы могут сразу же обратиться с заявлением в суд. В таком заявлении нужно указать сам факт бездействия органов местного самоуправления.

Ещё можно добавить, что они отказываются выполнять свои законные обязанности. Однако в такой ситуации следует помнить, что раздутый на пустом месте конфликт с администрацией никому не нужен, особенно если он обещает затянуться надолго.

Но если энергоснабжение волшебным образом исчезло, вообще, то с этим стоит обязательно что — нибудь сделать и заявление в суд будет вполне адекватным ответным ходом со стороны жильцов.

То же самое следует сделать если осветительное оборудование полностью неисправно.

В случае когда вопрос касается нескольких перегоревших лампочек, достаточно будет просто обратиться комитет городского хозяйства при Администрации.

Чаще всего они очень быстро реагируют на сигнал от жильцов и контролируют чтобы двор освещался как того велит закон.

Заключение

Из всего того, что было написано выше можно сделать вывод, что организация освещения придомовой территории и поддержание фонарей в рабочем состоянии является в сущности несложной задачей.

Однако здесь тоже существуют свои подводные камни и чтобы не наткнуться на них нужно внимательно изучить нормы освещения и Федеральные законы, о которых шла речь.

Свет во дворе частного городского дома или коттеджа за пределами городской суеты является важной частью ландшафтного дизайна. От уличного освещения двора зависит внешний вид вашего участка и его комфортность в темное время суток. Насколько безопасно вы будете чувствовать себя внутри дома ночью, тоже напрямую зависит от освещения на улице вокруг строения.

Функции наружного освещения

Задачами освещения дворового участка являются:

Комфортное перемещение хозяев и гостей дома по территории земельного участка после захода солнца. Обычно для решения этой задачи вдоль всех дорожек размещают фонари для освещения двора со светодиодными или галогенными лампами.

Декоративно подчеркнуть красоту окружающей природы вокруг строения. Для этого хозяева участка применяют цветное освещение красочных клумб, бассейна, маленького пруда, фонтанчика, альпийской горки. Использование при этом электронной системы управления делает двор «сказочным» и неповторимым уголком вашей загородной жизни.

Защита от нехороших посетителей. Яркое освещение на улице поубавит пыл любителей поживиться чужим имуществом, а в комплекте с датчиками движения станет отличной преградой для воришек.


Чем освещают улицу?

Вопросы света вечером и ночью решаются путем установки уличных светильников, прожекторов или фонарей. Эти способы освещения дворов используются в зависимости от места их назначения.

При оформлении красивого ландшафта никак не обойтись без светильников для освещения дворов. Эти элементы на улице до неузнаваемости изменят внешний вид земельной территории. Умело подобранные в едином стиле, они создадут атмосферу уюта в саду под ночным небом после трудовых будней.

Самое простое решение – расположить светильники вдоль садовых дорожек, но такое расположение применимо для небольших кусочков площади. Для более практичной освещенности устанавливают светильники в виде небольших торшеров с матовым стеклом.

Прекрасно вписываются в дизайн светильники в виде шаров из поликарбоната. Неяркие лампы внутри создают рассеянный свет посреди лужайки или красочного цветника.

Удачным с точки зрения практичности и экономии может стать применение приборов на солнечных батареях. Они заряжаются днем от солнечных лучей, их не надо подключать к электрической сети.

Также они имеют встроенные датчики, и светодиоды отдают свет по мере затемнения на улице в автоматическом режиме. Перемещая эти светильники в саду, можно кардинально изменить (по своему настроению) внешний вид участка.


Использование различных фонарей также поможет осветить строение и окружающий участок в самых интересных стилях – английском, восточном, французском, классическом или современном хай-тек.

Для получения целенаправленного светового потока ландшафтные дизайнеры применяют прожекторы для освещения двора. Различают эти приборы по видам источника света: лампы металлогалогенные, светодиодные, галогенные или натриевые. Важно, чтобы прожекторы были надежно защищены от уличной влаги и пыли.

Наружный свет без светильников

Отличной «изюминкой» в вашем дворе могут стать светодиодные лампы на таких опорах, как стены дома, гаража, сарая, стволы и ветки деревьев, камни.

Такая потайная подсветка даст возможность преобразить придомовую территорию согласно любой фантазии хозяев. Сделав фото освещения своего двора, можно гордиться своим творением и с нетерпением ждать в гости своих родных и близких людей.

Самостоятельное наружное освещение

При первом же возникновении вопроса «как сделать освещение двора своими руками?» нужно приступить к планированию всей системы дворового освещения, без этого не стоит начинать никаких монтажных работ.


В плане должны быть отражены точные места расположения всех осветительных приборов, их типы, продумать виды источников света, где будут находиться выключатели, какие и где проложены провода.

Обязательными для освещения являются входная калитка и крыльцо дома. Эти места, снабженные еще и датчиками движения, будут освещаться экономно только при приближении человека и позволят контролировать всю входную территорию.

Не стоит забывать про свет на детской площадке, в «шашлычной» зоне, возле стоянки вашего автомобиля, на входе в баню (сауну).

Не торопясь, нужно продумать план прокладки электрических кабелей: то ли по воздуху, то ли под землей. В первом варианте это делать проще, но провод нужен специальный, чтобы противостоять дождю, порывам ветра, снегопадам.

Второй способ укладки требует дополнительных затрат на копание траншей, закладки кабеля в металлорукав, но зато не будут влиять никакие погодные условия и кабель пролежит в земле долгие годы.

Нельзя забывать и про заземление! Проводку на улице стоит сделать из 3-х жильного кабеля.

Нужно определиться и с местом расположения распределительного щитка, чтобы к нему был удобный доступ. К разным осветительным веткам ставятся отдельные автоматы для отключения во время ремонтных работ.

Всю проектную осветительную часть стоит начинать параллельно с планировкой дорожек в саду, беседок, террас, патио, чтобы все детали вашего ландшафта смотрелись, как единое целое в одном дизайнерском стиле.

Фото освещения двора

Наружное освещение играет очень большую роль в инфраструктуре любых населенных пунктов. Особенно важно оно для городских районов. Причем большое значение нужно уделять уличному освещению придомовой территории.

Наружное освещение территории около дома

Освещение придомовой территории должно опираться не только на установленный властью закон, но и на соответствующие требования и нормы. О том, что следует знать в данном случае, вам расскажет наша сегодняшняя статья.

Придомовая территория и ее особенности

Придомовая территория представляет собой честь земельного участка, которая прилегает к многоквартирному дому.

Обратите внимание! Как утверждает закон РФ, на придомовую территорию распространяется право собственности или пользования всеми собственниками конкретного многоквартирного дома.

Часть двора вблизи дома

Как говорит закон РФ касательно городских земельных участков, в состав общесетевого имущества в рамках придомовой территории входят:

  • земельный участок, на котором был возведен дом на много квартир. Границы для земельного участка многоквартирного дома указаны в государственном кадастровом учете;
  • элементы озеленения, благоустройства (системы освещения);
  • иные объекты, которые предназначены для обслуживания данного дома. Сюда могут относиться тепловые пункты, различные трансформаторные подстанции, а также гаражи или коллективные автостоянки, детские площадки. Но все описанные объекты должны находиться в границах земельного участка, установленного кадастром.

Поэтому, чтобы понять реальные границы прядомой территории, о которой говорит закон страны, нужно иметь на руках подробную информацию об этом земельном участке. Для этого необходимо подать заявление в соответствующий орган государственного кадастрового учета. Здесь выдают кадастровую выписку о конкретном земельном участке. В этой выписке должны быть приведены следующие данные:

  • размер и границы придомовой территории;
  • информация о собственнике.

В качестве собственника, т.е. того, кто отвечает за данную территорию, могут выступать:

  • город (муниципалитет);
  • право пользования предоставляется собственникам данного многоквартирного дома;
  • придомовая территория, которой владеют собственники дома.

Любые разграничения полномочий, проводимые между жильцами (пользователями) и городом (собственникам) должны быть закреплены в специальном договоре, как говорит закон.

Обратите внимание! Закон также говорит, кто платит за освещение территории вокруг многоквартирного дома.

Освещение двора

Экземпляр договора должен храниться в вашем ТСЖ или управляющей компании, а также в местной администрации.
Подписанный договор на право владения городских территорий содержит следующую информацию:

  • условия эксплуатации земельного участка (освещение и т.д.);
  • право и ответственность за сдачу в аренду территорий третьим лицам.

Но в ситуации, когда права собственности на придомовую территорию принадлежат лишь собственникам многоквартирного дома, имеются определенные нюансы.

Особенности владения придомовой территорией жильцами

В ситуации, когда в роли владельцев земельного участка вокруг многоквартирного дома выступают его жильцы, закон будет содержать следующие моменты:

  • в Жилищном кодексе РФ указано, что жильцы городских домов на большое количество квартир обязаны оплачивать расходы, которые идут на содержание общего имущества, включительно системы уличного освещения, соразмерно своей доле в праве общей собственности. Это означает, что платит за уличное освещение уже не только муниципалитет;

Обратите внимание! Доля в праве общей собственности будет пропорциональна общей площади помещения, которое принадлежит лицу, имеющее право собственности.

  • по Жилищному кодексу, собственники обязаны выбрать один из вариантов ведения управления многоквартирным домом. Это может быть управление ТСЖ, управление конкретной организацией или другим специализированным потребительским кооперативом.

В результате этого ответственность в данной ситуации будет возлагаться на одно из вышеперечисленных лиц. Поэтому, прежде чем требовать установку качественного освещения придаваемой территории, нужно установить не только, что по этой ситуации говорит закон, но и кто имеет право собственности на данный земельный участок и несет за него ответственность (кто платит, ремонтирует и т.д.). Как говорится в Жилищном кодексе РФ, вся стоимость обслуживания системы уличного освещения включена в коммунальные услуги, а также структуру платы за жилое помещение.

Что еще следует знать о придомовой территории и ее подсветке

Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП. Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.

Нормы освещенности придомовой территории

Дело в том, что каждый объект придомовой территории (подъезд, проезжая дорога, клумбы и т.д.) должны иметь свой конкретный уровень освещенности, которые основывается как на предназначении объекта, так и зрительной системы человека. Это означает, что подсветка каждого объекта придомовой территории не должна вызывать дискомфорт у наблюдателя, а также создавать полноценное освещение.
Это означает, что при организации наружной подсветки двора городских многоквартирных домов, ответвлённые за это структуры (определенные муниципалитетом) должны опираться на норму, установленные в СНиП. Причем занижать уровень освещённости ниже установленных границ строго запрещается.

Требования к организации освещения двора

В регламентирующей документации (СНиП) указаны все требования, которые нужно соблюдать и придерживаться при организации наружного освещения придомовой территории любого многоквартирного дома. К ним на сегодняшний день, как гласит закон (жилищный кодекс РФ и другие документы), относятся следующие требования:

  • подсветка должна быть организована для любого подъезда. Это означает, что вход в подъезд должен быть освещен в темное время суток;

Освещение подъезда

  • количество светильников, установленных вдоль проезжей части должно быть таким, чтобы исходящий от них свет был не ниже установленного уровня освещенности;

Обратите внимание! Управляющая компания или другие организации, отвечающие за организацию наружного освещения, на основании уровня освещенности определяют стиль фонарей, ограничение их по функциональности и т.д.

  • качественная и полноценная подсветка должна организовываться для дорожного полотна, а также детских площадок и парковочных мест.

Достижение необходимого уровня освещения в разных участках городских может достигаться следующими способами:

  • установка настенных фонарей над входом в подъезд. При этом высота размещения фонарей может быть различной. Чем выше будет фонарь и мощнее лампочка в нем, тем больше будет круг света, сформированный осветительным прибором;
  • фонарные столбы, размещенные вдоль проезжей части. С помощью таких фонарей, которые помещены на верхушке столбом, можно качественно осветить все участки двора: детские площадки, парковочные места, тротуары и проезжую часть.

Для оптимальной наружной подсветки придомовой территории многоквартирного дома стоит использовать оба варианта освещения: фасадные настенные светильники и фонарные столбы. В такой ситуации можно добиться оптимального уровня освещенности двора при минимальных затратах, которые будут уравновешены экономными источниками света, а также количество фонарей и настенных светильников. При этом затемненных участков территории можно будет избежать с высокой вероятностью.

Особенности питания наружного освещения

Для городских многоквартирных домов в качестве источника питания системы наружного освещения используют само здание многоквартирного дома.

Освещение во дворе многоэтажки

Для учета потребленной электроэнергии в данной ситуации используется общедомовой электросчетчик. В связи с этим расходы будут распределяться на всех собственников. В связи с этим, чтобы сократить расходы по данной статье для освещения улиц и дворов, располагающихся вблизи многоквартирных домов стали устанавливать экономные источники света: люминесцентные, газоразрядные и светодиодные лампочки. Из этого списка максимальной экономией электроэнергии можно достичь, используя светодиодные источники света.
Некоторые считают, что уменьшить стоимость оплаты потребляемой наружной системой освещения электроэнергии можно с помощью датчиков движения.

Датчик движения

Эти устройства показали высокую эффективность в домашних условиях, но вот на улице в качестве элемента системы наружного освещения придомовой территории многоквартирного дома они продемонстрировали менее успешный результат. Дело в том, что здесь работа датчиков движения будет не совсем корректной. Это связано с тем, что хоть время включения освещения и можно будет запрограммировать в зависимости от естественного уровня освещенности, прибор может реагировать на полет птицы или перемещение домашних животных. В результате частота ложных срабатываний в те моменты, когда свет не нужен, будет в разы выше.

Обратите внимание! Частое включение и выключение света зачастую несет более негативный характер для электросети наружного освещения, чем постоянно горящий свет.

Современные осветительные приборы ТСЖ и ЖСК, оснащенные фотоэлементами, в определенной степени лишены вышеперечисленных проблем, так как имеют несколько режимов работы (например, дежурный).

Дополнительные особенности наружной подсветки

Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.

Антивандальная защита светильника

Она позволит предотвратить преждевременное повреждение светильника.

Заключение

Подходить к организации освещения на придомовой территории любого многоквартирного дома нужно не только с учетом буквы закона, но и норм, которых обязательно нужно придерживаться. Это позволит качественно осветить дом и тратить на поддержку этой системы минимум сил, времени и денег.



 


Читайте:



Учет расчетов с бюджетом

Учет расчетов с бюджетом

Счет 68 в бухгалтерском учете служит для сбора информации об обязательных платежах в бюджет, отчисляемых как за счет предприятия, так и...

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

feed-image RSS