Разделы сайта
Выбор редакции:
- Шесть примеров грамотного подхода к склонению числительных
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
Реклама
Храм живоначальной троицы в свиблово расписание богослужений. Храм живоначальной троицы в свиблово |
Церковь Рождества Богородицы в Путинках является уникальным памятником архитектуры XVII века, это один из последних шатровых храмов, построенных на Руси. Церковь Рождества Богородицы в Путинках словно одета в каменное кружево и, конечно, служит настоящим украшением Малой Дмитровки, старинной улицы в центре Москвы. Церковь Рождества Богородицы в Путинках расположена в историческом центре столицы . Она находится в том месте, рядом с которым когда-то стояли Тверские ворота Белого города (Тверские ворота являлись частью московской крепостной стены, разрушенной при Екатерине II). Из историиДо сих пор нет единого мнения о происхождении названия «Путинки». Историки считают, что от Тверских ворот Белого города начинался путь в Тверь и Дмитров, и название «Путинки» происходит от слова «путь». Другие исследователи полагают, что это место назвали Путинкой, поскольку узкие переулки, как паутинка, расходились, от Тверских ворот. Первая церковь Рождества Богородицы в Путинках была построена в 1625 году, это было деревянное строение, не простоявшее и четверть века. Храм сгорел в пожаре и на его месте в 1649 году начинается сооружение новой трех шатровой церкви Рождества Богородицы. Средства на ее возведение собирали прихожане, но бо́льшую часть денег, 800 рублей, выделил из казны государь Алексей Михайлович. Работы велись три года, и в 1652 году строительство завершилось, а уже в следующем году патриарх Никон своим указом запретил сооружение шатровых храмов, считая их «неканоническими». Первоначально церковь Рождества Богородицы в Путинках была трех шатровым храмом (прямоугольным в плане), включающим небольшую трапезную с западной стороны и шатровую колокольню. С севера был возведен придел в честь Рождества Богородицы, также с шатром. Только в конце XVII века была сооружена трапезная с приделом в честь Святого мученика Феодора Тирона. Крыльцо с шатром с западной стороны было пристроено в XIX веке. В 1935 году храм закрыли, его помещения заняли различные конторы, а затем здесь шли репетиции «Цирка на сцене». Долгие годы в церковном здании обучали цирковому искусству собак и обезьян. В 1990 году храм возвратили Русской Православной церкви, настоятелем был назначен игумен Серафим (в миру Сергей Петрович Шлыков). Однако, в феврале 1991 года в своей московской квартире он был убит. Убийца до сих пор так и не найден. Первое богослужение в храме прошло спустя полгода в августе 1991 года. Краткое описаниеЦерковь Рождества Богородицы на Малой Дмитровке выделяется прежде всего своими небольшими декоративными шатрами. Они венчают не только основной объем храма, но и его придел, и восьмигранную колокольню. Причем, мастера при оформлении шатров проявили большую фантазию - каждый шатер имеет свое декоративное убранство, а венчают их голубые главки, поставленные на небольшие барабаны. Основания барабанов и шатров опоясывают узорчатые кокошники. Глядя на уникальное сооружение, Вы заметите, что его стены почти полностью покрыты замысловатой каменной резьбой. Основной объем опоясан ложными закомарами с килевидными завершениями (в русской архитектуре закомара - это полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, повторяющее очертание свода). Под закомарами сооружен декоративный фриз - красочная композиция в виде горизонтальной полосы. Особенно примечательно украшение шатра придела. Под его барабаном устроено три ряда кокошников. Звонница кажется ажурной, благодаря проемам в ярусе звона, так называемым «слухам». Церковь Рождества Богородицы в Путинках - это один из красивейших старинных храмов, посвященных важному православному празднику, который отмечается 21 сентября (по новому стилю). Возрождение храма связано с именем актера Александра Абдулова. С конца 80-х годов Александр Абдулов со своими друзьями проводил во дворе Московского государственного театра имени Ленинского комсомола благотворительный фестиваль “Задворки”, все средства от которого шли на реставрацию храма. И в итоге церковь Рождества Богородицы в Путинках (расположена рядом с Ленкомом) была полностью восстановлена. Здесь же в январе 2008 года состоялось отпевание одного из самых ярких, талантливых и красивых актеров российского кино. Адрес: ул. М. Дмитровка, 4 Что на старом Посольском дворе, была заложена в 1649г. и закончена в 1652г. Строить новое каменное здание храма начали после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы. Деревянный трехшатровый храм был построен в Путинках в 1625г. Слобода получила свое название от расходящихся отсюда, от Тверских ворот Москвы старинных путей на Тверь и Дмитров. Еще есть предположение, что слово «Путинки» образовалось от «Паутинки» – тесного и причудливого переплетения узеньких переулков у Тверских ворот. За храмом располагался путевой Посольский двор, а вокруг – дворы выходцев из Дмитровской слободы (нынешней Большой Дмитровской улицы), от которой получила название быстро разросшаяся Малая Дмитровская слобода.
На всех фасадах храма практически невозможно отыскать ровной поверхности – так он изукрашен разнообразной резьбой и каменным кружевом. После завершения строительства храма, в 1653г., патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов на Руси. Таким образом, церковь Рождества Богородицы в Путинках оказалась последим шатровым каменным храмом в Москве.
В самом начале XVIII века Свиблово досталось родственнику Петра I со стороны матери Кириллу Алексеевичу Нарышкину. При нем в 1708 г. сооружена была одноглавая церковь из кирпича и белого камня. Через год появилась колокольня, получившая один из петровских трофеев - шведский колокол. Также были выстроены каменные палаты и солодовенный завод. После Полтавской битвы Нарышкин вывез своих людей в другие вотчины, а в Свиблове поселил пленных шведов, «всяких мастеровых людей». Через некоторое время в результате судебного разбирательства усадьба вновь отошла Плещеевым. В разное время владельцами усадьбы Свиблово также были Голицыны, Казеевы, Кожевниковы. С 70-х годов 19 века и до октябрьских событий 1917 года усадьба принадлежала горному инженеру Георгию Бахтияровичу Халатову. В советское время усадьбы и храм медленно приходили в упадок. В настоящее время усадьба восстанавливается в виде Патриаршего Подворья Русской Православной церкви, в храме идут богослужения. Троицы в Свиблове церковь (Лазоревый проезд, дом № 15). В 1677 г. в селе Свиблово (известно с XIV в. как вотчина боярина и воеводы Федора Андреевича Свибло) выстроили деревянную церковь в честь праздника Живоначальной Троицы с приделом святителя Алексия, митрополита Московского. Каменная церковь Святой Троицы с приделом великомученика Георгия Победоносца появилась в начале XVIII в. В ней формы нарышкинского барокко сочетались с приемами новой ордерной архитектуры петровской поры, прозванной «голландским архитектурным вкусом». Храм ярусный, в плане крестообразный, одноглавый. Декоративные детали наличников окон и портиков нижнего яруса сделаны еще в традиции XVII века, как и пристроенный отдельным объемом Георгиевский придел. Средний ярус по своему облику резко контрастирует с нижним, здесь нет ничего от архитектурных элементов XVII века. Заметную роль в убранстве играет парапет с фигурными балясинами, венчающий объем основного четверика. Трехчастное арочное окно четверика по формам близкое к западноевропейским образцам. Верхний ярус - восьмерик и подобный ему барабан - опять же напоминают о московской традиции. На рубеже XVIII-XIX веков в усадьбе возводится дом с флигелями, которые частично дошли до нашего времени. Тогда же к Троицкому храму пристроили новую двухъярусную колокольню, нижний ярус которой - вход в храм, а верхний - открытый звон. С упадком имения во 2-й половине XIX века приходит в запустение и церковь, богослужения в ней проходят редко. В 1905 г. произвели реконструкцию художественного оформления церковного здания. В 1938 г. храм закрыли, обезглавили, внутреннее убранство уничтожили. Здание занимали производственные мастерские. В апреле 1995 г. богослужения возобновились. В настоящее время храм отреставрирован и имеет статус Патриаршего подворья. Его святыни - особо чтимые иконы Божией Матери «Иверская» и «Милующая». Михаил Вострышев "Москва православная. Все храмы и часовни". http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/ Церковь во имя св. Троицы, существовавшая в XVI ст. в селе Свиблове, вероятно, была уничтожена в начале XVII ст. в литовское смутное время. В писцовых книгах 1623-24 гг. написано: «за стольником Андреем Плещеевым в вотчине, что ему дал отец его Лев Плещеев, а отцу его Льву та вотчина дана за московское осадное сиденье королевичев приход, село Свиблово, на реке Яузе, а в нем был храм во имя Живоначальной Троицы, да церковной земле четыре места: попово, дьячково, пономарево, да просвирницыно; пашни церковные земли 20 четвертей в поле, сена на реке Яузе 10 копен; в селе двор вотчинников, живут деловые люди, 2 двора людских задворных; а пашет церковную землю стольник Андрей Плещеев». В 1658 г. владел селом его родной брат Михаил Львович Плещеев, при котором и была построена в селе Свиблове около 1677 г. новая деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом св. Алексея митрополита и обложена данью. В переписных книгах 1678 г. значится: «за стольником Михаилом Львовичем Плещеевым в вотчине село Свиблово, на реке Яузе, а в селе церковь Живоначальной Троицы, да придел Алексея митрополита, у церкви во дворе поп Яков, во дворе дьячок Ворфоломейко, да в селе двор вотчинников и двор скотный, в них 9 семей деловых людей, 4 двора конюхов и 4 двора поваровых, в них 11 человек». В 1680 г. при церкви священника не было. После М. Л. Плещеева село Свиблово досталось его родным племянникам Семену и Федору Федоровичам Плещеевым; в 1702 г. оно принадлежало дочери Семена Федоровича Плещеева девице Марье, а от нее перешло к ее родному дяде Кириллу Алексеевичу Нарышкину, за которым оно утверждено в 1704 г. отказною книгою: «отказано кравчему Кириллу Алексеевичу Нарышкину племянницы его девицы Марьи Семеновны Плещеевой вотчина, что ему, Кириллу Алексеевичу, в 1704 году, по именному великого государя указу и по устному ее девицы Марьину завещанию, по допросу отца ее духовного Благовещенского собора, что в Верху на Сенях, ключаря Ивана Афанасьева, дана в Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану село Свиблово, на реке Яузе, а в нем церковь во имя Живоначальной Троицы, да придел во имя Алексея митрополита древянна, клетцки, да в том же селе Свиблове двор вотчинников со всяким дворовым и хоромным строеньем и с садом, и всяким заводом, а во дворе дворовых и деловых людей 6 человек, 4 двора задворных и 3 двора дворовых людей, в них 14 человек». В селе Свиблове в 1708 г. построена каменная церковь св. Троицы и ко дню освящения того же года 24 декабря «по благословенной грамоте выдан антиминс в новопостроенную церковь Живоначальной Троицы, а взял антиминс поп Яков Иоаннов». Под 1709 г. значится: «в селе Свиблове церковь Живоначальной Троицы с приделом св. вмч. Георгия каменная, у церкви во дворе поп Филипп Леонтьев, служит годовую службу, двор вотчинников (Кирилла Нарышкина), а по сказке старосты Федота Тимофеева, из боярского двора и из задворных дворов люди все вывезены в разные вотчины и в тех дворах живут шведы всякие мастеровые люди». В 1721 г. по решению Юстиц-коллегии, вследствие прошения Ивана Дмитриевича Плещеева, село Свиблово, находившееся во владении у Кирилла Алексеевича Нарышкина, было возвращено в род Плещеевых, и того же года оно утверждено за ним, Иваном Плещеевым, отказною книгою: «отказано стольнику Ивану Дмитриевичу Плещееву ближней его родственницы девицы Марьи Семеновны Плещеевой в Московском уезде село Свиблово, а в том селе Божия церковь во имя св. Троицы, да придел великомученика Георгия, каменная и колокольня каменная ж с колоколами, палаты и погреба, и поварня, и людские покои, и солодовенный завод каменный же, светлицы и конюшенный двор, людские покои и хлебные амбары деревянные; мельница на реке Яузе о четырех поставах, двор мельника, а в нем живут два иноземца, да в том же селе 4 пруда с рыбами». По смерти И. Д. Плещеева это село перешло в 1728 г. к его сыну Семену с матерью вдовою Анною Дорофеевною Плещеевой, с этим имением вышедшей замуж за князя Петра Яковлевича Голицына. Троицкая церковь в селе Свиблове по приходным книгам Патриаршего казенного приказа писалась под Селецкою десятиною, за 1678-89 гг. «в вотчине стольника Михаила Плещеева», а в 1690-1740 гг. «в вотчине стольников Семена и Федора Федоровичей Плещеевых», с обозначением дани с 1712 г. 39 алтын 2 деньги. Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г. Московский храм во имя Живоначальной Троицы в Свиблове , патриаршее подворье Русской Православной ЦерквиЦерковь расположена на территории Усадьбы Свиблово, раскинувшейся на высоком берегу Яузы. Первое документальное упоминание о Свиблове датируется годом. В духовной грамоте московского князя Василия I Свиблово названо "селом Федоровским на Яузе с мельницей". Этим своим названием оно было обязано, как утверждает предание, ближнему боярину Дмитрия Донского Федору Семеновичу Свиблу. Здесь была построена деревянная церковь, но в Смутное время она была уничтожена. Имение было пожаловано Льву Афанасьевичу Плещееву в наследственное владение за защиту Москвы от иноземных войск. Со Свибловым было связано имя московского губернатора Кирилла Нарышкина. Он создал превосходно поставленный крепостной театр, который посещала Екатерина II, и так как местные крестьяне славились игрой на духовых инструментах, организовал оркестр роговой музыки. Известно так же, что императрица Анна Иоанновна направляла в Свиблове специального курьера: найти для её придворного оркестра крестьян, хорошо играющих на свирели. В это же время Нарышкин деятельно переустраивает Свиблово: переделывает сохранившиеся до наших дней старые Плещеевские палаты, возводит в 1708 году каменную церковь Святой Троицы, а годом позже сооружает около нее колокольню. Памятью о Петровских временах остался на ней трофейный шведский колокол. Ансамбль Свибловской церкви представляет один из интереснейших архитектурных памятников московского Нарышкинского барокко. Со смертью Кирилла Нарышкина Свиблово возвращают роду Плещеевых. А в 1745 году на сравнительно недолгое время оно передается во владения Голицинской семьи. Чуть позже Свиблово вместе с соседними селами Казеевым и Леоновым приобретает семья купца Кожевникова. После октябрьского переворота 1917 года храм был закрыт, обезглавлен и претерпел значительное разрушение, территория усадьбы превратилась в свалку строительного мусора северо-востока Москвы. В году храм и четыре исторических здания усадебного комплекса были переданы Русской Православной Церкви. Храм Троицы Живоначальной имеет статус патриаршего подворья. При храме действует православная школа имени преподобного Сергия Радонежского в Свиблове, православный семейный клуб трезвости при Центре духовно-нравственного-просвещения и социального служения на патриаршем подворье в усадьбе Свиблово. Настоятели
Использованные материалы
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Афоризмы и цитаты про суицид![]() |
Новое
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны