Реклама

Главная - Инструменты и материалы
Что написано в библии о плохой работе. Труд, трудолюбие. Епитимия и упование

Дисциплина – это то, что касается абсолютно всех сфер нашей жизни. Начиная от учебы в школе и заканчивая распоряжением финансами, временем, воспитанием детей и т.д. Но самое главное, дисциплина очень важна и в духовной жизни христианина.

Что такое дисциплина?

Сток Пек в своей книге «Забытая дорога» даёт следующее определение дисциплине:

«Дисциплина – это отложенное вознаграждение. Это процесс планирования боли и удовольствий жизни, который позволил бы усилить удовольствие за счет того, что вы прежде сталкиваетесь и переживаете боль, преодолевая ее. И это единственный подходящий способ жизни.»

Иными словами, сначала нам приходится чем-то жертвовать, доставляя себе тем самым боль и неудобства, но зато в конечном итоге мы получаем желаемый результат – награду за усилия. Без боли не может быть и вознаграждения.

Дисциплина в Библии

Несмотря на то, что в Библии нет прямого упоминания слова «дисциплина», при внимательном изучении мы можем видеть, что Бог говорит на эту тему. Для этого нужно обратить внимание на такие синонимы дисциплины, как «воздержание» (самоконтроль), «старание», «прилежность» и др.

1) В книге притчей царя Соломона, самого мудрого человека из людей, написано:

«Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение».

Притчи 21:5:

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».

Притчи 10:4

«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью».

Притчи 12:24

Тот, кто прилежно и усердно выполняет свою работу, уделяет время подготовке, планирует и следует плану, в результате будет успешен. Такой человек обязательно получит награду за труд: изобилие, богатство, право управлять. Тот же, кто ленится и относится к своему делу небрежно и торопливо, сам и пострадает от этого, не получив желаемого результата.

2) В Евангелии от Матфея 25:14-30 Иисус рассказывает нам притчу о талантах:

«…человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.»

По возвращении же, господин потребовал отчета об использовании талантов. Двое из рабов хорошо потрудились, отдали господину вдвое больше талантов и получили поощрение. А про того раба, кто ничего не делал и вернул столько же, сколько и получил, господин сказал: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» (Мф. 25:28,29 )

В каждого из нас Бог заложил свои ресурсы, и Он хочет видеть, как мы ими распоряжаемся. Но для того, чтобы быть эффективными в распоряжении тем, что Господь дал нам, нужно прилагать усилия. Нужно развиваться, умножать свои «таланты», направлять их в правильное русло. А для этого необходимо дисциплинировать себя.

3) И, наконец, в Послании к Галатам 5:22-23 Апостол Павел перечисляет воздержание (или самоконтроль) как составляющее плода духа:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.»

Плод духа – это результат деятельности Духа Святого в новой жизни христианина. В этом отрывке указан набор качеств, которые должны проявиться в каждом верующем человеке под действием Божьей работы в сердце. То, что в числе этих качеств, мы видим и самоконтроль, означает, что Сам Бог дает нам способность контролировать потребности своей плоти, быть умеренными в пище, одежде, стиле жизни. Это способность подавлять в себе лень, а также всякое плотское желание, которое может завладеть человеком и стать похотью, которая управляла бы им.

Важность дисциплины в духовной жизни христианина

Как известно, духовная жизнь христианина основывается на двух важных практиках: чтении Библии и молитве. И от того, насколько мы постоянны и старательны в этом, зависит наше духовное здоровье.

В Библии неоднократно говорится о том, что от верующих требуется постоянное усердие, старание, целенаправленные усилия к тому, чтобы созидать свою веру.

«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь»

2-е послание Петра 1:5-7

«Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»

Послание к Филиппийцам 3:13,14

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.»

1-е послание Тимофею 4:16

Здесь приведены лишь несколько Библейских текстов, но все они о внутренней дисциплине. Дисциплина нужна, чтобы быть постоянным и внимательным в изучении Слова Божьего, быть регулярным и посвященным в молитве, отдавать своё время и силы для служения другим.

Господь хочет, чтобы Его дети были способны поработить своё тело и прилагать направленные усилия к тому, чтобы возрастать в вере и взращивать учеников.

Наш Бог – Бог порядка, и Он желает навести порядок и в жизни Своих детей. Об этом писал Павел в первом послании к Коринфянам 14:33: «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.»

Дисциплина в труде

Томас Алва Эдисон – американский изобретатель-самоучка и бизнесмен – говорил, что в гениальности 1% принадлежит таланту, а 99% – труду. Все успешные люди обладают дисциплиной, а в корне большинства неудач – недостаток этого качества.

Каким бы не было занятие, без дисциплины не обойтись. Она нужна как для того, чтобы овладевать новыми навыками, так и для того, чтобы применять и развивать уже имеющиеся. Очень важно быть верным и последовательным в тех шагах, которые необходимо выполнить для достижения цели.

Даже при сильной мотивации, но при отсутствии всякой дисциплины, дело не будет иметь успеха. Ведь если нет дисциплины, нет и действий, а мотивация со временем ослабеет. И наоборот, имея дисциплину регулярно выполнять необходимые действия для достижения цели, мотивация будет сохраняться.

Что же делать?

Итак, мы уже говорили о том, что дисциплина – это отложенное вознаграждение, увидели, как Бог смотрит на дисциплину и убедились в её важности.

Ключом же к применению дисциплины является принятие упреждающего решения. Необходимо принять упреждающее решение относительно того, как вы будете практиковать дисциплину в различных сферах жизни. То есть решить, как вы будете поступать в той или иной ситуации ещё до того, как эта ситуация наступила.

А для того, чтобы остаться верным этому решению и не сдаться на полпути под давлением лени, используйте силу подотчетности. Бог не рассчитывает, что вы справитесь со всем в одиночку.

Попросите двух-трёх друзей время от времени спрашивать у вас отчет о ваших решениях. Скажите им: «Я принял эти упреждающие решения, так как правда хочу получить отдачу. Помогите мне их придерживаться.»

И, безусловно, Бог силой Духа Святого будет помогать вам в этом!

Проанализируйте, какая сфера вашей жизни более всего нуждается в дисциплине.

И примите решение, как вы собираетесь сделать первый шаг?

Евгения Антюфеева

Специально тема труда в Библии не прописана. Однако можно говорить, что Библия - книга о труде. Доказательством тому служит следующее.

Господь обладает потенциалом, способностями, чтобы создавать предметный мир, то есть сотворить этот мир и человека. Пользуясь этими сверх способностями, Он всё создал и благословил: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. I. 28 - 30). Господь создал Человека для радостной и счастливой жизни на Земле. В Эдеме Человек получил не одну, а четыре заповеди: умножения жизни; возделывание земли (Быт.2.15); познание мира и запрещение вкушения плодов древа познания добра и зла (Быт.2.16).

Цель жизни Человека ухаживать за растениями и животными. Это радостный труд, щедро вознаграждаемый самой природой (Рай). Здесь речь не идет о труде в его последующем значении - постоянной борьбе человека за своё существование.

Однако, Человек (первородный, древний и современный) ежечасно грешит (первородный грех) - непослушанием своему Создателю. По научению Змея Ева ест сама и кормит Адама плодом от запрещенного Богом дерева, то есть нарушается прямой запрет Бога и происходит ослушание . Это ослушание есть проявление своеволия Человека. Во - вторых, грех состоит в проявлении алчности: Бог дал Адаму и Еве всё . Они в раю . Однако, им и всем последующим людям мало того, что уже дано. Люди хотят по своей воле изменять предмет труда Бога, то есть, Природу . Змей говорит Человеку: самое святое в мире - это не дар, это твоё «право».

Таким образом, своеволие и алчность - суть первородного греха. Этот первородный грех (своеволие, алчность, гордыня) стал причиной Божьего наказания людям: «Адаму же сказал: за то, что ты послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал Тебе, сказав: не ешь от него, проклята Земля за Тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоя… в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой Ты взят, ибо прах Ты и в прах возвратишься» (Быт. 3. 17-19). Таким образом, наказанием для Человека, по воле Бога, как следует из Библии, становится труд в его всеобщем значении (материальный и духовный).

Духовный труд служит искуплением первородного греха ослушания . Материальный труд основа для обеспечения жизни. Главное, в том, что «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю».

Поэтому с первых страниц Библии, с первой главы Бытия тема труда получает определенный смысл: труд Человека - это наказание Божье, суть которого «в тяжелом, в поте лица» способе добывания средств существования. При этом, при всех своих трудовых усилиях Человек всё равно превращается «в прах». Получается, что тяжелый, пожизненный труд ради небытия, вечной смерти - такова судьба ветхозаветного гордого Человека.

Однако, явление Иисуса Христа - сына Божьего дает людям надежду на воскрешение , которое Он показал людям.

Воскрешение даруется всем , но после будет суд Божий , на котором дела (цели и результаты труда «в поте лица») каждого Человека будут взвешены , исходя из христианской морали. Так, в Новом Завете, труд обретает своё новое значение для Человека - возможность спасения праведными трудами .

Таким образом, труд в Библии представлен в единстве двух ипостасей: Труд как Наказание , Труд как Спасение .

Божьим судом часть людей, праведных в своей земной жизни, обретает через воскрешение, утраченное древним (ветхим) Человеком бессмертие в новом мире, в царствие Божьем. Другая часть людей, которые не признали Господа «Альфой и Омегой, Началом и Концом, Первым и Последним» будут судимы: «И судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… (От. 20. 12-15). В конце Откровений, которым заканчивается Библия, Иоанн Богослов передает напоминание Бога о глубоком смысле жизненных трудов каждого Человека и неотвратимой его ответственности за них. Неправедными являются «культ разума» и «культ труда», если в них исповедуются претензии Человека превзойти в результатах своего труда самого Господа.

Таким образом, есть все основания воспринимать Библию как книгу, в которой тема труда занимает не просто важное, но центральное место. Библия начинается с описания трудов Творца и заканчивается описанием суда Божьего над людьми «по делам его». Труд как наказание и одновременно как спасение - это две ипостаси сущности труда в библейском учении. Из-за первородных грехов первых людей (Адама и Евы) Бог проклял созданную Им Землю . Возделывать землю стало тяжким трудом.

Праведный Ной должен был развить земледелие и культуру пользования землей. Но его потомство стало самостоятельно, по своему разуму хозяйствовать, тем самым не возвращаясь к богопослушанию, а наоборот, преодолевая своим трудом естественные законы природы, установленные Богом

Наиболее сильным наказанием за языческое уклонение и богопротивное упорство стал великий потоп , который уничтожил древние цивилизации, созданные потомками Адама и Евы вместе со всеми результатами их труда. После потопа осталась очищенная и обновленная природа, созданная самим Творцом (предмет труда), и праведный Ной со своей семьей (живой труд) получили «вторую» возможность, что называется «с нуля» возделывать Богом данную землю в соответствии с замыслом божиим о предназначении Человека. Но перед Ноем, как и перед Адамом, Творец оставляет «свободу выбора», исполнять волю Господа или действовать по своей воле, полагаясь на свой разум в определении смысла и целей труда.

Потомки Ноя искажают Божий смысл и предназначение труда как наказание и спасение. Они отказываются воспринимать труд как обязанность равную для всех , преследует корыстные цели во взаимной оценке труда. Это проявляется в том, что добросовестный труд одних людей не находит справедливой оценки со стороны других.

Об этом в «Бытии» рассказывается на примере Иакова, работающего пастухом. Иаков «тщательно и даже самоотверженно» относится к своим обязанностям, но встречает у Лавана, на которого работает, несправедливое вознаграждение. «Вот, двадцать лет был я у тебя; … овнов стада твоего я не ел; растерзанного зверем я не приносил тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли.., а ты десять раз переменял награду мою. Если бы не был со мной Бог отца моего.., ты бы отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера» (Быт. 31.38-42). В этом тексте выражена универсальная христианская истина о том, что труд Человека не оценивается по достоинству людьми, истинная цена труда христианина известна только Богу.

Библия не обходит основные вопросы управления трудом наёмных трудящихся. Святой Апостол Павел в посланиях к фессалоникийцам (первом и втором) сформулировал принципы управленческих взаимоотношений хозяев (работодателей) и трудящихся (работников). «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас». Оставляется и свобода выбора человека: «Ибо, когда мы были у вас, то эавещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь»

Библия актуализирует процесс труда. Екклесиаст заключает, что труд - постоянное нескончаемое выполнение определенных работ, которые по пословице, «никогда не переделаешь» - это земной удел Человека: «Все вещи - в труде… Что было то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1.8-9).

Мы видим здесь справедливое суждение о непрерывности труда. У Человека нет возможности «освободиться» от него. Тяжел труд людей, обремененных богатством и властью, поскольку они требуют постоянных забот, ответственности и контроля. Тяжек труд бедных и простых людей, нацеленных на жизнеобеспечение.

Постоянная затрата рабочей силы («наказание трудом») выносится Человеком легче, когда он понимает пожизненность этой крестной ноши. Но результаты труда никогда не бывают окончательными, они всё больше требуют «пота». И всё заканчивается смертью.

«Все труды Человека - для Его рта, а Душа его не насыщается… много таких вещей, которые умножают суету: что же для Человека лучше?» (Еклл. 6.7.11).

Литература:

Ветхий Завет

Новый Завет

Захарова Л.Н. Собственность и личность. Челябинск. Южно - Уральское книжное издательство. 1991.

Иисус Христос в документах истории/сост. Б.Г. Деревенский. СПб. Алетейя. 1999.

Марцева Л.М. Труд в контексте российской цивилизации. Социально - философский аспект: Монография / Омский государственный университет путей и сообщения. Омск. 2002.

Канунников А.Б. - начальник отдела

Госинспекции трудав Омской области,

кандидат юридических наук, доцент

кафедры экономики и права ОмГАУ

Добродетель трудолюбия сегодня мало кому понятна. За трудолюбие принимается добровольный особо интенсивный или длительный труд. Кажется, много трудится человек, значит, он трудолюбив. Но это не всегда так. Трудолюбие — это не просто умение себя заставить трудиться, а свойство души получать от труда радость. Радоваться преодолению себя, преодолению разных препятствий, радоваться достигнутому результату. Не шумной, взрывной радостью: Ура! У нас все получилось! Вспышки трудолюбия бывают даже у лентяев. А тихой и ровной радостью душевного покоя.

Мир полюбил праздность. Свободное от труда время стало мерилом счастья. А между тем и в пору блаженства, когда Адам пребывал с Богом, и грех еще был ему не ведом, он должен был трудиться. Человек не создан праздным. Господь поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт. 2,15). Мы не можем сказать, что стоит за словами возделывать и хранить, но это — труд, хотя и не тот изнурительный, как говорит святитель Феофан Затворник, «труд — общая для всех епитимия, в Адаме на всех наложенная: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19)». Однако и наш обязательный повседневный труд содержит в себе частицу блаженства, когда совершается без ропота в послушание Божьей заповеди.

Христиане всегда личный труд почитали священным делом, и никто не был освобожден от него. И раб, и царь трудились. Праздность называли рассадником страстей и всячески ее избегали. Ибо праздность научила многому худому (Сир. 33,28). Избегали не полной праздности, а даже самой краткой. Еще в прошлом веке в семейных домах можно было увидеть самими домочадцами выполненные салфетки домашней работы, рамки под картины или фотографии, самодельные подсвечники, резные полочки. Рукоделие в свободное от работы время было принято не только как возможность создать домашний уют или возможность реализовать художественные наклонности, но и как защита от праздности. Не только у нас в России, христианская Европа так же не жаловала безделье, чиновник дома мог переплетать книги, точил табакерки, лавочник плел бисером, устраивал домашнюю оранжерею.

«Я не умею понять, как можно быть без какого-либо дела. Либо голова работает, либо руки», — писал святитель Феофан Затворник своей духовной дочери. Сам святитель в свободное время, дабы прогнать послеобеденную сонливость, занимался переплетным делом. Преподобный Серафим Саровский, когда уже оставил свой огород, не позволяя себе безделья, перекладывал из угла в угол поленницу. О монахине Евфросинии (Хрульковой), почитаемой в нашей местности, рассказывали, что в последние недели перед смертью, по просьбе ее выносили в огород, где она, лежа у грядки, пальчиками рыхлила землю, пыталась полоть. Уже находясь на смертном одре, совсем тихим голосом просила: «Подайте мне мою работу». Ей подавали «работу» — льняное полотенце, из которого матушка выдергивала нитки, осыпая край. Помню трех пожилых женщин, которые то и дело придумывали для своей старенькой мамы какую-нибудь заботу — купить заварочный чайник в цветочек, или какие-нибудь блюдца с голубой каемкой, лишь бы она не оставалась праздной. В этом состоянии старушка становилась раздражительной. Для этих людей, как и для многих других, труд — жизненная необходимость, даже если материальный результат его ничтожен или вовсе отсутствует.

Когда-то советским школьникам внушали якобы научную истину, что труд из обезьяны сделал человека. Казалось бы, дичайшая нелепость, но в основе ее лежит вовсе не горячечный бред, а вывернутый наизнанку многотысячелетний опыт: труд не позволяет человеку оскотиниться. Труд не дает нашей душе слишком сближаться с телом, препятствует душе вдаваться в телесное, истомляет тело. Причем не только труд физический, но и всякий другой.

Апостольская заповедь о труде — если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3,10) — обращена и к бедному и к богатому. Если бедный трудится по необходимости, то человек обеспеченный, не имеющий такой необходимости — ради заповеди, потому что иначе он будет есть свой хлеб с насилием совести, с грехом. «Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности», — говорит архиепископ Иоанн (Шаховской).

В христианских семьях трудолюбие прививали с младых ногтей. Учили всякий труд совершать перед Богом. Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Иисуса Христа (Кол. 3, 17). Во имя Иисуса Христа не станешь трудиться с ленцой или небрежно. И еще, то, что делается во имя Христа, делается с любовью. «Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу» (Джон Рескин).

Есть люди, которым свойственно любить всякую работу. Не только ту, что они сами выбрали, но и ту, что случилась. А когда человек трудится с любовью, то даже в самой простой или грязной работе есть место творчеству. Как-то мы убирали с территории храма мусор. Грузили его на два грузовика. В один грузовик двое рабочих кидали что под руку попало, и как попало. Другие два парня загружали свой грузовик иначе. Они рассортировали мусор на плоский и объемный, на крупный и мелкий, и потом заполнили кузов так, что туда поместилось втрое больше, чем в первый. Было заметно, что ребята, трудившиеся честно, устали меньше. Они смеялись, о чем-то болтали.

Человек трудолюбивый меньше зависит от внешних обстоятельств и имеет все для того, чтобы жить честно, не насилуя свою совесть. Его не страшит вынужденная перемена деятельности, не борет уныние от нескончаемого объема работы. Истинно свободен тот, кто трудолюбив, а не тот, кто свободен от работы. Помню двух мужиков, взявшихся починить и покрасить в храме окна. Пользуясь обстоятельствами, запросили они за свой труд немало. Работали неимоверно медленно, иной раз по два часа в день. Глядя, как они маются, спрашиваю: «Вы, наверное, не очень любите свою работу?» А в ответ удивленно: «Да кто ж работу любит?» Не какую-то определенную работу невозможно любить, а всякую! Сколько труда стоило им каждый раз переломить себя, чтобы опять взяться за инструмент, с какой ненавистью смотрели они на рамы... Труд преодоления ненависти к работе отнял у них сил гораздо более, чем сама работа.

Если спросить наших молодых и не очень молодых современников, чье виденье жизни им ближе — библейского автора, утверждавшего, что человек рождается на труд, как птица на летание, или Ивана Александровича Хлестакова, уверенного, что «на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» — то, боюсь, рейтинг последнего будет выше. А ведь честный, совершаемый с любовью труд сам в себе несет удовольствие. «Кто с вожделением берется за дело, тот любимое сие дело вменяет себе в наслаждение, в самом труде находя удовольствие и самое утомление ради возлюбленного им почитая воздаянием и преимущественною наградою. Легко и удобно все делаемое с любовию, хоть бы оно было и крайне затруднительно; потому что расположение к сему делающего скрадывает трудности и уравнивает негладкости для удобного исполнения. Усердие всегда препобеждает обременительность труда, став выше всех неудобств в деле, а сопровождающим оное удовольствием ослабляя трудности, так что труд делается более приятностию, нежели трудом, и мнимое неудобство доставляет радость» — сказал преподобный Нил.

На Бога надейся и сам не плошай — какая простая жизненная истина! В любом деле призывай на помощь Господа и трудись, всегда помня о своей личной ответственности перед Ним. Только так воспитывается и поддерживается трудолюбие. Только так труд становится истинно свободным, творческим и радостным.

Что Библия говорит о лени?

Первый закон движения Ньютона утверждает, что движущийся объект стремится оставаться в движении, а объект в состоянии спокойствия стремится оставаться в спокойствии. Этот закон относится и к людям. В то время как одни естественно стремятся осуществлять проекты, другие остаются апатичными, требуя мотивации, чтобы преодолеть инерцию. Лень – стиль жизни для некоторых людей – является искушением для всех. Но Библия непоколебима – так как Бог уготовил труд для человека, лень является грехом. «Лентяй! Ступай к муравью, поучись у него мудрости» (Притчи 6:6).

Библия много говорит о лени. Книга Притчи особенно наполнена мудростью относительно лени и предупреждениями ленивому человеку. Притчи говорят нам, что ленивый человек ненавидит работу: «Желания лодыря его погубят, ведь руки его не хотят работать» (21:25); он любит спать: «Как дверь на петлях болтается, так и лодырь в постели ворочается» (26:14); он ищет оправдания: «Лодырь говорит: «Лев на дороге! Зверь по улицам рыщет!»» (26:13); он растрачивает время и энергию: «Ленивый работник – все равно что разрушитель» (18:10); он считает себя мудрым, но является глупцом: «Лодырь мнит себя мудрей семерых, говорящих разумно» (26:16).

Притчи также говорят нам, какой конец ожидает ленивых: ленивый человек становится слугой (или должником): «Прилежной руке – править, ленивой руке – нести повинность» (12:24); его будущее гнетуще: «Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет» (20:4); он может дойти к бедности: «Лентяй все ждет, да не дождется, зато прилежный насытится» (13:4).

В жизни христианина не может быть места лени. Новообращенных верующих верно учат, что: «Вы спасены – через веру – Его великой добротой! И не за ваши заслуги – это Божий дар! И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!» (Ефесянам 2:8–9). Но верующий может стать праздным, если ошибочно поверит, что Бог не ожидает плодов от измененной жизни. «Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить» (Ефесянам 2:10). Христиане не спасаются делами, но они демонстрируют ими свою веру (Иакова 2:18, 26). Бездеятельность нарушает Божью цель – добрые дела. Господь, тем не менее, дает силу христианам преодолеть склонность плоти к лени, даруя нам новую природу (2 Коринфянам 5:17).

Как христиане мы знаем, что наш труд будет вознагражден Господом, если мы будем упорными в прилежности: «Так не будем поддаваться усталости, делая добро, и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай. Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро, особенно тем, кого вера сделала одной семьей» (Галатам 6:9–10); «Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души – как если бы это было для Господа, а не для людей. Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие. Ваш Господин – Христос, вы служите Ему» (Колоссянам 3:23–24); «Бог справедлив и поэтому не может забыть ваши дела и ту любовь, которую вы проявили во Имя Его, служив и служа святому Его народу!» (Евреям 6:10).

Христиане должны трудиться с Божьей силой, чтобы евангелизировать и приводить людей ко Христу. Апостол Павел является нашим примером: «Это Его мы возвещаем, увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью, чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении с Христом. Ради этой цели я тружусь не щадя сил, ведя битву всей мощной силой Христа, которая мощно действует во мне» (Колоссянам 1:28–29). Даже на небесах служение христиан Богу продолжится, хотя уже не будет обременено проклятием греха (Откровение 22:3). Свободные от болезней, печали и греха – даже лени – святые будут вечно прославлять Господа. «Так вот, братья мои любимые, будьте стойки, будьте неколебимы. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен» (1 Коринфянам 15:58).

Читая различную бизнес литературу, я был удивлён, насколько часто принципы богатых людей, которые и сделали их богатыми, совпадают с тем, чему учит Священное Писание . И я решил написать эту статью, во-первых, чтобы показать очевидное сходство этих принципов, а, во-вторых, помочь несколько иначе взглянуть на то, чему учит Библия .

Итак, первый принцип: нужно следить за тем, что мы говорим .

Мы произносим многие слова не задумываясь и не можем себе представить, какую разрушительную силу они могут иметь в нашей жизни. Очень часто люди произносят что-то типа этого: «У меня постоянно нет денег», «Я не могу себе этого позволить» и т.п. Богатые стараются избегать похожих выражений. Вы спросите: «Ну не врать же мне самому себе и говорить, что у меня есть деньги, когда их действительно нет?» . Нет, врать не нужно, но можно просто сказать по-другому и часто в этих ситуациях помогает слово «пока» : «у меня пока нет денег», «я пока не могу купить эту машину» , - а лучше даже задать себе вопрос: «как я могу купить себе эту машину?» .

По этому поводу Библия, во-первых, говорит, что словом были сотворены небеса и земля (Бытие, 2-ое Петра 3:5), а, во-вторых, призывает нас следить за своей речью: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (Ефесянам 4:29). На самом деле Библия говорит очень много о словах и нашем языке, вот еще некоторые примеры: «так и язык – небольшой член, но много делает» (Иакова 3:5); «Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Притчи 21:23); «Язык глупого – гибель для него, и уста его – сеть для души его» (Притчи 18:7). Библия многократно указывает на важность того, что мы говорим, причем это касается не только бизнеса, но самых разных сфер нашей жизни.

Второй принцип: страх не должен управлять твоими действиями .

Часто от людей можно услышать такую фразу: «деньги меня не интересуют» . Только одна эта фраза несёт в себе сразу три негативных аспекта. Во-первых, нарушается первый принцип, о котором я говорил выше: если деньги тебя не интересуют – их у тебя и не будет. Во-вторых, человек, произносящий эту фразу, как правило, врёт сам себе и окружающим. И, в-третьих, страх: если предложить этому человеку куда-нибудь вложить его деньги, он скорее всего откажется, т.к. боится их потерять. Если деньги его не интересуют, тогда почему он боится их потерять? Поэтому я и сказал, что такой человек врёт сам себе. Бояться можно многого: можно бояться начать бизнес и прогореть, бояться быть уволенным, бояться финансовой нестабильности и т.д. Любой из страхов по своей сути является негативным. Один из самых распространённых страхов – это боязнь ошибиться. Но следует понять одну вещь: не ошибается тот, кто ничего не делает. Известные бизнесмены, учёные и многие другие допустили массу ошибок, прежде чем они добились успеха. Мы часто слышим о чьих-то достижениях, но почему-то не интересуемся, какую цену им пришлось заплатить за это. Генри Форд в своей книге написал, что скорее возьмёт на работу человека, за которым числятся какие-то промахи, чем человека с идеальным послужным списком. Вот ещё одна его фраза из той же книги: «Неудачи дают только повод начать снова и более умно. Честная неудача не позорна; позорен страх перед неудачей» . Мультимиллионер Питер Дэниелс сказал: «Для того, чтобы двигаться вперёд, нужно быть правым всего в 51% случаев» .

Библия говорит о страхе следующее: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся» (Иисус Навин 1:9). Так же во втором послании Тимофею 1:7 написано: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» . Вообще кто-то подсчитал, что Библия в разных формах 366 раз призывает не иметь страха (можно сказать, что каждый день в году, включая високосный, Бог говорит «не бойся» ). Единственный допустимый страх, о котором говорит Библия, это страх Господень, под которым в большей степени понимается не страх в его привычном значении, а больше в значении уважения и почитания Бога, или даже в значении мудрости (Притчи 1:7: «Начало мудрости – страх Господень» ).

Третий принцип – принцип даяния .

Богатые знают простую вещь: если они хотят чего-то больше получить – они должны больше этого отдать. Часто приходится слышать, о том, сколько денег тот или иной человек пожертвовал на гуманитарную помощь, отдал на открытие благотворительного фонда и т.д. Думаете, это было сделано, чтобы покрасоваться? В некоторых случаях может это действительно так, но чаще причина кроется в другом: он просто применяет принцип даяния, чтобы получить еще больше. Бедные, как правило, рассуждают так: «если бы у меня было больше денег, я, может быть, что-нибудь бы и отдал» . Это тоже самое, что просить камин согреть тебя, обещая, что после этого ты подложишь в него дров.

Этот принцип касается не только денег: если вы хотите получать больше комплиментов – начните делать больше комплиментов, нуждаетесь в любви – начинайте дарить больше любви и т.д.

Обычно в книгах не указывается, сколько нужно отдавать, но иногда я встречал рекомендации, что желательно, чтобы это было не менее 10% от общего дохода. Я не могу предположить ничего, кроме того, что эта цифра была взята именно из Библии, где говорится о десятине (10%) и о том, для чего она предназначена: «Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» (Малахия 3:10). Т.е. другими словами Бог хочет, чтобы мы научились отдавать, и тогда Он даст нам нечто большее. Люди часто смеются, говоря, что не понимают, зачем всемогущему Богу, у Которого и так всё есть, нужны ещё какие-то деньги. Они считают любое упоминание о деньгах простой выдумкой, используемой для наживания на простодушных людях. На это я отвечу, что Богу действительно нисколько не нужны ваши деньги. Всё, на самом деле, совсем наоборот: это Бог хочет дать вам больше, чем вы имеете. Заповедь о десятине дана Богом не для того, чтобы чего-то лишить, но для того, чтобы дать Богу возможность благословить вас. И если кому-то Божий закон кажется нелогичным и непонятным, то это не отменяет силу этого закона. Многие богатые люди давно поняли это и используют себе на благо.

Если кратко описать следующий принцип, то его можно выразить так: не сдавайся .

Ошибки и неудачи будут происходить с каждым, кто хочет чего-то достичь. Одному человеку пришлось обойти 97 банков, чтобы в 98-ом ему наконец дали нужную сумму для того, чтобы начать бизнес. Сколько неудач нужно тебе для того, чтобы отказаться от своих планов? Рэй Крок, основатель сети ресторанов McDonald"s, так выразил этот принцип: «Пробивайся вперёд: ничто на свете не заменит настойчивости. Её не заменит талант – нет ничего обычнее талантливых неудачников. Её не заменит гениальность – нереализованный гений уже стал притчей во языцех. Её не заменит хорошее образование – мир полон образованных изгоев. Всемогущи лишь настойчивость и упорство» . Иисус Христос рассказал притчу, которая хорошо иллюстрирует данный принцип:

«...в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» (От Луки 18:2-5).

Есть один фильм, который мне очень нравится, и многие наверняка его видели. Фильм называется «Побег из Шоушенка» . Не вдаваясь в подробности, сюжет фильма рассказывает о том, как главный герой (банкир), обвинённый в убийстве своей жены, попадает в тюрьму. Я не буду рассказывать подробности фильма, а просто советую вам его посмотреть. Помимо того, что этот фильм сам по себе является интересным, более глубокое его понимание помогает увидеть нам в действиях главного героя ряд важных принципов, один из которых непосредственно относится к тому, о котором мы сейчас говорим. Итак, главный герой задался целью обновить тюремную библиотеку. В связи с этим он написал письмо в соответствующие органы, с просьбой выделить необходимые средства, но в ответ получил отказ. Тогда он начал периодично отправлять им письма, пока наконец ему не были выделены некоторые средства. Но это ещё не всё и его дальнейшая реакция просто привела меня в восторг: ему показалось недостаточным количество выделенных средств и он сказал, что теперь будет писать им по два письма. Какая яркая демонстрация принципа!

Пятый принцип: приобретай знания .

Когда у мультимиллионера Питера Дэниелса спросили, куда вложить деньги, он ответил очень просто: «потратьте деньги на свои мозги» . На бизнес-семинарах и в бизнес-литературе часто рекомендуются книги , которые следует прочитать. В современный век информационных технологий нет никакого оправдания тем, кто пренебрегает свободным доступом к практически неограниченным объемам информации. С помощью компьютера и сети Интернет можно получать знания из любой области. Перед тем как я скажу, что Библия говорит о знании, я хочу отметить, что богатые люди иногда среди прочих книг, которые следует прочитать, советуют так же непосредственно саму Библию. Учитывая всё вышесказанное, я думаю, что теперь становится понятным почему.

Бытует мнение, что Библия способствует необразованности людей и осуждает развитие наук и стремление к знаниям. Это миф, который многие пытаются доказать, приводя в пример действия инквизиции в Средневековье в отношении учёных. При этом мало кто интересуется, было ли вообще что-то общее между инквизицией и учением Библии (я уже не говорю о том, что многие учёные, осужденные инквизицией, как это ни парадоксально, были верующими), и что сама Библия говорит о знаниях. Вообще это отдельная тема, а мы вернёмся к нашей и позволим Библии самой сказать за себя. А о знании Библия говорит много, вот некоторые стихи: «приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:7); «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Притчи 2:10-11); «лучше знание, нежели отборное золото» (Притчи 8:10); «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания» (Притчи 18:15). И кто после этого скажет, что Библия учит оставаться во тьме и невежестве? Как правильно заметил Поль Сабатье (французский химик, лауреат Нобелевской премии): «Естественные науки и религию противопоставляют друг другу лишь люди плохо образованные как в том, так и в другом» .

В дополнение хочу напомнить, что главный герой выше упомянутого мной фильма, искал средства не на новую сантехнику, а именно на библиотеку.

Следующий шестой принцип назовём так: деньги должны работать на тебя .

Еще одно отличие бедных и богатых в том, что бедные работают на деньги, а богатые заставляют деньги работать на себя. И поэтому мне смешны упреки бедных, когда они обвиняют богатых, что те только на деньгах и помешаны, хотя сами в то же время всю свою жизнь тратят на то, чтобы получить жалкую зарплату, т.е. по сути являются рабами денег (причем достаточно небольших денег) вместо того, чтобы господствовать над ними. Даже Библия в данном случае скорее всего будет на стороне богатых, т.к. осуждает подчинение чему-либо материальному. И, возвращаясь к принципу, приведу ещё одну Библейскую причту:

«...человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов» (От Матфея 25:14-28).

Отмечу, что талантом во времена Иисуса называлась денежная единица. Значение слова "талант" в смысле "способности", "дарования" произошло именно от этой притчи. И чаще всего эту притчу именно так и интерпретируют, т.е. в том смысле, что мы должны использовать те способности, которые нам дал Бог. И это правильная интерпретация, но никто так же не мешает нам рассматривать её в буквальном смысле, который нам говорит о том, что деньги нужно «употреблять в дело» , чтобы «получить с прибылью» . Количество денег в данном случае сильной роли не играет, если вдруг кто-то подумал, что раб, получивший один талант, был в неравных условиях. Талант был крупнейшей денежной единицей, равной шести тысячам динариев или драхм, т.е. другими словами, даже один талант – это было целое состояние. Ещё хочу заметить, что мы часто поступаем даже хуже ленивого раба, т.к. он по крайней мере сохранил то, что ему было дано, а мы, как правило, растрачиваем всё, что имеем, и иногда на вещи, которые нам даже не нужны.

Помимо перечисленных принципов, в Библии можно встретить и другие не менее важные моменты. Например, в бизнес-литературе очень часто говорится о том, что необходимо верить, что у тебя получится добиться успеха . Тут комментарии излишни: думаю, что не ошибусь, если скажу, что существуют десятки, а то и сотни проповедей на тему веры. Приведу всего один достаточно известный стих: «всё возможно верующему» (От Марка 9:23). Так же часто можно слышать о важности мысли. Один предприниматель сказал: «мы те, о чём мы думаем» . Поверьте, эта мысль не новая и не революционная. Более двух тысяч лет назад Слово Божье почти точь в точь описала этот принцип: «каковы мысли в душе его, таков и он» (Притчи 23:7).

Ещё один важный момент, который касается различных сфер жизни человека (в принципе, как большинство перечисленных принципов) – это труд . Не буду описывать важность труда, т.к. этому и так посвящена масса работ, но опять же покажу, что по этому поводу говорит Библия, т.к. и в этой сфере часто бытуют различные заблуждения, что верующие только молятся и ничего не делают. Итак, в Писании можно встретить такие стихи: «Сладок сон трудящегося» (Екклесиаст 5:11); «трудолюбивые приобретают богатство» (Притчи 11:16); «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притчи 6:10-11). Эти и многие другие стихи ещё и ещё говорят нам о мудрости Библии, просто нужно дать Писанию самому говорить за себя, а не слушать ни на чём не основанные доктрины.

Итак, как же на самом деле Библия относится к богатым людям? Некоторые считают, что богатый человек и христианин – это понятия несовместимые. Лично я считаю это глубочайшим заблуждением. Единственное, о чём предостерегает Библия, так это о том, что богатство не должно управлять нами и владеть нашим сердцем: «надеющийся на богатство свое упадет» (Притчи 11:28); «корень всех зол есть сребролюбие» (1. Тимофею 6:10). В Библии есть ряд примеров богатых людей, которым богатство не помешало стать теми, о ком сейчас с восхищением проповедуют. К таким людям относятся Иов, Соломон, Иосиф из Аримафеи и другие. Ряд стихов указывает на то, что быть богатым – это вполне нормально, например: «Имущество богатого – крепкий город его, беда для бедных – скудость их» (Притчи 10:15); «Венец мудрых – богатство их» (Притчи 14:24); «Добрый оставляет наследство и внукам» (Притчи 13:22). Согласитесь, чтобы оставить наследство и внукам, нужно быть богатым. Т.е. добрый не тот, кто живет на пенсию и висит на шее у детей, но тот, кто обеспечил ещё два поколения после себя. А вот бедность в Библии чаще всего рассматривается как проклятие, а не как благословение: «Нищета и посрамление отвергающему учение» (Притчи 13:18).

Очень часто приходится слышать от бедных людей, что богатые жадные, что они наживаются на других, что они на самом деле несчастливы и т.д. На мой взгляд люди так говорят из зависти. Многие люди стали богатыми как раз совсем по другим причинам: они стали успешными потому, что по своим моральным качествам и принципам стояли выше окружающих. Именно это принесло успех в их жизнь. Многие бедные остаются бедными лишь потому, что им не хватает положительных качеств и вместо того, чтобы развивать эти качества, они выбирают наиболее легкий путь: они заявляют, что богатые приобрели своё богатство нечестным способом (намекая при этом, что сами они остаются бедными якобы потому, что просто стараются жить честно). Кто-то может возразить, сказав, что часто слышал о том, сколько проблем у богатых, как они кончают жизнь самоубийством и т.д. Поэтому я сделаю небольшое пояснение: говоря о богатых людях, я по большей части имел в виду тех людей, которые своим упорством добились успеха, чаще всего это бизнесмены, руководители корпораций. Конечно, есть определённая категория людей, которые стали богатыми по иным причинам: дети богатых родителей, которые родились уже богатыми; многие звёзды, которые только благодаря таланту (или пиару) резко стали известными и знаменитыми; люди, добывающие деньги нечестным путём и т.д., – то есть все те, кто стал богатым не прилагая особых усилий. И таким людям деньги зачастую действительно не пошли на пользу: среди них часто случаются самоубийства, проблемы с наркотиками, депрессии и т.д. Так же и среди бедных встречаются искренне счастливые люди, которых полностью устраивает их работа и заработная плата.

Поэтому я не хочу, чтобы вы думали, что я говорю, что все бедные плохие, а все богатые хорошие. Если это то, что вы поняли, тогда вы вообще не поняли то, о чём я писал. Я хочу просто разрушить некоторые стереотипы. И подвести итог вышесказанному я хотел бы фразой, которая может показаться несколько странной, а некоторым даже оскорбительной: « многие богатые стали богатыми, потому что они следовали библейским принципам лучше многих христиан » .

Примечание:

Некоторое время мне не давал покоя один стих из Библии. Звучит он так: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (От Матфея 19:24). По поводу этого стиха я рассуждал примерно так: верблюд не может пройти сквозь игольное ухо, значит богатый тем более не может войти в Царство Божие; следовательно, если я хочу попасть на небо, я не должен быть богатым. Но в процессе изучения Библии я узнал толкование этого стиха. Во времена Иисуса города часто были обнесены городской стеной и входом в город служили большие ворота, которые на ночь закрывались. Но ночью в город мог прийти какой-нибудь путник, и специально для этих целей помимо больших городских ворот существовали маленькие ворота, которые и назывались игольными ушами. Человек через них мог пройти спокойно, но чтобы провести верблюда, его нужно было полностью развьючивать и пригибать коленями до земли, чтобы он смог пройти через них. В Библии часто встречаются стихи, которые нужно толковать в контексте того времени иначе они будут не понятны. Так же и этот стих не означает, что богатый не может войти в Царство Божие, а его значение заключается в том, что богатому сделать это несколько сложнее, т.к. с увеличением количества денег увеличивается и искушение.



 


Читайте:



Под какими знаками зодиака рождаются в апреле

Под какими знаками зодиака рождаются в апреле

В астрологии принято разделять год на двенадцать периодов, каждому из которых принадлежит свой знак зодиака. В зависимости от времени рождения, у...

К чему снится шторм на море волны

К чему снится шторм на море волны

Сонник Миллера К чему снится Шторм во сне? Сон, в котором вы попали в шторм, сулит неприятности и потери в делах. Большой сонник Натальи...

Учет расчетов с бюджетом

Учет расчетов с бюджетом

Счет 68 в бухгалтерском учете служит для сбора информации об обязательных платежах в бюджет, отчисляемых как за счет предприятия, так и...

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

feed-image RSS