Реклама

Главная - Стиль интерьера
Коммунальные ресурсы потребляемые при содержании общего имущества. Требования к расчетам за коммунальные ресурсы. При расчете размера платы за КР на СОИ учитывается многоквартирного дома. Для электроэнергии – освещаемая площадь. Для ГВС и ХВС – уборочная

Начисляется квартплата организацией, с которой заключен договор на предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме, или полномочия передаются в единый расчетный центр, начисляющий коммунальные платежи.

Нередко плательщик сталкивается с завышенной суммой. Проверить начисление он может самостоятельно. Но сперва нужно разобраться, из чего складывается размер платы за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и какие факторы на него влияют.

Что входит в квартплату?

Квартплата – распространенное понятие, подразумевающее обязательный ежемесячный платеж за услуги ЖКХ. Ее структура зависит от того, находится недвижимость в личном пользовании или сдается в найм. Согласно ст. 154 ЖК РФ , плата за квартиру состоит:

Для нанимателя Для собственника
Из расходов на содержание жилого помещения:

На управление, содержание, текущий ремонт и вывоз ТБО;
на ресурсы, потраченные на содержание мест общего назначения.

Из расходов на индивидуальное потребление ресурсов (холодная и горячая вода, электроэнергия, отопление, газ, водоотведение)
Из платы за найм Из взносов на капитальный ремонт

Согласно ст. 153 ЖК РФ, вносить коммунальные платежи обязан:

  • наниматель с момента подписания договора найма;
  • арендатор;
  • застройщик с момента получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Взнос квартплаты на основании ст. 155 ЖК РФ должен производиться , следующего за месяцем предоставления услуг. Однако в договоре на оказание ЖКУ может быть установлен иной срок оплаты. При отсутствии платежей в течение 3 месяцев с целью взыскания долгов, потребителю могут .

Как рассчитывается квартплата

Размер платы за жилищно-коммунальные услуги непостоянен. На него влияют факторы:

  • количество проживающих человек;
  • объем потребления;
  • газификация дома, от которой зависит ;
  • площадь помещения;
  • тарифы на коммунальные ресурсы;
  • оформленные льготы и субсидии;
  • начисленные пени.

Каждый фактор в той или степени влияет на итоговую сумму, начисленную по каждой строке в квитанции.

Ремонт и содержание дома

Тариф по данной строке утверждается в размере, способном поддерживать места общего пользования в надлежащем виде. В соответствии с п.7 ст. 156 ЖК РФ, плата устанавливается общим собранием жильцов с учетом предложений УК не менее, чем на 1 год. На основании п.8 ст. 156 Жилищного Кодекса РФ , размер взносов для собственников в ТСЖ устанавливается органами правления.

Расходы на ОДН

Они входят в статью “Содержание жилья”. При отсутствии коллективных приборов учета, начисление произведут по нормативам потребления. При их наличии общая стоимость рассчитывается путем вычитания индивидуального потребления всех жителей из общедомового, а затем делится между всеми собственниками пропорционально занимаемой ими площади.

Расчет суммы за коммунальные ресурсы

Их стоимость составляет значительную часть от общего размера квартплаты. Способ начисления зависит от того, установлен в квартире счетчик или нет.

По показаниям счетчиков

Они устанавливаются не только на воду и электричество, но и на газ и даже отопление. Для расчета квартплаты по фактическому потреблению необходимо в установленные сроки (обычно до 25 числа текущего месяца) .

При несвоевременной передаче показаний плата будет начисляться по среднему потреблению за предыдущие 3 или 6 месяцев, а далее по нормативам.

По нормативам

При отсутствии приборов учета цена потребленных ресурсов зависит от нормативов потребления, которые устанавливаются либо на одного человека ( , газ, ), либо на 1 квадратный метр квартиры (). Итоговая цифра рассчитывается как тариф, умноженный на число человек или общую площадь помещения и норматив.

В том случае, если счетчика нет, а техническая возможность на его установку имеется, при расчете стоимости потребления ресурсов (вода и свет) применяют .

ВАЖНО! Если в квартире никто не прописан, а ИПУ нет, плата за коммунальные услуги будет начисляться как на 1 зарегистрированного человека.

Плата за найм

На нее влияют: расположение помещения, площадь и имеющиеся удобства. Органы местной власти устанавливают плату в расчете на 1м 2 , а федеральные ведомства – ее максимальный порог.

Изменение тарифа может происходить не чаще 1 раза в год. Об этом организация, сдающая жилье, должна уведомлять за 3 месяца.

Плата за капитальный ремонт

ФЗ No 271 от 25 декабря 2012 года внес существенные изменения в Жилищный кодекс РФ. Теперь собственники уплачивают отдельные взносы на капремонт в специализированный фонд. От них освобождены наниматели помещений и собственники недвижимости в .

Собранные средства направляются на ремонт или замену , например, лифтового оборудования. Плата устанавливается из расчета на 1м 2 , поэтому ее размер напрямую зависит от общей площади квартиры.

Пени

Пени – вид штрафных санкций, начисляемых при задолженности по коммунальным платежам. , у сотрудников расчетных центров или в банке по лицевому счету.

В соответствии с п.14 ст. 155 ЖК РФ , пени зависит:

  • от ставки рефинансирования ЦБ РФ (до 90 дней просрочки – 1/300 ставки, с 91 дня – 1/130);
  • от суммы долга;
  • от количества дней просрочки.

Пени начисляются за каждый день начиная с 31 дня от срока, установленного для оплаты.

В коммунальной квартире

Порядок оплаты ЖКУ в такой квартире соседи должны установить самостоятельно. Договоренность необходимо составить в письменном виде и подписать всеми жильцами. Если собственникам и нанимателям не удалось договориться о способе начисления, спор между ними решается в судебном порядке.

Обычно жильцы , и каждому приходит отдельная квитанция по оплате коммунальных услуг. Квартплата в таких квартирах считается исходя из занимаемой площади или количества проживающих человек.

ВАЖНО! Подобный порядок оплаты может быть установлен в приватизированной квартире, у которой несколько собственников.

Уменьшение суммы квартплаты

Граждане заинтересованы в уменьшении суммы платежей. Снизить размер платы за жилищно-коммунальные услуги можно в следующих случаях:

1. Установка счетчиков.

Платеж за фактическое потребление ресурсов выгоден. Индивидуальный расход зачастую значительно ниже установленных нормативов. А если на жилплощади прописаны люди, но никто ней не проживает, установка счетчиков вовсе избавит от платежей за воду, электричество и газ.

ВАЖНО! Даже при отсутствии регистрации, собственник обязан платить за отопление, содержание жилья и капремонт.

2. Временное отсутствие.

Для снижения квартплаты, надо предоставить документы, доказывающие временное отсутствие (более 5 дней):

  • билеты на поезд/самолет;
  • копия удостоверения, подтверждающего факт служебной командировки;
  • медицинская справка о лечении в условиях стационара;
  • справка о временной регистрации.

Перерасчет коммунальных платежей уместен при отсутствии приборов учета.

3. Оформление льгот и субсидий.

Некоторые категории населения вправе получить помощь от государства в виде льгот и субсидий по оплате ЖКУ, являющихся своеобразной скидкой. Для этого нужно собрать пакет документов, доказывающих ваше право на получение господдержки и предоставить его в районный отдел соцзащиты.

4. Получение некачественных услуг и длительные перерывы в поставке.

Требования к качеству описаны в приложении №1 “Правил предоставления коммунальных услуг”, утвержденных ПП № 354 от 06.05.2011 г . В нем также установлены проценты, на которые снижается оплата в различных ситуациях. Например, за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва в подаче воды или отопления стоимость снижается на 0,15%.

Помимо снижения квартплаты, на основании пункта 4 ст. 157 ЖК РФ уполномоченную компанию можно привлечь к ответственности.

Как проверить правильность начисления коммунальных платежей

Если вам кажется, что начисление платы за услуги ЖКХ произведено неверно, проверьте в квитанции:

  • Информацию о количестве проживающих граждан.
  • Указанную площадь.
  • Изменения в нормах расхода и тарифах, их обоснованность и законность.
  • Корректность данных показаний счетчиков при их наличии.
  • Появление новых строк оплаты.
  • Наличие суммы на оплату за не оказанные ЖКУ.

Порядок начисления квартплаты подробно описан в приложении №2 ПП No 354 от 6 мая 2011 года.

Калькулятор квартплаты

Для каждого региона разработан сервис, помогающий гражданам примерно рассчитать размер платы за жилищно-коммунальные услуги. От пользователя требуется:

  • выбрать место проживания;
  • выбрать расчетный период;
  • указать площадь квартиры, количество прописанных жильцов и тип дома (МКД или частный);
  • выбрать тип ресурса (вода, свет, газ и т. д.) и метод расчета (счетчик или норматив). Здесь же будет рассчитана плата на общедомовые нужды.

Сервис удобен тем, что не надо искать нормативы потребления или установленные тарифы, они вводятся автоматически. Однако, региональные калькуляторы не рассчитывают плату за обслуживание дома и сумму взносов на капремонт.

Куда обращаться, если неправильно начисляют квартплату

По договору предоставления ЖКУ, каждая сторона соглашается выполнять свои обязанности добросовестно: от потребителя требуется своевременная оплата, от ответственной компании – оказание услуг надлежащего качества и правильный расчет квартплаты.

Если в ходе проверки правильности начисления была выявлена ошибочно рассчитанная сумма, которая, например, значительно выше платы за предыдущие месяцы, обращаться нужно:

  1. В компанию, осуществляющую начисление платы: УК, ТСЖ или ЕИРЦ. Перед обращением проверьте все данные в квитанции, особенно переданные показания и тарифы. При обнаружении ошибки по вине самого жильца, ему выпишут новый платежный документ либо зачтут уплаченную сумму в следующих платежах. Если завышение суммы произошло по вине уполномоченного лица, а в перерасчете отказано, стоит обратиться с официальной жалобой в вышестоящие органы.

СОВЕТ! Получить консультацию по расчетам и начислениям за ЖКУ можно по телефонам горячей линии в регионе.

  1. В государственную жилищную инспекцию. Жаловаться в инспекцию нужно в случае умышленного неправильного использования тарифа или льготы.
  2. В Роспотребнадзор. Обращение целесообразно, когда неправильное начисление связано с ненадлежащим качеством оказанных услуг либо их непредоставлением.
  3. В прокуратуру – орган, осуществляющий надзор за исполнением действующих законов. В ходе проверки надзорный орган может выдать предписание об устранении нарушения, подлежащее обязательному выполнению.
  4. В суд. Прежде чем обращаться в судебные органы, истец должен собрать доказательства о нарушении своих прав.

Ответственность за неправильное начисление коммунальных платежей

При обнаружении факта завышения размера платы за жилищно-коммунальные услуги, ответственное лицо выплачивает в пользу заявителя, согласно п.6 ст. 157 ЖК РФ , штраф, составляющий 50% суммы превышения квартплаты.

Штраф не начисляется когда:

  • завышенное начисление произошло по вине жильца;
  • нарушение устранено до оплаты платежного документа;
  • корректировка квартплаты произошла до получения требования о проверке правильности начисления.

В течение 30 дней с момента поступления требования о возмещении компенсации за ошибку в начислении, компания, предоставляющая ЖКУ, должна проверить корректность начисления.

Согласно п. 7 ст. 157 , в случае обнаружения нарушения штраф должен быть выплачен не позднее двух месяцев с момента получения обращения. Выплата производится путем уменьшения суммы квартплаты либо имеющейся задолженности.

Квартплата состоит из нескольких элементов, на каждый из которых влияет ряд факторов, например, тарифы и площадь помещения. Плательщик может самостоятельно контролировать свои расходы и проверять начисления, воспользовавшись утвержденными формулами расчета либо используя электронный сервис.

Если произошло незаконное начисление коммунальных платежей, необходимо обратиться с заявлением на в организацию, с которой заключен договор о предоставлении коммунальных услуг. Если вам отказали, помощь можно получить в вышестоящих органах.

Р аботы, необходимые для поддержания эксплуатационных характеристик общего имущества МКД выполняются на доме постоянно и с установленной периодичностью, что означает постоянное потребление коммунальных ресурсов.

До 01.01.2017 года собственники помещений могли оплачивать стоимость коммунальных услуг на общедомовое потребление (далее по тексту – ОДН), исходя из показаний общедомового прибора учета. Для этого необходимо было принять решение на .

Надеемся, вам будут полезна и интересна информация на нашем сайте. Однако мы знаем, что в юридической сфере каждый случай индивидуален, а информация в статьях не носит более общий характер. Чтобы узнать, как вам решить именно вашу проблему вы можете получить бесплатную консультацию высококвалифицированного юриста , который поможет вам разобраться в особенностях вашей ситуации.

Для этого вы можете воспользоваться формой вопроса внизу страницы или использовать чат с юристом в правом нижнем углу экрана.

Кроме того, вы можете позвонить по одному из наших номеров бесплатной консультации:

  • +7 499 577-00-25 доб. 406 - Москва
  • +7 812 425-66-30 доб. 406 - Санкт-Петербург
  • 8 800 350-23-69 доб. 406 - Регионы

Мы будем рады, если наш сайт и наши специалисты вам помогут.

С 01.01.2017 ОДН вошел в состав жилищной услуги и стал называться «коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме». Данные изменения были внесены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 №1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Новые правила вводились поэтапно. Изначально срок перехода был намечен на 1 апреля 2016 года. Затем старт отодвинули на 1 июля, еще позже - на 1 января 2017 года. Этот люфт был необходим, чтобы управляющие организации и собственники смогли подготовиться к изменениям порядка оплаты.

В настоящее время определение объемов КРСОИ, потребленных в МКД при оказании работ, связанных с содержанием общего имущества, ставится законодательством в зависимость от объемов коммунальных ресурсов потреблённых МКД целом и определенных исходя показаний общедомового прибора учета и суммарного объема индивидуального потребления физических и юридических лиц, расположенных в МКД.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

По мнению Минстроя России, исходя из буквального толкования данной нормы следует, что размер расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме может быть менее размера норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленного субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. В частности, подобная ситуация может иметь место, когда расчет размера расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляется по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета. Соответственно, в том случае, когда многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учетом включение указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.

В свою очередь, фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды рассчитывается как разница между показаниями коллективного (общедомового) прибора учета и суммой показаний индивидуальных приборов учета и (или) нормативов потребления коммунальных услуг. Полученный фактический объем потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды распределяется между всеми собственниками помещений в многоквартирном доме пропорционально их доле в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для включения указанных расходов в состав платы за содержание жилого помещения в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется, поскольку такое включение является первоначальным.

Переводя плату за коммунальные услуги на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения, законодатель преследовал благую цель – ограничить размер расходов потребителей нормативом потребления. Действительно, в ситуации, когда фактическое потребление ресурса (по показаниям ОПУ) больше нормативного, баланс сохранен. Но практика показала, что из поля регулирования выпала ситуация, когда фактическое потребление меньше нормативного.

Нам известно, что органы ГЖН уже проводят проверки соблюдения управляющими МКД законодательства о расчете платы за жилое помещение в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества, с 01.01.2017, естественно, по жалобам потребителей.

Потребителей можно понять: они увидели рост итоговой суммы в квитанции за январь по сравнению с декабрем, ведь в декабре им предъявляли к оплате стоимость коммунальных услуг на ОДН исходя из фактического потребления (менее норматива), а в январе выставили счет на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, с учетом норматива потребления. Их довод прост и логичен: почему они должны оплачивать услуги, которые им не оказывали?

Органы ГЖН поддерживают их, утверждая, что обязательства по оплате услуг являются производными от фактически оказанных и предоставленных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также коммунальных услуг.

Что УК может противопоставить этим аргументам?

Плата в пределах норматива потребления

Согласно ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года .

Поскольку для первоначального включения указанных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД, нарушение со стороны управляющего МКД может заключаться только в начислении платы в размере свыше норматива потребления.

Обращаем особое внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг не распространяются на порядок расчета платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных в целях содержания общего имущества. Поэтому нельзя требовать от управляющего исчислять элемент платы за содержание жилого помещения в соответствии с п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг.

Оплата фактически оказанных услуг или внесение «абонентской» платы?

Плата за коммунальные услуги имеет существенное отличие от платы за содержание жилого помещения. Первая рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг (по показаниям приборов учета либо исходя из нормативов потребления) (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ), вторая же устанавливается решением общего собрания в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства (см. ст. 156 ЖК РФ). Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на год с учетом предложений УК. Сумма платы, которую собственник помещения обязан ежемесячно вносить УК, никогда не совпадает со стоимостью услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества, фактически оказанных (выполненных) в конкретном расчетном периоде. Тождество должно соблюдаться по итогам года, когда полный перечень мероприятий по содержанию общего имущества (в том числе сезонных) выполнен. Здесь нужно заметить, что повышение затрат УК на выполнение обязательных работ, необходимость проведения дополнительных работ, не согласованных при заключении договора, не дают права повышать в одностороннем порядке размер платы (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10). Иначе говоря, УК не вправе без согласия собственников помещений требовать с них уплаты (выставлять в платежных документах) каких-либо дополнительных сумм, помимо утвержденного на общем собрании размера платы за содержание жилого помещения. Напротив, мы убеждены, что сокращение затрат УК на выполнение необходимых мероприятий не обусловливает ее обязанность делать перерасчет платы для потребителей.

О том, что ежемесячный платежный документ, являющийся основанием для внесения платы за содержание жилого помещения, не выполняет роль акта об оказании услуг, было сказано в том числе в Определении КС РФ от 28.02.2017 № 292-О .

Таким образом, действующее законодательство не дает оснований считать, что выставление к оплате расходов на коммунальные ресурсы (в составе платы за содержание жилого помещения) в размере, исчисленном в строгом соответствии с федеральным законом, приводит к взысканию с потребителей платы за неоказанные услуги.

О стимулах к энергосбережению

Один из доводов в пользу начисления платы за коммунальные ресурсы по факту заключается в том, что имеющийся сегодня порядок не стимулирует потребителей к энергосбережению. Однако именно такой довод приводили управляющие МКД, возражавшие против наделения РСО правом взыскивать с них стоимость коммунального ресурса, предоставленного в целях содержания общего имущества, с учетом повышающего коэффициента в отсутствие ОПУ. Управляющие справедливо отмечали: отсутствие ОПУ никоим образом не сказывается на потребителях, они не мотивированы устанавливать ОПУ и в целом сокращать потребление на ОДН. Убыток в виде повышающего коэффициента несет управляющий, он же теперь имеет право за свой счет установить ОПУ и использовать его показания в расчете платы.

Обязанности УК уплачивать сумму повышающего коэффициента дополнительно к оплате стоимости ресурса, потребленного для содержания общего имущества (в отсутствие ОПУ), и право УК получать с потребителей плату за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, в пределах норматива (при наличии ОПУ и проведении энергосберегающих мероприятий, направленных на сокращение объема потребления на ОДН, то есть на получение УК прибыли) – это обстоятельства одного рода. Установив ОПУ, УК избавится от убытка в виде повышающего коэффициента и сможет компенсировать расходы на монтаж ОПУ за счет разницы между нормативным и фактическим потреблением ресурса на содержание общего имущества.

О предлагаемых поправках к ЖК РФ (законопроект № 113667-7)

В начале марта 2017 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 113667-7, которым планируется изменить порядок расчета платы за содержание жилого помещения в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества. Часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ и ч. 10 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ предлагается дополнить словами: за исключением случая, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении между собственниками помещений в многоквартирном доме объемов потребления коммунальных ресурсов на основании показаний общедомового (коллективного) прибора учета.

Иначе говоря, по общему правилу размер расходов обусловлен нормативом потребления, за исключением случая, когда собственники решили оплачивать их исходя из фактического объема потребления ресурса.

Безусловно, данная законодательная инициатива обусловлена экономической и политической конъюнктурой. Поэтому шансы на принятие этого закона весьма велики. Однако в чем тогда заключался смысл переноса платы за коммунальные ресурсы в состав платы за содержание жилого помещения? Чем отличается ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в предлагаемой редакции от п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг в ранее действовавших редакциях?

Значит ли, что плата за содержание жилого помещения будет колебаться от месяца к месяцу? Или она должна приниматься стабильной на год с последующим перерасчетом?

Интересный момент: в пояснительной записке к данному законопроекту указано, что причиной значительного превышения нормативного потребления над фактическим являются завышенные нормативы, установленные на региональном уровне (по состоянию на 01.11.2016). Действительно, это наглядно показано в сравнительной таблице, приложенной к законопроекту. Выходит, легче поправить федеральный закон, чем обеспечить установление субъектами РФ оправданных нормативов потребления? Хотя с 2017 года органы ГЖН наделены полномочиями по контролю за обоснованностью установления нормативов потребления.

В начале 2017 года и управляющие МКД, и потребители стали заложниками поправок к жилищному законодательству. На стороне управляющих – закон, на стороне потребителей – справедливость. Какую сторону примет суд, заранее неизвестно, однако попытка не пытка…

Из пресс-релиза, опубликованного на сайте Минстроя РФ 06.04.2017, следует: чиновники также видят причину переплаты потребителей за жилищно-коммунальные услуги в завышенных нормативах потребления, своевременно не актуализированных на региональном уровне. В этой же публикации сообщается, что Минстрой разрабатывает изменения в жилищное законодательство, предполагающие:

– ежегодную корректировку платежей за ОДН (видимо, имеются в виду платежи за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества), исходя из показаний ОПУ;

– применение аналогового метода расчета в случаях, если результат будет ниже норматива, установленного расчетным методом.

где:

Объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:

где:

VД - объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) пункта ;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

Объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и Правил;

Vкр - определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

11(1). В случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при потреблении коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, измеренный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, распределяется:

(см. текст в предыдущей редакции)

а) в отношении коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды - по формуле 11.1:

где:

Норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

Норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды - по формуле 11.2:

12. Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

где:

Nj - норматив потребления холодного водоснабжения;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды.

13. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта ;

Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

14. Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется:

а) для горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - по формуле:

где:

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире);

Б) для газоснабжения - по формуле:

где:

Sv - общая площадь v-го жилого помещения;

Nгаз.о. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;

nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении;

Nгаз.п. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;

Nгаз.в. - норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

(см. текст в предыдущей редакции)

где:

Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

(см. текст в предыдущей редакции)

Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5

3 апреля 2012 г. в "Российской газете" было опубликовано Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 253, принятое во исполнение п. 6.2 ст. 155 ЖК РФ. Данным документом утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг (далее - Требования), которыми должны руководствоваться УК, ТСЖ, ЖК и иные специализированные потребительские кооперативы (далее - исполнители), получающие плату за коммунальные ресурсы и заключившие договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

О вступлении Требований в силу

В соответствии с пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ N 253 Требования начинают действовать с даты вступления в силу новых Правил предоставления коммунальных услуг <1>. Теперь, после принятия Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 258 "О внесении изменений в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (начнет действовать с 01.07.2012), стало известно, что новые Правила предоставления коммунальных услуг вступят в силу с 01.09.2012. Соответственно, и комментируемый документ будет действовать с этой даты.

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Требования должны применяться в отношении не только договоров ресурсоснабжения, заключенных после 01.09.2012, но и ранее заключенных договоров в части прав и обязанностей, которые возникнут после 01.09.2012. До этой же даты исполнители обязаны произвести сверку расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, поставленные в соответствии с такими договорами ресурсоснабжения (п. 3 Постановления Правительства РФ N 253).

Сфера применения

Повторим, что Требования применяются исполнителями, которые получают плату за коммунальные услуги, и действуют в отношении расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Вполне логично, что в ситуации, когда исполнитель не получает плату за коммунальные услуги, он может не соблюдать Требования. Этот вывод подтверждает п. 2 рассматриваемого документа, согласно которому Требования не применяются при осуществлении расчетов за те виды коммунальных услуг, которые поставлены в помещения и в отношении которых в соответствии с ЖК РФ общее собрание собственников помещений в МКД приняло решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО. Получается, что Требования регулируют лишь движение от исполнителя к РСО денежных средств, фактически полученных от потребителей коммунальных услуг.

Согласно п. 40 новых Правил предоставления коммунальных услуг потребитель в МКД в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в МКД (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). Пункт 3 Требований гласит, что расчеты за ресурсы, поставленные для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды в МКД, осуществляются в соответствии с настоящим документом, если иное не определено в договоре ресурсоснабжения. Таким образом, расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителю непосредственно в помещении (жилом, нежилом), всегда ведутся в соответствии с Требованиями, а расчеты за ресурсы, потребленные на общедомовые нужды, - если иное не установлено договором ресурсоснабжения.

Платеж исполнителя

Требования вводят такие понятия, как "платежи потребителей" и "платеж исполнителя". Платежами потребителей называются денежные средства, поступившие исполнителю от потребителей и подлежащие перечислению в пользу РСО (п. 4). Под платежом исполнителя понимаются денежные средства, причитающиеся перечислению в пользу РСО, поставляющей конкретный вид ресурса, в общем размере платежей потребителей. Порядок расчета платежа исполнителя прописан в п. 5 Требований. Документ выделяет две ситуации, в которых размер платежа исполнителя определяется по-разному.

Первая ситуация заключается в том, что платежи потребителей перечисляются исполнителю за расчетные периоды, следующие за датой вступления в силу Требований, то есть за расчетные периоды начиная с сентября 2012 г. (пп. "а" п. 5). Итак, если потребитель уплатил всю сумму, предъявленную в платежном документе, платеж исполнителя определяется в размере платы за конкретную коммунальную услугу, указанной в платежном документе и начисленной потребителю за данный расчетный период в соответствии с новыми Правилами предоставления коммунальных услуг. Размеры платы за коммунальные услуги, потребленные в помещении и предоставленные на общедомовые нужды, в платежном документе приводятся отдельно, что позволяет правильно рассчитать платеж исполнителя, если согласно договору ресурсоснабжения расчеты за ресурсы, поставленные на общедомовые нужды, производятся не в соответствии с Требованиями. Если потребитель оплатил счет не полностью, платеж исполнителя определяется в размере, пропорциональном размеру платы за конкретную коммунальную услугу в общем размере указанных в платежном документе платежей за работы и услуги, выполненные и оказанные за данный расчетный период. Значит, поступившие денежные средства распределяются пропорционально начисленным суммам не в ущерб УК и ТСЖ, которые получают в свое распоряжение плату за содержание и ремонт общего имущества.

Во второй ситуации платежи потребителей перечисляются в счет задолженности за коммунальные услуги, образовавшейся до 01.09.2012, а также при отсутствии в платежных документах указания на расчетный период. Так, без указания на расчетный период (а также без расчета платы по каждому виду услуг и суммы к оплате) платежный документ может выдаваться потребителю для оплаты услуг в суммах, не соответствующих проставленным в платежном документе за расчетный период, в том числе для осуществления авансовых платежей и частичной оплаты без нарушения установленного срока внесения платы за коммунальные услуги (п. 5 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг, утвержденных Приказом Минрегиона России от 19.09.2011 N 454). Платеж исполнителя в данной ситуации определяется в размере, пропорциональном размеру обязательств исполнителя перед ресурсоснабжающей организацией по оплате соответствующего вида ресурса в общем объеме обязательств исполнителя по оплате всех ресурсов, определенном по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Общий объем указанных обязательств исполнителя определяется на основании актов сверки его расчетов за ресурсы с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с договором ресурсоснабжения и (или) на основании вступивших в силу решений суда (пп. "б" п. 5 Требований). Полагаем, этот момент требует пояснений. Требования вступают в силу с 01.09.2012. Именно до этой даты исполнителям надлежит произвести сверку расчетов со всеми РСО. Все поступившие начиная с этого дня платежи потребителей станут основой для расчета платежа исполнителя. То есть при получении 01.09.2012 в кассу или на расчетный счет денежных средств от потребителей (очевидно, что это может быть только оплата задолженности, образовавшейся до 01.09.2012, либо внесение аванса, в том числе без указания на расчетный период) исполнитель должен будет произвести расчет на основании пп. "б" п. 5 Требований. В указанной норме идет речь об общем объеме обязательств исполнителя по оплате коммунальных ресурсов, определенных по состоянию на 1-е число предшествующего расчетного периода. Полагаем, этот расчетный период должен предшествовать не чему иному, как моменту поступления платежа потребителя. Иными словами, если платеж поступил в сентябре 2012 г., объем обязательств исполнителя перед РСО должен быть определен по состоянию на 01.08.2012 (Постановление Правительства РФ N 253 требует сверить расчеты в срок до 01.09.2012, но не указывает дату, по состоянию на которую должна быть определена задолженность, соответственно, исполнителям нужно сделать сверку расчетов по состоянию на 01.08.2012). Кстати, здесь уместно вспомнить п. 25 Правил заключения договоров с РСО <2>, согласно которому порядок и сроки составления РСО и исполнителем акта сверки расчетов устанавливаются в договоре ресурсоснабжения (но не реже одного раза в квартал). При этом РСО обязана предоставлять исполнителю информацию о его задолженности по оплате коммунального ресурса на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом, в порядке, сроки и форме, также установленных договором ресурсоснабжения. Исходя из формулировки пп. "б" п. 5 Требований такой информации недостаточно. В распоряжении исполнителя должен быть именно акт сверки, причем он должен быть в наличии не позднее 1-го числа месяца, следующего за расчетным, ведь именно начиная с этой даты соответствующие данные необходимы для расчета платежа исполнителя (иначе говоря, акт сверки по состоянию на 01.09.2012 понадобится исполнителю начиная с 01.10.2012). Таким образом, Требования ужесточают порядок проведения сверки расчетов с РСО по сравнению с Правилами заключения договоров с РСО.

<2> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.

В пп. "б" п. 5 Требований говорится также об определении объема обязательств исполнителя перед РСО на основании вступивших в силу решений суда. Представляется, что такой вариант возможен, если между сторонами существует спор о размере обязательств. Но опять же, задолженность должна быть определена по состоянию на начало предыдущего месяца, а необжалованное решение арбитражного суда вступает в силу как раз по истечении месяца (п. 1 ст. 180 АПК РФ). Поэтому решение суда может быть положено в основу акта сверки, составленного сторонами, однако само оно, пожалуй, не будет ориентиром для расчета размера платежа исполнителя.

Вернемся к технической стороне расчета. Платеж исполнителя определяется пропорционально задолженности перед каждой РСО. Причем в начале пп. "б" п. 5 Требований сказано о платежах потребителей, перечисленных в счет задолженности за коммунальные услуги . Между тем общий платеж потребителя содержит не только плату за коммунальные услуги, но и плату за содержание и ремонт общего имущества, причем вторая составляющая порой весьма существенна. Однако авторы Требований о ней как будто забыли, в итоге платеж в счет долга, возникшего до 01.09.2012, либо платеж без указания расчетного периода полностью пойдет в счет оплаты коммунальных ресурсов в адрес РСО. Это касается и тех денежных средств, которые, по идее, должны остаться в распоряжении исполнителя в счет оплаты содержания и ремонта общего имущества. Получается, что справедливый принцип распределения платежа потребителя, который соблюдается в пп. "а" п. 5 Требований, в пп. "б" нарушен. Впрочем, при отсутствии указания на расчетный период технически невозможно разделить платеж потребителя на причитающийся перечислению РСО и остающийся в распоряжении исполнителя, не зная оплачиваемого расчетного периода. А вот при оплате задолженности за предыдущие периоды это вполне реально. Тем не менее Требования не позволяют этого сделать.

Перечисление денежных средств РСО

Согласно п. 4 Требований платежи потребителей перечисляются РСО способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения и не противоречат законодательству РФ. Одновременно п. 6 Требований предписывает исполнителю перечислять в пользу РСО средства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю. Требования вступают в силу с 01.09.2012. Значит, первый платеж исполнителя должен быть рассчитан и перечислен уже во второй рабочий день сентября - 04.09.2012. Кстати, в нормативном документе содержится понятие "поступление платежей потребителей исполнителю". Полагаем, что под поступлением следует считать непосредственно зачисление денежных средств на расчетный счет исполнителя (с принятием наличных средств в кассу исполнителя никаких вопросов не возникает). Этот день наступает, естественно, позже дня фактического принятия наличных денежных средств от потребителей банком, платежными агентами <3> и дня принятия банком к исполнению платежного поручения на перечисление денежных средств на счет исполнителя от потребителя, имеющего расчетный счет (банковские платежи идут в среднем от трех до пяти дней).

<3> Согласно ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" обязательства потребителя (гражданина) перед исполнителем считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), который ведет деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Пункт 7 Требований посвящен определению размера ежедневного платежа, причитающегося перечислению в пользу каждой РСО: для его расчета нужно суммировать платежи исполнителя, исчисленные согласно п. 5 Требований из поступивших в течение этого дня платежей потребителей. Таким образом, исполнитель обязан ежедневно рассчитывать свой платеж в пользу РСО на основании информации о поступивших в течение дня от каждого потребителя платежах.

Очевидно, что в некоторые дни размер платежа исполнителя может быть столь незначителен, что перечислять его не имеет смысла. Именно поэтому п. 7 Требований вводит понятие минимального ежедневного совокупного платежа (5000 руб.) и периодичность перечисления денежных средств (один раз в пять рабочих дней). Иначе говоря, если размер ежедневного платежа составляет меньше 5000 руб., его можно не перечислять на следующий рабочий день. В этом случае перечисление должно состояться:

  • не позднее рабочего дня, когда совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в адрес РСО, превысит 5000 руб.;
  • не реже одного раза в пять рабочих дней (видимо, даже если размер совокупного платежа не "дотянет" до 5000 руб.).

Важно, что сторонам договора ресурсоснабжения дано право предусмотреть иные размер минимального платежа и периодичность перечисления денежных средств.

Кроме того, в п. 7 Требований оговорена максимальная задержка, которую может допустить исполнитель. Она составляет 10 рабочих дней (иной период может быть установлен договором ресурсоснабжения). Если в течение этого периода РСО не получила платежей от исполнителя, она вправе обратиться к нему с запросом о предоставлении ей информации, касающейся причин задержки платежей. Исполнитель обязан ответить на запрос в течение трех рабочих дней со дня его получения. В качестве одной из уважительных причин задержки платежей может стать, например, ограничение распоряжения счетом (см. ст. 858 ГК РФ), а именно приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке, примененное налоговым органом, либо наложение судебным приставом-исполнителем ареста на денежные средства должника, находящиеся в банке. Дело в том, что законодательство не содержит требований о сборе платежей потребителей на отдельном расчетном счете, который был бы защищен от подобных ограничений.

Обмен информацией

Пункт 8 Требований устанавливает обязанность исполнителя и потребителей обмениваться информацией о платеже исполнителя и платежах потребителей за истекший расчетный период. На это отводится 10 рабочих дней по окончании расчетного периода, и изменять срок обмена информацией стороны не вправе. В договоре ресурсоснабжения предусмотрен лишь порядок обмена информацией. Учитывая, что Требования вступят в силу с 01.09.2012 и будут применяться в отношении платежей потребителей, полученных начиная с этой даты, полагаем, что в первый раз обмен информацией должен состояться за сентябрь 2012 г., то есть не позднее 15.10.2012.

В п. 8 Требований указано: информация о платежах потребителей предоставляется с указанием плательщика, размера полученных средств и периода, за который произведена оплата (если указанный период представляется возможным установить по платежному документу). Напомним, что платежи потребителей - это поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу РСО (п. 4 Требований). Перечислению же в пользу каждой РСО подлежит платеж исполнителя, рассчитываемый конкретным образом. Требования не конкретизируют, о какой сумме полученных от потребителя средств идет речь (обо всей сумме поступления либо только о ее части, равной стоимости коммунальной услуги, для предоставления которой у конкретной РСО приобретается коммунальный ресурс). По мнению автора, одну РСО не должно интересовать, какая сумма подлежит перечислению в адрес другой РСО, поэтому организации водопроводно-канализационного хозяйства следует сообщать лишь о платежах потребителей в части оплаты услуг холодного водоснабжения и водоотведения. Кроме того, если договором ресурсоснабжения предусмотрено, что Требования не распространяются на порядок оплаты коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг на общедомовые нужды, это значит, что и информация о платежах за холодное водоснабжение и водоотведение в части общедомовых нужд организации водопроводно-канализационного хозяйства не нужна. Представляется, что эти вопросы должны быть конкретизированы в договоре ресурсоснабжения, как и информация о размере полученных от потребителя средств в случае, когда расчетный период неизвестен.

Требования предписывают исполнителю сообщать РСО данные не только о размере полученных средств, но и о самом плательщике. Логично предположить, что предоставление РСО информации о платежах потребителей имеет целью показать, что исполнитель своевременно вел расчеты с РСО, правильно рассчитывал ежедневный платеж, и объяснить возможную задолженность исполнителя перед РСО тем, что потребители не оплачивают коммунальные услуги. Поскольку РСО ведет учет отпущенных коммунальных ресурсов по каждому МКД, она заинтересована в получении информации не столько о плательщике, сколько о помещении, в котором потреблены коммунальные услуги, и доме, в котором это помещение расположено. Причем под плательщиком мы понимаем лицо, которое вносило платеж. Таким лицом не всегда является сам потребитель (собственник, пользователь помещения в МКД), поэтому логично предположить, что РСО нужна информация именно о потребителе (о лице, которое обязано оплачивать коммунальные услуги). Между тем Ф.И.О. потребителя и адрес его места жительства уже являются персональными данными, обработка (в том числе передача) которых регулируется Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ. Все моменты, касающиеся состава информации о плательщике и обработки персональных данных, должны быть раскрыты в договоре ресурсоснабжения.

Вообще же, смысл обмена подобной информацией стоит под большим вопросом, почему - поясним ниже.

Роль Требований в правоотношениях исполнителя и РСО

Итак, мы достаточно подробно рассмотрели новый нормативный документ и теперь можем уяснить его место в правовом регулировании отношений ресурсоснабжения. К слову сказать, Требования кардинально отличаются от первоначального проекта, который устанавливал, что "расщеплять" платежи потребителей должен банк, и подразумевал введение в схему расчетов агентов вроде ЕРКЦ. Несмотря на то что эти моменты были исключены из окончательной редакции, общее настроение Требований осталось прежним: авторы документа подразумевают, что исполнители - недобросовестные игроки на рынке - удерживают поступившие им средства потребителей, не перечисляют их в адрес РСО, а используют в своих целях. Основной смысл Требований состоит в том, что средства, уплаченные потребителями коммунальных услуг исполнителю, должны незамедлительно перечисляться на счета РСО. При этом Требования никак не меняют объема обязательства исполнителя перед РСО, срок исполнения такого обязательства, меры ответственности за его ненадлежащее исполнение и, что самое важное, не влияют на ситуацию, когда потребители нарушают платежную дисциплину.

Так, согласно пп. "е" п. 17 Правил заключения договоров с РСО существенным условием такого договора является порядок оплаты коммунального ресурса. В п. 25 этого же документа конкретизировано, что определение порядка оплаты подразумевает осуществление оплаты путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрено более позднего срока оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес РСО любыми способами, которые допускаются законодательством РФ. Это положение применяется в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений (членов ТСЖ) о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно РСО.

Одновременно наличие у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед РСО за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за три расчетных периода (расчетных месяца), является основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения, если такое право РСО предусмотрено договором. Об этом сказано в пп. "а" п. 30 Правил заключения договоров с РСО. Тут же говорится, что при таком отказе необходимо обеспечить права добросовестных потребителей, в том числе путем предоставления им коммунальной услуги непосредственно РСО, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности (в частности, с целью подтолкнуть их к изменению способа управления домом). Кстати, здесь не упоминается о потребителях-должниках. Получается, что РСО не должна предоставлять им коммунальные услуги?

Право отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения может быть и у исполнителя (пп. "б" п. 30 Правил заключения договоров с РСО), а именно в случае прекращения обязанности предоставлять соответствующую коммунальную услугу (например, при смене УК или способа управления МКД). Однако условие об отказе УК и ТСЖ от исполнения договора ресурсоснабжения должно предусматривать оплату поставленного до момента расторжения договора ресурсоснабжения коммунального ресурса в полном объеме и исполнение иных возникших до момента расторжения договора обязательств, в том числе обязательств, возникших вследствие принятия мер ответственности за нарушение договора.

Все эти положения, которые включаются или могут быть включены в договор ресурсоснабжения, приведены в качестве иллюстрации того факта, что обязательства исполнителя перед РСО никак не зависят от исполнения обязанностей потребителей перед ним самим. Иначе говоря, даже если потребители не будут вносить исполнителю плату за жилое помещение и коммунальные услуги (и, соответственно, Требования просто не к чему будет применять), исполнитель все равно будет обязан оплачивать РСО поставленные коммунальные ресурсы в срок, предусмотренный договором, а в случае просрочки - уплачивать пени. Точно так же отсутствие платежей потребителей не является препятствием для принудительного взыскания задолженности с исполнителя. Следовательно, вызывает большое сомнение то, что РСО так необходима информация о платежах потребителей, о которой идет речь в п. 8 Требований. Кроме того, еще большее сомнение вызывает соответствие закону самого принципа Требований о невозможности исполнителя самостоятельно распоряжаться принадлежащими ему денежными средствами на счетах в банке. Безусловно, положение ст. 854 ГК РФ о том, что списание денежных средств со счета осуществляется банком согласно распоряжению клиента, выполняется, ведь перечисление средств РСО производится на основании платежного поручения исполнителя. Однако необходимость выставления таких поручений в определенные дни и в конкретных суммах как раз таки и устанавливают Требования. Аналогичным образом дело обстоит с поступлениями бюджетных средств, которые имеют строго целевое назначение, направление использования которых определяется источником финансирования, а нецелевое расходование которых карается путем взыскания выделенных средств <4>. Получается, что платежам за коммунальные услуги придается подобный целевой характер.

<4> См., например, п. п. 9 и 11 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которым средства на финансирование капитального ремонта, помещенные на отдельные расчетные счета УК и ТСЖ, могут расходоваться исключительно на выплату аванса и осуществление окончательного расчета с подрядной организацией.

К сведению. Исторически РСО привыкли к преимуществам в получении платежей. Так, до 28.07.2007 действовало Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.1993 N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий", согласно которому расчеты с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения, за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, услуги водоснабжения и водоотведения производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков (утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2007 N 130-ФЗ).

Учитывая смысл Требований, можно прийти к выводу, что законодатель, с одной стороны, возлагает на исполнителя ответственность за предоставление коммунальных услуг, а с другой - лишает его права распоряжаться поступлениями за предоставленные услуги, фактически оставляя исполнителю роль посредника в расчетах. Кстати, именно такая цель (вывести исполнителя из расчетов за коммунальные услуги) может быть достигнута и в случае, когда на общем собрании собственников помещений (членов ТСЖ) принимается решение о внесении платы за коммунальные услуги напрямую РСО. Впрочем, и в этой ситуации никто не снимает с исполнителя обязательства перед РСО в части полной и своевременной оплаты коммунального ресурса.

В заключение нельзя не отметить один важный момент: в настоящее время нормативные документы не предусматривают никаких негативных последствий для УК и ТСЖ за неисполнение Требований. Думаем, выводы читатели сделают самостоятельно.

* * *

Правительством РФ утверждены Требования, обязательные для исполнителей коммунальных услуг (УК, ТСЖ, ЖК) при осуществлении расчетов с РСО за коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг. Хотя Требования и обязательны, санкции за их неприменение закон пока не устанавливает. Смысл Требований состоит в том, что платежи потребителей, поступившие исполнителю, в части оплаты коммунальных услуг должны незамедлительно перечисляться в адрес РСО. Исполнители, которые намерены добросовестно исполнять Требования, будут вынуждены организовать работу по расчету ежедневного платежа, что сопряжено с ростом затрат на управление МКД и спровоцирует повышение размера соответствующей платы.

С.Н.Козырева

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"



 


Читайте:



Учет расчетов с бюджетом

Учет расчетов с бюджетом

Счет 68 в бухгалтерском учете служит для сбора информации об обязательных платежах в бюджет, отчисляемых как за счет предприятия, так и...

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

feed-image RSS