Реклама

Главная - Не совсем про ремонт
Вильнюс соборы. Православные святыни вильнюса. Церковь святой Параскевы
СОБОРЫ И ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА

ВИЛЬНЮС - столица и крупнейший город Литвы. Расположен на юго-востоке Литвы, в 33 км от границы с Белоруссией, при впадении реки Вильни в реку Нярис. Площадь города - 394 км², население - 538 968 человек.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТЫХ СТАНИСЛАВА И ВЛАДИСЛАВА
Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма.

Христианский храм был сооружён на месте языческого святилища в XV веке. Предполагается также, что храм был основан великим князем литовским Миндовгом (королем литовским с 1223 года).


Храм неоднократно страдал от пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее). Собор отстраивался и расширялся при поддержке великого князя литовского Витовта. В часовне Святого Михаила Архангела, выстроенной при новом храме в готическом стиле, были похоронены жена Витовта Анна Святославовна (1418) и Витовт (1430).


Над фасадом возвышаются три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир.


В нишах по обе стороны портика установлены большие скульптуры Моисея и Авраама. Барельефы и скульптуры созданы в 1785-1791 годах. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых. В 1857-1859 годах в соборе был смонтирован орган, перенесённый из Августинианского монастыря. В 1889 в соборе известным мастером Юзефом Родовичем был построен новый орган


В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа. В 1919 году здесь состоялось торжественное богослужение - инаугурация Университета Стефана Батория. В 1927 году прошла торжественная коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской



В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.


КОСТЁЛ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ УТЕШИТЕЛЬНИЦЫ
Здания бывшего монастыря чрезвычайно скромного декора и ничего выдающегося собой не представляют. Двухэтажный корпус, выходящий на улицу Бокшто, особенно запущен. Костёл отличается изящными формами позднего барокко. Передний фасад украшает высокая пятиярусная башня с ажурным крестом (высота 41,5 м), выделяющаяся в силуэте Старого города. Храм с единственной башней переднего фасада в Литве представляет собой достаточно редкое явление. Башня украшена ордерными элементами.

В центре нижнего яруса расположен оригинальный портал из треугольных пилястров. Убранство интерьеров и алтари не сохранились.

КОСТЁЛ БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ
Освящён костёл был в 1923 году. С 1925 года храм принадлежал салезианскому братству. После Второй мировой войны костёл был закрыт (1948). Государственный драматический театр, которому было передано здание, использовал его как склад декораций. В 1961 году костёл был возвращён верующим.

Небольшой по размерам храм построен в неоготическом стиле, однонефный, в плане прямоугольный. Апсида ниже и уже основного корпуса.
В костёле находится чудотворная статуя Пресвятой Девы Марии Королевы Мира, перенесённая из недостроенного костёла Сердца Иисуса (на месте которого был построен Дворец строителей). Обновлённая статуя с начала 1980-х годов украшает алтарь костёла Божия Провидения.

В ограде костёла близ входа располагается скульптурная группа, изображающая Христа и коленопреклонённого пожарного.
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёхнефный с очень узкими боковыми нефами.

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Часовня, закрытая вместе с костёлом в 1864 году, постепенно приходила в упадок. В 1904 году по инициативе инженера Станислава Блажевича она была отремонтирована на пожертвования. Её использовали для отпеваний. После Второй мировой войны она долгое время была заброшена. В 1969 году по проекту архитектора Антанаса Кунигелиса бывшая часовня была отреставрирована. Некоторое время в ней действовал магазин сувениров.



КОСТЁЛ ВСЕХ СВЯТЫХ
Был построен вместе с прилегающим ансамблем кармелитского монастыря в 1620-1631 годах у городской стены рядом с Рудницкими воротами. При восстановлении после пожара во время войны с Москвой в 1655 году был существенно перестроен. В 1743 году у северо-восточного угла была возведена высокая колокольня сложной формы в стиле позднего барокко на месте бывшей башенки.

Главный фасад выполнен в архитектурных формах раннего барокко. Карниз членит его на два яруса, широкие пилястры подчёркивают вертикальную ось и означают внутреннюю структуру. Завершает фасад треугольный фронтон, по бокам которого высятся обелиски. Центральную ось подчёркивает пышный портал с заметным влиянием ренессанса и большие окна.

Увенчанная шлемом в стиле рококо и ажурным крестом, монументальная колокольня состоит из четырёх расширяющихся книзу ярусов с отличающимся оформлением. Отделанные рустом дорические пилястры нижнего яруса контрастируют со встроенными в углы узкими колоннами. Пилястры второго яруса коринфские и декорированы редким лепным мотивом. Боковые, расположенные наискось пилястры третьего яруса обрамляют пары колонн.

КОСТЁЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Внушительных размеров здание из жёлтого кирпича в неороманском стиле. Главный фасад с треугольным завершением возвышается над четырёхскатными крышами квадратных в плане башен по бокам. Фасад декорирован большой розеткой над отделанным колоннами четырёхчастным окном. По обеим сторонам портала в нишах установлены статуи Девы Марии и Распятия.
С противоположной стороны храма полукруглая апсида.

Трёхнефный основной корпус пересекает широкий трансепт. Ниши со статуями украшают трансепт и боковой фасад. В одной из ниш установлена копия скульптуры Святого Гиацинта работы скульптура Болеслава Балзукевича


Внутренний объём образуют три нефа, отделённых рядами пилонов. В главном алтаре располагается многофигурная скульптурная композиция по мотивам «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Над нею размещаются мраморные барельефы вильнюсских костёлов и скульптуры. В алтарях трансепта помещаются копии образов Девы Марии Остробрамской и Ченстоховской. В окнах витражи.










КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Костёл двухбашенный и однонефный, в стиле позднего барокко, с оригинальным планом креста, вписанного в прямоугольник. Храм богат архитектурными формами и оригинальными пространственными решениями. Два яруса главного фасада образуют единую композицию, а выше поднимаются две башни и треугольный фронтон между ними. Плоскость фасада членится пилястрами и карнизами.
Прежнее внутреннее убранство сначала костёла, затем церкви уничтожено. Интерьер украшен деревянной скульптурой в стиле барокко с фасада костёла Святой Екатерины.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ
Перед Второй мировой войной в Вильне обосновались монахи редемптористы и временно пользовались костёлом Святого Варфоломея для своих молебнов. В 1949 году советскими властями храм был закрыт, а его три деревянных барочных алтаря были перемещены в костёл Святого Михаила Архангела в Неменчине; судьба двух других неизвестна. В костёле были устроены мастерские скульпторов.
В 1997 году костёл был передан вильнюсской общине белорусов-католиков.

КОСТЁЛ СВЯТОГО ДУХА
Нижняя часть храма опоясана с трёх сторон корпусами бывшего монастыря, благодаря чему выделяется его верхняя часть с двумя невысокими башнями (36,3 м), четырьмя фронтонами и куполом с фонарём над центральным нефом.


Нынешнее здание - уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте. Первые здания были выстроены в готическом стиле. Купол с фонарём над центральным нефом костёла возвышается на 51 м.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА БОСКО
Построен по проекту архитектора Витаутаса Чеканаускаса. Освящён во имя святого Иоанна Боско в 2001 году.


КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА
Римско-католический иезуитский неприходской костёл в Вильнюсском деканате; первый образец стиля раннего барокко в Вильне. Костёл вместе с прилегающим монастырём строились иезуитами при щедрой финансовой поддержке Сигизмунда III и Льва Сапеги. Постройка была начата в 1596 году, а окончена в 1604 году. В основание костёла был положен больших размеров камень, найденный на Антокольских горах, откуда его притащили семьсот виленских мещан - усердных богомольцев; впереди процессии шествовали высшие сановники во главе с великим канцлером литовским Львом Сапегой. Камень с надписью был заложен в фундамент при торжественном богослужении. Одновременно рядом с костёлом был заложен монастырь для профессоров иезуитов. Костёл был освящён в честь святого Казимира 12 мая 1604 года.

Храм по существу трёхнефный, но боковые нефы представляют собой не соединённые друг с другом открытые капеллы. Это создаёт впечатление едва ли не прямоугольного объёма. Внутреннее пространство базиликальное.


Над средокрестием на восьмиугольном барабане поднимается высокий купол с фонарём. Диаметр купола составляет 17 м, высота - 40 м. Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса


Пристроенный в 1755 году притвор в стиле барокко внёс разнообразие в суровые и лаконичные формы храма. Пилястры и сложно профилированный карниз стен создают впечатление художественной целостности.
Традиции готики и позднего ренессанса (маньеризма) усматриваются в мощных контрфорсах боковых фасадов, круглых лестничных башнях по обе стороны пресбитерия, декоре сводов ризницы.




Святой Казимир

Фрагмент амвона



Орган




КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА В НОВОЙ ВИЛЬНЕ
В Новой Вильне работы по образованию католического прихода и строительству приходской церкви начались в 1906 году. В 1907 году был образован приход.
Костёл построен из жёлтого кирпича в неоготическом стиле. Храм однобашенный, с крестом в плане, с трёхстенной апсидой. Три нефа отделены друг от друга пилонами.
В храме имеется изображение Пресвятой Девы Марии - копия Остробрамской Божией Матери.





КОСТЁЛ СВЯТОГО КРЕСТА
Советскими властями в 1949 году монастырь и храм были закрыты. В зданиях бывшего монастыря были устроены квартиры. Храм в 1976 году был отреставрирован. В нём был устроен концертный зал Вильнюсской филармонии, именовавшийся «Малый зал барокко», где проходили концерты органной музыки.
После смены государственного строя остатки монастыря и храм в 1990 году были в порядке реституции возвращены Вильнюсской архиепископии.


Внутри храма находится родник, который, по легенде, забил на месте мученичества францисканцев и особенно благотворен для больных глаз. Интерьер интересен сочетаниями элементов рококо и неорококо. Каменные крестовые своды с опорными арками относятся ко второй половине XVIII века. В 1906 году они были декорированы лепниной.


Всю ширину нефа занимает главный алтарь со сложным ордером и волнообразным карнизом. В главном алтаре находится образ Пресвятой Девы Марии, почитавшийся как чудотворный. Копия его написана на фасаде костёла. Правый алтарь пресбитерия отличается высокой художественностью исполнения. Амвон вычурных форм поддерживают статуи ангелов.
КОСТЁЛ СВЯТОГО МИХАИЛА
Костёл однонефный прямоугольного плана, длиной 30 м и шириной 13,5 м. Цилиндрические своды возвышаются на 15,5 м. Костёл строился в переходный период от готики к ренессансу; это отразилось в его элементах. Черты готики сохранились в укреплённых контрфорсами стенах, характерных узких окнах, высокой крутой черепичной крыше.


Колокольня возвышается в некотором отдалении в углу над воротами во двор костёла. Невысокая колокольня в плане прямоугольная, сдержанных форм. Её изящная лёгкая башенка гармонирует с угловыми башенками главного фасада.


КОСТЁЛ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Сравнительно небольшой безбашенный костёл с массивными стенами построен из красного кирпича. Храм почти квадратный в плане (13,0 на 15,75 м), трёхнефный, зального типа, с короткой трёхгранной апсидой и с диагональными контрфорсами на углах.


В костёле три алтаря. В главном алтаре крест и четыре статуи Святого Христофора, Святой Тересы, Святой Клары и Святого Иосифа с Младенцем между колоннами работы скульптора Рафала Яхимовича. В левом алтаре образ Святого Николая со статуями Святого Казимира и Святого Георгия между колоннами. В правом алтаре барельеф Скобящей Божией Матери.


КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА РАФАИЛА
Костёл Святого Архангела Рафаила составляет вместе с комплексом зданий бывшего монастыря архитектурный ансамбль позднего барокко. Костёл прямоугольный в плане, трёхнефный, базиликального типа. В нижнем ярусе главного фасада доминирует характерная для перехода от раннего к позднему барокко плоская стена с чётким ордерным членением.


Большой алтарь с группами колонн на высоких пьедесталах и многочисленными фигурными скульптурами относится к стилю рококо. В алтаре находится картина известного художника Шимона Чеховича с изображением архангела Рафаила.



КОСТЁЛ СВЯТОГО СТЕФАНА
Один из первых каменных храмов в предместьях Вильны был построен в 1600 году в Рудницком предместье, где хоронились жертвы эпидемий и голода. Инициатором постройки костёла был иезуит священник Шимон Высоцкий, организовавший сбор денег среди горожан. В 1604 году в костёле проходили пышные торжества канонизации святого Казимира. При храме действовала школа. В 1612 году горожане Андриан и Эмарциан Вежбицкие на свои средства на месте деревянного лазарета при храме возвели каменное здание, рассчитанное на 24 больных, и обустроили три часовни. Во время войны 1655 года костёл пострадал от пожара. Разрушенный тогда же лазарет был отстроен только в 1673 году.


Костёл в плане формы креста с цилиндрическими башенками по углам. Покрыт черепицей. Наружные стены храма позднее были украшены парными пилястрами. Дверь главного входа покрыта кованым листовым железом в узоры. Окна имеют дубовые рамы, а два окна за главным алтарем, с железными рамами - витражи: по левой стороне витраж с изображением святого Стефана, по правой - Сердца Спасителя.

Внутри храм отличается простотой и отсутствием украшений. В XVIII веке интерьер украшали органные хоры и шесть барочных алтарей, погибших в 1794 году. В алтаре одной из капелл находился образ непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, написанный Франциском Смуглевичем или его учеником.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
Несмотря на то, что храм многократно перестраивался, сохранился основной готический характер его архитектуры. Укреплённые контфорсами стены из красного кирпича, три башни, 19 бойниц-амбразур под крышей в северной стене придают костёлу характер готического храма оборонного типа.


По своим размерам храм - одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м. Центральный неф в два раза шире боковых нефов. Продолжение центрального широкого нефа - более низкий пресбитерий длиной 20,2 м, отделённый изящной триумфальной аркой и заканчивающийся гранёной апсидой.


Внешний декор костёла здания довольно скромен. Главный и боковой южный фасады отличаются особой выразительностью. Их композиция основана на ритме высоких вертикальных окон и узких контфорсов. В нижней части главного западного фасада основной акцент составляет портал со стрельчатой аркой и профилированной рамой с аркатурой. На главном фасаде, по углам которого размещены две небольшие восьмиугольные башенки, выделяется центральная часть с широким стрельчатым окном посередине и нишами по обе стороны от него, оформленными орнаментами из кирпича. Ниши по обеим сторонам большого окна повторяют формы стрельчатых готических окон. Над нишами орнамент кирпичной кладки. Главный фасад украшает фриз из профилированных кирпичей. Винтовые лестницы внутри башенок ведут в галерею с амбразурами. Верхние ярусы фронтона и башенок фасада носят черты барокко.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ
Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.
В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»


Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Каменная церковь была построена в 1650 году. При нашествии московских войск и украинских казаков в 1655 году храм и монастырь значительно пострадали. Восстановительные работы затянулись до 1703 года, когда костёл был заново освящён во имя святой Екатерины. К восточной стороне был пристроен пресбитерий с апсидой.




КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ
После Второй мировой войны в помещениях монастыря было устроено общежитие Вильнюсского педагогического института. В 1971-1976 годах под руководством архитектора Видмантаса Виткаускаса был обновлён фасад костёла, реставрировался интерьер.

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИАКОВА И ФИЛИППА

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИОАННОВ

Орган костела Святых Иоаннов




Колокольня костела Святых Иоаннов

КОСТЁЛ ПЕТРА И ПАВЛА
Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.


В костёле девять алтарей; главный - во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные - Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях).




Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.

Люстра костёла

Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы.

Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем

Потолок костёла



Герб




КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА
Состояние: храм не действует
Сохранившееся здание костёла - выдающийся памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм греческого креста - единственный в Литве такого типа; увенчан большим восьмиугольным куполом высотой 37 м с двухъярусным барабаном. Купол опирается на стены двухметровой толщины, четыре полукруглых арки и угловые паруса. Наверху возвышается восьмиугольный фонарь с волютами и пилястрами по углам.


Стены сложены из кирпичей и оштукатурены, купол, фонарь и крыши крыты жестью. Волнистые линии пилястров, ниш, карнизов фасадов образуют динамические, гибкие формы.
Интерьер храма хотя и значительно повреждён, но сохраняет пышный пластичный декор в стиле рококо. Сохранились фрагменты росписи стен.
Украшавшие алтари храма картины Чеховича хранятся в Художественном музее Литвы.


НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Основана в XIV веке. С 1871 года в Никольской церкви двадцать лет служил настоятелем Иоанн (Шверубович), отец Василия Качалова. Известный впоследствии русский советский актёр родился и детство (по 1893 год) провёл в соседнем доме, принадлежавшем церкви, о чём сообщает установленная на его стене мемориальная плита.

ОСТРАЯ БРАМА
Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Ворота построены в готическом стиле в 1503-1522 гг., когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессанском стиле. Аттик декорирован Погоней - гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.
Ниже в нише располагалась икона Спасителя.


Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны, Литвы и Беларуси. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.
Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.


ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОБОР
Сооружён киевскими зодчими по образцу собора Святой Софии в Киеве и в 1348 году освящён епископом Владимирским Алексием, митрополитом Киевский и всея Руси, приглашённым великим князем литовским Олгердом.
В 1998 году собор был отреставрирован.



ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ


ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА

Литва - католическая страна, край церквей и костёлов, коих здесь превеликое множество, не похожих один на другой. В одном Вильнюсе их не счесть. А еще есть огромное количество поселков и городков, разбросанных по всей Литве, и почти во всех из них можно найти настоящие архитектурные шедевры, возведенные в разных стилях и из разного материала. У литовцев считалось делом чести построить такой храм, чтобы не стыдно перед соседями было. Сегодня хочу представить фотоподборку, где запечатлено многообразие архитектурных форм. Не могу сказать, что она исчерпывающая, но некоторое представление дает.


Хочу предварительно отметить принципиальную разницу между Литвой и Латвией в этом вопросе. Я уже как-то писала, что при герцоге Курляндском строились типовые храмы, а также довольно много сходного в архитектуре церквей отмечалось и в других регионах Латвии, вне зависимости от того, православный то храм, или лютеранский. Имела несколько бесед на эту тему, которые надо бы подытожить в отдельном посте, а пока лишь пару ссылок для памяти: и .

А теперь перейдем к литовским сооружениям. Здесь покажу храмы из нашей последней поездки (в мае 2013 г.) в том порядке, в каком они попадались на нашем пути, а потом еще хочу сделать подборку с фотографиями предыдущих лет, в которой будут храмы Вильнюса, Каунаса, Рокишкиса, Тракая и др.

Плунге
На ул. Витауто, 34 находится собор Иоанна Крестителя (1933), считающегося покровителем Литвы. Есть легенда, что неподалеку от него в 19 в. была синагога. Выдавая разрешение на ее строительство, епископ велел, чтобы здание синагоги было не выше, чем собор. Но строители нарушили обещание, и общине пришлось ежегодно выплачивать налог в казну епископа. Однако, как видите, это ничем не подтверждается:

Риетавас
Городок славится своим костелом архангела Михаила, который спроектировал главный архитектор Берлина, самый известный архитектор Германии 2-й половины 19 в. - Фридрих Август Штюлер (Friedrich August Stüler). Костёл построен в итальянском неороманском стиле по заказу дворянского рода Огинских, на пожертвования местных жителей и из своих личных доходов. Строительство начали в 1853 г., но закончили лишь через 20 лет. Алтари были изготовлены в Брюсселе. Внутренние пространства выложены мрамором. Производит сильное впечатление:

Кретинга
Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии при монастыре бернардинцев был построен в 1610-19 гг. под покровительством знаменитого великого гетмана Яна Кароля Ходкевича, владельца Кретинги. Хотя храм был освящен в 1619 г., черт барокко в его архитектуре немного. Толстые стены, компактный объем напоминает средневековые храмы. Строгий вид придает и башня с островерхим шпилем, воздвигнутым в 1982 г. взамен разрушенной во время II мировой войны верхушки усложненной формы. Облик храма преобразила реконструкция 1908 г. - пристроены боковые нефы, возведен трансепт. Внутри находится несколько картин 17 в. Интересны портреты основателей церкви и монастыря Я.К. Ходкевича и его жены Софии, а также образ св. Антония в серебряном окладе в правом алтаре пресбитерия. Спинки церковных скамей расписаны сценами мучений, которые претерпели монахи ордена францисканцев. Двери ризницы и портал храма украшены резьбой, а амвон - скульптурами в стиле барокко. Под землей расположена крипта, где находятся могилы Ходкевичей, в т.ч. первая жена гетмана София Мелецкая, однако сам Ходкевич, умерший под Хотином, по требованию своей второй жены Анны Алоизии Острожской был похоронен не в Кретинге, как завещал, а в родовой резиденции второй супруги, Остроге на Волыни. В крипте захоронены тела монахов и горожан - жертв шведских набегов. В крипте мучеников оборудован алтарь (2005 г., скульптор Р. Сакалаускас).

Паланга
Часовня на вершине реликтовой дюны - т.н. холма Бируте на морском побережье Паланги. По легенде, холм был насыпан над могилой Бируте, второй жены великого князя Кейстута и матери Витовта Великого, родившейся в окрестностях Паланги и вернувшейся сюда после убийства мужа. Холм отмечен на картах с XVII в. В 1989 г. археологи нашли свидетельства наличия на этом месте языческого святилища и обсерватории, некогда расположенной на вершине холма Бируте в XIV-XV вв. В 1869 г. на вершине холма по проекту архитектора Майера на месте старой часовни 17 в. была построена новая часовенка, а у подножия холма расположена скульптура с надписью "Для тебя, Бируте".

В склоне холма Бируте по указанию Феликса Тышкевича, владельца дворца в Паланге, был устроен грот в честь Богоматери Лурдской:

Клайпеда
Город сильно пострадал во время великого пожара 1854 г. (в котором погибло 40% его застройки) и II мировой войны, после которой было потеряно 60% старинных зданий и все десять храмов. Виды старой Клайпеды можно было увидеть на стендах Театральной площади. Среди них и утраченные церкви:

Шилуте
Лютеранская церковь: строительство по проекту Курта Гуткнехта (Curt Gutknecht) было завершено в 1926 г. Причисляют к стилю неоготика, но заметны черты стиля модерн. Высота башни 50 м. Интерьеры храма украшают 104 фрески, иллюстрирующие Библию и историю Реформации. Там изображены библейский Ной, римские императоры Константин и Юстиниан, Лютер, Кальвин и др. Росписи выполнил профессор Кенигсбергской художественной академии Р. Пфейфер.

Таураге
В 1507 г. в Таураге был построен первый деревянный католический костёл. В 1904 г. из камня построена нынешняя церковь Св.Троицы. Близко к ней мы не подходили, но она была видна из окна нашей гостиницы:

Юрбаркас
Здание православной церкви находится в ведении краеведческого музея, потому на куполах нет крестов. Построена в конце 19 в. В сентябре 1914 г. город обстреливался снарядами, периодические набеги немцев сопровождались грабежами. Люди, остававшиеся при местном храме, скрывались в погребах под церковным зданием. Здание и имущество церкви не пострадали от налетов. В 1962 г. приписная церковь в Юрбаркасе закрыта.

Среди достопримечательностей Юрбаркаса можно отметить возвышающийся в центре города неоготический костел Святой Троицы с 21-метровыми(?) колокольнями. Его здание было выстроено из красного кирпича в самом начале XX в.

Белведерис
В 19 в. дворец Белведерис был построен рядом с часовней, где похоронены представители рода Бурба, наиболее известным из которых был предводитель дворянства Каунасской губернии Kletas Burba. Больше ничего об этой часовне не удалось найти.

Велюона
Костёл восхождения на небо Святой Девы Марии - один из первых католических костелов в Литве, находится на левом берегу Нямунаса. Первоначальный костел был построен под руководством Витаутаса Великого в 1421 г. В 1636-1644 Альберт-Станислав Радзивилл построил новый каменный костёл, на строительство которого им было выделено 10 000 золотых. Возведен в стиле ренессанс с элементами готики.

Он же с другой стороны:

Раудондварис
Церковь Св. Терезы Младенца Иисуса*
В начале XIX в. здесь находилась деревянная часовня. В 1851 г. хозяин Раудондварского имения граф Бенедикт Эммануэль Тышкевич испросил у епископа организовать здесь приход и право построить новую церковь. Костёл был построен в 1852-1856 гг. по проекту итальянского архитектора. Интерьер церкви также украшали итальянские мастера. Костёл был освящён 2 июня 1857 г. во имя Возношения Иисуса на небо. Рядом была построена часовня-усыпальница для рода графов Тышкевичей. Во время I мировой войны в 1915 г. костёл и часовня были взорваны. В 1927 г. началась очистка развалин и строительство новой церкви на фундаменте старой. Расписывали костёл художницы Г. Бутаускайте и А. Климайте. Костёл был освящён 3.10.1938 г. в честь святой Терезы Младенца Иисуса. Длина церкви 53 м, ширина 27 м, высота башен (с крестами) 46 м. Здание построено в стиле необарокко и неоклассицизма. Внутреннее помещение разделено колоннами на три части (трёхнефная базилика). Во время II мировой войны (1944 г.) в здание попали две бомбы. Были повреждены верхние части башен и само здание. Восстановительные работы были начаты в 1957 г. по инициативе священника Антония Славинскиса. Центральное место занимает двухъярусный алтарь святой Терезы.
* Святая Тереза - известна также как Святая Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, Тереза Льежская, Тереза Младенца Иисуса, Маленький Цветок, Иисусов Цветочек (1873-1897). Причислена к лику святых в 1925 г. папой римским Пием XI.

Вилькия
Католический костел Св. Георгия, расположенный в 25 км на северо-западе от Каунаса, построен на возвышенности и является доминантой города и его главной достопримечательностью. С ним связано несколько местных легенд. До начала XX в. в городе находился лишь древний костел, который был сооружен еще в 1265 г. и значительно пострадал от пожаров и наводнений. Местное духовенство и жители города неоднократно подавали прошение о строительстве нового храма, однако российские власти противились этой инициативе. В конце XIX в. вопросом о постройке нового костела занялся капеллан Буткас, служивший в царской армии и награжденный многими медалями. Ему удалось получить разрешение, и горожане на свои средства принялись возводить собор. В 1908 г. этот неоготический храм был завершен; его освящение стало большим торжеством, на которое прибыло более 10 тысяч человек не только из Вилькии, но и из других сел и городов. Первое время службы сопровождало пение хора, храмовый орган был установлен лишь в 1936 г.

Кернаве
Неоготический костел Вознесения пресвятой Девы Марии (1920) с мозаикой Я. Гришюте на темы Крестного пути (1987). Он же на заглавном фото этого поста.

Деревянная часовенка рядом, с очень характерным для Литвы крестом:

Рядом с часовней место, где когда-то находился первый в Кернаве костел. Основателем первого храма, построенного в 1420 г., стал Витовт Великий; остатки фундамента найдены около нынешнего костела:

Старый Тракай
В конце XIV в. Великий князь литовский Кейстут начал строительство нового укрепления - Тракайского замка на полуострове на территории современного Тракая. Замок в Старом Тракае в 1391 г. был разрушен и больше не восстанавливался. Участок земли с остатками замка Великий князь литовский Витовт в 1405 г. подарил монахам бенедиктинцам, где построил для них монастырь и костел. Здание Бенедиктинского монастыря сохранилось до сих пор. В XIX в. часть монастыря была перестроена в неоготический костел. Остатки фундамента замка находятся под зданием монастыря.

Тургеляй
Костёл Успения Пресвятой Девы Марии (Turgelių Švč. Mergelės Marijos ėmimo į dangų bažnyčia)
Координаты: 54° 27"18.52"N, 25° 30"29.94"E
Архитектурная реминисценция рубежа XIX-XX вв. на виленское барокко. Первая деревянная церковь здесь была построена в 1500 г., сгорела в 1722 г. Была построена заново. В 1795 г. священник Павел Бжостовский начал сбор 20000 злотых для нового здания церкви. В 1836-1837 гг. построена новая кирпичная церковь. В 1897 г. была расширена. Производит впечатление очень помпезного сооружения, особенно для такого маленького населенного пункта:

Медининкай
Костёл Святой Троицы и Святого Казимира близ въезда в замок Медининкай. Координаты: 54°32"21"N, 25°38"48"E
Первая христианская церковь в деревне Медининкай основана в 1391 г., была одной из древнейших в Литве. Нынешняя деревянная церковь построена в 1931 г. Фото точно против солнца, поэтому цвет пришлось убрать:

Норвилишкес
Владелица замка Норвилишкес Дарата Зеновичюте-Вайтекене-Шорцене, распространявшая христианство, овдовев, вернулась в свое имение Сурвилишкес, но перед тем пригласила из Вильнюса францисканцев, во владение которых передала замок дарственным актом от 1617 г. В замке францисканцы основали монастырь. После исторических событий 1832 г. монастырь был закрыт, а монахи переведены в Новогрудский францисканский монастырь. Был закрыт и костел. Царская власть забрала все здания. Через некоторое время деревянный костел был разобран, бревна увезены в Альшенай, и там из них построена церковь. Из кирпичей, приобретенных францисканцами на строительство нового костела, в 1834 г. была построена казарма. Военные обосновались в замке и пробыли там до начала XX в. В 1904 г. монастырь и построенная русской армией двухэтажная казарма из ведения Военного министерства перешли к Министерству сельского хозяйства и были переданы сельскохозяйственной школе для девочек. После начала I мировой войны школа закрылась. Теперь в монастыре-замке отель, територия приведена в порядок. Не отреставрирована только колокольня.

В 1919 г. монастырь и здание казармы заняли жители Сурвилишкского прихода, намеревавшиеся возродить Норвилишкский костел (Norviliškių Švč. Mergelės Marijos gailestingumo Motinos bažnyčia). Его строительство началось через три года и было завершено в 1928 г. В 1933 г. в инвентарной книге, составленной при смене настоятеля, указывается, что при закрытии монастыря в XIX в. братья сложили в котел 18 000 золотых и закопали неподалеку от костела и монастыря. До сих пор не найдены ни клад, ни легендарный туннель из Норвилишкес в Альшенай, однако, по убеждению местных жителей, он существует в действительности. Пока удалось обнаружить только туннель, ведущий из замка в колокольню.
Костел рядом с кладбищем и замком, службы на трех языках: польский, латынь, литовский. Ксендз - старый литовец, бабушек с окрестных литовских деревень туда привозят на мессу специальным автобусом. До осени прошлого года на религиозные праздники верующие из белорусских Пицкунов приходили к пограничному забору - на том участке, который почти встык с оградой кладбища. Ксендз через забор общался с прихожанами, через забор же слушал их исповеди и причащал. А в начале ноября на День Всех Святых прикрыли эту духовную лазейку. Белорусские пограничники: у пограничного забора группироваться запрещено, нарушение режима госграницы. Церковь возведена, кстати, в типичной белорусской архитектуре, с вертикальной деревянной обшивкой:

Эйшишкес
Первый католический костел здесь был построен распоряжением Витаутаса Великого в 1398 г., сразу после крещения Литвы. Каменный костёл Христова Вознесения (Eišiškių Kristaus žengimo į dangų bažnyčia) на Bažnyčios g. 37, с отдельной высокой колокольней 40 м построен в 1847-1852 гг. по проекту Теодора Нарбута. В костёле имеются ценные картины XVIII-XIX вв.

Запишкис
15 км к западу от Каунаса. Есть такая легенда, что давным-давно, людям этих земель надоели постоянные наводнения. Они упаковали имущество и переселились на ближайший холм. На берегу Немана остался только этот красавец - костёл св. Иоанна Крестителя. На самом деле поселение никуда не делось, просто осталось за спиной фотографа. Церковь построена ок.1500 г., в стиле готики.

Казлу Руда
Костел Святого сердца Иисусова (Kazlų Rūdos Švč. Jėzaus Širdies bažnyčia), построен в 1925 г. (по др. сведениям, в 1922 или 1923-26). Является главной достопримечательностью этого небольшого городка. Редкое использование фахверка в храмовой архитектуре:

Вирбалис
В 1643 г. здесь основаны монастырь, при котором существовала школа с 1785, и костел доминиканцев, разрушенный в 1945 г. Евангелическая церковь здесь находилась задолго до 2-й мировой войны. Точную дату ее постройки найти не удалось (статьи о ней нет даже на литовской Википедии):

С другой стороны:

Кибартай
Костел Спасителя Евхаристии (Kybartų Eucharistinio Išganytojo bažnyčia) построен в 1928 г., автор проекта Витаутас Ландсбергис–Жемкалнис. Фасад имеет ярко выраженные черты модернизма - популярного в те годы архитектурного стиля.

Два церковных здания - главные достопримечательности Кибартая.
Собор св. Александра Невского, возведен в 1870 г., единственный по своей архитектуре в крае. Подробнее тут: http://www.kolos.lt/ru/russiantraces/163-2010-03-24-10-53-09
С 1919 г. стал католическим костелом, но прихожане не смирились и жаловались в разные министерства, Сейм и президенту Республики. Редчайший случай - добились. Кабинет Министров в 1928 г. принял решение церковь св. Александра Невского вернуть православным. Во времена СССР на железнодорожном направлении Калининград-Москва к этой церкви под видом экскурсий подъезжали иногда полные автобусы бабулек-фронтовичек из соседней неоцерковленной Калининградской области, и пока родители малышей строили светлое будущее коммунизма, они крестили здесь своих внуков, резонно считая, что это соседняя республика и сведения потом не поступят, куда надо.

Бирштонас
В центре городка стоит кирпичный неоготический костел Св. Антония Падуанского, возведенный в 1909 г. Устремленная в небо единственная башня костела придает ему стройный и легкий облик. Внутри костела - мозаичный пол.

Укмерге
В Укмерге есть много красивых храмов, но мы уже спешили вернуться домой засветло и сделали остановку только у городища, засняв попутно старообрядческий Свято-Покровский храм (Ukmergės Švč. Panelės Užtarėjos cerkvė). Практически после въезда в город Укмерге, за мостом, через речку Швентои, что переводится с литовского как Святая, уже с моста виден этот скромный храм. Староверы в Укмерге живут издавна, община здесь сложилась еще в 1863 г., а в 1873 г. была построена деревянная церковь.

С другой стороны. Координаты 55°14"55"N, 24°46"7"E:

Сиесикай
Костёл св. Апостола Варфоломея. Первый костёл здесь упоминается в 1441 г. Нынешний костел в стиле ренессанс построен в 1537 г., реконструирован в XVIII в. одновременно с сооружением колокольни. Костел трехнефный, зального типа, с неглубокой трехгранной апсидой. Декоративные нервюры на крестовых сводах в центральном нефе переходят в орнамент. На боковых фасадах костела - высокие полуциркульные окна со ступенчатыми проемами. Башня в нижней части - квадратная, вверху - восьмигранная. В интерьере значительную ценность представляют картины XVIII-XIX вв., а также скамьи эпохи ренессанса. На колокольне сохранился бронзовый колокол, отлитый в 1692 г.

Кедайняй

Около 1445-1460 гг. на месте языческого святилища был построен готический собор св. Георгия (ул Шетос, 22). С середины 16 в. он принадлежал реформатам, с 1627 г. - католикам. Это старейшая церковь в округе и застройка вокруг напоминает Старый Кедайняй таким, как его запечатлел художник М. Добужинский:

Храм евангеликов-реформатов (кальвинистов) на ул. Сянойи, 1, начал строиться в 1631 г. по инициативе и на средства Христофора Радзивилла, а окончен в 1653 г. его сыном Янушем. Перестроен в 1757 г. Возведен в стиле ренессанс, однонефный, прямоугольный, очень просторный, с четырьмя небольшими башенками (напоминающими белорусские оборонительные храмы) и колокольней. Внутри отделан дубовыми панелями, амвон украшен резными ренессансными орнаментами. В подземелье находится мавзолей отдельной ветви княжеского рода Радзивиллов, из которых особо выделяются саркофаги Христофора Радзивилла Перуна и Януша Радзивилла, изготовленные в мастерской золотых дел мастера Я.К. Берпфафа.

Костел святого Иосифа (лит. Šv. Juozapo bažnyčia) на ул Радвилу, 10.
Деревянный храм в стиле народного барокко. Постройка была начата в 1703 г. монахами кармелитами и в 1766 г. храм был полностью построен и освящен в честь св. Девы Марии. Постройки монастыря были окончены ранее - в 1709 г. При нем действовал монастырь, благотворительные общества, приют, приходская школа. В 1832 г. царские власти монастырь закрыли. В конце XIX в. храм был переименован в храм Св. Иосифа. С 1963 г. здесь был склад завода электроаппаратуры. В 1991 г. после реставрации костел был открыт. Здание крестообразное, трехнефное, с двумя башнями. Апсида трехстенная, украшена небольшой башенкой. К пресбитерию пристроены невысокие ризницы. Возле костела стоит невысокая деревянная колокольня. В интерьере сохранились фрагменты алтаря 18 в., красивый образ св. Иосифа и Мадонны с младенцем.

Радвилишкис
Костел Непорочного Зачатия Девы Марии (Švenčiausios M. Marijos gimimo bažnyčia):

Деревянная колокольня Радвилишкского костела – архитектурный памятник местного значения. Построена в 1878 г., два раза горела. Восстановлена в 1984 г. Около колокольни – композиция "Дорога боли и страдания". Она напоминает о политических заключенных, погибших в сибирских просторах. Композиция создана в 1989 г. Ее авторы – В. Вайцекаускас, А. Довидайтис и Э. Гаубас.

Линкува
В 1500 г. был построен первый деревянный костел в Линкуве. Нынешний Костёл Пресвятой Богородицы Девы Марии (St. Virgin Mary kaplierins) на Laisvės gatvė, 25, построен в 1593 г. Координаты: 56°5"5"N, 23°58"29"E. В 1570-1606 гг. принадлежал евангелически-реформатскому приходу. С 1606 г. вновь служит католическим костелом. В 1634 г. епископ Жемайтии Юргис Тигкевичюс основал монастырь кармелитов в Линкуве, для нужд которого был передан костел. Микалоюс Пацас в 1611 г. освятил кирпичный костел. В 1689 г. кармелиты пристроили к кирпичному костелу деревянную часть подле большого алтаря. Костел был восстановлен после пожара в 1745 г. Он же изображен на гербе Линкувы.

На отрезке с 13 по 16 век Литва была одним из самых крупных государств Европы - Великим Княжеством Литовским. Княжество простиралось от Балтийского до Черного моря и включало территории нынешних Литвы, Беларуси и Украины. В конце 16 века с подписанием унии с Речью Посполитой Литва утратила часть своих суверенных прав, а ее население стало стремительно перенимать польские ценности и традиции. Впоследствии союзное государство Польши и Великое Княжество Литовское было вынуждено капитулировать перед мощью Российской Империи. После трех разделов Речи Посполитой, территория нынешней Литвы оказалась в составе России. История средневековой Литвы наглядно отражена в ее многоконфессиональности: только Вильнюс вмещает несколько десятков православных, католических и униатских храмов.

Свято-Духов храм и возникший под его сенью монастырь в течение почти двух веков оставался единственным не побывавшим в руках униатов православным храмом в Вильнюсе, где в самые трудные минуты для православных раздавалось слово утешения святой веры.
После заключения в 1596 году Брестской унии для православных Литвы наступили тяжелые времена. Все приходские церкви в Вильне были закрыты, Свято-Троицкий монастырь был отдан униатам. После многочисленных отказов, в 1597 году Свято-Троицкое братство получило от короля Сигизмунда III разрешение построить новую православную церковь. В 1634 году по позволению короля Владислава IV на месте старого деревянного был выстроен новый каменный Свято-Духов храм с главным престолом в честь Сошествия Святого Духа на апостолов и с приделами во имя апостола Иоанна Богослова и святых равноапостольных Константина и Елены .

В 1749 году результате частых опустошительных пожаров монастырь сгорел вместе с церковью. Церковь сильно пострадала в 1812 году. Солдаты Наполеона устроили в ней кухню, испортили иконостас, сожгли царские врата, взломали полы, закоптили стены. После войны на средства виленского купца Александра Николаевича Слуцкого храм был приведен в наилучший вид, а при архиепископе Алексии была заново отделана вся церковь.

В 1852 году пещера, в которой с 1655 года хранятся мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , обращена в церковь их имени. Сооружен новый вход, над которым поставлен образ с изображением свв. Мучеников.

Интерьер хрaма украшает ценное произведение барочного искусства - иконостас, изготовленный по проекту И. К. Глаубица после пожара в 1749 году. Уникален фасад церкви, представляющий собой историческую ценность. Перед нами архитектурное произведение законченной барочной формы. Рядом с церковью возвышается высокая башня - колокольня, увенчанная куполом формы обелиска. Стены храма видели русских царей, лиц из царского дома, государственных сановников и вельмож России. Царская семья посетила этот храм в 1884 году. Почетными членами Свято-Духова братства были члены царской семьи, все наследники цесаревичи, в том числе и Николай II.

Острая Брама - одна из важнейших достопримечательностей Вильнюса, объект светского туризма и религиозного паломничества, памятник истории и архитектуры. Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды. Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века.

Деревянная церковь Перенесения мощей Св. Николая Чудотворца была основана в 1340 г. второй женой Великого князя Литовского Ольгерда Ульяной. После уничтожения церкви пожаром в 1514 г. гетман Великого Княжества Литовского Константин Острожский построил каменную готическую церковь в византийском стиле. В 1609 г. согласно привилегии короля Сигизмунда Вазы униатам было передано 12 православных церквей, в том числе церковь Свт. Николая. После пожаров 1747 г. и 1748 г. церковь была обновлена в стиле барокко. В 1827 г. ее вернули православным. В 1845 г. церковь Св. Николая была перестроена в русском византийском стиле.

Церковь Параскевы Пятницы - первый храм в столице Великого Княжества Литовского Вильне, построенный в 1345 г. Первоначально церковь была деревянная. Каменной она построена позже по указу жены князя Ольгерда Марии. Церковь сильно пострадала в связи с пожарами. В 1611 г. ее отдали в ведение униатов. В Пятницкой церкви, как свидетельствует надпись на мемориальной доске, царь Петр I крестил прадеда поэта А.С.Пушкина. В 1799 г. церковь была закрыта и находилась на грани разрушения. В 1864 г. оставшиеся части храма были снесены, а на их месте по проекту Н.Чагина возведена новая более просторная церковь.

Полагают, что собор Успения Пресвятой Богородицы в 1346 г. построила вторая жена Великого князя Великого Княжества Литовского Ольгерда Ульяна. Здесь же княгиня была и погребена. В то время, когда Витовт Великий выделил Литву и Западную Русь в отдельную митрополию, эта церковь была названа собором. Пречистенский кафедральный собор - ровесник башне Гедимина, символа Вильнюса, - встречал свадебный кортеж дочери Великого Московского князя Иоанна III Елены, венчавшейся с Великим князем Великого Княжества Литовского Александром. В начале XIX века оно было превращено в ветеринарную клинику, скотолечебницу, затем в приют для городской бедноты, а с 1842 г. здесь были устроены казармы.

Возродился Кафедральный собор, как и многие православные храмы Вильнюса, в последней трети XIX века благодаря пожертвованиям, собранным в России. Над его восстановительным проектом работали профессора Петербургской академии художеств. Выдающийся зодчий А.И. Резанов - автор проекта часовни Иверской Божией матери, что на Красной площади в Москве, и Ливадийского императорского дворца в Крыму. Собор построен в грузинском стиле. На правой колонне находится икона Божьей Матери, которую царь Александр II подарил в 1870 г. На мраморных плитах выбиты имена русских воинов, погибших во время подавления восстания 1863г.

Александро-Невская церковь возведена в 1898 году как дань памяти императору Александру III. Сооружена она на средства Свято - Духовского Братства и частные пожертвования. Церковь стоит на высоком месте и видна на далеком расстоянии. Называлась она церковью-школой, т.к. при ней было устроено церковно-приходское училище. При церкви выстроен небольшой дом, в котором находились квартиры учителя и учительницы. Храм небольшой, светлый, сооружен из камня и по обеим сторонам его сделаны пристройки для школ: мужской и женской. При освобождении города от немецко-фашистких войск летом 1944 г. здание храма было разрушено почти полностью. В советские времена здесь располагалась колония для трудновоспитуемых девочек - подростков. Церковь и сегодня обнесена глухим забором. Теперь она уже отдана епархии, но богослужения не проводятся, здание реставрируется.

Вильнюсскую Константино-Михайловскую церковь не случайно называют Романовской: возведена она в честь 300-летия Царствующего Дома Романовых. Православные жители города задолго до юбилея Императорской фамилии вынашивали идею воздвигнуть церковь в память подвижника православия в Западном крае князя Константина Острожского. Но храм-памятник к этому сроку из-за недостатка материальных средств построить не смогли. И теперь верным поводом для воплощения замысла представлялся "Романовский юбилей", дававший надежду на благосклонность императора и материальную помощь от государства и от патриотически настроенных меценатов. Чтобы виленская церковь была в самом деле "Романовской", было решено дать ей двойное посвящение - во имя небесных покровителей Константина Острожского и царя Михаила Романова.

Свято-Михайловская церковь освящена в 1895 г. Первый новопостроенный храм города (до него в XIX веке происходило только восстановление древних храмов XIV и XV вв.). "Первый после многих, многих столетий самостоятельно возникший - жизнерадостный веселый росток из полного внутренней жизни ствола, невиданный православными почти с XV века", - говорилось при его освящении. Весть о замысле воздвигнуть новый храм, притом на правом берегу Вили, где до того еще не было православных храмов, с энтузиазмом встретили все православные люди города. Но особые старания к ее постройке приложили Свято-Духово братство, епархиальный училищный совет, кафедральный Свято-Николаевский собор и Никольская церковь. Кроме виленчан, пожертвования внесли Святейший Синод и лично К.П. Победоносцев, а также св. Иоанн Кронштадтский, который и благословил строительство церкви осенью 1893 г. В том же году открылась и церковно-приходская школа, где обучалось до 200 человек детей (в настоящее время флигеля, в которых располагалась школа, церкви не принадлежат).

Программа поездки:

1 день

Выезд из Минска в 6-30.

Прибытие в Свято-Духов монастырь. Размещение. Экскурсия по монастырю. Обед.

Пешая экскурсия по городу.

Острая Брама .

Церковь Перенесения мощей Св. Николая Чудотворца .

Собор Успения Пресвятой Богородицы .

Вечерняя служба. Ужин. Ночлег.

2 день

Литургия.

Пешая и автобусная экскурсии по городу.

Церковь Параскевы Пятницы.

Александро-Невская церковь.

Константино-Михайловская и Свято-Михайловская церкви.

18-00 выезд в Минск.

3 день

Прибытие в Минск около 0 часов

Церковь Святого духа, Храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов – это главный православный храм Литвы, который находится в старой части Вильнюса. Построена церковь в 1638 году, а затем, после пожара 1749 года реконструирована, по проекту известного представителя школы вильнюсского барокко Йонаса Криступаса Глаубица.

Первоначально, в 1597 году на этом месте была построенная деревянная церковь, на средства двух верующих сестёр Феодоры Волович (жены брестского воеводы) и Анны Волович (жени смоленского воеводы). Позже церковь, стала убежищем для православного Свято-Троицкого братства, которое незадолго до этого утратило свою Свято-Троицкую церковь, перешедшую к униатам. В 1634 году, по указу короля Владислава IV, на месте старого деревянного построили новый каменный храм Святого Духа с главным престолом. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов.

Вильнюсская Церковь Святого Духа – это единственный православный храм в Литве, построенный с соблюдением планировки, в виде латинского креста, характерного для барочных костёлов. Интерьер церкви украшен лепниной и скульптурой из стюка, высококачественной смеси гипса и мрамора, что является несвойственным для православных церквей. В центре храма Святого Духа в роскошном реликварии хранятся мощи трех православных святых: Антония, Иоанна, и Евстафия. Орган храма, установленный в 1776 году Адамом Каспарини, считается самым старым во всей Литве. Под храмом расположен легендарный лабиринт, который состоит из 9 готических подвалов, самый длинный из которых насчитывает 33 метров в длину.

Пятницкая церковь

Первым каменным христианским храмом в городе Вильнюс считается православная Пятницкая церковь. Она располагается на перекрестке улиц Большой и Замковой, в старой части города. Эта церковь стала известной благодаря тому, что здесь российский император Петр Великий, во время Северной войны, проводил благодарственный молебен в честь победы над Карлом XII, королем Швеции. Также в некоторых источника упоминается, что храму были подарены знамена, захваченные у шведов. Еще одним знаменательным событием в истории этой церкви является крещение арапа Ганнибала, который был прадедом А. С. Пушкина. Все эти события написаны на мемориальной табличке около входа в храм.

Из древних источников известно, что в старые времена на месте этой церкви было расположено языческое капище Рагутиса - литовского бога пьянства и веселья. Но по указу супруги князя Ольгерда - Марии Ярославны, оно было разрушено, а на его месте возведен православный храм по подобию древних киевских церквей.

За время своего существования храм неоднократно страдал от пожаров и ограблений, но, не смотря на это, в нем сохранился старинный резной иконостас, выполненный из дерева, а также множество икон 15 и 16 веков. В данный момент службы в церкви ведутся только по воскресеньям и на литовском языке.

Церковь Св. Николая

Церковь Святого Николая или Церковь Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца - самая старая, из сохранившихся в Литве православных церквей.Церковь была построена в XIV веке немецкой общиной и находится на улице Диджиойи в Вильнюсе.Церковь построена в стиле кирпичной готики, а интерьер церкви был несколько раз полностью усовершенствован.

Церковь названа в честь святителя Николая, архиепископа Мирликийского. В 1740 году после пожара церковь была сильно разрушена и вскоре была восстановлена в стиле барокко. В 1860 году по инициативе генерал-губернатор Вильнюса Михаила Муравьева, церковь была перестроена в «русско-византийском стиле». Слева от входа была пристроена Михайловская часовня Архангела, в ознаменование победы над польским восстанием. По бокам входа в часовню, на стенах расположены мраморные мемориальные таблицы, на которых написана краткая история церкви. Внутри часовни мозаика изображает архистратига Михаила, на стенах - иконы в киотах из резного дуба. На стене главного фасада над главным входом помещено изображение Николая Чудотворца.

Церковная колокольня в стиле барокко была достроена в XVII веке. На стене колокольни - изображение святого благоверного князя Александра Невского.

Церковь святой Параскевы

Церковь святой Параскевы, основанная в 1864 году, считается первым каменным христианским храмом в Вильнюсе и находится на перекрёстке улиц Пилес, Диджёйи и Латако.

Церковь святой Параскевы, известная также как Пятницкая церковь, является достаточно небольшой. Она построена в неовизантийском стиле архитектором Николаем Чагиным.

Известна она главным образом тем, что именно здесь Пётр I отслужил благодарственный молебен за победу во время Северной войны над шведским королём Карлом XII.

Также церковь является одним из пушкинских мест в столице Литвы. Когда-то Петр I крестил в ней арапа Ганнибала, который стал прадедом великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.


Достопримечательности Вильнюса

Вильнюс - тихий, уютный город Литвы, расположенный у слияния двух рек Нярис и Вильна в окружении живописных лесистых холмов. Этот город прекрасно сочетает в себе старину с современностью: уединенные средневековые дворики, узкие улочки, боевые укрепления, церкви, костелы, башни, уютные кафе и рестораны, комфортабельные отели. Привлекательность литовской столицы обусловлена благодаря своему колоссальному историческому прошлому, великолепнейшим памятникам архитектуры и культуры и, конечно же, дивной природой.

Достопримечательности Вильнюса отражают, прежде всего, его многоликость и многообразность

По праву город Вильнюс считается одним из самых красивейших и старейших городов Европы. Тот, кто хоть раз побывал в нем, навсегда оставит у себя в душе неизгладимое впечатление, ведь это то самое место, куда хочется возвращаться снова и снова.

Что следует обязательно посмотреть?

Как правило, почти каждая европейская столица имеет свои отличительные символы и особенности: в Париже - Эйфелева Башня, в Лондоне - Биг Бен, в Москве - Кремль, ну а главная достопримечательность Вильнюса - Старый город.


Старый город - крупнейший исторический центр в Восточной Европе, включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и сочетающий в себе смешение самых разнообразных стилей: барокко, ренессанс, классицизм, готика. Он насчитывает порядка 70 кварталов. К главным достопримечательностям Старого города относятся Замок Гедиминаса, Кафедральная площадь, университет Вильнюса, старинная улица Пилес, Костел Святой Анны, Ворота Зари.

Символ города, с которым связана красивая история. Согласно легенде, литовскому князю Гедимину во сне приснился волк, который безмятежно выл, стоя на высоком холме. Князь решил, что это сон явился пророческим и приказал построить на этом месте замок, рядом с которым и начал образовываться сам город Вильнюс. На сегодняшний день туристы могут посмотреть только одну Башню Гедиминаса, где расположился музей с экспозицией, сохранившей историю города, а также остатки крепостных стен и руины самого замка. На башне замка есть смотровая площадка, с которой открываются захватывающие чарующие виды на Вильнус.


Кафедральная площадь - одна из главных площадей Вильнюса, расположенная у кафедрального собора Святого Станислава и Владислава. На этой площади в 1996 году был воздвигнут памятник князю Гедимину, напоминающим горожанам об их великом прошлом. Площадь является наиболее оживленным местом в городе: здесь ежегодно проводятся ярмарки, народные гуляния, митинги, военные шествия, концерты, встреча Нового года.

Университет Вильнюса - старейший университет Восточной Европы, крупный научный центр, основателем которого был литовский король Стефан Баторий. Известными выпускниками Вильнюсского университета были такие политические и общественные деятели как Эвалдас Игнатавичюс, Томас Венцлов, Лаймонас Тапинас, Адам Мицкевич и многие другие. Комплекс университета объединил в себе смешение различных архитектурных стилей, представляя собой красочный ансамбль архитектуры: галереи; аркады; залы, украшенные фресками; различные по величине дворики. В его комплекс также входит церковь Святого Яна, костел Святого Иоанна с колокольней. Помимо этого Университет Вильнюса имеет старейшую библиотеку, в которой представлено около 180 редких книг и журналов.

Пилес - самая древняя и нарядная улица Старого города, имеющая весьма живописные городские виды, многочисленные архитектурные и культурно - исторические достопримечательности, уютные кафешки и изысканные рестораны, музеи, сувенирные лавки, янтарные магазинчики. Это одно из самых популярных и излюбленных мест для прогулок как у туристов, так у местных жителей города. В теплую погоду, в праздничные и выходные дни на Пилесе можно встретить уличных музыкантов. На ней редко проводятся праздничные гуляния, всеразличные ярмарки.

Ворота Зари - важнейший исторический и национальный памятник Вильнюса. Главный фасад ворот украшают скульптуры грифонов, держащих в когтях герб Великого Литовского Княжества. Ворота зари представляют собой единственные ворота, сохранившие городскую стену и часовню. В часовне ворот располагается икона Святой Девы Марии, притягивающая огромное количество людей, которые желают прильнуть к ее образу в надежде на излечения от болезней и недугов.

Костелы и церкви

Достопримечательности Вильнюса очень разнообразные, ведь иногда его называют городом соборов, церквей, храмов и костелов.

Это великий шедевр поздней литовской готики, являющийся символом Вильнюса, его визитной карточкой. Костел поражает своей ажурностью, изяществом и легкостью. Вокруг него даже сложилась легенда, согласно которой Наполеон обворожённый его красотой, хотел перенести это прекраснейшее строение на ладони к себе в Париж. Известен тот факт, что во время его строительства было использовано 33 вида кирпича. Благодаря чему здание имеет весьма интересную фактуру и неповторимые узоры.


Кафедральный собор-базилика святых Станислава и Владислава - самый важный католический храм не только в Вильнюсе, но и во всей Литве, являющийся местом проведения народных, христианских и государственных торжеств.

Когда-то в его подземелье проводились погребения знаменитых князей, вельмож и епископов Великого Литовского Княжества: Король Владислава Ваза, Елизавета Габсбургская, Барбора Радвилайте, Витаутас Великий. Главной достопримечательностью собора является барочная часовня Святого Казимира, оставляющее неизгладимое впечатление: стены из черного, белого и коричневого мрамора; уникальный амвон 18 века, имеющий форму куба; деревянные статуи правителей Литвы 18 века, покрытые серебром.


Костел святых Франциска и Бернардина - архитектурный памятник вильнюсской готики 16 века, имеющий оборонительный вид: стены из красного кирпича, 19 бойниц-амбразур, 3 башни. Главное сокровище храма - 14 алтарей, сделанных из камня и дерева. Также в церкви хранится старейшее в Литве распятие. Помимо этого костел прославляется коллекцией красивейших надгробий.

Один из самых выдающихся памятников барокко Литвы, отличающийся уникальным интерьером. Снаружи костел выглядит весьма суровым и сдержанным, но вот внутреннее убранство достаточно красочное и многоликое: в нем насчитывается свыше 2000 человеческих лиц и фигур.


Церковь Святого Духа - главная православная церковь Литвы, построенная с соблюдением плана латинского креста и симметричным силуэтом с двумя башнями. Внутренний интерьер церкви украшен ценнейшими произведениями барочного искусства: трёхъярусный иконостас. В ней покоятся мощи святых Евстрахия, Ивана и Антония. На сегодняшний день при храме действует мужской и женский монастыри, единственные во всем городе.


Музеи

Одно из самых крупнейших в стране хранилищ культурно- исторического наследия Литвы. В настоящее время в нем хранится около 1 миллиона экспонатов. В музейных экспозициях представлены периоды расширения и создания Литовского государства. Отдельные темы посвящены быту, традициям и обычаям литовских крестьян, их культуре и ремеслу.


Дом - музей Казиса Варнялиса - дом знаменитого литовского художника-витражиста. В нем представлены различные коллекции, которые обладают большой ценностью: мебель эпохи ренессанса, древняя графика, скульптура, живопись, коллекция восточного искусства и абстракция самого Варнялиса.



 


Читайте:



Учет расчетов с бюджетом

Учет расчетов с бюджетом

Счет 68 в бухгалтерском учете служит для сбора информации об обязательных платежах в бюджет, отчисляемых как за счет предприятия, так и...

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

feed-image RSS