Реклама

Главная - Полы
Мирская жизнь. «Кто бы не был отдален от огня и вошел в Рай тот преуспел»

Хвала Всевышнему, Который сделал этот бренный мир провизией для Вечного Мира, провизией для тех, кто воспользуется этим миром. Хвала Создателю, Который сделал этот мир кусочком Рая для тех, кто оправдал доверие Всевышнего. Да благословит Аллах и приветствует Своего Любимца нашего господина Мухаммада, который обучил нас тому, как относиться к этому миру и как подготовиться к Вечному Миру.

Всё благое, что мы совершаем в этом мире, помогает нам добиться довольства Всевышнего, содействует в осуществлении повелений Аллаха – всё это является провизией верующего для Вечной Жизни.

Всё то, что противоречит повелениям Всевышнего; то, что запретил Аллах; всё то, что становится причиной вреда – всё это зло, всё это мирское (дунья), от которого нас предостерегал Пророк (мир ему и благословение). Дунья – причина порочности и пороков, причина лишения благ в Ахирате.

Мы все знаем, что не имеет ценности то, что отдаляет нас от Всевышнего, отвлекает от Его поминания. Всевышний говорит (смысл):

يا أيها الذين آمنوا لا تلهكم أموالكم ولا أولادكم عن ذكر الله ومن يفعل ذلك فأولئك هم الخاسرون

«О вы, которые уверовали! Не давайте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха. А тот, кого отвлекают от этого его имущество и дети, потерпит убыток в День воскресения ». Понесут урон в Судный День те, кто не поминал Аллаха из-за своего имущества и детей.

В другом аяте говорится (смысл):

وما أموالكم ولا أولادكم بالتي تقربكم عندنا زلفى إلا من آمن وعمل صالحا

«Ни ваши богатства, ни ваши дети не являются тем, что приблизило бы вас к Нам,разве только тех, которые уверовали и творили благое ».

Поистине те, которые уверовали, знают, как распоряжаться имуществом и как воспитывать детей, чтобы быть из числа тех, которых приведут к водоёму Пророка (мир ему и благословение). О таких рабах Всевышний говорит в аяте: «тех, которые уверовали и творили благое». Это верующие, средством приближения ко Всевышнему которых являются их дети и имущество.

К сожалению, дети и имущество для основной массы людей не служат средством приближения, так как их имущество и потомство, отклонило людей от того, для чего они созданы.

Становится очевидным, что когда красота этого мира возобладает над нашим сердцем, заняв в нём незаслуженное место – это приводит к отклонению от истинного пути и достоверных знаний, отдаляет от довольства Всевышнего.

Пророк (мир ему и благословение) обратил особое внимание на то, чтобы мы не увлекались тем, что отдаляет нас от Всевышнего. Стремление к тому, что препятствует человеку в возвышении на высокие уровни, является большим бедствием человека.

Дунья не имеет абсолютно никакой цены, как это разъяснил Пророк (мир ему и благословение). Передаёт имам Муслим, имам Ахмад и аль-Байхаки, что Джабир ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) сообщил, что однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) проходил по рынку. Люди находились по обе стороны от него. И тут, проходя возле мёртвого, безухого козлёнка, он подошёл к нему и указал на него, а затем спросил: «Кто-нибудь из вас согласился бы купить его за дирхам?» И они (торговцы на базаре) ответили: «Мы бы за него вообще ничего не дали. На что он нам?»

Они ответили: «Клянёмся Аллахом, он и живой-то был с ущербными ушами, ну, а теперь он, к тому же ещё и мёртв!» И он сказал: «Клянусь Аллахом! Дунья ещё презреннее для Аллаха, чем этот (мёртвый козлёнок) для вас!»

Нельзя возвеличивать мирское сердцем, иначе в нём возникнет любовь к мирскому, и сердце лишится связи со Всевышним. Поистине, любовь к мирскому – основа всех грехов.

О те, которые уверовали, не устремляйте свои взоры на мирское.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Отрекись от мирского, и Аллах полюбит тебя, и отрекись от того, чем обладают люди, и люди полюбят тебя ».

Таково положение мирского, верующий должен воспользоваться этим миром, то есть правильно вести себя в этом мире, остерегаясь запретного и сомнительного. Мирское необходимо использовать для достижения довольства Господа. Используя мирского вышеуказанным образом, как это делают праведные люди, являющиеся для нас примером, человек сохранится от зла этого мира. Используйте мирское в борьбе с нашим врагом – сатаной, желая встречи с Господом и надеясь на Его милость. Как же унизительно положение тех, кто придал мирскому иное значение, устремившись к нему и обрекая себя на погибель?

Аллах, сохрани наши сердца и подготовь их для Вечной жизни, дай нам сполна и правильно воспользоваться этой короткой жизнь, чтобы обрести вечное счастье. Вся хвала Аллаху, Господу миров!

Стенограмма лекции шейха Хабиб Умара

Всевышний Аллах сказал: «О люди! Воистину, обещание Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть соблазнитель (дьявол) не обольщает вас относительно Аллаха» (Сура 35-“Творец”, 5 аят).

Также Всевышний Аллах сказал: «Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения» (Сура 57-“Железо”, 20 аят).

Передается от ‘Амра ибн ‘Ауфа аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я думаю, вы услышали, что Абу ‘Убайда что-то привёз из Бахрейна. Тогда радуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас! (Однако,) клянусь Аллахом, я боюсь для вас не бедности, а того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали (жившие до вас), и это погубит вас, как погубило их!» . (Аль-Бухари 3158, Муслим 2961).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Спешите совершать праведные дела, ибо обязательно настанет (время) испытаний, подобных частям тёмной ночи, когда утром человек будет верующим, а вечером станет неверным, и когда вечером будет он верующим, а утром - неверным, продающим свою религию за мирские блага» . (Муслим 118)

Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мир этот сладок и зелен (сочен) и, поистине, Аллах Всевышний делает вас своими наместниками в нём, чтобы посмотреть, каковы будут дела ваши. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин!» (Муслим 2742).

Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тот, кто сделал своей заботой вечную жизнь, тому Аллах поместит его богатство в его сердце и приводит в порядок его дела и придёт к нему мир этот сам, против своей воли. А тот, кто сделал своей заботой земную жизнь, тому Аллах ставит его бедность перед его глазами и приводит в расстройство его дела и он не получит из мирского ничего, кроме того, что предписано ему» . (Ат-Тирмизи 2465, Ибн Абид-Дунья в «аз-Зухд» 332. Шейх аль-Албани подтвердил достоверность хадиса. См. «Сахих ат-Таргиб», 3169).

Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Проклят мир этот и проклято всё, что в нём есть, кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что Ему угодно, и знающего и обучающегося” ». (Ат-Тирмизи 2322, Ибн Маджах 4112. Шейх аль-Албани назвал хадис хорошим. См. «Сахих ат-Таргиб», 74).

Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который шел по рынку в сопровождении людей, находившихся справа и слева от него, поравнялся с дохлым козленком с подрезанными ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: “Кто из вас хочет купить это за дирхам?” Люди сказали: “Мы не хотим покупать его ни за какие деньги, да и что нам делать с ним?” Он сказал: “А хотите ли вы, чтобы он достался вам?” Люди сказали: “Клянемся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него подрезаны уши, так что же сказать о дохлом?!” Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Клянусь Аллахом, а мир этот еще ничтожнее для Аллаха, чем этот козленок для вас!” » (Муслим 2957).

История Каруна и пользы из нее

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Карун (Корей) был соплеменником Мусы, но притеснял их. Мы даровали ему столько сокровищ, что ключи от них были обременительны даже для нескольких силачей. Соплеменники сказали ему: «Не ликуй, ведь Аллах не любит тех, кто ликует. А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле, ведь Аллах не любит распространяющих нечестие».

Он сказал: «Все это даровано мне благодаря знанию, которым я обладаю». Неужели он не знал, что до него Аллах погубил целые поколения, которые превосходили его мощью и накоплениями? Грешники не будут спрошены об их грехах.

Он вышел к своему народу в своих украшениях. Те, которые желали мирской жизни, сказали: «Вот если бы у нас было то, что даровано Каруну (Корею)! Воистину, он обладает великой долей».

А те, которым было даровано знание, сказали: «Горе вам! Вознаграждение Аллаха будет лучше для тех, которые уверовали и поступали праведно. Но не обретет этого никто, кроме терпеливых».

Мы заставили землю поглотить его вместе с его домом. Не было у него сторонников, которые помогли бы ему вместо Аллаха, и сам он не мог помочь себе.

А те, которые накануне желали оказаться на его месте, наутро сказали: «Ох! Аллах увеличивает или ограничивает удел тому из Своих рабов, кому пожелает? Если бы Аллах не оказал нам милость, то Он заставил бы землю поглотить нас. Ох! Неверующие не преуспеют». Ту Последнюю обитель Мы определили для тех, которые не желают превозноситься на земле и распространять нечестие. Добрый исход уготован только для богобоязненных» (Сура 28-“Рассказ”, 76-83 аяты).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Смотрите на того, кто ниже вас, и не смотрите на того, кто выше, ибо это является наилучшим (средством для того), чтобы вы не считали милость(, оказанную) вам Аллахом, незначительной» . (Аль-Бухари 6490, Муслим 2963).

Всевышний Аллах сказал:

«Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь - всего лишь предмет обольщения» (57:20)

В толковании ас-Саади

Знайте, что мирская жизнь — всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь — всего лишь предмет обольщения. [[Всевышний поведал о подлинной сути земного мира и мирской жизни и разъяснил, чего же хотят от этой жизни потомки Адама.

Земные блага — это забава и развлечение для человеческих душ и тел. В этом легко убедиться, если понаблюдать за людьми, которые посвящают себя охоте за мирскими удовольствиями и усладами. Они проводят свою жизнь в словоблудии и пустых развлечениях, не думая об Аллахе и ожидающей их расплате. Некоторые из них даже религию считают забавой и развлечением. Как же не похожи они на верующих, которые трудятся во благо Последней жизни, чьи сердца живут поминанием Аллаха, горят желанием еще лучше познать Его и переполняются любовью к Нему. Они посвящают себя делам, которые приближают их к Аллаху и сулят благо им и окружающим.

Всевышний назвал мирскую жизнь украшением, потому что люди жаждут богатых нарядов, великолепных яств, восхитительных напитков, роскошных средств передвижения, огромных домов и дворцов, высокого положения в обществе и многого другого. Господь также назвал ее похвальбой между людьми, потому каждый человек склонен гордиться своими успехами перед окружающими и каждый человек желает, чтобы удача сопутствовала ему во всех в мирских делах, а ореол славы всегда окружал его. Он также назвал ее состязанием в том, чтобы обрести больше имущества и детей, потому что люди испытывают удовлетворение от того, что у них больше богатства и детей, чем у других.

Это — критерий преуспеяния для тех, кто влюблен в мирскую жизнь и связывает с ней самые большие надежды. Такие люди совершенно не похожи на тех, кто осознал подлинную суть мирской жизни и понял, что земной мир — это всего лишь временная обитель, а не постоянное пристанище. Такие люди всеми силами стремятся приблизиться к Аллаху и делают все для того, чтобы попасть в Рай. Видя, как другие пытаются превзойти их богатством и числом детей, они в свою очередь пытаются превзойти их добрыми деяниями.

Затем Всевышний привел мудрую притчу, сравнив мирскую жизнь с ливнем, после которого на земле расцвело множество растений, служащих едой для людей и кормом для скота. Богатый урожай обрадовал неверующих, которых не заботило ничего, кроме мирских благ, но Всевышний Аллах ниспослал им несчастье, которое иссушило и погубило урожай, и тогда земля приобрела свой прежний вид, словно она никогда не блистала своим изумительным по красоте видом и на ней никогда не расцветала трава. То же самое можно сказать о мирской жизни.

Человек наслаждается ею, пока она окружает его своими распрекрасными благами. Стоит ему захотеть чего-либо, как он получает это. Стоит ему приступить к чему-либо, как перед ним раскрываются все двери. Но однажды сбывается предопределение Аллаха, и человек теряет все, что он имел, лишается былого могущества, а то и вовсе расстается с этим миром. Вот тогда он осознает, что он отправился в далекое путешествие с пустыми руками, что он не взял с собой в путь ничего, кроме савана. Горе всякому, кто связывал все свои надежды только с этим миром и трудился только ради этих тленных благ!

Настоящую выгоду человек может извлечь только из тех дел, которые он совершает во благо Последней жизни. Прекрасные плоды таких деяний будут сохранены и навсегда останутся с рабом Аллаха. Вот почему Всевышний Аллах сказал, что в Последней жизни неверующим уготовано тяжкое наказание, а верующим — прощение и милость. Воистину, после смерти людей ожидает либо наказание, либо прощение — третьего не дано.

Кто тратил силы только на приобретение земной роскоши, ослушался Аллаха, отвергал Его знамения и отвечал неблагодарностью на Его бесчисленные блага, тот будет подвергнут мучительному наказанию и познает, что такое адские оковы и цепи и что такое ужас Преисподней. А кто осознал подлинную суть мирской жизни и стремился благоустроить свою Последнюю жизнь, тому будут дарованы прощение и избавление от лютой муки в Аду. Аллах будет доволен им и осенит его Своей милостью в Обители благоволения.

Все это означает, что человек должен быть умеренным в стремлении приобрести земные блага и должен гореть желанием обрести счастье в Последней жизни, ведь жизнь в этом мире — всего лишь пользование обольстительными дарами. Человек использует эти блага, извлекает из них выгоду для себя и окружающих, удовлетворяет ими свои потребности, но он не должен обольщаться ими и надеяться на них, как это делают безрассудные невежды, которых сатана обольстил и сбил с пути.]]

Истинная иноческая жизнь – ежедневный крест

Немощам и неисправлениям, о коих упоминаешь ты в своих письмах, – врачевство одно: отчаиваться отнюдь не надо, а приносить покаяние, смиряться и укорять себя во всем; и так на всякий день полагать начало к исправлению себя, а Господь, видя наше доброе произволение и терпение, подаст и всесильную помощь Свою довершить начатое нами поприще, которое есть, как нам, инокам, и объявлено сие ясно, ежедневный крест: претерпевый до конца, той спасен будет ()… (II, 90,141–142 ).

Монастырь – духовная школа, где происходит преображение ветхого человека в нового

Ты, утомившись мирскими скорбями, болезнями, думала найти покой в обители, ибо тебе казались все, живущие в обители, счастливыми, к чему и ты простиралась: но теперь познала над собой труд и скорбь от немощей душевных и телесных. Точно, надобно считать счастливыми их, потому что они позваны от Бога на служение Ему. Он дарует и покой, но не тотчас, а по мере нашего смирения; между сим же бывают духовные брани невидимого врага; мы побеждаемся и побеждаем, падаем и восстаем, пока утрудимся, познаем свою немощь и смиримся. Бог, призывая нас к себе, сокрывает многотрудность жизни монашеской; ибо если бы мир знал, какие будут воздаяния инокам правоживущим, то все бы пошли в монастырь; а когда бы знали, какие будут искушения и скорби, то никто бы не пошел (Иоанн Лествичник, Степень 1, гл. 23), и мы должны быть уверены, крест наш делан непременно из того древа, которое росло на почве нашего сердца; и ежели оставить нас в безскорбной жизни, то мы впадем в гордость и в разные страсти, а сим совершенно от Бога отдалимся. Ты надеялась в обители вести жизнь смиренную и просто святую и лететь на небо теплейшею молитвою; а теперь, видя в себе холодность, приходишь в уныние, от чего надобно больше бы смиряться, и даже сей духовный крест нести с благодарением. Заметь за собою, когда помолишься с теплотою, тогда не избежишь о себе мнения, и чем далее, тем более можешь приходить в гордость; а при отнятии сего дара и пришедшей холодности невольно должна смириться и иметь себя хуже всех. Ты себя считаешь хуже всех, а это Богу приятнее, мнимых тобою, твоих теплых молитв. Не предавайся унынию, но смиряйся; когда смиришься, тогда и согреется. Читай духовные книги и, видя свое убожество и недостоинство, паче смиряйся. Откровение<помыслов>тебе оттого трудно, что нет смирения; уничтожь себя в мысли, и можешь свободно обнажать свои язвы, и они будут получать исцеление. Искус всему тебя научит (V, 535, 715–717).

Нынче бывают по большей части бедственны участи супружеств: то как можно сравнить с оными райское, тихое житие монастырское? Хотя же и есть брань, но зато надежда воздаяния несравненно больше (IV, 75,186–187 ).

…Вы скажете: везде есть спасение, и в мире с женами можно спастися. Истинно правда! но там более требуется труда к исполнению заповедей Божиих: жена, дети, попечение о стяжании богатства, мирская слава; все сие служит большим препятствием к благоугождению Божию. всем повелено исполнять, а не одним монахам; монахам же точию излишнее: сохранение себя в девстве и нестяжание, которые способствуют к сохранению прочих заповедей. Не заботимся о пище и одеянии, ибо в оных Промыслом Божиим оскудения не имеем… В мирском же житии удобнее увлекаются в преступление заповедей; имуще в сердце залог страстей, не только не пекутся о искоренении их, но и не считают за нужное, и при всяком случае пришедшей вине является действие страстей. Скажем о сребролюбии. Пишет св. апостол Павел (): а хотящии богатитися впадают в напасти и сеть, и в похоти многи несмысленны и вреждающия, яже погружают человеки во всегубительство и погибель. Корень бо всем злым сребролюбие есть. Кто избегает сего злого корения? Всякий старается о стяжании, иногда и с неправдою, с лихоимством, с божбою и прочими небогоугодными делами. Здесь уже не спрашивай о любви к ближнему, о которой Сам Господь так много заповедал во святом Евангелии и святые Апостолы учили. О сластолюбии. Оное также господствует в мире, против коего Господь заповедует тако: да не когда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими ()… Кто себе откажет в наслаждении, от которого разжигается сильнее пламень похоти плотской? А оная отлучает ум от Бога и ввергает в ров страстных плотских падений; за что сколь великие постигают от Бога наказания… Хотя же и позволено имети мирскому жену, но каким он обяжется попечением и печальми! По Писанию же: не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви: а оженивыйся печется о мирских, како угодити жене (). С сим же попечением сопряжены многие скорби и заботы, а паче когда еще несогласие с женою; сети же и козни вражии предстоят на вожделение других, к сопротивлению Божию.

Слава же мирская сколько увлекает человека от Бога и святых Его заповедей, известно из слов Господних: возлюбиша человецы паче славу человеческую, неже славу Божию ()… Видите, что и самая вера от славы человеческой оскудевает, то может ли исполниться любовь к Богу и ближнему?..

Все сии три главнейшие страсти: сребролюбие, сластолюбие и славолюбие многое делают препятствие к исполнению заповедей Христовых, и пребывающему в мире трудно с оными бороться и не быть от них уязвлену… Не с тем сие пишу, чтобы судить мир; это не наше дело, – всем судия, Он силен и из оных многих привести в чувство: скорбями, болезнями или другим каким образом отлучить сердца их от пристрастия мира, вреждающего их, и спасти их души; ибо Он не хощет смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ()… Мир же, о котором пишется, не любити его и который повреждает нас, суть наши страсти, действуемые между людьми, и хотящему спастися и благоугодити Богу невозможно быть не уязвлену от них, от сообращения и упражнения в суете мира и с людьми, плотская мудрствующими, и потому сие к вам пишу, дабы показать, в чем состоит вред от мира для хотящих благоугодити Господу… Что мы все не безгрешны, и в монастыре живущие, в том нельзя прекословить; никтоже чист есть от греха, Аще и един день жития его будет (); в беззакониях бо зачинаемся и во гресех рождаемся и возрастаем (). Однако в монастыре удобнее к восстанию и покаянию: часто исповедуются пред духовником и причащаются Святых Тайн; Аще же случится что на совести, то в то же время прибегают к духовнику, каяся и зазирая себя, и тут же получают и разрешение и остаются в совести спокойны. По правилам отеческим и введенным обычаям в обителях, многие даже и ежедневно очищают совесть свою кратким признанием и исповеданием и малых своих поползновений пред отцем духовным. Сокрушение сердца и соболезнование всегдашнее о грехах и для нас нужно и необходимо. А в мирском обычае едва в год единожды сходят к духовнику на исповедь, но и тогда, за множеством народа, пришедшего к нему на исповедь, весьма кратко с ним изъясняются; в прочее же время года и не подумают поговорить пли посоветоваться с духовным отцом о спасении души, а некоторые два года и более остаются без сего душеспасительного врачевания.

Предложу тебе повесть от старчества, приличную к сей материи: «Брат некий вопроси старца, глаголя: како в мире суще мирстии людие, пост и молитвы презирающе и всякими брашны питающеся, без воздержания ядуще и пиюще, и иже даяти и взимати, друг друга снедающе и по вожделению похотей своих всегда творяще, и в клятвопреступлении дни свои провождающе, и не глаголют, яко падохом или согрешаем, ни от Причащения себя отлучают. Мы же постом и молитвами и бдении и сухоядением пригвождаеми и всякаго покоя плотскаго лишаеми, присно плачуще и сетующе и глаголем, яко погибохом и Царствия Небеснаго отпадохом, и повинни есьмы геенне? Сия слышав старец воздохнув и глаголаше: добре рекл еси, чадо, яко мирстии не падают; падоша бо единою дивным и лютым падением и ниже встати могут, ниже к тому пасти, и кая убо печаль диаволу бороти долу лежащих и николиже возстающих? Иноцы же не тако: но овогда побеждающе, овогда же побеждаемы; падающе и паки возстающе; оскорбляеми и оскорбляют; борими и борют диавола. Мирстии же не к тому; первый бо падеж многаго ради нечувствия приемши, ниже видят, яко пали суть, и отсюду не возстают. Обаче да увеси, чадо, яко не точию аз и ты, иже мнимся иноцы быти, требуем всегда трезвитися и плакатися, но и велиции постницы требуют слез и труда многа"…

Любезный брате! Не подумай, что я пишу к вам из каких-либо видов моих, но единственно от сострадания к тебе; сей мой совет не от моего скудоумного разума, но от Священного Писания и от отеческих учений, оставляю на избрание благого твоего произволения (II, 72, 100–101, 102–104, 105–107, 108 ).

…Все роды жизни имеют свои кресты и утешения, это вам довольно известно, а ежели вы будете представлять себе в семейной жизни одни только удовольствия, а, напротив, в монастырской одни только трудности и кресты, то само собой воля плоти возьмет перевес над духом; а надобно представить себе и тягость семейной жизни, и, напротив, безпечалие о житейских обстоятельствах монастырской, и спокойствие совести, от малых пожертвований собою приобретаемое, то, верно, весовая стрелка станет на стороне монастырской. Святой Апостол не возбраняет жениться, только предпочитает лучше безженное жительство; а тем говорит: скорбь плоти имети будут таковии (). Вам известен образ мирской суетной жизни: надобно подражать всем ее приличиям. Рассмотрите себя, способны ли вы к оному? Вы любите заниматься словом Божиим и учением святых отцов, но так ли это удобно в мирской жизни? И вообще, когда хотите жить благочестно, то не избежите того, о чем святой Апостол говорит: а хотящии благочестно жити, гонимы будут (). Неизвестно еще, какая будет партия? Всем сим рассуждением я не возбраняю вас от светской жизни, равно и не привлекаю к монастырской. Без звания Божия невозможно презреть мир и прелести его. Ожидайте, как о вас устроит; конечно, Его устроение на лучшее происходит; а паче когда свою волю предаем совершенно Его святой воле (I, 16, 49–50 ).

Скорби монашеские и мирские

Получил письмо от К.; пишет, что сын их малютка перешел в вечность; и еще скорбь: в деревне побило градом хлеб; вот какая мирская жизнь, она растворена скорбьми, несравненно большими наших; мы скорбим о душевном устроении, что падаем и Бога прогневляем и не имеем смирения; а они о другом – житейском скорбят, которое поражает сердца их (IV, 47,104 ).

Образ жизни духовной редко кому открыт в миру

Они мирские>не понимают образа жизни духовной, думают, что все равно и тамможно молиться и прочее, но ты теперь отчасти искусила ту и другую жизнь; верно нашла, что тут истинное училище и не можно обольститься мнимыми добродетелями, а тотчас покажут, как далеко еще отстоим от настоящей жизни. А там похвала людей и бесов, и свое мнение подавало бы еще руку к мнимому доброделанию, но ежели бы ты еще пожила дома, то немудрено попасться и в дом умалишенных. Некоторые из мирских называют таковых: «зачитался», а надобно сказать: «впал в прелесть» (III, 104, 218–219 ).

Ты, описавши скорбно проведенную юность твою, признаешь непостижимый о тебе Промысл Божий, пекущийся о спасении твоем. Точно, что бы ты была с твоим пылким характером? и не имея понятия, что должно иметь борьбу со страстьми и смирением привлекать милость Божию. К сожалению, эта наука редким известна в мире: а ежели что и делают доброе или не падают, то и это служит пищею самолюбию, которое, в свою очередь, поддерживает их (III, 231, 386 ).

Несогласие и раздоры в семейной жизни – наказание Божие, попущенное за грехи

Бывает же в замужстве несогласная жизнь и оскорбление от супруга, что есть явное наказание Божие, попущенное за грехи; но как ныне свет, большею частию, совсем противного мнения и образа жизни, то иногда партии не уступают друг другу в измене; и это есть также наказание Божие, на душе ослепление (I, 45,100 ).

Мир и согласие вместе живущих зависят от самоукорения, смирения и терпения

Немало посетовали мы о скорбных твоих происшествиях; враг не престает воздвигать свои козни к разрушению, а мы, немощные, не имеем против него твердого оружия – самоукорения, смирения и терпения; а напротив, с обеих сторон оправдания, отчего и тяготы друг друга не переносятся; почему не только не видно в вас понуждения к заповеди Христовой, но еще и готовность к преступлениям оных; за то и лишаемся многовожделенного дара Божия – мира и находимся более в смущении (V, 454, 618 ).

Любите укоряющих как благодетелей

…Ты, конечно, веруешь, что всякая скорбь, и от кого бы ни была, попускается от Бога; Он действует людьми как оружием в деле нашего спасения; о сем много есть у святых отцов: Марка, Дорофея, Исаака и прочих; я тебе не назначаю, сама отыщешь; прежде много о сем писал. Ведь все мы хотим спастися, идем к одной цели; но заблуждаем по распутиям, друг друга осуждаем, зазираем, уязвляем; Бог на все это смотрит и попускает сему быти для нашей же пользы; а какой, скажешь, пользы? прочти у старца Паисия в письме к иерею Дмитрию, отчего пришли у него множайшие из братии в такое устроение, что «любили укоряющих как благодетелей» и прочее; благое устроение там увидишь; не оттого ли, что были люди, которые их укоряли и делали другие многие пакости? Видно, им казалось в них нечто дурное, а того в них не было; а иначе нельзя бы было назвать и терпением. Однако не должно считать тех погибшими, ибо и они, в свою очередь, от других теми же действиями очищались; а добрые подвижники считали их не только орудием своего спасения, но и благодетелями, не исчитывая их злобу. В , думаю, вы читали, как ваша братия – сестры пробирали бедную Исидору, сделали ее как злато чисту, а сами-то неужели погибли? нет, они многие получили спасение, им казалось в ней все худое, так, как и нам в людях часто кажется худо, и мы берем на себя сан строгого судии и истязателя, забывая о своих грехах… Что же из сего выходит? Которые благодушно терпят, получают пользу; а нам остается покаяние, и в свою очередь терпение. Помни же слово, что нам кажется в людях худое, а у них или этого нет, или не видят за собою; а нельзя сего отнести суждения и истязания на всех и каждую, и злобную жизнь и нрав (III, 267, 470–471 ).

Любите враги ваша – и ад не одолеет вас

Сплетни же не иное что, как пустые сплетни; и надобно бы потерпеть, когда что на кого возносят; а тут пойдут исследования, а там вражда; и какая из сего польза? Я уже и не знаю, что делать. Но кто хощет идти правым путем, того и целый ад не может поколебать от правого пути, когда утвержден на Евангельском кресте терпения и смирения и заповеди: любите враги ваша. Нам нужно всякому входить в себя и смотреть, как еще далеки от исполнения заповеди о любви и ношения тяготы ближнего, к чему и должно себя нудить, ибо нуждницы Царствие Небесное восхищают (). Ты упоминаешь о некоторых вашей обители смущениях: где их нет? Конечно, сердцу больно; но воззришь на себя, найдешь и в себе, т. е. в обители сердца нашего, еще и более крамолы и смущений. Постараемся умиротворить оные в себе, и все умиротворятся, около нас обретающиеся (V, 271, 394–395 )

Проявления благочестивой христианской жизни

Возлагайте упование на премилосердого Господа и на заступление Пречистой Девы Богородицы; молитесь за оскорбляющих вас; приносите покаяние в согрешениях своих и оставляйте тем, кои вас оскорбляют. Вот наш христианский долг! Скорбное же что случится, принимайте с покорностию воле Божией, ибо без воли Его никтоже и ничего нам сотворити не может; а Он, по всепремудрому Своему Промыслу, вся действует к нашей пользе и спасению. Никто не избегает скорбей, и богатые и славные земли не избегают оных, по недоведомым нам судьбам Божиим. Тесный и прискорбный путь вводит в живот вечный, и многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие ()… Буди воля Господня на нас. Здешнее временно, а будущее вечно (I, 440, 734–735 ).

Смирение Христово памятуйте, сознавайте свою немощь, вините себя, а не других, понуждайте к удержанию себя от худого навыка; просите от Бога помощи, и Он, видя ваше произволение благое, пошлет Свою помощь, с коею удобно победите всякую страстную немощь. Но при всем том надобно иметь смирение, которое упраздняет все силы вражии; откровение другим своих немощей с самоукорением есть путь ко смирению, потому вы имели и ослабу в оных после откровения. Небольшая рассеянность в сообществе единомысленных и пекущихся о спасении не может вас повредить, но принесет пользу; только надобно стараться видеть в других хорошую сторону, ибо: око благо не узрит лукава, а за собою замечать и малые недостатки, которые врачевать вседневным покаянием. Домашнее занятие, сад и огород, необходимы для физического нашего состава, а между оными уделять время на чтение и молитву, яко нужнейшие для души (I, 22, 56 ).

…Пока есть для вас необходимость жить в мире, собственно для устроения детей ваших, живите; пекитесь более всего о исполнении заповедей Христовых; для познания же оных читайте святое Евангелие и Апостольские Деяния и Послания, также и святых отцов учения, о страстях и добродетелях нас учащие; проходя путь жития, познавайте свою немощь, смиряйтесь и приносите Господу покаяние о неисправлении; отнюдь же не полагайте надежды на дела свои, но на милосердие Божие. Правило молитвенное исполняйте по силе и, по возможности своей, более с чувством мытаря, а не фарисея. Св. Исаак пишет: «кто не помышляет себе быти грешна, его несть благоприятна пред Богом» (Слово 55). За высокое делание и за большое правило не беритесь; тот же св. Исаак поучает, что «умеренному деланию цены несть». Но храните совесть свою. Воздаяния же здесь не ищите в утешении, оставьте это на волю Божию: Он знает, когда дать. Пока сего для вас довольно, а ежели воззовет вас Господь пойти вслед Его и вселиться во святую обитель, тогда и путь жития откроется вам практикою, а не теориею (I, 72, 750–751 ).

При внешних заботах надо иметь попечение и о будущей жизни

…Надобно при внешних заботах и попечениях иметь попечение и о будущей жизни, приобретать то богатство, которое туда с нами пойдет, и стяжать такое одеяние душе своей, в котором бы можно внити в чертог Небесный! Вы скажете: «скуден есмь и наг» – время еще есть; торг не разошелся; приобретайте, есть много средств к тому. «Не судите и не осуждени будете; отпустите и отпустится вам», и при скудости добродетели, помогает нищета духовная, которую блажит Сам Господь. Не можем взойти на высоту добродетелей, снидем во глубину смирения; а оно и едино, кроме дел, сильно о нас ходатайствовать ко Господу. Мытарь оправдался чем? – смирением! разбойник – покаянием. Да будут сии две нищие и последние добродетели с нами: то из последних соделают первыми; и дарует Господь вся нужная, довольная и полезная (I, 338, 670 ).

Где бы мы ни находились, везде надо исполнять заповеди Божии

Стремление к приближению к Богу есть звание Его, к которому надобно присовокупить наше содействие, исполнением святых Его заповедей: где бы мы ни находились, в пустыне ли или в сообществе, в мире или в монастыре, – везде надобно пещись о исполнении заповедей, и везде есть искус произволению нашему и противоборство со стороны врага, попущением Божиим бываемое. А мы должны самовластие наше преклонять к исполнению воли Божией. Видя же свою немощь или неудобство, как вы пишете, надобно повергать себя пред величием Божиим, прося Его помощи и заступления от врагов видимых и невидимых; получивши же помощь и исправив что благо, берегитесь помысла, хвалящего вас, а других осуждающего; это также сеть вражия, завлекающая в высокоумие и все плоды добродетелей отъемлющая (I, 92, 195–196 ).

Преступая заповеди, лишаемся благодати Божией

…Мы одарены от Бога разумом и волею свободною и ограждены святейшим Его законом; оными душевными силами нашими должны мы избирать и следовать закону Божию, уклоняясь всего того, что противно воле Божией, в законе Его изъясненной. Как же скоро человек волею преступит заповедь Божию, то уже и получает от Бога наказание духовное: он лишается благодати Божией, изнемогает в хотении и избрании лучшего, кое (т. е. хотение) не преклоняется на доброе, помрачается в разуме и, делаясь рабом страстей, уже неволею влечется к оным и приемлет от них, вместо удовольствия, наказание (I, 53,118–119 ).

Сделанный вами вопрос превышает мой ум: как помочь тому, что мы, обременяя ум, душу и духовную жизнь оставляем в запустении? По скудоумию моему, мне кажется, нужны и необходимы и науки поставленным Промыслом Божиим на таком пункте, с которого должно отражать стрелы вражии, пускаемые на Православную , дабы сохранить в целости и в чистоте святое учение, на котором основывается и наше спасение, но подобает и сия творити, и оных не оставляти (), то есть пешись о душе и духовной жизни, начало которой не от умозрений, но от делания заповедей Божиих начинается и совершается; а умозрения или видения даруются по мере очищения от страстей и водворения смирения (II, 14, 22–23 ).

Чрез внешние наши действия познается и внутреннее устроение

Вы упомянули, что требуется от вас внешних исправлений, а не внутренних; чрез внешность познавается и внутреннее наше устроение; когда вы печетесь о внутреннем благом устроении, то и внешнее исправляется; а когда корень свят, то и ветви святы; а вы доказываете худое ваше устроение, смущаясь за укоризны; посему вы только мните, что занимаетесь внутренним, а когда послано вам ко искусу, то и видите себя отстоящими далеко от сего; познавайте ж свою немощь и смиряйтесь… (V, 466, 631 ).

Вы пугаетесь при мысли о тесном пути: боитесь ложного стыда миролюбцев, насмешек, преследований и озлоблений: но все это происходит от самолюбия, гордости и от маловерия; по мере веры вашей и смирения, и страх сей исчезнет. Когда веруете, что без Божией воли и влас главы нашей не погибнет, то кольми паче касающееся до чувств сердца не может быть без Его воли, а когда что и случится, то, верно, к искусу нашему и для пользы нашей, по Его воле попустится; тут надобны: вера и смирение, покорность воле Божией и о укреплении (1,89,192 ).

Одно сохранение девства не спасет человека

Ты с чувством слушала в житии св. апостола Фомы о девстве и целомудрии, и «горящим желанием возжелала сохранить свое девство, да сподобишься с мудрыми девами наследовать чертог Жениха Небесного». Но не одно девство нужно для сего; девы же были, но не вошли потому, что не имели в сосудах своих елея, и светильницы их угасли. Пока есть торг и не затворены двери чертога, приобретаем елей сей деланием заповедей Божиих и смирением; а случаи всегда к оному готовы, чтобы познать свою немощь; а где немощь наша, там не можем считать себя лучшими других (III, 258, 448 ).

Промысл Божий в духовной жизни

Описанное тобою четырехдневное устроение показывает тебе изменение нашего устроения и случаев прискорбных и утешительных; и в сем действует всепремудрый о нас Божий Промысл, по мере душевного нашего устроения; и дабы мы в скорбях и в мучительстве страстей прибегали к Нему, прося Его помощи и заступления. Никого не обвиняй, но считай себя достойною скорбей и смиряйза страстные мысли или движения, за кои и попускаются скорби; равно и ко искусу твоего устроения, чтобы ты познала, что в тебе много кроется многоразличных страстей: гордость, тщеславие, гнев, ярость, зависть и прочие… а познавши, старалась о искоренении их; видя же свою немощь, смирялась и просила бы от Бога помощи; не будь же случаев, показывающих тебе твои страсти, то ты не можешь их познать, но увлечешься в мнение о себе и в гордость; что всего противнее Богу. Ежели ж угодно будет Богу чем тебя утешить, то не увлекайся и не мни, что ты будто того достойна; и не думай: аз рех в обилии моем: не подвижуся (); но помни следующие слова псалма: отвратил же еси лице Твое, и бых смущен (). Наблюдай во всем средину и старайся приучать себя к равнодушию, как в радостях, так и в скорбях. Знай, что скорби не отвне приходят, но от нашего устроения бывают (III, 194, 332–333 ).

Дорогие братья и сестры, мир вам и милость Всевышнего!

Братья, по-моему, какие-то уставшие. Нет!? Они все постятся в месяц Рамазан. Одной из целей месяца Рамазан является то, как говорит Всевышний в Коране: “О уверовавшие, вам предписан пост, так же, как и для тех кто был до вас. “

И цель этого в чем!? Примерно за два часа успеть поесть как можно больше кибабов, поколе и.т.д. В этом ли цель месяца Рамазан? Нет! Цель месяца Рамазан в том, чтобы ко времени его завершения у вас появилась глубокая связь с Аллахом. Чтобы у вас была глубокая связь с Аллахом. Чтобы вы стали людьми Такъва (богобоязненности). Это и есть смысл месяца Рамазан. И поэтому каждый из нас должен спросить себя: стал ли этот месяц Рамазан причиной нашего духовного роста. Стали ли мы людьми, приблизившимися к Аллаху или же для нас этот месяц прошел, также как обычно: то есть мы воздержались от еды и питья, не имели близости с женой, а кроме всего этого, остальное мы совершали так же, как и в другие месяцы. Цель месяца Рамазан - стать богобоязненными людьми к его завершению. Воздержание от еды и питья - это катализатор того, стали ли вы богобоязненными людьми. Но это не является основной целью месяца Рамазан. Цель в том, чтобы к концу вы духовно стали сильнее. Чтоб у вас возникла глубокая связь с вашим Творцом. И это значит, что те вещи, которые запрещены, становятся еще более запрещенными. Есть, пить и сближаться с женой в общем дозволено, но то, что дозволено в общем, в месяц Рамазан становится запретным. А как насчет тех вещей, которые итак запрещены!? Каково их положение!?

Одна из этих вещей, что отдаляет человека от богобоязненности -это обман мирской жизни. Сама мирская жизнь. Почему? Потому что мы все люди и мы подвержены воздействию всего окружающего. И по этой причине, если вы живете в духовно здоровом обществе, это помогает вам развиваться духовно. И еще, потому что мирская жизнь значит - нечто близкое. Нечто близкое к нам. А ахират как бы другое и соответственно нечто далекое. То есть мирская жизнь - это нечто ощутимое. Мы можем почувствовать мирское и оно повсюду вокруг нас. Ахират основывается на имане (вере). И вот почему многие люди обмануты мирским. Мирское овладело их жизнями. Я имею ввиду, сколько интеллигентных людей мы видим вокруг, которые никогда не задумывались о смысле своего пребывания на этой земле. Они идут по жизни, даже не задумываясь о её смысле на этой земле. Они знают, что их обувь имеет предназначение, что их куртка имеет предназначение. Но каково предназначение человека на земле!? Зачем Аллах создал человека? А люди же обмануты мирским. Ну вы представьте, кто выбирал когда и где ему родиться. Кто выбирал место рождения в Клаптоне или же в восточном Лондоне? Нет! Вы не выбирали. Аллах выбрал… для вас то, где вы родитесь и в какое время. Если бы выбор был за вами, то вы скорее не пожелали бы родиться в глубинах Пакистана, Бангладеша, Сомали или еще где-то. Так что вы пришли в эту жизнь не по своей воле. И клянусь Аллахом, когда ангел смерти постучит в вашу дверь, не будет отсрочки, смерть придет к вам и вы покинете этот мир тоже не по своей воле. У вас не будет выбора и вы не сможете сказать: нет, нет, нет мне еще нужно сделать кое-что. Или мне все еще осталось 6 месяцев быть президентом исламской ассоциации. Или же, мне осталось собрать еще пару сотен тысяч до своего первого миллиона. Позволь мне заработать мой первый миллион. У вас не будет никакого выбора. И вы уйдете из этой жизни не по своей воле. Вы пришли в этот мир не по своей воле и уйдете из этого мира не по своей воле. Так что же заставляет вас думать, что вы можете делать все, что пожелаете с момента рождения до смерти?

Жизнь - это доверенное нам от Аллаха и каждый хочет иметь здесь успех. Но каково определение понятия успех? Когда Аллах говорит об успехе, что же Он сказал?

Он говорит: «Кто бы не был отдален от огня и вошел в Рай тот преуспел».

Затем Аллах говорит непосредственно другое: «Но это мирское, эта жизнь сама по себе - ничто иное, как обман», так как Аллах знает, что большинство людей отдалены от Аллаха, они потеряли смысл своей жизни и обмануты мирским. Обмануты, потому что основой их смысла жизни является только мирское. И на что это похоже!? Это похоже на сон. Вы же все видите сны. Вы видите сон и в этом сне вы едете на феррари в Калифорнии, у вас также имеется прекрасный особняк, вы наслаждаетесь, да и вообще верите, что это все по настоящему. А затем вы просыпаетесь, открываете свое окно и видите там свое пежо 306. И вы все еще на востоке Лондона. Ну я не знаю, как там на востоке Лондона, я обычно щучу по поводу Бирмингема. Вы осознали, что тот сон был иллюзией. Вы поняли это. А с другой стороны, вы иногда видите во сне, что вас избили и вам больно. И вы чувствуете эту боль. А после пробуждения вы осознаете, что это был всего лишь сон. Вот на что похож этот мир. Алиасхаб, да будет доволен им Аллах, говорил, что все люди спят, и они проснутся только когда умрут. Вы думаете, что бодрствуете, но на самом деле вы спите. И только когда вы умрете и увидите истинность земной жизни и вечной жизни, вот тогда вы всецело осознаете, что мирская жизнь - это обман. И это и есть ваше пробуждение.

Во времена Пророка Исы, мир ему, был человек, который хотел сопровождать Пророка Ису, мир ему. Так он сказал: О Посланник Аллаха, можно ли мне сопровождать тебя? И пророк Иса, мир ему, разрешил ему. Спустя немного времени, когда они уже были в пути, пророк Иса, мир ему, сказал ему: пойди купи три лепешки! Лепешки были даже в те времена. Он пошел. А потом он спросил себя: нас всего двое - я и Иса, а для кого же третья лепешка!? Так, он сам и съел её. По его возвращению, пророк Иса, мир ему, спросил его: А где же третья лепешка? Он сказал, что третьей не было. Они продолжили путешествие. И пророк Иса, мир ему, купил козу, заплатив хозяину козы ее стоимость. После чего он вознес мольбу Аллаху. И это коза сама принесла себя в жертву, содрала шкуру с себя и начала жариться. А этот человек в шоке стал произносить: Аллагьу Акбар. СубхнАллах. МашаАллах. Как это произошло? Пророк Иса, мир ему, же говорит: Я прошу тебя именем Того, Кто осуществил это чудо, скажи мне что случилось с третей лепешкой? Где она? Тот человек ответил: валлахи, билляхи, таллахи, я не знаю. Так они пошли дальше и подошли к реке, а там не было лодки, чтобы пересечь ее. Тогда пророк Иса, мир ему, ударил своим посохом по земле и река разделилась. И этот человек видит все это и говорит: Аллаху Акбар, СубханАллах, что за чудо. Пророк Иса спрашивает его: я прошу тебя именем Того, Кто сделал это чудо, скажи мне где третья лепешка? Тот снова отвечает Валлахи, билляхи, таллахи, я не знаю. Не было третей лепешки. Позже они достигли пустыни и решили передохнуть. Пророк Иса сделал из песка три песчаные кучи, после чего вознес мольбу Аллаху и Аллах превратил эти три кучки песка в золото. И пророк Иса, мир ему, поворачивается к нему и говорит: это мне, то тебе, а третий кусок золота для того, кто съел третью лепешку. Этот человек сказал: валлахи, билляхи, таллахи, это я съел ее, я съел ее. Тогда Пророк Иса, мир ему, сказал: ты иди своим путем, а я пойду своим. Человек же этот ликовал, ведь он получил земное - три куска золота. Затем там проходили трое разбойников. Они увидели этого человека с тремя кусками золота. И они убили его. Затем один из них сказал другому: пойди купи лепешек. Один из них уходит, чтобы купить поесть что-нибудь. А тот, который остался ждать, подумал: когда тот вернется, я убью его. Отправившийся за едой, в свою очередь, подумал: я добавлю яд в эту еду, он ее поест и умрет. Он вернулся с едой. Напарник его убил, а затем съел лепешки и тоже скончался.

Мирское остается на месте. Но человек покидает его. Человек оставляет мирское. Однажды пророк Иса, мир ему, увидел мирскую жизнь в виде прекрасной шальной женщины и спросил ее: кто ты. Она же в ответ: я - мирская жизнь. Он спросил: сколько партнеров у тебя было? Она ответила: у меня их было миллиарды. Каждый, кто ходил на поверхности этой земли был моим партнером. Он спросил: и к скольким из них ты была верна? Она же сказала: Ни одному! Тогда пророк Иса, мир ему, сказал: глупец тот, кто влюбляется в тебя после того, как он увидел то, что ты сделала со своими предыдущими партнерами.

Вот почему Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: Не забывай своего удела в этом мире!

Имам Куртуби говорит, что твой удел из этого мира - это ваш саван.

Единственное, что вы возьмете с собой из мирского, - это ваш саван. Ведь вы не сможете взять с собой все остльное. Все: ваши машины, банковские счета, абсолютно все - свою популярность, власть, прекрасные дома и красивые одежды, все остается здесь. То, с чем вы уходите в могилу - это два куска савана. И все! Это и есть реальность мирской жизни. Но мы часто обманываемся мирским.

Один из прекраснейших примеров, который я приводил сотни раз о реальности мирской жизни - это пример приведенный имамом аль Газали. В этом примере он говорит о человеке, который пробирается через джунгли. Он оглядывается назад и видит, что за ним гонится лев. Он бежит. Подбегает к колодцу и прыгает в него. Падая, он хватается за веревку и вздыхает с облегчением. Затем он смотрит и видит, что лев над ним и ждет его. Он смотрит вниз и видит большую змею с открытой пастью, которая ждет, пока тот упадет. И все, что у него есть, - это веревка. Потом, через некоторое время он видит на веревке двух мышей, черную и белую, которые начинают грызть эту веревку. Над ним лев. Под ним змея. И единственная поддержка - это веревка… и ее сейчас начинают грызть. А перед собой он видит медовые соты. Смотрит на эти соты и кладет свой палец туда. Берет мед на палец, потом ставит на язык и пробует на вкус. Сладость меда моментально заставляет забыть его льва, змею и двух мышей.

Имам аль Газали говорит: лев - это смерть, которая всегда преследует тебя. Змея - это твоя могила, в которую уложат каждого. И если это хороший человек, то он окажется в райских садах. А если же это плохой человек, то он будет в яме ада. Веревка - это его жизнь. Черная мышь - означает ночь. А белая - это день. И они постоянно грызут на протяжении твоей жизни. Что касается меда, то это дунья (мирская жизнь). Человек пробует сладость жизни и забывает смерть, забывает могилу. Он забывает о том, что придет день и он умрет и ему придется предстать перед своим Создателем. И это есть реальность мирской жизни. Вы когда-нибудь ходили на кладбище!? Вы когда-нибудь видели….. могильные камни!? Многим из тех, кто там лежит от 18-ти до 25-ти или от 18-ти до 75-ти лет. Вы понимаете, что эти люди проводят больше времени под землей, чем над. Многие из них были намного сильнее, чем я и вы, прекраснее, чем я и вы, они обладали большим имуществом, силами и знаниями. Они пришли и ушли. И разумный человек тот, кто готовится к вечной жизни. Но иногда то, что окружает нас, заставляет забывать об этом.

О цели нашей жизни. Пророк, мир ему и благословение, как-то рассказал о трех людях, которые жили во времена сынов Исраиля еще до Ислама. Было три человека. Один был прокаженный. Второй был облысевший. А третий был слепым. И Всевышний Аллах пожелал испытать этих людей и послал к ним ангела в образе человека. Так этот ангел направился к прокаженному. И ангел сказал ему: Чего больше всего ты желаешь на этой земле? Человек ответил: больше всего я хочу в этой жизни, чтобы Всевышний Аллах даровал мне хорошую кожу со здоровым цветом. Потому что люди избегают меня. Люди избегают меня. А мы часто видим подобное в наши дни, люди стали слишком поверхностно относиться к другим людям. Они не судят вас по вашим действиям, не судят по тому, какой у вас характер, они судят вас на основе материальных средств: какую машину вы водите, где вы живете, насколько хорошо вы выглядите….. Всевышний Аллах создал человека не по его выбору. Вы видите людей, которые ездят на больших машинах, у которых много денег на счету, готовы ли они разделить эти деньги с вами!?? Нет! Парень на большой машине никогда и не думает о нуждающихся друзьях. Что же говорить о людях!? Вы готовы подлизываться человеку ради какого-то куска металла? Разве такое подобает мусульманину!?

А ведь было время, когда людей судили по их характеру. Если бы Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, оценил Биляла, да будет доволен им Аллах, по цвету его кожи, а такое имело место быть в обществе, то он никогда не освободил бы его. Но Абу Бакр оценивал Биляла по его характеру, по его богобоязненности и поэтому когда он увидел Биляла, которого подвергали пыткам, то отправился к Умайи и сказал: продай мне Биляла. Умайя ответил: я продам его тебе, потому что ты тот, кто испортил его. Абу Бакр спросил: Сколько? Умайя ответил: 10 золотых монет. Тут же Абу Бакр пошел домой и принес 10 золотых монет и отдал их Умайи. Тогда Умайя начал смеяться. Абу Бакр же спросил его: О Умайя, что заставило тебя засмеяться? Умайя сказал: Причина моего смеха в том, что если бы ты поторговался со мной, если бы ты поторговался со мной, и предложил бы мне одну золотую монету, то я продал бы Биляла тебе за одну золотую монету. А Абу Бакр сказал: Клянусь Аллахом, о Умайя, если бы ты поторговался со мной и попросил бы у меня сто золотых монет за Биляла, Я отдал бы тебе сто золотых монет…..Потому что Билял стоил того. Так Абу Бакр освободил Биляла. Билял был рабом… он был рабом, но вырос до такого уровня, что Абу Бакр - правитель своего времени говорил: Сайидуна (господин) Билял. Умар в свое время говорил: сайидуна Билял. А Халид бин Валид!? Когда Умар будучи правителем в свое время хотел наказать его и хотел забрать чалму с его головы, кого отправил Умар!? Он отправил Биляла. Кем был Халид? Халид был сыном Валида ибн Мугиры. Он был мечом Аллагьа и сыном Валида ибн Мугиры, который являлся бесспорным лидером…люди думали, что это Абуталиб, но именно Валид ибн Мугира был бесспорным лидером курайшитов. А Билял был рабом, но когда он стал мусульманином, когда у него возникла связь с Аллахом, Умар отправил его и он взял чалму Халида ибн Валида.

Но сегодня мы оцениваем людей по одежде, которую они носят. Обувь «Прада»и брендовые часы. Что, разве это традиция мусульман!? Если вы хотите судить людей по их виду или же по одежде, которую они носят, тогда позвольте мне сказать вам. Когда Пророк, мир ему и благословение, покинул этот мир, он оставил несколько кусков материала. 11 кусков ткани. Когда Абу Бакр покинул этот мир, у него было 14 кусков материала.

Когда умер Умар ибн Абдулазиз…Кем был Умар ибн Абдульазиз!? Умар ибн Абдульазиз, да будет доволен им Аллах, был одним из самых могущественных людей на поверхности этой земли. В предании упоминается, что его халифат распространился от Китая до Испании. От Кавказа до глубин Африки. И когда он умирал, на нем была старая одежда. Тогда некто сказал его жене: поменяй ему одежду. Она же промолчала. Он же снова ей говорит: послушай, он умирает, поменяйте ему одежду. Она снова промолчала. И в третий раз он сказал то же самое, но уже сердито. Тогда жена повернулась к нему и сказала: Клянусь Аллахом, это единственная одежда, которая имеется у него. Это единственная одежда, что у него есть. Но история упоминает Умар ибн Абдульазиза за его благодеяния, оставленные им после себя, за его услужение, которое он оказывал людям. Вот почему он был запечатлен в истории.

Так этот прокаженный говорит ангелу, что он больше всего желает красивую кожу и прекрасные волосы. Ангел спросил: чего ты желаешь из материального. Человек ответил ему: из материального я хочу, чтоб у меня была верблюдица. Тогда ангел даровал ему беременную верблюдицу, затем сделал дуа для благодати, после этого удалился.

Далее ангел направился к человеку, который страдал облысением и поврежденной кожей. Ангел спросил: чего ты желаешь? Тот ответил: я желаю, чтобы Всевышний Аллах даровал мне волосы, так как люди избегают меня. Тогда ангел провел рукой по его голове и Всевышний Аллах даровал ему здоровые волосы. Затем ангел спросил: а что ты хочешь из материального? Человек сказал, что хочет получить корову. И ангел дал ему беременную корову. Затем сделал дуа для благодати.

И то же самое ангел сделал со слепым. Он вернул ему зрение и даровал ему беременную козу. А после всего этого, Всевышний Аллах пожелал испытать этих людей снова. Потому что эти блага даровал им Он. Так Всевышний Аллах послал к ним другого ангела. Но теперь уже в виде нищего. Так ангел направился к тому человеку, который страдал проказой. И сказал ему: я очень далеко от своего дома, у меня нет ничего. А у того человека уже имелось целая долина полная верблюдов. И ангел говорит: я далеко от своего дома и у меня нет никого, к кому бы я мог обратиться, кроме Всевышнего Аллаха, а после Аллаха ты. Из всех имеющихся у тебя сотен и тысячи верблюдов, даруй мне одного! И Субх1аналлагь! Он сказал: У меня слишком много обязанностей. У меня слишком много ртов, которые я должен кормить. У меня слишком много устремлений.

У меня нет времени для людей в Пакистане. Мне ведь нужно купить себе айфон. Мне ведь нужно купить себе большую машину. Это мои устремления. А те люди в Пакистане согласно тому что сказал Всевышний Аллах и Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Верующие как одно тело. Если болит голова, то и все остальное тело чувствует себя плохо».

Видите ли нет времени для них. Потому что у меня большие устремления. Это ведь то, что Аллах говорит о неверующих.

Он говорит (смысл): «Оставьте их кушать и пить. Их желания и любовь к своим стремлениям обманут их. Позволь, чтоб их любовь к стремлениям обманула их. Скоро они вернутся к Аллаху и Аллах покажет им».

Так этот человек сказал: у меня слишком много обязанностей. Тогда ангел спросил: Ни ты ли тот человек, который страдал проказой… а потом Всевышний Аллах дал тебе все это!? Нет, нет…, не я!? Это все я получил от своих предков. Это все я унаследовал. Тогда ангел проклял его и сказал: Если ты лжешь, да вернет Аллах тебя в прежнее состояние. И Аллах вернул его в прежнее состояние.

Затем ангел направился к облысевшему человеку. И там состоялся такой же разговор. Слишком много ртов, которые нужно кормить. Слишком много долгов, которые нужно выплатить. Слишком много желаний. Как сказал поэт: «Увы, но сколько желаний полегло в глубине могилы». Каждый мужчина и каждая женщина, которые умирают, имеют свои желания, но вы никогда не осуществите их, потому что такова сущность мирской жизни.

Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Если бы у сына Адама, т.е. человека имелось золото равное двум долинам, он бы стремился к третей. Это никогда не заканчивается».

Далее тот ангел направился к человеку, который был слепым. И сказал ему: я бедняк, находящийся далеко от своего дома, даруй мне одну из этих коз. На что человек ответил: Клянусь Аллахом, из всех коз, которых ты видишь здесь у меня, бери какую только пожелаешь, потому что Аллах наградил меня ими. Аллах даровал мне их. Тогда ангел сделал дуа за этого человека, чтоб Аллах еще больше увеличил ему блага.

Такова сущность, мои дорогие братья и сестры. Люди страдают. Не дайте мирскому обмануть вас! Потому что у мусульман есть такое понятие, как барака (благодать). Когда вы тратите что-то ради Аллаха, Аллах тот, Кто дает и Аллах тот, Кто увеличивает, и Аллах тот, Кто дает благодать. Всевышний Аллаз обещает: «Если вы будете Мне благодарны, Я увеличу ваше состояние». Что значит благодарность!? Не знаю насчет других, но в основном азиаты говорят: шукр, шукр альхамдулиллях. И все. Наилучший шукр - это когда вы тратите и используете то, что даровал вам Аллах, ради Его же довольства. Вот это и есть наилучшая благодарность.

Пророк, мир ему и благословение, сказал: Это приводит имам ат-Тирмзи в своей книге: «Три вещи относительно которых я клянусь: Не уменьшится богатство человека, если он потратит его на пути Аллаха». Во времена Пророка, Пророк, мир ему и благословение, пришел домой и спросил Айшу, да будет доволен им Аллах: «приходил ли кто-нибудь в этот дом?» Приходил один человек. Но все что у нас было это совсем немного еды для тебя и сохранила ее для тебя. Тогда Пророк сказал: «Нет, нет, Айша! То что ты потратила, это и было бы сохраненным для меня, потому что оно находилось бы у Аллаха и сохранилось бы у Него». Все, что у вас - исчезнет. А все, что хранится у Аллаха - останется. И это оказало глубокое воздействие на Айшу.

После смерти же Пророка, мир ему и благословение, нищий пришел в дом Айши, да будет доволен им Аллах,. И рабыня Айши по имени Барира открыла дверь. Нищий промолвил: о семья Посланника Аллаха, дайте мне что-нибудь! Она сказала, что у нас нет ничего. А Айша же услышала это и спросила: Кто это? На что Барира ответила, что это попрошайка. А все, что у нас есть - это горсть ячменя для вас, чтобы открыть пост. И это было во время послеобеденной молитвы. Айша же сказал: отдай ему! Аллах наделит. Она отдала. Наступило время вечерней молитвы, а еды нет. Так Айша открыла свой пост просто водой и начала совершать вечерний намаз. А Барира сидела рядом и она немного с сарказмом, ну так шутя, сказала: Да, Аллах наделит. Аллах обеспечит. После чего сразу раздался стук в дверь. Пришел человек и подарил им козу в качестве подарка. Айша завершила молитву и спросила: О Барира, кто это? Она сказала, что это был человек, живущий неподалеку. Клянусь Аллахом, до этого он ничего не давал нам, но сегодня он принес нам козу. И Айша сказала: О Барира! Разве коза не лучше, чем горсть ячменя, которая была у тебя!? А затем Айша сказала то, что действительно говорит об имане этих людей: Она сказала: Клянусь Аллахом, никто из вас не уверует истинно, пока он не уверует в Аллаха сильнее, чем в то, что на ладони его руки. То, что у тебя на ладони, ты видишь это. Но твоя вера в Аллаха сильнее чем, то, что ты держишь в руках. И мы видим мирскую жизнь. И да сделает Аллах нашу веру в вечную жизнь сильнее, чем в эту жизнь на земле. Да дарует нам Аллах веру, которая заставит нас осознать заблуждение и обман мирской жизни.



 


Читайте:



Учет расчетов с бюджетом

Учет расчетов с бюджетом

Счет 68 в бухгалтерском учете служит для сбора информации об обязательных платежах в бюджет, отчисляемых как за счет предприятия, так и...

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

feed-image RSS