Разделы сайта
Выбор редакции:
- Шесть примеров грамотного подхода к склонению числительных
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
Реклама
Мастер-класс для воспитателей «Логоритмика в жизни детей. Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития |
Черныш Марина Леонидовна, Одним из видов коррекционной работы логопеда является логоритмика. В данной статье вы можете ознакомиться с этим видом деятельности специалистов, занимающихся преодолением отклонений в речевом развитии. Материалы статьи будут полезны молодым специалистам и студентам педагогических вузов. Логоритмика-это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала, с музыкальным сопровождением. Это форма активной терапии, по преодолению речевых и сопутствующих нарушений, путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций, и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды. Занятия логоритмики направлены на всестороннее развитие ребенка, совершенствование его речи, овладение двигательным навыкам, умения ориентироваться в окружающем мире, понимании смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Хочется отметить, что при использовании этого вида коррекции вы помогаете ребенку логопату компенсировать особенности развития личности, связанные с речевой патологией. Занятия логоритмикой являются эффективным методом преодоления речевых нарушений через движение, дыхание и музыку. Они тренируют слуховое восприятие, внимание, память, благотворно влияют на двигательные и речевые расстройства, отклонения в поведении, при коммуникативных затруднениях. Задача логоритмики-скоординировать в единое целое работу дыхания, нервной системы, органов восприятия. Благодаря присутствию музыки, в занятиях удается уменьшать время двигательной реакции, повышать лабильность зрительного анализатора, улучшать память и чувство времени, оживлять условные рефлексы. Планируя занятия по логоритмике, специалист должен включать в работу следующие виды упражнений: Речевые игры; Упражнения на развитие общей, мелкой и речевой моторики; Дыхательную гимнастику; Подвижные игры на развитие общения, координации, психических процессов; Пение. Данные упражнения способствуют развитию голоса, дыхания, артикуляции; снятию тонуса и расслаблению мышц тела. Проводя с детьми задания, включающие в себя элементы психогимнастики, работу по воспитанию звукоподражаний, координации речи с движениями, восприятию неожиданного акцента, чувства темпа, ритма, музыкального размера, устойчивости внимания, переключаемости движений, достигается положительная динамика в преодолении речевых нарушений. Кому полезна логоритмика? Прежде всего ею должны заниматься дети: находящиеся в периоде интенсивного формирования речи; с нарушением темпа речи; нарушением общей и речевой моторики. Учитывая, что дети с речевой патологией имеют особенности поведения в различных видах деятельности, в том числе игровой, логоритмика будет полезна всем логопатам, так как в ней используется целенаправленная игровая деятельность, необходимая для коррекции особенностей поведения этих детей. Заниматься логоритмикой лучше 2-3 раза в неделю, в группе. Необходимо комплектовать группы, учитывая возраст и характер нарушений. Самое важное для педагога применять высокую эмоциональную насыщенность занятий, которая способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию воспитанников. На сегодняшний день у многих детей имеются проблемы с речевым развитием или с движением. Поэтому необходимо давать занятия по логопедической ритмике. Благодаря им малыши научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их крупная и мелкая моторика. Понятие логопедической ритмикиКаждому ребёнку необходимо развивать речь и моторику. Поэтому психологи и педагоги рекомендуют проводить специализированные занятия и упражнения. Лучше всего подойдёт логоритмика для малышей. Она поможет корректировать речевые нарушения, правильно строить слова, слушать музыку и понимать её ритм, интонацию. Логоритмика для малышей - это комплекс упражнений, куда входят определённые звуки, слова, музыка, ритм и движения. С помощью развлекательного комплекса дети быстрее научатся разговаривать, у них лучше будет развиваться не только мелкая моторика, но и крупная. Логопедическая ритмика научит:
Часто у детей наблюдается плохая артикуляции. Поэтому педагоги советуют как можно чаще заниматься в этом направлении. Логоритмика по методике Екатерины ЖелезновойМногим детям не нравится заниматься и выполнять скучные заученные упражнения. Логоритмика Железновой заинтересует малышей. Они с удовольствием будут петь и танцевать. Изначально эти занятия были направлены на слух ребёнка. Впоследствии было замечено, что дети с удовольствием повторяют все звуки и лучше начинают разговаривать. Поэтому методика Екатерины Железновой была усовершенствована. Коротких песен для малышей очень много. Все они направлены на развитие крошек. С детьми можно заниматься по методике Железновой с восьми месяцев. В каждой песне поются слова и звуки чётко, понятно, разборчиво. Поэтому малышам будет несложно повторять сначала слова, а затем и действия. Логоритмика Железновой предусматривает занятия не только с одним ребёнком, но и с группой детей. Их можно проводить в логопедических группах, медицинских центрах, поликлиниках. Чем больше детей участвуют в занятиях, тем интереснее им заниматься. Логоритмика: упражненияКаждое занятие направлено на развитие детей.Ребёнок совершенствует речь и учится ориентироваться в пространстве. Логоритмика для малышей - это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений:
На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. Каждый день время незначительно увеличивается. Логоритмические игрыСуществует очень много занимательных и развивающих методик для детей. Мы выяснили, что есть ещё одна - логоритмика для малышей. По этой методике необходимо заниматься исключительно в игровой форме. Предлагаем ознакомиться с несколькими небольшими играми для самых маленьких: 1. Дует ветер сильно-сильно (машем ладошками на себя). Закачалось дерево (подняли руки вверх и машем ими, всем телом помогаем). Ветер дует меньше-меньше (медленно руки опускаем). Дерево растёт всё больше (руки поднимите и потянитесь на носочках). 2. Стук-стук (кулачком постучали по столу). Кто там? (похлопали в ладошки). Можно в гости к вам? (открываете двери понарошку). Заходите, мы рады гостям (три раза похлопали в ладошки). 3. Мы ехали-ехали (делаете вид, что скачете на лошади). В гости к вам приехали (стучите как будь-то в двери). Мы устали (сели на стульчик). Сейчас мы отдохнём и опять гулять пойдём (весело замаршировали). Все эти стихи и много других сначала учите без музыкального сопровождения. Только тогда, когда дети хорошо их будут знать, пробуйте играть на инструментах. Помните, сначала необходимо заинтересовать малыша, а уже потом обучать. Ведь если будете заставлять, он наотрез откажется заниматься. Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребёнка. Это весело и интересно. Необходимо начинать с более энергичной песни, тогда малышу быстрее захочется поиграть с вами в новую игру. Логоритмика для детей - что это такое? Учитель-логопед: Наумук А.А. Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал - пройдись по парку! Подводят нервы - побегай! Нет сил - сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением - эффект будет усилен во много раз. Чем логоритмика полезна для детей и как это открытие использует учитель-логопед?
Предлагаем поиграть в «Лошадки»: посадите малыша на спину и, придерживая его, покатайте по комнате с криком «Иго-го!». Пусть малыш помогает вам озвучивать забег и подпевать песенку: Нескучного Вам досуга! Еще в середине прошлого века биологи и врачи доказали, что регулярное выполнение определенных движений в заданном ритме способно побороть самые разные заболевания и не только улучшить самочувствие, но и поднять «боевой дух» пациентов. Так появилась сначала общая – лечебная, а потом и узкоспециализированная – логопедическая ритмика. Коктейль из движений, речи и музыки помогает детям научиться красиво и плавно говорить, а в некоторых случаях даже избавиться от заикания. Зачем это надо? Речь – это сложнейший процесс, требующий скоординированной работы дыхания, ротовой полости, нервной системы и органов восприятия: когда хотя бы одна из составляющих дает сбой, разваливается, как правило, весь механизм. Задача логоритмики – сделать так, чтобы все работало слаженно и без сбоев. Кроме того, логопедическая ритмика отлично развивает моторику (общую и тонкую), координацию движений и речевое дыхание и способствует нормализации мышечного тонуса. Занятия логоритмикой тренируют память, внимание и восприятие (особенно слуховое) и весьма благотворно влияют на физическое состояние малыша, помогая ему сформировать правильные двигательные навыки. А в последнее время специалисты обратили внимание на то, что логопедическая ритмика очень хорошо «работает» с психоэмоциональным состоянием детей: непоседливых и легковозбудимых крох она успокаивает, а медлительных и задумчивых, наоборот, подстегивает. Для кого? Логоритмика в первую очередь полезна детям: Дома или в группе? Логоритмикой можно заниматься в группах, работающих при детских поликлиниках или медцентрах. Конечно, в компании ровесников малышу будет веселее, да и возможностей для подвижных игр тут гораздо больше. Но даже самый замечательный педагог не станет подстраиваться под вашего конкретного карапуза. Дома же вы сами определяете, что, когда и как вы будете делать, – и это очень важное преимущество. Но в родных стенах вас подстерегает другая опасность: расслабленный малыш может запросто отказаться выполнять задания. Ну не воспринимает он маму как «начальника»! Тем не менее, начинать заниматься логоритмикой лучше все-таки дома: дайте малышу возможность спокойно освоить основные движения и научиться слушать музыку, а потом, если он заупрямится, передавайте его специалистам. На зарядку становись! Отличительной особенностью ритмики, в том числе и логопедической, является абсолютная простота: все существующие задания без проблем может выполнить человек, не имеющий никакой специальной подготовки. 1. Все упражнения строятся на подражании: взрослый показывает – ребенок повторяет. Специально заучивать речевой материал не надо: пусть все происходит постепенно – от занятия к занятию. На первых порах текст читает только взрослый, побуждая малыша к повторению. Постепенно к чтению подключается и ребенок: когда карапуз будет в состоянии повторить все фразы в правильном ритме и без ошибок, можно отдать бразды правления в его руки. 2. Заниматься логоритмикой нужно всего пару раз в неделю и делать это лучше во 2-ой половине дня. Быстрого эффекта не ждите: о результатах можно будет судить минимум через полгода (а то и год). Важно! Заикающимся детям нужно заниматься 3-4 раза в неделю. 3. Ребенку должно быть интересно и весело. Во время занятий можно и нужно использовать картинки, игрушки, яркую одежду или карнавальные костюмы (если они не мешают двигаться) – словом, любые предметы, которые доставляют малышу радость! 4. Упражнения нужно многократно повторять (из занятия в занятие) – до тех пор, пока они не будут выполнены на отлично. Если освоить то или иное задание не удается, откажитесь от него на некоторое время, но потом обязательно вернитесь обратно. 5. Без музыки – никуда. Подбирайте саундтреки к каждому этапу занятий. Для медленной части подойдут вальсы (например, из «Щелкунчика»), для более подвижной – марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Также имеет смысл запастись детскими песенками и записями звуков природы. 6. Занятия нужно подстраивать под ребенка: если что-то не получается, упростите задание или разбейте урок на несколько совсем коротких частей. Заметили, что у малыша трудности с мелкой моторикой и звуками, – смело увеличивайте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное – соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном – простор фантазии не ограничен. 7. Не расстраивайтесь и не сердитесь, если у малыша что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от упражнения. Наберитесь терпения и не бросайте начатое дело, даже если вы сами уже отчаялись поверить в то, что ребенок когда-нибудь с ним справится. От 0 до 2,5 года Начинать заниматься логоритмикой можно прямо с пеленок, правда, до 2 лет упражнения будут носить пассивный характер. Просто читайте малышу стишок или потешку, одновременно отхлопывая ладонями ритм. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать ручками в такт стихам или музыке. То же самое можно проделывать и с песнями. От 2,5 до 4 лет В этом возрасте дети совершенствуют двигательные навыки, учатся говорить и общаться – именно этим и нужно заниматься на уроках логоритмики. Важно! Если ребенок еще не говорит предложениями, разрешите ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов. 1. Игра «Прогулка»
(развитие общей моторики) 2. Игра «Большие и маленькие капельки»
(развитие чувства темпа и ритма) Взрослый сообщает ребенку, что пошел дождик. Для наглядности можно включить соответствующую аудиозапись и послушать ее с закрытыми глазами 10-15 секунд. 3. Игра «Оркестр»
(развитие слухового внимания) 4. Пальчиковая игра «Домик»
(развитие мелкой моторики) 5. Пение
6. Игра «Ветер»
(нормализация мышечного тонуса, расслабление) 7. Упражнение «Вьюга»
(развитие речевого дыхания) 8. Игра «Прогулка и дождик»
(развитие чувства темпа и ритма, общей моторики) От 4 до 6 лет В этом возрасте речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно сходит на нет. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков. 1. Упражнение «Черепаха»
(самомассаж) 2. Упражнение «Ракета»
(развитие речевого дыхания и голоса) 3. Пальчиковая игра «Строим дом»
(развитие мелкой моторики) 4. Логопедическая гимнастика «Печем пирожки»
5. Чистоговорка на звук Ц
(развитие звукопроизношения) 6. Ритмический танец «Волшебный цветок»
, муз. Ю. Чичков, слова М. Пляцковский (развитие чувства темпа и ритма, координации речи и движения) Есть на свете цветок алый-алый, (шагать по кругу, высоко поднимая колени)
В жизни хочется всем нам, пожалуй, Вспоминая о радостном чуде, (бежать по кругу, поднимая колени)
7. Упражнение «Аист»
(развитие чувства равновесия, нормализация мышечного тонуса) 8. Игра «Ёжик»
(развитие реакции, речевого слуха) От 6 до 8 лет В этом возрасте ребенку подвластны практически все движения, а сам он полон энергии и сил – этим-то мы и воспользуемся! 1. Упражнение «Замри»
(развитие быстроты реакции, творческих способностей) 2. Упражнение «Греем ладошки»
(развитие мелкой моторики, самомассаж) 3. Чистоговорка Р-Рь
(развитие звукопроизношения и мелкой моторики) 4. Ритмическая игра «тук-тук»
(развитие чувства ритма движений и речи) 5. Пение
(тренировка дыхания, голоса и плавности речи) 6. Игра «Разведчики»
(развитие чувства темпа и ритма) 7. Игра «Зеркало»
(развитие умения ориентироваться в пространстве) 8. Музыкально-ритмическая композиция «Веселые путешественники»
, муз М. Старокадомский, сл. С. Маршак (развитие чувства ритма, координации речи и движения). Во время 2 и 3 куплета повторяются движения 1-го куплета. Люди давно заметили, что движение имеет целебный эффект. Устал - пройдись по парку! Подводят нервы - побегай! Нет сил - сделай зарядку! А если движение сопровождается речью или пением - эффект будет усилен во много раз. Чем логоритмика полезна для детей и как это открытие используют логопеды, читайте в заметке нашего эксперта по развитию речи Анны Маковей. Давайте разберемся, что же это такое. Название «логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика! Зачем нужна логоритмика? Занятия эти очень полезны для физического, интеллектуального, речевого и эмоционального развития малыша. Тренируются и укрепляются мышцы, воспитывается чувство равновесия, ловкость, сила, выносливость, способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, координация движений, красивая осанка. Польза для речи и общего развития также велика! Развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности. С помощью занятий по логоритмике можно успокоить слишком активного ребёнка или подбодрить медлительного. Вот какая она волшебная! С какого возраста можно проводить занятия по логоритмике? Возрастных ограничений для таких занятий нет. Можно проводить их хоть с самого рождения! Если Вы любите ритмично шагать с малышом (может с малышом на руках!) по комнате и декламировать стихи - Вы проводите логоритмическое занятие! Поете на ночь колыбельную и ритмично покачиваете ребёнка на руках - и это логоритмика! До того момента, пока ребёнок не заговорит самостоятельно, Вы можете просить малыша похлопать в ладоши (поиграть в «Ладушки-ладушки!») или потопать в такт словам: Ходят по дорожке, зеленые сапожки, Ходят по дорожке, красные сапожки, Помогайте крохе, если самостоятельно он этого сделать не может. Возьмите на ручки и исполните песенку-танец, отхлопайте ладошкой ребенка несложный ритм или отстучите его на клавишах металлофона (ручку ребёнка возьмите в свою): Кап-кап! Кто там? Кап-кап! Что там? Погулять по крыше! Кстати, к детской логоритмике можно отнести многие пальчиковые игры, которые мы используем с младенчества. Например, среди любимых игр Галки-Игралки есть подходящая - «Дарики-комарики» . В качестве логоритмики для малышей постарше (от 1,5 лет) можно проводить любые игры, сочетающие в себе:
Галка-Игралка тоже не оставит вас без логоритмических упражнений. Предлагаем поиграть в «Лошадки» : посадите малыша на спину и, придерживая его, покатайте по комнате с криком «Иго-го!». Пусть малыш помогает вам озвучивать забег и подпевать песенку: Скок-скок, скок-скок! Я лошадка - серый бок! Я копытами стучу! Если надо - прокачу! Малыш может скакать не только на спине у мамы или папы, но и на их коленочках - вот такая логоритмика для всей семьи!) Еще можно поиграть в «Курочек» : возьмитесь за ручки, походите, потанцуйте рядышком, как курочка с цыпленком, полетайте, поквохчите, поройтесь ножками. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Афоризмы и цитаты про суицид |
Новое
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны