Реклама

Главная - Климат
Погасло дневное светило год. Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило

В своих стихотворениях Александр Сергеевич нередко критиковал царскую власть. Из-за этого поэт в 1820 году был отправлен в южную ссылку. Его стихотворение "Погасло дневное светило", анализ которого представлен ниже, пронизано тоской о родных краях.

Кратко об истории создания

Анализ "Погасло дневное светило" нужно начинать с небольшого описания истории написания этого стихотворения. Поэт плыл на корабле из Керчи в Гурзуф в компании семейства Раевских.

В то время Пушкин уже был отправлен в южную ссылку. Раевский взял с собой Александра Сергеевича, чтобы он поправил свое здоровье (в момент их встречи поэт заболел). И на палубе корабля было написано это стихотворение. Во время плавания море было спокойным, но поэт специально сгустил краски, чтобы возникла картина надвигающейся бури.

Жанр стихотворения

В анализе "Погасло дневное светило" нужно определить жанр и литературное направление произведения. Это стихотворение относится к лирике, написанной в лучших традициях романтизма. В тот период Пушкин находился под впечатлением от творчества Байрона. Это произведение было написано в подражание Байрону, о чем стоит рассказать в анализе "Погасло дневное светило".

Можно найти некоторое сходство с его творчеством, но личные переживания и эмоциональность Александра Сергеевича сильно отличаются от байроновского холодного и бесстрастного героя Чайльд-Гарольда. Творение Пушкина следует отнести к жанру философской элегии. Герой прощается с родными краями, местами, где он провел беззаботную молодость. Он находится во власти тоски и печали. Будучи поклонником романтизма, поэт несколько приукрасил свои переживания.

Тема и композиция элегии

Главная тема произведения - это философские размышления героя об изгнании, его тоска о молодых летах. Поэт в своем стихотворении написал, что герой "убежал" из столь милых его сердцу краев. На самом деле поэт вовсе не сбегал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но бегство героя - это отголосок течения романтизма.

Произведение можно условно поделить на три части, о чем нужно рассказать в анализе стиха "Погасло дневное светило". Они разделены повтором про шум паруса и морское течение. Первая часть является вступлением, лирической зарисовкой образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и напевностью. В следующей части раскрывается внутренний мир героя, его переживания и мысли об оставленных родных краях. В третьей же части он задумывается о том, что ждет его впереди.

И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, его отечестве. Герой вспоминает, как он впервые полюбил, как страдал, как проводил молодые годы. Пушкин печалится о том, что ему пришлось расстаться со своими близкими. Главная мысль этих философских размышлений - это осознание и принятие своего прошлого и неизвестность будущего. Любовные порывы не исчезли в душе героя, они являются его стержнем, основой, который не может поколебать никакая ссылка.

Размер и способ рифмования

Далее по плану анализа "Погасло дневное светило" определение стихотворного размера и способ рифмования. Философские размышления написаны разностопным ямбом. Способ рифмования - чередование мужской и женской рифм. Это придает элегии Пушкина живость и делает ее приближенной к доверительной беседе.

Художественные средства выразительности

В анализе стихотворения "Погасло дневное светило" по плану следующий пункт - это литературные тропы. В элегии сочетается простота мысли и возвышенность слога, который получается благодаря использованию поэтом устаревших слов (ветрило, младость) и перифразам.

Это стихотворение насыщено эпитетами, в особенности метафоричными, что делает его строки музыкальными и напевными. Сочетание привычных читателю эпитетов и взятых из русского фольклора приближают стихотворную речь к народной. Также поэт использовал метафоры, которые добавили живости языку.

Несмотря на восхищение от морского пейзажа, Пушкин изображает морскую стихию как равнодушную к его страданиям, а в ветриле (это устаревший вариант слова парус) он видит себя. Поэт считает, что он не проявил достаточно упорства в борьбе и поэтому был вынужден покориться императорской воле и отправиться в изгнание. И во время своей ссылки он предается воспоминаниям о родных краях.

В этих преувеличенных переживаниях можно увидеть юношеский максимализм, который был свойственен поэту. Пушкин не знал, насколько долгой будет его ссылка, поэтому он смотрел на все с мрачной точки зрения. Позже Александр Сергеевич поймет, что и во время ссылки его будут окружать друзья, которые будут его поддерживать. Эта элегия о том, что человек должен уметь принимать свое прошлое и будущее как часть жизненного опыта. Личные переживания придают строкам оттенок доверительности, возвышенности. Сочетание философии и романтизма и талант Пушкина создали одно из лучших произведений романтической лирики.

Стихотворение под названием «Погасло дневное светило» было написано в августе 1820 года. В этом произведении поэт с горечью оглядывается назад, видя, что немало сил потрачено им впустую. Стихотворение, относящееся к жанру философской элегии, считается одним из лучших романтических произведений.

Как было написано стихотворение?

Александр Сергеевич Пушкин всегда открыто выражал свое мнение в различных эпиграммах, адресованных как представителям власти, так и самому императору - информацию об этом также может содержать выполненный школьником анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать, что эти действия поэта не оставались безнаказанными - Пушкин был сослан в ссылку. На пути в Бессарабию поэт сделал несколько остановок, чтобы отдохнуть и увидеться с друзьями. Одним из таких мест была Феодосия - волшебное и прекрасное место, где поэт впервые познакомился с могучим морем. Произведение было написано поэтом ночью на борту корабля, который подплывал к Гурзуфу. Однако Пушкин пребывал в мрачном настроении, и ему показалось, что стихия равнодушна к трудностям человека.

Томление лирического героя

Душа лирического героя переполнена грустью и страданием, тоской по родине. Ведь поэту пришлось смириться с предстоящей ему ссылкой. Смотря на бескрайние морские просторы, лирический герой окунается в воспоминания юных лет и первой любви, когда он мог веселиться и быть действительно счастливым. Но теперь, как считает поэт, эти времена остались далеко позади.

Ему предстоит будущее вдалеке от родного края и уютного дома - данную мысль необходимо включить в литературный анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать: поскольку поэт не знает, сколько времени продлится его ссылка, он решает мысленно проститься со всеми светлыми моментами прошлого, оставить их раз и навсегда позади. Но это свойство может быть расценено как проявление юношеского максимализма. Любые мысли о возможном светлом исходе событий решительно отвергаются автором стихотворения. Он не ждет помощи или утешения, погружаясь в ощущение одиночества и отвержения.

Произведение является образцом романтической лирики - указание на тип стихотворения для хорошей оценки нужно включить в литературный анализ. «Погасло дневное светило», анализ которого рассматривается в данной статье, продолжим еще одним замечанием. В изданиях стихотворений поэта за 1826 и 1829 гг. около названия «Погасло дневное светило» элегия имела дополнительный подзаголовок: «Подражание Байрону». В этой пометке нет ничего удивительного, ведь великий русский поэт любил его произведения. В стихотворении можно найти мотивы, похожие на песни Чайльд-Гарольда. Однако те переживания, которые выразил поэт в своем произведении, не могут сравниться с прощанием Чайльд-Гарольда. В своем творении поэт стремится утрировать свои переживания. Его полностью поглощают ошибки, допущенные в юные годы.

Тема, основная мысль

Темой произведения являются философские раздумья, томление по родным краям. Великий русский поэт описывает лирического героя как «бежавшего», однако это лишь дань традициям романтизма. В действительности поэт был изгнан. Основная мысль произведения заключается в том, что жизнь поэта уже не будет прежней, однако он принимает эти перемены. Лирический герой готов и осмыслить опыт прошлого, и принять неизведанное будущее. Любовь его не угасла - поэт подчеркивает, что в человеке всегда присутствует личностный стержень, который неподвластен внешним обстоятельствам.

Художественные средства

В анализе «Погасло дневное светило» Пушкина школьник может подробно рассказать обо всех художественных приемах, используемых в произведении. Для того чтобы добавить ему торжественности, поэт использует немало архаизмов - «очи», «упоенный», «младость». При этом стоит отметить, что язык стихотворения прост и понятен. Также великий русский поэт использует эпитеты - «томительный обман», «легкокрылая радость», «туманная родина». В произведении читатель найдет и простые, но емкие метафоры - «младость отцвела», «мечта летает». Размер стихотворения - неравностопный ямб.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Пушкина: композиция

Условно стихотворение может быть разделено на три части. Они разделяются между собой повторением (рефреном), состоящим из двух строк. Первая часть посвящена поэтом описанию величественной природы - закату солнца, волнению моря, которое постепенно темнеет с наступлением ночи. Мрачная природа навевает на лирического героя воспоминания о давно ушедших временах молодости - о друзьях и женщинах, которые его окружали. Этим воспоминаниям и посвящается следующая часть произведения. В своем стихотворении поэт отражает переход от легкомысленной и беззаботной юности к зрелому возрасту.

В третьей части стихотворения поэт говорит о том, что бежал от всего этого. Но может ли он лгать самому себе, называя ссылку «бегством»? Нет - наказание царя только ускорило его внутреннее, духовное бегство от этой жизни - на этом также может акцентировать внимание школьник, проводя анализ стихотворения «Погасло дневное светило». Стремление оставить все то, что нравилось в молодости, в действительности было внутренним.

В жизни каждого человека рано или поздно наступает такой момент, когда он осознает: что-то необходимо в своей жизни менять. И нередко к этому решению подталкивают внешние события. В этом случае великий русский поэт благодаря ссылке понял, что тратил драгоценные силы молодости не на тех людей, которые были бы этого достойны. Стоило лишь сгуститься над его головой мрачным тучам, «изменницы младые» сразу же покинули его. Исчезли из его жизни и «минутные друзья».

Главная тема элегии «Погасло дневное светило» - душевное распутье лирического героя. Он стоит на развилке времен: прошлого, настоящего и будущего. Корабль несёт героя к «пределам дальним»:
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края...
Развитие темы делит стихотворение на три части. Каждая часть заканчивается рефреном:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Для лирического героя окружающий его мир одушевлён. Он обращается с дружеской просьбой к стихии океана, к парусу, к кораблю. Обращение пушкинского героя к природе помогает наиболее полно выразить его внутренний мир, его размышления над прожитой жизнью. Он смотрит на море, очарованный красотой приближающейся ночи:
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Эта экспозиция настраивает читателя на спокойный элегический лад. Перифраза «дневное светило» придаёт стихотворению некоторую возвышенность и даже торжественность. Живописная картина вечера на море содержит в себе противопоставление дня и ночи - это время сумерек, когда грани между предметами стерты и расплывчаты. Вечерний туман, волнующееся море наталкивают лирического героя на размышления.
Вторая часть элегии по объёму значительно больше первой. Здесь взгляд лирического героя устремляется к отдалённому берегу. Для героя это «земли полуденной волшебные края». «С волненьем и тоской» стремится он туда. Дальние пределы наталкивают его на воспоминания. Лирический герой заглядывает в себя:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь...
Мгновенно в душе героя возникли противоположные воспоминания: страдания и радость, желания и «надежд томительный обман».
Лирический герой стремится «к пределам дальним». Возвращение на родину, с которой связаны грустные воспоминания, невозможно и нежелаемо:
Лети, корабль, неси меня к пределам дальним
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей...
Лирический герой пытается убежать от своего прошлого. Но одновременно он понимает, что его бегство напрасно. Страдание не будет забыто, раны молодости и любви не излечимы. Третью часть стихотворения можно назвать кульминационной, потому что именно здесь тематическое развитие достигает наивысшей Точки. Лирический герой приходит к выводу, который становится главной идеей элегии:
.. .но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило...
Последняя часть стихотворения представляет собой описание лирическим героем своих прошлых лет, проведённых на родине, и комментарии. Он называет себя « искателем новых приключений ». Он говорит, что покинул «отечески края» и забыл «тайных подруг» своей молодости. «Минутные друзья» длянего - «питомцы наслаждений», женщины, которых он некогда любил, - «наперсницы порочных заблуждений». Лирический герой пытается забыть их навсегда. Однако в конце элегии он осознаёт, что отказаться от своего прошлого он не сумеет.
Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило» - тема поиска идеала, с ней соприкасаются темы родины, любви, молодости, разочарования в жизни. Настоящее для лирического героя - странствие на корабле по океану. Счастливое и гармоничное будущее видится ему в достижении дальних пределов. Однако внутренне герой устремлен назад, в прошлое, которое живо в душе. С этим связан образ родных берегов.
Мелодичность и выразительность стихотворению придаёт разнообразие художественно-изобразительных средств. Пушкин использует в элегии множество эпитетов, перифраз. Они в полной мере раскрывают картину вечерней природы и души человека. Стихотворение написано тактовиком - размер позволяет передать глубину и важность размышлений лирического героя. Пушкин вводит в элегию элементы высокой лексики: «младость», «светило», «хладное страданье». Но поэт не стремится к пафосности и излишней торжественности. Слова, подобранные им, благозвучны и просты. Настроение лирического героя напоминает движение волны. Три участка тематического развития дают три всё более вздымающихся волны интонации. Этим поэт передаёт противоречивую экспрессию лирического монолога.
Элегию «Погасло дневное светило» можно по праву назвать лучшим образцом элегической поэзии А. С. Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин никогда не старался идти на поводу у торжествующей власти. Он открыто выражал свое недовольство в эпиграммах, которые адресовал и различным чиновникам, и самому императору. Конечно, такие вольности были наказы и Пушкина отправили в ссылку.

По дороге в Бессарабию автор делал несколько остановок, где мог повидаться со своими друзьями и немного отдохнуть от поездки. И вот, одним из таких пунктов пребывания стала Феодосия – прекрасное, чарующие место. Именно здесь автор впервые увидел море, познакомился с его могучей силой и мощью. Однако, пребывая в недобром расположении духа, морская стихия показалась Пушкину мрачной, равнодушной по отношению к его проблемам. Именно в этот период своих глубоких размышлений, Александр Сергеевич и создает стихотворение «Погасло дневное светило».

Душа поэта просто переполнена грустью. Он скучает по своей родине. Упоминая в строках выражение «послушное ветрило», Пушкин сравнивает его с самим собой. Ведь поэт, не став бороться, просто смирился со своим наказанием, с той ссылкой, в которую был вынужден отправиться.

Вглядываясь в бескрайние морские просторы, Пушкин погружается в счастливые воспоминания из детства, в те годы безмятежной и спокойно жизни, когда он мог любить, веселиться, откровенничать с друзьями и быть счастливым. Но, по мнению автора, все осталось позади. Теперь, его будущее омрачено, ведь он далеко от своей страны, от родного и уютного дома.

Не зная, сколько предстоит пробыть в ссылке, поэт решает проститься со всеми светлыми жизненными моментами. Данная черта характера относится к явному юношескому максимализму, который просто переполнял душу молодого поэта. Всякие мысли о светлом исходе данного отъезда категорически отвергались автором. На данном этапе Пушкин напоминает нам разбившийся о скалы корабль, который выбросило на чужие берега. Ему не откуда ждать помощи и утешения. Он одинок и отвергнут!

Однако спустя какое-то время Александр Сергеевич осознает, что даже находясь вдали от родины, можно найти верных, преданных друзей, которые всегда поддержат и протянут руку помощи. Но… это будет потом! А сейчас поэт в растерянности, он горько пишет о тех ранах, которыми укрыто его сердце. И уже ничто их не излечит!

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже. Его многочисленные эпиграммы и острые политические произведения (ода «Вольность» , стихотворение «Деревня») привлекли внимание правительства — обсуждался вопрос о заключении Пушкина в Петропавловскую крепость.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

В стихотворении поэт оглядывается назад и с горечью признаёт, что много душевных сил потратил впустую. В его признаниях, конечно, много юношеского преувеличения; он утверждает, что «рано в бурях отцвела» его «потерянная младость». Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи).

Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном. В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честно
и искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой. Автор использует слово «ветрило» вместо «парус» , «дневное» вместо «дневное», « океан » вместо « Чёрное море ».

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает …
Он вспоминает « прежних лет безумную любовь »,
« желаний и надежд томительный обман » .
Поэт говорит, что он сам порвал с шумной суетой
Петербурга и не удовлетворявшей его жизнью:
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья …

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.



 


Читайте:



Учет расчетов с бюджетом

Учет расчетов с бюджетом

Счет 68 в бухгалтерском учете служит для сбора информации об обязательных платежах в бюджет, отчисляемых как за счет предприятия, так и...

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Сырники из творога на сковороде — классические рецепты пышных сырников Сырников из 500 г творога

Ингредиенты: (4 порции) 500 гр. творога 1/2 стакана муки 1 яйцо 3 ст. л. сахара 50 гр. изюма (по желанию) щепотка соли пищевая сода на...

Салат "черный жемчуг" с черносливом Салат черная жемчужина с черносливом

Салат

Доброго времени суток всем тем, кто стремится к разнообразию каждодневного рациона. Если вам надоели однообразные блюда, и вы хотите порадовать...

Лечо с томатной пастой рецепты

Лечо с томатной пастой рецепты

Очень вкусное лечо с томатной пастой, как болгарское лечо, заготовка на зиму. Мы в семье так перерабатываем (и съедаем!) 1 мешок перца. И кого бы я...

feed-image RSS