Разделы сайта
Выбор редакции:
- Шесть примеров грамотного подхода к склонению числительных
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
Реклама
Озеро в юго западной части кольского полуострова. Священные озера Кольского полуострова. Погремушки из оленьих шкурок |
Вчера на рассвете мы всё-таки вернулись в Москву из небольшой фотоэкспедиции на Кольский полуостров, к затерянному в горах "Ловозерские тундры" озеру Сейдозеру. Месту, котрое мало того, что красиво само по себе, так ещё и гипотетически представляет собой один из район существования древней цивилизации гипербореев. Фото Д.Назаренко Озеро очень чистое и красивое, окружено горами Ловозерские тундры, через которые кое-где протекают горные речки с прозрачной голубой водой. Причём речки на северо-западе озера абсолютно безжизненны, на юго-востоке же (все озеро имеет 8км в длину) уже водится рыба в виде мелкого хариуса, сига, щуки и форели. Артефактов предыдущих цивилизаций внизу замечено почти не было, кроме огромного (30-50м в высоту) изображения на скале, называемого "Куйва"
о происхождении которого до сих пор идут споры. Мы специально лазили на эту гору к нему поближе, но к выводу о рукотворности его не пришли, хотя и очень на похоже (причём оно там находится уже не первое столетие). Остальные артефакты есть на вершинах гор вокруг озера. Из них, пожалуй, самая известная - гора Нинчурт, на которую мы и забрались в последний день нашего путешествия. На горе мы нашли несколько древних сейдов , языческое капище (похоже, саамское) и несколько рукотворных пирамид из камней. Пирамида Кроме этого, лично мне каменная порода наверху горы показалась возможно рукотворной, созданной из старых каменных блоков, уж очень швы кое-где были на ней ровные, но тут нужна консультация геолога о том, что это за порода -вполне возможно, что швы эти естественного происхождения. Видели ещё развал камней, про который егерь сказал нам, что это, возможно, древняя обсерватория. Рассмотрев ещё поближе, признаков искусственного происхождения её мы тоже не обнаружили, разве что с северо-запада она имеет круглую форму площадки. Что забавно, именно на этом озере в Заполярье я открыл в этом году купальный сезон. Погода была отличной, холодно было лишь пару дней, мошка уже не кусалась, а комары беспокоили не больше, чем в Подмосковье. Фотографий привёз достаточно много, так что будет что показать. А учитывая, мизерный бюджет экспедиции, можно определённо сказать, что поездка удалась. Ко́льский полуо́стров (уст. Му́рман, Кола, Терь) — полуостров на северо-западе Европейской части России, в Мурманской области. Омывается Баренцевым и Белым морями. вид на Кольский полуостров (вдалеке) с острова Кишкин Кольский полуостров занимает чуть менее 70% площади Мурманской области. Западная граница Кольского полуострова определена по меридиональной впадине, которая проходит от Кольского заливапо реке Коле, озеру Имандра, реке Ниве до Кандалакшского залива. До начала XX века Мурманом называли лишь северное побережье полуострова — от Святого Носа до норвежской границы, но в дальнейшем это понятие расширилось, и ныне под ним подразумевается весь Кольский полуостров. Южное побережье полуострова исторически разделяют на Терский и Кандалакшский берега. Географическое положение ![]() Климат Климат полуострова разнообразен. На северо-западе, согреваемом тёплым Северо-Атлантическим течением, он субарктический морской. К центру, востоку и юго-западу полуострова континентальность нарастает — здесь климат умеренно-холодный. Средние температуры января-февраля от минус 8 °C на северо-западе полуострова до минус 14 °C в центре; июля, соответственно, от 8 °C до 14 °C. Снег ложится в октябре и полностью сходит только к середине-концу мая (в горных районах в начале-середине июня). Заморозки и выпадение снега возможны в летний период. На побережье часты сильные ветра (до 45-55 м/с), зимой — затяжные метели. Гидрология Имеется большое количество озёр, самые крупные — белые ночи на Белом море Кольский полуостров Геологическое строение Полезные ископаемые водопад впадающий в Баренцево море Рельеф и природа На Кольском полуострове. Геологический возраст — порядка 350 млн лет. Вершины платообразные, склоны крутые с отдельными снежниками. При этом ни одного ледника в Хибинах не обнаружено. Высшая точка — гора Юдычвумчорр (1200,6 м над уровнем моря). В центре расположены плато Кукисвумчорр и Часначорр. Кольский полуостров на границе с Норвегией ЛОВОЗЁРСКИЕ ТУНДРЫ Кольский залив, город Мурманск КОЛЬСКИЙ ЗАЛИВ Западный берег — скальный обрывистый, восточный относительно пологий. В кут залива впадают две крупнейшие реки Кольского полуострова: Тулома и Кола. Приливы полусуточные величиной до 4 метров. На восточном берегу залива незамерзающие порты Мурманск и Североморск, на западном — порт Полярный. В 2005 году через залив был открыт автомобильный мост. КАНДАЛАКШСКИЙ ЗАЛИВ озеро Пай-Куньявр Кольский полуостров ТУРИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА "ВИРМА", тур. гостиница (IV) в Мурманской обл., в с. Ловозеро. Созд. в 1987. Корпус на 75 мест (комнаты на 4 чел.); тур. кабинет, пункт проката. Обслуживание туристов водных, пеших и лыжных маршрутов; экскурсии в музей саамского быта, в оленеводч. х-ва. (с. 201) "ВОЛЧЬИ ТУНДРЫ", приют ТГ "Хибины" в Мурманской обл. (Кировский р-н). Расположен в предгорьях Хибин. Корпус на 60 мест. Размещение туристов пешеходных и лыжных маршрутов. (с. 212) озеро Имандра Кольский полуостров "КИНЕРИМ", приют ТГ "Тулома" в Мурманской обл., в 32 км от пос. Тулома. Дом на 30 мест, кухня. Размещение туристов лыжного маршрута. (с. 291) КИРОВСК (до 1934 Хибиногорск, переименован в честь С.М. Кирова), город (с 1931) в Мурманской обл., в отрогах Хибин, на оз. Б. Вудъявр; ж.-д. ст. 43,5 тыс. жит. История К. связана с именем акад. А.Е. Ферсмана, под руководством и при участии к-рого в 1920-е гг. в Хибинах были открыты апатитонефелиновые месторождения. В совр. К.: добыча и обогащение апатитонефелиновых руд (ПО "Апатит"). Дом-музей Кирова (в доме, где в 1929 под его руководством разрабатывался план освоения месторождения апатитов). Минералого-петрографич. музей. Самый северный в мире Полярно-альпийский ботанич. сад (на горе Вудъяврчорр). ТГ "Хибины", тур. клуб. К. является исходным и конечным пунктом мн. маршрутов пеших и лыжных походов по Хибинам и Ловозерским Тундрам. (с. 294) "ЛАПЛАНДИЯ", тур. гостиница (II) в Мурманской обл., в г. Мончегорск. Созд. в 1972. 9-этажный корпус на 333 места (номера на 2 и 3 чел.); тур. кабинет, пункт проката. Обслуживание туристов линейных и радиальных маршрутов; пешие походы в Хибины, водные - по оз. Имандра, горнолыжное катание (имеются подъемники); экскурсии по городу, в Кировск. Приют "Хибинские тундры". (с. 322) ЛОВОЗЕРО, озеро на Кольском п-ове, в Мурманской обл. Расположено к В. от горного массива Ловозерские Тундры. Пл. св. 200 кв. км, дл. 45 км, наиб. шир. 9 км, глуб. до 35 м. Береговая линия сильно изрезана; ок. 140 лесистых о-вов. Впадают рр. Сергевань, Курга, Афанасия, Цага, Сара. Вытекает р. Воронья, впадающая в Баренцево м.; с созданием на ней в 1970 Серебрянской ГЭС Л. превращено в водохранилище. Соединено р. Сейдиок с Сейдозером, имеющим преим. скалистые берега. На Л. - с. Ловозеро. 2) Вверх по р. Афанасия (40 км), далее волок дл. 6 км до р. Койнийок и сплав по ней и р. Поной (200 км), впадающей в Баренцево м. Последние 100 км Поноя порожистые (18-20 дней, 3 КС). 3) Вверх по р. Цага (45 км), далее волок дл. 4 км до р. Пана и сплав по ней и р. Варзуга (180 км), впадающей в Белое м. (14-16 дней, 2 КС). Для туриста интересны: водопад выс. 10 м на р. Ареньга, правом притоке р. Варзуга; с. Варзуга, основанное в 12 в. 4) Вверх по р. Сара (20 км) в Саранчозеро, откуда волок дл. 4 км в Пунчозеро, из к-рого вытекает извилистая и каменистая р. Пунча (12 км), впадающая в Умбозеро. В русле р. Сара несколько трудных для подъёма порогов (5-7 дней, 2 КС). Баренцево море МУРМАНСК (до 1917 Романов-на-Мурмане), город, центр Мурманской обл., незамерзающий порт на Кольском зал. Баренцева м.; ж.-д. ст. 468 тыс. жит. Осн. в 1916 в связи со стр-вом Мурманской ж.д. и созданием порта. В 1918-20 оккупирован войсками Антанты и белогвардейцами. С 1921 центр Мурманской губ., с 1927 - Мурманского округа Ленинградской обл., с 1938 обл. центр. Во время Великой Отечеств. войны Мурманский порт сыграл важную роль в снабжении страны и армии. В совр. М.: рыбная и рыбоперераб., судоремонтная, стройматериалов пром-сть. База тралового сельдяного и приёмно-трансп. флотов. М. - начальный пункт Сев. мор. пути. 2 вуза. 3 театра. Краеведч. и Воен.-мор. музей Сев. Флота. Памятники: жертвам интервенции 1918-20, защитникам Заполярья (1974); Герою Сов. Союза А.Ф. Бредову; в честь 6-й гвардейской батареи, воинам-строителям, североморцам, портовикам и др. "РОССОМАХА", приют ТГ "Тулома" в Мурманской обл., в 14 км от приюта "Вийм" и в 29 км от пос. Тулома. Дом на 30 мест. Размещение туристов лыжного маршрута. (с. 417) "ТУЛОМА", тур. база (III, IV) в Мурманской обл., в пос. Верхнетуломский, в 80 км от Мурманска (сообщение автобусное). Созд. в 1973. Корпус и коттеджи на 106 мест (комнаты на 2-5 чел.); тур. кабинет, пункт проката. Обслуживание туристов местных маршрутов; водные, лыжные походы; экскурсии на Верхнетуломскую ГЭС и природоведческие. Приюты "Вийм", "Кинерим", "Приют 350", "Россомаха". (с. 475) Колвицкая губа Кольский полуостров УМБА, река в Мурманской обл. Дл. 123 км, ср. расход воды в устье 78,2 куб.м/с (в июле вдвое больше). Вытекает из Умбозера, протекает через Капустные озёра, Канозеро, впадает в Белое м. По берегам У. и Умбозера - хвойные и смешанные леса; в ниж. течении - насел. пункты Погост, Умба, Лесной. "69-Я ПАРАЛЛЕЛЬ" тур. гостиница (II) в Мурманске. Созд. в 1973. 5-этажный корпус на 246 мест (номера на 2 и 3 чел.); тур. кабинет, канатно-кресельная дорога. Обслуживание туристов линейных и радиальных маршрутов и иностр. туристов; пешие, лыжные походы, горнолыжное катание, экскурсии по городу, в Колу, Мончегорск. Приют "Заполярный". (с. 524) ГИПЕРБОРЕЯ - легендарная местность, идеальная по своему устройству страна, находящаяся, согласно греческим мифам, на крайнем севере, "за Бореем". Гиперборея была особенно любима Аполлоном, куда он не раз отправлялся на колеснице, запряженной лебедями. Жители страны - гипербореи, так же как и эфиопы, феаки, лотофаги, относились к числу народов, близких к богам и любимых ими. Обычно Гиперборея ассоциируется с северной страной - Россией, а гипербореи - со славянами и русскими. Хотя описание идеального во всех отношениях общества позволяет говорить, что, возможно, в легендах о Гиперборее речь идет о какой-то сейчас уже неизвестной стране или даже о забытой местности или материке, что роднит эти легенды с рассказами о Беловодье и Арктиде (см.). полуостров Рыбачий ЛАБИРИНТЫ СЕВЕРНЫЕ (Вавилоны) - древние искусственные сооружения из камней, выложенных в виде концентрических спиралевидных дорожек по берегам Баренцева, Белого и Балтийского морей. Общее их число в России достигает примерно 500 штук, их диаметр - от 5 до 30 м. У местных жителей лабиринты носят название "вавилоны". Располагаются лабиринты, как правило, на островах, полуостровах или в устьях рек, встречаются поодиночке или группами (как на Соловецких островах). Иногда рядом с лабиринтами расположены кучи камней или стенки из валунов. озеро в долине реки Кунийока ЛЕДЯНАЯ СЕВЕРНАЯ ДАМБА МЕГАЛИТЫ - предположительно культовые сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб, установленные и сложенные в особом порядке и территориально располагающиеся преимущественно на Кавказе и в Западной Европе, а также в Средиземноморье. Подразделяются на дольмены, кромлехи и менгиры (см. "Менгиры"). Загадка происхождения мегалитов уже давно волнует человечество. ОЗЕРО СВЕТЛОЕ (Кольское) - водоем в центре Кольского полуострова, согласно мнению местных жителей, предполагаемое местожительство снежных людей. Реальных фактов "за" не так много. Среди последних случаев - реальная находка Павла Юрьевича ТИХОНЬКИХ, который в конце июня 1999 года во время самостоятельного рейда по горам центра Кольского полуострова в 10-15 км восточнее озера Светлое подобрал с дерева седые волосы, предположительно принадлежащие снежному человеку. Волосы были переданы на экспертизу. река Варзуга ОСТРОВ КОЛДУН (остров Волшебный) - небольшой по размерам загадочный островок на Ловозере на Кольском полуострове, на котором происходит целый ряд загадочных явлений. Остров имеет форму полумесяца, и берег в этом серпе покрыт удивительно чистым и качественным песком. На Колдуне несколько раз наблюдали снежного человека, в одной избе "прописан" полтергейст, наблюдаются иные необъяснимые события. На острове, вероятно, также находится аномальная зона. ПЕТРОГЛИФЫ (от греч. petros - "камень", glyphe - "резьба", "Рисунок на камне") - наскальные изображения, чаще всего - высеченные на вертикальной или горизонтальной выглаженной ледником поверхности прибрежных скал изображения зверей, птиц, рыб, лодок, людей, фантастических и непонятных знаков. За каждым рисунком или за каждой деталью рисунка кроется глубокий смысл, эти символы, прежде чем появиться на скалах, должны были появиться в сознании людей. водопад на реке Ареньга СЕВЕРНЫЙ ПРОВАЛ - гипотетический сверхгигантский метеоритный кратер. Исследуя формы и размеры двух противоположных на земном шаре геологических образований (Северного Ледовитого океана и Антарктиды), ученые обнаружили, что их контуры практически идентичны, и было предположено, что Северный Ледовитый океан является гигантским метеоритным кратером. Возможно, астероид, врезавшись в районе Северного полюса, и продавил земную кору. СЕЙДЫ - ритуальные рукотворные туры-идолы, сложенные из камней или реже - из дерева. Культ сейдов был общим для всей Лапландии, одной из главных особенностей лопарской религии. Сейд (сейде, сейте, сайво) по-саамски означает священный камень. Лопарское слово "сейд" означает "божество"; так называли природные "вещи", которые становились предметом поклонения, утверждают, что сейды по своей натуре, если так можно сказать, - злые, поэтому их надо задабривать. По некоторым верованиям саамов в рукотворные сейды вселялись души умерших, и этим душам не нравится, когда кто-либо нарушает их покой. ПРЕДАНИЯ И ЛЕГЕНДЫ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА 253. "Хозяин" становища пос. Ковда, Беломорье 255. Чужеземный великан Колвицкое озеро, полночь, белые ночи 271. Затонувшие колокола Коккова монастыря озеро Умбозеро 296. Нападения англичан на поморские селения и Соловецкий монастырь 303. Порог на реке Ковде и шведы __________________________________________________________________________________________ ИСТОЧНИК МАТЕРИАЛА И ФОТО: Реки Кольского полуострова Проводящая организация Туристический клуб «Мир приключений», г. Рязань Даты проведения 26.05.17 — 11.06.17 Уровень воды – высокий. Справочные сведения о путешествии 2) Район – Мурманская область, Кольский полуостров 3) Нитка маршрута: г.Рязань-г.Кандалакша-р.Печа-р.Шовна-р.Западная Лица-р.Титовка-р.Кола-р.Колвица-р.Канда-р.Красненькая-р.Кутсайоки-г.Кандалакша-г.Рязань Состав группы № Ф.И.О Год рождения Опыт Обязанности в группе 1 Кулагин Геннадий Александрович 1984 р. Дибанг 6У, р. Она 4Р, р. Риони-р. Цхиницкали 6У. Руководитель 2 Лапшин Алексей Александрович 1992 р. Уксуньоки 3У, р. Она 4У Рем. мастер 3 Трофимов Дмитрий Евгеньевич 1992 р. Калга 2У, р. Тумча 3У Казначей 4 Семененко Ирина Александровна 1991 р. Уксуньйоки 3У, р. Буг 2Р Завхоз 5 Лобанов Роман Викторович 1987 р. Кутсайоки 4У, р. Она 4У, р. Риони-р. Цхиницкали 6У Рыболов 6 Хомяков Андрей Александрович 1986 р. Башкаус-р. Чулышман 5У, р. Кодор 4У Хронометрист График движения Даты Дни пути Участки маршрута Км Способы передвижения 27.05 г.Рязань-г.Мурманск поезд 28.05 1 Стапель. р.Печа до п.Черная дыра 17 сплав 29.05 2 р.Печа-р.Шовна,переезд на р.Ура 3.5 сплав 30.05 3 р.Ура-переезд на р.Западная Лица 3 сплав 31.05 4 р.Западная Лица,п.5Падун-1Падун 14 сплав 01.06 5 р.Титовка п.Прорыв,п.Подушка 8 сплав 02.06 6 Переезд. Р.Кола,р.Кица 4 сплав 03.06 7 Переезд. Р.Колвица тренировка 04.06 8 Переезд р.Канда тренировка 05.06 9 Переезд на реку Красненькая. Стапель авто 06.06 10 р.Красненькая. Чертов мост-стрелка р.Красненькая с р.Онтонйоки 7 сплав 07.06 11 стрелка р.Красненькая с р.Онтонйоки-п.Оба-на р.Кутсайоки 6.5 сплав 08.06 12 п.Оба-на-Баня р.Кутсайоки 7 сплав 10.06 Баня р.Кутсайоки-г.Алакуртти-г.Рязань авто поезд Техническое описание маршрута Приехали в Мурманск в 9.30. На перроне нас уже встречал наш водитель — Женя. Быстро загрузились в машину (УАЗ буханка с прицепом), поехали на закупку продуктов и далее на р.Печа. Приехали на р.Печа в 14.30. Отстапелились, сделали перекус и в 19.30 вышли на воду. Вода высокая, но паводка нет. Погода холодная 5-7 °С. Метров через 500 первая шивера. Вообще на этом участке реки несколько шивер, чередующихся с плесами. Сложность шивер до 2 к.с. Порог «Блоха» (2 к.с.) Разгонная шивера на левом повороте, слив около 2 м через всю реку, слева и справа мощные бочки, язык левее центра с валами до 1,5 м, также есть улово по ЛБ. Осмотрели. Порог не представляет сложности, прошли походной колонной. На всём участке до п. Большой Падун старались как можно больше тренировать траверс, чалки на струе, скатывали экипажи. Порог «Большой Падун» (3 к.с) Проходили порог по основному левому сливу. Главная задача была уйти на сливе вправо от основной мощной бочки. Все экипажи прошли порог успешно.Через полчаса были на п.Сюрприз. Порог «Сюрприз» (4 к.с) Длинная заходная шивера. Резкий уклон перед левым крутым поворотом, осмотр и страховка по ЛБ. Косой слив вдоль плиты ЛБ сразу перед левым поворотом, мощный вал до 2 м слева и косая бочка справа. Далее часть потока поворачивает влево и через 10 м ещѐ один небольшой слив влево под углом 90 градусов к основному сливу. Остальная часть потока идет прямо, через 10 м второй вал до 2 м и мощной бочкой за ним. Правее основного слива камень–плита, отделяющий канализацию, проходимую по нашей воде. Порог с лихвой оправдывает свое название и действительно является сюрпризом. В лоциях, которые мы использовали, написано,что осмотр порога нужно проводить по ПБ-это ошибка. Мы так и поступили. Также вопреки лоциям порог сложнее, техничнее и интересней, чем предыдущий порог «Большой Падун». С правого берега по высокой воде плохо просматривается левая основная часть порога, правая часть – канализация – спортивного интереса не имеет, хотя проход был даже по нашей непаводковой воде.Осмотр и страховка только по левому берегу! Решили,что первые два ката пройдут на взаимостраховке, а последний кат страхуется с воды. Кат-1 Лобанов Рома, Лапшин Леша. Прошли порог отлично, ровно зашли по центру, на хорошей скорости, пробив первую бочку, вал и выходную бочку. Следом кат-2 Хомяков Андрей,Трофимов Дима зашли правее на малой скорости, катамаран закусило в бочке. После небольшой борьбы ребятам удалось выбраться кормой вперед, не успели довернуть до второй бочки и там немного развернулись, но, вовремя зацепившись, удачно вылезли. Кат-3 Кулагин Гена,Семененко Ирина зашли немного левее, не зацепив первую бочку и развернувшись на валу, успешно ушли в левое улово от второй бочки. Через 20 минут были на красивой высокой стоянке по ЛБ, перед порогом «Черная дыра». Там нас уже ждал с костром и горячем чаем наш водитель Женя. Здесь мы встали на стоянку. Утром позавтракали, сели на каты и пошли на противоположный берег для осмотра порога «Черная дыра». Водопад «Черная дыра» (5 к.с.). Водопад в 200 м ниже шиверы. Перед ним плес, урез воды виден издалека. Осмотр по ПБ. Внимание: чалиться заранее, так как попадание в правую, основную протоку первой ступени опасно!!! Внизу большая глубокая мощная бочка. Двухступенчатый водопад в трёх протоках. В левой – рыбоход. Первая ступень средней протоки – водопадный слив с общим перепадом до 3 м, вторая ступень – пологие, неглубокие сливы по наклонной плите. После первой ступени можно уйти в правую протоку. В нашу воду в центральной части проход был невозможен из-за обилия камней. В первой ступени правой протоки водопад справа 2 м с большой запертой глубокой бочкой. Через 5 м вторая ступень – сужающийся слив унитазного типа с 3 м косыми сбойками и бочками. Сложность порога зависит от уровня воды и выбора протоки в первой ступени. В нашу высокую воду правая протока первой ступени опасна, идти через бочку можно только на 4-х местном катамаране с хорошим экипажем. Долго осматривали и решали, идти или нет. На прохождение согласились только Лобанов Рома и Кулагин Гена. Остальные встали на страховку и съемку. Первую ступень решили не ходить. В центре мало воды и непроход, справа — точно не для двоек. Решили спустить кат по острову, разделяющему эти протоки и стартовать из-под центрального слива. Задача была траверснуть к противоположному берегу, развернуться и по треку пробить косую сбойку. Расстояния до второй ступени мало, поэтому не успели уйти под самый берег, развернули носы на сбойку. Левый баллон попал в яму на сбойке, правый остался наверху и катамаран положило через борт. Выбрались на кат, поставили на ровный киль и зачалились на левый берег. Сдули каты, погрузили и поехали на р.Шовна До Шовны от устья Печи ехать 20 минут по нормальной асфальтированной трассе. По ЛБ реки есть съезды с дороги верх и вниз по течению. Остановились около моста через реку. Пошли на осмотр. Участок начинается в 100 м выше моста и имеет полную длину 1,1 км. Ниже моста по ЛБ идет тропа, по которой удобен осмотр. До моста несложная шивера с валами и бочками до 0,5 м. Верхний участок решили не ходить, т.к спортивного интереса он не представлял, а подъезда не было, т.к дорога была завалена снегом. Ниже, в 100 м, начинается каскад. Каскад (4 к.с). Представляет крутопадающую шиверу, которая начинается двумя подряд косыми сливами по 1,5 м с косыми бочками за ними и большим количеством обливных камней, зубьев, сливов и бочек около метра в остальной ее части. Плотность сливов и обливных камней высока. Всего можно выделить около 4 сложных участков с идущими подряд сливами и бочками, между ними крутопадающая шивера. Уловов практически нет. Мы нашли одно пригодное улово для промежуточной чалки и отдыха. Осмотр обязателен!! Особенно на наличие упавших деревьев в русле! Каскад очень техничный. Необходима постоянная концентрация, работа и маневры. Чалок нет, поэтому всё идется сходу. Осмотрели ключевые места, выбрали траекторию движения. Проходили всё походной колонной со взаимостраховкой. Прошли участок успешно, как планировали. После прохождения решили, что нужно ещё раз пройти участок. И начали заносится. Тропа не пропиленная, постоянно теряется. Обнос (по ЛБ) – сложный, занял у нас часа полтора. После уже не было особого желания идти еще раз и опять полтора часа продираться сквозь заросли по снегу. Если вы собираетесь на эту речку, нужна большая вода и бензопила. Большая вода –отличный спортивный, динамичный участок. Бензопила – пропиленная удобная тропа заноса. В 17.30 загрузились в машину и поехали на р.Ура искать стоянку. Река Ура находится севернее Печи на 200 км. И приехав туда, стало понятно, что до нужной нам стоянки с дровами на озере мы доехать не сможем. Все озера еще стояли в снегу, реки с течением были вскрыты. Грунтовые дороги напрочь занесены снегом. Даже для полноприводного УАЗа это было непреодолимое препятствие. Поэтому поехали искать стоянку дальше. Доехали до деревни Ура-Губа. Встали прямо напротив деревни на берегу Уры. Погода очень холодная, к вечеру небольшой минус, пошел снег. Дров нет совсем. Растет карликовая березка, осины и кусты. У нас с собой был запас дров ещё с прошлой стоянки, им и воспользовались. Поехали на р.Ура. С асфальтовой дороги идет отворот на грунтовую. Доехали до этого отворота и поняли, что там машина тоже пройти не сможет из-за обилия снега. Накачали каты и пошли по дороге пешком, волоча каты за собой на чалке. Снега много, идти тяжело. Местами проваливались по пояс. До реки 1.5 км. Сначала дорога читалась хорошо, потом свернув на сопку потерялась. Пришлось идти по направлению. Дошли до реки. Осмотрели, начали сплав. Каньон (4к.с). Длина около 600 м. В начале каньона шивера с косой бочкой около метра, скидывающей под ЛБ, прижим к ЛБ. Далее шивера 50 м. За ней плес. Через 200 м водопад высотой 1,5 м, пологий слева и более крутой справа с заварным котлом под ПБ. Осмотр и страховка лучше по ПБ. Шли с взаимной страховкой с воды и страховкой с ПБ в районе котла. Ниже каньона шивера 3 к.с в нашу воду ничего интересного не представляла, особенно после Шовны. Прошли каньон без происшествий. Ниже каньона, примерно через 3 км к реке подходит лесная дорога, по которой можно подъехать и на колесах выброситься. Но это не про нас. Мы были вынуждены выходить пешком. Поэтому сразу после прохождения шиверы вышли на ПБ и по высокому берегу пошли обратно, волоча каты и утопая в снегу. Этот путь был протяженностью 3 км. Дошли до машины, погрузились и поехали смотреть водопад на р.Ура. Водопад (5 к.с) Водопад высотой 4-4,5 м. Основной слив водопада рушится на мелководную наклонную плиту, скатывается по ней через зубья, на выходе бочка. Выше по ПБ есть обводной рукав, который, проходя вокруг сопки, выходит сразу за водопадом по ПБ, запирая тем самым выход потока из основного слива. В левой части водопада двухступенчатый слайд. Безаварийный проход возможен по наклонной плите левой части водопада. Но в нашу непаводковую воду плита была не залитой и от этого прохождения мы отказались. Поехали на р.Западная Лица. Приехали на стоянку в Долине Славы. Время 18.30, но прохождение Пятого падуна решили перенести на завтра. Грести 2 км против течения или опять выходить по заснеженным полям на трассу сегодня уже никому не хотелось. Поэтому разбили лагерь. Дров опять нет. Снова работал наш запас. Утром встали, температура 3-4 градуса, быстро позавтракали и вышли на воду. Сегодня в планах пройти всю реку Западную Лицу от пятого до первого падуна. Река Западная Лица Порог «Пятый падун» («Свет в окошке») (5 к.с) Заходная, слаломная шивера 200 м с обломками скал в воде, обливными камнями, валами и бочками. Главная ступень – крутой трек вдоль ПБ, сперва слив более метра, за ним вал, левее к центру вал переходит в косую глубокую бочку, далее в прижим у скалы правого берега с отбойным валом, и основная струя, отражаясь от скалы, высоким косым сливом 4 м падает в глубокую косую бочку. По центру и слева две подряд ступени водопадного типа с общим перепадом около 5 м. По центру за первой и второй ступенями глубокие бочки. В 50 м ниже – гряда через всю реку образует сливы около 0.5-1 метр. Еще 50 м плеса и шиверка. Осмотрели по ЛБ. Один катамаран занесли по ПБ в улово за основным сливом и поставили на страховку. Страховку спасконцом и съемку по ЛБ. Лапшин А. и Лобанов Р. пошли первыми,они точно выдержали траекторию на заходе и успешно прошли порог, встали на страховку в улове ПБ. Вторыми пошли Трофимов Д. и Хомяков А. Ребята зашли немного правее и в основном сливе перевернулись. Андрея подобрала страховка, а Дима остался с катом и зачалил его самостоятельно. Третий экипаж Кулагин Г. и Семененко И. решили не ходить по причине долгого выставления страховки на место. Тем более, что на этот порог у нас был отведен в запасе ещё день. Через полчаса были на пороге Брызги шампанского (2 к.с.). Порог представляет собой по центру сливы с плит до 1 м, по ЛБ шиверу с глубокой бочкой, которая легко обходится, а под ПБ водопадный слив с 2 м. Прошли сходу походной колонной. По реке до следующего препятствия пришлось продолбить пару льдин, еще сохранившихся на плёсовых участках. Порог «Четвертый падун» («Юковпорог») (3+ к.с.) Длина порога 200 м. Начинается с невысокой около 0,7 м ступеньки. Где-то она представляет собой отвесный слив, где-то длинные гладкие языки. Основной слив порога расположен в 20-25 м ниже. Он имел высоту до 2 м и крутизну 20-40 градусов с бочкой внизу. Далее шивера метров 100 – 150. Осмотр по ЛБ. Проходили со страховкой с воды. Через 500 м порог Третий падун. Порог «Третий падун» («Луза») (4 к.с.). Ориентир — сужение долины и скальная стена на правом берегу. Зачалиться после плеса в бухточке у левого берега. Представляет собой разгонную шиверу, переходящую сначала в пологий слив, а затем в водопадный слив в скальном сужении высотой 2,5 м. Струя устремляется по центру после правого поворота. Правая половина реки не подходит для прохождения. Слева крутое падение высотой 3 м, под ним глубокая бочка. В центре слив более пологий, за ним мощная, но промывная бочка. Далее длинная шивера. Чалка и осмотр по ЛБ. Первый катамаран шел со страховкой спасконцами и далее вставал на страховку. Все катамараны прошли центральной частью. Порог «Второй падун» (4 к.с.) Длина порога 300 м. Перед порогом мощная заходная шивера с валами более метра и бочкой. Далее шивера успокаивается. Порог за правым поворотом реки. Осмотр по ЛБ. Справа – в нашу воду мощная шивера с валом на входе до 1,5 м, далее мощные валы и бочки, за ними косые сбойки, сюда идет большая часть потока, далее прижим к скале ПБ с мощным отбойным валом, переходящий в 1,5 метровый косой слив с бочкой внизу. По центру и слева порог делится на три ступени. Первая ступень сливы с 1,5 м разной крутизны, через 50 м вторая ступень – глубокая бочка почти на 2/3 реки от ЛБ, необходимо уходить в правую часть. В третьей ступени почти весь поток идет под ПБ, слева и по центру мелководные сливы с пологих плит. Можно пойти вдоль ЛБ мелководными сливами с плит. Осмотрели, решили идти на взаимостраховке с воды. Береговая страховка малоэффективна. Траектория движения от ЛБ к ПБ, чтобы обойти длинную бочку второй ступени и за второй ступенью траверсом уходить в левую часть от навала к скале ПБ. Экипаж Лобанов Р. и Лапшин А. успешно справились с этим маневром. Кулагин Г. и Семененко И. не смогли перегрести струю после бочки и уйти влево, но подравняв носы, на скорости пробили мощный отбойный вал с прижимом к ПБ. Экипаж Хомяков А. и Трофимов Д. прошли по той же траектории. Через 15 минут подошли к порогу «Первый падун» Порог «Первый падун» («Заборный») (5 к.с) Начинается разгонной дорожкой, потом подковообразный слив выпуклостью вниз по течению, высотой 1,8-2 метра и шириной метров 20, через 10 м еще один 2 м водоскат через каменную гряду. Первый слив в центральной части практически отвесен, сюда идет основная струя, под ним находится глубокая и заварная пенная яма. Справа слив утыкан камнями и плитами, образующими под сливом крутой петух, а затем череду сливов с плит с глубокими бочками. Слева под первым сливом косая бочка. За сливом второй ступени слева мощная бочка, а по центру глубокий котел. Порог очень красив. Осмотрели с ПБ. Для катов справа проход крайне затруднителен. Перечалились на левый берег. С левого берега были проходы, но т.к уровень воды не паводковый, то на заходах оставалось много камней и мало возможности для маневра. Поэтому все экипажи решили обнести порог. Обнос сделали по ЛБ. И пошел долгожданный снег. С недавнего времени заезд на мост через реку Западная Лица строго запрещен. И если раньше с пограничниками можно было договориться, то теперь всё поменялось, до моста доплывать было нельзя. Через 10 мин после первого падуна по левой стороне к воде подходит старое ограждение из колючей проволоки — это пограничная территория, за которую нельзя заходить. Впереди виден мост, на ПБ бетонные строения неизвестного назначения. Мы зачалились перед колючкой на ЛБ и пошли уже по привычному нам снегу, волоча каты, вверх на сопку. Троп нет, из-за обилия снега, кустов и деревьев, и подъема на сопку идти было сложновато. Через 1.5-2 часа, наконец, добрались до дороги, на которой уже давно поджидал нас наш водитель Женя. Погода окончательно испортилась,не успев наладиться. Началась сильнейшая метель и подул пронизывающий неугомонный ветер. Погрузили каты, в 19.30 выдвинулись на р. Юринга. К сожалению до р. Юринга около 5 км по проселку. Естественно, проехать мы смогли только 500 м, а дальше пришлось разворачиваться, дорога заметена. В этот день из-за невозможности подъезда к стоянкам и полного отсутствия дров решили ночевать в хостеле, который располагался около моста через реку Титовка, в посёлке Старая Титовка, недалеко от Мельничного каскада. Ночёвка стоит 900 р. с человека (тёплые комнаты, постельное бельё, душ, кухня). Ну наконец-то сегодня началось лето, первое июня! Жаль, что природа об этом не догадывается. На улице около 0, идет снег и сильнейший ветер. Решили сегодня идти на р.Титовку. Начать прохождение с порога «Прорыв». Как обычно с трассы пешком 2 км по снегу, волоча каты. Дальше наш путь пролегал через крутой подъем на сопку. Но на сопках везде нависали снежно-ледяные шапки-карнизы. Пробежав метров 200 в сторону и поняв, что лучше места всё равно нет, начали проламывать снежную преграду. Проломив сбоку небольшую тропинку, поднялись наверх. Поднимали каты на морковках. Наверху – плато и просто бешенный леденящий и сбивающий с ног ветер. Прорвались до «Прорыва». Порог “Прорыв” (4 к.с) Ориентир – резкое сужение берегов, начинается каньон с высокими и отвесными скалами. Чалка к ЛБ. Створ 8-9 м. Кульминация – водопад 4-5 м. Разведка по тропе на ЛБ, весьма тяжелой при обносе. Внизу следующие 20 м вода подперта скалами по ПБ и ЛБ, за счет этого в чашке от ПБ и от ЛБ к центру пенные поганки, но вода постепенно уходит ниже. Не знаю, почему в некоторых отчетах и лоциях можно встретить категорийность этого порога 5к.с или даже 5-6 к.с. Сложности он не представляет. На заходе — озеро, разгоняйся хоть за 50 метров, слив чистый, бочка мощная, но промывная, несмотря на перепад. После слива можно страховать с воды, также можно страховать спасконцом с левого высокого берега. После слива быстроток без шиверы. Лобанов Р. и Лапшин А. сразу решили идти, Хомяков А. и Трофимов Д. сказали, что не пойдут и встали на страховку с воды за порогом после распадка. Кат спускали на веревках по наклонной плите ЛБ. Также поставили съемку и страховку спасконцом на ЛБ над порогом.Первый экипаж без каких-либо сложностей прошел порог. Экипаж Кулагин, Семененко отказались от прохождения. Ветер, и без того сильный, в этих скальных отвесных стенках разгонялся, как в трубе. Скрыться от него было практически невозможно. Поэтому после 40 минут ожидания на страховке и съемке заносить ещё один кат окоченевшими руками ради одного слива энтузиазма не было. Спустились за порогом. Через 10 минут были на пор. Подушка. Порог «Подушка»(3 к.с.) Небольшой слив с бочкой около 1 метра за ним. Бочка промывная, далее валы до 1 м. Прошли сходу на взаимостраховке. До того места, где река максимально близко подходит к дороге, идти около 3 км. Шли часа 1.5-2. Даже на входах в шиверу (языках), где течение заметно ускорялось, приходилось усиленно грести, иначе ветер сдувал обратно. К тому же началась метель, из-за которой видимость стремилась к нулю. Руки замерзали после пары-тройки гребков. Кое-как добрались до дороги, погрузили каты и даже без раздумий отправились на ночевку в хостел. Вечером парни отправились смотреть Мельничный каскад. Мы с Ириной остались готовить ужин. За ужином ребята сказили, что решили не ходить Мельничный. Прогноз погоды не утешал — дальнейшее похолодание и усиление ветра в течение 4 дней. Это пришла «Моряна» — так местные называют ветер с Северного-Ледовитого океана. Решили завтра ехать на южные реки. Там хотя бы был нормальный лес с дровами и стоянками. Для прохождения выбрали участки рек Кола, Колвица, Канда. Утром собрались, загрузились в машину и отправились на юг. По дороге все сопки стояли в снегу. Мы решили, что если уж попали в зиму, то нужно её использовать по полной. Нашли сопку поснежнее, без камней и особой растительности. Отвязали, накачали каты, каски, спасжилеты и наверх. И в течение полутора часов устроили «снежный сплав» или снежный скат с горки. Были и снежные прыжки, и снежные кили. Забавное и достаточно экстремальное занятие. Каскад шивер (2 к.с.) Забросились выше моста в г.Кола на 3,5 км.Объем реки кубов 150. Шиверы не представляют сложности. Валы до 2.5 метров. После шивер есть один порог-мощная глубокая бочка на ¾ реки, обходится легко ближе к левому берегу. В бочку на двойках лучше не попадать. По нашей воде безаварийный выход вряд ли возможен. Далее можно выделить ещё один порог-косые валы и прижим к скале ЛБ. Всё шли сходу на взаимостраховке. Прокатили и поехали выше на порог 412 Порог «412» (2-3к.с.) Расход реки в этом месте около100 кубов. Представляет собой шиверу протяженностью 1.3 км с валами до 1,5 м. Маневры среди обливников. Сходу на взаимостраховке. Особого интереса не представляет. Здесь уже значительно меньше снега внизу на земле (чего не скажешь о верхе – небе), чувствуется «южное дыхание». Здесь хороший хвойный лес, который дает дрова, тепло и защищает от неугомонного ветра. На стоянке были друзья нашего водителя Жени, тоже водники. У них сегодня открытие сезона. Встали недалеко от них. Утро, опять повалил снегопад. Собрались быстро. Ехать 300 км до р.Колвица. По дороге остановились на смотровой площадке на Кандалакшский залив. Пейзаж действительно завораживающий. Если будете в тех краях, обязательно остановитесь там и обязательно поднимитесь наверх на скалу полюбоваться этими магически-притягательными видами. р. Колвица Приехали на пор. Черный. Осмотрели. Пошли на прохождение. Порог «Черный»(3 к.с.) Мощная шивера с хорошим падением в скальном сужении длиной 200м. В начале порога обливные камни, в середине косой слив с бочкой. В конце порога жесткие валы и бочки следуют одна за другой. Мощность бочек к концу порога увеличивается. Сразу за последней бочкой справа остатки ряжевой стенки. Далее река разделяется на три шиверистые протоки, правая более полноводная. Порог очень хорошо подходит для тренировок, чем мы и занялись. Проходили порог различными способами. Заранее выбирали траекторию, которой старались придерживаться. Основная цель тренировок — максимально использовать водные препятствия (струи, сбойки, бочки, валы, улова) для различных маневров. Проходили только на взаимостраховке с воды. Порог-водопад «Мельничный»(4+ к.с.) После окончания порога Черный русло разбивается на 3 протоки. В протоках каменистые шиверы. Левая протока резко уходит влево, образуя левую протоку Колвицкого Водопада. Правая протока шиверы делает дугообразный поворот налево и, соединяясь с центральной, переходят в правую протоку Колвицкого водопада. Правая протока водопада состоит из 2х ступеней общим перепадом высоты около 7 м. Основной слив разделен скалой на 2 части. Справа более высокий водопадный слив (неровный, видны торчащие камни), под ним мощный котел. В левой части водопада каскад. Слив более ровный, падает на ступеньку, образуя мощную бочку. Со ступеньки идет полукруглый скат к ЛБ, справа поток частично сливается в котел под ПБ. За сливом очень мощная широкая бочка. Далее следуют наклонный подковообразный слив с бочкой под ним. Основная струя непрерывной пеной идет по центру и справа. Поток уходит к ПБ пенными валами и через косой слив выходит пенной струей к соединению с левой протокой водопада. Далее идет шивера. Во многих описаниях этот порог классифицируют 5 и даже 5-6 к.с. Ну не тянет он на такую категорию, по крайней мере в нашу воду, но порог техничный и интересный. Кулагин Г. и Лапшин А. решили пройти порог. Страховали с ПБ спасконцом и катом за порогом. Страховка по ЛБ спасконцом невозможна. Первая бочка проносная, зашли на небольшой скорости, здесь главнее точность захода. Вторая бочка мощнее, нужен разгон. Разогнались, зацепились. В бочке немного развернуло направо и из-за подпора притормозило, что дало нам возможность спокойно переместиться к правому берегу, справа обходя третью бочку. Далее выходная шивера. У начала порога «Черный» красивая, просторная стоянка на ПБ. Там и разбили лагерь. Сегодня, наконец-то, потеплело до +6 и даже выглянуло пару раз солнышко. Ещё вчера на Колвице обнаружили пропажу спасжилета Ирины. Скорее всего, его забыли пристегнуть к катамаранам, и во время перевозки он вылетел из прицепа. Путь наш лежал через г.Кандалакша, там и решили попробовать купить спасжилет. Узнали, что в городе есть 3 рыболовных магазина, но т.к. было воскресенье, то первый был закрыт, во втором спасы закончились и третий тоже был закрыт. Вернулись к первому магазину. У соседей узнал номер телефона хозяина магазина. Созвонился, он сказал, что через 2 часа будет в городе и сможет продать нам спасжилет. Решили сходить на залив. Через 2 часа подошли к магазину, купили спас и поехали на реку. Проезжая мост через р.Рябина, мы поняли, что из-за отсутствия воды не сможем её идти. Поехали на р.Канда. Порог-водопад на р.Канда. Река сужается с 50 до 20 м. Разгонная шивера, поворот направо, мощный косой метровый вал. По центру стоит петух, образованный сбойкой, за ним небольшая косая бочка и через несколько метров падение — водопадный слив 1.7 м, и от ПБ на 2/3 тянется глубокая бочка. Лишь у самого левого берега имеется промывная струя. В нашу воду бочка была не очень мощная,катамараны держала слабо. При более высоком уровне воды бочка становится жестче и мощнее. Устроили тренировку на реке. Заходы в улова в центре порога, буф бочки, действия экипажа в бочке, траверс бочки. Страховались с ЛБ спасконцом и с ПБ катамараном. По ЛБ на верху сразу за выходной шиверой порога есть хорошая, просторная стоянка. На ней заночевали. Утром выехали на р. Красненькая. После съезда с асфальта началась гравийка. Дорога сначала была вполне проезжаема, но вскоре после отворота на озера наш УАЗик зарылся в снег и стало понятно, что сегодня мы не доедем до Красненькой. Как оказалось после, мы смогли проехать едва ли четверть пути. У Жени был запасной вариант на этот случай. Он связался с местным водителем Виктором, который обычно забрасывает группы на ГАЗ-66. Виктор сказал, что сможет приехать завтра утром. Доехали до моста через р.Тунцайоки и встали на стоянку. Здесь наша машина сопровождения и её водитель Женя, который за это время стал полноценным участником нашей группы, должны нас покинуть. Прощаемся. Перепаковываем продукты. Ужин. Сон. В 10.00 приехал Виктор на 66-ом. Каты завязали на крышу, погрузили вещи и поехали на реку. Утром распогодилось, светило солнце, заметно потеплело. Доехали до р.Красненькой в 14.00. Там уже стояла одна группа из Москвы. Накачали каты, погрузили вещи, сделали перекус и вышли на воду. Через пару перекатиков каньон Короткий. Каньон Короткий (4 к.с.) Длина препятствия: 350 м. Обнос и просмотр: по правому берегу до начала быстротока. Стоянка: неплохая стоянка по правому берегу перед заходом в порог, также в конце каньона есть плохенькая стоянка на две-три палатки. Уклон: около 20 м/км. Ориентиры: после сужения крутой левый поворот, видно скальное сужение, падение. Река входит в настоящий каньон с высокими отвесными скальными стенками высотой до 5-10 м. Вход в каньон в дальней левой части разлива. Каньон состоит из двух ступеней, разделенных короткой, каменистой шиверой. Заход в первую ступень на левом повороте. Все залито, если идти слева, то прижим к скале, по центру неприятная бочка, а справа образуется язык, затем под левым берегом слив в скальном сужении (ширина около 2,5 м, высота 0,7 м), за сливом держащая бочка. Далее прижим к правому берегу, после которого мощная бочка. За коротким плесом начинается быстроток с одним уловом под левым берегом,переходящий во вторую ступень каньона. Характер берегов не меняется, все те же скалы и огромные каменные глыбы. Русло сжимается до 7-10 м. Перед входом в слив островок с кустами (около правого берега). Мощный слив через каменную гряду высотой до 1 м, слева бочка мощная и занимает 2/3 речки, а справа мощный поток, идущий вдоль правого берега навалом на правый берег, затем длинная горка с большими валами и общим падением до 3 м, косыми сливами через всю реку. В конце довольно приличный слив с бочкой и выходная шивера. Далее большое озеро. Осмотрели порог. Порог вообще «не короткий»! Решили идти с вещами. После первой ступени основная задача была уйти к правому берегу, чтобы не зацепить мощную бочку во второй ступени. Страховали после первой ступени спасконцами, после второй катамараном и один спасконец ставили на бочку второй ступени. Все экипажи успешно прошли порог. После выхода с Короткого на ПП маленький порожек 1к.с. с каменистым островом. Шли колонной, замыкающими были Андрей и Дима, и каким-то чудом они смогли задеть этот островок и найти на нем острый зубик, о который и распороли 60 см своего катамарана. Ну посмеялись, вышли на берег, быстро зашились и заклеились, благо что погода изменила к нам свое отношение, было тепло даже уже к вечеру. Ремонт занял около часа. Порог «Прыжок» (2 к.с.) Высота слива около 2 м, бочка слабая. Осмотрели. Прошли по прямой по языку. Порог «Щеки» (3+ к.с.) Большой камень запирает мощный поток и сбрасывает его под левую скалу. В нашу воду вода залила камень и через него образовался вертикальный слив, который порождал вертикальный гриб, запирающий выходную часть порога. Струя была только возле левой скалы. Вытащили вещи на тропу и пошли на прохождение. Рома и Леша шли первыми. На заходе маленькая шивера. Ребята оттолкнулись от берега и пошли по струе. Неожиданно эта небольшая струйка прижала кат к скале ПБ. Секунд 30 катамаран держало в прижиме, пару раз Рома побегал со своего баллона на соседний и обратно, была опасность киля. Но вышли благополучно. Далее ребята четко зашли в основной слив, вовремя зацепились после слива на поганках и после небольшой борьбы вышли успешно. Вторыми проходили Гена и Ирина. На сливе немного развернули носы вправо, чтобы точно уйти от скалы ЛБ, за счет этого вынесло немного правее и катамаран застрял на поганках. Через 2 минуты кружения по поганкам и тщетных попыток выбраться наконец удалось хорошо зацепиться за струю, идущую прямо у левой скалы и выйти из порога. Третьими шли Дима и Андрей. На заходе слишком сильно повернули кат влево, задели левым носом скалу. Левый гребец остался на сливе, и его утянуло вниз, а вмести с ним и кат. Кильнулись. Андрей ушел самосплавом, ниже его подобрала страхующая двойка. Дима остался на катамаране, поймал и закрепил спасконец. К этому времени подошел Андрей. Вдвоем пытались вытащить кат с сидящим на нем Димой, но тщетно – поганки очень мощные. Кинули Диме веревку, он выбрался по ней на наш ПБ. Втроем наконец вытянули кат. Оставшиеся два порога решили проходить уже завтра. Каты оставили сразу за Щеками. Обнесли вещи за порог «Горка» и там на озере встали на стоянку. Стоянка популярная, поэтому за дровами ходили далеко. Утром после завтрака собрали вещи, оставили их на стоянке, сами пошли к катамаранам для прохождения «Кавказского» и «Горки». Попутно осмотрели пороги, выбрали траекторию движения. Выставили страховку и съемку. Порог «Кавказский» (4 к.с.) Обнос и просмотр: осмотр обязателен по ПБ. Длинная (более 200м) непрерывная цепочка порогов (сливов, бочек, прижимов). Заходная шивера мощная, нужно маневрирование, чтобы не залезать в наиболее мощные валы и бочки. Первый экипаж прошел порог и встал на страховку в конце порога. Остальные 2 экипажа также успешно прошли порог. Порог «Горка» (4- к.с.) Сначала идет водоскат с перепадом высот 2-2,5 м и длиной около 8 м с небольшой косой бочкой и прижимом к скале ПБ. Угол падения около 45º. Левая часть русла забита камнями. Дальше идет мощная выходная шивера, заканчивающаяся косой бочкой у ЛБ. В выходной шивере уходили с правого берега на левый. Прошли порог походной колонной с взаимостраховкой. Стрелка с р.Кутсайоки. Порог «Сомнительный» (4 к.с.) Осмотр и обнос по ЛБ. В пороге сначала два слива через все русло примерно по 1,5 м, разделенных быстротоком длиной около 7 м. Первая ступень почище ближе к центру, вторая — справа. После первого слива прижимает вправо к скале. В центре стоит зубец на которой идет поток. Затем крутой поворот направо с прижимом к левому берегу, слив около 0,7-1м, поворот налево и мощный косой бочкой на выходе. Обнесли вещи. Выставили страховку за порогом, съемку на острове. Шли штатно — первый экипаж после прохождения встает на страховку, далее идет второй, далее третий. Первый экипаж Леша с Ромой в первую бочку вошли немного левее, из-за этого их развернуло и во вторую вошли полулагом, бочка немного закусила кат и развернула кормой вперед, но ребята зацепились вовремя и вышли кормой, далее развернули кат перед третьей бочкой и закончили прохождение. Остальные два экипажа заходили правее и прошли всё безошибочно. Порог «Муравейный» (3 к.с.) Чалка к левому берегу. Ориентиры: резкий левый поворот. Слева пересохшая протока (по малому уровню воды), в большую воду здесь скальный остров, поросший лесом. На входе водная горка с множеством камней, затем слив 1 м в скальном сужении с отбойными косыми валами от скалы правого берега. Заход на «горку» по центру. Выход чистый. Слева за порогом улово. Шли сходу на взаимостраховке. Порог «БСТ» (3 к.с.) Осмотр по ПБ. Большой камень на заходе и множество мелких камней задают множество возможных траекторий прохождения. Осмотрели, проходили походной колонной. Порог «Оба-на» (5 к.с.) Водоскат в левой (основной части) русла и отвесный водопад в каменную чашу в правой части. На заходе косой вал, который сверху не кажется большим, но на деле катамаран накреняется прилично. Отбойный вал по центру от камня в основной плите (катамаран проходит поверх камня), отбой от двух камней по ЛБ — один в середине плиты, другой в самом конце. По низкой воде отбой несильный, и при неправильном заходе есть опасность налететь катамараном на второй камень. В некоторых, особенно старых лоциях указан как 6 к.с., это неверно. Ничего сложного в прохождении водопада нет, хотя водопад действительно очень-очень мощный. Здесь главное правильно зайти, при правильном заходе можно поднимать весла вверх и ничего не делать. Скорость потока настолько велика, что попытки рулить на треке бесполезны, а скорость судно набирает такую, что без проблем пробивает основную бочку. В малую воду может быть опасен из-за нижнего вала, образованного отбоем от левой скалы, который может стать недостаточно сильным. А в большой паводок водопад неприятен своей мощью. Страховку необходимо ставить по двум берегам или хотя бы на ЛБ, так как слева огромное улово с обратным подсосом под основной слив. Еще для его прохождения нужны крепкие нервы и крепкие суда. Вот с последними как раз и вышла накладка. Занесли катамаран для страховки. Перечалили на ПБ. Выставили страховку неправильно -только на ПБ, отсюда удобнее перекрывать выходную струю спасконцом. Первый экипаж -Рома и Леша. Ребята точно зашли, слились по треку и удачно пробили основную бочку на выходе. Дима и Ирина от прохождения отказались, поэтому решили пройти сборными экипажами. Один кат остался на страховке, второй занесли на прохождение. Пошли Рома и Андрей, зашли точь-в-точь как и в прошлый раз, но после попадания в основную бочку кат перевернулся, причем во время переворота из левого балона вылетел поддув полностью. Катамаран начало крутить в улове ЛБ. Ребята зацепилсь за остатки ката, когда судно по кругу подошло наиболее близко к берегу, Рома отцепился и вплавь добрался до берега. Андрей остался в воде, держась за один оставшийся на плаву баллон. Несколько раз его подтаскивало под слив, выплевывало и опять по большому кругу улова подсасывало под слив. Страховочная двойка перечалилась на ЛБ и к этому времени Андрей очередной раз проходя мимо берега сделал рывок и доплыл, там ему помог выбраться Рома. Далее отловили остатки судна, весла и отдельно плавающий поддув. Гандолу катамарана распороло от носа до кормы. На днище была небольшая царапина и от этой царапины, от мощного гидроудара шкура просто «взорвалась». Не выдержал катамаран второго прохождения. Зашивали 6 часов, пошли спать в 5 утра. Проснулись в 10. Завтрак. Сборы, в 12 были на воде. Совсем распогодилось — солнце и тепло. Подошли к водопаду «Маманя». Обнос в большинстве описаний указан по ЛБ, там же мы нашли остатки троса, которого уже давно нет. По ЛБ тропа плохая — обносить неудобно. Начали обнос. Рома с Лешей решили перечалить два пустых ката и обнести их по ПБ. Как оказалось, по ПБ тропа намного лучше. Итог: обнос Мамани по ПБ. Обнеслись, сделали перекус и пошли до порога Тесный. Порог «Тесный» (4 к.с.) Чалка к правому берегу. Есть тропа обноса и стоянка. Ближе к концу порога есть стоянка. Также примерно за 100-200 м до Тесного справа каменистый выход на ПБ среди травы — от него тропа поднимается на полку, небольшая стоянка. Ориентиры: русло реки сужается скальными выступами, впереди по курсу большой камень, перегораживающий реку. От водопада Маманя до порога Тесный 25-30 минут сплава по плесу. В нашу воду можно выделить две ступени. 1-я ступень порога — в сужении посередине камень, проходили справа. Далее навал на камень, от него уходили влево. 2-я ступень — слив с бочкой на 2/3 ширины реки, слева пологий язык, шли по нему. Проходили порог по очереди, страховали спасконцами после первой ступени и катамараном с воды после второй. Все экипажи прошли порог успешно. Через час пятнадцать были на бане. Опознать это место не состовляет труда. Справа и слева большие поляны. Справа на берегу беседка и баня. Зачалились слева, туда подходит дорога. Антистапель, просушка, сборка вещей, последний ужин на реке. Утром следующего дня придет машина до Кандалакши. Контакты водителей Евгений Лапшин — машина сопровождения, советы опытного каякера и местного гида. Постоянный помощник и полноправный участник группы. Телефон 89052945288. Виктор – ГАЗ-66, УАЗ-буханка, осуществлял заброску и выброску на р. Кутсайоки. Телефон 89113228580. Оптимальные сроки для проведения спортивно-тренировочного похода в этой местности – конец мая-начало июня. В это время паводок обычно уже начинает сходить. По такому уровню воды описанные участки рек имеют наибольший спортивный интерес. Температура поднимается до 15 градусов, а иногда и более. К сожалению, в этом году погода запоздала на месяц. Рядом с реками есть автомобильные дороги – асфальтовые и грунтовые. Удобнее всего перемещаться на машине сопровождения. Участки рек и пороги разнообразны и интересны. Есть возможность для обкатки порогов и тренировок. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Афоризмы и цитаты про суицид![]() |
Новое
- Лицо зимы поэтические цитаты для детей
- Урок русского языка "мягкий знак после шипящих у существительных"
- Щедрое дерево (притча) Как придумать счастливый конец сказки щедрое дерево
- План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?
- Восточная Азия: страны, население, язык, религия, история Являясь противником лженаучных теорий деления человеческих рас на низшие и высшие, он доказал справед
- Классификация категорий годности к военной службе
- Неправильный прикус и армия Неправильный прикус не берут в армию
- К чему снится умершая мама живой: толкования сонников
- Под какими знаками зодиака рождаются в апреле
- К чему снится шторм на море волны